Научная статья на тему 'Культурный аспект в имидже Нижнего Новгорода'

Культурный аспект в имидже Нижнего Новгорода Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
888
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА / НИЖНИЙ НОВГОРОД / CULTURE / IMAGE FORMATION / NIZHNY NOVGOROD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бердникова Анастасия Игоревна, Крылова Татьяна Валентиновна, Лелекова Анна Владимировна, Семёнышева Марина Александровна

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы формирования имиджа Нижнего Новгорода с точки зрения культурного наследия и проводимых культурных мероприятий. Целью исследования является изучение специфики формирования имиджа Нижнего Новгорода. В статье достаточно подробно проанализированы основные культурные аспекты, которые Нижегородский регион применяет для своего продвижения и формирования имиджа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Бердникова Анастасия Игоревна, Крылова Татьяна Валентиновна, Лелекова Анна Владимировна, Семёнышева Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL ASPECT IN THE IMAGE OF NIZHNY NOVGOROD

This article discusses the current problems of forming the image of Nizhny Novgorod in terms of cultural heritage and cultural events. The purpose of the research is to study the specifics of forming the image of Nizhny Novgorod. The article analyzes in detail the main cultural aspects that the Nizhny Novgorod region uses for its promotion and image formation.

Текст научной работы на тему «Культурный аспект в имидже Нижнего Новгорода»

Педагогика. Социология

УДК 339.1

КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ В ИМИДЖЕ НИЖНЕГО НОВГОРОДА Бердникова Анастасия Игоревна, студент (e-mail: [email protected]) Крылова Татьяна Валентиновна, к.п.н., доцент (e-mail: perova [email protected]) Лелекова Анна Владимировна, студент (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г.Н.Новгород, Россия Семёнышева Марина Александровна, преподаватель Институт пищевых технологий и дизайна - филиал ГБОУ ВО Нижегородский государственный инженерно- экономический университет,

г.Н.Новгород, Россия (e-mail: [email protected])

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы формирования имиджа Нижнего Новгорода с точки зрения культурного наследия и проводимых культурных мероприятий. Целью исследования является изучение специфики формирования имиджа Нижнего Новгорода. В статье достаточно подробно проанализированы основные культурные аспекты, которые Нижегородский регион применяет для своего продвижения и формирования имиджа.

Ключевые слова: культура, формирование имиджа, Нижний Новгород.

Введение.

В настоящее время на социально-экономические состояние территории огромное влияние оказывает целенаправленно формируемый имидж, который может быть как самостоятельным фактором продвижения региона, так и усиливать все остальные конкурентные преимущества города. Благоприятный имидж повышает уровень инвестиционной привлекательности региона, вызывая интерес у инвестиционных и бизнес компаний, федеральных структур, которые начинают вкладывать средства в перспективные проекты для развития данного региона. Кроме того каждый регион, имеющий свое уникальное позиционирование, способен привлечь внешнюю аудиторию, стать узнаваемым и популярным туристическим направлением.

Целью данной статьи является исследование специфики формирования имиджа Нижнего Новгорода.

Методика исследований: в процессе осуществления исследования использовались системный метод, общенаучные методы, эмпирического наблюдения.

Результаты и их обсуждение;

В настоящее время имидж Нижегородского региона весьма рассеян, нет четко определенного и целостного образа, который бы позволил ему выделиться среди других субъектов. Многие ассоциации, популярные в прошлом, сейчас уже потеряли свою актуальность для региона, в частности для его носителей - населения и гостей города. Так, например, в истории Нижегородского региона был период, когда город позиционировался как закрытый. На тот момент это был город Горький, который вплоть до 1991 год был запрещен для посещения иностранцами, что негативно сказалось на его экономическом и культурном состоянии. Образы того времени, связанные с А. Д. Сахаровым, находившемся в ссылке в Горьком, а также с производством автомобилей ГАЗ, сегодня уже не так близки населению, особенно молодому поколению, не смотря на то что автомобильная промышленность продолжает функционировать.

Политические образы Нижнего Новгорода 90-х гг., такие как «Третья столица или Столица реформ», «Кузница кадров», сопряженные с реформаторскими начинаниями губернатора области Б. Немцова, а также с его деятельностью в Правительстве РФ. Позже в качестве «Третьей столицы» себя стала позиционировать Казань, запатентовав данный бренд и сделав его завуалированным политическим лозунгом, с целью «выделиться на фоне всей системы федеративных отношений в качестве специфического, уникального региона». Позднее уже за Нижним Новгородом был закреплен образ «Столицы Поволжья», также зарегистрированный в Роспатенте в качестве товарного знака. Отношение к данному событию было неоднозначным и вызывало критические мнения, поскольку подобный образ за собой не несет ничего конкретного, он продвигает город как товар, представляя собой лишь «некую словесную конструкцию, которая являет собой пустую форму, открытую для различных толкований».

