Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА К УСЛОВИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА К УСЛОВИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1294
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / НАЧИНАЮЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ / МЕТОДЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / YOUNG TEACHER / PROFESSIONAL ADAPTATION / NOVICE TEACHER / PSYCHOLOGICAL COMPETENCIES / FACTORS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT / SOCIALIZATION OF A TEACHER'S PERSONALITY / METHODS OF PSYCHO-CORRECTIONAL WORK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овчинникова Людмила Александровна, Декман Илона Евгеньевна

Цель: Изучить сущность и содержание психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации начинающих учителей в условиях современной образовательной организации. Методы: анализ научных источников по изучению проблемы психолого-педагогического сопровождения процессов адаптации молодого педагога. Результаты: в рамках настоящего исследования рассмотрена сущность процесса профессиональной адаптации, проанализированы ее отличительные особенности, выделенные в трудах авторитетных исследователей. Изучена специфика профессиональной адаптации в условиях педагогической деятельности, связанная с успешным овладением педагогическим мастерством на основе постоянного саморазвития, самообразования и эффективного педагогического взаимодействия со всеми субъектами образовательного пространства. Выделены и описаны факторы профессионального становления на этапе адаптации молодых педагогов, обусловленные целенаправленной реализацией психолого-педагогической компетентности. Выявлены трудности профессиональной деятельности, характерные для работника сферы образования и препятствующие своевременному прохождению кризисного этапа вхождения в профессию. Конкретизированы условия, способствующие успешной социализации начинающего учителя, к основным из которых мы отнесли: личностные качества, профессиональные характеристики, а также надличностные ценности профессионала. В статье раскрыты виды профессиональной адаптации, препятствия на на пути и освоения соответствующих типов деятельности. На основе психологической модели профессии выделены и описаны направления и содержание психолого-педагогического сопровождения молодых педагогов, конкретизированы формы психологической помощи в соответствии с решаемыми задачами успешного вхождения в профессию педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Овчинникова Людмила Александровна, Декман Илона Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF ADAPTATION OF A YOUNG TEACHER TO THE CONDITIONS OF PROFESSIONAL ACTIVITY

Purpose: To study the essence and content of psychological and pedagogical support of professional adaptation of novice teachers in a modern educational organization. Methods: analysis of scientific sources to study the problems of psychological and pedagogical support of the adaptation processes of a young teacher. Results: in the framework of this study, the essence of the process of professional adaptation is considered, its distinctive features highlighted in the works of authoritative researchers are analyzed. The specifics of professional adaptation in the conditions of pedagogical activity is studied, associated with the successful mastery of pedagogical skills on the basis of constant self-development, self-education and effective pedagogical interaction with all subjects of the educational space. The factors of professional formation at the stage of adaptation of young teachers are identified and described, due to the targeted implementation of psychological and pedagogical competence. The difficulties of professional activity are revealed that are typical for an employee in the field of education and that hinder the timely passage of the crisis phase of entering the profession. The conditions that contribute to the successful socialization of a novice teacher are specified, the main of which we include: personal qualities, professional characteristics, as well as transpersonal values of a professional. The article reveals the types of professional adaptation, obstacles to the development and development of appropriate types of activities. Based on the psychological model of the profession, the directions and contents of psychological and pedagogical support for young teachers are identified and described, the forms of psychological assistance are specified in accordance with the tasks to be successfully entered into the profession of a teacher.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА К УСЛОВИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Ovchinnikova Lyudmila Aleksandrovna, Dekman Ilona Evgenievna PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS ..

psychological science

УДК 159:371.388.3

DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0086 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА К УСЛОВИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2020

SPIN-код: 2232-0308

AuthorID: 742734

Овчинникова Людмила Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии

SPIN-код: 5884-6659

AuthorID: 1023794

Декман Илона Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в городе Ессентуки (357600, Россия, Ессентуки, улица Долина Роз, 7, e-mail: [email protected])

