Научная статья на тему 'В. Г. Короленко и музейное строительство в Нижнем Новгороде'

В. Г. Короленко и музейное строительство в Нижнем Новгороде Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
490
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В. Г. КОРОЛЕНКО / V.G. KOROLENKO / НИЖНИЙ НОВГОРОД / NIZHNY NOVGOROD / НИЖЕГОРОДСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ УЧЕНАЯ АРХИВНАЯ КОМИССИЯ / NIZHNY NOVGOROD KREMLIN / ПЕРВАЯ ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА / НИЖЕГОРОДСКИЙ КРЕМЛЬ / NIZHNIY NOVGOROD 'GUBERNIAN' ARCHIVAL COMMISSION / ПАВЛОВСКИЙ КУСТАРНЫЙ РАЙОН / MUSEUM / HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Уткина Надежда Алексеевн

Анализируется участие В. Г. Короленко в нижегородском музейном строительстве в годы пребывания в Нижнем Новгороде (1885-1896). Его активная общественная деятельность способствовала развитию основных направлений нижегородского музейного дела 1880-1890-х гг. (художественного, историко-археологического, кустарного). Рассматриваются деятельность В. Г. Короленко в Нижегородской губернской ученой архивной комиссии, его взгляды на нижегородскую художественную жизнь и проблему сохранения Нижегородского кремля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Уткина Надежда Алексеевн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V.G. Korolenko and museum building in Nizhny Novgorod

The article is devoted to V.G. Korolenko’s participation in the museum building in Nizhny Novgorod (1885-1896). The vigorous public activity of Korolenko promoted development of the main directions of Nizhny Novgorod museum organization in the 1880-1890-s (art, history – archaeology, handicraft). V.G. Korolenko's activity in the Nizhniy Novgorod’s ‘Gubernian’ Archival Commission, his views on Nizhny Novgorod art life and a problem of preservation of Nizhny Novgorod Kremlin are considered.

Текст научной работы на тему «В. Г. Короленко и музейное строительство в Нижнем Новгороде»

128

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Трибуна молодого автора

УДК 94(47).082 908(470) Н.А. Уткина

В.Г. КОРОЛЕНКО И МУЗЕЙНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ

Анализируется участие В. Г. Короленко в нижегородском музейном строительстве в годы пребывания в Нижнем Новгороде (1885-1896). Его активная общественная деятельность способствовала развитию основных направлений нижегородского музейного дела 1880-1890-х гг. (художественного, историко-археологического, кустарного). Рассматриваются деятельность В. Г. Короленко в Нижегородской губернской ученой архивной комиссии, его взгляды на нижегородскую художественную жизнь и проблему сохранения Нижегородского кремля.

Ключевые слова: В. Г. Короленко, Нижний Новгород, Нижегородская губернская ученая архивная комиссия, первая провинциальная художественная выставка, Нижегородский кремль, павловский кустарный район.

В течение 11 лет своей жизни (1885-1896) писатель, публицист, общественный деятель В. Г. Короленко (1853-1921) был связан с Нижним Новгородом. Здесь были написаны многие его литературные произведения, он сумел стать душой той части нижегородского общества, которая боролась за идеалы гуманизма и гражданского сознания, развивала идею «областности», выдающейся роли провинции, местных творческих сил в развитии страны. Эти стороны его деятельности освещены в статьях и книгах нижегородских краеведов, историков, филологов, журналистов. Относительно связи культурно-исторических и общественных взглядов В. Г. Короленко с историей нижегородского музейного дела сведений немного. Между тем, активная гражданская позиция писателя, широта его кругозора как художника (в самом общем смысле), а также способность к научно-архивному труду, сделали В. Г. Короленко участником событий художественной жизни города, деятельности Нижегородской губернской ученой архивной комиссии (НГУАК) по созданию историко-археологического музея, работы губернского земства по исследованию кустарных промыслов.

