Научная статья на тему 'Губернатор Н. М. Баранов и музейное строительство в Нижнем Новгороде'

Губернатор Н. М. Баранов и музейное строительство в Нижнем Новгороде Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
242
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н.М. БАРАНОВ / А.С. ГАЦИСКИЙ / А.А. КАРЕЛИН / НИЖНИЙ НОВГОРОД / МУЗЕЙ / ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ / НИЖЕГОРОДСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ УЧЕНАЯ АРХИВНАЯ КОМИССИЯ / N.M. BARANOV / A.S. GATSISKY / A.A. KARELIN / NIZHNI NOVGOROD / MUSEUM / NIZHNI NOVGOROD GOVERNORATE ARCHIVAL COMMITTEE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Акопян Павел Арменович, Уткина Надежда Алексеевна

Рассматривается культурно-исторический аспект политической деятельности нижегородского губернатора Н.М. Баранова. Представлена роль Н.М. Баранова в создании в Нижнем Новгороде исторического, художественного и других музеев в конце XIX в. Музейное строительство Н.М. Баранов вел вместе с А.С. Гациским, А.А. Карелиным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNOR N.M. BARANOV AND THE ORGANIZATION OF MUSEUMS IN NIZHNI NOVGOROD AT THE END OF THE 19th CENTURY

The article describes the cultural and historical aspects of the political activities of N.M. Baranov, the Nizhni Novgorod governor (1881-1897). The authors come to the conclusion that N.M. Baranov together with A.S. Gatsisky and A.A. Karelin, prominent Nizhni Novgorod figures of culture, took an active part in organizing the History Museum, the Art Museum and other museums in Nizhni Novgorod at the end of the 19th century.

Текст научной работы на тему «Губернатор Н. М. Баранов и музейное строительство в Нижнем Новгороде»

История

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 4 (1), с. 295-299

295

УДК 94

ГУБЕРНАТОР Н.М. БАРАНОВ И МУЗЕЙНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ

© 2012 г. П.А. Акопян, Н.А. Уткина

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]

Поступила в редакцию 29.05.2012

Рассматривается культурно-исторический аспект политической деятельности нижегородского губернатора Н.М. Баранова. Представлена роль Н.М. Баранова в создании в Нижнем Новгороде исторического, художественного и других музеев в конце XIX в. Музейное строительство Н.М. Баранов вел вместе с А.С. Гациским, А.А. Карелиным.

Ключевые слова: Н.М. Баранов, А.С. Гациский, А.А. Карелин, Нижний Новгород, музей, военноморской флот, Нижегородская губернская ученая архивная комиссия.

Нижегородский губернатор, генерал-лейтенант Николай Михайлович Баранов (1836-1901) обычно вспоминается в связи с получившими общероссийскую известность мероприятиями: борьба с голодом в губернии после неурожая 1891-1892 гг. и с эпидемией холеры в 1892 г., проведение в Нижнем Новгороде XVI Всероссийской художественной и промышленной выставки 1896 г., благоустройство города. В период его губернаторства (1882-1897) получили официальную поддержку выявление, сбор и сохранение древностей Нижегородского края, археологических памятников, архивных документов. Исследование культурно-просветительской деятельности губернатора Баранова позволяет определить его роль в нижегородском музейном строительстве, проследить историю взаимоотношений властей с музеями, начинавшими завоевывать свое место в системе культурных учреждений города и приобретать в сознании горожан статус культурной нормы.

Отношение губернатора к нижегородским древностям прослеживается в обращениях 1884 г. к губернскому земству, городскому голове и губернскому предводителю дворянства в связи с учреждением Нижегородской ученой архивной комиссии (НГУАК): «...относительно сохранения памятников старины у нас почти ничего не сделано. и чем дальше, тем непоправимее будет наше до сих пор достаточно равнодушное отношение к родной старине» [1, с. 3335]. Власти отнеслись к инициативе создания НГУАК «сочувственно» и выделили: земство -500 рублей ежегодно, городская дума - 300 рублей ежегодно, дворянство - 500 рублей единовременно [1, с. 36]. По ходатайству Баранова городской голова предоставил НГУАК удобное

и бесплатное помещение - Ивановскую башню кремля [1, с. 56].

