Научная статья на тему 'Психологические особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальных и старших классов средних общеобразовательных учреждений'

Психологические особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальных и старших классов средних общеобразовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1278
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГА / ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / PHENOMENON OF EMOTIONAL BURNOUT / EMOTIONAL BURNOUT OF THE TEACHERS / DIAGNOSTICS OF INTERPERSONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бутенко Вера Сергеевна, Кукуляр Анна Михайловна, Коленова Анастасия Сергеевна, Пеньков Денис Васильевич

В условиях развития современного российского общества, при наличии социально-экономической нестабильности, нарастающей конкуренции на рынке труда, существующих социальных стрессов, возрастают требования, которые предъявляются к профессиональному уровню специалистов сферы образования. Но не каждый педагог может легко и быстро подстраиваться под трансформации современного медиа пространства и эффективно реализовывать свою профессиональную деятельность, в результате чего могут развиваться неблагоприятные психические и психофизиологические состояния. Одним из наиболее встречаемых негативных проявлений у представителей данной профессиональной сферы является феномен «эмоционального выгорания». В рамках проведения эмпирического исследования по данной тематике, возможно предположить, что синдром эмоционального выгорания у педагога средних общеобразовательных школ, может характеризоваться через экономию эмоций, эмоциональную сухость, игнорирование индивидуально-психологических особенностей личности учащихся, отстраненность, и оказывает достаточно сильное влияние на специфику профессионального общения учителя. В результате чего, предметом нашего исследования являются психологические особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальных и старших классов средних общеобразовательных учреждений. В настоящей статье приведены результаты проведенного эмпирического исследования, проведенного среди педагогов младших и старших классов СОШ по следующим методикам: 1) Опросник психического «выгорания» для учителей А.А. Рукавишникова; 2) Методика «Диагностика эмоционального выгорания личности» В.В. Бойко; 3) Опросник на выгорание (MBI) К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой; 4) Методика «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири. Корреляционный анализ осуществлялся нами по U-критерию Манна-Уитни относительно всех приведенных методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бутенко Вера Сергеевна, Кукуляр Анна Михайловна, Коленова Анастасия Сергеевна, Пеньков Денис Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological features of manifestation of burnout syndrome in primary and high school teachers of secondary schools

In the context of the development of modern Russian society, in the presence of socio-economic instability, increasing competition in the labor market, the existing social stresses, the requirements that apply to the professional level of specialists in the field of education. But not every teacher can easily and quickly adapt to the transformation of the modern media space and effectively implement their professional activities, as a result of which can develop adverse mental and psychophysiological conditions. One of the most common negative manifestations of the representatives of this professional sphere is the phenomenon of "emotional burnout". As part of the empirical research on this topic, it is possible to assume that the syndrome of emotional burnout in a teacher of secondary schools can be characterized through the economy of emotions, emotional dryness, ignoring the individual psychological characteristics of the personality of students, detachment, and has a strong influence on the specifics of professional communication of the teacher. As a result, the subject of our study is the psychological characteristics of the syndrome of emotional burnout in teachers of primary and senior secondary schools. This article will present the results of an empirical study conducted among teachers of Junior and senior classes of secondary schools on the following methods: 1) the questionnaire of mental "burnout" for teachers of A.A. Rukavishnikov; 2) the Method of "Diagnosis of personality" V.V. Boiko; 3) the questionnaire on burnout (MBI) K. Maslach and Jackson in the adaptation E. Vodopyanova; 4) the method of "Diagnosis of interpersonal relations" T. Leary. The correlation analysis was carried out by us according to the Mann-Whitney U-criterion with respect to all the above methods.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальных и старших классов средних общеобразовательных учреждений»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com 2018, №6, Том 6 / 2018, No 6, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-6-2018.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/117PSMN618.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Бутенко В.С., Кукуляр А.М., Коленова А.С., Пеньков Д.В. Психологические особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальных и старших классов средних общеобразовательных учреждений // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/117PSMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Butenko V.S., Kukulyar A.M., Kolenova A.S., Penkov D.V. (2018). Psychological features of manifestation of burnout syndrome in primary and high school teachers of secondary schools. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/117PSMN618.pdf (in Russian)

