Научная статья на тему 'Процесс развития спортивных команд: исследование социальной общности'

Процесс развития спортивных команд: исследование социальной общности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1268
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ / МОТИВАЦИЯ / СТЕЙКХОЛДЕРЫ СПОРТИВНЫХ КОМАНД / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ / TEAM FORMATION / MOTIVATION / STAKEHOLDERS OF SPORTS TEAMS / SOCIAL MANAGEMENT / SOCIAL INTERRELATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Головин Алексей Анатольевич

Автором рассмотрены социальные взаимосвязи в процессе формирования и развития спортивных команд. Рассмотрена модель оценки результативности социально-управленческих взаимосвязей при формировании бобслейной команды. Описаны отдельные области, связанные с работой спортивной команды: стейкхолдеры спортивных команд, социальное поведение, мастерство, соревновательная сила как фактор формирования социальной общности. Представлены результаты социологического исследования, проведенного в 2016 году среди спортсменов, профессионально занимающихся бобслеем, находившихся на соревнованиях в тренировочном центре «Санки», Красная Поляна г. Сочи, на санно-бобслейной трассе. Метод опроса-анкетирование. Спортсмены представляли регионы: Воронеж, Краснодар, Красноярск, Москва, Орёл, Саратов. По результатам опроса автор обосновывает необходимость адаптации командных методов работы в развитии спортивных команд в процессе достижения ее спортивных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Головин Алексей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author considers social interrelations in the process of formation and development of sports teams. A model for assessing the effectiveness of social-managing relationships in the formation of a bobsled team is considered. Some areas related to the work of the sports team are described: the stakeholders of sports teams, social behavior, skills, competitive strength as a factor in the formation of a social community. The results of a sociological survey conducted in 2016 among athletes professionally engaged in bobsledding, who were at the training center "Sledge" in Krasnaya Polyana in Sochi on the sledge-bobsleigh track, are presented. The survey method is questionnaire. Athletes represented the regions of Voronezh, Krasnodar, Krasnoyarsk, Moscow, Orel, Saratov. According to the results of the survey, the author substantiates the need to adapt team methods of work in the development of sports teams in the process of achieving their sporting goals.

Текст научной работы на тему «Процесс развития спортивных команд: исследование социальной общности»

УДК: 316.45 DOI: 10.22394/2071-2367-2017-12-2-55-64

ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ СПОРТИВНЫХ КОМАНД: ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ

Головин А.А.1

Автором рассмотрены социальные взаимосвязи в процессе формирования и развития спортивных команд. Рассмотрена модель оценки результативности социально-управленческих взаимосвязей при формировании бобслейной команды. Описаны отдельные области, связанные с работой спортивной команды: стейкхолдеры спортивных команд, социальное поведение, мастерство, соревновательная сила как фактор формирования социальной общности. Представлены результаты социологического исследования, проведенного в 2016 году среди спортсменов, профессионально занимающихся бобслеем, находившихся на соревнованиях в тренировочном центре «Санки», Красная Поляна г. Сочи, на санно-бобслейной трассе. Метод опроса-анкетирование. Спортсмены представляли регионы: Воронеж, Краснодар, Красноярск, Москва, Орёл, Саратов. По результатам опроса автор обосновывает необходимость адаптации командных методов работы в развитии спортивных команд в процессе достижения ее спортивных целей.

Ключевые слова: формирование команды, мотивация, стейкхолдеры спортивных команд, социальное управление, социальные взаимосвязи.

PROCESS OF THE DEVELOPMENT OF SPORTS TEAM: RESEARCH OF SOCIAL COMMUNITY

GOLOVIN A.A. - Postgraduate student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), е-mail: [email protected]

The author considers social interrelations in the process of formation and development of sports teams. A model for assessing the effectiveness of social-managing relationships in the formation of a bobsled team is considered. Some areas related to the work of the sports team are described: the stakeholders of sports teams, social behavior, skills, competitive strength as a factor in the formation of a social community.

