СтатьяМЛск
УДК 37.086
Б01: 10.26795/2307-1281 -2021 -9-4-4
АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
А. Р. Сибагатуллина1, Г. А. Степанова2
1БУ ВО «Сургутский государственный университет», ХМАО-Югры, Сургут, Российская Федерация. 2БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет», ХМАО-Югры, Сургут, Российская Федерация
АННОТАЦИЯ
Введение. Качественное улучшение профессиональной подготовки специалистов, снижение текучести кадров в образовательных структурах - серьезная и хорошо известная проблема. Сфера образования регулярно пополняется значительным количеством новых выпускников педвузов. Многочисленные исследования продемонстрировали существование четкой закономерности: начальный период «встраивания» в профессию характеризуется наибольшей интенсивностью. Это во многом определяет как личностное, так и профессиональное развитие специалиста.
Рассмотрев особенности введения новых образовательных стандартов в ряде учреждений образования, можно сделать вывод о том, что в числе базовых факторов формирования педагога - умение профессионально адаптироваться к новому, быть готовым вводить в работу различные инновации.
Материалы и методы. В статье рассматриваются взгляды зарубежных и отечественных ученых, занимающихся изучением процесса адаптации будущих учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде. Методологическая основа исследования: культурологический подход, компетентностный подход, средовой подход, отдельные элементы стратегического подхода, а также гуманистические и системно-структурные принципы. Основные методы исследования: метод экспертных вопросов, анкетирование, экспериментальный метод, сравнительный и системный анализ, изучение тематических публикаций, собственные наблюдения авторов. Результаты исследования. В результате анализа и интерпретации изученных источников по проблеме педагогического сопровождения будущих педагогов к профессиональной деятельности было выявлено, что основная цель педагогического сопровождения - помочь начинающему учителю разобраться в себе, в причинах возникающих профессиональных проблем с целью мобилизации его внутренних ресурсов, знаний и навыков, для развития новых профессиональных компетенций и дальнейшего саморазвития.
Обсуждение и заключения. Нами выявлены и рассмотрены трудности и сложности процесса адаптации будущих педагогов к профессиональной деятельности, обоснована актуальность исследуемого. Дальнейшее направление исследования мы связываем с разработкой программы по педагогическому сопровождению, направленной на успешную адаптацию будущих учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде.
Ключевые слова: процесс адаптации, инновационная деятельность, инновационная образовательная среда, молодые учителя.
Для цитирования: Сибагатуллина А.Р., Степанова Г.А. Адаптация молодых учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, №4. С.4.
ADAPTATION OF YOUNG TEACHERS TO PROFESSIONAL ACTIVITIES IN AN INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT
A. R. Sibagatullina1, G. A.Stepanova2
1Surgut State University, KHMAO-Yugra, Surgut, Russian Federation 2Surgut State Pedagogical University, KHMAO-Yugra, Surgut, Russian Federation
ABSTRACT
Introduction. Qualitative improvement of professional training of specialists, reduction of staff turnover in educational structures is a serious and well-known problem. The field of education is regularly replenished with a significant number of new graduates of pedagogical universities. Numerous studies have demonstrated the existence of a clear pattern: the initial period of "embedding" in the profession is characterized by the greatest intensity. This largely determines both the personal and professional development of a specialist.
Having considered the features of the introduction of new educational standards in a number of educational institutions, we can conclude that among the basic factors of the formation of a teacher is the ability to professionally adapt to the new, to be ready to introduce various innovations. Materials and Methods. The article discusses the views of foreign and Russians scientists which studied the process of adaptation of future teachers to professional activities in an innovative educational environment. Methodological basis of the research: cultural approach, competence approach, environmental approach, individual elements of the strategic approach, as well as humanistic and system-structural principles. The main research methods: the method of expert questions, questionnaires, experimental methods, comparative and systematic analysis, the study of thematic publications, the author's own observations.
