АДАПТАЦИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ ADAPTATION OF THE HUMAN BODY TO PHYSICAL EXERTION
Карпов Александр Александрович
старший преподаватель кафедра физической подготовки Воронежский институт МВД России
Воронеж, Россия Karpov Alexander Alexandrovich senior lecturer department of physical training Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Voronezh, Russia
Аннотация. В данной научной статье рассматривается вопрос об адаптации организма человека к различным физическим нагрузкам, которые поспособствуют к развитиям таких важных качеств, как характер, стойкость, воля и т. п. За счет развития таких качеств, человек может преодолевать различные нагрузки.
Abstract. This scientific article deals with the question of adaptation of the human body to various physical activities that will contribute to the development of such important qualities as character, resilience, will, etc. Due to the development of such qualities, a person can overcome various loads.
Ключевые слова: спорт, тренировка, адаптация, физическая нагрузка, питания
Keywords: sports, training, adaptation, physical activity, nutrition
Организм человека, особенно неподготовленного, активно откликается на различные физические нагрузки, вследствие чего способен претерпевать изменения. Суть адаптации в общем - это способность приспосабливаться к условиям окружающей среды, будь то жара, холод, механическое или иное воздействие. Организм человека в результате регулярных тренировок привыкает к нагрузкам и с большей устойчивостью реагирует на них, что дает пространство для более серьезных и эффективных занятий спортом.
Физиологические и биохимические механизмы адаптации, все зависимости от пола, возраста, расовой принадлежности или национальности человек приобретает с рождения. Однако отличается уровень их реализации. Так тип телосложения или деятельности нервной системы оказывает существенное влияние на физические способности организма. Любого вида нагрузки способны стимулировать процесс адаптации.
Можно выделить срочную и долговременную адаптацию. Срочная характеризуется изменениями органов и систем организма, возникающих в момент начала физической нагрузки. Ее целью является преодоление оказанного воздействия. Проявляется срочная адаптация в виде усиления расщепления источников энергии, учащения дыхания и пульса, сужения сосудов внутренних органов и расширения сосудов мышц и сердца. Долговременная же представляет собой совокупность
функционально-структурных изменений, которые возникают в результате регулярных тренировок. Она влияет на количество нервных окончаний в тканях организма, число связей между нервной системой, мышцами и системой регуляции деятельности внутренних органов с помощью гормонов (она же - эндокринная система), вегетативную и динамическую системы, а также на способность организма к регенерации.
В тренировочном процессе срочная и долговременная адаптация взаимосвязаны. Грамотное распределение и чередование каждого типа адаптации позволяет повысить качество нагрузок, укрепить и сохранить их результат.
Различают следующие принципы адаптации:
• Принцип регулярности.
Необходимо правильно распределять количество нагрузок и отдыха: чрезмерная нагрузка может вызвать отрицательное воздействие на организм, что впоследствии повлечет за собой снижение выносливости, а слишком редкие тренировки не поспособствуют достижению желаемого результата.
• Принцип доступности и индивидуализации.
Когда занятия проходят в групповом режиме, требуется учитывать возможности каждого человека в коллективе и выбирать оптимальный уровень нагрузок, действуя «по нарастающей». Но в то же время нельзя игнорировать личностные качества каждого спортсмена.
• Принцип обратимости.
Суть принципа заключается в следующем: при долговременном прекращении физических нагрузок организм возвращается в исходное состояние, то есть перестает быть способным реализовывать предыдущие показатели. Но при долговременной адаптации достаточно просто вернуться к наработанным результатам, чему способствует так называемая «мышечная память».
• Принцип последовательности.
Реализуется «от простого к сложному». Нагрузка на организм должна увеличиваться постепенно, что позволяет сохранять периоды работы и отдыха, избежать переутомления или травм.
• Принцип сбалансированности.
Если цель физических нагрузок - комплексное развитие организма, ошибочно уделять внимание исключительно силовым или кардио тренировкам. Этот принцип в полной мере не касается целевых нагрузок, где важно развитие определенных навыков, но им не рекомендуется пренебрегать совершенно.