Исторические образы Нижнего Новгорода, к которым относится «Карман России» или «Спаситель Москвы и России» на сегодняшний день более восприимчивы среди населения, чем представленные выше, поскольку самим образам и объектам, связанным с ними, в городе придается большое значение, в том числе и с точки зрения РЯ составляющей. Образ города как «Кармана России» ассоциируется, безусловно, с деятельностью сначала Макарьевской, а после переноса - Нижегородской ярмарки. В 1896 году здесь проходила Всероссийская Художественно-промышленная выставка, после чего город стал одним из ключевых экономических центров России. В настоящее время в стенах Нижегородской ярмарки проводится множество разноплановых выставок, например, «Арт-Россия» - международная выставка-продажа живописи, скульптуры, графики и т.д., являющаяся, в том числе и имидже образующим мероприятием. Весьма символично, что мультимедийный исторический парк «Россия - моя история» открылся именно в стенах Нижегородской ярмарки, являющейся одной из основных историко-культурных достопримечательностей региона. Кроме этого здесь организуются различные форумы, среди которых Международный Форум

информационных технологий, Международный рекламный форум, форум «Великие реки». Наиболее масштабным имиджевым событием, проходящим на ярмарке можно считать Международный бизнес-саммит, в рамках которого проводятся конференции и круглые столы, посвященные продвижению города и вообще территориальному позиционированию.

Представление о Нижнем Новгороде как о «Спасителе России» связано с Народным ополчением, которое в 1612 году под предводительством земского старосты К. Минина и князя Д. Пожарского освободило Москву и всю страну от польско-литовских интервентов. Данный исторический образ поддерживается за счет проведения культурно-массовых мероприятий, приуроченных к празднованию Дня народного единства. Центром торжеств стал именно Нижний Новгород, поэтому в это время к нему приковано пристальное внимание общественности.

Подобные образы устоялись в сознании жителей города и его гостей, и воспринимаются как что-то естественное, так как сформированы достаточно давно и это уже часть истории региона, которую важно знать, помнить и популяризировать среди молодежи. Сложившиеся в сознании их носителей образы позитивно влияют на имидж города и региона в целом. Это подтверждают и результаты опроса, который показал, что 74,3% от числа опрошенных воспринимают Нижний Новгород, в первую очередь, как исторический центр. Однако, необходим поиск дополнительных ресурсов для построения позиционирования территории и формирования ее имиджа. Разработка обновленной имиджевой стратегии Нижнего Новгорода особенно необходима в преддверии такого масштабного события, как празднование 800-летия Нижнего Новгорода в 2021 году. Подобные события являются мощными катализаторами развития города и всего региона, так как способствуют повышению уровня его конкурентоспособности, увеличению туристического потока, привлечению инвестиций, позволяющих улучшить социально-экономическую обстановку, а также изменению инфраструктуры, благоустройству территории, обновлению транспортной системы.

В этой связи, одним из ресурсов, составляющих базу имиджевого потенциала региона, является культура, которая в последнее время стала важным инструментом создания образа территории и развития региона в целом. По данным опроса, большинство нижегородцев (29%) хотели бы видеть имидж Нижнего Новгорода культурным, а именно с развитой наукой, образованием, культурной сферой. При этом 26,3% от числа опрошенных уже воспринимают Нижний Новгород именно как культурный центр. Второе место по популярности занял ответ, связанный с формированием международного имиджа города (27%). Данные направления могут реализоваться одновременно либо дополняться друг другом. Проведение международных культурных фестивалей, выставок, форумов, семинаров может позитивно повлиять на имидж города и на мировой арене.

Нижегородская область это не только крупный деловой и промышленный, но еще и культурный центр России. Нижний Новгород, по данным ЮНЕСКО, входит в перечень 100 городов мира, представляющих собой историческую и культурную ценность. Связано это с тем, что в городе сохранилось множество уникальных культурно-исторических памятников и объектов, которые всегда подчеркивали его идентичность, и по сегодняшний день являются наиболее привлекательными достопримечательностями и местами посещения не только туристов, но и самих жителей города.