УДК 159.9

Бутенко Вера Сергеевна

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения

Российской Федерации, Ростов-на-Дону, Россия Факультет «Повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов»

Доцент кафедры «Педагогики» Кандидат психологических наук E-mail: vk15@inbox.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=343104

Кукуляр Анна Михайловна

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия

Старший преподаватель Кандидат психологических наук E-mail: vetkina-anna@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=780640

Коленова Анастасия Сергеевна

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия

Ассистент

E-mail: kolenova.nastya@yandex.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=806448

Пеньков Денис Васильевич

АНПОО «Северо-Кубанский гуманитарно-технологический колледж», Ростов-на-Дону, Россия

Преподаватель E-mail: denispenkov@mail.ru

Психологические особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальных и старших классов средних общеобразовательных учреждений

Аннотация. В условиях развития современного российского общества, при наличии социально-экономической нестабильности, нарастающей конкуренции на рынке труда, существующих социальных стрессов, возрастают требования, которые предъявляются к профессиональному уровню специалистов сферы образования. Но не каждый педагог может легко и быстро подстраиваться под трансформации современного медиа пространства и

https://mir-nauki.com

эффективно реализовывать свою профессиональную деятельность, в результате чего могут развиваться неблагоприятные психические и психофизиологические состояния. Одним из наиболее встречаемых негативных проявлений у представителей данной профессиональной сферы является феномен «эмоционального выгорания». В рамках проведения эмпирического исследования по данной тематике, возможно предположить, что синдром эмоционального выгорания у педагога средних общеобразовательных школ, может характеризоваться через экономию эмоций, эмоциональную сухость, игнорирование индивидуально-психологических особенностей личности учащихся, отстраненность, и оказывает достаточно сильное влияние на специфику профессионального общения учителя. В результате чего, предметом нашего исследования являются психологические особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальных и старших классов средних общеобразовательных учреждений.

В настоящей статье приведены результаты проведенного эмпирического исследования, проведенного среди педагогов младших и старших классов СОШ по следующим методикам: 1) Опросник психического «выгорания» для учителей А.А. Рукавишникова; 2) Методика «Диагностика эмоционального выгорания личности» В.В. Бойко; 3) Опросник на выгорание (MBI) К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой; 4) Методика «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири. Корреляционный анализ осуществлялся нами по U-критерию Манна-Уитни относительно всех приведенных методик.

Ключевые слова: феномен эмоционального выгорания; эмоциональное выгорание педагога; диагностика межличностных отношений

Реалии современной системы образования таковы, что остро встает вопрос о сохранении психического здоровья педагогов различных учебных заведений. Многие современные ученые считают, что при переходе на личностно-ориентированную модель в обучении, эффективный образовательный процесс устанавливает достаточно высокую планку в отношении професстонализма педагога, и специфики его личностных качеств не завивисмо от уровня образовательного учреждения. В результате чего современный эффективный педагог вынужден постоянно рефлексировать и оптимально регулировать свою деятельность при возникновении барьеров при взаимодействии с обучающимися [5, 8, 11].

Не каждому педагогу это подсилу. Многие оказываются не в состоянии выдерживать то психоэмоциональное напряжение, которое на него оказывается. Так же к проблемам профессиональной деятельности могут добавляться трудности в семейной и личной жизни, проблемы в общении с коллегами и т. д. В результате может возникать непосильная психоэмоциональная и физическая нагрузка, которая может осложнять жизнь современного педагога. В добавок к этому, современный и эффективный педагог должен регулярно повышать свой профессиональный уровень, владеть постоянно развивающимися инновационными технологиями, и находиться в процессе ежедневного общения с ограниченным кругом лиц в рамках учебного заведения [5-7].

По мнению И.В. Зборовской, вышеописанные внешние и внутренние воздействия неотъемлемо влияют на личность педагога, после чего он может испытывать глубокое физическое утомление, что может перерости в срыв от накопленного стресса. В результате чего, педагог отдаляется от детского коллектива и страется минимизировать общение с ним. Автор описывает данную схему как основу для возникновения синдрома эмоционального выгорания у педагогов средних общеобразовательных учреждений [2].

При возникновении синдрома «выгорания» у отдельных учителей может негативно сказываться на функционировании всего коллектива [2, с. 42].

