Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
541
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ВУЗА / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА / НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РИСКИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ / ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / EDUCATIONAL PROCESS / PSYCHOLOGICAL SERVICE OF THE UNIVERSITY / THE METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE PSYCHOLOGIST / AREAS OF WORK / SUBSTANTIVE AND ORGANIZATIONAL RISKS IN THE WORK OF THE PSYCHOLOGICAL SERVICE / STAGES OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT / PROGRAM OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT / CRITERIA AND INDICATORS OF THE EFFECTIVENESS OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Декман Илона Евгеньевна, Овчинникова Людмила Александровна

Цель: изучить сущность и содержание психологического сопровождения образовательного процесса в вузе. Методы: анализ научных источников по изучению проблемы психологического сопровождения образовательного процесса в вузе. Результаты: в рамках настоящего исследования рассмотрена сущность, содержание, а также цель и задачи психологического сопровождения образовательного процесса в вузе, проанализированы этапы (направления) психологического сопровождения студентов, выделены психологические детерминанты психологического сопровождения образовательного процесса в вузе. Кроме того, разработаны критерии и показатели эффективности психологического сопровождения образовательного процесса в вузе (педагогическая эффективность, психологическая эффективность, медицинская эффективность). В статье проанализированы организационные модели психологических служб в вузах: а) психолог, работающий в структуре подразделения, основными функциями которого является социальная, воспитательная и/или организация внеучебной деятельности студентов; б) психологический центр как самостоятельная структура вуза, обладающая некоторой автономией и независимостью, имеющая возможность сосредоточиться на решении психологических задач; в) функции психологической службы возложены на преподавателей психологии (психологические факультеты, кафедры психологии); г) студенческие психологические объединения; д) аутсорсинговая система организации психологической помощи), а также структура и особенности организации психологических служб вузов. Практическая значимость: результаты настоящего исследования могут быть использованы в работе психологических служб высших учебных заведений, а также для корректировки программ психологического сопровождения образовательного процесса в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Декман Илона Евгеньевна, Овчинникова Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE UNIVERSITY

Objective: to study the essence and content of the psychological support of the educational process at the university. Methods: analysis of scientific sources on the study of the problems of psychological support of the educational process in a university. Results: in the framework of this study, the essence, content, and also the purpose and tasks of psychological support of the educational process at the university are examined, the stages of psychological support of students are analyzed, the psychological determinants of the psychological support of the educational process at the university are highlighted. In addition, criteria and indicators of the effectiveness of psychological support of the educational process at the university have been developed: pedagogical effectiveness, psychological effectiveness, medical effectiveness, and organizational models of psychological services in universities have been analyzed: a) a psychologist working in the unit structure, whose main functions are social, educational and / or organization of extracurricular activities of students; b) the psychological center as an independent structure of the university, with some autonomy and independence, with the ability to focus on solving psychological problems; c) the functions of the psychological service are assigned to teachers of psychology (psychological departments, departments of psychology); d) student psychological associations; e) the outsourcing system of organization of psychological assistance), as well as the structure and features of the organization of psychological services of universities. Practical significance: the results of this study can be used in the work of psychological services of higher educational institutions, as well as for adjusting the programs of psychological support of the educational process in universities.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ»

психологические науки

Декман Илона Евгеньевна, Овчинникова Людмила Александровна ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ...

УДК 159.9

DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0076

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

© 2020

SPIN-код: 5884-6659

AuthorlD: 1023794

Декман Илона Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии

SPIN-код: 2232-0308

AuthorlD: 742734

Овчинникова Людмила Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в городе Ессентуки) (357600, Россия, Ессентуки, улица Долина Роз, 7, e-mail: maksa2004@yandex.ru)

