Научная статья на тему 'АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПФ ГЦСИ "АРСЕНАЛ"'

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПФ ГЦСИ "АРСЕНАЛ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / CULTURAL INSTITUTION / SOCIAL EFFECT / ACMEOLOGICAL ASPECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылова Татьяна Валентиновна, Лелекова Анна Владимировна, Прохорова Мария Петровна

В статье проведен анализ деятельности Приволжского филиала Государственного центра современного искусства «Арсенал». Изучена социальная направленность деятельности учреждения, которая подразделяется на три основные группы влияния: бренд региона, развитие территории и участие в образовательном процессе. Выявлены основные составляющие данных сфер влияния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крылова Татьяна Валентиновна, Лелекова Анна Владимировна, Прохорова Мария Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL ASPECT OF ARSENAL SCSI PF ACTIVITIES

The article analyzes the activities of the Volga branch of the National Center for Contemporary Art "Arsenal". The social orientation of the institution's activities has been studied, which is divided into three main groups of influence: the brand of the region, the development of the territory and participation in the educational process. The main components of these spheres of influence are revealed.

Текст научной работы на тему «АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПФ ГЦСИ "АРСЕНАЛ"»

3. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод. мат. для админ., педагогов и шк. психол. / Битянова М.Р. - М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997. - 112 с.

4. Волков, Б.С. Готовим ребенка к школе / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - СПб.: Питер, 2014. - 192 с.

5. Гарбузов, В.И. Нервные дети: Советы врача / В.И. Гарбузов - С-Пб.: Медицина, 2006. - с. 176.

6. Журавлев, Д.А. Адаптация учащихся на переходных периодах // Народное образование. - 2008. №2. -98-105.

7. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация к школе / Т.В. Костяк. - М.: «Академия», 2008. - 112 с.

8. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Просвещение, 1988. - 190 с.

9. Люленкова, О.Ю. Факторы адаптации детей к школе / О.Ю. Люленкова// Современная психология: материалы I Междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 84-87.

10. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: ООО АПРЕЛЬ Пресс, 2000. - 352 с.

11. Обучение детей 6-летнего возраста в детском саду и школе. Опыт физиологического и гигиенического исследования // Под ред. О.А. Лосевой. - М.: Педагогика, 2013. - 192 с.

12. Петровский, В.А. Психология неадаптированной активности/ В.А.Петровский. - М.: ТОО «Горбунок», 1992, - 224 с.

13. Цукерман, Г.А., Поливанова К.Н. Введение в шуольную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. - М.: Генезис, 2008. -128 с.

14. Шинтарь, З.Л. Введение в школьную жизнь Пособие для студентов пед. Вузов. / З.Л. Шинтарь. -Гродно: ГРГУ, 2002. - 263 с.

Психология

УДК 159

кандидат педагогических наук, доцент Крылова Татьяна Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Лелекова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПФ ГЦСИ "АРСЕНАЛ"

Аннотация. В статье проведен анализ деятельности Приволжского филиала Государственного центра современного искусства «Арсенал». Изучена социальная направленность деятельности учреждения, которая подразделяется на три основные группы влияния: бренд региона, развитие территории и участие в образовательном процессе. Выявлены основные составляющие данных сфер влияния.

Ключевые слова: учреждение культуры, социальный эффект, акмеологический аспект.

Annotation. The article analyzes the activities of the Volga branch of the National Center for Contemporary Art "Arsenal". The social orientation of the institution's activities has been studied, which is divided into three main groups of influence: the brand of the region, the development of the territory and participation in the educational process. The main components of these spheres of influence are revealed.

Keywords: cultural institution, social effect, acmeological aspect.

Введение. Приволжский филиал Государственного центра современного искусства «Арсенал» является единственной музейно-выставочной организацией в Нижнем Новгороде, которая занимается развитием современного искусства в широком контексте современной культуры.

