Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ: ФАКТОРЫ, УРОВНИ, ПОКАЗАТЕЛИ, ЭТАПЫ'

АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ: ФАКТОРЫ, УРОВНИ, ПОКАЗАТЕЛИ, ЭТАПЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3632
552
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / АДАПТАЦИЯ / ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ / PRIMARY SCHOOL AGE / ADAPTATION / READINESS FOR SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красникова Татьяна Викторовна

В статье рассматриваются уровни, показатели, этапы, а также факторы, влияющие на прохождение адаптации первоклассников к школе, так как от успешности ее прохождения зависит благополучие последующего развития личности, ее взаимодействия с социумом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN TO SCHOOL: FACTORS, LEVELS, INDICATORS, STAGES

The article discusses the features of adaptation of first-graders to school, since the success of its passage depends on the well-being of the subsequent development of the individual.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ: ФАКТОРЫ, УРОВНИ, ПОКАЗАТЕЛИ, ЭТАПЫ»

3. Профессиональная, учебная мотивация и ценностные ориентации у студентов вуза взаимосвязаны. Многочисленные и более высокие показатели взаимосвязи имеются между терминальными ценностями и профессиональной и учебной мотивацией у студентов первого курса.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные эмпирические результаты могут быть использованы в психолого-профессиональном консультировании в системе высшего образования по вопросам совершенствования процесса профессионального обучения будущих специалистов в вузе, самосовершенствования специалистов различного уровня.

Литература:

1. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. - М.: Академия, 2009. 409 с.

2. Ансимова Н.П., Мишучкова Е.Ю. Ценностные ориентации и мотивация достижения студентов педагогического вуза // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - №1. - С. 4-12.

3. Маркова М.Ю. Динамика ценности и мотивации будущей профессиональной деятельности студентов в процессе осознания и структуризации жизненных целей // Теория и практика общественного развития: Издательский дом "ХОРС" (Краснодар). - 2011. - №7. - С. 133-135

4. Семёнова Е.А., Вотякова М.А. Психолого-акмеологические особенности мотивации студентов // Известия Саратовского университета, новая серия, серия: Акмеология образования. Психология развития. -2013. - Т. 2. - №4. - С. 381-387

Психология

УДК 37.064.2:159.9.316

старший преподаватель Красникова Татьяна Викторовна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального

государственного автономного образовательного учреждения высшего

образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)

АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ: ФАКТОРЫ, УРОВНИ, ПОКАЗАТЕЛИ,

ЭТАПЫ

Аннотация. В статье рассматриваются уровни, показатели, этапы, а также факторы, влияющие на прохождение адаптации первоклассников к школе, так как от успешности ее прохождения зависит благополучие последующего развития личности, ее взаимодействия с социумом.

Ключевые слова: младший школьный возраст, адаптация, готовность к школе.

Annotation. The article discusses the features of adaptation of first-graders to school, since the success of its passage depends on the well-being of the subsequent development of the individual.

Keywords: primary school age, adaptation, readiness for school.

Введение. Начало школьного обучения является логичным этапом завершения дошкольного периода и смены социальной ситуации развития ребенка. Результативность начала школьного обучения во многом предопределяется готовностью младшего школьника к новым формам взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Сформированность познавательного интереса обучающегося напрямую зависит от успешности учебной деятельности. Одним из важнейших условий формирования познавательного мотива является правильно организованные первые недели ребенка в школе. В адаптационный период необходимо уделять особое внимание психологической составляющей всех структурных компонентов урока т.к. это способствует успешной адаптации первоклассника. Именно создание специальных педагогических условий по организации адаптационного процесса первоклассников является первоочередной задачей педагогов и родителей.

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день первоклассники зачастую сталкиваются со сложностями, связанными в первую очередь с тем, что с поступлением в школу социальная ситуация развития выдвигает новые усложненные требования, связанные с овладением еще малознакомой школьной деятельностью, что в свою очередь вступает в диссонанс с еще не утратившей актуальность игровой деятельностью. В этом случае, как внешняя начинает формироваться по отношению к внутренней мотивации и личностным характеристикам жизнедеятельности ребенка учебная деятельность. Возникает привыкание младшего школьника к новым условиям, успешность в обучении могут быть пролонгированы во времени, затрудняя переход к новой личностной позиции [4]. Педагогический опыт наблюдений за адаптационным периодом первоклассников позволяет утверждать, что на протяжении первого полугодия обучения у младших школьников становятся выраженными определенные нарушения в области нервно-психического состояния.