Свидетельством глубоких познаний В. Г. Короленко в искусстве, понимания общественных функций провинциальных художественных выставок является его критическая статья в газете «Русские ведомости» (№№105, 108 и 114 за 1886 г.), посвященная первой провинциальной художественной выставке 1886 г. в Нижнем Новгороде. В подготовке и работе выставки участвовали нижегородский художник и фотограф с всемирной известностью А. О. Карелин, художники К. П. Померанцев, А. П. Мельников и др., учебные заведения города, частная рисовальная школа А. О. Карелина. Выставка открылась 16 марта в зале Дворянского собрания и имела успех, на который учредители «даже и не рассчитывали». К выставке был издан «Каталог» [7], о ней писали столичные газеты «Новое время», «Русские ведомости», «Художественные новости», Академия художеств отметила это событие на заседании совета [13].

В своей рецензии В. Г. Короленко выступает как критик академической живописи против присутствия на провинциальных выставках непонятного большинству и не способного воздействовать на посетителя «академического классицизма, сухих и мертвых шаблонов»[22. С. 60]. Обращаясь к анализу произведений А. О. Карелина, В.Г. Короленко говорит о неблагоприятных отпечатках, которые наложило на живопись Карелина занятие фотографией. Эти же недостатки отмечает Короленко и у художников «школы Карелина» (Там же).

Продвигая идею обращения к нижегородской природе, волжским пейзажам, местным бытовым сценам, Короленко выделяет работы нижегородского художника, сына писателя и краеведа П. И. Мельникова-Печерского А. П. Мельникова из-за того, что «он обращается с любовью и с вопросами к родной и близкой природе» [22. С.61]. Такой совет В.Г. Короленко дает всему «кружку нижегородских художников»: следовать указанным А.П. Мельниковым направлением «исследования местной природы, типов, бытовых сцен, этнографии, местных горестей и печалей», которые могли бы вдохнуть в их работы «живую душу» (Там же). Главную задачу будущих выставок В. Г. Короленко видел в том, чтобы сорганизовать художественные силы «для деятельного местно-художественного

исследования <...> в крепкой и деятельной связи с родным краем, с землей они должны видеть залог полезности и жизненности своей скромной работы» (Там же).

Статья В. Г. Короленко также способствовала становлению нижегородской художественной критики [16. С. 44]. Тема обращения художников провинции к понятным образам и социальным проблемам родного края вылилась в рассказ 1896 г. «Художник Алымов», где ясно просматриваются впечатления от нижегородской выставки, а в описании К. И. Алымова - черты художника А. П. Мельникова.

Общеизвестна сегодня фраза М. Горького, охарактеризовавшего период пребывания в Нижнем Новгороде Владимира Галактионовича как «время Короленко». Эти годы имели огромное значение для развития в городе общественной мысли, острого журналистского пера, печатного слова. Взгляды «пришлого элемента» (кроме В. Г. Короленко в городе находились под надзором полиции публицисты и общественные деятели Н. Ф. Анненский, А. И. Богданович, С. Я. Елпатьевский, И. Г. Ширяев и др.) нашли благоприятную почву в нижегородском обществе в лице земцев и интеллигенции - председателя нижегородского уездного земства А. А. Савельева, секретаря статкомитета, земского гласного А. С. Гациского, деятеля народного образования М.В. Овчинникова и др. Эти люди группировались вокруг В. Г. Короленко, образуя, по воспоминаниям М. Горького, «Общество трезвых философов» [1. С. 9].