Results. The result of the analysis and interpretation of the studied sources is on the problem of pedagogical support of future teachers to professional activities, it was revealed that the main purpose of pedagogical support is to help a novice teacher to understand himself, the causes of emerging professional problems, in order to mobilize his internal resources, knowledge and skills, for the development of new professional competencies and further self-development. Discussion and Conclusions. We have identified and considered the difficulties and complexities of the process of adaptation of future teachers to professional activities, justified the relevance of the study. We associate the further direction of the research with the development of a program for pedagogical support aimed at the successful adaptation of future teachers to professional activities in an innovative educational environment.
Keywords: the adaptation process, innovative activity, innovative educational environment, young teachers.
For citation: Sibagatullina A.R., Stepanova G.A. Adaptation of young teachers to professional activities in an innovative educational environment // Vestnik of Minin University. 2021. Vol. 9, no. 4. P.4.
Введение
Степень социальной, социально-психологической, профессиональной адаптации вчерашнего студента педвуза к изменениям среды образования, к появлению инноваций различного рода - один из ключевых факторов плодотворной работы молодого специалиста.
Сама по себе проблема адаптации является комплексной и включает в себя большое количество составляющих. Именно поэтому данная проблема носит характер междисциплинарной. Многие исследования посвящены различным аспектам адаптации. Так, в трудах П. Анохина [4], Л. Кандыбовича, А. Мороза [15], А. Мудрика [16] поднимается вопрос психолого-педагогической адаптации. Т. Козлова [11], А. Налчаджян [18] рассматривают ее социально-экономический аспект. В. Казначеев [10], И. Павлов, А. Ухтомский [22] концентрируют внимание на медико-биологической стороне вопроса.
Следует отметить, что существуют исследования в профессиональной составляющей в структуре форм и видов процесса адаптации. Психологические особенности процесса адаптации молодых специалистов можно найти в трудах О.В. Назаровой [17], Л.К. Зубцовой [9], А.К. Колесовой [12]. Сопровождение молодых педагогов со стороны психолого-педагогического аспекта рассматривают Г.Б. Андреева [3], Д.С. Занин [6], Л.Н. Харавинина [23]. Тема адаптации профессиональной деятельности преподавателей высшей школы затронута в работах А.В. Андрианова [2], В.А. Зацепина [8].
Процесс адаптации также рассматривается с разных ракурсов и в зарубежных исследованиях А. Кларке [29], Кэт Мердок [33], Р. Ингерсол [32].
Это свидетельствует об актуальности изучения проблемы адаптации будущих учителей к профессиональной деятельности, а также необходимости педагогического сопровождения, что позволяет нам сформулировать цель исследования: определить теоретические, методологические и организационно-технологические основы процесса адаптации будущих учителей к инновационной профессионально-педагогической деятельности.
Материалы и методы
Поставленная цель достигалась с использованием таких методов научно-педагогического исследования, как разбор тематической литературы, сравнительный и системный анализ, экспертный опрос, анкетирование, проведение экспериментов, собственные наблюдения автора.
Обзор литературы
Качество педагогической работы - краеугольный камень эффективности системы образования в целом. Именно оно определяет в конечном итоге успеваемость студентов и школьников. Этот тезис подтверждается данными многочисленных исследований [13].
Современные условия ставят перед педагогами новые вызовы. Роль учителя претерпевает изменения, область профессиональных задач растет, увеличивается ответственность. Сегодня от учителя требуются навыки планирования и организации учебной деятельности (в том числе с помощью цифровых и онлайн-технологий), эффективная командная работа, отслеживание и коррекция трендов индивидуального развития учеников, навыки работы в междисциплинарных проектах и многие другие.
Базисный фактор формирования новой образовательной системы в России сегодня -это кардинальное изменение качества обучения будущих педагогов и их работы. Необходимы новые, свежие кадры, умеющие оперативно и эффективно действовать в принципиально новых профессиональных условиях [7].