Еще одним ключевым моментом в процессе адаптации является режим питания. Недостаток необходимых организму полезных веществ сказывается на состоянии человека в целом и в частности на результатах тренировок. Основной источник энергии для организма - это углеводы, получаемые с пищей или же хранящиеся в запасах гликогена в печени и мышцах. Недостаток гликогена может вызвать слабость, дрожь в конечностях, понижение артериального давления. При наличии этих симптомов организму сложно существовать, не говоря уже о способности выдерживать физические нагрузки. Так же недостаток аминокислот, являющихся основным инструментом обработки и построения белковых составляющих организма, влечет
снижения скорости синтеза белков, но расщепляться они будут по-прежнему стремительно. В целях восполнения недостающих аминокислот организм начнет разрушать мышечною массу и ткани, ответственные за иммунитет, тем самым снизив способность к физическому развитию
В заключении стоит сказать, что только комплексный подход к нагрузкам позволит облегчить процесс адаптации и достичь желаемых результатов. Необходимо помнить, что физические нагрузки не только увеличивают силу и выносливость, а также укрепляют сосудистую, дыхательную, нервную, гормональную систему, благоприятно воздействуют на опорно-двигательный аппарат, тем самым позволяя дольше сохранять молодость, активность, бодрость тела и духа, устойчивость к различного рода заболеваниям, травмам. Регулярные тренировки помогают развить такие качества, как дисциплинированность, ответственность, терпеливость, углубить знания о своем организме и обо всех процессах, протекающих в теле человека под воздействием различного рода нагрузок.
Литература
1. Герасимов И. В. Психофизическая тренировка, направленная на формирование профессиональных и личностных качеств сотрудников ГИБДД // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2016. № 1 (66). С. 36-40.
2. Баркалов С. Н. Формирование волевых качеств курсантов образовательных организаций МВД России средствами физической подготовки // Актуальные проблемы развития физической культуры слушателей образовательных организаций МВД России : сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2018. С. 28-31.
3. Алдошин А. В. Динамика развития физических качеств в процессе обучения курсантов в Орловском юридическом институте МВД России имени В. В. Лукьянова// Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов : сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2015. С. 6-9.
4. Алдошин А. В., Алдошина Е. А. Профессионально важные качества необходимые выпускникам вузов // Инновации в образовании : сборник материалов Международной научно-практической конференции. Орел : ОГАУ, 2010. С. 136-139.
5. Губанов Э. В., Гуняев Е. В. Методика обучения технике бега на длинные дистанции // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов и слу-шателей : сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2017. С. 64-66.
6.
References
1. Gerasimov I. V. Psikhofizicheskaya trenirovka, napravlennaya na formirovanie professional'nykh i lichnostnykh kachestv sotrudnikov GIBDD [Psychophysical training aimed at the formation of professional and personal qualities of traffic police officers]. Nauchnyy vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova - Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov, 2016, no. 1 (66), pp. 36-40.
2. Barkalov S. N. Formirovanie volevykh kachestv kursantov obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii sredstvami fizicheskoy podgotovki [Formation of volitional qualities of cadets of
educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia by means of physical training]. Aktual'nye problemy razvitiya fizicheskoy kul'tury slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii. Sbornik statey [Actual problems of development of physical culture of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Collection of articles]. Orel, Orui Ministry of internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov Publ., 2018, pp. 28-31. (In Russia).
3. Aldoshin A. V. Dinamika razvitiya fizicheskikh kachestv v protsesse obucheniya kursantov v Orlovskom yuridicheskom institute MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova [Dynamics of the development of physical qualities in the process of training cadets at the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov]. Aktual'nye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta kursantov, slushateley i stu-dentov. Sbornik statey [Actual problems of physical culture and sports of cadets, trainees and students. Collection of articles]. Orel, OrYU MVD of Russia named after V. V. Lukyanov Publ., 2015, pp. 6-9. (In Russia).
4. Aldoshin A. V., Aldoshina E. A. Professional'no vazhnye kachestva neobkhodimye vypusknikam vuzov [Professionally important qualities necessary for university graduates]. Innovatsii v obrazovanii. Sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Innovations in education. Collection of materials of the International Scientific and Practical Conference]. Orel, OGAU Publ., 2010, pp. 136-139. (In Russia).
5. Gubanov E. V., Gunyaev E. V. Metodika obucheniya tekhnike bega na dlinnye distantsii [Methods of teaching long-distance running techniques]. Aktual'nye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta kursantov i slushateley. Sbornik statey [Actual problems of physical culture and sports of cadets and trainees. Collection of articles]. Orel, ORYUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov Publ., 2017, pp. 64-66. (In Russia).