The results of a sociological survey conducted in 2016 among athletes professionally engaged in bobsledding, who were at the training center "Sledge" in Krasnaya Polyana in Sochi on the sledge-bobsleigh track, are presented. The survey method is questionnaire. Athletes represented the regions of Voronezh, Krasnodar, Krasnoyarsk, Moscow, Orel, Saratov. According to the results of the survey, the author substantiates the need to adapt team methods of work in the development of sports teams in the process of achieving their sporting goals.

Keywords: team formation, motivation, stakeholders of sports teams, social management, social interrelations.

Головин Алексей Анатольевич - аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Среднерусский институт управления-филиал, адрес: 302028, г. Орёл, б. Победы, д. 5а, е-таН: [email protected]

Спорт высших достижений демонстрирует высокую динамику своего развития, являясь центром социально-экономических, международных и политических событий. Однако остаются малоисследованными социально-управленческие технологии формирования и развития высококвалифицированных спортивных команд.

Имеющиеся многочисленные исследования в социологии о малых социальных группах рассматривают проблемы не спортивных, а в основном трудовых коллективов и содержатся в работах как иностранных авторов, так и отечественных исследователей, таких как Т. Веблен, Р. Мертон, М. Ориу, О. Бессонов, В. Добреньков, А. Кравченко, П. Павленок, Л. Савинов, Р. Мумладзе, Г. Гужина и других.

Особое методологическое значение для социологии управления представляют научные воззрения Вебера. Известно, что функции социального управления осуществляют не только органы государственной власти, хозяйствующие субъекты, но и институты гражданского общества, религия, культура. Причем культура, будучи системой инструментальных и символических средств, норм, ценностей, традиций и институтов, оказывала и оказывает огромное влияние на социализацию индивидов, систему социального контроля и в примитивных обществах, и в настоящее время.

Поэтому исследовательский интерес социологии управления не ограничивается изучением эффективности прямых управленческих воздействий на социальную ситуацию, на сознание и поведение людей. Она изучает различные обстоятельства, составляющие фон управленческого процесса и косвенно влияющие на результаты социального управления. К их числу относятся особенности социальных отношений, ментальность народа, исторические традиции, своеобразие отношения населения к институтам власти, семье, вопросы религиозной этики и т. д.1

Также В.А. Штофф отмечал, что социальное управление представляет собой неявное, невидимое и неформальное сознание организации, которое управляет поведением людей и в свою очередь само формируется под воздействием их поведения2.

Сконцентрируем свой исследовательский интерес на формировании и развитии бобслей-ных команд3, рассмотрев особенности формирования социальной общности в процессе ее развития, выделив факторы, ее трансформирующие. Конечно, одним из распространенных и неоспоримых факторов является наследственная предрасположенность спортсмена к конкретному виду спорта. Однако, отсутствие научных исследований, основанных на системном исследовании технологий социального управления развитием спортивных команд, подтверждает актуальность исследования. Большинство работ лишь косвенно затрагивают проблемы формирования и развития спортивных команд в конкретном виде спорта.

Олимпийские игры являются вершиной спортивной конкуренции и спортивной карьеры

1 Скудина Е.Ю. Социально-управленческие механизмы достижения командной эффективности в спорте: Автореф. канд. соц. наук. М., 2010.

2 Штофф В.А. Моделирование и философия М.: - Л.: Наука, 1966.- 302 с

3 Прим. автора: объектом применения социальных управленческих практик является реально функционирующая спортивная команда, была создана в регионе Орловская область в 1999 году и получила название ОРОО «Федерация бобслея Орловской области». Применение модели сборной команды СССР по бобслею на ее региональном уровне помогло выстроить комплекс социальных и управленческих взаимосвязей, направленных на достижение поставленных целей. Адаптация и внедрение ряда социальных технологий при подготовке команды дали свои результаты. Участие наших спортсменов в зимних Олимпийских играх стало регулярным мероприятием. В 2002 году - в Солт-Лейк-Сити (США), в 2006 году - в Турине (Италия), в 2010 году - в Ванкувере (Канада), в 2014 году - в Сочи (Россия). Выступление нашего спортсмена в 2006 году в Турине (Италия) было вознаграждено серебряной медалью. Радуют своими выступлениями и юные бобслеисты. В 2016 году двое орловских спортсменов приняли участие во II зимних юношеских Олимпийских играх в Лиллехаммере (Норвегия). Один из них вернулся с серебряной медалью.