Данная задача значительно усложняется теми фактами, что престиж профессии педагога по-прежнему невысок, педколлектив часто не обладает достаточной степенью мотивации, но зато очень сильно загружен (в том числе обязанностями, не относящимися непосредственно к педагогической работе). Невысоко также и количество трудоустроенных по специальностям педвузов.
Реализованный комплекс мер в части увеличения зарплаты педагогов и их социальной защищенности, к сожалению, не изменил состояние дел кардинально.
Педагогическая поддержка представляет собой комплексную систему диагностических и обучающих мероприятий (в том числе в части повышения квалификации), организационных мер, ориентированную на формирование оптимальных условий работы в современной образовательной среде.
Важно отметить, что мониторинг формирует возможности для учителя самостоятельно справляться с существующими трудностями. Опираясь на психологическую поддержку специалиста, педагог трансформирует свою позицию от «не могу» в позицию «я открыто и непредвзято анализирую свою жизнь и профессиональные проблемы». Это открывает перед педагогом новые области скрытых ресурсов для развития [21].
В начале своей профессиональной карьеры начинающий учитель сталкивается с целым рядом разнообразных задач, и далеко не всегда он может справиться с ними самостоятельно. Сказывается малый опыт (как профессиональный, так и жизненный), ограниченное количество апробированных методик обучения, недостаточное знакомство с особенностями психологии современных учащихся [25].
Непростой задачей для молодого специалиста становится и адаптация в новом коллективе. Здесь стоит упомянуть такие сложные аспекты, как выстраивание взаимоотношений с членами коллектива (в том числе с более опытными учителями), необходимость зарекомендовать себя как профессионала, налаживание связей со всеми задействованными в процессе образования. Далеко не всегда среда дает адекватную «обратную связь» и возможность познакомиться с непредвзятой оценкой труда нового учителя. В силу этого обстоятельства нередко страдает самооценка молодых педагогов. Каждая ошибка воспринимается как доказательство своей профессиональной неподготовленности и бездарности, неправильного выбора профессиональной стези [11].
Можно констатировать, что концептуальное обоснование комплекса мер по поддержке стартового этапа педагогической работы, базирующееся на скоординированных мероприятиях всех уровней непрерывной профессиональной педагогической подготовки, по существу, отсутствует. Тем не менее следует отметить наличие целого ряда интереснейших научных разработок касательно темы профессиональной адаптации, а также любопытный и показательный опыт некоторых
образовательных учреждений касательно помощи неопытному учителю. Например, такие наработки обобщены в работе И.И. Черкасовой и Т.А. Ярковой [24].
В. Янковский в своей диссертации подчеркнул значительный рост роли университетов в сопровождающей деятельности для начальных этапов профессиональной работы в сфере образования [1]. Им сформулирована концепция «новой модели педагогического образования», в основе которой - ориентация ПОО на школу в процессе перехода от теоретических аспектов к конкретной педагогической практике.
Отметим, что ни в одном нормативном документе системы образования - ни на федеральном уровне, ни на региональных - не содержится конкретное определение, какими критериями определяется отнесение педагога к категории «молодой учитель».
Тем не менее практика убедительно доказывает, что введение такого понятия необходимо. Одновременно крайне важно дать определение различным группам молодых педагогов, классифицированных по разным критериям, например:
- лица, закончившие педвузы, практический опыт работы в сфере образования отсутствует;
- лица, закончившие вузы, есть практический опыт работы в других сферах;
- лица, закончившие педвузы, имеющие опыт работы в сфере образования, перешедшие в учебное заведение иного типа или сменившие преподавательскую должность;
- лица, закончившие педвузы, длительное время (свыше 3-х лет) не работавшие по специальности и вернувшиеся в сферу образования.
Все эти группы, безусловно, нуждаются в различных мерах поддержки и адаптации [20].