Аннотация. Цель: изучить сущность и содержание психологического сопровождения образовательного процесса в вузе. Методы: анализ научных источников по изучению проблемы психологического сопровождения образовательного процесса в вузе. Результаты: в рамках настоящего исследования рассмотрена сущность, содержание, а также цель и задачи психологического сопровождения образовательного процесса в вузе, проанализированы этапы (направления) психологического сопровождения студентов, выделены психологические детерминанты психологического сопровождения образовательного процесса в вузе. Кроме того, разработаны критерии и показатели эффективности психологического сопровождения образовательного процесса в вузе (педагогическая эффективность, психологическая эффективность, медицинская эффективность). В статье проанализированы организационные модели психологических служб в вузах: а) психолог, работающий в структуре подразделения, основными функциями которого является социальная, воспитательная и/или организация внеучебной деятельности студентов; б) психологический центр как самостоятельная структура вуза, обладающая некоторой автономией и независимостью, имеющая возможность сосредоточиться на решении психологических задач; в) функции психологической службы возложены на преподавателей психологии (психологические факультеты, кафедры психологии); г) студенческие психологические объединения; д) аутсорсинговая система организации психологической помощи), а также структура и особенности организации психологических служб вузов. Практическая значимость: результаты настоящего исследования могут быть использованы в работе психологических служб высших учебных заведений, а также для корректировки программ психологического сопровождения образовательного процесса в вузах.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, образовательный процесс, психологическая служба вуза, методологические основы деятельности психолога, направления работы, содержательные и организационные риски в работе психологической службы, этапы психологического сопровождения, программа психологического сопровождения, критерии и показатели эффективности психологического сопровождения.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE UNIVERSITY

© 2020

Dekman Ilona Evgenievna, candidate of psychological sciences, associate professor Department of Pedagogy, Psychology Ovchinnikova Lyudmila Aleksandrovna, candidate of psychology, associate professor of the Department «Pedagogy, Psychology» Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Essentuki) (357600, Russia, Essentuki, Rose Valley Street, 7, e-mail: maksa2004@yandex.ru)

Abstract. Objective: to study the essence and content of the psychological support of the educational process at the university. Methods: analysis of scientific sources on the study of the problems of psychological support of the educational process in a university. Results: in the framework of this study, the essence, content, and also the purpose and tasks of psychological support of the educational process at the university are examined, the stages of psychological support of students are analyzed, the psychological determinants of the psychological support of the educational process at the university are highlighted. In addition, criteria and indicators of the effectiveness of psychological support of the educational process at the university have been developed: pedagogical effectiveness, psychological effectiveness, medical effectiveness, and organizational models of psychological services in universities have been analyzed: a) a psychologist working in the unit structure, whose main functions are social, educational and / or organization of extracurricular activities of students; b) the psychological center as an independent structure of the university, with some autonomy and independence, with the ability to focus on solving psychological problems; c) the functions of the psychological service are assigned to teachers of psychology (psychological departments, departments of psychology); d) student psychological associations; e) the outsourcing system of organization of psychological assistance), as well as the structure and features of the organization of psychological services of universities. Practical significance: the results of this study can be used in the work of psychological services of higher educational institutions, as well as for adjusting the programs of psychological support of the educational process in universities.

Keywords: psychological support, the educational process, the psychological service of the university, the methodological foundations of the psychologist, areas of work, substantive and organizational risks in the work of the psychological service, the stages of psychological support, the program of psychological support, criteria and indicators of the effectiveness of psychological support.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Современная система образования ставит перед участниками образовательного процесса требования к умению анализировать ситуацию, самостоятельно принимать решения, а также, что не менее важно, уметь

прогнозировать развитие ситуации в дальнейшем, видеть так называемые возможные последствия своих действий.

Поступая в высшие учебные заведения, молодые люди сталкиваются с проблемными ситуациями, которые напрямую связаны с их личностными качества-

Dekman Ilona Evgenievna, Ovchinnikova Lyudmila Aleksandrovna PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE EDUCATIONAL ...

psychological science

ми, мотивациеи, а также с качеством преподавания и возможностью в дальнейшем наИти себя в выбранной ими профессии. В этой ситуации, для оказания помощи студентам в решении вышеназванных проблем большую роль, значимость приобретает психологическое сопровождение образовательного процесса вуза. Необходимость введения в вузы педагогов-психологов в настоящее время широко обсуждается родителями студентов, руководителями вузов, педагогами. Работая над этим вопросом, ученые-практики склоняются к следующим выводам:

- образовательный процесс в вузах должен быть сопряжен с глубокой работой студентов над собой в личностном и профессиональном плане;

- задачи, стоящие перед вузами и общей системой высшего профессионального образования могут быть решены только с участием высококвалифицированной психологической поддержки как студентов, так и преподавателей вузов.

