http://www.uchzap.com ISSN 2542-0089 ISSN 2542-0070 (Online)
УДК: 159.99
DOI: 10.21209/2542-0089-2017-12-2-75-79
Анна Александровна Черных1,
аспирант,
Бурятский государственный университет (670000, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а), e-mail: [email protected]
Римма Дугаровна Санжаева2,
доктор психологических наук, профессор, Бурятский государственный университет (670000, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а), e-mail: [email protected]
Особенности проявлений синдрома эмоционального профессионального выгорания педагогов
В данной статье рассмотрены особенности проявлений, возможные причины и пути преодоления синдрома эмоционального профессионального выгорания (ЭПВ) педагогов. Авторы попытались раскрыть суть проблемы выгорания педагогов, связывая его не только с личностными или ситуационными факторами, но и с характером его межличностных отношений в профессиональной среде и с общей ситуацией, сложившейся в коллективе и учреждении в целом; а также выявить наилучшие методы психологической работы в данном направлении, учитывая данные исследования. На примере ГБПОУ «Бурятский лесопромышленный колледж» были показаны возможные пути решения этой проблемы, некоторые симптомы, причины и последствия синдрома. Проведено исследование на предмет наличия такого синдрома у преподавателей колледжа: из 53 преподавателей 3 чел. имеют ярко выраженные последствия синдрома ЭПВ, 13 чел. имеют высокие показатели, 20 - средние и 27 не имеют признаков ЭПВ. Психологом колледжа была проведена профилактическая работа с преподавательским составом, направленная на предупреждение и коррекцию ЭПВ, которая включала ряд тренингов на информирование, обучение релаксации, саморегуляции, повышение самооценки, упражнения на сплочение коллектива и личностный рост. Авторы отмечают, что, по отзывам преподавателей, тренинги имели положительные результаты, и считает целесообразным внести такой вид профилактики ЭПВ в преподавательский состав каждого учебного заведения.
Ключевые слова: синдром эмоционального профессионального выгорания педагогов, тренинги, профилактика, коррекция, профессиональный стресс, преподаватели, исследование
Вводная часть. Успех учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении зависит от многих факторов, одним из них и самым важным является личность педагога, участвующего в образовательном процессе. Предполагается, что личность педагога должна быть психологически здоровой. В норме личность находится в состоянии своего непрерывного развития, самосовершенствования и стремления к самореализации и профессиональному
росту. Сталкиваясь с трудностями в работе или личной жизни, личность педагога не должна испытывать психических надломов, приводящих к эмоциональным срывам и резким перепадам настроения. Напротив, педагог должен быть способен устанавливать доброжелательные отношения с окружающими, быть чутким и внимательным, обладать определённой долей эмпатичности, терпимости, вежливости. Учитель должен испытывать душевный подъём, энтузиазм,
1 А. А. Черных - основной автор, ответственный за сбор и систематизацию материала исследования, а также за обобщение итогов и формулировку выводов.
2 Р Д. Санжаева - анализ и систематизация материала исследования, оформление статьи.
© А. А. Черных, Р. Д. Санжаева, 2017
75
воодушевление, переживать множество положительных эмоций, творчески подходить к своей работе. Но так как этот вид деятельности предъявляет к человеку высокие требования, накладывает большую ответственность и даёт сильную эмоциональную нагрузку, то случается так, что имеют место противоположные проявления личности. К таковым относятся: непроходящая («хроническая») усталость, снижение работоспособности, повышенная раздражительность, стремление снять с себя как можно больше обязанностей, появление отрицательных психологических установок в общении, снижение профессиональной значимости в собственных глазах, нередко общее ухудшение самочувствия. В подобных случаях можно говорить об эмоциональном профессиональном выгорании (ЭПВ). К ряду профессий, в которых человек испытывает чувство внутренней психологической опустошённости вследствие постоянных, эмоционально насыщенных, тесных контактов с другими людьми [3, с. 262], относится и профессия педагога. Высокая подверженность педагогов развитию эмоционального выгорания традиционно объясняется высокой эмоциональной напряжённостью педагогического труда. Более того, способность к переживанию и сопереживанию, способствующая формированию эмоционального выгорания, признаётся одним из профессионально важных качеств учителя и воспитателя [3, с. 38]. Под ЭПВ понимается состояние физического, психического и умственного истощения. В. В. Бойко [1, с. 87] рассматривает выгорание как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Выгорание - отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.