Мыслительная активность нижегородской интеллигенции в 1880-1890-е гг. совпала с научно-просветительской позицией губернского земства под председательством А. В. Баженова, инициировавшего исследование почв губернии экспедицией В.В. Докучаева, проведение статистических исследований, агрономических мероприятий. Земством было поддержано предложение В. В Докучаева о создании естественно-исторического музея для сохранения результатов работы экспедиции. Музей открылся в 1885 г., во главе его встал ученик В. В. Докучаева Н. М. Сибирцев. В Нижнем Новгороде произошло его знакомство с В. Г. Короленко, имевшее огромное нравственное значение для Н. М. Сибирцева [19. С. 329-330]. Н. М. Сибирцев состоял членом «Общества трезвых философов», получив там прозвище «ископаемый». В. Г. Короленко вспоминал их «полуконспиративное» собрание «в геологическом музее у Н. М. Сибирцева, где мы вырабатывали устав профессионального общества приволжских писателей» [18. С. 255]. Вместе с В. Г. Короленко Н. М. Сибирцев участвовал в поездках по наиболее пострадавшим от голода 1891-1892 гг. уездам губернии. Образцы «голодного хлеба», привезенные ими, стали экспонатами естественно-исторического и историко-археологического музеев Нижнего Новгорода.

В 1888 г. В. Г. Короленко был избран членом НГУАК. Он проявил себя как неутомимый исследователь губернского и уездных архивов, считавший сбор архивных данных необходимой базой для трудов настоящих и будущих историков. Он занимался описанием и изучением дел Балахнинского городового магистрата XVII в., обнаружил сведения к биографии И.П. Кулибина. Писатель неоднократно перерабатывал полученные из нижегородских архивных документов сведения в рассказы и очерки, соотнося их с настоящей жизнью: «материал преобразовывался им в живую плоть характеров, житейских драм, столкновений отдельных лиц давно исчезнувшей жизни» [21. С. 102]. Его роль в развитии нижегородской краеведческой идеи, архивного дела, в продвижении принципов областничества отмечал в 1925 г. нижегородский историк С. И. Архангельский [11. С. 77, 78].

Члены НГУАК уже тогда признавали поистине всероссийский масштаб личности и влияния

B. Г. Короленко, его заслуги в деле изучения прошлого нижегородской земли. В 1888 г. по просьбе А. С. Гациского он оставил запись в «Альбоме автографов» НГУАК, где отмечались известные и уважаемые деятели науки, культуры, литераторы, посетившие Нижний Новгород. Его автограф составлен в форме шуточной челобитной языком грамот XVIII в. и содержит жалобу «пищика Короленко» на председателя («презуса») комиссии А. С. Гациского, обманным путем залучившего в капкан, «именуемый автографов книга» его и других лиц всякого звания. С автографом В. Г. Короленко соседствовуют записи издателя «Русской старины» М. И. Семевского, профессоров-историков

C. Ф. Платонова и А. Н. Филиппова, писателя-нижегородца П. Д. Боборыкина, известных актрис А. Г. Меньшиковой, М. Н. Ермоловой и П. А. Стрепетовой, путешественника и этнографа Г. Н. Потанина и др. Исключительное значение автографа В. Г. Короленко для нижегородского краеведения и литературоведения первой оценила нижегородский исследователь-архивист Н. И. Привалова, обнаружившая «Альбом автографов» НГУАК в фондах Горьковского краеведческого музея в 19401941 гг. [14. С. 86-92]. Так, по прошествии времени само свидетельство о пребывании в Нижнем Новгороде великого писателя естественным образом стало музейным достоянием.

