Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №1, Том 8 / 2020, No 1, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-1-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/25PSMN120.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Пестов А.В., Бостанджиева Т.М. Влияние эмоционального выгорания педагогов на отношение к образовательной среде всех её участников // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №1, https://mir-nauki.com/PDF/25PSMN120.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Pestov A.V., Bostanjieva T.M. (2020). Influence of teachers' emotional burnout on the attitude of all participants to the educational environment. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/25PSMN120.pdf (in Russian)
УДК 37.048.4 ГРНТИ 15.81.21 ВАК 19.00.07
Пестов Александр Валерьевич1
БУ «Сургутский государственный педагогический университет», Сургут, Россия
Аспирант кафедры «Психологии» E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9521-990X
Бостанджиева Татьяна Михайловна
БУ «Сургутский государственный педагогический университет», Сургут, Россия
Преподаватель кафедры «Психологии» Доцент кафедры «Психологии» Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=690112
Влияние эмоционального выгорания педагогов на отношение к образовательной среде всех её участников
Аннотация. В статье отражены основные теоретические положения, на основе которых понимается процесс эмоционального выгорания. Представлены результаты исследования степени выраженности эмоционального выгорания педагогов: напряженность, резистентность, истощаемость. В центре внимания авторов - анализ последствий эмоционального выгорания педагогов и его влияние на отношение к образовательной среде школы со стороны обучающихся, их родителей и педагогов.
Содержание работы, приведенное в статье, прошло апробацию в форме выступлений авторов на научно-методических семинарах в общеобразовательных организациях г. Сургута ХМАО-Югры, научно-практических конференциях различного уровня и публикациях материалов исследования.
По результатам исследования разработано обоснование принципов и методов программы психологического сопровождения педагогической деятельности учителя по профилактике эмоционального выгорания. Обоснованы основные направления, формы и
1 https://vk.com/id40937521 Страница 1 из 10
методы, необходимые для создания психологических условий, способствующих снижению эмоционального выгорания педагога.
Таким образом, результаты исследования расширяют научные представления о последствиях синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности учителя. Эмоциональное выгорание педагога оказывает влияние на формирование негативного отношения к образовательной среде школы со стороны обучающихся, их родителей и учителей, а следовательно, на психологическую безопасность образовательной среды.
Ключевые слова: педагогическая деятельность; эмоциональное выгорание; образовательная среда; психологические характеристики образовательной среды школы; участники образовательной среды; психологическая безопасность образовательной среды
Введение
Важнейшей составляющей деятельности педагога является общение, которое зачастую сопровождается постепенным нарастанием эмоционального истощения, где возникает процесс постепенной утраты энергетических ресурсов (физической, когнитивной и эмоциональной) и негативно воздействует на исполнении должностных обязанностей. В связи с нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда учителя увеличивается риск развития «эмоционального выгорания», и исследование данного синдрома необходимо с точки зрения предупреждения влияния его негативных последствий на отношения с окружающими [1].
По мнению В.В. Бойко, эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме частичного или полного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия [2]. Методика «Диагностика эмоционального выгорания личности» (В.В. Бойко) позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения» [3]. Специфика педагогической деятельности обусловливает возникновение, и развитие у педагогов эмоционального выгорания исследования отражены в работах таких авторов, как: В.В. Бойко [4], Н.Е. Водопьянова [5], Е.П. Ильин [6], С.А. Подсадный [7], Д.Н. Орлов [7], Т.В. Форманюк [8] и др.
Выгорание является следствием долговременных по времени стрессов межличностных коммуникаций в сфере профессиональной деятельности согласно исследованиям авторов: A. Bakker [9], C. Maslach [10], S. Jackson [11], Н.Е. Водопьяновой [12].
С точки зрения Михайловой В.П., нарастание эмоционального истощения учителя, ведет к постепенной утрате энергетических ресурсов (физической, когнитивной и эмоциональной) и негативно воздействует на исполнении должностных обязанностей.
