УДК 37.015.3
Профилактика эмоционального выгорания в педагогическом коллективе
Prevention of emotional burnout in the teaching staff
Николаева А.А., ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», nikolaevaaa@mgppu.ru
Беляева В.С., ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», verkon.08@gmail.com
Nikolaeva A., Moscow State University of Psychology & Education, nikolaevaaa@mgppu.ru Belyaeva V., Moscow State University of Psychology & Education, verkon.08@gmail.com
DOI: 10.34772/KPJ.2020.140.3.035
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профилактика эмоционального выгорания, профессиональное выгорание, профессиональный стресс, педагогический коллектив, стрессоустойчивость, конфликтность, эмоциональный интеллект, педагог, образовательное учреждение.
Keywords: burnout, prevention of burnout, professional burnout, professional stress, teaching staff, stress tolerance, conflict, emotional intelligence, teacher, educational institution.
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что здоровье преподавательского состава в школе (не только физическое, но и психологическое) влияет на качество воспитательно-образовательного процесса, а также способствует качественной и продуктивной модернизации российского образования. Цель исследования заключается в выявлении причин и степени эмоционального выгорания среди педагогов московской школы и разработке на основе результатов данного анализа рекомендаций по его профилактике в педагогическом коллективе.
В статье проведено теоретическое освещение сущности и признаков феноменов эмоционального и профессионального выгорания. В научной литературе есть работы, согласно которым феномен эмоционального выгорания подвержены работники профессий «человек-человек». Определены причины склонности работников педагогического коллектива к эмоциональному выгоранию. С использованием тестовых методик и разработанной автором анкеты диагностики уровня профессионального выгорания было проведено исследование по определению причин и факторов эмоционального выгорания педагогов.
Результатом проведенного исследования является выявление у респондентов стойких признаков синдрома эмоционального выгорания. Определено, что многие преподаватели находятся на стадии эмоционального истощения и фазе напряжения. Предложено в целях профилактики эмоционального выгорания проводить работу с педагогами на повышение стрессоустойчивости, а также установки благоприятной психологической атмосферы в педагогическом коллективе.
Статья предназначена для членов педагогического коллектива образовательных учреждений, педагогов-психологов, администрации образовательных учреждений в лице руководителей школьных и дошкольных отделений, а также учреждений высшего и средне-профессионального образования.
Abstract. The relevance of the article is due to the fact that the health of the teaching staff at school (not only physical, but also psychological) affects the quality of the educational process, and also contributes to a better and more productive modernization of Russian education. The purpose of the study is to identify the causes and extent of emotional burnout among Moscow school teachers and develop recommendations for its prevention in the teaching staff based on the results of this analysis.
The article provides theoretical coverage of the essence and signs of the phenomena of emotional and professional burnout. In the scientific literature, there are works according to which the phenomenon of emotional burnout in General is subject to employees ofprofessions "man-man". The reasons for the tendency of employees of the teaching staff to emotional burnout are determined. Using questionnaires and testing, as well as an author's survey and interview, a study was conducted to determine the causes and factors of teachers ' emotional burnout.
The result of the research is the identification of persistent signs of burnout syndrome in respondents. It is determined that many teachers are at the stage of emotional exhaustion and stress phase. In order to prevent emotional burnout, it is proposed to work with teachers to increase their stress tolerance, as well as to establish a favorable psychological atmosphere in the teaching staff.
The article is intended for members of the teaching staff of educational institutions, teachers-psychologists, the administration of educational institutions represented by the heads of school and preschool departments, as well as institutions of higher and secondary vocational education.
Введение. На сегодняшний день в условиях модернизации российского образования остро стоит проблема как улучшения его качества, так и усиления его развивающего, обучающего и воспитывающего потенциала [13]. Всего этого можно достигнуть при условии
профессиональной компетентности педагога, его физического и психического здоровья [5]. Поэтому данный вопрос приобретает актуальность из-за высокой эмоциональной напряженности в рамках профессиональной деятельности педагога, который усиливает риск развития синдрома профессионального выгорания [15].