Актуальность развития системы психологического сопровождения в рамках деятельности психологической службы вуза подтверждается и современной практикой российского образования, общей гуманизацией общества.

В настоящее время мы наблюдаем ситуацию, в которой современное высшее образование противостоит тем вызовам, которые на него обрушились. Это экономические, демографические, а также и социальные вызовы.

Во-первых, хочется отметить, что для современной молодежи (студенчества) характерно снижение показателей соматического здоровья, что приводит к снижению общих ресурсов адаптации студентов к обучению в вузе, плохому усвоению большого количества материала, неспособности (нежелании) участвовать в общественной, культурной жизни вуза.

Следующей проблемой, которая является определяющей для дальнейшей профессиональной жизни молодежи, является проблема (или ошибка) в профессиональном самоопределении еще на этапе обучения в школе (довузовский этап обучения). Это ведет к отсутствию мотивации к учебе, общему отрицательному отношению к выбранному делу (профессии), дезадаптации к среде вуза, и, как следствие, мы имеем кризис профессиональной идентичности.

Третье, на что необходимо обратить внимание, так это рост количества иностранных студентов, которые наряду с трудностями, характерными для общей части студенчества в целом, сталкиваются с трудностями в общении (языковая дистанция). Кроме того, иностранным студентам помимо всего прочего необходимо адаптироваться к новой культурной среде, в которую они попали, изменить привычки питания, ведения хозяйства, привыкнуть быть вдали от родных.

В-четвертых, необходимо учесть индивидуальные психологические характеристики студенческой молодежи, тогда как одни их которых могут снижать процессы адаптации студентов, а другие могут быть причинами дезадаптации.

Главной целью психологического сопровождения образовательного процесса в вузе выступает активизация компонентов адаптационного потенциала личности студентов, а именно, их нервно-психическая устойчивость, самооценка и конфликтоустойчивость личности [1].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Значимость исследования проблем психологического сопровождения образовательного процесса в вузе подтверждается многочисленными научными изысканиями таких ученых как Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия,

В.Н. Мясищев.

Так, психологическое сопровождение образовательного процесса в вузе изучалась в таких научных контекстах как:

- изучение различных аспектов деятельности психологической службы вуза (В.С. Кислова [2,14]);

- выявление проблем организации психологического сопровождения образовательного процесса в вузе (Е.Л. Солдатова [3]);

- выявление личностно-психологического потенциала субъекта деятельности (Е.И. Пилюгина [4]).

- долговременный процесс, который осуществляется на всех этапах личностного развития человека (А.В. Брушлинский [5,18]).

В рамках изучения данной темы, необходимо остановиться на следующих принципах, которые должны соблюдаться в процессе психологического сопровождения образовательного процесса в вузе. Среди основных, выделим следующие:

- принцип гуманизации образования (И.В. Дубровина, А.К. Маркова, И.В. Кузьмина, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов) [6,20];

- принцип системности (Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев, В.К. Пла-тонов);

- принцип активности субъекта (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейна);

- концепцию отношений личности (В.Н. Мясищев).

Для того, чтобы проанализировать содержание психологического сопровождения образовательного процесса в вузе, необходимо остановиться на самом определении этого понятия. Психологами по-разному трактуется понятие «психологическое сопровождение». М. Р. Битянова, рассматривая психологическое сопровождение, говорит о некоей системе профдеятельности психологов, направленной на создание таких условий, которые бы способствовали эффективному обучению и внутреннему развитию молодежи в рамках учебного взаимодействия педагог-студент [7].

В своих исследованиях Э.Ф. Зеер раскрывает психологическое сопровождение как развитие педагога вместе с изменяющейся личностью студента и при необходимости своевременное оказание помощи и поддержки молодежи и указание определенных путей выхода из трудной жизненной ситуации [8].