По мнению Баевой И.А. для эффективного снижения синдрома эмоционального выгорания в психолого-педагогической практике необходимо, прежде всего, обеспечить необходимые условия психологической безопасности в среде взаимодействии участников, но и образовательная среда учебного заведения должна реализовать психологическую безопасность всех её субъектов. Психологическая поддержка педагогов в ситуации эмоционального выгорания должна стать приоритетной линией в профессиональной деятельности школьного психолога с учителями [13].
Под образовательной средой, по мнению В.И. Панова, рассматривается определенная система условий, реализующая в своём начале практические технологии и миссии данного образовательного учреждения. Это система межличностных взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса и пространство разнообразных видов
https:// mir-nauki. com
деятельности, пространственно-предметные условий, необходимых для социализации обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями развития и индивидуальными интересами [14].
Психологически безопасной можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней; высокие показатели индекса удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия. Приведенное определение дает представление об эталонном состоянии психологической безопасности образовательной среды. Показатели диагностических критериев могут дать реальную картину, а аналитическая оценка позволит выявить рассогласование идеального и реального [15]. Тем не менее, концепция психологической безопасности И.А. Баевой, представляет определенное состояние защищённости личности, а также способность среды и личности отражать негативные внешние и внутренние воздействия [16].
По мнению И.А. Баевой психологическая безопасность в школьной среде представляет собой обусловленную жизненную успешность и гарантию благополучия ребенка, в котором учителя и родители делают акцент на формирование положительной и успешной личности в образовательной среде [17].
Исследования А.Ю. Василенко [18] указывают на связь между профилактикой эмоционального выгорания и элементов создания психологической безопасности образовательной среды. Работы Риттельмайер [19], Д.Ж. Маркович [20], М. Черноушек [21] и др. о взаимосвязях предметной среды школы и эмоционального состояния ее субъектов задают особый контекст в рассмотрении подходов к проблеме влияния синдрома эмоционального выгорания педагога на психологически безопасную образовательную среду.
Исходными основаниями для формулировки гипотезы исследования выступали следующие: выявление выраженности эмоционального выгорания учителей влияет на состояние психологической безопасности образовательной среды.
В исследовании принимали участие четыре группы респондентов. В первую группу входили учителя средних классов (6-7 класс) в количестве 44 испытуемых. Вторую группу составили учителя выпускных классов (9, 11 класс) в количестве 44 испытуемых. В третью группы входили учащиеся-выпускники (9, 11 класс) в количестве 44 испытуемых. В четвёртую группы входили родители в количестве 44 испытуемых. Общее количество испытуемых составило 176 человек.
Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе был апробирован комплекс методов, позволяющих выявить особенности эмоционального выгорания учителей и уровень психологической безопасности образовательной среды всех её участников.
В исследовании применялись следующие методики: методика профессионального выгорания (К. Маслач и С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой); методика диагностики психологических характеристик школьной образовательной среды по Н.П. Бадьина, В Н. Афтенко [14].
Применялся метод сравнительного анализа данных, метод математико-статистической обработки эмпирических данных, метод корреляции Спирмена.
Специфика содержания программ характеризовалась комплексом упражнений на развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы; снятие эмоционального
Методы и материалы исследования
напряжения; актуализация ресурсных возможностей, повышения педагогической продуктивности.
Большое значение имели процедуры организации занятий. С одной стороны, они предполагали включение участников в групповые интерактивные формы. С другой стороны, интерактивные формы обслуживали становление спектра социально-личностных новообразований участников. К социальным компетенциям относились, прежде всего, овладение способами аргументированного убеждения, преодоления разногласий и разночтений в понимании обсуждаемых проблем.
Результаты и дискуссия
Методика профессионального выгорания (К. Маслач и С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой) предназначена для выявления комплекса негативных эмоциональных переживаний людей профессии «человек-человек». Результаты исследования степени выраженности эмоционального выгорания учителей средних и выпускных классов представлена в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования степени выраженности эмоционального выгорания учителей
Учителя средних классов (6-8 класс) Учителя выпускных классов (9-11 класс)
Фаза (%) со (%) со (%) со (%) со
складывающейся фазой сложившейся фазой складывающейся фазой сложившейся фазой
Напряжение 32 16 28 8
Резистенция 48 28 52 28
Истощение 24 20 24 4
Результаты полученных данных показали, что у 32 % учителей средних классов фаза напряжения находится на стадии формирования. У 28 % учителей выпускных классов фаза напряжения находится на стадии формирования. Результат может свидетельствовать, о том, что напряжение имеет тут динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством педагогов средних общеобразовательных школ.