Понятие «синдром эмоционального выгорания» впервые было использовано психиатром из США Г. Фрейденбергом в 1974 г. [1]. Сегодня под эмоциональным выгоранием мы понимаем умственное, эмоциональное и физическое истощение организма от длительной эмоциональной нагрузки. Эта нагрузка может быть выражена в систематическом чувстве усталости, состоянии депрессии, недостатке энергии, а также утрате способности видеть положительные результаты своего собственного труда. Подобное состояние может стать следствием профессиональных стрессов [4].
Принято выделять несколько признаков эмоционального выгорания: чувство
эмоционального истощения; переживание отрицательных чувств по отношению к окружающим; негативная самооценка.
При этом главным признаком становления у педагога синдрома эмоционального выгорания [3] считается постепенная утрата эмоциональной, физической и интеллектуальной энергии; а также эмоциональная истощенность, которая может стать причиной роста ощущения неудовлетворенности как результатами собственного труда, равно и жизненной ситуацией в целом [2;8].
Ощущения беспомощности и апатии, которые нередко проявляются при синдроме эмоционального выгорания [6], сменяются агрессивным состоянием. Утрачивается контакт с учащимися и коллегами [10], усиливается ощущение отсутствия востребованности, педагог начинает стремиться дистанцироваться от коллег, разочаровывается в своем профессиональном
выборе [12]. В то же время зачастую психоэмоциональные симптомы сопровождаются соматическими. К примеру, педагог нередко начинает ощущать головную боль, у него повышается артериальное давление, проявляется гастрит и другие болезни.
Материалы и методы исследования. С целью выявления причин и степени эмоционального выгорания в педагогическом коллективе и разработки на их основе рекомендаций по его профилактике было проведено эмпирическое исследование. Основными задачами, исходя из поставленной цели, стали:
- определение уровня профессионального выгорания педагогов московской школы;
- выявление причин профессионального выгорания педагогов;
- определение путей профилактики синдрома профессионального выгорания у педагогов.
Для реализации выдвинутых задач в педагогическом коллективе ГБОУ г. Москвы «Школа № 1236 имени С.В. Милашенкова» было проведено исследование.
В рамках исследования были использованы опросник профессионального выгорания К. Маслача и С. Джексона (Maslach Burnout Inventory (MBI)) в адаптации Н.Е. Водопьяновой [3;4], методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, а также проведен опрос по выявлению причин эмоционального выгорания. Выбор данных методик обусловлен тем, что непосредственно выделенные методики предназначены для определения степени «выгорания» в профессиях типа «человек-человек», к которым и относится профессия педагога [9]. Методики позволяют определить признаки рассматриваемого синдрома, причины его появления, которые являются значимыми аспектами при формировании способов профилактики профессионального выгорания.
Результаты исследования. В процессе изучения проблемы эмоционального выгорания было опрошено 76 педагогов в возрасте от 25 до 61 года, чей стаж варьируется от 2 до 38 лет. Изначально был проведен тестовый опрос по методике диагностики профессионального выгорания К. Маслача и С. Джексона. По результатам опроса было определено, что у 29%
педагогов (22 человека) отсутствуют серьезные предпосылки к возникновению синдрома эмоционального выгорания. Для этих специалистов характерны отдельно взятые симптомы выгорания, типичные для начального этапа. Однако на данной стадии педагог способен сам справиться с возникающими трудностями. Но если вдуматься в первые результаты опроса, то они вызывают тревогу, так как лишь каждого третьего члена педагогического коллектива можно назвать психологически здоровым и устойчивым.
Следующую группу составили педагоги, у которых эмоциональное выгорание находится на этапе формирования. В данную группу вошли 37% педагогов (28 человек), для них свойственен спад уровня личного участия по отношению к другим педагогам, учащимся. Вышесказанное выражается в утрате позитивного восприятия других участников педагогического коллектива, переходе от помощи к контролю и надзору, преобладании стереотипов в поведении по отношению к другим педагогам, проявлении антигуманного подхода к окружающим [7]. Для педагогов второй группы типичны безразличие, цинизм и отсутствие эмпатии. Они не особо хотят выполнять свои профессиональные обязанности, и, прежде всего, их интересует материальный аспект работы.
В третью группу вошли педагоги, для которых типичны стойкие признаки синдрома эмоционального выгорания (34%, 26 человек). Для последней группы респондентов свойственны симптомы депрессии, чувство вины, заниженная самооценка, апатия, низкая концентрация внимания и т.д. Ряд педагогов говорили о плохом иммунитете, высоком давлении, систематических головных болях, что также является признаками сильного эмоционального выгорания. Основную массу педагогов в данном случае составили сотрудники с высоким стажем работы.