К образовательным программам ПФ ГЦСИ «Арсенал», как социальной составляющей интегрированных коммуникаций учреждения, относятся проекты и события (экскурсии, лекции, мастер-классы, семинары, встречи, конференции), которые знакомят аудиторию Арсенала (от 5 до 95 лет) с различными областями современной культуры - актуальным искусством, кино, литературой, поэзией, архитектурой, музыкой, научными теориями и практиками.

Изложение основного материала статьи. Деятельность Приволжского филиала Государственного центра современного искусства «Арсенал» и его социальный эффект в регионе можно разделить на три основные группы: бренд региона, развитие территории и участие в образовательном процессе.

В рамках первой группы «Бренд региона» можно выделить два основных направления:

1. Формирование и развитие позитивного имиджа региона.

Проекты Приволжского филиала ГЦСИ, реализуемые в Нижнем Новгороде, Самаре, Ижевске, Кирове и Ульяновске, оказывают положительное влияние на репутацию данных регионов как на федеральном, так и на международном уровнях. В тесном партнерстве с иностранными институциями - музеями, галереями, театрами, - проводятся многочисленные мероприятия, объединяющие большое количество зрителей, представителей профессионального сообщества и официальных лиц. В качестве примера можно выделить совместный русско-французский экспериментальный спектакль «Не бывает нулевого риска», который более месяца в Нижнем Новгороде и Ульяновске, привлекал внимание крупных московских изданий, способствовал формированию представления о данных города, как об инновационных и динамично развивающихся территориях.

Фестиваль немецкой культуры Unter den Linden укрепил российско-германские отношения, продемонстрировал открытость и контактность Нижнего Новгорода, способность принимать и поддерживать

различные формы сотрудничества. Помимо традиционных форматов работы - выставок, лекций, творческих встреч, кинопоказов, - на центральной улице города был организован первый в России фестиваль современной академической музыки на открытом воздухе.

Отмечен был Нижний Новгород и на карте «Года России - Италии» благодаря фестивалю итальянского кино «Феррагосто».

2. Развитие туризма.

Современное искусство является мощным ресурсом для развития туризма на самых разных уровнях. Таким образом, туризм является одним из приоритетных направлений для Приволжского филиала ГЦСИ.

Исследования возможностей для развития туризма были проведены в Нижнем Новгороде в рамках проекта «Коммунальный авангард», когда для жителей города был издан путеводитель по Соцгороду Автозавода - району с большим туристическим потенциалом, но находящемуся далеко от центра города и малознакомому жителям. Помимо «классических» использовались и новые технологии. Например, для Соцгорода Автозавода был разработан аудио-гид, доступный всем владельцам мобильных телефонов.

Помимо перспективных туристических наработок, у Приволжского филиала ГЦСИ есть и уже действующие проекты. Наиболее успешным является Ширяевская биеннале, которую раз в два года проводят самарские сотрудники ГЦСИ в селе Ширяево, который привлекает внимание большого количества гостей из Самары и других городов.

Вторая группа «Развитие территории» включает в себя такие направления, как:

1. Развитие местного культурного сообщества. Поддержка местного творчества.

Влияние Приволжского филиала ГЦСИ широко распространяется на все культурное пространство территории. Это способствует созданию благоприятного климата для развития творческих инициатив отдельных авторов/коллективов и культурных индустрий (галерей, интеллектуальных клубов, фестивалей и т.д.).

Филиал открыт для местных творческих инициатив. Так на площадке Приволжского филиала ГЦСИ и при его поддержке проходят «Съезды региональных молодых художников», в которых принимает участие творческая молодежь из Нижнего Новгорода, Самары, Краснодара и Воронежа. Молодые люди участвуют в дискуссиях и организовывают небольшие выставки. Также функционирует программа МЕСТКОМ, в рамках которой нижегородские авторы (художники, фотографы, режиссеры), могут презентовать свои работы. Обязательным условием является последующая дискуссия, на которой нижегородская общественность и приглашенные эксперты оценивают качество продемонстрированного материала.