Самый высокий показатель выявлен по шкале фаза «резистенция», Фаза резистенции сформировалась у 48 % учителей средних классов и 52 % у педагогов старших. Это свидетельствует о том, что учителя данной категории подвержены нарастающему стрессу, желая оградить себя от излишних стрессов, присутствует стремление к психологической безопасности. Данный способ защиты осуществляется вне профессиональной области - в общении с родными, друзьями.
Самые низкий показатель выявлен по шкале фаза «истощение». Фаза истощения находится на стадии формирования 24 % у педагогов средних и выпускных классов. Это свидетельствует том, что у учителей данной категории происходит насыщенное общение с учениками. Эмоциональная защищенность становится неотъемлемым атрибутом личности педагога. Данный симптом проявляется в процессе общения в виде частичной утраты интереса к субъекту профессиональной деятельности.
Таким образом, наиболее высокие показатели на стадии формирования фаз эмоционального выгорания имеют учителя средних классов.
Результаты исследования психологических характеристик школьной образовательной среды учителей средних и выпускных классов представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительный анализ результатов исследования образовательной среды учителей
№ Параметр (фактор) Учителя, средний балл, (уровень)
Учителя средних классов (6-8 класс) Учителя выпускных классов (9-11 класс)
1 Интенсивность образовательной среды 0,90 (высокий) 0,71 (высокий)
2 Эмоционально-психологический климат 0,39 (низкий) 0,39 (низкий)
3 Удовлетворенность образовательной средой 0,40 (низкий) 0,38 (низкий)
4 Демократичность образовательной среды 0,72 (высокий) 0,72 (высокий)
5 Содействие формированию познавательной мотивации 0,72 (высокий) 0,39 (низкий)
6 Удовлетворенность качеством образовательных услуг 0,49 (средний) 0,37 (низкий)
Анализ результатов психологических характеристик школьной образовательной среды, показал, что 40 % учителей средних классов имеют самые высокие показатели по шкале «интенсивность образовательной среды», что свидетельствует о том, что у учителей средних классов наблюдается высокий объеме учебной нагрузки, а также завышенные требования к содержанию и качеству их работы. Высокие показатели по шкале «демократичность образовательной среды» выявлено у 36 % учителей средних и выпускных классов. Это связанно с тем, что учителя часто привлекаются к общественным мероприятиям, где они должны принимают определенные решения, касающихся личных интересов участников образовательного процесса.
По шкале «эмоционально-психологический климат» и «удовлетворенность образовательной средой» выявлен низкий уровень проявления у 24 % учителей средних классов и 36 % у учителей выпускных классов. Данный результат свидетельствует о том, что учителя испытывают психологический дискомфорт в образовательном процессе, связанный с эмоциональным и физическим напряжением. Также низкий уровень психологического климата может свидетельствовать о том, что учителя испытывают недостаточный уровень своего профессионализма.
Высокий уровень выявлен по шкале «интенсивность образовательной среды» и «демократичность образовательной среды» у 74 % учителей выпускных классов и 80 % у учителей средних классов. Высокий уровень проявления показателя «интенсивность образовательной среды» у учителей связан с тем, что они постоянно находятся в повышенной учебной нагрузки. Высокие уровень проявления показателя «демократичность образовательной среды» учителей связан с тем, что они постоянно принимают участие в различных педсоветах, конкурсах и др. мероприятиях.
По шкале «содействие формированию познавательной мотивации» у 18 % учителей выпускных классов и по шкале «удовлетворенность качеством образовательных услуг» у 20 % у учителей выпускных классов выявлен низкий уровень. Это свидетельствует о том, что данная категория учителей испытывают недостаточный уровень своего профессионализма, уровень теоретических знаний, принятие учителем ответственности за психологический климат.