Важно учитывать, что кроме интеллектуальной нагрузки, которая резко возрастает с поступлением в школу, сильно возрастает в сравнении с прошлым периодом жизни и физическая нагрузка, связанная с продолжительной вынужденной неподвижностью. В связи, с чем у детей могут возникать проявления повышенной возбудимости, раздражительность, вялость, апатия. Описанные внешние признаки дезадаптивного поведения зачастую связаны с некоторыми нарушениями функционального состояния центральной нервной системы и нуждаются в целенаправленной коррекционной работе. Фиксируемые дезадаптивные поведенческие признаки отображают индивидуальные особенности психологической адаптации младшего школьника к новым условиям окружающей среды. Школьная жизнь может восприниматься некоторыми детьми, прежде всего с формальной, а не с содержательной стороны, что существенно усложняет процесс адаптации. Именно поэтому проблема адаптации ребенка к обучению в школе не теряет своей актуальности и является ведущей в начальной школе.

В целом, понятие «адаптация» является одним из ключевых в психологии. Приспособление (адаптация) первоклассников к школе является не сложным процессом, который может быть пролонгирован во времени. Адаптация к школе представляет собой длительный процесс, который связан со значительным напряжением всех систем организма. Несмотря на то, что адаптация имеет беспрерывный характер, исследователи обычно связывают ее с периодами кардинальных изменений деятельности ребенка и его социального окружения.

Процесс школьной адаптации играет основополагающую роль в вопросе перспективы дальнейшей успешности обучения. В связи с этим данный процесс нуждается в пристальном внимании и учете специфических особенностей данного периода, что может выражаться в грамотной организации учебно-воспитательного процесса, создании условий для успешной адаптации [7].

Адаптация к школе - «перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению» [13, с. 34].

Анализ научных исследований И.В. Дубровиной, Я.Л. Коломинского, В.С. Мухиной, Е.А. Панько позволяет утверждать, что адаптация представляет собой «привыкание к условиям окружающей среды, связанное со сменой ведущей деятельности и социального окружения» [8].

М.Р. Битянова считает, что «...Адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Следовательно, адаптированный ребенок - это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде.» [3, с. 3].

Учитывая, что на адаптацию первоклассников к школе оказывает влияние и социальное окружение, будем основываться на теории социально-психологической адаптации (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Ф. Лазурский, В.И. Лебедев, А.А. Налчаржян, А.В. Петровский, Л.А. Петровская).

Специфические особенности теории социально-психологической адаптации можно обобщить в следующих тезисах, отражающих суть адаптации:

1) адаптация рассматривается как процесс и результат активного приспособления к видоизмененной среде с помощью разнообразных социальных способов;

2) адаптация понимается как компонент действенного отношения к миру, ведущая функция которого лежит в овладении условиями и обстоятельствами своего бытия;

3) адаптация является неотъемлемой составляющей осмысления и решения типовых, в основном репродуктивных задач, условий.

Соотношение компонентов теории социально-психологической адаптации определяет характер поведения и ценностных ориентаций индивида, его возможности и достижения в социальном окружении.

Также важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом своей роли и ее исполнение. Реализацию этой роли можно отследить по показателям адаптационных процессов.

В.А. Петровский в научных исследованиях выделяет три вида показателей адаптационных процессов:

1) адаптивность рассматривается как гармоничность между субъективными целями и конечным результатами, сопровождающаяся положительным самоотношением и отношением личности к социуму;

2) неадаптивность как несоответствие в той или иной мере между целями и результатами деятельности, порождающая амбивалентные чувства и оценки, но при этом не оказывающая психотравмирующее влияние на личность;

3) дезадаптивность как определенная дисгармония между целями и результатами, выступающая причиной внутреннего дискомфорта и неустойчивости протекания психических процессов, что может выражаться в страхе, фрустрации и депрессии [12].

