Научная статья на тему 'Адаптация студентов-первокурсников с особыми образовательными потребностями к обучению в вузе как педагогическая проблема'

Адаптация студентов-первокурсников с особыми образовательными потребностями к обучению в вузе как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТУДЕНТЫ С ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ / УСЛОВИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ / ADAPTATION TO EDUCATIONAL ACTIVITIES / STUDENTS WITH CHRONIC DISEASES / CONDITIONS FOR LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скамьянова Татьяна Юрьевна

Статья посвящена вопросам выяснения, какие категории студентов нуждаются в предоставлении условий для обучения с учетом состояния их здоровья и особенностей психофизического развития, как того требует Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании», и какие задачи необходимо решить для создания таких условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of first-year students with special educational needs to education as a pedagogical problem

The article is devoted to the issues of finding out which categories of students need to be provided with the conditions for training, taking into account their health and peculiarities of psychophysical development, as required by the Federal law of the Russian Federation «On education», and what tasks need to be solved to create such conditions.

Текст научной работы на тему «Адаптация студентов-первокурсников с особыми образовательными потребностями к обучению в вузе как педагогическая проблема»

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

Скамьянова Татьяна Юрьевна,

Пермский национальный исследовательский политехнический университет, специалист по социальной работе (в системе адаптации), кандидат технических наук, доцент, 8ирвгт@тай. ги

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация

Статья посвящена вопросам выяснения, какие категории студентов нуждаются в предоставлении условий для обучения с учетом состояния их здоровья и особенностей психофизического развития, как того требует Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании», и какие задачи необходимо решить для создания таких условий. Ключевые слова:

адаптация к учебной деятельности; студенты с хроническими заболеваниями; условия для обучения.

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 №27Э-ФЗ предусматривает для всех студентов «получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции» [13]. Предоставление условий для обучения с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития студентов является их основным правом [13]. Поскольку во время принятия закона №273-ФЗ не было достаточно проработанной и основательной базы трудов, содержащих описание и результаты исследований по конкретным аспектам обучения лиц, не обладающих полноценным здоровьем [17], Минобрнауки России опубликовало методические рекомендации по организации образовательного процесса для таких лиц [8]. В нормативном документе по уровню создания условий для обучения такие обучающиеся были разделены на следующие категории:

• обучающиеся, для которых необходимы адаптированные «программы подготовки с учетом различных нозологий»;

• обучающиеся, которые хотя и страдают заболеваниями, например нарушением функций опорно-двигательного аппарата, но могут осваивать неадаптированные образовательные программы;

• обучающиеся, которые могут осваивать неадаптированные образовательные программы, но страдают хроническими заболеваниями, длительно и часто болеют [8].

Академик Г.А. Бордовский, изучавший процессы интеграции лиц, не обладающих полноценным здоровьем с практически здоровыми однокурсниками, отмечает, что такая интеграция возможна, хотя в настоящее время она не является полной и разносторонней [17]. Поэтому для выполнения требований нормативных документов [13] о предоставлении условий для обучения с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития студентов необходимо выяснить, какие категории студентов нуждаются в таких условиях для обучения и какие задачи необходимо решить для создания таких условий. Следовательно, существует проблема адаптации студентов-первокурсников с особыми образовательными потребностями (далее - ООП) к обучению вузе.

Подчеркнем, что в представленной статье речь идет о тех студентах, которые могут осваивать неадаптированные образовательные программы профессионального образования.

Для тех студентов, которые, имея инвалидность, могут осваивать неадаптированные образовательные программы для лиц с хроническими заболеваниями, длительно и часто болеющих, существуют рекомендации по комплексному сопровождению образовательного процесса [8]. Однако лицам, имеющим инвалидность, необходимо дать письменное согласие на предоставление образовательной организации сведений о состоянии их здоровья [8], передать заключение медицинского учреждения, где они проходили обследование на соответствие состояния их здоровья требованиям, предъявляемым к специалистам по избранной ими специальности [16]. Комплексное сопровождение включает организационно-педагогическое сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение, социальное сопровождение и медицинско-оздоровительное сопровождение [8].

Комплексным сопровождением могут воспользоваться и беременные студентки. Большинство из них, по мнению Т.Е. Белокриницкой, О.К. Никончик, Ж. Шмитца и мн. др., испытывают недомогания [2; 25; 28]. Таким студенткам необходимо сохранять здоровый образ жизни [8], в том числе находить время для дополнительного отдыха. Поэтому вопросы гигиены труда беременных женщин регулируют нормативные акты российского законодательства [19; 23].