Формирование комплекса условий, помогающих молодым специалистам эффективно адаптироваться в профессиональной среде, - одна из ключевых задач, стоящих сегодня перед системой образования. Особое звучание эта проблема приобретает в контексте создания пула настоящих специалистов своего дела в области образования [19]. Не секрет, что адаптационные процессы нередко сопряжены с добавочным стрессом, требуют большого нервного напряжения. Сами же учреждения образования заинтересованы в том, чтобы приход новых кадров не ломал сложившиеся рабочие процессы в коллективе [27].
Именно поэтому любое учреждение образования так или иначе сталкивается с проблемой наличия возможностей обеспечения профессионального и личностного развития молодого учителя, возможностей помочь ему адаптироваться в профессиональной среде как можно быстрее. Отыскать действенные подходы к решению этой проблемы -актуальная задача современности. На этом пути может оказаться полезным обобщение международного опыта содействия молодым педагогам [31].
Проанализировав ключевые тренды образовательной сферы в мире, можно сделать вывод, что основные направления мер поддержки молодых учителей в период профессиональной адаптации можно разделить на следующие группы:
- адаптация в профессиональной среде в качестве школьного компонента,
- адаптация в профессиональной среде в качестве внешкольного компонента [5].
Для работы в рамках комплекса мер первой группы оптимальными являются формы
наставничества и коучинга. Молодой специалист получает наставника, который держит во внимании его работу, вводит в курс существующих наиболее продуктивных технологий обучения, оказывает помощь в планировании занятий, выборе форм и методов обучения, помогает осуществить анализ полученных результатов. Также наставник оценивает работу своего подопечного и дает советы в области дальнейшего развития.
В рамках комплекса мер второй группы выделяют такие формы профессиональной адаптации, как специальные адаптационные курсы, которые предусматривают начало адаптационного процесса еще до прихода молодого специалиста в конкретную образовательную организацию. Курс адаптации является частью программы профессиональной квалификации и проводится после практики студентов в школе [19].
Существует три модели реализации внеклассной программы:
1. Модель университета - основана на мероприятиях, организованных учебными заведениями, ответственными за подготовку учителей, например, в Австрии [28] стажеры, завершившие университетские программы обучения, должны посещать курсы, организованные педагогическим институтом.
2. Сетевая модель - основана на взаимодействии, общении молодых учителей посредством дискуссий, семинаров и т.д., например, в Швеции [30] развитая сеть молодых учителей, где новые и опытные учителя обсуждают проблемы и рассматривают различные способы их решения, а также обмениваются опытом.
3. Модель местного управления - предполагает проведение семинаров, конференций и других мероприятий, организованных структурами, отвечающими за образовательную сферу на местном уровне [36].
Российская система образования также не оставила в стороне вопросы профессиональной адаптации молодых учителей [35, 36]. Несмотря на индивидуальные различия в прохождении адаптационного периода, можно обозначить общие этапы данного процесса, характерные для каждого из молодых педагогов.
1. Вхождение в работу. На этом этапе эмоциональное напряжение специалиста находится на максимальном уровне. Задачи этого этапа - выявить самые действенные методы обучения в конкретных условиях, выстроить свою учебную работу, научиться решать организационные задачи и вопросы межличностного общения в коллективе и с учениками, оттачивать навыки анализа своей работы как с позиции педагога, так и с позиции ученика.
2. Развитие в профессии. Эмоциональный накал этого этапа уже не такой высокий, молодой учитель чувствует себя намного спокойнее и увереннее. На этом этапе он ищет самые подходящие ему способы и формы самореализации в профессии, оптимизирует организацию своей работы, апробирует различные методы самоконтроля.
3. Выработка определенного собственного стиля работы. Отличительная черта этого этапа - дальнейшая профессиональная эволюция педагога, оттачивание конкретных качеств личности, необходимых в работе. Действия учителя становятся более уверенными, целенаправленными, он активнее проявляет себя в решении вопросов как тактического, так и стратегического характера [1].
Результаты исследования
В исследованиях неоднократно отмечается, что самое сложное на пути молодого учителя - профессиональное самообразование, исследовательская работа, выстраивание учебного процесса в зависимости от индивидуальных особенностей учеников.