Для более полной картины было проведено исследование по методике В. Бойко с целью определения уровня эмоционального выгорания. По итогам данного тестирования было определено, что более высокий уровень эмоционального выгорания характерен для педагогов со стажем работы более 25 лет. В целом же, 45% из опрошенных педагогов (34 человек) были отнесены к фазе резистентности. В частности, для них более характерно проявление неадекватных эмоциональных реакций, а также состояние экономии эмоций. При этом, не проявляя необходимого эмоционального отношения к собственным ученикам, педагог
защищает определенную стратегию:
оправдывается за некую грубость либо недостаточное проявление внимания к учащимся, способен проецировать вину на обучающихся.
К фазе истощения по результатам проведения методики было отнесено 24% педагогов (18 человек). Для них типично проявление выраженного спада энергетического тонуса. Более характерными для педагогов данной группы являются негативные эмоции.
И, наконец, к фазе напряжения было отнесено 31% педагогов (24 человек), у которых отмечается проявление недовольства собой, а также выбранной профессиональной
деятельностью. Проявление этой фазы нередко является типичным для молодых специалистов.
Помимо указанного, в рамках исследования был проведен опрос педагогов с целью выявления основных причин проявления синдрома эмоционального выгорания. Опрос проводился с использованием авторской анкеты. По результатам анализа ответов педагогов на вопрос: «Что, по Вашему мнению, является первостепенной причиной появления синдрома эмоционального выгорания у современного педагога?» были определены основные аспекты проявления синдрома. К ним можно отнести следующие:
- неудовлетворительная материально-техническая оснащенность учебно-производственного процесса;
- высокий уровень загруженности при ведении документации;
- отсутствие свободного времени, в том числе на семью, отношения и личную жизнь;
- неудовлетворенность во взаимодействии с учениками и/или их родителями;
- отсутствие стремления повышать профессиональную компетентность.
Исходя из выделенных аспектов проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов, которые были определены по данным опроса, было установлено, что, в первую очередь, профилактика эмоционального выгорания [11] в педагогическом коллективе должна быть направлена на снижение воздействия стрессовых, депрессивных факторов внешней среды [14]. В частности, педагогам по возможности следует так планировать собственную нагрузку, чтобы оптимизировать режим работы и отдыха.
Так, по результатам проведенного опроса, одной из причин эмоционального выгорания стало «отсутствие свободного времени, в том числе на семью...», следовательно, вероятность развития исследуемого синдрома возрастает из-за невозможности провести педагогом границу
между работой и семьей: зачастую учителя дома проводят подготовку к занятиям, проверяют домашние и контрольные работы учеников. Несомненно, исключить подобную практику не представляется возможным, однако можно помочь педагогам, проводя тренинги по тайм-менеджменту для более грамотного планирования своего занятости, чтобы оставалось достаточно свободного времени на семью и личную жизнь в целом.
Заключение. Таким образом, по результатам проведения эмпирического исследования было установлено, что подавляющее число педагогов испытывают синдром профессионального выгорания. При этом у 29% респондентов отсутствуют серьезные предпосылки к возникновению синдрома эмоционального выгорания. На основе проведенного опроса были выделены основные рекомендации по профилактике эмоционального выгорания в педагогическом коллективе.
Не менее значимым профилактическим ресурсом, который способствует снижению риска развития эмоционального выгорания, считается развитие эмоционального интеллекта. Он помогает более успешно управлять своими эмоциями, воспринимать чувства окружающих людей, а также способствует разделению социальных ролей и осознанию себя как «я-педагог» и «я-жена», «я-мать» и т.п. Согласно исследованиям ученых, развитие эмоционального интеллекта способствует успешному
переживанию индивидом продолжительного воздействия стрессовых факторов, снижает риск появления эмоционального выгорания. Так, например, в 1920-е годы американский психолог Торндайк изучал «интеллектуальные действия», называя их «социальным интеллектом», однако лишь через 3 десятилетия в научных работах стал появляться термин «эмоциональный интеллект».