С.П. Жданова представляет психологическое сопровождение как системную организованную работу психологической службы вуза, направленную на профессиональное развитие будущего специалиста в период его обучения, раскрытие потенциала студенческой молодежи, их индивидуальности, а также, при необходимости, проведение коррекционной работы, направленной на решение возможных затруднений в личностном развитии и саморазвитии [9].

Проанализировав определение понятий вышеуказанных ученых, в рамках настоящего исследования мы будем придерживаться понятия «психологическое сопровождение образовательного процесса в вузе» как непрестанная деятельность психологической службы вуза, которая направленна на:

- развитие личности и профессионально самоопределение студентов;

- решение возможных проблемных ситуаций в процессе обучения в вузе;

- коррекцию в эмоционально-личностной сфере студентов;

- создание условий для успешного обучения в вузе.

Формирование целей статьи (постановка задания).

Цель данного исследования - изучение сущности и

содержания психологического сопровождения образовательного процесса в вузе.

Исходя из цели настоящего исследования, нами сформулированы следующие задачи:

- раскрыть цели и задачи психологического сопровождения образовательного процесса в вузе;

психологические науки

Декман Илона Евгеньевна, Овчинникова Людмила Александровна ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ...

- проанализировать этапы (направления) психологического сопровождения студентов;

- выделить психологические детерминанты психологического сопровождения образовательного процесса в

вузе;

- проанализировать особенности организации, структуру и организационные модели психологических служб в вузах;

- разработать критерии и показатели эффективности психологического сопровождения в вузе.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Теоретический анализ и исследования ученых-практиков позволяют сделать вывод о том, что возраст студенческой молодежи (17-23 года) это такой возрастной период, ставящий пред молодыми людьми определенные задачи,лежащие отнюдь не только всфере их профессионального самоопределения. Выбранная профессия обретается студентами для реализации себя как личности, для обеспечения достойных условий жизни, определения жизненных перспектив [10,11]. Однако, встает вопрос о том,что именно в этот возрастной период вышеназванные задачи являются не ближайшим будущим, а они представляют собой так называемую «зону актуального развития», а рассматриваемый нами возрастной период является сензитивным для их решения.

Для молодежи, обучающейся в вузе,самыми значимыми являются потребности в подборе спутника жизни, расширении коммуникативных связей,самоутверждении, а также самореализации.

Самосознание студентов и социальная ситуация развития выдвигают на первый план решение насущных жизненных вопросов. В этом возрасте завершается фаза решения психологических проблем юношества и осознаются новые задачи взрослости, которые напрямую связаны с независимостью от родителей, автономностью проживания и устройством личной жизни.

Однако, в настоящее время мы наблюдаем ситуацию, в которой с одной стороны, современное общество дает право молодежи на выбор своего жизненного пути, поиск себя, самоопределение, а с другой стороны, не предоставляет молодежи определенного конкретного образа будущего, смысла жизни [12]. Эта ситуация чрезвычайно отрицательно сказывается на определении направлений личностного развития студентов. Образ будущего в идеале предстает перед студенческой молодежи в их представлениях о эффективной профессиональной (карьерной) лестнице, благополучии семейных отношений и возможностью самореализации и саморазвития. Однако, это вовсе не исчерпывающий перечень задач, стоящих перед студенческой молодежью на ближайшие пять лет обучения в вузе. Педагоги вузов должны отчетливо пониматьвсе личностные особенности молодежи и учитывать их, а также потребности студентов впроцессе организации обучения. Кроме того,нужно четко понимать, что учебные, познавательные потребности студентов могут минимизировать мотивацию доминирующих задач возраста. Непонимание этого может обострить противоречия между мотивационным настроем молодежи и требованиями преподавателей [13,16].

В этой связи встает вопрос о крайней необходимости психологического сопровождения студентов в вузе.

Нам представляется, что работа психолога в вузе должна быть направлена на создание благоприятного психологического климата, определенных условий, которые бы стимулировали внутриличностный и профессиональный рост студентов, обеспечивали бы психологическую защищённость студентов и преподавателей, а также поддерживали и укрепляли их психическое здоровье.