С. Маслач [4, с. 1] считает, что этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощённость, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. Под «эмоциональным истощением» понимается чувство эмоциональной опустошённости и усталости, вызванное собственной
работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. Наконец, редукция профессиональных достижений - возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Подобные проявления опасны личностной деформацией, что негативно сказывается на социально-психологической адаптации, психосоматическом и социальном здоровье индивида. Профессиональное выгорание может приводить к полной дезинтеграции различных психических сфер [3, с. 270]. В педагогической деятельности это опасно ещё и тем, что от педагога зависит образование и воспитание будущего специалиста.
В общем, появление синдрома выгорания, по всей видимости, невозможно однозначно связать с теми или иными организационными, личностными или ситуационными факторами, скорее, оно является результатом сложного взаимодействия личностных особенностей человека, его межличностных отношений в профессиональной среде и с общей ситуацией в том коллективе и в том учреждении, в котором он работает.
Можно ли предотвратить выгорание или хотя бы свести к минимуму его последствия - это является открытым вопросом, но, по всей видимости, при систематической работе по актуализации личностных ресурсов и оптимизации организационных условий труда процесс «выгорания» может быть не только остановлен, но и преобразован в «продуктивное горение» [2, с. 9]. Риск педагогического выгорания могут смягчать стабильные и привлекательные условия труда, возможности для творчества, профессионального и личностного роста, удовлетворённость качеством жизни в различных её аспектах, наличие разнообразных интересов личности, перспективные жизненные планы. На выгорание также могут влиять личностные качества, темперамент, отношение к труду и жизни в целом. С этой точки зрения реже подвержены выгоранию оптимистичные и жизнерадостные люди, использующие творческий подход в своей работе, умеющие адекватно относиться к жизненным трудностям и правильно преодолевать возрастные кризисы, использующие навыки психической
саморегуляции, а также те, которые удовлетворены выбором профессии и считают себя «на своём месте».
Вопрос о тех методах и технологиях, которые могли бы быть применены в отношении педагогов и других представителей социономических специальностей с целью предупреждения развития синдрома ЭПВ, на данный момент остаётся недостаточно изученным. Всё же можно полагать, что достаточная информированность об опасностях и проявлениях синдрома ЭПВ, применение специальных техник эффективной самопомощи и умения преодолевать накапливающийся стресс является необходимым условием для преодоления проблемы. Также очень благоприятно могут повлиять улучшение отношений с коллективом, поддержка коллег, личностный рост и профессиональное самосовершенствование.
Поэтому было бы целесообразно проводить профилактическую работу в отношении педагогического состава образовательного учреждения, которая включала бы в себя психологическую диагностику на предмет ЭПВ для получения полной картины психического состояния педагогов. В случае выявления тревожных результатов разумно было бы проводить коррекци-онные и профилактические мероприятия, направленные на эмоциональную разгрузку, релаксацию и обучение рациональной трате ресурсов и саморегуляции.
Методология и методы исследования. Так, в ГБПОУ «Бурятский лесопромышленный колледж» г. Улан-Удэ была проведена диагностика с использованием опросника К. Маслач и С. Джексон (адаптированный Н. Е. Водопьяновой) и опросника удовлетворённости трудом (УТ).
Результаты исследования. Результаты показали, что из 53 опрошенных у 3 чел. (6,01 %) присутствуют высокие показатели по трём направлениям ЭПВ: эмоциональное истощение (ЭИ), деперсонализация (Д) и редукция личностных достижений (РЛД). У 3 чел. выявились высокие показатели по двум направлениям - ЭИ и Д (6,01 %). У 10 - высокие показатели по направлениям ЭИ и РЛД (20,4 %). У 6 чел. были средние показатели по ЭИ и Д (12,2 %), у 14 чел. - средние по ЭИ и РЛД (28,5 %). У 27 (55,1 %) не выявилось повышенных показателей ни по одному пункту.
Общая удовлетворённость трудом педагогического состава высокая; точнее, из 51 опрошенного, 48 имеют результаты высокой УТ, 1 - средней, 2 - низкой. Причём 2 чел. с низкой УТ имеют высокие показатели по всем направлениям ЭПВ, что выглядит логично в данном контексте.
