Научная статья на тему 'Адаптация современных коммуникационных технологий как элемент цифровизации в сфере спорта на примере студенческой футбольной команды'

Адаптация современных коммуникационных технологий как элемент цифровизации в сфере спорта на примере студенческой футбольной команды Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
205
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / ФУТБОЛ / СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / SPORTS COMMUNICATIONS / STUDENT SPORTS / FOOTBALL / STATISTICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Епифанов Игнат Олегович, Шувалов Павел Евгеньевич, Нгуен Кристина Зунг, Юрченко Валентин Геннадьевич, Гаврилина Алина Олеговна

Введение. Процесс цифровизации становится неотъемлемой частью жизни человека в современном мире. Цифровые технологии проникают во все сферы деятельности человека, в том числе и спорт. Нельзя представить современного тренера или спортсмена, который не использует цифровые технологии для улучшения результатов и развития. Коммуникации между тренером и подопечным претерпели серьезные изменения за последние 20 лет. Объем информации растет из года в год. Быстрая обработка этого объема и структурированное, своевременное и персонализируемое донесение до спортсменов являются ключевыми факторами в использовании современных средств коммуникаций в командных видах спорта. Цель исследования изучение представленных на рынке программных решений для обеспечения профессионального анализа игровых видов спорта, анализ коммуникаций внутри спортивных клубов и формулировка основных принципов создания платформы для обеспечения коммуникации между тренерским штабом и спортсменами на уровне студенческих спортивных команд. Методика и организация исследования. Теоретический анализ, опрос и обобщение данных научных публикаций. Результаты исследования и их обсуждение. Были рассмотрены современные сервисы предоставления анализа систем данных для профессиональных команд. Были выявлены основные принципы адаптации современных технологий для применения их в качестве коммуникаций между тренерским штабом, административном штабом и спортсменами на примере студенческой футбольной команды. Выводы. Авторы данной статьи предлагают в качестве решения для вузов технической направленности создание собственной платформы для обеспечения цифровыми коммуникациями в профессиональной спортивной среде с необходимым для студенческого уровня функционалом.Introduction. The process of digitalization becomes an integral part of human life in the modern world. Digital technologies enter all spheres of human activity, including sports. It is impossible to imagine a modern coach or athlete who does not use digital technologies to improve results and development. Communication between the coach and his mentee has changed a lot over the past 20 years. The amount of information is growing from year to year. The quick processing of this information and structured, timely and personalized communication to athletes are the key factors in using of modern communications in team sports. The purpose of the research is to study the software solutions available on the market for providing professional analysis of game sports, as well as to analyze communications within sports clubs and to formulate the basic principles for creating a platform for providing communication between the coaching staff and athletes at the level of student sports teams. Research methodology and organization. Theoretical analysis, survey and generalization of data from scientific publications have been used. The results of the research and their discussion. Modern services for providing analysis of data systems for professional teams were considered. The main principles of adaptation of the modern technologies for their use as communications between the coaching staff, administrative staff and athletes were identified by using the example of the student football team. Conclusions. The authors of this article propose as a solution for technical universities to create their own platform for providing the digital communications in the professional sports environment with the necessary functionality for the student level.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Епифанов Игнат Олегович, Шувалов Павел Евгеньевич, Нгуен Кристина Зунг, Юрченко Валентин Геннадьевич, Гаврилина Алина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация современных коммуникационных технологий как элемент цифровизации в сфере спорта на примере студенческой футбольной команды»

pp. 141-146.

7. Rumyantseva, N.V. (2019), "Problems of implementation of the all-Russian physical culture and sports complex "Ready for labor and defense" (GTO) in physical education of students", Science-2020, No. 4(29), pp. 98-102.

8. Sobyanin, F.I. and Lotonenko, A.V. (2009), "Development of modern concepts of physical culture in Russia from the position of cultural approach", Bereginya.777.Sova, No. 1, pp. 163-175.

9. Futorny, S.M. (2014), Health-Saving technologies in the process ofphysical education of students, Summit-book, Kiev.

Контактная информация: egorychev64@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 22.04.2020

УДК 796.332

АДАПТАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ЭЛЕМЕНТ ЦИФРОВИЗАЦИИ В СФЕРЕ СПОРТА НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ ФУТБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ

Игнат Олегович Епифанов, ассистент, Павел Евгеньевич Шувалов, ассистент, Кристина Зунг Нгуен, ассистент, Валентин Геннадьевич Юрченко, ассистент, Алина Олеговна Гаврилина, ассистент, Санкт-Петербургский политехнический университет

