Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ВУЗА'

МОТИВАЦИОННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
149
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / МОТИВАЦИОННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ЭГО-МОТИВАЦИЯ / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL STAFF / EMOTIONAL BURNOUT / MOTIVATIONAL PREREQUISITES OF EMOTIONAL BURNOUT / EGO-MOTIVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Синкевич И. А., Тучкова Т. В., Ежова Е. А., Храпенко И. Б.

Статья посвящена исследованию мотивационных предпосылок эмоционального выгорания научно-педагогических работников вуза. Представлен обзор исследований по проблеме эмоционального выгорания в отечественных и зарубежных публикациях, а также основные характеристики синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) научно-педагогических работников вуза Кольского Заполярья и предпосылок его формирования. Исследование выполнено на выборке из 54 научно-педагогических работников Мурманского арктического государственного университета («МАГУ») в возрасте 35 - 68 лет. В результате исследования было выявлено наличие высоких показателей эгоизма у испытуемых, что не позволяет сформироваться эмоциональному выгоранию. Установки НПР на общественную, профессиональную успешность и достижения существенно повышают риск профессионального выгорания. Выбор самосохранения, поддержания личной экологии (эгоизм как соблюдение собственных интересов, здоровья, и др.), напротив, дает возможность избежать выгорания. Обоснована необходимость разработки и реализации программы психологической профилактики синдрома эмоционального выгорания, направленной на формирование у научно-педагогических работников «МАГУ» мотивационных ресурсов его преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL PREREQUISITES OF EMOTIONAL BURNOUT IN SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL STAFF OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The present article is devoted to the study of motivational prerequisites of emotional burnout in scientific and pedagogical staff of higher educational institutions. It also presents the review of researches on the problem of emotional burnout in domestic and foreign publications. The article reveals the main characteristics of the syndrome of emotional burnout in scientific and pedagogical staff of the Kola Arctic and the prerequisites for its formation. The study was carried out on a sample of 54 scientific and pedagogical staff of the Murmansk Arctic State University ("MASU») aged 35 - 68 years (free sampling). Testing was conducted in preparation for accreditation of the University. The study revealed the presence of high rates of higher selfishness among the subjects, which does not allow the formation of emotional burnout. Attitudes toward social and professional success and achievements (altruism as a service to people) significantly increase the risk of professional burnout. The choice of self-preservation, maintenance of personal ecology (egoism as observance of own interests, health, etc.), on the contrary, gives the chance to avoid burnout. The article substantiates the need to develop and implement a program of psychological prevention of the syndrome of emotional burnout, aimed at the formation of scientific and pedagogical staff of "MASU" motivational resources to overcome it.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ВУЗА»

ПСИХОЛОГИЯ Педагогическая психология

УДК 159.9

Мотивационные предпосылки эмоционального выгорания научно-педагогических работников вуза

Motivational prerequisites of emotional burnout in scientific and pedagogical staff of higher educational institutions

Синкевич И.А., Мурманский арктический государственный университет, i.sinkevich@mail.ru Тучкова Т.В., Мурманский арктический государственный университет, ttuchkova@yandex.ru Ежова Е.А., Мурманский арктический государственный университет, ezh.el@mail.ru Храпенко И.Б., Мурманский арктический государственный университет, hrapenko@mail.ru

Sinkevich I., Murmansk Arctic State University, i.sinkevich@mail.ru Tuchkova T., Murmansk Arctic State University, ttuchkova@yandex.ru Ezhova E., Murmansk Arctic State University, ezh.el@mail.ru Khrapenko I., Murmansk Arctic State University, hrapenko@mail.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.032

Ключевые слова: научно-педагогические работники, эмоциональное выгорание, мотивационные предпосылки эмоционального выгорания, эго-мотивация.

Keywords: scientific and pedagogical staff; emotional burnout; motivational prerequisites of emotional burnout; ego-motivation.