Аннотация. Цель: Изучить сущность и содержание психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации начинающих учителей в условиях современной образовательной организации. Методы: анализ научных источников по изучению проблемы психолого-педагогического сопровождения процессов адаптации молодого педагога. Результаты: в рамках настоящего исследования рассмотрена сущность процесса профессиональной адаптации, проанализированы ее отличительные особенности, выделенные в трудах авторитетных исследователей. Изучена специфика профессиональной адаптации в условиях педагогической деятельности, связанная с успешным овладением педагогическим мастерством на основе постоянного саморазвития, самообразования и эффективного педагогического взаимодействия со всеми субъектами образовательного пространства. Выделены и описаны факторы профессионального становления на этапе адаптации молодых педагогов, обусловленные целенаправленной реализацией психолого-педагогической компетентности. Выявлены трудности профессиональной деятельности, характерные для работника сферы образования и препятствующие своевременному прохождению кризисного этапа вхождения в профессию. Конкретизированы условия, способствующие успешной социализации начинающего учителя, к основным из которых мы отнесли: личностные качества, профессиональные характеристики, а также надличностные ценности профессионала. В статье раскрыты виды профессиональной адаптации, препятствия на на пути и освоения соответствующих типов деятельности. На основе психологической модели профессии выделены и описаны направления и содержание психолого-педагогического сопровождения молодых педагогов, конкретизированы формы психологической помощи в соответствии с решаемыми задачами успешного вхождения в профессию педагога.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, молодой педагог, профессиональная адаптация, начинающий учитель, психологические компетенции, факторы профессионального становления, социализация личности учителя, методы психокоррекционной работы.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF ADAPTATION OF A YOUNG TEACHER TO THE CONDITIONS OF PROFESSIONAL ACTIVITY

© 2020

Ovchinnikova Lyudmila Aleksandrovna, candidate of psychology, associate professor of the Department «Pedagogy, Psychology» Dekman Ilona Evgenievna, candidate of psychology, associate professor of the Department «Pedagogy, Psychology» Stavropol State Pedagogical Institute, branch in Essentuki (357600, Russia, Essentuki, Rose Valley Street, 7, e-mail: [email protected])

Abstract. Purpose: To study the essence and content of psychological and pedagogical support of professional adaptation of novice teachers in a modern educational organization. Methods: analysis of scientific sources to study the problems of psychological and pedagogical support of the adaptation processes of a young teacher. Results: in the framework of this study, the essence of the process of professional adaptation is considered, its distinctive features highlighted in the works of authoritative researchers are analyzed. The specifics of professional adaptation in the conditions of pedagogical activity is studied, associated with the successful mastery of pedagogical skills on the basis of constant self-development, self-education and effective pedagogical interaction with all subjects of the educational space. The factors of professional formation at the stage of adaptation of young teachers are identified and described, due to the targeted implementation of psychological and pedagogical competence. The difficulties of professional activity are revealed that are typical for an employee in the field of education and that hinder the timely passage of the crisis phase of entering the profession. The conditions that contribute to the successful socialization of a novice teacher are specified, the main of which we include: personal qualities, professional characteristics, as well as transpersonal values of a professional. The article reveals the types of professional adaptation, obstacles to the development and development of appropriate types of activities. Based on the psychological model of the profession, the directions and contents of psychological and pedagogical support for young teachers are identified and described, the forms of psychological assistance are specified in accordance with the tasks to be successfully entered into the profession of a teacher.

Keywords: psychological and pedagogical support, a young teacher, professional adaptation, a novice teacher, psychological competencies, factors of professional development, socialization of a teacher's personality, methods of psycho-correctional work.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью оптимизации процессов адаптации молодых педагогов, от успешности которых зависит эффективность его дальнейшей профессиональной деятельности. В настоящее время «профессионально-педагогическое самосовершенствование педагога становится

важным уже с первого курса обучения в вузе» [1].

В то же время в современном образовательном пространстве профессиональное становление педагога осложняется рядом трудностей объективного и субъективного характера, к основным из которых мы относим:

-недостаточное развитие психологических компетенций, а также профессиональных умений по организации воспитательной работы с разными категориями обуча-

354

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 2(31)

психологические науки

Овчинникова Людмила Александровна, Декман Илона Евгеньевна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ...