Петра Великого

Аннотация

Введение. Процесс цифровизации становится неотъемлемой частью жизни человека в современном мире. Цифровые технологии проникают во все сферы деятельности человека, в том числе и спорт. Нельзя представить современного тренера или спортсмена, который не использует цифровые технологии для улучшения результатов и развития. Коммуникации между тренером и подопечным претерпели серьезные изменения за последние 20 лет. Объем информации растет из года в год. Быстрая обработка этого объема и структурированное, своевременное и персонализируемое донесение до спортсменов являются ключевыми факторами в использовании современных средств коммуникаций в командных видах спорта. Цель исследования - изучение представленных на рынке программных решений для обеспечения профессионального анализа игровых видов спорта, анализ коммуникаций внутри спортивных клубов и формулировка основных принципов создания платформы для обеспечения коммуникации между тренерским штабом и спортсменами на уровне студенческих спортивных команд. Методика и организация исследования. Теоретический анализ, опрос и обобщение данных научных публикаций. Результаты исследования и их обсуждение. Были рассмотрены современные сервисы предоставления анализа систем данных для профессиональных команд. Были выявлены основные принципы адаптации современных технологий для применения их в качестве коммуникаций между тренерским штабом, административном штабом и спортсменами на примере студенческой футбольной команды.

Выводы. Авторы данной статьи предлагают в качестве решения для вузов технической направленности создание собственной платформы для обеспечения цифровыми коммуникациями в профессиональной спортивной среде с необходимым для студенческого уровня функционалом.

Ключевые слова: спортивные коммуникации, студенческий спорт, футбол, статистический

анализ.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p159-164

ADAPTATION OF MODERN COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS AN ELEMENT OF DIGITALIZATION IN SPORTS ON THE EXAMPLE OF A STUDENT

FOOTBALL TEAM

Ignat Olegovich Epifanov, the assistant, Pavel Evgenyevich Shuvalov, the assistant, Kristina Zung Nguen, the assistant, Valentin Gennadyevich Yurchenko, the assistant, Alina Olegovna Gavrilina, the assistant, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

Abstract

Introduction. The process of digitalization becomes an integral part of human life in the modern world. Digital technologies enter all spheres of human activity, including sports. It is impossible to imagine a modern coach or athlete who does not use digital technologies to improve results and development. Communication between the coach and his mentee has changed a lot over the past 20 years. The amount of information is growing from year to year. The quick processing of this information and structured, timely and personalized communication to athletes are the key factors in using of modern communications in team sports. The purpose of the research is to study the software solutions available on the market for providing professional analysis of game sports, as well as to analyze communications within sports clubs and to formulate the basic principles for creating a platform for providing communication between the coaching staff and athletes at the level of student sports teams. Research methodology and organization. Theoretical analysis, survey and generalization of data from scientific publications have been used. The results of the research and their discussion. Modern services for providing analysis of data systems for professional teams were considered. The main principles of adaptation of the modern technologies for their use as communications between the coaching staff, administrative staff and athletes were identified by using the example of the student football team.

Conclusions. The authors of this article propose as a solution for technical universities to create their own platform for providing the digital communications in the professional sports environment with the necessary functionality for the student level.

Keywords: sports communications, student sports, football, statistical analysis.

ВВЕДЕНИЕ

Современный профессиональный тренер работает с большим числом статистических данных как своей команды и игроков, так и команды соперников, может получить видеоанализ командных или индивидуальных действий практически любых профессиональных команд или игроков в мире.

Различные методы многомерного анализа, реализованные в статистических программах, позволяют определить закономерности, которые могут быть использованы при принятии тех или иных верных решений при подготовке к спортивным соревнованиям. Технологии «Big data» - это набор инструментов, различных в подходе и в методах обработки структурированных и неструктурированных типов данных, который обеспечивает их использование для конкретных целей [5]. «Неструктурированными данными» называют информацию, не имеющая изначально определённый порядок или структуру. Данный принцип в формировании информационной базы необходим для проведения дальнейшего анализа по различным параметрам. В основе «Big data» лежат технологические решения, позволяющие проводить анализ огромного количества данных.

Основной задачей развития коммуникаций между тренером и подопечным в спорте является выделение в этом потоке наиболее важной информации, компактное и удобное её предоставление [2]. Спортивными клубами выбираются программные обеспечения и компании по предоставлению статистического анализа, которые специализируются на том или ином виде спорта.