Результаты проведенных психологических исследований последних лет показывают, что наиболее выраженной фазой указанного синдрома у работников сферы образования является фаза резистенции с доминирующим симптомом «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование». Однако, необходимо отметить, что в отечественной литературе существует некий дефицит данных, связанных с исследованием синдрома эмоционального выгорания у сотрудников средних общеобразовательных учреждений [11, с. 582-584].

По мнению Козина В.А. и Агибаловой Т.В., на современном этапе развития психологического знания есть четкий оформленный подход к специфике и структуре психического выгорания. Обращаясь к современным знаниям, можно утверждать, что «психическое выгорание» - это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся среди профессий социальной сферы [3, с. 44].

Н.Е. Водопьянова считает, что синдром эмоционального выгорания может проявляться через постепенную утрату эмоциональной, и физической энергии, проявляющуюся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы [1, с. 37].

Согласно подходу В.В. Бойко, синдром эмоцтонального выгорания развивается поэтапно и каждому этапу характерны определенные признаки, которые вызваны определенными факторами [9, с. 18].

В своих исследованиях Попова Т.А. выделяет три основных фактора, которые могут влиять на развития синдрома профессионального выгорания у профессионалов типа «человек-человек». В состав этих факторов входят организационные, личностные и ролевые [10, с. 158].

На равне с этим, в исследованиях Якушкина Н.В. и Мартыновой Е.В. была выявлена специфика влияния профессиональных стрессов на формирование синдрома эмоционального выгорания. Так авторы выделяют личностные и профессиональные стрессы, а также стрессы ответственности [14, с. 107].

По мнению М.М. Скугаревской, чтобы эффективно справиться со стрессом, педагогу необходу задействовать три важных составляющих: когнитивную, поведенческую и эмоциональную [1, с. 22].

Таким образом в работах ученых разных стран обнаруживается определенное единство в понимании факторов риска синдрома «выгорания» для представителей различных профессий. По мнению Грингласс, профессиональная специфика сказывается лишь на определении степени стрессогенности отдельных факторов. В своей книге «Правда о выгорании организационные причины личного стресса и что с этим делать» Кристина Маслач пишет, что эмоциональное выгорание отдельного человека «больше говорит о состоянии его работы, чем о нем лично» [12, с. 49-65].

Обобщая полученные теоретические данные, можно утверждать, что сущетсвует большое количество исследований, посвященных данной тематике. В настоящей статье мы хотим представить сравнительный анализ специфики сформированности синдрома эмоционального выгорания у педагогов младших и старших классов СОШ.

Таким образом, целью данной работы является изучение психологических особенностей синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальных и старших классов средних общеобразовательных учреждений.

В качестве объекта исследования выступили педагоги начальных классов в количестве 30 человек и педагоги старших классов в количестве 30 человек средних общеобразовательных учреждений г. Ростова-на-Дону. Возраст испытуемых составил от 24 до 55 лет. Стаж профессиональной деятельности: от 1 года и более.

Предмет исследования: психологические особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальных и старших классов средних общеобразовательных учреждений.

Гипотезы исследования: 1. Проявления психологических особенностей синдрома эмоционального выгорания будут отличаться у педагогов начальных классов от проявлений психологических особенностей синдрома эмоционального выгорания у педагогов старших классов. 2. Риск возникновения эмоционального выгорания у педагогов старших классов средних общеобразовательных учреждений будет значительно выше, чем у педагогов младших классов.

По опроснику психического «выгорания» для учителей А.А. Рукавишникова были получены следующие усредненные результаты среди учителей старших и младших классов (рисунок 1).

Среди группы педагогов младших классов по шкале «Психоэмоционального истощения» (ПИ) было получено среднее значение равное 23,6, что соответствует среднему уровню выраженности данного показателя. На основании чего, можно заключить, что процесс исчерпания эмоциональных, физических и энергетических ресурсов педагогов, работающих с младшими классами, находится в норме. Но наблюдается легкое эмоциональное и физическое утомление, и некоторая степень раздражительности.