Большое значение для продвижения города наряду с культурными учреждениями имеет проведение различных событийных мероприятий, другими словами событийный маркетинг. Культурно-массовые мероприятия, реализуемые в форме фестивалей, городских праздников, флешмобов, спортивных состязаний занимают важное место среди инструментов формирования имиджа территории и ее популяризации. Кроме того, специальные мероприятия влияют на целевую аудиторию, позволяя ей приблизиться к территориальному продукту и установить с ним эмоциональную связь.

В последнее время в Нижнем Новгороде проходит достаточно много масштабных специальных мероприятий, имеющих культурную направленность и имиджевую ценность для города и всего региона. Среди таких событий можно отметить, например, международный фестиваль искусств имени А. Д. Сахарова, который проходит в нижегородской филармонии им. М. Ростроповича с 1992 года каждые два года.

Также к значимым событиям относится новогодний фестиваль «Горь-ковская елка», представляющий собой не только культурно-развлекательное, но и историческое значение. Организация первых горь-ковских елок началась еще в конце XIX века и связана с именем известного нижегородца - писателя Максима Горького, в преддверии 150-летия которого и была возрождена традиция проведения подобного мероприятия. Благодаря данному мероприятию Нижний Новгород вошел в топ-10 городов для отдыха в новогодние праздники. В программе фестиваля множество развлекательных мероприятий, а также активные игры, музыка и танцы, творчество и, конечно, подарки. Именно раздача подарков нуждающимся детям была основной целью проведения горьковских елок. С 2017 года стали проводится еще несколько фестивалей, носящих имя великого писателя. Это фестиваль современного российского кино «Горький fest», а также литературный фестиваль «#Читай Горький», включающий публичные чтения, лекции, мастер-классы и др.

Еще одним значимым событием для Нижнего Новгорода является Международный фестиваль народных художественных промыслов «Секреты мастеров», ставший уже традиционным. Нижегородская область издавна славится своими художественными промыслами и занимает первое место в стране по объему их производства. Фестиваль направлен на «развитие народных художественных промыслов, способствует продвижению творческого потенциала молодых художников, мастеров промыслов и ремесел» и

консолидации участников из разных городов и стран. Также с сентября 2017 года в Нижнем Новгороде проходит фестиваль «Дружба народов», объединяющий представителей самых разных национальностей, проживающих на территории Приволжского федерального округа.

В целом стоит сказать, что проводимые в городе специальные события культурной направленности положительно влияют на имидж региона, однако это влияние носит в большинстве своем некий сезонный характер, являясь актуальным чаще всего именно в период проведения мероприятия. Что же касается учреждений культуры, то они способны формировать и поддерживать имидж города и всего региона на постоянной основе. Особое место среди подобных учреждений занимают музейные институции, играющие важную роль в имиджевой концепции города.

Всего в Нижегородской области, по данным Министерства культуры региона на 1 января 2020 года, функционирует 2 385 государственных и муниципальных учреждений культуры, в числе которых можно выделить порядка 400 музеев. Посещаемость нижегородских музеев как городских, так и областных год от года увеличивается. Это связано с рядом факторов, среди которых рост популярности культурного досуга, повышение общего благосостояния населения, а также применение музеями РЯ-технологий в своей работе.

Среди наиболее передовых в Нижнем Новгороде в вопросе осуществления своей РЯ-деятельности можно считать ГЦСИ «Арсенал», который занимается развитием современно искусства на территории Нижегородской области. Во многом благодаря применению мировых практик, а также выработке собственных идей в работе с аудиторией по формированию своего имиджа, посещаемость «Арсенала» с каждым годом повышается.

Однако люди не перестают обращаться к традиционным, классическим памятникам культуры и искусства, имеющим историческую ценность и хранящим уникальное наследие территории. К таким памятникам относится, например, Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Это крупнейшее музейное объединение в городе, состоящее из семи филиалов, каждый из которых считается знаковым культурным объектом, создающим имидж города. Филиалами этого музея являются главные достопримечательности города - усадьба Рукавишниковых и Нижегородский кремль, а также мультимедийный парк «Россия -моя история», технический музей, выставочный зал «Покровка,8», музей Русского Патриаршества в г. Арзамас и музей истории художественных промыслов Нижегородской области, единственный в России, посвященный данному виду деятельности. Музей проводит большое количество разнообразных выставок, мастер-классов для разных целевых аудиторий.

Уникальным культурным объектом и значим с точки зрения имиджа территории, является «Государственный музей А.М. Горького», который объединяет три литературно-мемориальных музея: литературный музей, музей детства А.М. Горького «Домик Каширина» и музей-квартиру А.М.