Аннотация. Статья посвящена исследованию мотивационных предпосылок эмоционального выгорания научно-педагогических работников вуза. Представлен обзор исследований по проблеме эмоционального выгорания в отечественных и зарубежных публикациях, а также основные характеристики синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) научно-педагогических работников вуза Кольского Заполярья и предпосылок его формирования. Исследование выполнено на выборке из 54 научно-педагогических работников Мурманского арктического государственного университета («МАГУ») в возрасте 35 - 68 лет. В результате исследования было выявлено наличие высоких показателей эгоизма у испытуемых, что не позволяет сформироваться эмоциональному выгоранию. Установки НПР на общественную, профессиональную успешность и достижения существенно повышают риск профессионального выгорания. Выбор самосохранения, поддержания личной экологии (эгоизм как соблюдение собственных интересов, здоровья, и др.), напротив, дает возможность избежать выгорания. Обоснована необходимость разработки и реализации программы психологической профилактики синдрома эмоционального выгорания, направленной на формирование у научно-педагогических работников «МАГУ» мотивационных ресурсов его преодоления.

Abstract. The present article is devoted to the study of motivational prerequisites of emotional burnout in scientific and pedagogical staff of higher educational institutions. It also presents the review of researches on the problem of emotional burnout in domestic and foreign publications. The article reveals the main characteristics of the syndrome of emotional burnout in scientific and pedagogical staff of the Kola Arctic and the prerequisites for its formation. The study was carried out on a sample of 54 scientific and pedagogical staff of the Murmansk Arctic State University ("MASU») aged 35 - 68 years (free sampling). Testing was conducted in preparation for accreditation of the University. The study revealed the presence of high rates of higher selfishness among the subjects, which does not allow the formation of emotional burnout. Attitudes toward social and professional success and achievements (altruism as a service to people) significantly increase the risk ofprofessional burnout. The choice of self-preservation, maintenance of personal ecology (egoism as observance of own interests, health, etc.), on the contrary, gives the chance to avoid burnout. The article substantiates the need to develop and implement a program of psychological prevention of the syndrome of emotional burnout, aimed at the formation of scientific and pedagogical staff of "MASU" motivational resources to overcome it.

Введение. Совершенствование системы высшего образования обусловливает постоянный рост требований к личности педагога. Высокая степень ответственности за результаты профессиональной деятельности преподавателя высшей школы провоцирует развитие эмоционального выгорания. Педагоги высшей школы должны не только владеть профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и обладать профессионально значимыми свойствами личности: креативностью, самостоятельностью в поиске новой информации, принятии адекватных решений в нестандартных ситуациях в условиях дефицита времени, быстрых перемен и др., наличие чего обеспечивает гибкость и динамизм профессиональной деятельности. Данный процесс оказывает существенное влияние на уровень мастерства и профессионализма педагога. Однако не все педагоги реагируют на вызовы современной ситуации как непреодолимые и с энтузиазмом их решают. Очевидно, что есть такие мотивационные предпосылки, которые приводят к появлению эмоционального выгорания, либо к формированию новых, более эффективных стратегий поведения НПР. В качестве мотивационных предпосылок эмоционального выгорания НПР нами будут рассматриваться различные установки и направленность личности.

Теоретической основой данного исследования являются работы С Maslach 1993 [19], которая рассматривала эмоциональное выгорание в профессии как конфликт между профессиональными потребностями и психофизическими ресурсами личности. Результаты большинства исследований указывают на то, что преподавание является одной из наиболее стрессовых социальных профессий, так как оно предполагает тесные взаимоотношения с другими людьми, требует скорости принятия решений, а принятие решений может оказать серьезное экономическое, социальное или иное влияние на жизнь всех вовлеченных в образовательный процесс (Я^. Guglielmiand, К Tatrow 1998 [15]; С. Kyriacou 2001 [18]). Исследования С. Купасои в области психического здоровья подчеркивают, что многие педагоги испытывают негативные эмоции, такие как страх и беспокойство. Было выявлено, что это связано с различными психологическими, физиологическими и поведенческими факторами и обусловлено тем, как педагоги воспринимают рабочую ситуацию. Данные факторы угрожают самооценке педагогов и их личностному развитию (С. Купасои 2001 [18]).

Исследование A.B. Bakker, E. Demerouti, M.C. Euwema 2005 [12] показало изменения в выгорании педагогов в течение учебного года. В качестве основных показателей выгорания рассматривались рабочая среда и мотивационные факторы. Было выявлено, что выгорание вызвано не только определенным набором факторов образовательной среды. Более важным фактором, чем образовательная среда стали автономная мотивация и самоэффективность.