Рисунок 1. Средние значения по шкалам опросника психического «выгорания» для учителей А.А. Рукавишникова среди учителей младших и старших классов

По шкале «Личностное отдаление» (ЛО) у педагогов младших классов было получено среднее значение равное 27,2, что укладывается в рамки средних значений и свидетельствует о незначительном личностном отдалении, которое проявляется через уменьшение количества контактов с детьми, легкую раздражительность и нетерпимость в ситуациях общения, а также негативизме по отношению к другим людям.

По шкале «Профессиональная мотивация» (ПМ) в группе педагогов младших классов было получено усредненное значение равное 44,7, что отражает крайне высокие показатели выраженности по данной шкале. Таким образом, можно утверждать, что у педагогов младших классов может наблюдаться очень высокий уровень рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе, высокая продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в профессиональной деятельности.

Среди группы педагогов старших классов по шкале «Психоэмоциональное истощение» (ПИ) был выявлен усредненный показатель равный 20,2, что свидетельствует о среднем уровне

психоэмоционального истощения в данной группе респондентов. Таким образом, у педагогов, работающих со старшеклассниками, частично исчерпаны эмоциональные, физические и энергетические ресурсы. И совсем отсутствует истощение, которое отражает холодность по отношению к окружающим ученикам, а также хроническое эмоциональное и физическое утомление и равнодушие.

По шкале «Личностное отдаление» (ЛО) у педагогов данной группы был получен средний показатель - 21,4, что проявляется через желание уменьшить контакты с учениками, повышенную раздражительность и нетерпимость при общении с обучающимися.

Данные по шкале «Профессиональной мотивации» среди педагогов старших классов находятся в области высоких значений - 26,3, что отражает достаточно высокую продуктивность в профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, высокую степень успешности в работе с обучающимися и оценку своей профессиональной компетентности.

При сравнительном анализе двух групп педагогов, можно полагать, что на одинаковом среднем уровне находятся показатели по шкале Личностное отдаление. Психоэмоциональное истощение ниже у педагогов старших классов, чем у педагогов младших классов. Уровень профессиональной мотивации выше у педагогов младших классов по сравнению с педагогами старших классов.

По методике «Диагностика эмоционального выгорания личности» В.В. Бойко полученные среднестатистические результаты в соответствии со всеми фазами можно представить следующим образом (рисунок 2-4).

Рисунок 2. Результаты, полученные по фазе «Напряжение» среди всей группы учителей, согласно методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко

Произведя интерпретацию полученных данных отдельно по каждой группе учителей, можно заключить, что у учителей младших классов, среди 4 перечисленных симптомов фазы «Напряжения», сложившихся симптомов нет. В стадии складывания находится симптом «Переживания психотравмирующих обстоятельств» - 14,2, который может проявляться в редких проявлениях отчаяния и негодования. Неразрешимость различных профессиональных ситуаций у учителей младших классов может приводить к развитию прочих явлений

«выгорания». Симптомы «Тревога в депрессии» - 8,1, «Неудовлетворенность собой» - 0, «Загнанность в клетку» - 2 не сложились. Среди группы учителей старших классов не сложились только 2 симптома: «Неудовлетворенность собой» 8 и «Тревога в депрессии» - 8,2. Сложившимися в фазе напряжения у учителей старших классов являются симптом «Загнанность в клетку» - 23,4 и «Переживание психотравмирующих обстоятельств» - 15,8.

В результате чего можно утверждать, что у учителей старших классов можно отметить наличие осознания психотравмирующих факторов деятельности, которые трудно устранить, накопившееся отчаяние и негодование, часто возникающее чувство беспомощности, а также состояние интеллектуально-эмоционального ступора.

По общему полученному значению среди всей группы респондентов фаза напряжения не сформирована.

Перейдем далее к описанию результатов, полученных у всей группы респондентов в фазе резистенции (рисунок 3).

Рисунок 3. Результаты, полученные по фазе «Резистенция» среди всей группы учителей, согласно методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко

У учителей младших классов не сложившимся выступает симптом «Расширения сферы экономии эмоций» - 3,1; сложившимися являются «Редукция профессиональных обязанностей» - 22,6, «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» - 22,8, а также «Эмоционально-нравственная дезориентация» - 19,3. На основании чего можно утверждать, что у учителей младших классов «экономят эмоции». Делая самостоятельный выбор в той или иной ситуации, педагоги склонны проявлять, либо не проявлять некую чёрствость по отношению к своим воспитанникам, что может трактоваться как эмоциональная черствость, неучтивость, равнодушие. Зачастую педагоги младших классов могут разделять всех своих учеников на «хороших» и «плохих», приводя различные оценочные суждения в их адрес. В результате чего пытаются любым возможным образом облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, и в большинстве случаев обделяют своих подопечных элементарным вниманием.