Таким образом, результат исследования образовательной среды учителей показал, что у учителей средних и выпускных классов уровень психологической безопасности в образовательной среде находится на среднем уровне.
Результаты исследования психологических характеристик школьной образовательной среды учащихся и их родителей представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты исследования психологических характеристик образовательной среды учащихся и их родителей
№ Параметр (фактор) Средний балл (уровень)
Родители Учащиеся
1 Интенсивность образовательной среды 0,39 (низкий) 0,83 (высокий)
2 Эмоционально-психологический климат 0,39 (низкий) 0,42 (средний)
3 Удовлетворенность образовательной средой 0,38 (низкий) 0,35 (низкий)
4 Демократичность образовательной среды 0,42 (средний) 0,42 (средний)
5 Содействие формированию познавательной мотивации 0,45 (средний) 0,56 (средний)
6 Удовлетворенность качеством образовательных услуг 0,37 (низкий) 0,34 (низкий)
Анализ результатов психологических характеристик школьной образовательной среды, показал, что у 52 % учащихся-выпускников высокий уровень вывялен по шкале «интенсивность образовательной среды». Это свидетельствует о том, что ученики испытывают в образовательной среде чрезмерную нагрузку и сложность учебных заданий, предъявляемых к ним на уроках и дома, а также требований к качеству выполнения этих заданий. У 58 % родителей по данной шкале выявлен низкий уровень. Это может свидетельствовать о том, что родители не считают, что их дети загружены домашними заданиями, так как родители не всегда уделяют внимания своим детям при проверке домашних заданий.
Низкий уровень по шкале «удовлетворенность образовательной средой» выявлен у 34 % родителей и 40 % у учеников. Данный показатель может свидетельствовать, что учащимся так и их родителям не удовлетворяют требования образовательного учреждения из-за различных проблем и ситуаций, таких как: конфликты со сверстниками, непонимание учебного предмета, неудовлетворенность взаимоотношением с учителем, отсутствие учебной мотивации, которая позволяет рассматривать образовательную среду психологически незащищенной.
Низкий уровень по шкале «удовлетворенность качеством образовательных услуг», выявлен у 55 % родителей и 52 % у учеников. Данный показатель может свидетельствовать, что родители и ученики оценивают недостаточный уровень преподавания в школе по различным дисциплинам, в связи с отсутствием у них учебной мотивации, а также вызывает неуверенность, что определенные дисциплины им не понадобятся для дальнейшего поступления в высшие учебные заведения.
Таким образом, результат исследования образовательной среды у учащихся и родителей показал, что уровень психологической безопасности в образовательной среде находится на среднем уровне.
Анализ взаимосвязи компонентов профессионального выгорания с психологическими характеристиками школьной образовательной среды учителей средних классов показал следующие связи: показатель «редукция личных достижений» имеет одну обратную взаимосвязь с показателем «удовлетворенность образовательной средой» (r = -0,30319; р < 0,05). Данный показатель свидетельствуют о том, что чем сильнее учителя средних классов неудовлетворены собой, тем хуже они удовлетворены образовательной средой в которой они взаимодействуют.
У учителей выпускных классов выявлены следующие взаимосвязи: «эмоционально-психологический климат» имеет одну прямую взаимосвязь с показателем «деперсонализация» (r = 0,3085; р < 0,05). Данный показатель может свидетельствуют о том, что чем сильнее учителя выпускных классов испытывают эмоционально-психологический дискомфорт в образовательной среде, тем сильнее у них проявляется деперсонализация, которая выражается в личностной отдаленности, усиления негативизма по отношению к субъектам профессиональной деятельности и не толерантности в ситуациях общения.
https:// mir-nauki. com
Анализ взаимосвязи психологических характеристик образовательной среды учителей средних классов и учащихся показал, что показатель «интенсивность образовательной среды» имеет одну обратную взаимосвязь с показателем «эмоционально-психологический климат» (г = -0,4236; р < 0,05). Данный показатель свидетельствуют о том, что чем больше учителя средних классов завышены учебной нагрузкой, тем хуже у учащихся проявляется эмоционально-психологический климат, тем самым они испытывают психологический дискомфорт в коллективе.