Относительно показателей адаптационных процессов интересным в контексте исследования представляется точка зрения Г.М. Чуткиной, которая выделила следующие уровни адаптации:

1) высокий уровень - проявляется в положительном отношении ребенка к школе, требованиям педагогов, легком усвоении учебного материала, глубоком, полном и мотивационном понимании программного материала. Младший школьник с высоким уровнем адаптации способен к решению усложненных задач, проявляет старательность, внимательность, следует указаниям педагога, выполняет учебные действия без внешнего контроля со стороны учителя, мотивирован на выполнение учебных поручений и к самостоятельной работе. Для таких обучающихся характерен высокий социальный статус в классном коллективе;

2) средний уровень - выражается в положительном отношении к школе, посещению занятий, отсутствии отрицательных эмоций, связанных с учебным процессом. Обучающийся со средним уровнем адаптации усваивает учебный материал при наглядной демонстрации со стороны педагога, способен к самостоятельному решению типовых заданий. Младший школьник со средним уровнем проявляет такие качества как сосредоточенность и внимательность в отношении всех учебных заданий и поручений, однако нуждается в контроле со стороны учителя. Сосредоточенность и мотитивированность чаще всего выражается только в тех видах деятельности, которые вызывают у ребенка личный познавательный интерес. При среднем уровне адаптации младший школьник не испытывает затруднений в социальной коммуникации со сверстниками;

3) низкий уровень адаптации. Для данного уровня характерно равнодушное отношение к учебному процессу, склонность к ипохондрическим проявлениям при посещении школы. Низкий уровень адаптации зачастую выражается в демонстративном поведении, нарушении дисциплины. Младший школьник фрагментарно усваивает учебную программу, отсутствует инициативность, в том числе к самостоятельной работе. При низком уровне адаптации ученик систематически нуждается в контроле со стороны педагога, испытывает затруднения в коммуникации со сверстниками [5].

Уровни адаптации младших школьников достигаются в процессе прохождения ее основных этапов.

В современных психолого-педагогических исследованиях внимание также уделяется основным этапам процесса адаптации, которые непосредственно влияют на формирование вышеописанных уровней. Данные исследования представлены в работых М.М. Безруких, Н.В. Дубровинской, Д.А. Фарбер:

1) первый этап - ориентировочный. На данном этапе наблюдаются яркие ответные реакции организма ребенка на новые влияния и требования. Ориентировочный этап длится в среднем на протяжении первых двух-трех недель обучения;

2) второй этап - нестойкое приспособление. Для второго этапа характерен поиск со стороны организма компромиссных ответных реакций на влияния и требования, оказываемые извне;

3) третий этап - период относительно стойкого приспособления. На третьем этапе организм находит наиболее комфортные варианты и пути реагирования на учебную нагрузку и новые требования [2].

Длительность описанных этапов адаптации составляет приблизительно 5-6 недель. При этом возможны индивидуальные отличия для разных обучающихся: дети с различной успешностью принимают новые

условия жизнедеятельности. Особенно следует отметить, что готовность детей к систематическому обучению разная, а значит, процесс адаптации в каждом случае будет индивидуальным, нетождественным с другим. Первый этап адаптации к школе может быть сопряжен с эмоциональной неустойчивостью и низкой работоспособностью, недостаточной мотивированностью к посещению школы и выполнению учебных заданий. Данные особенности необходимо учитывать педагогам и родителям т.к. из-за того, что сложность адаптационного периода не берется ими во внимание возникает несоответствие требований взрослых и возможностей ребенка, что впоследствии может привести к неблагоприятным изменениям функционального состояния центральной нервной системы, резкому снижению работоспособности, учебной активности [11].

Существует ряд факторов, которые оказывают влияние на процесс адаптации первоклассников к школе. Причем влияние этих факторов может как положительно, как и отрицательно, действовать на течение процесса адаптации. По мнению Г.М. Чуткиной «...высокий уровень адаптации обуславливают: адекватная оценка своего положения; правильные методы воспитания в семье; отсутствие в ней конфликтных ситуаций; благоприятный статус в группе сверстников; высокий уровень образования родителей; положительный стиль взаимоотношений типа «учитель-ученик» и «ученик-ученик.» [8]. Интересен тот факт, что эти же факторы могут в негативном контексте осложнять процесс адаптации, оказывают на нее неблагоприятное влияние. В нашем обществе усиливается ряд тенденций, существенно осложняющих психическое развитие детей: снижение содержательной стороны коммуникации между членами семьи, дефицит внимательного отношения друг к другу, утрата общих форм досуговой деятельности.