2013. Вып. 3 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

В 1894 г. в Нижнем Новгороде шла подготовка к XVI Всероссийской художественной и промышленной выставке 1896 г. Помимо инфраструктурных и градостроительных преобразований, необходимо было представить город как крупный культурный центр. Было решено выстроить на главной улице драматический театр, обсуждался вопрос организации художественного музея. С идеей приспособления под художественный музей Дмитровской башни Нижегородского кремля выступил в НГУАК и городской думе нижегородский художник, председатель Общества художников исторической живописи А. А. Карелин. Дума приняла его предложение и постановила выделить на ремонт и приспособление башни 5000 руб. [9. С. 25]. В это же время гласный городской думы, товарищ председателя НГУАК А.М. Меморский предложил соединить в Дмитровской башне художественные произведения с историко-археологическими коллекциями, собранными НГУАК. История этого собрания, состоящего из 1359 предметов [3. С. 19.] археологического, церковно-исторического, этнографического, нумизматического, кустарно-промышленного характера берет свое начало еще в 1860-х гг., связана с деятельностью статистического комитета и лично его секретаря (затем первого председателя НГУАК) А. С. Гациского. Из-за трудностей в приискании для музея специального помещения, значительную часть собрания в 1880-х гг. пришлось раздать столичным и нижегородским учреждениям и ученым обществам. С образованием в 1887 г. НГУАК А. С. Гациский продолжил работу по комплектованию историко-археологического музея. По решению городской думы НГУАК разместилась в Ивановской башне кремля, туда же начали стекаться и экспонаты будущего музея. Общеизвестными уже стали цитирующиеся слова В. Г. Короленко об архивной работе в Ивановской башне, интерьеру которой также уделяется внимание: «в молчаливой исторической башне, высящейся над современной сутолокой Нижнего базара, Миллионки и волжских пристаней <...> отрывались от работы, чтобы отдохнуть, выпить по стакану чая, и со стен на них глядели принадлежности будущего музея, начиная с кольчуг, шишаков и копий и кончая ременными кнутами и трехвостками»[17. С. 20].

В 1889-1890 гг. при содействии нижегородского губернатора Н. М. Баранова для размещения музея было приобретено одно из сохранившихся в городе зданий XVII в. - дом, в котором, по преданию, останавливался Петр I 16 мая 1695 г., будучи проездом в Нижнем Новгороде, совершая Азовский поход [10. С. 296]. Ремонт и приспособление здания под музей затянулось, и в 1894 г. члены НГУАК решали два вопроса: согласиться ли на предложение А. М. Меморского о соединении исторического музея с художественным в Дмитровской башне и передаче его на содержание городской думы с сохранением участия НГУАК в управлении музеем; возможно ли открыть для публики исто-рико-археологический музей в Домике Петра до окончания реставрации Дмитровской башни.

В. Г. Короленко в этих прениях выступил как противник существования музея именно в структуре НГУАК, главное предназначение которой он видел в устройстве исторического архива, разборе и описании архивных дел. Устройство музея, по его мнению, «есть дело специалистов, обладающих специальной научной подготовкой; при отсутствии их музей едва ли может иметь научное значение и приносить пользу» [2. С. 4]. В декабрьских заседаниях НГУАК В. Г. Короленко напрямую высказывался о том, что музей - неоправданная статья расходов архивной комиссии: «из очень ограниченного бюджета мы тратим деньги на роскошные витрины и на приобретение старых вещей <...>, а у нас разобранные и описанные уже дела не помещены как следует - мыши их едят, и тараканы портят, пыль разрушает» [4. С. 22]. Кроме того, В. Г. Короленко убежден, что в НГУАК нет достаточно компетентных специалистов, которые смогли бы создать научно организованный музей, интересный для публики: «да и вообще при учреждении в провинции архивных комиссий, мне кажется, имелись в виду не ученые, а профаны <...>» (Там же).

В заседании 18 декабря 1894 г. В.Г. Короленко вносит относительно музея следующие предложения: «1) архивная комиссия отказывается от всяких прав на Петровский домик; 2) все собранные и приобретенные коллекции музея она передает во вновь утверждаемый художественно-исторический музей Нижнего Новгорода, сохраняя за собою в устройстве и управлении музеем право совещательного члена с городским общественным управлением; 3) архивная комиссия в виду необыкновенно скудных средств отказывается от дальнейшей материальной поддержки музея и совершенно прекратить пополнение коллекций его покупкою вещей. Выгода передачи музея в ведение города для комиссии двойная. С одной стороны, она избавлена от непосильных расходов, с другой - упрочняется положение самого музея» [4. С. 22-23].