Основополагающие компоненты, которые составляют цель психологического сопровождения в вузе, можно представить на рисунке 1.

Исходя из сформулированной нами цели психоло-

гического сопровождения студентов в вузе, вытекают и задачи психологического сопровождения. Среди них следующие:

1. Повысить психологическую культуру студентов и преподавателей вуза.

2. Содействовать личностному и профессиональному становлению студентов в процессе обучения.

3. Оказывать психологическую помощь в экстремальных и трудных жизненных ситуациях.

4. Способствовать творческому развитию личности студенческой молодежи как основы формирования способностей к саморазвитию и самореализации.

5. Обеспечивать деятельность профессорско-преподавательского состава вуза необходимой психологической литературой.

6. Вскрывать и решать важнейшие (наболевшие) вопросы студентов и преподавателей.

7. Создавать благоприятный психологический климат в вузе (как в среде студентов, так и в среде преподавателей).

Рисунок 1 - Компоненты психологического сопровождения в вузе

Среди основных направлений работы психологической службы вуза можно выделить следующие: психологическая профилактика; психологическое просвещение; психологическая диагностика; психологическое консультирование; психологическая коррекция. Содержание направлений психологической службы вуза представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Содержание направлений работы психологической службы вуза

Направление работы Содержание работы

Психологическая профилактика В этом направлении деятельности осуществляется профилактика сквернословия, употребления алкогольных, табачных и наркотических веществ в студенческой среде, своевременное предупреждение об опасностях; которые могут разрушить жизнь (пристрастие к азартным и компьютерным шрам, зависимость от интернета, беспорядочные половые связи н т. д.). Психологическая профилактика должна проводиться в форме тренингов, бесед, индивидуальных консультаций, круглых

Психологическое просвещение культуры преподавательского состава, студентов н сотрудников (освоение культуры коммуникаций, обучение умению конструктивного разрешения конфликтных ситуаций и т. д.). Данное направление может принимать форму лекций, семинаров, бесед, конференций.

Психологическое консультирование Эта работа заключается в оказании конкретной помощи студентам, в осознании ими природы затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными психологическими особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в вузе, помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.

Психологическая диагностика Работа по данному направлению заключается в определении индивидуальных особенностей студентов. В результате психологической диагностики происходит удовлетворение потребностей студентов в самопознании, стимулирование развития личности студентов, определение необходимости коррекции процесса формирования н развития личности студентов.

Психологическая коррекция В данном направлении применяется системамероприятии, направленных на исправление недостатков психологии или поведения студентов (недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано н в дальнейшем практически не изменяются) с помощью специальных средств психологического воздействия.

Однако, важным является вопрос об эффективности психологического сопровождения образовательного процесса в вузе. В рамках решения данного вопроса, нами были разработаны критерии и показатели эффективности психологического сопровождения (деятельности психологических служб различных организационных моделей), которые представлены на рисунке 2.

Исходя из анализа работы психологических служб вузов, нами выделены следующие организационные модели психологических служб в вузах:

а) психолог, работающий в вузе, в основные функциональные обязанности которого входит проведение социальной, воспитательной работы со студентами, а также их объединение свободное от учебы время;

б) самостоятельная структура вуза - центр психологической помощи студенчеству и преподавателям, дея-

Dekman Ilona Evgenievna, Ovchinnikova Lyudmila Aleksandrovna PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE EDUCATIONAL ...

psychological science

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тельность которого сосредоточена на решении конкретных психологических задач;

в) обязанностями педагога-психолога наделяются преподаватели психологии на соответствующих факультетах;

г) студенческие психологические объединения;

д) аутсорсинговая система организации психологической помощи [15,17,19].