Описанные негативные тенденции, среди которых особое место занимает отсутствие эмоционально-содержательного общения в диаде «ребенок-взрослый» на фоне завышенных требований к ребенку, способствуют нарушению процесса формирования чувства своей самоценности для других, уверенности в себе. На этом фоне у младшего школьника возможно формирование низкой самооценки, стойкой неуверенности в своих способностях, проявление негативизма, отсутствие эмпатии и толерантности, а также проявление аффективных реакций.

В научных исследованиях Э.М. Александровской предлагаются в качестве критериев адаптации эффективность учебной деятельности, усвоение школьных норм поведения, успешность социальных контактов, эмоциональное благополучие [1, с. 43].

Процесс адаптации предусматривает взаимосвязанность и взаимовлияние усилий обучающихся и педагогов. Для успешного вхождения первоклассников в учебную деятельность необходимо целенаправленное формирование трех компонентов - интеллектуального, эмоционального и волевого.

Для развития интеллектуального компонента необходимо: формирование определенного уровня понятий, правил, расширять словарный запас и запас знаний.

Развитию эмоционального компонента способствует поддержание положительного эмоционального опыта обучающихся, создание для этого условия учебной деятельности (интересные задания, загадки, ребусы и т.д.).

Эффективное развитие волевого компонента происходит при следующих действиях: обучении детей осознанному принятию предложенной цели задания, или ее самостоятельной постановке, мотивировании со стороны взрослого на ее выполнение; варьирование объема заданий, степени сложности, времени и условий выполнения, а также степени и формы помощи со строны взрослого (педагога или родителей).

Педагогическая деятельность, разработанная по данным направлениям, имеет целью развитие названных компонентов на начальном этапе вхождения первоклассников в учебную деятельность. Она предусматривает совместную работу школьного педагога-психолога и педагогов первых классов по осуществлению индивидуального подхода к ребенку с целью предупреждения или коррекции неблагоприятных вариантов психического развития. Такая своевременная совместная интенсивная коррекционно-развивающая работа с детьми на начальном этапе их обучения поможет обеспечить природный переход от собственно игровой к учебной деятельности, способствует адаптации детей к школе.

На начальном этапе обучения большое значение необходимо уделять созданию для детей таких условий, которые бы органично объединяли игровую и учебную виды деятельности. По форме эта деятельность должна быть игровой, знакомой и привлекательной для ребенка, а по направленности должна иметь обучающий характер.

Педагогическую работу по организации успешной адаптации первоклассников необходимо проводить в двух направлениях одновременно, направленных на формирование:

1) ключевых психических новообразований, которые должны оформиться у первоклассников в процессе перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту и являющиеся необходимыми предусловиями учебной деятельности (формирование новообразований дошкольного возраста);

2) психологического потенциала, благодаря которому будет обеспечено эффективное освоение новой деятельности - учебной, которая станет ведущей для младшего школьника (формирование актуальных новообразований).

Эта работа способствует наиболее быстрой адаптации первоклассников к образовательному процессу, привыканию к его требованиям и особенностям. Ее необходимо проводить педагогам первых классов в первый месяц обучения детей в школе в рамках обычного учебного процесса. В этот период особенно важно продемонстрировать первоклассникам ободрение и поддержку со стороны взрослых, что будет способствовать повышению у младшего школьника чувства самоценности, формированию положительной самооценки и соответствующей «Я-концепции», доминированию положительных представлений о себе.

Выводы. Таким образом, целенаправленное влияние на процесс адаптации к школе со стороны педагога является неотъемлемым условием успешности данного процесса. Благодаря соответствующей организации педагогической деятельности с учетом состояния физического и психического здоровья каждого ребенка, внедрение индивидуального подхода, учета факторов и этапов адаптационного периода, специфических характеристик проявления адаптационных процессов, педагоги смогут не только сформировать у детей потребность в обучении, но и обеспечить полноценное развитие их личностных новообразований.

Литература:

1. Александровская, Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э.М. Александровская. - М.: Медицина, 2007. - 235 с.

2. М.М. Безруких, Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер / Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений - М.: ВЛАДОС, 2000. - 144 с.

3. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод. мат. для админ., педагогов и шк. психол. / Битянова М.Р. - М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997. - 112 с.