С мнением Короленко не согласился А. М. Меморский, потребовавший уважения к памяти А. С. Гациского, как инициатора создания музея именно силами нижегородской общественности. Он

также указал, что «все-таки архивная комиссия более компетентный судья в вопросах исторической науки, чем гласные Городской думы, в числе которых люди интеллигентные составляют меньшинство; и вот почему я не могу согласиться, чтобы архивная комиссия совсем отдала свой музей и отстранилась от него» [4. С. 23]. В результате было решено открыть историко-археологический музей в Домике Петра для публики (с 3 января 1895 г.), а управление музеем и изыскание средств на его содержание передать в ведение особого комитета в составе А. М. Меморского, А. И. Звездина и В. И. Снежневского (Там же).

В этих перипетиях относительно размещения музея в Домике Петра и дальнейшего перенесения его в Дмитровскую башню В. Г. Короленко как член НГУАК вынужден был взаимодействовать с одним из тех, кто осуществлял над ним полицейский надзор - губернатором Н. М. Барановым (почетным попечителем НГУАК). Необходимо указать, что в силу своей разносторонней общественной активности, В. Г. Короленко участвовал также и в других общегубернских «кампаниях», выпавших на время губернаторства Баранова (1882-1897) - борьбе с голодом 1891-1892 гг., с эпидемией холеры 1892 г., обличениях злоупотреблений нижегородской банковской элиты, расхищений в кассах, взяток в полиции и т.п. Личные взаимоотношения между ними неоднократно оказывались предметом исследования нижегородских краеведов и литературоведов. Согласно мнению И. А. Макарова, В. Г. Короленко «не мог простить» губернатору «установления полицейской слежки» [15. С. 263] за ним и его семьей, именно по причине глубокой личной антипатии к нему выступал в печати с разгромными статьями. Анализ этого и других утверждений И. А. Макарова относительно отношений Баранова и Короленко провела с привлечением в качестве источников писем и дневников писателя, ведущий библиограф отдела краеведческой литературы Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки им. В. И. Ленина Л. И. Шиян [23. С. 135-137]. Автор показала, что критическая направленность публицистики Короленко не есть следствие личной неприязни к губернатору, а нравственная необходимость его как журналиста и всей местной публицистики - «стоять на страже законного порядка повсюду» [23. С. 136]. Дневниковые записи и личные письма В. Г. Короленко свидетельствуют о том, что писатель оценивал деятельность губернатора в тех сложных условиях по справедливости, отмечая как нарушения законности, личный произвол, так и «светлые стороны» в деятельности высшей нижегородской администрации [23. С. 137]. Н. М. Баранов, в свою очередь, тоже отметил вклад В. Г. Короленко в привлечение пожертвований для голодающих, оплатил его командировку в пострадавшие уезды, преодолевая сопротивление департамента полиции ввиду привлечения поднадзорного (Там же). Эти положения подтверждает и история нижегородского музейного строительства. В. Г. Короленко мог лично наблюдать то, как губернатор Баранов поддержал открытие в Нижнем Новгороде НГУАК, сделал все возможное для приобретения Домика Петра, его реставрации, участвовал в пополнении музейных коллекций [10. С. 296]. Эти факты дают основание признать, что отношения писателя и губернатора далеко не исчерпывались дихотомией «поднадзорный - надзиратель», а развивались на фоне совместной общественной и культурной деятельности, пересекались в одном кругу общения и пространстве одного города.