Исследования, проведенные в

Великобритании, Голландии, Скандинавии, США, Австралии, Канаде, Гонконге, Новой Зеландии и других странах, показывают, что примерно 33% учителей сообщают: преподавание вызывает стресс или чрезмерный стресс (R.T. Pithers and R. Soden 1998). В Великобритании 66% британских учителей в своей карьере давно думают об уходе из профессии учителя (C.J. Travers and C.L. Cooper 1993). Несколько страховых компаний были вынуждены отозвать свои страховые медицинские полисы у педагогов, либо классифицировали их по 3-му классу высокого риска (P. Fisher 1996 [14]).

В Нидерландах было установлено, что 60% учителей, уволившихся с работы, в основном страдали от профессионального выгорания. Значительное количество исследований (E.R. Greenglass 1999 [16]; K. Kafetsios 2007 [17]; C. Kyriacou 2001 [18]; R.T. Pithers and R. Soden1998 [20]; C.J. Travers and C.L. Cooper 1996) определяют причины стресса: психологическое давление на рабочем месте, внутриличностные конфликты, связанные со снижением социального статуса педагога, противоречивость социальной роли, обусловленная жесткими требованиями администрации, необходимостью постоянного профессионального роста, нехваткой ресурсов; сложными отношениями с коллегами, низкой заработной платой, неприемлемым поведением обучающихся и др.

Важные аспекты эмоционального выгорания в профессии анализировались в исследования M.S. Cole, F. Walter, A.G. Bedeian, &E.H. O'Boyle 2012 [13], которые рассматривали проблемы вовлеченности в профессиональную деятельность как противоположный вектор выгорания. В работе Y. Skoryk [2013] отмечается взаимосвязь феномена выгорания и уровня эффективности образовательной деятельности. Эмоциональное выгорание изменяет поведение, чувства, мышление, профессиональную деятельность в целом. Человек, который уже пережил эмоциональное выгорание, может стать причиной для выгорания коллег, что оказывает негативное влияние на функционирование высшего образовательного заведения.

В отечественной психологии термин «эмоциональное выгорание» все более расширяет свое содержание и начинает отождествляться с «психическим выгоранием» (Л.М. Митина, В.Е. Орел, В. Шебеко), для которого свойственны хроническая усталость, потеря смысла жизни, невозможность осуществлять собственное духовное развитие. По мнению В.А. Еровенко, в научном обороте встречается и более мягкая интерпретация этого состояния,

рассматриваемого как «экзистенциальная пустота», наступающая по причине сильной зависимости от профессиональной деятельности и приводящая к чувству полного отчаяния [5, с.41]. А.В. Поначугин [10] отмечает, что синдром эмоционального выгорания у научно-педагогических работников развивается постепенно и детерминирован влиянием различных факторов. В нашей стране его формирование обусловлено девальвацией социальной, экономической и интеллектуальной ценности труда НПР, едва ли не постоянным и порой не совсем удачным реформированием в области высшего образования. Н.Б. Буртовая [3], М.А. Лисняк и др. [7] утверждают, что личностные характеристики научно-

педагогических работников (низкая самооценка, высокая тревожность, перфекционизм и др.) могут предрасполагать к возникновению депрессивных эмоциональных реакций. А.К. Маркова [8] подчеркивает решающую роль трех факторов развития профессионального выгорания: ролевого, личностного и организационного. Исследования подтверждают связь между неопределенностью

профессиональной роли и развитием выгорания. По мнению А.К. Марковой, такие качества, как целеустремленность, оптимизм, высокая самооценка, низкая конфликтность, предотвращают развитие умственного и физического истощения. Мотивационные симптомы эмоционального выгорания в профессии на личностном уровне являются проявлением внутреннего конфликта между идеализированными представлениями о профессиональной деятельности и реальными условиями труда. О.И. Бабич [1] и В.Е. Орел [9] подчеркивают значение личных характеристик специалиста, которые могут послужить причиной развития выгорания: эмпатия, тревога, интравертированность, гуманизм. Симптомами профессионального выгорания на межличностном уровне являются меркантильность, равнодушное отношение к деловому общению и к своим потребностям. На мотивационном уровне симптомы эмоционального выгорания проявляются как нежелание работать, выполнять

профессиональные обязанности и задачи, пассивность и нежелание брать на себя ответственность.