Учебную деятельность студентов-сирот регламентирует множество нормативных материалов [3; 4; 12]. Для таких лиц характерны состояние «адаптационного конфликта» [4], то есть конфликта между требованиями действительности и их возможностями (профессиональными, физическими, психологическими), большая тревожность, иждивенчество, низкий уровень сформированности навыков самостоятельной жизни. В.С. Керженцев отмечал, что этим молодым людям нужна помощь «в выработке ценностных ориентаций личности» [22], и предлагал обратить внимание на развитие их коммуникативных способностей. Ряд исследователей считают, что сиротам необходима адресная помощь в социализации [9], включающая пропаганду гигиенических знаний, формирование навыков здорового образа жизни [8] и дополнительные психолого-педагогические меры по организации их профессиональной подготовки и трудоустройства [22].

Следующей категорией студентов, которой закон гарантирует условия обучения, учитывающие особенности их психофизического развития [13], являются лица, склонные к переутомлению при интенсивных интеллектуальных нагрузках. В.И. Циркин считает, что чрезмерные умственные занятия неблагоприятно сказываются на здоровье таких студентов, и предлагает ряд доступных средств для снятия утомления [24]. Нередко они испытывают трудности даже при решении типовых задач, что объясняется психологическими особенностями таких лиц [18]. Педагогам, работающим с такими студентами, Т.Б. Дмитриева рекомендует внимательно наблюдать за их работоспособностью, учитывать заниженную скорость выполнения ими учебных заданий [6].

Студента зрелого возраста отличает, прежде всего, сложившийся профессиональный и социальный статус, определяющий его отношение к сокурсникам и педагогам, важным мотивом его успешной адаптации к учебной деятельности является мотив личного престижа. Педагоги высшей школы считают, что у студентов зрелого возраста, как правило, уже сформирована собственная система ценностей, «которая складывалась годами» [1]. Эти лица осознанно прибегают к комплексному сопровождению образовательного процесса. Зрелый возраст студента предполагает индивидуальные временные интервалы для освоения нормативного материала. Интенсивные учебные нагрузки приводят таких лиц к хроническому переутомлению, появлению недомоганий, лишают социального благополучия [27; 10].

Изучение индивидуальных и социальных характеристик вышеназванных категорий студентов, которым необходимы особые условия для обучения, свидетельствует о том, что у них, как у субъектов педагогической системы технического вуза, есть ярко выраженные общие особенности в отличие от благополучных студентов, обладающих практически полноценным здоровьем, такие как:

• порождение своим взаимодействием с окружающими проблем;

• наличие внутренних конфликтов;

• кодирование информации в проблемных ситуациях [5].

Часть студентов с ООП склонна к резким вербальным оценкам коммуникативных партнеров [4], многие лица прибегают к тактике кодирования, когда, как поясняет С.М. Юсфин, мысли такой студент «пытается утаить, а действий ждет в соответствии со своими мыслями» [5].

Однако каждой категории этих лиц присущи и характерные только для нее черты, наиболее значимые для осуществления педагогического процесса получения высшего образования. Студенты-сироты испытывают затруднения в практическом применении выученного материала; студенты, склонные к переутомлению, медлительны; студенты, часто или длительно болеющие, нередко находятся в медицинских учреждениях во время занятий; студенты зрелого возраста часть учебного времени тратят на выполнение производственных заданий по месту работы; женщины во время беременности быстрее утомляются [20].

Таким образом, студентам с хроническими заболеваниями и некоторым инвалидам, студентам-сиротам, студентам, склонным к переутомлению, студентам зрелого возраста, беременным студенткам при освоении неадаптированных образовательных программ профессионального образования необходимо комплексное сопровождение образовательного процесса [8]. Эти лица имеют «особые образовательные потребности» в условиях, необходимых для оптимальной реализации их актуальных и потенциальных возможностей [7].

В начале семидесятых годов прошлого века В.И. Лубовский сформулировал определение понятия «особые образовательные потребности», согласно которому - это «потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей (когнитивных, энергетических, эмоционально-волевых, включая мотивационные), которые может проявить» [7] обучающийся в процессе обучения. После 29.12.2012 круг лиц с ООП расширен [13].

Термин «лицо с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) появился в российском законодательстве сравнительно недавно. Принятый 02.06.1999 Государственной думой Федерального Собрания РФ Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» №97801857-2 определяет, что лицом с ограниченными возможностями здоровья «является лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования» [14].