Наряду с вопросами организации и размещения исторического и художественного музеев, обсуждалась также проблема восстановления и сохранения башен Нижегородского кремля, имевших в то время весьма непрезентабельный вид. Как самый правильный способ использования этих помещений члены НГУАК неоднократно предлагали музеефикацию кремлевских башен [12]. В декабре 1894 г. члены комиссии констатировали, что некоторые башни «находятся в крайне печальном положении: с обрушившимися в разных местах сводами и лестницами, полуразрушенными дверями, с обвалившеюся облицовкой, заваленные мусором» [5. С. 27]. 10 декабря архивной комиссией было направлено ходатайство в городскую думу о включении мероприятий по приведению в порядок кремлевских стен и башен в программу подготовки к Выставке 1896 г. По мнению архивной комиссии, «многие из посетителей ее пожелают, без сомнения, обозреть этот памятник древности» (Там же). В октябре 1895 г. на одном из заседаний член НГУАК И.И. Вишневский вновь указывал на «крайне жалкое состояние» [6. С. 15] башен и стен Нижегородского кремля. В итоге отремонтированной оказалась лишь Дмитровская башня. Реставрационные работы в ней завершились в мае 1896 г., а в июне туда были перенесены коллекции из Петровского домика, разместились пожертвованные художниками картины и выставка Общества художников исторической живописи.

Проблема сохранения нижегородской твердыни как свидетеля славного прошлого Нижнего Новгорода, уникального культурного объекта, интересовала в эти годы и В.Г. Короленко. В 1895 г. он

2013. Вып. 3 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

написал очерк «Десять лет в провинции», в котором содержалось описание нижегородского кремля. К этому времени писатель уже прожил в городе 10 лет, и это описание являлось не фиксацией первого впечатления от увиденного им кремля зимой 1885 г., а отражало уже осмысленную писателем нижегородскую историю и современную ситуацию: «Почтенные старые стены обомшели и кое-где обвалились, но башни были аккуратно срезаны на верхушках и, очевидно, иждивением купечества, нахлобучены дешевыми жестяными шляпами. От этого почтенная старина приобретала вид слегка комический, как старый-престарый дед, которому сын, скупой, хоть и разбогатевший, покрыл почтенную голову своим поношенным и засаленным «котелком» рыночного фасона. И старики смиренно стояли на горе в своих шляпенках, как бы чувствуя, что их время давно миновало» [8. С. 168]. Далее Короленко описал гостиный двор и базар, расположившиеся прямо у стен кремля на главной площади города и символизирующие «торжество торговли и торговцев как эмблему века: перед ними меркнет даже великая старина» [20. С. 169]. В этом очерке проявился талант Короленко-публициста, критически и с долей сарказма представившего свое отношение к позиции нижегородской власти и купечества относительно сохранения памятников древности. Оно предстает как метафора: «скаредный сын-торговец, разбогатевший, но с убогим вкусом пошловатого «рыночного» толка, нахлобучивший на голову одряхлевшего старика-отца жалкий, видавший виды котелок» [20. С. 168], которая лучше всего разъясняет причины недостаточного внимания и финансовых вложений в реставрацию кремля. Кроме того, требуемая членами НГУАК профессиональная историческая реконструкция и музеефи-кация башен была гораздо затратнее, чем подобного рода «рыночные» приспособления - плоские жестяные крыши (Там же).

Не осталась в стороне от внимания В. Г. Короленко и проблема сохранения кустарных промыслов Нижегородской губернии. Работа по изучению кустарных промыслов России была инициирована Министерством финансов еще в 1870-е гг. в целях выявления существующих в каждой губернии кустарных промыслов, знакомства с их состоянием и выработки программы мер для оказания помощи кустарям, поднятия технического и художественного уровня их изделий, организации сбыта продукции. В Нижегородской губернии изучением состояния кустарных промыслов начал заниматься в 1870-е гг. А. С. Гациский, будучи секретарем статкомитета, а затем статистическое отделение губернского земства. В 1880-е гг. в эту деятельность включилось Нижегородское отделение Императорского Русского технического общества (НОИРТО). Создание выставок и музеев образцов и орудий кустарных производств было признано одной из мер содействия кустарям, стало также одним из направлений нижегородского музейного строительства в 1880-1890-е гг. Изучение кустарных промыслов губернии вылилось в организацию при участии НОИРТО на нижегородской ярмарке в июле 1885 г. выставки кустарных и сельскохозяйственных произведений, открытие постоянной Выставки кустарных изделий и рукоделий в Нижнем Новгороде в 1889 г., организацию в 1888 г. музея в с. Павлове, где демонстрировались образцы металлических производств павловских кустарей. В 1896 г. кустарный склад-музей был открыт при губернском земстве. В организации кустарных музеев также заметно участие губернатора Н. М. Баранова как почетного председателя НОИРТО [10. С. 298].