На основе анализа работ отечественных и зарубежных исследований нами была разработана программа исследования, направленная на выявление мотивационных предпосылок эмоционального выгорания педагогов вуза. Цель исследования: определение мотивационных предпосылок эмоционального выгорания у научно-педагогических работников (далее НПР).

Материалы и методы исследования: исследование эмоционального выгорания НПР проводилось на базе ФГБО ВО «Мурманский арктический государственный университет» (далее - МАГУ) в период с октября по декабрь 2018 года. Выборку составили 54 научно-педагогических работника кафедр МАГУ в возрасте 35 - 68 лет. Выборка свободная; диагностика проводилась индивидуально с каждым респондентом. На первом этапе исследования определялись наличие и степень эмоционального выгорания НПР с помощью методик: «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко [2]; «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (МВГ) К. Маслач, С. Джексон, адаптированная Н.Е. Водопьяновой [4]. На втором этапе исследования определялись мотивационные предпосылки эмоционального выгорания с помощью методик: «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной [11]; опросника «Элу+» Л.З. Левит [6], нацеленного на выявление доминирующего вида эгоистической направленности личности. На третьем этапе исследования определялись достоверность результатов исследования с помощью критерия Пирсона и характер влияния выявленных мотивационных предпосылок на формирование эмоционального выгорания НПР.

Результаты исследования. Первый этап исследования. Данные по методике В.В. Бойко показали, что у НПР наблюдается наибольшая выраженность таких симптомов как «редукция профессиональных обязанностей» в фазе резистенции (23,7 балла) и «неадекватное эмоциональное реагирование» (17,24 балла), а в фазе «истощение» - «эмоциональная отстраненность» (21,1 балла) и «личностная отстраненность» (24 балла). Показатели фазы «напряжение» наиболее низкие. Это свидетельствует о сопротивлении нарастающему стрессу, формировании устойчивости, сопротивляемости организма к воздействию психотравмирующих факторов и включении адаптивного механизма в поведении.

Рисунок 1. - Выраженность симптомов и фаз эмоционального выгорания у НПР (методика В.В. Бойко) в баллах

Выраженность обозначенных симптомов умеренная, что свидетельствует о психологическом благополучии сотрудников. Однако баллы по шкале «редукция профессиональных обязанностей», см. рисунок 1 показывают желание сотрудников сократить их. Достаточно высокие показатели в фазе «Истощение» говорят о снижении профессиональных ресурсов преподавателей.

При анализе результатов методики «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» К. Маслач, С. Джексон ^ВГ) было выявлено, что у научно-педагогических работников

наблюдается высокий уровень выгорания в фазе «редукция личных достижений» (более 32 из 48 баллов) и средний уровень в фазе «эмоциональное истощение» (более 25 из 54 баллов). Полученные данные не являются критическими, НПР достаточно адаптированы, и у них есть силы для поддержания устойчивости и сохранения психического и физического здоровья. Однако в фазах «Резистенция» и «Истощение» небольшой процент НПР имеет сформированные либо формирующиеся симптомы «эмоционального выгорания», в то время как симптом «редукция профессиональных обязанностей» сформирован у большинства респондентов (более 70%), см. рисунок 2.

Так, индекс средней эмоциональной истощенности присущ 53,1% НПР, высокий

уровень истощения отмечен у 41,3% респондентов, что соответствует второму и третьему уровню «выгорания», а для 5,9% испытуемых характерен сформированный синдром эмоционального выгорания.

Деперсонализация как важный показатель выгорания, у 41,3% респондентов находится в зоне средних величин, а в высокой (88,5%) и критической зоне (5,9%) оказался фактор «Редукция личных достижений».

Второй этап исследования. Для определения мотивационных предпосылок эмоционального выгорания использовалась методика социально-психологических установок О.Ф. Потемкиной, которая позволяет выявить ориентированность респондентов на разные аспекты человеческого бытия, находящиеся в континуальной связи: «процесс - результат», «труд - деньги», «свобода - власть», «альтруизм - эгоизм» [11]. Полученные результаты показали, что НПР относятся к альтруистам, ориентированным на труд и процесс работы, в меньшей степени озабоченны такими вопросами, как «эгоизм» и ориентация на деньги.

С помощью методики «ЭЛУ+» Л.З. Левит определялся доминирующий вид эгоистической направленности личности. Оказалось, что эгоизм не свойственен НПР данного вуза: 59% имеют слабую эгоистическую мотивацию, столько же респондентов показали среднюю выраженность альтруистической мотивации (59%).