Среди учителей старших классов не сформированными оказались симптом «Расширения сферы экономии эмоций» - 3, «Эмоционально-нравственной дезориентации» -9,8. В стадии формирования находится симптом «Редукции профессиональных обязанностей».

117PSMN618

Сложившимся симптомом в фазе резистенции у учителей старших классов является симптом «Неадекватного избирательного эмоционального реагирования» - 27,1, что свидетельствует об ограничении эмоциональной отдачи за счет выборочного реагирования на ситуации по отношению к обучающимся и стремлении уйти от излишнего общения.

При оценке максимально достигнутых значений среди всей группы учителей, можно заключить, что фаза резистенции не сформирована.

Далее проинтерпретируем полученные данные по фазе истощения для обеих групп учителей (рисунок 4).

Рисунок 4. Результаты, полученные по фазе «Истощение» среди всей группы учителей, согласно методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко

Интерпретируя представленные среднестатистические данные в группе учителей младших классов, можно заключить, что ни один симптом в фазе истощения не сложился, так как по шкале «Эмоциональный дефицит» получено значение 2,2, по «Эмоциональной отстраненности» - 8,3, по «Личностной отстраненности» - 0, а по «Психовегетативным нарушениям» - 8,1.

Проводя анализ среднестатистических данных по фазе истощения в группе учителей старших классов, отметим, что в процессе формирования находится симптом «Эмоциональной отстранённости» - 16,9 и «Личной отстраненности» - 18,7. Не сформированными оказались симптом «Эмоционального дефицита» - 7,5 и «Психовегетативные нарушения» - 5,7.

Оценивая максимальные значения по данной фазе среди всей группы респондентов, можно заключить, что данная фаза не сформирована.

Подводя итог представленным данным по вышеописанной методике, можно заключить, что как среди учителей младших классов, так и старших, ни одна фаза эмоционального выгорания личности по В.В. Бойко не сформирована.

По «Опроснику на выгорание (MBI)» в адаптации Н.Е. Водопьяновой среди всей группы учителей были получены следующие среднестатистические данные, которые представлены ниже на рисунке 5.

https://mir-nauki.com

Редукция личных достижений

39,7

34,2

:.8,6

□ Учителя младших классов

Деперсонализация

6,4

□ Учителя старших классов

Эмоциональное истощение

15,3

17,1

0

10 20 30 40 50

Рисунок 5. Результаты, полученные по опроснику МВ1, среди всей группы учителей

Согласно полученным данным, среди учителей младших классов минимальное значение представлено по шкале «Эмоциональное истощение» - 15,3. На основании чего, можно утверждать, что на данном профессиональном этапе у учителей младших классов эмоциональное истощение отсутствует.

По шкале «Деперсонализация» полученное среднестатистическое значение - 18,6 лежит в области максимальных величин, что подтверждает наличие у учителей младших классов некоторого нарушения самосознания с изменением привычного восприятия собственной личности и мира вокруг. В данном состоянии происходит искажение сознания, поэтому человек не чувствует себя единой, цельной личностью.

Также максимальных величин среди учителей младших классов достиг показатель по шкале «Редукция личных достижений» - 39,7, что проявляется через тенденцию к негативному оцениванию себя, своих профессиональных успехов и достижений, негативизм по отношению к своим профессиональным достоинствам и возможностям, либо через ограничение своих обязанностей и возможностей по отношению к коллегам и обучающимся.

Среди учителей старших классов по шкале «Эмоциональное истощение» нами был получен показатель 17,1, что соответствует группе средних значений, на основании чего можно говорить о частичной потере эмоциональности и вовлеченности в профессиональную деятельность и отношения с коллегами, повышенной раздражительности и агрессивности, а также безразличии ко всему происходящему.

По шкале «Деперсонализация» у учителей старших классов отмечается минимальное значение 6,4, на основании чего можно утверждать, что данный синдром не выражен.