В образовательной деятельности основная трудность, с которой сталкиваются молодые педагоги, - это поддержание дисциплины, понимание и изучение обучающегося, развитие его личности, применение новых образовательных технологий, работа в новых условиях образовательного процесса.
Профессиональная культура молодого педагога находится на начальном этапе формирования. Основная цель педагогического сопровождения - помочь начинающему учителю разобраться в себе, в причинах возникающих профессиональных проблем с целью мобилизации его внутренних ресурсов, знаний и навыков для развития новых профессиональных компетенций и дальнейшего саморазвития.
Обсуждение и заключения
Современный мир меняется форсированно быстрыми темпами. И в этих условиях неоспоримые преимущества - на стороне тех стран, которые в состоянии генерировать, концентрировать и эффективно использовать инновационный ресурс. Именно молодые кадры играют в этом ключевую роль.
В свою очередь, инновационная система, закладывающая базис обновления всех сфер экономики и общества, находится в прямой зависимости от уровня и качества образования.
Анализ особенностей протекания процесса перехода к новым образовательным стандартам на примере учреждений образования разного типа позволяет заключить следующее: формирование учителя (в соответствии с Федеральным образовательным стандартом) в значительной мере определяется именно эффективностью и успехом хода профессиональной адаптации молодых специалистов, их желанием и возможностями следовать за инновационными изменениями.
Следующим шагом исследования мы видим разработку программы педагогического сопровождения для молодых специалистов образовательной сферы. Целью такой программы должна стать эффективная адаптация участников к работе в условиях инновационной образовательной среды.
Список использованных источников
1. Агапова Е.Н., Трапицын С.Ю. Сопровождение процесса адаптации и начального этапа профессиональной деятельности учителя // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. №3. С. 36-46.
2. Андрианов А.В. Социальная адаптация и профессиональная идентификация преподавателей физической культуры: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Белгород, 2014. 18 с.
3. Андреева Г.Б. Подготовка, адаптация и повышение квалификации сельских учителей в США: дис. ... канд. пед. наук. М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2000. 154 с.
4. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 448 с.
5. Заир-Бек Е.С., Пискунова Е.В. Анализ зарубежных практик адаптации молодого учителя к профессиональной деятельности // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2016. №4(92). С. 92-99.
6. Занин Д.С. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального развития личности специалистов на предприятиях: на примере предприятий малого и среднего бизнеса: дис. ... канд. пед. наук. Уфа, 2013. 230 с.
7. Засыпкин В.П., Зборовский Г.Е. Модернизация образования как фактор изменения требований к профессии педагога // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2010. №4(11). С. 98-106.
8. Зацепин В.А. Педагогическая технология формирования готовности преподавателей колледжа к разработке образовательных программ по ФГОС с использованием автоматизированной информационной системы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2013. 23 с.
9. Зубцова Л.К. Организационно-педагогические условия адаптации молодого учителя: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 1995. 179 с.
10. Казначеев В.П. Адаптация человека (социальный и медико-биологический аспект). Новосибирск, 1980. С. 5-17.
11. Козлова Т.В. Социально-экономическая адаптация человека в рыночной экономике России: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Омск: Ом. гос. ун-т, 2004. 23 с.
12. Колесова А.К. Курс «История педагогики и образования в условиях реформирования высшей педагогической школы» // Профессионализм педагога: Сущность, содержание, перспективы развития. М., 2014.
13. Ленская Е.А. Качество образования и качество подготовки учителя // Вопросы образования. 2008. №4. С. 81-96.
14. Малышкина Е.С. Проблемы адаптации новых преподавателей // Среднее профессиональное образование. 2005. №8. С. 38-40.
15. Мороз А.Г. Профессиональная адаптация выпускника педагогического вуза: дис. ... д-ра пед. наук. Киев: Киевский государственный педагогический институт им. А.М. Горького, 1983. 459 с.