Филиал находится в долгосрочных партнерских отношениях с местными культурными институциями. Так сотрудники ГЦСИ организовывают выставки в Самарской художественной галерее и в Музее народного творчества города Ульяновска, что является полезным опытом для музейных сотрудников, привносит на территорию старых площадок новые технологии экспонирования, работы со зрителем и т.д. Также филиал принимает коллег «на своей территории», примером является арт-фестиваль «Рекорд: FreeDomSpace», инициированный и организованный нижегородской общественностью.

2. Влияние на городскую среду и архитектуру.

В своей работе Приволжский филиал ГЦСИ уделяет особое внимание городской среде. Это предполагает и обсуждение, и оценку, и участие в жизни городского пространства. Так в Самаре с 1997 года действует масштабный проект «Музей как улица, улица как музей», в рамках которого плакаты с произведениями современного искусства экспонируются на остановках общественного транспорта. Аналогичный проект организуется и в Ульяновске. В Кирове проводится фестиваль «Дни польской анимации», лучшие работы с которого транслируются на Театральной площади с экрана Вятского Государственного Университета.

В Нижнем Новгороде проводятся Дни архитектуры, в рамках которых организуются выставки, дискуссии, игра «городское ориентирование» и другие мероприятия. Также организуется «Рейтинг Нижегородской архитектуры» - статусное и авторитетное в профессиональном смысле мероприятие, премия за лучшую постройку года.

И третья группа «Инвестиции в человеческий капитал» объединяет такие направления как:

1. Улучшение качества жизни населения.

Одним из показателей качества жизни населения в регионе является досуг. Приволжский филиал ГЦСИ обеспечивает жителям Нижнего Новгорода, Самары и других городов ПФО культурный досуг в «правильной пропорции». Проводимые культурные события (выставки, концерты, театральные постановки, образовательные мероприятия), являются и развлекательными, и светскими, и познавательными. В них есть необходимый баланс между доступностью и элитарностью, что позволяет обсуживать самые разные социальные группы населения. Услугами Приволжского филиала ГЦСИ в Нижнем Новгороде пользуются не только молодежь, но и дети, и представители среднего возраста, и пенсионеры города и области.

2. Воспитание подрастающего поколения.

Современные люди должны жить и мыслить современно, чтобы быть образованными, успешными и востребованными. Поэтому воспитание подрастающего поколения является одной из приоритетных задач Приволжского филиала ГЦСИ. Таким образом, разработаны детские программы для самых разных возрастных и социальных групп: семейный клуб для малышей и их родителей, студия для ребят 8-12 лет, экскурсии для школьников, а также клуб для подростков - самая сложная и, вместе с тем, важная целевая аудитория.

3. Участие в образовательном процессе.

Пространство современного искусства прекрасно подходит для образовательной деятельности самого широкого профиля. Именно искусство дает яркий, образно насыщенный материал, который позволяет лучше усваивать материал. Пространство центра современного искусства - демократичное и комфортное для молодых людей, - создает прекрасные условия для обучения. Помимо специальных целевых групп образовательные программы рассчитаны на широкую зрительскую аудиторию разных возрастов. Интересная лекция, прочитанная авторитетным специалистом, становится не только популярной формой досуга, но и влияет на общий уровень образованности и культуры жителей города.

Для будущих культурологов и музеологов (студентов Нижегородского государственного университета им. Лобачевского) сотрудники Приволжского филиала ГЦСИ читают лекции по истории искусства. Для студентов близких сфере культуры специальностей - историков, филологов, философов архитекторов, -

проводятся экскурсии, занятия, мастер-классы. Специальные педагогические семинары устраиваются для преподавателей школ и вузов.

В Нижнем Новгороде, Самаре, Кирове и Ижевске для широкой зрительской аудитории проводятся лекции, показы и другие мероприятия, посвященные современной культуре в различных ее проявлениях -визуальной искусство, музыка, кино, театр и т.д.