Рисунок 3. - Выраженность мотивационных предпочтений у НПР (методика О. Ф. Потемкиной)

Рисунок 2. - Степень выраженности симптомов эмоционального выгорания у НПР (методика МВ1 К. Маслач, С. Джексон) в %

По шкале «высший эгоизм» (эгоизм как зрелый индивидуализм) 16,9 баллов из 40 обнаружена неявная выраженность показателей по шкалам «Зрелая личностная уникальность» и «Сверхреализация», см. рисунок 4. Показатели по шкале «Зрелая личностная уникальность» отрицательно коррелируют со шкалой эмоционального истощения (MBI). В меньшей степени у педагогов выражено стремление к саморазвитию и раскрытию творческого потенциала.

Третий этап исследования. Полученные

данные, в целом, подтверждают гипотезу о том, что наличие значимых показателей высшего эгоизма у испытуемых не позволяет сформироваться эмоциональному выгоранию. Корреляцию, характер и силу связи между показателями СЭВ и эго-мотивацией выявили с помощью критерия корреляции Пирсона (значимая корреляция гху > 0,7 при р<0,01). При анализе результатов по шкалам «Эмоциональное выгорание» МВ1 и «Высший эгоизм» из опросника «Элу+» была выявлена статистически значимая отрицательная связь (ге = - 0,754,

р<0,01). Это говорит о том, что эгоистическая мотивация является значимой предпосылкой для избегания эмоционального выгорания. Остальные показатели по методикам МВ1 и «Элу+» значимой связи не выявили. Установки НПР на общественную, профессиональную успешность и достижения (альтруизм как служение людям)

существенно повышают риск профессионального выгорания (rs = 0,743, р<0,01). Выбор самосохранения, поддержания личной экологии (эгоизм как соблюдение собственных интересов, здоровья, и др.), напротив, дает возможность избежать выгорания (ге = - 0,702, р<0,01).

Рисунок 4. - Степень выраженности разных видов эгоистической мотивации у НПР (методика «ЭЛУ+» Л.З. Левит) в баллах

Заключение. В результате исследования определены мотивационные предпосылки эмоционального выгорания НПР вуза, включающие различные установки и направленность личности. Предпосылками эмоционального выгорания стали установки на процесс и результат работы, а также установка на альтруизм. Эго-мотивация, направленная на самосохранение, поддержание здоровья, позволяет избежать эмоционального выгорания. Анализ данных позволил разработать модель профилактики эмоционального выгорания НПР, которая реализуется в университете. Данная модель включает в себя следующие модули:

1. Информационный, направленный на ознакомление педагогов с результатами исследования и знакомство с современными концепциями профессионального выгорания, особенно в контексте ситуации дистанционного обучения.

2. Практико-ориентированный,

направленный на подготовку и реализацию профилактических мероприятий,

обеспечивающих обучение НПР техникам и методам саморегуляции, развитие личностного потенциала и прогностической компетентности. Последний компонент поможет педагогам более взвешенно подходить к своей деятельности и эмоциональной включенности в нее.

3. Оценочный, позволяющий определить эффективность реализованных мероприятий и внести необходимые коррективы в их дальнейшую реализацию.

Стоит также отметить, что подобная работа всегда сопряжена с сопротивлением (занятость, отсутствие интереса, не желание уходить с «проторенной колеи»). Данный момент планируется решать с помощью изменения формы подачи материала, а именно - она планируется, как курсы повышения квалификации для НПР с выдачей необходимых документов.

Литература:

1. Бабич О.И. Личностные ресурсы синдрома Игоревна. - Хабаровск. - 2007. - 21 с.

профессионального выгорания педагогов: автореф. 2. Бойко В.В. Синдром «эмоционального

дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Бабич Ольга выгорания» в профессиональном общении / В.В.

Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - 105с.

3. Буртовая Н.Б. Личностные и профессиональные предпосылки формирования эмоционального выгорания у преподавателей высшей школы [Электронный ресурс] / Н.Б. Буртовая // Вестник ТГПУ. - 2010. - Вып. 12 (102). - С. 141-148. -Режим доступа: https://psibook.com/articles/lichnostnye-i-professюnalnye-predposylki-formirovamya-emotsюn

4. Водопьянова Н.Е., Старченко Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченко. - СПб.: Питер, 2005. -299 с.