В переписке Н.М. Баранова с директором Археологического института Н.В. Калачовым по вопросу создания НГУАК говорилось, что при ней будут сформированы архив, библиотека и музей, которые «должны в довольно короткое время не только составиться, но и постоянно увеличиваться» [1, с. 38]. К открытию НГУАК в 1887 г. в Н. Новгороде существовала небольшая историко-археологическая коллекция (музей), собранная секретарем статистического комитета и первым председателем НГУАК А.С. Га-циским. Создание исторического музея было инициировано членами статкомитета В.А. Ау-новским и А.П. Смирновым в 1863 г. С 1867 г. при участии А.С. Гациского началось пополнение его экспонатами. Их передавали члены статкомитета из уездов губернии, уездные власти, священники, местные жители. Это были древние монеты, кости доисторических животных, археологические находки, предметы прикладного искусства, орудия труда, утварь, кустарные изделия.

Число экспонатов росло. Вскоре встал вопрос о помещении для музея. А.С. Гациский обратился к властям. Хотя до Баранова нижегородские губернаторы не были равнодушны к его просьбам, проблемы не решались. Губернатор А.А. Одинцов в 1868 г. направил на рассмотрение городской думы ходатайство о приспособлении под музей Тайницкой башни кремля. Но городской голова А.М. Губин заявил, что на ремонт башни «город свободных сумм не имеет» [2, с. 58]. Губернатор П.И. Ку-тайсов в 1874 г. предложил поместить музей в свободных комнатах, где ранее размещалась

канцелярия губернатора. Весной 1876 г. вновь была осмотрена одна из башен, Кутайсов обещал выделить на «первоначальное обзаведение» музея тысячу рублей. Но губернское земское собрание постановило ходатайства статкоми-тета «о субсидиях на устройство. местного музея. отклонить» [3, с. 678].

Это вынудило Гациского расстаться с большей частью собранных экспонатов. В 1872 г. предметы, переданные на политехническую выставку в Москву, были оставлены московскому общеобразовательному музею [4, с. 493]. В 1877 г. часть предметов отправили в сельхоз-отдел политехнического музея Москвы, ископаемые кости животных и окаменелости - в Московское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии [3, с. 732]. Кустарные изделия в 1882 г. были переданы в технический музей, устраиваемый Нижегородским отделением Императорского Русского технического общества (НОИРТО) [3, с. 791].

Возглавив в 1887 г. НГУАК, А.С. Гациский не отказался от замысла об историческом музее. Найденные в губернии древности заполняли подоконники, стены и пол Ивановской башни. Проблему помещения помог решить Н.М. Баранов. Он и Гациский в 1888 г. обратили внимание на здание XVII в. - дом на Почаинской улице, где 16 мая 1695 г., по преданию, останавливался Петр Великий. При поддержке Баранова было решено сохранить дом как памятник пребывания в Нижнем, «центре речного судоходства», Петра I - «дедушки русского флота» [5, с. 17].

На заседании НГУАК 22.10.1888 г. Н.М. Баранов предложил принять приобретенный на собранные им пожертвования дом в ведение комиссии для устройства исторического музея [5, с. 17]. Члены НГУАК, указав на то, что в Положении об архивных комиссиях не оговорено право приобретения ими «недвижимых имений», обратились с соответствующим ходатайством в комитет министров. 28.06.1892 г. император утвердил положение «предоставить. архивным комиссиям право приобретать в собственность, для достижения целей их деятельности, недвижимое имущество на свое имя всеми законными способами» [6, с. 2]. Частное ходатайство НГУАК в связи с «Домиком Петра» получило положительное решение общероссийского характера.

Н.М. Баранов, озабоченный изъятием дома из частного владения, стал оформлять купчую крепость на «Домик Петра» на нижегородское речное училище, приобретшее землю рядом с ним для строительства своего здания (училище, открытое в 1887 г. также по инициативе Бара-

нова, стало первым в России) [7]. В 1889 г. с разрешения министерства путей сообщения купчая была совершена на имя попечительного совета речного училища. Фактически же «Домик» оказался в ведении НГУАК, занявшейся устройством исторического музея.