Интерпретируя полученные данные по шкале «Редукции личных достижений», отметим, что представленное значение 34,2 находится в области средних. Из чего можно заключить, что у учителей старших классов присутствует негативная тенденция к негативному оцениванию себя, своих профессиональных успехов и достижений, негативизм по отношению к своим профессиональным достоинствам и возможностям, а также ограничение своих обязанностей и возможностей по отношению к коллегам и обучающимся.

Подводя итог вышесказанному по данной методике, можно заключить, что у учителей младших классов выражено и эмоциональное, и профессиональное выгорание. У учителей

старших классов эмоциональное и профессиональное выгорание находится на этапе формирования.

Согласно методике «Диагностики межличностных отношений» Т. Лири были получены следующие результаты среди группы учителей младших классов (рисунок 6), которые могут быть представлены в виде личностного профиля.

Рисунок 6. Личностный профиль социальных ориентаций среди учителей младших классов

Анализируя представленные данные среди группы учителей младших классов можно заключить, что преобладающими в личностном профиле являются такие социальные ориентации как «Альтруизм» - 8,6 и «Дружелюбие» - 8,3. Таким образом, можно утверждать, что учителей младших классов характеризует деликатность, ответственность по отношению к другим людям, доброта, мягкость, забота, сострадание, они умеют подбодрить и успокоить окружающих, отзывчивы и бескорыстны.

Также они склонны к кооперации и сотрудничеству, стремятся быть в согласии с мнением окружающих, гибкие и компромиссные при решении проблем и в конфликтных ситуациях, сознательно конформные, инициативны, следуют условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, общительные, стремятся помогать, стремятся заслужить признание и любовь, проявляют теплоту и дружелюбие в отношениях.

Личностный профиль учителей старших классов представлен ниже на рисунке 7.

Анализируя представленные данные среди группы учителей старших классов можно заключить, что преобладающими в личностном профиле являются такие социальные ориентации как «Авторитарность» - 8,2 и «Дружелюбие» - 7,7, что характеризует их как людей уверенных в себе, они упорны и настойчивы, а также они склонны к сотрудничеству, кооперации, гибкие и компромиссные при решении проблем и в конфликтных ситуациях, сознательно конформные, инициативны, общительные, стремятся помогать, стремятся заслужить признание и любовь, проявляют теплоту и дружелюбие в отношениях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://mir-nauki.com

Авторитарность

П одч и н нем ость

Рисунок 7. Личностный профиль социальных ориентаций среди учителей старших классов

Далее представим результаты исследования, полученные с помощью корреляционного анализа. Корреляционный анализ осуществлялся нами по и-критерию Манна-Уитни. Полученные в результате нашего исследования, согласно перечню стандартизированных методик данные, представлены ниже.

По опроснику психического «выгорания» для учителей А.А. Рукавишникова значимые различия обнаружены: по шкале «Личностное отдаление»: W = 162, при р-уа1ие = 0.008073. Величина эффекта г = 0.517196; по шкале «Психоэмоциональное истощение»: W = 263.5, р-уа1ие = 0.04107. Величина эффекта г = 0.3029101; по шкале «Профессиональная мотивация»: W = 256.5, р-уа1ие = 0.03476. Величина эффекта г = 0.3214286.

По методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко значимые показатели были получены отдельно для каждой из описанных фаз. В фазе «Напряжение» по симптому «Загнанность в клетку» W = 589, р-уа1ие = 0.0002432. Величина эффекта г = 0.5582011 и по симптому «Переживание психотравмирующих обстоятельств» W = 549.5, р-уа1ие = 0.002301. Величина эффекта г = 0.4537037. В фазе «Резистенция» по сложившемуся симптому «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» W = 173.5, р-уа1ие = 0.0004299. Величина эффекта г = 0.3796296 и по симптому «Редукция профессиональных обязанностей» W = 175.5, р-уа1ие = 0.0004324. Величина эффекта г = 0.5357143. В фазе «Истощение» по симптому «Личностная отстраненность» W = 271.5, р-уа1ие = 0.053105. Величина эффекта г = 0.3137201 и по симптому «Эмоциональной отстраненности» W = 548.5, р-уа1ие = 0.003341. Величина эффекта г = 0.4246026.