спортсмена и управленческого звена спортивной команды. Спортивные результаты наших команд, высококвалифицированной элиты лучших команд мира подтверждают правильность применяемых социально-управленческих технологий.

С нашей точки зрения, существующее мнение о ключевом факторе наследственной предрасположенности спортсмена к конкретному виду спорта в среде спортивных специалистов пришло из индивидуальных видов спорта, где олицетворением победы является индивидуальный успех одного спортсмена, за которым стоит управленческий персонал. Сама по себе наследственная предрасположенность не может реализоваться в высокий спортивный результат. Она всесторонне зависима от применяемой системы социально-управленческих технологий.

В своем исследовании развития бобслейных команд мы рассматриваем особенности командного, а не индивидуального вида спорта, в котором успех является результатом групповых действий двух и более индивидуально взаимодействующих спортсменов. Конечно, индивидуальность спортсмена имеет большое значение, и стандартно его анализируют по двум направлениям: оценка структуры возможностей индивида и оценка свойств индивида. Однако, на наш взгляд, кроме высокого индивидуального мастерства спортсмена не менее значимым являются роли командного взаимодействия, мотивация, тренерская философия формирования социальной общности, управление траекторией успеха.

Безусловно, умение спланировать, проанализировать, организовать и проконтролировать ролевое взаимодействие спортсменов в команде основывается на комплексе взаимосвязей, формирующих системный, технологически направленный процесс управленческого воздействия. На наш взгляд, в этом и заключается роль тренера и управленческого персонала команды как в бобслее, так и в других видах спорта.

Управление спортивной командой - это процесс формирование социальной общности посредством воздействия субъекта на объект. Это целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом, осуществляемое непосредственно субъектом управления1.

Для того, чтобы ролевое взаимодействие в команде высококвалифицированных спортсменов происходило результативно, управленческому персоналу необходимо иметь авторитет прошлого спортивного опыта и высокие современные профессиональные и управленческие компетенции, своеобразный спортивный бэкграундер2.

Управленческое воздействие на спортсмена любого уровня происходит вне зависимости от его природной предрасположенности к виду спорта. Управленческий персонал спортивной организации осуществляет не только отбор персонала в команду, но и формирует свои профессиональные установки, ценности, индивидуализируя деятельность спортсмена в рамках командной работы. Целевые ориентиры организации должны учитывать цели его сотрудников, а также их потребности и предпочтения для сплочения людей в саморазвивающийся, самоорганизующийся и самообновляющийся коллектив3.

Конечно, цели команды должны быть взаимосвязаны с целями развития личности спортсмена (рис. 1). Это удовлетворение потребностей в получении образования, достойной заработной платы, улучшении жилищных условий, высококвалифицированной медицинской помощи, контроле за состоянием здоровья, пропаганда и популяризация успешной спортивной карьеры.

1 На основе: Проказина Н.В. Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. — Орёл: Изд. ОРАГС, 2005. - С. 8.

2 Мироненко Н.В. Бренд-менеджмент. Учебное пособие. - Орёл, 2016.

3 Социология управления: Учебное пособие для аспирантов.- Орел: Изд. ОРГАС, 2008. - С. 67.

Как видно из рис. 1, формирование высококвалифицированной спортивной команды определяется не только воздействиями коллектива на человека, но и активным взаимодействием индивидуальности и коллектива.

Особое значение для решения поставленных перед командой задач имеют активность соревновательной силы, а также совместное, целенаправленное общение и связь со спортсменами. При анализе характера внутригруппового общения по содержанию выделяют следующие категории1:

- ориентирующее общение, уточнение, изменение, согласование своих действий партнеров к действию, поддерживающее внимание и игровой настрой;

- оценочная позитивная, одобряющая действия партнеров, поддерживающая (их и себя) в процессе соревнований и тренировок;

- оценочная негативная, замечания, упреки.