В. Г. Короленко включился в деятельность статистического отделения земства по исследованию кустарного района павловских металлистов. Вместе с главой нижегородских статистиков Н. Ф. Анненским он посетил с. Павлово в июне и декабре 1889 г., а затем в апреле и сентябре 1890 г. [24. С. 228-229]. В результате в 1890 г. в «Русской мысли» были напечатаны «Павловские очерки», рисующие упадок промысла, тяжелое положение кустарей-металлистов, вынужденных ежедневно дышать железной пылью, продавать изделия скупщикам за гроши, страдать от недостатка спроса и конкуренции с фабричным производством.

Таким образом, период пребывания в Нижнем Новгороде В. Г. Короленко по многим объективным причинам стал временем осуществления активного музейного строительства. Инициатива по созданию «губернского музеума» исходила от статкомитета еще в 1860-е гг., но только в 1885 г. удалось открыть в городе первый научно организованный музей (земский естественно-исторический) с широкими просветительскими функциями. Этому способствовала, помимо прочего, та живая общественная среда, которая сложилась под влиянием В. Г. Короленко. Выступив критиком художественной выставки 1886 г., он обозначил направление деятельности нижегородских художников, сближения их творчества с потребностями местных зрителей. Будучи членом НГУАК, участвовал в обсуждении судьбы историко-археологического музея, демонстрируя понимание музея как научного учреждения, требующего участия специалистов. Косвенно он оказался причастным к решению проблем

сохранения стен и башен Нижегородского кремля, привлек внимание общественности к бедственному положению павловских кустарей. В. Г. Короленко поддерживал дружеские отношения с теми, кто стоял у истоков нижегородской музейной истории - А. С. Гациским, Н. М. Сибирцевым и др., общался с нижегородскими художниками и членами НГУАК. По иронии судьбы, в нижегородском музейном строительстве наряду с В. Г. Короленко участвовали те, кто осуществлял за ним полицейский надзор: губернатор Н. М. Баранов и председатель жандармского управления генерал И. Н. Познан-ский, занимавший должность председателя НОИРТО, инициатор создания постоянной Выставки кустарных изделий и рукоделий Нижегородской губернии.

Широта научных и художественных интересов писателя, осознание важной роли интеллигенции в просвещении и духовном освобождении разных социальных слоев, наряду с другими преобразованиями нижегородской действительности, способствовали возникновению и развитию в Нижнем Новгороде музейных учреждений, формированию уважительного отношения к памятникам прошлого.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГорькийМ. Время Короленко // Собр. соч.: 30 т. Т. 15. М.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1949.

2. Действия НГУАК. Журнал XXIII заседания. 2 января 1894 г.

3. Действия НГУАК. Журнал XXVIII заседания. 4 декабря 1894 г.

4. Действия НГУАК. Журнал XIX заседания. 18 декабря 1894 г.

5. Действия НГУАК. Журнал XXX заседания. 19 марта 1895 г.

6. Действия НГУАК. Журнал XXXIV заседания. 22 октября 1895 г.

7. Каталог первой Нижегородской художественной выставки 1886 г. Н. Новгород, 1886.

8. Короленко В. Г. Десять лет в провинции // Полн. собр. соч. Т. 15. Гос. изд-во Украины, 1925-1927.