По «Опроснику на выгорание (MBI)» в адаптации Н.Е. Водопьяновой значимые различия обнаружены по шкалам: «Редукция личных достижений» W = 531, р-уа1ие = 0.02547. Величина эффекта г = 0.34854; «Эмоциональное истощение» W = 245.5, р-уа1ие = 0.04385. Величина эффекта г = 0.385932.

По методике «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири значимые различия обнаружены по следующим шкалам: по шкале «Альтруизм» W = 249, р-уа1ие = 0.04762. Величина эффекта г = 0.379531; по шкале «Дружелюбие» W = 271, р-уа1ие = 0.053701. Величина

https://mir-nauki.com

эффекта г = 0.47852; по шкале «Авторитарность» W = 194, при р-уа1ие = 0.0073658. Величина эффекта г = 0.48286.

Полученные статистические данные позволяют утверждать, что как учителям старших, так и учителям младших классов свойственно стремление отдалиться от излишнего общения как с обучающимися, так и с коллегами, на фоне легкого эмоционального и физического утомления и некоторой степени раздражительности, при достаточно высоком уровне профессиональной мотивации. Также у учителей старших классов могут возникать чувство отчаяния, беспомощности и негодования, а также состояние интеллектуально-эмоционального ступора. У обеих групп учителей присутствует тенденция в ограничении эмоциональной отдачи за счет выборочного реагирования на различные профессиональные ситуации, и желании уйти от излишнего общения с обучающимся, на основании чего можно отметить личностную и эмоциональную отстраненность.

Согласно полученным данным, как у учителей старших, так и у учителей младших классов отмечается редукция личностных достижений, что проявляется через тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно профессиональных достоинств и возможностей, либо в ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к обучающимся и коллегам. Проявление деперсонализации отмечается только у учителей младших классов, что накладывает определенный отпечаток на привычное восприятие собственной личности и мира вокруг.

На ряду со всеми вышеперечисленными психологическими особенностями учителей старших и младших классов, можно отметить их уверенность в себе, упорство и настойчивость в решении профессиональных задач, стремление к сотрудничеству, кооперации, гибкости и компромиссности при решении проблем и конфликтных ситуаций, общительности и проявлении теплоты и дружелюбия в отношениях.

На основании чего, можно заключить, что гипотеза 1 о том, что проявления психологических особенностей синдрома эмоционального выгорания будут отличаться у педагогов начальных классов от проявлений психологических особенностей синдрома эмоционального выгорания у педагогов старших классов, подтвердилась полностью. Гипотеза 2 о том, что риск возникновения эмоционального выгорания у педагогов старших классов средних общеобразовательных учреждений будет значительно выше, чем у педагогов младших классов, подтвердилась частично, поскольку у учителей младших классов были получены схожие результаты с учителями старших классов.

Научная новизна работы заключается в том, что в исследовании рассмотрены и проанализированы более детально и подробно психологические особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов средних общеобразовательных учреждений.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и расширении представлений о психологических особенностях эмоционального выгорания у педагогов средних общеобразовательных учреждений.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы школьными психологами, для переподготовки и проведения курсов повышения квалификации для педагогов средних образовательных учреждений, а также данные результаты могут быть внедрены в учебный процесс в рамках чтения лекций, семинаров в рамках средних профессиональных учреждений и университетов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Водопьянова, Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях [Текст]: Психология здоровья / Н.Е. Водопьянова; под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Издательство СПб ГУ, 2016. - С. 443-463.

2. Зборовская, И.В. Саморегуляция психической устойчивости учителя [Текст]: Прикладная психология / И.В. Зборовская. 2011, № 6. С. 54.

3. Козин, В.А., Агибалова, Т.В. Синдром «эмоционального выгорания»: происхождение, теории, профилактика, перспективы изучения [Текст]: Неврологический вестник / В.А. Козин, Т.В. Агибалова. Т. ХЬУ. 2013 - № 2. С. 44-52.

4. Логинова, А.А., Онуфриева, В.В. Особенности психического выгорания педагогов общеобразовательных школ [Текст]: Молодой ученый / А.А. Логинова, В.В. Онуфриева [Электронный ресурс] - М.: №21. - 2014. С. 582-584. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/80/14366. свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

5. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал [Текст]: Психологические проблемы / Л.М. Митина - М.: Дело, 2014.