Приоритеты оценки тренера

1. Поставленная задача

2.Потребности группы

Приоритеты оценки участников команды

1. Решение задачи

>-

3. Личные потребности

У

V

2. Развитие личности

3. Создание команды

Рисунок 1 - Модель оценки результативности социально-управленческих взаимосвязей при формировании бобслейной команды2

Figure 1 - The model for assessing the effectiveness of social-management relationships in the formation of the bobsled team

Далее. Психологический климат в коллективе во многом зависит от социальной и экономической удовлетворенности, что демонстрируют расставленные приоритеты «оценок тренера» и «участников бобслейной команды». Формирование социально-управленческих взаимосвязей спортивной команды основано на применении конкретных мер, направленных на стимулирование успеха и создание дополнительных мотивационных усилий членов команды.

Конечно, оказывают решающее воздействие на дисциплину спортивной команды ее сплоченность, постоянство высококвалифицированных спортсменов, а также внешнее взаимодействие со стейкхолдерами3 российского спорта. К ним относятся болельщики, спортсмены-

1 См. подробнее: Марков К.К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск: ИрИИТ, 1999. - 276 с.; Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. - М., 1980.

2 Составлено автором на основе: Марков К.К. Проблемы и принципы создания спортивной команды // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 6 (ч. 2) - С. 374-379

3 Стейкхолдеры (stakeholders - англ. - заинтересованные стороны) - это достаточно широкий круг лиц и

любители, органы государственной власти, органы спортивного руководства, конкурентные команды, лиги, спонсоры, средства массовой информации и т.д.

Стимулирование соревновательной силы - это стремление как тренеров, так и стейкхол-деров с помощью моральных и материальных средств воздействия сформировать траекторию успеха спортсменов в достижении поставленных задач.

В настоящее время социология физической культуры и спорта проводит многочисленные исследования, посвященные развитию и функционированию физической культуры и спорта, ее влиянию на формирование личности, определению критериев физической культуры личности. Они играют важную роль в получении социологической информации, используя в своей работе методы, выработанные социологической наукой, такие, как анализ документов, наблюдения, опросы письменные (анкетирование) или устные (интервьюирование)1. Следует отметить, что оптимальное развитие индивидуальности возможно лишь в высокоразвитом, сплоченном коллективе, с широкой шкалой социальных оценок2.

Помимо аналитического исследования имеющегося противоречия, с целью удовлетворения своей потребности в актуальной, более обширной информации, отражающей все нюансы спортивной команды, мы обратились к непосредственному источнику специализированной информации. Этим источником стали спортсмены бобслейных команд регионов России. Социологический анкетный опрос был проведен нами на Олимпийской санно-бобслейной трассе г. Сочи в 2016 году, обработан и проанализирован.

В нашем исследовании влияния управленческого воздействия в команде мы опирались и на материалы первичной социологической информации и их анализ, которые были проведены методом анкетирования, среди спортсменов, профессионально занимающихся бобслеем. Было опрошено 29 респондентов, находившихся на соревнованиях в тренировочном центре «Санки», Красная Поляна г. Сочи, на санно-бобслейной трассе. Спортсмены представляли регионы Воронеж, Краснодар, Красноярск, Москва, Орёл, Саратов.

Процентное соотношение мужчин и женщин - 65,5% и 34,5% соответственно. По возрастным категориям респонденты были разделены в следующих соотношениях: до 18 лет - 24,1% от опрошенных,19-26 лет - 58,6% опрошенных и старше 26 лет - 17,2% опрошенных. Среди опрошенных большее количество респондентов имеют высшее профессиональное образование (включая незаконченное высшее) - 69,2% опрошенных, 7,7% опрошенных - среднее профессиональное образование, 11,5% опрошенных - среднее (полное) общее и 10,3% опрошенных - основное общее среднее или начальное профессиональное образование.

По спортивному званию превалирует число респондентов, имеющих звание «Мастер спорта», - 50,0% опрошенных, 21,5% опрошенных - кандидаты в мастера спорта, а 7,1% опрошенных имеют первый спортивный разряд. Образование и спортивное звание не являлись критерием для построения первичной выборки, поэтому процентные соотношения по данным критериям являются случайными. Метод сбора информации - индивидуальное анкетирование.