Для педагогического коллектива, участники которого систематически испытывают эмоциональную нагрузку, развитие
эмоционального интеллекта считается наиболее значимым, поскольку способствует
существенному снижению вероятности развития депрессивного состояния, раздражительности и конфликтности, а также росту способности адаптации, плодотворному взаимодействию с коллегами и учениками. Непосредственно по данной причине рекомендуется включить курс развития эмоционального интеллекта в программу профессиональной подготовки педагога.
Особую роль в профилактике эмоционального выгорания педагогического
коллектива играют навыки саморегулирования и релаксации.
Таким образом, давая оценку проявлению синдрома эмоционального выгорания, можно сделать вывод, что его профилактика в педагогическом коллективе обретает огромное практическое значение, так как эмоциональное выгорание отрицательно воздействует как на профессиональную деятельность, так и личность педагога.
Для профилактики эмоционального выгорания важно информировать педагогический коллектив о различных аспектах, которые влияют на формирование синдрома выгорания, а также о его симптомах.
Подводя итоги, представляется необходимым отметить, что профилактика эмоционального выгорания в педагогическом коллективе подразумевает становление и развитие навыков вносить разнообразие в собственную профессиональную деятельность. А именно:
- использовать стратегии, направленные на предотвращение внешних обстоятельств, которые могут вызвать выгорание: формирование и поддержка «здорового рабочего окружения», то есть применение коммуникативных стилей руководства, признание административными ресурсами результатов работы педагогов (использование похвалы, высоких оценок, повышение оплаты труда), проведение систематического профессионально-медицинского и психологического мониторинга;
- взаимодействовать с педагогами из других учебных заведений, что способствует сплочению педагогических коллективов, формированию позитивного психологического климата; позволяет педагогам не только устанавливать доверительные отношения, а также и развивать умение разбираться в собственных чувствах; кроме того, на данных встречах проводится анализ различных конфликтных педагогических ситуаций, моделируются конструктивные формы поведения в ситуации конфликта, что в последующем оказывает положительное влияние на предупреждение действий неконструктивных механизмов в рамках педагогического взаимодействия;
- уделять внимание не только профессиональному, но и личностному развитию: большое значение имеют пути борьбы со стрессовыми состояниями, снятия эмоционального напряжения, формирования навыков профилактики негативных эмоциональных состояний, повышения своей самооценки (положительная самооценка педагога как достойного уважения человека и
профессионала позволяет ему ощущать самоудовлетворение в личном и профессиональном плане);
- учиться грамотно планировать свое время, не забывая про обязательный отдых. Педагогу во время отдыха следует отступить от привычной для него социальной роли: к примеру, принять участие в спортивном мероприятии или празднике, выехать с коллективом на природу либо в театр. Желательно, чтобы у педагогов было место для отдыха (кабинет эмоциональной разгрузки, как вариант), где они могут расслабиться, снять напряжение, отдохнуть между уроками; педагогам также рекомендуется посещать творческие занятия (танцы, пение, рисование).
Немаловажную роль играет верная организация режима дня, обязательная двигательная активность, которая способствует
снижению воздействия стрессогенных факторов. Положительное влияние на профилактику может оказать и овладение техникой релаксации и медитации.
В рамках учебных заведений необходимо проводить специальные тренинговые программы личностного развития педагогов, а также развития их эмоционального интеллекта.
Итак, с целью профилактики развития синдрома эмоционального выгорания педагог должен уметь периодически давать объективную оценку собственной жизни, определять, насколько реальность совпадает с его ожиданиями, определять, что необходимо сделать, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Лишь забота о качестве собственной жизни поможет оставаться в тонусе, а также сохранить свое психологическое здоровье.
Литература :
1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - 32 с.
2. Бородаенко Е.А. Роль эмоционального интеллекта в профилактике синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности / Е.А. Бородаенко // Научный поиск. - 2012. - № 25. - С. 8-12.
3. Водопьянова Н.Е. Профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания / Н.Е. Водопьянова. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. - 160 с.
4. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова. -СПб.: Питер, 2015. - 212 с.
5. Зиновьева Н.А., Николаева А.А. Характеристики "я-образа" конфликтных педагогов / Н.А. Зиновьева, А.А. Николаева // Казанский педагогический журнал. -2019. - № 3(134). - С. 160-166.