Обсуждение результатов. При личной беседе эти три человека, чьи показатели оказались самыми тревожными, признались, что их тяготит работа в целом, возникло стойкое нежелание утром приходить в колледж, наблюдается постоянная усталость, депрессия, подавленность, ощущение беспокойства и бессонница, изменилось отношение к ученикам и к самим себе, у двоих появились хронические заболевания, сопровождающиеся болями в спине и повышением кровяного давления, что, как они считают, возникло вследствие профессионального стресса. Одна из них была на 6-м месяце беременности (что, по её мнению и послужило причиной большой усталости от выполнения своих профессиональных обязанностей, так как её больше заботили проблемы, сопутствующие беременности). Второй преподаватель с высокими показателями по диагностике собирался на пенсию, но побаивался сделать решительный шаг и оставить свою профессиональную деятельность, а третья давно подумывала о смене вида деятельности, имея диплом экономиста, но никак не решалась и находилась в состоянии неопределённости. Напрашивается вывод, что эти трое тяготились своей работой вследствие того, что потеряли к ней интерес, и накопленная усталость увеличивалась с каждым днём, так как не было энтузиазма, а работа представлялась им «наказанием». Также те, чьи показатели были выше среднего, признавались, что страдают от некоторых признаков выгорания: постоянной усталости, депрессивного настроя, невозможности сконцентрироваться, недосыпания, боязни нового рабочего дня, нежелания вникать в проблемы студентов и низкую профессиональную самооценку. Те же, чьи показатели были в норме, выглядели доброжелательными, спокойными, улыбчивыми, имели успехи в работе и были полны энтузиазма.
Психологом колледжа был проведён ряд тренингов на профилактику ЭПВ, в которые входили следующие направления:
информационный блок, раскрывающий суть проблемы ЭПВ, обучение мышечной и психической релаксации, дыхательным упражнениям, психической саморегуляции; повышение самооценки; беседы о смысле жизни; упражнения на сплочение коллектива и личностный рост.
Впечатления от тренингов были положительными, преподаватели ощущали себя отдохнувшими, расслабленными, большинство признавались, что не зря посетили данный тренинг и все преподаватели, выходящие с тренингов, отметили повышение настроения и ослабление психического напряжения. После тренингов многие заметили, что у них улучшилось самочувствие, появилось вдохновение для работы, улучшились взаимоотношения со студентами и коллегами, появилось желание развиваться и совершенствоваться.
Заключение. Проблема преодоления синдрома ЭПВ является недостаточно проработанной и вызывает повышенный исследовательский и практический инте-
рес, а также рождает практическую необходимость совершенствования психокор-рекционной работы с людьми социогенных профессий, в частности, профессии педагога. Поэтому работа в данном направлении весьма актуальна, а в некоторых учебных заведениях, возможно, крайне необходима. Об этом говорят и результаты данного исследования. Было бы весьма конструктивно в каждом образовательном учреждении проводить подобные профилактические и коррекционно-обучающие мероприятия в преподавательском составе для того, чтобы предотвратить накопление профессионального стресса, усложнение отношений с окружающими, ухудшение самооценки, и, как следствие, развитие синдрома ЭПВ, а также для повышения энтузиазма, лёгкости в работе и появления нового вдохновения и творческой силы, что, как нам кажется, повысило бы качество всего образовательного процесса в целом и в данном учебном заведении в частности.
Список литературы
1. Алексеева Е. Е. Психологический тренинг профилактики эмоционального выгорания и профессиональной дезадаптации педагогов // Дошкольная педагогика. 2010. № 10. С. 52-57.
2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ, 1996. 154 с.
3. Гунзунова Б. А. Практикум по психодиагностике. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2007. 100 с.
4. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. СПб.: Питер: Питер-принт, 2005. 336 с.
5. Корытова Г. С. Защитное и совладающее поведение личности: теоретические основания. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2006. 292 с.
6. Корытова Г. С. Защитно-совладающее поведение в педагогической деятельности. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2006. 307 с.
7. Мильруд Р. П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя // Вопросы психологии. 1987. № 6. С. 47-55.
8. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. № 1. С. 90-101.
9. Райкова Е.Ю. Терапия и профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий // Молодой учёный. 2011. Т. 2, № 5. С. 92-97.
10. Самоукина Н. А. Практический психолог в школе: лекции, консультации, тренинги. М.: ИТОН, 1997. 192 с.