Выводы. Приволжский филиал ГЦСИ «Арсенал» ведет непрерывную работу по обновлению направлений работы с различными группами зрителей. В настоящее время дифференцированы по возрасту занятия для детей и их родителей программы «Арсенал + Семья», трансформировавшейся в программу «Новый зритель». Существуют постоянные посетители - школьные группы программы «Арсенал + Школа», «Тинейджерский арсенальский клуб («ТАК!»)», Цикл публичных лекций «Проблемы образования», «MECT.com». Ведется работа по организации экскурсий для слабовидящих и незрячих посетителей совместно с некоммерческой организацией Фондом «Открытые Двери». Для них записаны специальные аудиогиды.

Также реализуется социальная программа «Современному человеку - современное искусство!». В рамках нее каждая среда - день бесплатного посещения всех выставок для всех категорий публики. А для групп социально незащищенных слоев населения организуются специальные экскурсии. Существует и формат работы Медиатеки - это возможность встреч для групп по интересам на ее территории. В рамках эфира Нижегородской государственной областной телерадиокомпании «ННТВ» ежемесячно выходит телеальманах «Арсенал. Конверсия», со зрительской аудиторией - 3,5 миллиона жителей Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

Литература:

1. Бердникова А.И., Крылова Т.В., Лелекова А.В., Семёнышева М.А. Культурный аспект в имидже Нижнего Новгорода // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 2 (44). С. 5-11.

2. Смирнова Ж.В., Кочнова К.А. Обучение сотрудников сервисных предприятий с использованием информационных технологий // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С. 5.

3. Уткин А.В. Аксиологический аспект педагогической акмеологии // В сборнике: Акмеология профессионального образования. материалы 12 Всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. 2015. С. 102-106.

4. Шарый Н.Р., Перова Т.В. Особенности развития нижегородской туристической отрасли // В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации. сборник статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 73-75.

Психология

УДК 372.881.1

кандидат психологических наук, доцент Кулеш Елена Васильевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования

«Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск);

педагог иностранного и родного языка Ангина Анастасия Дмитриевна

ГБ ПОУ «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум» (г. Николаевск-на-Амуре)

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ БИЛИНГВАЛЬНОЙ КНИГИ КАК РЕСУРС СОХРАНЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)

Аннотация. В статье представлено описание технологии создания билингвальной книги, как ресурса сохранения родного языка обучающихся в условиях образовательной среды полиэтнического региона (на примере Хабаровского края).

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, билингвальное языковое образование, кластерный подход, образовательная среда, билингвальная книга.

Annotation. The article describes the technology of creating a bilingual book as a resource for preserving the native language of students in the educational environment of a multi-ethnic region (for example, the Khabarovsk Territory).

Keywords: communicative competence, bilingual language education, cluster approach, educational environment, bilingual book.

Введение. Сегодня, на фоне интеграции культур и языков, проблема билингвизма является одной из наиболее актуальных и имеющих мировой масштаб. Это связано с тем, что на территории проживает более 180 национальностей, и ежегодно увеличивается число иностранцев, которые живут и работают в Российской Федерации на постоянной основе и по разным причинам оказались в другой языковой среде [7, 2, с. 36].

Потому система образования ставит перед педагогом задачи, связанные с понимание того, на каком языке обучать школьников, который не является для них родным. Анализируя понятие «билингвальное языковое образование» нами определено, что этот процесс можно рассматривать как взаимосвязанное и равнозначное овладение учащимися двумя языками (родным и неродным), освоение родной и неродной/иноязычной культуры, развитие учащегося как двуязычной и биокультурной (поликультурной) личности и осознание им своей двуязычной и биокультурной принадлежности [3, с. 18].

Вопрос о проблемах и перспективах сохранения и развития коренных языков и культуры малочисленных народов Приамурья является крайне важным для Хабаровского края. В данном контексте реализуется инновационная деятельность по сохранению родных языков и культуры в рамках реализации краевого инновационного комплекса по формированию культурного интеллекта обучающихся на базе Ресурсного центра ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет». Ключевым направлением центра стала деятельность по созданию информационно-трансляционной площадки обобщения и распространения опыта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.