Такие компании как InStat, Opta, Hudl, Wyscout, использующие технологии «Big data», обеспечивают футбольные клубы необходимой статистической информацией и видеоанализом [1]. Внутри каждого крупного спортивного клуба существуют целый отдел аналитиков, который обеспечивает необходимой структурированной информацией тренерский штаб, а также собственные платформы для анализа данных и для коммуникаций [8]. Основными средствами коммуникаций в футбольных клубах являются общекомандные собрания, митинги отдельных штабов, индивидуальные беседы, бумажные документы и отчеты, электронная почта и чаты в социальных сетях или в системах мгновенного обмена сообщениями. Регулярное пользование услугами всех вышеперечисленных компаний является дорогостоящим для любительских, студенческих, полупрофессиональных и профессиональных команд нижних лиг. Также встает вопрос о необходимости столь подробного анализа для тренеров и спортсменов данного уровня. Если брать в расчет

тенденции развития современных коммуникаций, предоставляется возможным пересмотреть подход к профессиональным связям в спортивной сфере, а конкретно к предоставлению внутри спортивного клуба информации и реализовать на примере студенческой спортивной команды.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В подготовке спортсмена в командных видах спорта выделяется несколько составляющих: физическая, техническая, психологическая и тактическая. Эти аспекты тесно связаны между собой. В таблице 1 представлена профессиональная зона ответственности в подготовке спортсмена структур клуба, непосредственно отвечающих за спортивную деятельность.

Таблица 1 - Про< ессиональная зона ответственности в подготовке спортсмена

Структуры Тренерский штаб Медицинский штаб Аналитический штаб Спортсмены

Составляющие подготовки спортсмена 1) физическая 2) техническая 3) психологическая 4) тактическая 1) физическая 2) психологическая 1) физическая 2) техническая 3) тактическая 1) физическая 2)техническая 3) психологическая 4)тактическая

Данная таблица подчеркивает, что обособленно существовать какая-либо структура в клубе не может, её деятельность тесно связана с деятельностью других структур. К примеру, спортсмену необходимо постоянно проходить медицинские тесты для получения полной картины своего функционального состояния [3], медицинский штаб эту информацию обрабатывает и предоставляет тренерскому штабу краткий отчет о состоянии команды в целом и спортсменов в частности. Тренеры в свою очередь составляют тренировочный план или определяют состав и готовность спортсменов к матчу [4]. Аналитический штаб может проанализировать с помощью современных программных обеспечений и устройств тренировку или матч.

Возможность получения необходимой информации быстро и в удобной форме является ключевым фактором внутрикомандных коммуникаций.

По опросу 30 респондентов, являющимися спортсменами профессиональных клубов РФПЛ, ФНЛ, ПФЛ, были выявлены следующие виды постоянных коммуникаций между тренерским, административным и медицинским штабами и игроками (помимо вербальных):

1) Чаты в социальных сетях или системах мгновенных сообщений (100% опрошенных);

2) Текстовые отчеты и документы (60% опрошенных);

3) Электронная почта (13%).

Основные преимущества использования чатов в социальных сетях или системах мгновенных сообщений: знакомая среда общения; бесплатное использование данных ресурсов; предполагаемая защищенность.

Отрицательные моменты использования чатов: невозможность структурировать данные; сплошной, последовательный поток информации; ограниченные технологические рамки данной системы; слияние профессиональной среды общения с личной средой общения; переход от командного общения к групповому или индивидуальному происходит путем линейного увеличения количества чатов и диалогов.

Текстовые отчеты и документы обычно являются дополнительным средством коммуникаций в спортивных командах и передаются непосредственно при личном контакте или вывешиваются в общедоступных местах - раздевалках, базах, офисах.

Электронная почта используется чаще всего для рассылки каких-то официальных документов, нежели для постоянного общения.

Основными инструментами для анализа матчей является видеоанализ (100% опрошенных) и статистический анализ (77% опрошенных). Видеоанализ и статистиче-

ский анализ проводится по следующему сценарию: 1) тренерский штаб совместно со штабом аналитиков готовят анализ матча самостоятельно с помощью собственных ресурсов, а также в 80% из опрошенных случаев пользуются услугами сторонних аналитических компаний; 2) на теоретическом общекомандном занятии происходит обсуждение полученных результатов анализа. Лишь 27% опрошенных спортсменов получают дополнительно индивидуальный видеоанализ и статистический анализ своих действий с комментариями аналитического штаба и тренерского штаба.

В России основным представителем сервисов спортивной аналитики является российская компания InStat, осуществляющая сбор спортивной статистики, съемку матчей, цифровой скаутинг и трансляции. Аналитики данной компании проводят анализ по 95 параметрам командной игры, и по 70 параметрам футболистов [7]. В игровых видах спорта каждый спортивный матч команда InStat разбирает вручную с помощью как минимум 3-х человек, которые проводят анализ каждого действия игрока. Разбор игры занимает около 12 часов. Также есть опция разбора матча в режиме реального времени, где команда аналитиков уже куда больше. Большинство профессиональных российских футбольных клубов сотрудничают с данной компанией [1].