Статья поступила в редакцию 15.03.2017; принята к публикации 18.04.2017
Библиографическое описание статьи
Черных А. А., Санжаева Р. Д. Особенности проявлений синдрома эмоционального профессионального выгорания педагогов // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Педагогические науки. 2017. Т. 12, № 2. С. 75-79. DOI: 10.21209/2542-0089-2017-12-2-75-79.
Anna A. Chernykh1,
Postgraduate Student, Buryat State University, (24a Smolina st., Ulan-Ude, 670000, Russia), e-mail: [email protected]
Rimma D. Sanzhaeva2,
Doctor of Psychology, Professor Buryat State University, (24a Smolina st., Ulan-Ude, 670000, Russia) e-mail: [email protected]
Peculiarities of the Syndrome of Emotional Professional Burnout of Teachers
This article examines some peculiarities as well as some causes, consequences and ways to overcome the syndrome of emotional professional burnout (EPB) of teachers. The authors tried to reveal the essence of the problem of teachers' burnout connecting it with personal or situational factors, as well as with character of his interpersonal relations in the professional community and with the general situation which has developed in team and organization in general; we also identify the best practices in this area considering these studies. The possible solutions of this problem, some symptoms, causes and consequences of the syndrome were shown on the example of Buryat Timber College. 53 college teachers have been studied for the presence of such a syndrome: 3 of them have obvious EPB syndrome after-effects, 13 of them have high rates, 20 of them have medium rates, and 27 have no signs of EPB. College psychologist has carried out preventive work with the teaching staff, which included a number of training courses aimed at the prevention and correction of EPB, which included a number of trainings on informing, training of a relaxation, self-control, increase in a self-evaluation, exercise on unity of team and personal growth. The authors note that the training had positive results, according to the teachers and consider it appropriate to use this type of prevention in the teaching staff of each educational institution.
Keywords: syndrome of emotional professional burnout of teachers, training, prevention, correction, professional stress, teachers, research
References
1. Alekseeva E. E. Psikhologicheskii trening profilaktiki emotsional'nogo vygoraniya i professional'noi dezadaptatsii pedagogov // Doshkol'naya pedagogika. 2010. № 10. S. 52-57.
2. Boiko V. V. Energiya emotsii v obshchenii: vzglyad na sebya i na drugikh. M.: Filin», 1996. 154 s.
3. Gunzunova B. A. Praktikum po psikhodiagnostike. Ulan-Ude: Izd-vo Buryat. gos. un-ta, 2007. 100 s.
4. Vodop'yanova N. E. Sindrom vygoraniya. Diagnostika i profilaktika. sPb.: Piter: Piter-print, 2005. 336 s.
5. Korytova G. S. Zashchitnoe i sovladayushchee povedenie lichnosti: teoreticheskie osnovaniya. Ulan-Ude: Izd-vo Buryat. gos. un-ta, 2006. 292 s.
6. Korytova G. S. Zashchitno-sovladayushchee povedenie v pedagogicheskoi deyatel'nosti. Ulan-Ude: Izd-vo Buryat. gos. un-ta, 2006. 307 s.
7. Mil'rud R. P. Formirovanie emotsional'noi regulyatsii povedeniya uchitelya // Voprosy psikhologii. 1987. № 6. S. 47-55.
8. Orel V. E. Fenomen «vygoraniya» v zarubezhnoi psikhologii: empiricheskie issledovaniya i perspektivy // Psikhologicheskii zhurnal. 2001. № 1. S. 90-101.
9. Raikova E.Yu. Terapiya i profilaktika professional'nogo vygoraniya u predstavitelei pomogayushchikh professii // Molodoi uchenyi. 2011. T. 2, № 5. S. 92-97.
10. Samoukina N. A. Prakticheskii psikholog v shkole: lektsii, konsul'tatsii, treningi. M.: ITON, 1997. 192 s.
Received: March 14, 2017; accepted for publication April 18, 2017
Reference to the article
Chernykh A. A., Sanzhaeva R. D. Peculiarities of the Syndrome of Emotional Professional Burnout of Teachers // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 12, № 2. PP. 75-79. DOI: 10.21209/2542-0089-2017-12-2-75-79.
1 A. A. Chernykh is the main author who is responsible for collecting and systematization of the research material, generalization of results and formulation of conclusions.
2 R. D. Sanzhaeva - analysis and systematization of research material, preparation of the manuscript.