Результаты анализа ответов на вопрос «Каково воздействие тренера на результат при достижении высокого уровня спортивных достижений?» (таб. 1.) показывает, что львиная доля

организаций, имеющих отношение к предприятию Источник: Алтухов С.В. Ивент-менеджмент в спорте. Управление спортивными мероприятиями. - М.: Советский спорт, 2013. - С. 35-36.

1 Скудина Е.Ю. Социально-управленческие механизмы достижения командной эффективности в спорте: авто-реф... канд. соц. наук. М., 2010. http://www.dissercat.com/content/sotsialno-upravlencheskie-mekhanizmy-dostizheniya-komandnoi-effektivnosti-v-sporte#ixzz4eFVdstaN

2 Хрусталев Г.А., Губа В.П., Ермаков В.А.Теоретико-методологические основы эффективного формирования спортивных команд // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. -2016. - № 2. - С. 182-189.

опрошенных (93,1% респондентов) отметили закономерность влияния тренера на результат, поскольку в командной подготовке технического вида спорта, кроме повышения физических и психологических качеств спортсмена необходима конкретная работа тренера с бобслейной техникой и инвентарем.

Таблица 1 - Распределение вариантов ответа на вопрос: «Каково воздействие тренера на результат при достижении высокого уровня спортивных достижений?» (закрытый вопрос)

Table 1 - Distribution of options for answering the question: "What is the impact of the coach on the result when achieving a high level of sporting achievements?" (Closed question)

в процентах от полученных ответов

Вариант ответа Процент опрошенных респондентов

высокое 93,1

среднее 6,9

слабое -

никакое -

Такое понимание важности усилий тренера на результат команды является спецификой технического вида спорта, и она имеет свое отражение в миропонимании спортсменов.

Таблица 2 - Распределение вариантов ответа на вопрос: «Нужен ли тренер спортсмену на этапе высшего спортивного мастерства?» (закрытый вопрос)

Table 2 - Distribution of options for answering the question: "Does the sportsman need a coach at the stage of higher sportsmanship?" (Closed question)

в процентах от полученных ответов

Вариант ответа Процент опрошенных респондентов

да 100

нет -

Анализ вопроса «Нужен ли тренер спортсмену на этапе высшего спортивного мастерства?» показывает 100% результат такой необходимости. На этапе высшего спортивного мастерства тренер - он и управленец, и финансист, и «отец», и механик, и лоббист интересов спортсмена. У спортсменов в данном вопросе есть абсолютное единство понимания процессов.

Таблица 3 - Распределение вариантов ответа на вопрос: «Чьей заслугой является победа экипажа в соревнованиях?» (закрытый вопрос)

Table 3 - Distribution of answers to the question: "Whose merit is the victory of the crew in the competitions?" (Closed question) _в процентах от полученных ответов

Вариант ответа Процент опрошенных респондентов

команды 82,8

пилота команды -

тренера 17,2

руководства -

Анализ вопроса «Чьей заслугой является победа экипажа в соревнованиях?» показывает, что 82,8% респондентов победу бобслейного экипажа отдают команде, не выделяя в ней ролевых составляющих. Безусловно, это важный показатель понимания того, что эта команда едина и все считают свой вклад равноценным. Не менее значимым является и то, что команда понимает роль тренера в подготовке команды (17,2%). Такая оценка тренерского участия способна придавать синергию командному успеху.