16. Мудрик А.В. Учитель, мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986. 160 с.
17. Назарова О.В. Профессиональная адаптация начинающих учителей гимназии в условиях модернизации образования: дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь: АГПУ, 2003. 176 с.
18. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии. Ереван: Наука, 1988. 246 с.
19. Недвецкая М.Н. Особенности социально-профессиональной адаптации выпускников педагогических колледжей // Среднее профессиональное образование. 2006. №12. С. 38-39.
20. Почекаева И.С., Цапкова Т.А. Особенности адаптации выпускников педагогических вузов к осуществлению профессиональной деятельности в школе // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2017. №13. С. 228-232.
21. Плугина М.И., Шведенко Ю.В. Условия эффективности психологической помощи преподавателям высшей школы на этапе профессиональной адаптации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012. №4. С. 130-136.
22. Ухтомский А. А. Избранные труды. - Ленинград: «Наука», 1978.
23. Харавинина Л.Н. Модель сопровождения профессионально-личностного развития молодого преподавателя // Ярославский педагогический вестник. 2010. №1.
24. Черкасова И.И., Яркова Т.А. Методологические основания концепции управления профессиональной адаптацией молодых педагогов // Современные исследования социальных проблем. 2012. №11.
25. Шевелёв А.Н., Кузина Н.Н., Смольников В.Ю. Социопедагогическое исследование молодых учителей: проблемы, характерные черты и готовность к профессиональной деятельности // Человек и образование. 2018. №4(57). С. 196-201.
26. Щебанец Е.Ю. Соотношение психологической поддержки и психологического сопровождения в процессе психологической помощи родителям и детям с отклонениями
в развитии // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2007. №3. С. 351-354.
27. Ширшова И.Я. Адаптация молодого учителя к профессиональной деятельности в современной школе. // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». 2014. Т. 27(66), №3. С. 3-17.
28. Adult learning: It is never too late to learn / Commission of the European Communities. Brussels, 2006. 12 p.
29. Clarke A., Erickson J. Teacher inquiry: What is old is new again! Available at: http://blogs.ubc.ca/stevemcg/files/2015/09/Clarke-Erickson-2006.-Teacher-inquiry-Whats-old-is-new-again.pdf (accessed: 12.05.2021).
30. Frankina W. Three historical philosophies of education. Chicago, 1965. Pp. 25-30.
31. Hargreaves A., Fullan M. Mentoring in the new millennium // Theory into practice. Ohio, 2000. Vol. 39, issue 1. Pp. 50-56.
32. Ingersoll R.M. Beginning teacher induction: what the data tell. US Induction is an education reform whose time has come // Phi Delta Kappan. 2012. Vol. 93(8). Pp. 47-51.
33. Murdoch K. How do inquiry teachers ... teach? Available at: https://www.kathmurdoch.com.au/blog/2014/02/21/how-do-inquiry-teachers-teach (accessed: 25.07.2021).
34. Mohr A., Puck J., Rygl D. An Empirical Analysis of Managers' Adjustment to Working in Multi-National Project Teams in the Pipeline and Plant Construction Sector // The International Journal of Human Resource Management. 2008. Vol. 19, no. 12. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/09585190802479488.
35. Parker C.A., Bickmore K. Conflict Management and Dialogue with Diverse Students: Novice Teachers" Approaches and Concerns // Journal of Teaching and Learning. 2012. Vol. 8, no. 2. Available at: http://oj s.uwindsor.ca/oj s/leddy/index.php/JTL/issue/view/388.
36. Rivkin S.G., Hanushek E.A., Kain J.F. Teachers, Schools and Academic Achievement // Econometrica. 2005. Vol. 73(2). Pp. 417-458.
References
1. Agapova E.N., Trapicyn S.YU. Accompanying the adaptation process and the initial stage of the teacher's professional activity. Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta, 2013, no. 3, pp. 36-46. (In Russ.)