ющихся;

- несформированные навыки педагогического и делового общения, связанные с личностными особенностями и недостатком опыта;

- ориентация профессиональной деятельности на внешнюю оценку, недостаточные способности к рефлексии педагогического опыта;

- отсутствие навыков тайм-менеджмента, неумение эффективно распределять рабочее время (с приоритетом на важные и срочные дела) и, как следствие, эмоциональное выгорание.

- негативное воздействие стресса, связанного с неуверенностью и низкой самооценкой.

Данные трудности сопряжены с необходимостью со-отвтетствовать новым требованиям к личности педагога, его должностным обязанностям. На фоне данных социальных ожиданий и осознавания профессиональной ответственности, молодые педагоги на начальной ступени профессионального становления испытывают так называемый «шок от реальности» [2]. В этом состоянии для них свойственны: изменения эмоционального фона, его нестабильность, а также трансформации обычных поведенческих реакций в условиях повышенной ответственности, новых, порой нестандартных ситуаций педагогического взаимодействия.

Несмотря на признание актуальности рассматриваемой проблемы, в настоящее время недостаточно разработано содержание психокоррекционного воздействия, влияющего на эффективность проживания адаптационного периода, с приоритетом на формирование социально востребованных качеств будущего педагога. Поэтому мы считаем важным изучение проблемы адаптации педагогов, решение которой заключается в поиске оптимальных методов психолого-педагогического сопровождения повседневной педагогической деятельности. Помощь должна быть нацелена на освоение ценностных ориентаций профессии, осознание ее мотивов, повышение психологических компонентов педагогической подготовленности.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Значимость исследования проблем психологического сопровождения профессиональной адаптации педагога подтверждается многочисленными трудами авторитетных психологов: от экспертов в психологии труда (Э.Ф. Зеер, Н.С.Пряжников) [3,4], до ряда исследований прикладного характера. Так, адаптация молодых педагогов изучалась в таких научных контекстах, как:

- исследование общих проблем профессиональной подготовки, в том числе и адаптации (Э.Ф. Зеер, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий и другие);

- изучение сущности профессиональной адаптации молодых учителей (А.Г Мороз, Т.С. Полякова, В.А. Сластенин и др.) [5];

- исследование проблем социализации личности учителя (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Ф.В. Батаршев [6]);

- рассмотрение психолого-педагогических условий профессиональной адаптации молодого учителя и сущности наставничества (Е.А. Василенко [9], Е.А. Дудина[7], С.В. Кондратьева [8], А.К. Маркова, Л. М. Митина);

- изучение теоретико- экспериментальных аспектов профессиональной адаптации (В.М. Бызова, Н.М. Голянская, Г.Г. Солодова, В. С. Новаковская [11]).

- выявление закономерностей профессионального становления учителя в процессе адаптации (С.Г. Вериловский, Н.В. Кузьмина, А.Г. Мороз, Т.Ю. Андрющенко [10] и другие)

На наш взгляд наиболее значимыми вопросами, которые необходимо разрешить для организации психологического сопровождения адаптации молодых педаго-

гов являются следующие: какие психологические условия и какой психолого-педагогический инструментарий следует использовать с целью совершенствования процессов приспособления к факторам профессиональной деятельности начинающих учителей.

Формирование целей статьи

Целью исследования является конкретизация психолого-педагогических условий, способствующих успешной и своевременной адаптации молодого учителя, а также разработка комплекса мероприятий в рамках психолого-педагогического сопровождения данного процесса.

Задачи исследования:

- выявить сущность профессиональной адаптации молодых учителей;

- изучить факторы, влияющие на эффективность процесса адаптации в образовательном пространстве школы;

- рассмотреть психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешность начального этапа профессионального становления;

- разработать рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению молодых учителей.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

В рамках основной части исследования нами были изучены сущностные характеристики процесса адаптации к профессиональной деятельности, выявлена специфика адаптации начинающих педагогов. Анализ теоретического конструкта «профессиональная адаптация» представлен в таблице 1.