Таблица 4 - Распределение вариантов ответа на вопрос: «Какова роль социальных условий, на Ваш взгляд, при реализации возможностей спортсмена?» (закрытый вопрос)

Table 4 - Distribution of options for answering the question: "What is the role of social conditions, in your opinion, in realizing the capabilities of an athlete?" (Closed question)

в процентах от полученных ответов

Вариант ответа Процент опрошенных респондентов

важная 44,8

скорее важная, чем не важная 48,3

скорее не важная, чем важная 3,4

не важная -

никакая 3,4

Анализ вопроса «Роль социальных условий при реализации возможностей спортсмена?» показывает, что суммарный показатель вариантов ответов (состоящие из важная - 44,8%) и скорее важная, чем не важная - 48,3%) составил 93,1%. Этот процентный показатель указывает на абсолютное влияние социальных условий при реализации возможности спортсмена как в тренировочном, так и в соревновательном процессе подготовки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данный результат говорит о том, что для респондентов непосредственными факторами, влияющими на спортивный результат каждого и спортивной командой в целом, являются социальные факторы. К ним относятся места для проведения тренировочных и соревновательных мероприятий, условия проживания, материальное вознаграждение, карьерный рост, образование, социальная среда и другие составляющие, которые входят в понятие социальных условий.

Это та среда, в которой спортсмен должен ощущать реальную заботу о нем со стороны руководства спортивной команды. Неудовлетворенность социальными условиями в команде является двигателем, заставляющим спортсмена искать приемлемые для него социальные условия в других командах регионов, развивающих бобслей.

Таблица 5 - Распределение вариантов ответа на вопрос: «Считаете ли Вы необходимым наличие обратной связи между тренером и спортсменом?» (закрытый вопрос)

Table 5 - Distribution of answers to the question: "Do you consider the feedback between the coach and the athlete necessary?" (Closed question)

Вариант ответа Процент опрошенных респондентов

да 82,8

нет 6,9

затрудняюсь ответить 10,3

Анализ вопроса «Считаете ли Вы необходимым наличие обратной связи между тренером и спортсменом?» показывает, что подавляющее большинство в (82,8%) ответило «да». Этот показатель говорит о плотном взаимодействии тренера и спортсмена.

Показатель «нет» в 6,9% говорит о том, что у тренера и спортсмена нет взаимодействия и понимания работы на общий успех. Как правило, это спортсмены, уже имеющие большой практический опыт в других индивидуальных видах спорта. Они считают себя состоявшимися и достаточно опытными, чтобы осуществлять свою спортивную деятельность без тренера. Они могут формально приписывать себе тренера, не осуществляя с ним обратной связи и взаимодействий. Такие спортсмены при выгодной для них ситуации, как правило, переходят к другому тренеру на более выгодных для них условиях. Такие события в спортивной практике регулярно имеют место. Следует отметить, что отсутствие обратной связи между тренером и спортсменом является первым сигналом на предмет окончания спортивной деятельности между спортсменом и тренером.

Таблица 6 - Распределение вариантов ответа на вопрос: «Что, на Ваш взгляд, является решающим при взаимодействии тренера и спортсмена?»1

Table 6 - Distribution of options for answering the question: "What is decisive in the interaction of the coach and athlete?"

в процентах от полученных ответов

Вариант ответа 1 2 3 4 5

сила (физическое воздействие) 55,6 18,5 14,8 7,4 3,7

авторитет (статус) 3,4 6,9 24,1 3,4 62,1

влияние (уважение) 3,4 - 6,9 10,3 79,3

Анализ вопроса «Что, на Ваш взгляд, является решающим при взаимодействии тренера и спортсмена?» показывает, что наиболее значительным фактором является авторитет (статус) тренера в команде. Он составил 62,1%. За счет авторитета тренера возрастает влияние на спортсмена (79,3%), что приводит к тому, что любые тренерские установки в тренировочном и соревновательном процессах воспринимаются как безальтернативное решение. Целесообразность и своевременность этих установок не подлежит сомнению.

Следовательно, на авторитет тренера и его статус в виде спорта непосредственное воздействие оказывают спортивная биография тренера как бывшего спортсмена, чей профессиональный путь связан с данным видом спорта, а также уровень спортивных достижений его воспитанников.