2. Andrianov A.V. Social adaptation and professional identification of physical culture teachers: dissertation of the candidate of sociological sciences. Belgorod, 2014. 18 p. (In Russ.)
3. Andreeva G.B. Training, adaptation and advanced training of rural teachers in the United States: dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Moscow, Moskovskij gosudarstvennyj otkrytyj pedagogicheskij universitet Publ., 2000. 154 p. (In Russ.)
4. Anohin P.K. Essays on the physiology of functional systems. Moscow, Medicina Publ., 1975. 448 p. (In Russ.)
5. Zair-Bek E.S., Piskunova E.V. Analysis of foreign practices of adaptation of a young teacher to professional activity. Vestnik CHGPU im. I. YA. YAkovleva, 2016, no. 4(92), pp. 92-99. (In Russ.)
6. Zanin D.S. Psychological and pedagogical support of the professional development of the personality of specialists at enterprises: on the example of small and medium-sized businesses: dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Ufa, 2013. 230 p. (In Russ.)
7. Zasypkin V.P., Zborovskij G.E. Modernization of education as a factor in changing the requirements for the teaching profession. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2010, no. 4(11), pp. 98-106. (In Russ.)
8. Zacepin V.A. Pedagogical technology for the formation of the readiness of college teachers to develop educational programs for the Federal State Educational Standard using an automated information system: the author's abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Samara, 2013. 23 p. (In Russ.)
9. Zubcova L.K. Organizational and pedagogical conditions for adaptation of a young teacher: dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Kazan, 1995. 179 p. (In Russ.)
10. Kaznacheev V.P. Human adaptation (social and biomedical aspect). Novosibirsk, 1980. Pp. 517. (In Russ.)
11. Kozlova T.V. Socio-economic adaptation of a person in the market economy of Russia: dissertation of the candidate of economic sciences. Omsk, Omsk State University Publ., 2004. 23 p. (In Russ.)
12. Kolesova A.K. Course "History of pedagogy and education in the context of reforming the higher pedagogical school". Professionalizm pedagoga: Sushchnost', soderzhanie, perspektivy razvitiya. Moscow, 2014. (In Russ.)
13. Lenskaya E.A. The quality of education and the quality of teacher training. Voprosy obrazovaniya, 2008, no. 4, pp. 81-96. (In Russ.)
14. Malyshkina E.S. Problems of adaptation of new teachers. Srednee professional'noe obrazovanie, 2005, no. 8, pp. 38-40. (In Russ.)
15. Moroz A.G. Professional adaptation of a graduate of a pedagogical university: the dissertation of the doctor of pedagogical sciences. Kiev, Kievskij gosudarstvennyj pedagogicheskij institut im. A.M. Gor'kogo Publ., 1983. 459 p. (In Russ.)
16. Mudrik A.V. Teacher, skill and inspiration. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1986. 160 p. (In Russ.)
17. Nazarova O.V. Professional adaptation of novice gymnasium teachers in the context of education modernization: the dissertation of the candidate of psychological sciences. Stavropol, AGPU Publ., 2003. 176 p. (In Russ.)
18. Nalchadzhyan A.A. Socio-mental adaptation of personality: forms, mechanisms and strategies. Yerevan, Nauka Publ., 1988. 246 p. (In Russ.)
19. Nedveckaya M.N. Features of social and professional adaptation of graduates of pedagogical colleges. Srednee professional'noe obrazovanie, 2006, no. 12, pp. 38-39. (In Russ.)
20. Pochekaeva I.S., Capkova T.A. Features of adaptation of graduates of pedagogical universities to the implementation of professional activities at school. Problemy romano-germanskoj filologii, pedagogiki i metodikiprepodavaniya inostrannyh yazykov, 2017, no. 13, pp. 228-232. (In Russ.)
21. Plugina M.I., SHvedenko YU.V. Conditions for the effectiveness of psychological assistance to teachers of higher education at the stage of professional adaptation. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psihologiya i pedagogika, 2012, no. 4, pp. 130-136. (In Russ.)