Таблица 1. Анализ понятия «профессиональная адаптация»

Автор подхода Сущность профессиональной адаптации

Л.Е. Егорова Длительный процесс как «результат целенаправленной деятельности средней школы, вуза и производственных коллективов, в котором работают молодые специалисты по окончании института»[5]

Б.З.Вульфов Достижение «морально-психологической подготовленности к профессиональной деятельности» [5]

Н.А.Ершов «Развитие устойчивого положительного отношения к избранной профессии, в появлении субъективного чувства удовлетворенности данным видом деятельности» [13]

А.Г Мороз «Сложный динамичный процесс полного освоения профессии и овладения педагогическим мастерством на основе совокупности ранее приобретенных и постоянно пополняемых знаний, навыков, в результате чего происходит активное взаимодействие как учителя, так и педагогического коллектива с целью эффективного профессионального функционирования»[12]

А. Щербаков «Процесс вхождения личности в новое социальное окружение с целью совместной деятельности в направлении прогрессивного изменения, как личности, так и среды» [5]

К.К. Платонов Профессиональная адаптация осуществляется путем систематического выполнения усложняющейся деятельности в этих новых условиях

Говоря о специфике профессиональной адаптации молодых учителей следует отметить ряд факторов, влияющих на эффективность данного процесса. Профессиональное становление напрямую зависит от личности педагога, его мотивов, желаний, направленности.

Среди решающих факторов профессионального становления, наиболее важными, на наш взгляд, являются следующие:

- умение преодолевать противоречие между теорией и практикой, посредством накопленного собственного опыта, собственной инициативы, в том числе, используя метод «проб и ошибок»;

- помощь наставников-методистов, раскрывающих «тонкости» педагогического мастерства;

Ovchinnikova Lyudmila Aleksandrovna, Dekman Ilona Evgenievna PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS ..

psychological science

- систематический обмен опытом с коллегами, анализ собственной работы, создание перспектив будущей деятельности;

- ознакомление с педагогическим наследием, например, в трудах К.Д. Ушинского, который дает конкретные рекомендации, касающиеся как методики преподавания, так и развития профессионально важных качеств педагога.

- просмотр кинофильмов и чтение книг, например, «Доживем до понедельника..» и другие.

Важным является и развитие психолого-педагогической компетенции, для чего необходимо изучать специальную литературу и читать книги, не только научного содержания, но и художественные, помогающие более глубоко понять душу ребенка. Все перечисленные факторы помогают осознать свою позицию как педагога и будущую роль в профессиональной деятельности.

Организуя психологическую помощь в освоении профессиональной роли также важно учесть многообразие условий трудовой деятельности, в которых необходимо ориентироваться на основе приспособления, а также формирования автономной смысловой позиции начинающего педагога. На рисунке 1 представлены основные виды адаптации, выделенные в трудах А.Г. Мороз[12].

Рисунок 1 - Виды адаптации молодого педагога

Профессиональная

Организационная II экономическая

Вилы адаптации

молодого педагога

ч

Социально-психологическая 1 кихофизиологичестсая

Исходя из данных схемы, можно сделать вывод, что молодому педагогу необходимо усвоить специфику своей социальной роли в организационной структуре образовательного учреждения, адаптироваться к нормативно-правовым, психологическим и социально-экономическим условиям деятельности, а также приспособиться к физическим и психическим нагрузкам в контексте профессионального труда.

Анализ исследований по изучаемой проблеме позволил нам систематизировать ряд факторов, негативно влияющих на адапатационные процессы, к основным из которых мы относим:

- определенные условия профессиональной деятельности, в частности, материально-техническое обеспечение, несвоевременное информирование,трудности взаимоотношения с родителями обучающихся.

- сложность и многозадачность профессиональной деятельности, высокое эмоциональное напряжение;

- отстутствие веры в возможности своей профессии;

- «субъективные особенности жизненного пути личности, представленные в профессиональном образе «Я» [14];

-Отсутствиеактивной,внутреннедетерминированной, созидательной позиции, а преобладание ориентации ориентации на внешнее оценивание работы.