Далее, авторитет тренера и его влияние в команде являются неразрывными связями, зависимыми друг от друга. Низкий показатель силы (физического) воздействия тренера на спортсмена в 3,7%, отмеченный респондентами, пожалуй, следует отнести к пережитку прошлого или же к эмоциональному срыву в тренировочном или соревновательном процессе, связанному с непониманием тренерских установок. Такое поведение и отношение имеют место в спортивной практике. Анализируя исследованный нами материал, полученный как из научных источников, так и при проведенном социологическом опросе, следует отметить, что сегодняшнее состояние управленческого воздействия в виде спорта бобслей необходимо корректировать для придания большей динамики ключевому фактору, которым является управленческое воздействие.

1 Прим.:1 - наименее важное, а 5 - наиболее значимое) (закрытый вопрос)

Полученные данные указывают нам на то, что в своей практике управленческий персонал спортивной команды не прибегает к применению новых методических подходов, свойственных для командных видов спорта, не проявляет активности к применению современных научных разработок. В основной базе своего теоретического багажа используется личный опыт, полученный не в командных, а в индивидуальных видах спорта. Сказывается влияние малочисленности научных отечественных исследований в командных видах спорта с точки зрения социологии управления спортивными командами.

Библиография/References:

1. Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Митрофанова Е.А, Ловчева М.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА -М., 2015. - 524 с.

2. Марков К.К. Проблемы и принципы создания спортивной команды // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 6 (ч. 2) - С. 374- 379

3. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов / Под ред. Ф.Э. Шереги и М.К. Горшкова. - М.: Интерпракс, 1996. - 184 с.

4. Основы управления персоналом. Технологии кадровой работы: Учебно-методическое пособие / Под общей редакцией О.Г. Селивоненко. - Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2012. -162 с.

5. Проказина Н.В. Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. -Орел: Изд-во. ОРАГС, 2005. - 136 с.

6. Рождественская Е.Ю.Биографический метод в социологии. - М.: Изд. дом Москва, 2012.

7. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - 4 изд, доп. и перераб. - М.: Инфра-М, 2010. - 695 с.

8. Хохлов А.А., Пашин Л.А., Узилевский Г.Я., Калашников А.Ф., Гнеушева А.В., Игнатова Т.В., Проказина Н.В. Социология управления: Для аспирантов. Учебное пособие - Орел: Изд-во ОРГАС, 2008 . - 132 с.

1. Kibanov, A.Ia., Batkaeva, I.A., Mitrofanova, E.A, Lovcheva, M.V. (2015) Motivatsiia i stimuliro-vanie trudovoi deiatel'nosti [Motivation and stimulation of work]: Uchebnik / Pod red. A.Ia. Kibanova. - M.: INFRA - M. - 524 p. (In Russ.)

2. Osnovy prikladnoi sotsiologii [Fundamentals of Applied Sociology]: Uchebnik dlia vuzov / Pod red. F.E. Sheregi i M.K. Gorshkova. - M.: Interpraks, 1996. - 184 p. (In Russ.)

3. Osnovy upravleniia personalom. Tekhnologii kadrovoi raboty [Fundamentals of personnel management. Technologies of personnel work]: Uchebno-metodicheskoe posobie. / Pod obshchei redaktsiei O.G. Selivonenko. - Orel: Izd-vo OF RANKhiGS, 2012. - 162 p. (In Russ.)

4. Prokazina, N.V. (2005) Sotsiologiia upravleniia [Sociology of management]: Uchebnoe posobie dlia studentov vuzov. - Orel: Izd-vo. ORAGS. - 136 p. (In Russ.)

5. Rozhdestvenskaia, E.Iu. (2012) Biograficheskii metod v sotsiologii [Biographical method in sociology]. - M.: Izd. dom Moskva. (In Russ.)

6. Upravlenie personalom organizatsii [Human resource management]: Uchebnik / Pod red. A.Ia. Kibanova. - 4 izd, dop. i pererab. - M.: Infra-M, 2010. - 695 p. (In Russ.)

7. Khokhlov, A.A., Pashin, L.A., Uzilevskii, G.Ia., Kalashnikov, A.F., Gneusheva, A.V., Ignatova, T.V., Prokazina, N.V. (2008) Sotsiologiia upravleniia: Dlia aspirantov [Sociology of management: for graduate students]. Uchebnoe posobie - Orel: Izd-vo ORGAS. - 132 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.