5. Еровенко В.А. «Экзистенциальная пустота» доктора Рагина в психологическом контексте эмоционального выгорания преподавателей математики / В.А. Еровенко // Almamater (Вестник высшей школы). - 2016. - № 7. - С. 39-45.

6. Левит Л.З. Эгоизм как фактор эмоционального выгорания: за и против [Электронный ресурс] / Л.З. Левит // Мир психологии. - 2015. - № 3. - С. 217-234. -Режим доступа: http://catalog.karlib.kz/irbis64r_01/ йете^2016Zlevit.pdf

7. Лисняк М.А., Горбач Н.А. Эмоциональное выгорание преподавателей медицинского вуза: проблемы и пути ее решения [Электронный ресурс] / М.А. Лисняк, Н.А. Горбач, И.О. Логинова, М.А. Машукова // Сибирское медицинское обозрение. -2014. - № 2. - С. 101. - С. 105. - Режим доступа: http://smr.krasgmu.ru/journal/1350_103-105.pdf

8. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя / А.К. Маркова. - М., Просвещение, 1993. -192 с.

9. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орел. - М., Институт психологии РАН, 2005. - 330 с.

10. Поначугин А.В. Синдром эмоционального выгорания профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения [Электронный ресурс] / А.В. Поначугин // Вестник Мининского университета. -2017. - № 2. - Режим доступа: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/354

11. Потемкина О.Ф. Способ составления психологического портрета и автопортрета / О.Ф. Потемкина. - М.: Издательство: Рос. акад. наук, Институт психологии, 1993. - 27 с.

1. Babich O.I. Personal resources of the syndrome of professional burnout of teachers: author. dis. ... Cand. psychol. Sciences: 19.00.01 / Babich Olga Igorevna. -Khabarovsk. - 2007. - 21 p.

2. Boyko V.V. The syndrome of "emotional burnout" in professional communication / V.V. Boyko. - SPb.: Peter, 1999. - 105p.

3. Burtovaya N.B. Personal and professional preconditions for the formation of emotional burnout in higher school teachers [Electronic resource] / N.B. Burtovaya // Bulletin of TSPU. - 2010. - Issue. 12 (102). -P. 141-148. - Access mode: https://psibook.com/articles/lichnostnye-i-professionalnye-predposylki-formirovaniya-emotsion

4. Vodopyanova N.Ye., Starchenko E.S. Burnout

12. Bakker A.B., Demerouti E., Euwema M.C. Predicting intraindividual changes in teacher burnout: The role of perceived school environment and motivational factors. Journal of Occupational Health Psychology, Vol 10(2), Apr 2005, 170-180.

13. Cole M.S., Walter F., Bedeian A.G., & O'Boyle E.H. (2012). Job burnout and employee engagement: A meta-analytic examination of construct proliferation. Journal of Management, 38, 1550-1581. - Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1177/0149206311415252

14. Fisher, P. (1996). Long odds on survival. Times Educational Supplement, p. 7. - Режим доступа: Google Scholarhttps://scholar.google.com/scholar?q=Fisher%2C% 20P.%20%281996%29.%20Long%20odds%20on%20surv ival. %20Times%20Educational%20 Supplement%2C%20p .%207

15. Guglielmi R.S., Tatrow K. (1998) Occupational stress, burnout, and health in teachers: A methodological and theoretical analysis. Review of Educational Research 68: 61-99. - Режим доступа: https://journals.sagepub.com /doi/abs/10.3102/00346543068001061

16. Greenglass E.R., Burke R.J., Ondrack M. (1990) A gender-role perspective of coping and burnout. Applied Psychology: An International Review 39: 5-27. - Режим доступа: https://doi.org/10.1111/j.1464-0597.1990.tb01035.x

17. Kafetsios K. (2007) Work-family conflict and its relationship with job satisfaction and psychological distress: The role of affect at work and gender. Hellenic Journal of Psychology 4: 15-35. - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/228645063

18. Kyriacou C. (2001) Teacher stress: directions for future research. Educational Review 53: 27-35. - Режим доступа:

https://www.researchgate.net/publication/248971055_Teac her_Stress_Directions_for_future_research

19. Maslach С. Professional burnout: Recent developments in the theory and research, Taylor & Francis, Washington DC, 1993, 19-32.