Среди предпосылок, положительно действующих на социализацию в новых трудовых реалиях, мы относим:

- личностные характеристики начинающего педагога: позитивная самооценка, целостность и психологическая зрелость личности, эмоциональная стабильность, высокий уровень самоприянтия и самоуважения;

- мотивационные аспекты как совокупность ценностей самоактуализирующейся личности, достаточно полно осознающей смысл и внутреннюю мотивацию педагогической деятельности;

- специальные способности учителя, проявляющие себя в характеристиках сформированной профессиональной идентичности.

Изучив влияние разных факторов на успешность профессионального становления на этапе адаптации, нами были разработаны направления психолого-пе-356

дагогического сопровождения и выделены кон-кретные формы и методы психокоррекционной работы с педагогами.

При этом основными задачами психологической помощи должны стать:

- формирование ценностей саморазвития, духовности и мотивации достижения успеха;

- повышение активности при включении в педагогическую деятельность, мобилизация творческих начал освоения профессиональной роли;

- фасилитация процессов принятия и осовения новой социальной роли - работника сферы образования;

- преодоление травмирующих факторов при вхождении в профессию;

- развитие личностных характеристик: коммуникативности, адекватной самооценки и уверенности, эмоционального интеллекта.

При разработке направлений программы психолого-педагогического сопровождения мы руководствовались психологической моделью профессии С.А. Дружилова [15], представленной на рисунке 2.

Рисунок 2- Психологическая модель профессии

Согласно данным рисунка, в ходе психокоррекцион-ной работы следует обращать внимание на такие аспекты профессиональной деятельности, как: профессиональную среду и стратегии оптимизации ее технологий , на совершенствование характеристик самого субъекта педагогической деятельности, а также особенности делового взаимодействия со всеми субъектами образовательной среды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соотвтествии с чем можно выделить четыре основных блока психолого-педагогического сопровождения процессов адаптации начинающего педагога:

1. Организация благоприятного социально-психологического климата в коллективе.

2. Внедрение адекватных форм наставничества.

3. Развитие профессионального самообразования педагогов.

4. Оптимизация психологической помощи, ориентированной на развитие профессионально значимых качеств личности, а также мотивационно-ценностного отношения к профессии.

В таблице 2 представлены основные формы психолого-педагогического сопровождения в рамках выделенных направлений.

Таблица 2- Формы психолого-педагогического сопровождения

Тренинги Мастер-классы от наставников Лектории

Развитие позитивной <<Я- Направленностьв Пр о фессиональная

концепции». педагогической педагогическая суоъектность

деятельности. [17]

Рефлексивный практикум с Секреты Сын ело жизне нны е

применением психотехнических игр педагогического ориентации какусловие

(с отработкой не стандартных педагогических ситуаций). [16] мастерства. профессиональной адаптации.

Мол профессиональная Ведение «школы Стиль педагогической

идентичность. молодого педагога» деятельности.

Моделикоммуникации, факторы Советы по Пр □ фессиональный ро ст а

ее успешности: с детьми, коллегами. оптимизации его слагаемые.

родителями. деятельности в рамках рабочего времени.

Тайм-менеджмент. Мой способ тайм- Советы великих педагогов о

менеджмента сутипедагогического мастерства

Тр енинг р егуляцнн Превратим проблему в Пед агогиче ско е мастер ство

эмоциональных состоянии, цель! — Трудности в начинающего учителя.

формированияэффективных работепедагога.

копинг-реакции.

Следует отметить, что в основу психологического сопровождения легли представления о типичных затруднениях молодых педагогов, об основных «травмирующих факторах» профессиональной адаптации, в Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 2(31)

психологические науки

Овчинникова Людмила Александровна, Декман Илона Евгеньевна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ...

частности:

- недостаточно развитых навыках деловой коммуникации;

- преобладающее чувство неуверенности в своих знаниях и навыках, особенно в нестандартных ситуациях педагогического взаимодействия;

- наличие «смыслового вакуума» на первых стадиях вхождения в профессию.

- отсутствие навыков регуляции эмоциональных состояний.