4. Волков, Б.С. Готовим ребенка к школе / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - СПб.: Питер, 2014. - 192 с.

5. Гарбузов, В.И. Нервные дети: Советы врача / В.И. Гарбузов - С-Пб.: Медицина, 2006. - с. 176.

6. Журавлев, Д.А. Адаптация учащихся на переходных периодах // Народное образование. - 2008. №2. -98-105.

7. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация к школе / Т.В. Костяк. - М.: «Академия», 2008. - 112 с.

8. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Просвещение, 1988. - 190 с.

9. Люленкова, О.Ю. Факторы адаптации детей к школе / О.Ю. Люленкова// Современная психология: материалы I Междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 84-87.

10. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: ООО АПРЕЛЬ Пресс, 2000. - 352 с.

11. Обучение детей 6-летнего возраста в детском саду и школе. Опыт физиологического и гигиенического исследования // Под ред. О.А. Лосевой. - М.: Педагогика, 2013. - 192 с.

12. Петровский, В.А. Психология неадаптированной активности/ В.А.Петровский. - М.: ТОО «Горбунок», 1992, - 224 с.

13. Цукерман, Г.А., Поливанова К.Н. Введение в шуольную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. - М.: Генезис, 2008. -128 с.

14. Шинтарь, З.Л. Введение в школьную жизнь Пособие для студентов пед. Вузов. / З.Л. Шинтарь. -Гродно: ГРГУ, 2002. - 263 с.

Психология

УДК 159

кандидат педагогических наук, доцент Крылова Татьяна Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Лелекова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПФ ГЦСИ "АРСЕНАЛ"

Аннотация. В статье проведен анализ деятельности Приволжского филиала Государственного центра современного искусства «Арсенал». Изучена социальная направленность деятельности учреждения, которая подразделяется на три основные группы влияния: бренд региона, развитие территории и участие в образовательном процессе. Выявлены основные составляющие данных сфер влияния.

Ключевые слова: учреждение культуры, социальный эффект, акмеологический аспект.

Annotation. The article analyzes the activities of the Volga branch of the National Center for Contemporary Art "Arsenal". The social orientation of the institution's activities has been studied, which is divided into three main groups of influence: the brand of the region, the development of the territory and participation in the educational process. The main components of these spheres of influence are revealed.

Keywords: cultural institution, social effect, acmeological aspect.

Введение. Приволжский филиал Государственного центра современного искусства «Арсенал» является единственной музейно-выставочной организацией в Нижнем Новгороде, которая занимается развитием современного искусства в широком контексте современной культуры.

К образовательным программам ПФ ГЦСИ «Арсенал», как социальной составляющей интегрированных коммуникаций учреждения, относятся проекты и события (экскурсии, лекции, мастер-классы, семинары, встречи, конференции), которые знакомят аудиторию Арсенала (от 5 до 95 лет) с различными областями современной культуры - актуальным искусством, кино, литературой, поэзией, архитектурой, музыкой, научными теориями и практиками.

Изложение основного материала статьи. Деятельность Приволжского филиала Государственного центра современного искусства «Арсенал» и его социальный эффект в регионе можно разделить на три основные группы: бренд региона, развитие территории и участие в образовательном процессе.

В рамках первой группы «Бренд региона» можно выделить два основных направления:

1. Формирование и развитие позитивного имиджа региона.

Проекты Приволжского филиала ГЦСИ, реализуемые в Нижнем Новгороде, Самаре, Ижевске, Кирове и Ульяновске, оказывают положительное влияние на репутацию данных регионов как на федеральном, так и на международном уровнях. В тесном партнерстве с иностранными институциями - музеями, галереями, театрами, - проводятся многочисленные мероприятия, объединяющие большое количество зрителей, представителей профессионального сообщества и официальных лиц. В качестве примера можно выделить совместный русско-французский экспериментальный спектакль «Не бывает нулевого риска», который более месяца в Нижнем Новгороде и Ульяновске, привлекал внимание крупных московских изданий, способствовал формированию представления о данных города, как об инновационных и динамично развивающихся территориях.

Фестиваль немецкой культуры Unter den Linden укрепил российско-германские отношения, продемонстрировал открытость и контактность Нижнего Новгорода, способность принимать и поддерживать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.