6. Иванова И.В. Профилактика эмоционального выгорания педагога / И.В. Иванова // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: гуманитарные науки. - 2013. - № 2. - С. 26-30.
7. Корецкая Е.А., Николаева А.А. Профилактика конфликтов в образовательной организации: современные подходы // Педагогика. - 2019. - № 9. - С. 27-35.
8. Ланина Н.В., Пономарева В.Н. Социально-психологические факторы эмоционального выгорания
педагогов / Н.В. Ланина, В.Н. Пономарева // Известия Воронежского ГПУ. - 2017. - № 4(277). - С. 229-232.
9. Маслач К. Практикум по социальной психологии / К. Маслач. - СПб.: Питер, 2000. - 528 с.
10. Николаева А.А., Савченко И.А. Роль учителя в профилактике конфликтов посредством информационной безопасности в образовательном учреждении // Научно-педагогическое обозрение. -2018. - № 2(20). - С. 125-130.
11. Профилактика эмоциональных нагрузок в педагогическом коллективе; сост. Е.А. Шкуринская. -Волгоград: Учитель, 2008. - 158 с.
12. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23. - № 3. - С. 85-95.
13. Савченко И.А., Варавкина А.В. Актуальные проблемы управления развитием образовательной организации / И.А. Савченко, А.В. Варавкина // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 1(78). -С. 1034-1036.
14. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.: Прогресс, 2012. - 124 с.
15. Филина С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы / С. Филина // Школьный психолог. - 2003. - № 36. - С. 18-23.
References:
1. Boyko V.V. Syndrome of "emotional burnout" in professional communication / V.V. Smartly. - St. Petersburg: Peter, 1999. - 32 p.
2. Borodaenko EA The role of emotional intelligence in the prevention of burnout syndrome in pedagogical activity / E.A. Borodaenko // Scientific Search. - 2012. - № 25. - S. 8-12.
3. Vodopyanova N.E. Prevention and correction of burnout syndrome / N.E. Vodopyanova. - St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg State University, 2011. -160 p.
4. Vodopyanova N.E. Burnout Syndrome: Diagnosis and Prevention / N.E. Vodopyanova. - St. Petersburg: Peter, 2015. - 212 p.
5. Zinovieva N.A., Nikolaeva A.A. Characteristics of the "I-image" of conflicting teachers / N.A. Zinoviev, A.A. Nikolaev // Kazan Pedagogical Journal. - 2019. - № 3 (134). - S. 160-166.
6. Ivanova I.V. Prevention of emotional burnout of a teacher / I.V. Ivanova // Bulletin of the educational consortium Central Russian University. Series: humanities. - 2013. - № 2. - S. 26-30.
7. Koretskaya E.A., Nikolaev A.A. Conflict Prevention in an Educational Organization: Modern Approaches // Pedagogy. - 2019. - № 9. - S. 27-35.
8. Lanina N.V., Ponomareva V.N. Socio-psychological factors of emotional burnout of teachers / N.V. Lanina, V.N. Ponomareva // News of the Voronezh GPU. - 2017. -№ 4(277). - S. 229-232.
9. Maslach K. Workshop on social psychology / K. Maslach. - St. Petersburg: Peter, 2000. - 528 s.
10. Nikolaev A.A., Savchenko I.A. The role of a teacher in conflict prevention through information security
in an educational institution // Scientific and pedagogical review. - 2018. - № 2(20). - S. 125-130.
11. Prevention of emotional stress in the teaching staff; comp. E.A. Shkurinskaya. - Volgograd: Teacher, 2008. -158 p.
12. Ronginskaya T.I. Burnout Syndrome in Social Professions / T.I. Ronginskaya // Psychological journal. -2002. - T. 23. - № 3. - S. 85-95.
13. Savchenko I.A., Varavkina A.V. Actual problems of educational organization development management / I.A. Savchenko, A.V. Varavkina // Economics and Entrepreneurship. - 2017. - № 1 (78). - S. 1034-1036.
14. Selye G. Stress without distress / G. Selye. - M.: Progress, 2012. - 124 p.
15. Filina S. About the "syndrome of professional burnout" and safety in the work of teachers and other specialists in the social sphere / S. Filina // School psychologist. - 2003. - № 36. - S. 18-23.
19.00.07 - Педагогическая психология