Другие известные компании, предоставляющие спортивную аналитику:

Wyscout - итальянская компания, предоставляющая инструменты для футбольного скаутинга, анализа матчей, динамики трансферов. Wyscout сочетает в себе внушительный функционал, что позволяет проводить максимально детальный анализ [10].

Hudl - продукт и сервис компании Agile Sports Technologies, который позволяет с помощью встроенных инструментов анализировать видео с матчей. Данным продуктом пользуются не только крупные спортивные команды, но и школьные и университетские, а также любительские команды по таким видам спорта как: американский футбол, баскетбол, футбол, волейбол, лакросс [6].

Opta Sports - британская компания спортивной аналитики, осуществляющая свою деятельность с 1996 года. Компания предоставляет работу с 30 видами спорта в 70 странах мира, и специализируется на сборе данных, происходящим в режиме реального времени, после чего информация отправляется в хранилище и далее распространяется среди заказчиков по всему миру [9].

Основными проблемами в использовании технологий и услуг данных компаний являются стоимость, а также избыточная информация для студенческих и любительских команд. Решение данной проблемы видится в создании современной интегрированной платформы для коммуникаций между отдельными структурами спортивной команды на базе университета, которая будет отвечать необходимому функционалу для данного уровня, иметь динамическую архитектуру. Основные требования к предоставлению информации на данной платформе:

1) оптимизация;

2) персонализация;

3) эргономичность;

4) защищенность.

Под оптимизацией информации подразумевается её структурность - выделение каналов и способов общения для отдельных структур и для отдельных составляющих подготовки спортсмена и команды. Персонализацию информации можно также отнести к оптимизации для конкретного спортсмена. Спортсмену необходимо получать в первую очередь сведения о своем развитии [4]. На примере видеоанализа не стоит забывать о том, что, исполняя конкретное амплуа, игрок является звеном как в некоторой малой группе (оборона, фланг и т.п.), так и в команде в целом, и ему важен анализ групповых и командных взаимодействий, а также действий других игроков. В командных видах спорта необходимо найти баланс между персонализацией информации и предоставлением общего доступа к некоторой части информации. Эргономичность предоставляемой информа-

ции также важна для современного человека. Информация, которую подготавливает тренерский штаб для своих подопечных, должна быть предоставлена удобным способом, т.е. от процесса отправки до процесса обработки спортсменом должно происходить как можно меньше действий. Защищенность данной информации является одной из ключевых инженерных задач, т.к. будут использоваться личные данные спортсменов и тренеров.

На сегодняшний момент авторами данной статьи предлагается и частично реализуется программа для начального видеоанализа спортивных матчей. Программа реализуется как утилита в командной строке, которая позволяет из одного видеоролика (полной записи матча) получить набор видеороликов, разделенных по группам и спортсменам с комментарием тренера - видеоанализ игры. С помощью систем мгновенных сообщений сортированные видео рассылаются в общекомандный чат и в индивидуальные чаты.

В разработке полноценная платформа с вышеперечисленными требованиями для осуществления профессиональных коммуникаций и помимо видеоанализа она будет включать: тренировочные планы, расписание тренировок и игр, структуру подготовки, медицинские сведения, статистические данные команды и игроков, общие сведения команды и клуба, а также сведения игроков.

ВЫВОДЫ

Рассматривать спорт, не учитывая такие факторы, как развитие науки, технологий, коммуникаций в обществе, социальных взаимодействий и восприятие информации современным человеком, на сегодняшний день не представляется возможным. Одной из тенденций становится цифровизации всех его аспектов. Для тренеров и спортсменов полученные цифровые данные служат дополнительной информацией, позволяющей скорректировать тренировочный, восстановительный и иные процессы. Спортивные клубы и спортивные кафедры университетов могут объединять в себе науку, спорт, современные коммуникаций и технологии. Важным и актуальным направлением развития является создание цифровой платформы, обеспечивающей необходимыми коммуникациями сборных команд университета и дальнейшее продвижение этой платформы. Полученные средства коммуникации должны обеспечивать пользователей информацией, отвечающей современным требованиям: оптимизация, персонализация, эргономичность, защищенность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Губа, В.П. Система Instat как критерий оценки эффективности технико-тактических действий футболистов / В.П. Губа, А.В. Антипов, В.В. Пресняков // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 7. - С. 74.