Горького. В городе также открыт филиал Государственного литературно-мемориального и природного музея-заповедника А.С. Пушкина «Болдино» и Государственный литературно-мемориальный музей Н. А. Добролюбова. Важно отметить, что интерес к данным объектам культуры необходимо поддерживать на постоянной основе, а не только во время празднования памятных дат. Поэтому музеи должны вести регулярную работу с аудиторией, предлагая ей новые и актуальные продукты и услуги, привлекая тем самым внимание к себе и к городу.

Выводы :

Все музейные институции Нижнего Новгорода обладают высоким потенциалом, благодаря которому каждый объект может стать настоящим культурным брендом региона, если будет динамично развиваться, применять современные информационные технологии и осуществлять грамотную PR-деятельность, работая, тем самым, над собственным имиджем. Это необходимо, во-первых, для популяризации культуры и культурного наследия региона, а, во-вторых, для формирования позитивного имиджа территории, как среди ее населения, так и среди внешнего сообщества, что особенно важно при планировании проведения масштабных мероприятий на определенной территории.

Список литературы

1. Kaznacheeva S.N., Lazutina A.L., Perova T.V., Smirnova J.V., Chelnokova E.A. Research trends of hr management in tourism // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Т. 622. С. 448-455.

2. Борисова Д.В., Лебедева Т.Е., Прохорова М.П. Интернет-технологии в маркетинговой деятельности современной компании // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 5. С. 430-436.

3. Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Варивода В.С. Создание ресурсной базы расширения сектора гостиничных услуг в регионе // Вестник Мининского университета. 2014. №4 (8). С. 2.

4. Перова Т.В. Планирование и организация маркетинговой деятельности: учебно-методическое пособие / Мининский университет. Нижний Новгород, 2016. 86 с.

5. Яшкова Е.В., Перова Т.В. Внутренний маркетинг как эффективный механизм обеспечения конкурентоспособности организации // Вестник Чувашского университета. 2013. № 2. С. 349-353.

Berdnikova Anastasia Igorevna, student

(e-mail: [email protected])

Krylova Tatiana Valentinovna, Associate Professor, PhD

(e-mail: perova [email protected])

Lelekova Anna Vladimirovna, student

(e-mail: [email protected])

Nizhny Novgorod State Pedagogical University, N. Novgorod, Russian Federation Semenysheva Marina Aleksandrovna, teacher

Institute of Food Technology and Design - a branch of the state budgetary educational institution of higher education «Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University», Nizhny Novgorod, Russian Federation (e-mail: [email protected])

CULTURAL ASPECT IN THE IMAGE OF NIZHNY NOVGOROD

Abstract. This article discusses the current problems of forming the image of Nizhny Novgorod in terms of cultural heritage and cultural events. The purpose of the research is to study the specifics of forming the image of Nizhny Novgorod. The article analyzes in detail the main cultural aspects that the Nizhny Novgorod region uses for its promotion and image formation. Keywords: culture, image formation, Nizhny Novgorod

УДК 338

ТВОРЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА Булаева Марина Николаевна, к.пед.н. (e-mail: [email protected]) Смирнова Жанна Венедиктовна, к.пед.н. (e-mail: [email protected]) Лапшина Ирина Александровна, магистрант (e-mail: [email protected]) Максимова Ксения Алексеевна, студент

(e-mail: [email protected]) Барабина Ирина Евгеньевна, магистрант (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г.Нижний Новгород, Россия

В данной статье рассматривается место творчества в рамках профессиональной деятельности педагогов. Творчество понимается способность ставить и выдвигать оригинальные, нестандартные идеи, применять различные стратегии в решении проблем, готовность развивать возникшие идеи. В статье дано понятие творческой деятельности; выделены основные сферы творческой деятельности преподавателя, такие как коммуникативное творчесвто, творческое самовоспитание, методическое творчество. Сама творческая деятельность является эмоциональным, мотивационным компонентами личности педагога. Благодаря творческому подходу педагога совершенствует, учит и развивает не только личность обучающихся, но также и свою. Рассмотрены механизмы, с помощью которых педагогическое творчество может способствовать более высокому уровню мотивации обучающихся, например, нестандартный подход педагога может способствовать созданию в классе новой рабочей атмосферы. Также определены условия для развития творчества педагога. В результате исследования было выявлено, что именно личностно-творческий компонент педагогической культуры отражает само творческое начало личности современного педагога. От него зависит успех многих важных педагогических процессов, происходящих в системе образования.

Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, педагог, обучающиеся, профессиональная деятельность, педагогическая компетентность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.