Рисунок 2 - Критерии и показатели эффективности психологического сопровождения в вузе

Все вышеперечисленные организационные модели психологических служб в вузах имеют место быть. Выбор той или иной организационной модели психологического сопровождения образовательного процесса зависит от установок руководителей вуза, их направленности в разрешении проблем молодежи. Однако, каждый руководитель вуза должен понимать, что профессиональная подготовка молодежи в вузе не должна ограничиваться лишь профессиографическими компонентами. Особую важность приобретает реализация разнонаправленного компетентностного подхода, суть которого заключается в создании условий для всестороннего развития личности будущих специалистов-профессионалов.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Таким образом, в рамках настоящего исследования рассмотрена сущность, содержание, а также цель и задачи психологического сопровождения образовательного процесса в вузе, проанализированы этапы (направления) психологического сопровождения студентов, выделены психологические детерминанты психологического сопровождения образовательного процесса в вузе. В ходе исследования, проанализированы организационные модели психологических служб в вузах, разработаны критерии и показатели эффективности психологического сопровождения образовательного процесса в вузе.

Результаты настоящего исследования могут быть использованы в работе психологических служб высших учебных заведений, а также для корректировки программ психологического сопровождения образовательного процесса в вузах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Леонова Е.В. Психологическое обеспечение непрерывного образования: монография / Е. В. Леонова. — 2-е изд. — Москва: ИздательствоЮрайт, 2019. — 275 с.

2. КисловаВ.С. Система психологического сопровождения в вузе — М, 2006. — 245 с.

3. Солдатова Е.Л. Организация системы психологического сопровождения в вузе — М., 2014. — 350 с.

4. Пилюгина Е.И., Бережнова О.В. Психологическое сопровождение личностно-профессионального развития студена вуза //Молодой ученый. — 2012. - № 10. — С. 289-291._

5. Брушлинский А.В., Воловикова М.И., Дружинин В.Н. Проблема субъекта в психологической науке - М., 2015. - 110 с.

6. Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя - Ставрополь, 2012. - 220 с.

7. Битянова М.Р. Анализ концепции психологического сопровождения в образовательных учреждениях - Москва: Совершенство, 2000. -155 с.

8. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для академического бакалавриата - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 395 с.

9. Жданова С.П. Психологическое сопровождение профессионального развития студентов-психологов - Москва: Академия, 2018.

- 205 с.

10. Чиркова Т.И. Методические и организационные проблемы психологической службы в системе высшего образования - М.: Светоч, 2006 -140 с.

11. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития - 2010. - 148 с.

12. Богуславский М.В. Проблемы реформирования российского образования - 2010 - 320 с.

13. Королева О.Л. Психологические условия преодоления отчуждения студентов от обучения на начальных этапах вузовской подготовки: Дисс... канд. психол. наук. — Н. Новгород, 2009.-217с.

14. Чеботарева С.В. Психологические условия развития профессиональной компетентности студентов специальности «психология»: Дисс... канд. психол. наук. — Н. Новгород, 2009.-196с.

15. Батаршев Ф.В., Макарьев И.С. Концепция: психолого-педагогические, аксиологические и акмеологические основания профессионально-личностного становления и развития педагога профессиональной школы //Перспективы науки и образования. 2015. № 3 (15). С. 56-64.

16. Шматова Е. П. Психологическое сопровождение студентов педагогического вуза в процессе обучения // Молодой ученый. — 2014.

— №1. — С. 639-641.

17. Рубцов В.В., Метелькова Е.И., Арсеньева Т.Н. Проблемы создания организационных моделей психологической службы в российской высшей школе // Психология образования: региональный опыт. Материалы второй национальной научно-практической конференции. М, 2005. С.148-149.

18. Капцов А.В. Перспективы развития психологической службы вуза // Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты. Материалы третьей национальной научно-практической конференции. Т.2. М., 2006. С. 65- 67.

19. Кайгородов Б.В., Варфоломеева Е.А. Психологическая служба как центр психологической помощи субъектам образовательного процесса университета // Психология образования: региональный опыт. Материалы второй национальной научно-практической конференции. М, 2005. С.143-144.

20. Битянова М. Р. Модели деятельности психолога в образовательном; учреждении - 2010. - 220 с.

21. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. — М.: УРАО, 2002. -160 с.

Статья поступила в редакцию 14.03.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.