Использование как теоретических форм психологического просвещения в виде лекториев, так и практически ориентированных методов оптимизации профессиональной адаптации в виде тренингов и мастер-классов от наставников помогут комплексно воздействовать на успешность прохождения одного из кризисных этапов профессионального становления.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Таким образом, в рамках настоящего исследования рассмотрена сущность процесса профессиональной адаптации в рамках педагогической профессии. Выявлено, что для успешного протекания процессов адаптации необходима соответствующая психологическая оснастка, реализуемая с учетом личностных качеств, ценностных ориентаций и мотивов профессиональной деятельности начинающего учителя. Для разработки комплексной психологической поддержки работника сферы образования, необходимо своевременно выделять и учитывать неблагоприятные условия педагогической деятельности, осуществлять интегрированное воздействие на процессы профессионального становления учителя, с привлечением административных ресурсов и института наставничества.

На наш взгляд, осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов адаптации молодого педагога будет способствовать развитию педагогической компетентности, творческого потенциала и формированию качеств психологически зрелой личности, способной на основе сформированного ценностного отношения выстраивать свою жизнедеятельность и добиваться высоких результатов в карьере учителя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Головнева Н.А. Становление творческой активности как компонента профессиональной зрелости педагога в процессе профессиональной подготовки //Фундаментальные исследования. 2014. № 11-8. С. 1790-1794.

2. Кандаш А.С., Волкодав Т.В. Проблема адаптации молодых педагогов к профессиональной деятельности// В сборнике: Инновационные технологии в науке и образовании сборник статей VI Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 171-173.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд. стер. М.:Академия, 2009. 240 с.

4. Пряжников Н.С. Психология труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 480 с.

5. Анисенков Д. А. Современные теории адаптации к профессиональной деятельности //Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова 2012 №1, с.205.

6. Батаршев Ф.В., Макарьев И.С. Концепция: психолого-педагогические, аксиологические и акмеологические основания профессионально-личностного становления и развития педагога профессиональной школы //Перспективы науки и образования. 2015. № 3 (15). С. 56-64.

7. Дудина Е. А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура //Вестник НГПУ. 2017. № 5. С. 25-36.

8. Кондратьева С. В. Социально-перцептивная регуляция педагогической деятельности и общения // Мир психологии.1996. № 3. С. 46-51.

9. Василенко Е.А., Толстова М.С. Проблемы социально-психологической адаптации молодых педагогов в образовательных организациях// Образование и наука в современных условиях. 2015. № 4 (5). С. 146-149.

10. Андрущенко Т.Ю., Аржаных Е.В., Виноградов В.Л., Минюрова С.А., Федекин И.Н., Федоров А.А. Проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов// Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 2. С. 1-16.

11. Новаковская В.С. Становление профессиональной культуры

педагога-психолога посредством развития психологической компетентности Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2011. № 6-1. С. 124-125.

12. Мороз А.Г. Профессиональная адаптация выпускника педагогического вуза: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - Киев: ЮГУ, 1983. - 50 с.

13. Белова Т.В. Некоторые аспекты проблемы адаптации молодых педагогов в истории отечественной педагогики// В сборнике: Современные подходы к повышению качества образования сборник методических статей. отв. ред. Л.В. Ведерникова, ред.-сост. Л.А. Павлова. Ишим, 2014. С. 5-10.

14. Егорова Н.Н. Жизненная перспектива как фактор профессиональной адаптации педагогов в процессе профессионального становления //В сборнике: Категория «социального» в современной педагогике и психологии материалы Научно-практической конференции (заочной) с международным участием. редколлегия сборника: А.Н. Ярыгин, А.А. Коростелев, О.И. Донина и др.. 2013. С. 315-321.

15. Балакирева Э.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления педагога// Человек и образование. 2005. № 3. С. 12-16.

16. Тажудинова Г.Ш. Психологическое сопровождение становления профессионального самосознания молодых педагогов// Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2008. № 1 (2). С. 44-47.

17. Будникова С.П.Развитие профессионально ценных личных качеств у студентов - будущих педагогов как условие становления профессиональной педагогической субъектности //Психология образования в поликультурном пространстве. 2018. № 44 (4). С. 6-15.

Статья поступила в редакцию 22.01.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.