9. Протокол XIV очередного собрания Нижегородской городской думы 14 июля 1894 г.

10. Акопян П. А., Уткина Н. А. Губернатор Н. М. Баранов и музейное строительство в Нижнем Новгороде // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2012. №4(1).

11. Архангельский С. И. Из истории краеведческой идеи в Нижегородском крае (Мельников-Печерский - Га-цисский - Короленко) // Краеведение. 1925. Т. 2, №1-2.

12. Давыдов А. И. Проекты музеефикации башен Нижегородского кремля конца XIX - начала XX века // Нижегородский кремль. К 500-летию основания каменной крепости - памятника архитектуры XVI в.: материалы науч. конф. 13-14 сентября 2000 г. Н. Новгород, 2001.

13. Илевский А. Первая в провинции // Горьковский рабочий. 1967. 20 сентября.

14. Кузнецов А.А. Неизвестный автограф В. Г. Короленко, обнаруженный Н.И. Приваловой // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. Сер. Филология. 2006. Вып. 1 (7).

15. Макаров И. А. Губернаторы и полицмейстеры. Н. Новгород: Книги, 2005.

16. Рязанова Н. В. Развитие культуры Нижнего Новгорода в 1896-1917 гг.: исторический аспект: дис. ... канд. ист. наук. Н. Новгород, 2003.

17. Сборник памяти В. И. Снежневского. Действия НГУАК. Н. Новгород, 1908. Т. VII.

18. Свободов А. Н. В Нижнем Новгороде на заре ХХ века (к характеристике культурного и литературного гнезда) // Нижегородский краеведческий сборник. Н. Новгород, 1924. Т. 1.

19. Уткина Н. А. Н. М. Сибирцев - исследователь Нижегородского края (1882-1892) // Региональная история, локальная история, историческое краеведение в предметных полях современного исторического знания: сб. ст. и материалов Всерос. науч. конф. 25-26 октября 2012 г. Ижевск: Удмуртский университет, 2012.

20. Фортунатов А. Н. Нижегородский кремль в воспоминаниях В. Г. Короленко (мемуарный и журналистский подход) // Нижегородский кремль. К 500-летию основания каменной крепости - памятника архитектуры XVI века: материалы науч. конф. 13-14 сентября 2000 г. Н. Новгород, 2001.

21. Фортунатов Н. М. В. Г. Короленко в Нижнем Новгороде. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1986.

22. Храбровицкий А. В. Короленко - художественный критик // Художник. 1966. №3.

23. Шиян Л.И. Баранов и Короленко. По страницам книги И.А. Макарова «Губернаторы и полицмейстеры» // Нижегородский музей. 2006. №9-10.

24. Шиян Л.И. Время Короленко в Нижегородском крае 1885-1896 гг. Хроника // Записки краеведов. Н. Новгород: Книги, 2004.

Поступила в редакцию 14.11.12

N.A. Utkina

V.G. Korolenko and museum building in Nizhny Novgorod

The article is devoted to V.G. Korolenko's participation in the museum building in Nizhny Novgorod (1885-1896). The vigorous public activity of Korolenko promoted development of the main directions of Nizhny Novgorod museum organization in the 1880-1890-s (art, history - archaeology, handicraft). V.G. Korolenko's activity in the Nizhniy Novgorod's 'Gubernian' Archival Commission, his views on Nizhny Novgorod art life and a problem of preservation of Nizhny Novgorod Kremlin are considered.

Keywords: V.G. Korolenko, Nizhny Novgorod, Nizhniy Novgorod 'Gubernian' Archival Commission, Nizhny Novgorod Kremlin, museum, history.

Уткина Надежда Алексеевна, аспирантка

Нижегородский государственный педагогический университет

603005, Россия, г. Н. Новгород, ул. Ульянова, 1 E-mail: [email protected]

Utkina N.A., postgraduate student

Nizhny Novgorod State Pedagogical University 603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanova st., 1 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.