Анализ взаимосвязи психологических характеристик образовательной среды учителей выпускных классов и учащихся показал, что показатель «демократичность образовательной среды» имеет одну обратную взаимосвязь с показателем «интенсивность образовательной среды» (г = -0,3966; р < 0,05). Данный показатель свидетельствуют о том, что чем больше учителя выпускных классов принимают участие в различных педсоветах, конкурсах, тем хуже ученики справляются с объем и сложностей учебных заданий, предъявляемых учителями.
Анализ взаимосвязи психологических характеристик образовательной среды родителей и учащихся показал, что показатель «демократичность образовательной среды» имеет одну прямую взаимосвязь с показателем «содействие формированию познавательной мотивации» (г = 0,3264; р < 0,05). Данный показатель свидетельствуют о том, что чем больше родители участвуют на родительском собрании и различных мероприятий в образовательном учреждении, тем сильнее у учащихся проявляется мотивация к обучению.
Таким образом, анализ влияния эмоционального выгорания педагогов на отношение к образовательной среде всех её участников, показал, что чем выше уровень проявления профессионального выгорания у учителей средних и выпускных классов имеет место возникновения в коллектив непредсказуемости взаимодействия, тревожности, утраты доверия к себе и к коллективу.
При реализации программы психологического сопровождения по профилактике эмоционального выгорания учителей будет способствовать снижению таких показателей как: переживание психотравмирующих обстоятельств, эмоционально-нравственная дезориентация, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, расширение сферы экономии эмоций, и улучшению психологических характеристик школьной образовательной среды.
Анализ и интерпретация полученных результатов позволяет дать рекомендации специалистам по включению большего числа специальных практико-ориентированных курсов, направленных на изучение психологических характеристик школьной образовательной среды, позволяющих эффективно снизить синдром эмоционального выгорания педагогов.
В формирующей части нашего исследования предполагается проведение практико-ориентированных курсов, тренинговых занятий и индивидуальной работы с педагогами, направленных на актуализацию ресурсных возможностей педагогов, снижению показателей эмоционального выгорания.
На снижение проявлений синдрома эмоционального выгорания учителей влияет актуализация ресурсных возможностей, которая предопределяется развитием коммуникативных умений, эмоциональной сферы, сплочения и доверия, снятие
Обсуждение
Заключение
эмоционального напряжения, которая должна основываться на системные знания основополагающих факторов, определяющих формирование и развитие личности профессионала.
Психологическая поддержка педагогов в ситуации эмоционального выгорания должна стать приоритетной линией в работе школьного психолога с учителями. Результаты исследования позволят определить ориентиры в разработке и реализации программы психологического сопровождения по профилактике эмоционального выгорания учителей в условиях обеспечения психологической безопасности образовательной среды.
Таким образом, для подхода в обеспечении психологической безопасности образовательной среды необходимо, прежде всего, активная позиция самого педагога, который способен всегда профессионально самосовершенствоваться, находить время для проектирования идей и реализации тех подходов, которые эффективно выработались и сложились на пути профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Михайлова, В.П. Проблема эмоционального «выгорания» и свойства личности [Текст] / В.П. Михайлова, Т.И. Кувшинова, Н.И. Корытченкова // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий: сб. науч. ст. - Курск : КГУ, 2007. - С. 111-114.
2. Бойко, В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. - СПб, 2009. - 278 с.
3. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - 490 с.
4. Бойко, В.В. Энергия эмоций: эмоции в общении. Эмоции в проявлениях личности. Созидающая и разрушающая сила эмоций. Методики для изучения эмоций [Текст] / В.В. Бойко. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2004. - 473 с.
5. Водопьянова, Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья. - СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. - С. 443-463.
6. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.
7. Подсадный, С.А., Орлов, Д.Н. Развитие научных представлений о синдроме выгорания // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий [Текст]: коллективная монография / Под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, С.А. Подсадного. Курск. гос. ун-т. - Курск, 2008. - С. 13-35.
8. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя [Текст] / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 54-67.
9. Bakker, A., Demerouti, E., Sanz-Vergel, A. I Burnout and Work Engagement: The JD-R Approach. Annual Review of Organization Psychology and Organizational Behavior. - 2014.1(1) - P. 123.
https:// mir-nauki. com
10. 11. 12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Maslach C., Schaufeli W.B., Leiter M P. Job burnout / Annu. Rev. Psychol. - 2001. -Vol. 52. - Pр. 397-422.
Jackson S., Schwab R., Schuler R. Toward an understanding of the burnout phenomenon // Journal of Applied Psychology. - 1986. - Vol. 71 (4). - P. 630-640.
Водопьянова, Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: Практическое пособие. - 3-е изд., испр. и доп. [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - М.: Юрайт, 2017. - 343 с.
Пестов, А.В., Бостанджиева Т.М. Теоретический анализ проблемы эмоционального выгорания учителя в современных психолого-педагогических условиях [Текст] / А.В. Пестов, Т.М. Бостанджиева // XXII студенческая научно-практическая конференция «Студенчество в научном поиске», 2018. - С. 25-26.
Панов, В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика [Текст] / В.И. Панов. - СПб.: Питер, 2007. - С. 97.
Офицерова, Т.А., Губанихина Е.В. Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников [Текст] / Т.А. Офицерова, Е.В. Губанихина // Молодой ученый. - М., 2017. - № 48. - С. 202.
Баева, И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности [Текст] / И.А. Баева. - СПб.: Нестор-История, 2011. - 353 с.
Баева, И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении [Текст] / И.А. Баева. - СПб.: Речь, Серия: Современный учебник, 2006. - С. 104.
Василенко, А.Ю. Самоактуализация личности как фактор профилактики синдрома эмоционального выгорания [Текст] / А.Ю. Василенко // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2011. № 1(4). - С. 27-31.
Риттельмайер, К. Архитектоника школы: как ученики переживают школьные здания [Текст] / К. Риттельмайер. - Калуга, 1998. - 117 с.
Маркович, Д.Ж., Жуков В.И., Бганба-Церера В.Р. Социальная экология: Учебное пособие [Текст] / Д.Ж. Маркович, В.И. Жуков, В.Р. Бганба-Церера. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998. - 339 с.
Черноушек, М. Психология жизненной среды [Текст] / М. Черноушек / Пер. с чеш. И.И. Попа. - М.: Мысль, 1989. - 174 с.
Pestov Aleksander Valerievich
Surgut state pedagogical university, Surgut, Russia E-mail: [email protected]
Bostanjieva Tatyana Mikhailovna
Surgut state pedagogical university, Surgut, Russia E-mail: [email protected]
Influence of teachers' emotional burnout on the attitude of all participants to the educational environment
Abstract. The article reflects the main theoretical positions on the basis of which the process of emotional burnout is understood. The article presents the results of a study of the degree of severity of emotional burnout of teachers: tension, resistance, exhaustion. The authors focus on the analysis of the consequences of teachers' emotional burnout and its impact on the attitude of students, their parents and teachers to the school's educational environment.
The content of the work presented in the article has been tested in the form of presentations by the authors at scientific and methodological seminars in educational organizations of Surgut, KHMAO-Yugra, scientific and practical conferences of various levels and publications of research materials.
Based on the results of the study, the authors developed a justification of the principles and methods of the program of psychological support of teacher's pedagogical activity for the prevention of emotional burnout. The main directions, forms and methods necessary for creating psychological conditions that contribute to reducing the emotional burnout of a teacher are substantiated.
Thus, the results of the study expand the scientific understanding of the consequences of burnout in the professional activity of teachers. Emotional burnout of a teacher affects the formation of a negative attitude to the educational environment of the school on the part of students, their parents and teachers, and consequently on the psychological safety of the educational environment.
Keywords: pedagogical activity; emotional burnout; educational environment; psychological characteristics of the school's educational environment; participants of the educational environment; psychological safety of the educational environment