6. Накусов, С. Особенности профессионального выгорания педагогов начальной школы и учителей физической культуры [Текст]: Коррекционно-развивающее образование / С. Накусов. - № 2(20). 2012. С. 53-57.

7. Ожогова, Е.Г. Взаимосвязь синдрома «психического выгорания» и особенностей ценностно-смысловой сферы у педагогов общеобразовательных школ: автореферат дис. ... канд. психол. наук [Текст]: Саратов, 2008. - 25 с.

8. Орел, В.Е., Рукавишников, А.А. Феномен «выгорания» как проявление воздействия профессиональной деятельности на личность. Психология субъекта профессиональной деятельности [Текст]: Ярославль, 2012. - С. 49-65.

9. Орел, В.Е. Синдром психического выгорания как дезадаптивный процесс [Текст]: Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов в 8 Т. / В.Е. Орел. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, Т.6. 2013. - С. 516-523.

10. Попова, Т.А. Экспериментальное исследование эмоционального выгорания, самоотношения и самоактуализации практических психологов [Текст]: Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы / Т.А. Попова - М.: Изд-во Института психологии РАН, 2010. - С. 538-541.

11. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст]: Психологический журнал / Т.И. Ронгинская - М.: Наука, 2002. Т. 23. - № 3. С. 8595.

12. Синюкова, Е.М., Житлова, Д.К. Синдром эмоционального выгорания личности: его сущность и детерминанты [Текст]: Парадигмы познания / Е.М. Синюкова, Д.К. Житлова - № 2. 2014, С. 87-99.

13. Скугаревская, М.М. Синдром эмоционального выгорания [Текст]: Педагогические новости / М.М. Скугаревская - 2002. - №7. С. 22-25.

14. Якушкин, Н.В., Мартынова, Е.В. Проявление синдрома эмоционального выгорания в различных профессиях [Текст]: Клинические и социально-психологические аспекты кризисных состояний: Мат. научн. -практ. Конф / Н.В. Якушкин, Е В. Мартынова - Гродно: ГрГМУ, 2008. - С. 107-109.

Butenko Vera Sergeevna

«Rostov state medical university» of the Russian Federation ministry of health, Rostov-on-Don, Russia

E-mail: vk15@inbox.ru

Kukulyar Anna Mikhaylovna

Southern federal university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: vetkina-anna@mail.ru

Kolenova Anastasia Sergeevna

Don state technical university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: kolenova.nastya@yandex.ru

Penkov Denis Vasilievich

North-Kuban humanitarian and technological college, Rostov-on-Don, Russia

E-mail: denispenkov@mail.ru

Psychological features of manifestation of burnout syndrome in primary and high school teachers of secondary schools

Abstract. In the context of the development of modern Russian society, in the presence of socio-economic instability, increasing competition in the labor market, the existing social stresses, the requirements that apply to the professional level of specialists in the field of education. But not every teacher can easily and quickly adapt to the transformation of the modern media space and effectively implement their professional activities, as a result of which can develop adverse mental and psychophysiological conditions. One of the most common negative manifestations of the representatives of this professional sphere is the phenomenon of "emotional burnout". As part of the empirical research on this topic, it is possible to assume that the syndrome of emotional burnout in a teacher of secondary schools can be characterized through the economy of emotions, emotional dryness, ignoring the individual psychological characteristics of the personality of students, detachment, and has a strong influence on the specifics of professional communication of the teacher. As a result, the subject of our study is the psychological characteristics of the syndrome of emotional burnout in teachers of primary and senior secondary schools.

This article will present the results of an empirical study conducted among teachers of Junior and senior classes of secondary schools on the following methods: 1) the questionnaire of mental "burnout" for teachers of A.A. Rukavishnikov; 2) the Method of "Diagnosis of personality" V.V. Boiko; 3) the questionnaire on burnout (MBI) K. Maslach and Jackson in the adaptation E. Vodopyanova; 4) the method of "Diagnosis of interpersonal relations" T. Leary. The correlation analysis was carried out by us according to the Mann-Whitney U-criterion with respect to all the above methods.

Keywords: phenomenon of emotional burnout; emotional burnout of the teachers; diagnostics of interpersonal relations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.