После публикации закона № 120-ФЗ [11] в законодательных актах РФ словосочетание «с отклонениями в развитии» заменено словосочетанием «с ограниченными возможностями здоровья». Этот термин неравнозначен термину «инвалид», поскольку инвалидом признается лицо «в установленном законом порядке» [26]. Как было показано ранее, даже имея инвалидность, молодой человек может учиться с практически здоровыми сверстниками, если успешно прошел медицинское обследование. А лицо с ОВЗ, напротив, не являясь инвалидом, может нуждаться в адаптированной образовательной программе для обучения в вузе, будучи, например, слабовидящим или слабослышащим.

Таким образом, к группе людей с ОВЗ «относятся лица, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или отдельных разделов образовательной программы вне специальных условий воспитания и обучения» [26].

Обратим внимание на требования, предъявляемые к студентам вуза. Анализ ряда федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВО) технических специальностей, начиная с 2010 года, позволил определить, что лица с ООП в этих нормативных документах не упоминаются. Поэтому выпускник вуза, бывший студентом с ООП, должен быть способен «выполнять высокотехнологичный инновационный

менеджмент» [15] точно так же, как и его практически здоровый однокурсник. Следовательно, студенту с ООП для того, чтобы за годы учебы в вузе в полном объеме сформировать общекультурные, профессиональные и специальные компетенции, необходимо сначала провести диагностику и коррекцию своих «нарушений учебных и коммуникативных умений» [8].

Нормативные документы подчеркивают, что трудиться, а возможно, и руководить коллективом, выпускнику вуза придется в условиях нестандартных ситуаций [15], нередко встречающихся из-за «чрезмерной сложности социального бытия» [1]. Более того, молодой инженер должен быть готов нести персональную ответственность за принятые им управленческие решения [15]. В тексте приказа четко оговорены требования к самооценке специалиста. Он должен уметь давать принципиальную оценку своим трудовым навыкам, критически оценивать свои достоинства и недостатки; считать для себя важной работу по развитию достоинств и устранению недостатков - для этого намечать пути воздействия на свой внутренний мир, стремиться к саморазвитию и устранять пробелы в знаниях. Формирование ряда компетенций осуществляется при прохождении системы практик (ознакомительная, учебная, производственная, технологическая, преддипломная и др.) [15]. На каждой практике студент должен выполнять практические задания, в том числе, участвовать в реальной работе подразделения. Как правило, это работа осуществляется в условиях вредной для здоровья и опасной среды производственных помещений.

Сложность поставленных перед студентами задач располагает технические университеты осуществлять адресную помощь студентам с ООП в период их адаптации к учебной деятельности. Для «дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений таких лиц, их профессиональной и социальной адаптации на этапе высшего образования» [8] им рекомендованы для освоения специализированные дисциплины. Это могут быть «дисциплины социально -гуманитарного назначения, профессионализирующего профиля» [8]. Нормативный документ рекомендует включать в содержание специализированных дисциплин сведения для «пропаганды гигиенических знаний и здорового образа жизни» [8], использовать наглядную агитацию. Согласно требованиям ФГОС ВО всех студентов, в том числе обучающихся с ООП, необходимо научить владеть «средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья» [15].

Таким образом, необходимо определить педагогические условия (содержательно-технологические, кадровые, материальные) успешной адаптации к обучению студентов с ООП.

В первую очередь необходимо выделить из общей массы первокурсников студентов, которые могут осваивать неадаптированные образовательные программы профессионального образования, но имеют потребность в адаптационной поддержке, то есть провести диагностику студентов.

В целом для разрешения выявленной проблемы необходимо решить следующие задачи.

1. Выявить характеристики различных категорий студентов с ООП для определения отличий таких лиц от благополучных студентов и необходимости внесения соответствующих изменений в традиционные условия взаимодействия субъектов педагогической системы.

2. Оценить успешность адаптации студентов с ООП к условиям учебной деятельности, к группе, к будущей профессии; определить возможности укрепления здоровья таких студентов в традиционных условиях обучения.

3. Разработать систему адаптации студентов с ООП к обучению.

4. Выявить «педагогические условия адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к обучению в техническом вузе» [21].

Решение выделенных задач позволит на теоретической основе осуществлять выбор форм взаимодействия со студентами, имеющими отставания в освоении учебных программ, поскольку большинство таких первокурсников являются лицами с ООП.

Литература

1. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: учебное пособие. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 576 с.

2. Большой энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1970. Т. 3. 640 с.

3. В добрый путь, выпускник! // Сборник нормативных правовых документов и методических материалов по вопросам защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Пермь: ПОНИЦАА, 2006. 72 с.

4. Дополнительная образовательная программа «Соучастие в судьбе» // Сборник программно-методических материалов. Пермь: ОТ и ДО, 2010. 64 с.

5. Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. М.: Образовательные проекты, Речь, Сфера, Агентство образовательного сотрудничества, 2010. 158 с.

6. Клиническая психиатрия / под ред. Т.Б. Дмитриева. М.: ГЭО ТАР МЕДИЦИНА, 1998. 508 с.

7. Лубовский В.И. Особые образовательные потребности // Психологическая наука и образование. 2013. Вып. 5. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/5/Lubovskiy.phtml

8. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса. №АК-44/05вн от 08.04.2014 [Электронный ресурс] // Информационно-правовое обеспечение Гарант: [сайт]. URL: https://base.garant.ru/70680520/ (дата обращения: 21.06.2018).

9. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов педагогических вузов / под ред. В.А. Сластенина, 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2002. 200 с.

10. Никуленкова О.Е. Предупреждение внутриличностных конфликтов студентов с учетом специфики гендерной идентичности в условиях вуза // Ежемесячный научный журнал. 2015. №4(9). Ч. 4. С. 148-150.

11. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.06.2007 №120 [Электронный ресурс] // Информационно-правовое обеспечение Гарант: [сайт]. URL: https://base.garant.ru/12154331/ (дата обращения: 18.07.2018).

12. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 21.12.1996 №159 (ред. от 07.03.2018) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_12778/ (дата обращения: 28.05.2018).

13. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 04.06.2018).

14. Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) от 14.05.1998 №97801857-2 [Электронный ресурс] // Техэксперт: [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901899761 (дата обращения: 27.06.2018).

15. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (с изменениями от 31 мая 2011 года): приказ Министерства образования и науки России от 25.01.2010 №66 [Электронный ресурс] // Техэксперт: [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902200015 (дата обращения: 01.07.2018).

16. Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующей должности или специальности: постановление Правительства Российской Федерации от 14.08.2013 №697 [Электронный ресурс] // Информационно-правовое обеспечение Гарант: [сайт]. URL: https://base.garant.ru/70434720/ (дата обращения: 21.06.2018).

17. Психолого-педагогические основы обучения студентов с ОВЗ в вузе / под ред. Б.Б. Айсмонтаса: хрестоматия для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с ОВЗ. М.: МГППУ, 2013. 334 с.

18. Ревенко Е.М., Сальников В.А. Типологические особенности проявления свойств нервной системы у студентов, различающихся уровнем интеллекта // Казанский педагогический журнал. 2008. №3. С. 76-86.

19. СанПиН 2.2.0.555-96. Гигиена труда. Гигиенические требования к условиям труда женщин. От 28.10.1996. № 32.

20. Скамьянова Т.Ю. Адаптированные педагогические технологии // European Social Science Journal. 2015. №7. С. 261-266.

21. Скамьянова Т.Ю. Педагогические условия адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к обучению в техническом вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. №3. С. 39-47.

22. Теория и практика социальной работы // Межвузовский сборник научных трудов «Актуальные проблемы социального сиротства». Пермь: Пермский университет, 1995. 100 с.

23. Трудовой кодекс РФ: принят Государственной Думой РФ 21.12. 2001, одобрен Советом Федерации 26.12. 2001 // Российская газета. №256, 31.12.2001 г.

24. Физиология человека / Н.Л. Агаджанян, Л.З. Тель, В.И. Циркин, С.А. Чеснокова. М.: Медицинская книга, 2003. 528 с.

25. Фролова Н.И., Белокриницкая Т.Е., Белозерцева Е.П. Гендерное поведение риска как основной триггерный фактор гинекологической заболеваемости студенток // Бюллетень Восточно-сибирского научного центра СО РАМН. 2012. №2-2. С. 102-105.

26. Черных С.Б., Пискунова В. Методические рекомендации для занятий физкультурой лицам с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Библиофонд: [сайт]. URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=889056 (дата обращения: 11.07.2018).

27. Шац И.К., Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Философские основы здоровьесберегающей педагогики // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2016. Ч. 2. №4. С. 316-319.

28. Шмитц Ж. Я жду ребенка / пер. с фр. В.А. Колягина. М.: Эксмо, 2008. 272 с.

Skam^yanova Tafyana Yur^evna,

The Perm National Research Polytechnic University, the Social work specialist (in the system of adaptation), Candidate of Technics, Assistant professor, st-perm@mail.ru

ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS TO EDUCATION AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

Annotation

The article is devoted to the issues of finding out which categories of students need to be provided with the conditions for training, taking into account their health and peculiarities of psychophysical development, as required by the Federal law of the Russian Federation «On education», and what tasks need to be solved to create such conditions. Keywords:

adaptation to educational activities; students with chronic diseases; conditions for learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.