2. Стеценко, Н.В. Цифровизация в сфере физической культуры и спорта: состояние вопроса / Н.В. Стеценко, Е.А. Широбакина // Наука и спорт: современные тенденции. - 2019. - Т. 22, № 1 (22). - С. 35-40.

3. Ориентация студентов-спортсменов на здоровье развивающее поведение / В.П. Сущен-ко, Р.А. Агаев, В.А. Щеголев, Н.М. Зверев // Неделя Науки СПбПУ : материалы научной конференции с международным участием. - Санкт-Петербург, 2019. - С. 167-169.

4. Хрусталев, Г.А. Концепция управления соревновательной деятельностью высококвалифицированных команд в спортивных играх / Г.А. Хрусталев, В.П. Губа // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 6. - С. 101-104.

5. Harrison, C.K. Sport Business Analytics: Using Data to Increase Revenue and Improve Operational Efficiency / C.K. Harrison, S. Bukstein. - UK : Auerbach Publications, 2016. - 236 p.

6. Hudl : [сайт]. - URL : https://www.hudl.com/en_gb/ (дата обращения: 01.04.2020).

7. InStat : [сайт]. - URL : https://instatsport.com/football/analytical_reports (дата обращения: 01.04.2020).

8. Masteralexis, L.P. Principles and Practice of Sport Management / L.P. Masteralexis, C.A. Barr, M. Hums. - UK : Jones and Bartlett Learning, 2018. - 592 p.

9. Optapro : [сайт]. - URL : https://www.optasportspro.com/about-optapro/ (дата обращения: 01.04.2020).

10. Wyscout : [сайт]. - URL: https://wyscout.com (дата обращения: 01.04.2020).

REFERENCES

1. Guba, V.P., Antipov, A.V. and Presnyakov, V.V. (2017), "Instat system as a criterion for evaluating the effectiveness of technical and tactical actions of football players", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 74.

2. Stetsenko, N.V. and Shirobakina, E.A. (2019), "Digitalization in the field of physical culture and sports: state of the issue", Science and Sport: Modern Trends, Vol. 22, No. 1 (22), pp. 35-40.

3. Sushchenko, V.P., Agayev, R.A., Schegolev, V.A. and Zverev, N.M. (2019), "Orientation of students-athletes on the health of developing behavior", Collection Science Week SPbPU. Materials of a scientific conference with the participation of RS, St. Petersburg, pp. 167-169.

4. Khrustalev, G.A. and Guba, V.P. (2015), "The concept of management of competitive activity of elite teams in sports games", Theory and Practice of Physical Culture, No 6, pp. 27.

5. Harrison, C.K. and Bukstein, S. (2016), Sport Business Analytics: Using Data to Increase Revenue and Improve Operational Efficiency, Auerbach Publications, UK.

6. Hudl (2006), "The game never stops", available at: https://www.hudl.com/en_gb/ (accessed 1 April 2020).

7. InStat (2007), "Analytical reports", available at: https://instatsport.com/football/analytical_reports (accessed 1 April 2020).

8. Masteralexis, L.P., Barr, C.A. and Hums, M. (2018), Principles and Practice of Sport Management, Jones and Bartlett Learning, UK.

9. Optapro (1996), "News and Analysis", available at: https://www.optasportspro.com/about-optapro/ (accessed 1 April 2020).

10. Wyscout (2004), "The Football Platform", available at: https://wyscout.com (accessed 1 April

2020).

Контактная информация: epif93@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 09.04.2020

УДК 796.077.4

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ИНСТРУКТОРОВ-МЕТОДИСТОВ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ

Светлана Владимировна Ерегина, доктор педагогических наук, доцент, Московский государственный институт физической культуры, спорта и туризма имени Ю.А. Сен-кевича, Москва; Константин Николаевич Тарасенко, кандидат педагогических наук, Детско-юношеский спортивный клуб «Явара-М», Москва

Аннотация

Уровень подготовленности инструкторов-методистов для спортивных школ должен соответствовать требованиям профессионального стандарта. Профессиональное образование недостаточно охватывает такое направление подготовки. Обобщены педагогические условия, влияющие на разработку дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации) для инструкторов-методистов спортивных школ. Методы исследования - анализ научно-методической литературы, анкетирование, экспертная оценка. Основными педагогическими условиями повышения квалификации инструкторов-методистов являются: подходы к формированию трудовой функции, методика проведения занятий, использование методических указаний, система заданий, контроль и оценка сформированности знаний, умений, трудовых действий, реализуемых инструкторами-методистами. Инструкторы-методисты спортивных школ нуждаются в дополнительном образовании. Эффективность обучения на курсах повышения квалификации инструкторов-методистов повышают педагогические условия.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, трудовая функция, повышение квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.