22. Uhtomskij A.A. Selected Works. Leningrad, Nauka Publ., 1978. (In Russ.)
23. Haravinina L.N. Model of support for the professional and personal development of a young teacher. YAroslavskijpedagogicheskij vestnik, 2010, no. 1. (In Russ.)
24. CHerkasova I.I., YArkova T.A. Methodological foundations of the concept of management of professional adaptation of young teachers. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem, 2012, no. 11. (In Russ.)
25. SHevelyov A.N., Kuzina N.N., Smol'nikov V.YU. Sociopedagogical research of young teachers: problems, characteristics and readiness for professional activity. CHelovek i obrazovanie, 2018, no. 4(57), pp. 196-201. (In Russ.)
26. SHCHebanec E.YU. The ratio of psychological support and psychological support in the process of psychological assistance to parents and children with developmental disabilities. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya, 2007, no. 3, pp. 351-354. (In Russ.)
27. SHirshova I.YA. Adaptation of a young teacher to professional activities in a modern school. Uchenye zapiski Tavricheskogo nacional'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo Seriya «Problemy pedagogiki srednej i vysshej shkoly», 2014, vol. 27(66), no. 3, pp. 3-17. (In Russ.)
28. Adult learning: It is never too late to learn / Commission of the European Communities. Brussels, 2006. 12 p.
29. Clarke A., Erickson J. Teacher inquiry: What is old is new again! Available at: http://blogs.ubc.ca/stevemcg/files/2015/09/Clarke-Erickson-2006.-Teacher-inquiry-Whats-old-is-new-again.pdf (accessed: 12.05.2021).
30. Frankina W. Three historical philosophies of education. Chicago, 1965. Pp. 25-30.
31. Hargreaves A., Fullan M. Mentoring in the new millennium. Theory into practice. Ohio, 2000, vol. 39, issue 1, pp. 50-56.
32. Ingersoll R.M. Beginning teacher induction: what the data tell. US Induction is an education reform whose time has come. Phi Delta Kappan, 2012, vol. 93(8), pp. 47-51.
33. Murdoch K. How do inquiry teachers ... teach? Available at: https://www.kathmurdoch.com.au/blog/2014/02/21/how-do-inquiry-teachers-teach (accessed: 25.07.2021).
34. Mohr A., Puck J., Rygl D. An Empirical Analysis of Managers' Adjustment to Working in Multi-National Project Teams in the Pipeline and Plant Construction Sector. The International Journal of Human Resource Management, 2008, vol. 19, no. 12, doi: http://dx.doi.org/10.1080/09585190802479488.
35. Parker C.A., Bickmore K. Conflict Management and Dialogue with Diverse Students: Novice Teachers" Approaches and Concerns. Journal of Teaching and Learning, 2012, vol. 8, no. 2. Available at: http://oj s.uwindsor.ca/oj s/leddy/index.php/JTL/issue/view/388.
36. Rivkin S.G., Hanushek E.A., Kain J.F. Teachers, Schools and Academic Achievement. Econometrica, 2005, vol. 73(2), pp. 417-458.
© Сибагатуллина А.Р., Степанова Г.А., 2021
Информация об авторах Сибагатуллина Альбина Разитовна - аспирант БУ ВО «Сургутский государственный университет», ХМАО-Югры, Сургурт, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Степанова Галина Алексеевна - доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории Инновационных образовательных технологий, БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет», ХМАО-Югры, Сургурт, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Information about the authors Sibagatullina Albina R. - Post-graduate student, Surgut State University, KHMAO-Yugra, Surgut, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Stepanova Galina A. - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Chief Researcher of the Laboratory of Innovative Educational Technologies, Surgut State Pedagogical University, KHMAO-Yugra, Surgut, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Поступила в редакцию: 11.05.2021 Принята к публикации: 10.10.2021 Опубликована: 12.11.2021