20. Pithers R.T., Soden R. (1998) Scottish and Australian teacher stress and strain: A comparative study. British Journal of Educational Psychology 68: 269-279. -Режим доступа: http://www.biomedsearch.com/nih/ Scottish-Australian-teacher-stress-strain/9661340.html

ces:

syndrome: diagnosis and prevention / N.E. Vodopyanova, E.S. Starchenko. - SPb.: Peter, 2005. - 299 p.

5. Erovenko V.A. Dr. Ragin's Existential Emptiness in the Psychological Context of Emotional Burnout of Mathematics Teachers / V.A. Erovenko // Almamater (Bulletin of the Higher School). - 2016. - № 7. - P. 39-45.

6. Levit L.Z. Egoism as a factor of emotional burnout: pros and cons [Electronic resource] / L.Z. Levit // World of psychology. - 2015. - № 3. - P. 217-234. - Access mode: http://catalog.karlib.kz/iibis64r_01/internet/2016/levit.pdf

7. Lisnyak M.A., Gorbach N.A. Emotional burnout of teachers of a medical university: problems and ways of solving it [Electronic resource] / M.A. Lisnyak, N.A. Gorbach, I.O. Loginova, M.A. Mashukova // Siberian Medical Review. - 2014. - № 2. - P. 101. - P. 105. - Access

mode: http://smr.krasgmu.ru/journal/1350_103-105.pdf

8. Markova A.K. Psychology of teacher's work: Book. for the teacher / A.K. Markov. - M., Education, 1993. - 192 p.

9. Orel V.E. Mental burnout syndrome / V.E. Eagle. -M., Institute of Psychology RAS, 2005. - 330 p.

10. Ponachugin A.V. Burnout syndrome of the teaching staff of a higher educational institution [Electronic resource] / A.V. Ponachugin // Bulletin of the Minin University. - 2017. - № 2. - Access mode: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/354

11. Potemkina O.F. Method of drawing up a psychological portrait and self-portrait / O.F. Potemkin. -M.: Publisher: Ros. acad. Sciences, Institute of Psychology, 1993. - 27 p.

12. Bakker A.B., Demerouti E., Euwema M.C. Predicting intraindividual changes in teacher burnout: The role of perceived school environment and motivational factors. Journal of Occupational Health Psychology, Vol 10(2), Apr 2005, 170-180.

13. Cole M.S., Walter F., Bedeian A.G., & O'Boyle E.H. (2012). Job burnout and employee engagement: A meta-analytic examination of construct proliferation. Journal of Management, 38, 1550-1581. - Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1177/0149206311415252

14. Fisher, P. (1996). Long odds on survival. Times Educational Supplement, p. 7. - Режим доступа: Google Scholarhttps://scholar.google.com/scholar?q=Fisher%2C% 20P.%20%281996%29.%20Long%20odds%20on%20surv ival. %20Times%20Educational%20 Supplement%2C%20p

%207

15. Guglielmi R.S., Tatrow K. (1998) Occupational stress, burnout, and health in teachers: A methodological and theoretical analysis. Review of Educational Research 68: 61-99. - Режим доступа: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.3102/00346543068 001061

16. Greenglass E.R., Burke R.J., Ondrack M. (1990) A gender-role perspective of coping and burnout. Applied Psychology: An International Review 39: 5-27. - Режим доступа: https://doi.org/10.1111/j.1464-0597.1990.tb01035.x

17. Kafetsios K. (2007) Work-family conflict and its relationship with job satisfaction and psychological distress: The role of affect at work and gender. Hellenic Journal of Psychology 4: 15-35. - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/228645063

18. Kyriacou C. (2001) Teacher stress: directions for future research. Educational Review 53: 27-35. - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/ 248971055_Teacher_Stress_Directions_for_future_researc

19. Maslach С. Professional burnout: Recent developments in the theory and research, Taylor & Francis, Washington DC, 1993, 19-32.

20. Pithers R.T., Soden R. (1998) Scottish and Australian teacher stress and strain: A comparative study. British Journal of Educational Psychology 68: 269-279. -Режим доступа: http://www.biomedsearch.com/nih/ Scottish-Australian-teacher-stress-strain/9661340.html

19.00.07 - Педагогическая психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.