Губернатор содействовал пополнению коллекций и ремонту здания. Согласно протоколу Особого совещания по приспособлению дома на Почайне к помещению Петровского музея архивной комиссии, состоявшегося 16.05.1890 г., на средства, переданные Барановым (700 рублей), для музея были приобретены предметы церковного, домашнего и военного быта [8, с. 341]. Губернатор предложил архитектору Н.П. Иванову начать реставрацию дома, поскольку «найдены будут и средства на покрытие расходов на этот предмет» (предполагалось затратить до 3000 рублей) [8, с. 341]. Баранов также передал на пополнение музея 1593 рубля, «представленных азиатскими купцами» [5, с. 18].

К 1894 г. в составе музея числилось 1359 предметов. На ремонт «Домика» и устройство его помещений было затрачено до 5000 рублей, собранных Барановым а качестве частных пожертвований [5, с. 19]. В документах того времени, касающихся истории музея, подчеркивалось, что он создавался «стараниями и заботами» непременного попечителя НГУАК губернатора Баранова и «трудами» ее первого председателя Гациского. Но большую работу по формированию музея, методике его научной организации, привлечению внимания к сохранению древностей проделал Гациский.

История русского флота и музейное дело были не чужды Н.М. Баранову в силу его предыдущей службы до назначения на пост нижегородского губернатора. В 1856 г. он окончил Морской кадетский корпус, с 1858 г. по 1860 г. служил старшим офицером на судах Русского общества пароходства и торговли. Вернувшись к военной службе, Баранов сконструировал принятую на вооружение скорострельную винтовку [9, с. 87].

12.02.1864 г. он возглавил Модель-камеру и модельную мастерскую Санкт-Петербургского порта [9, с. 87]. Созданная при Петре I Модель-камера (первое упоминание в январе 1709 г.) [10, с. 16], в 1820-е гг. представляла собой «Му-зеум Государственного Адмиралтейского департамента». Но, по приказу Николая I от 19.10.1827 г., посчитавшего «музеум» малополезным и полным предметов, «ничего общего с морским делом не имеющих» [10, с. 21], он был почти расформирован и отброшен к своему начальному виду - Модель-камере. После Крымской войны в условиях перехода от парусного

кораблестроения к паровому, ощущалась потребность в сохранении истории флота и демонстрации новейших технических достижений [10, с. 21]. Флотское начальство обратило внимание на Модель-камеру, решив воссоздать на ее основе Морской музей. Это было поручено лейтенанту Баранову. Он, исследовав портовые склады и хранилища морского ведомства, разыскал и вернул многие экспонаты, принадлежавшие «Музеуму». Баранов добился поступления в музей образцов новейших изобретений в военно-морской сфере. Благодаря ему музей открылся в 1867 г. в здании Главного Адмиралтейства, коллекции и экспозиционные площади увеличивались с каждым годом [10, с. 22].

Н.М. Баранов не только «хранитель древностей» русского флота, он творил и его историю. Боевых отличий удостоился в русско-турецкую войну 1877-1878 гг.: командуя пароходом «Веста», он одержал победу над превосходящим по мощи турецким броненосцем. За это Баранов был награжден орденом Св. Георгия 4й степени, пожалован следующим чином и званием флигель-адъютанта [9, с. 89]. Были у него и другие награды.

Таким образом, внимание Баранова к «Домику» Петра I и желание сделать его музеем объясняются сформировавшейся у него еще в Петербурге потребностью сохранения традиций русского флота. Прочувствовав трудности и радость сбора музейных предметов, он оценил рвение, с которым Гациский и сотрудники НГУАК создавали исторический музей. К сожалению, Гациский не дожил до его открытия в 1895 г.

В 1894 г. Баранов поддержал инициативу нижегородца, почетного вольного общника Академии художеств А.А. Карелина по созданию в городе художественного музея. Губернатор посоветовал ему обратиться в Распорядительный комитет Всероссийской выставки 1896 г. В комитете Карелин заявил о необходимости повышения уровня художественного образования нижегородцев - создания художественного музея и рисовальной школы. Разместить их он предложил в Дмитровской башне кремля. Распорядительный комитет Выставки, городская управа и городская дума поддержали идею художественного музея, дабы он во время Выставки «служил бы притягательною силою для посещения города прибывающею публикою» [11, с. 29]. 15.07.1894 г. городская дума постановила выделить средства на реставрацию Дмитровской башни. Еще было решено разместить в ней выставку Общества художников исторической живописи, председателем которого был Карелин.

На заседании НГУАК 4.12.1894 г. А.М. Ме-морский предложил объединить исторические коллекции с проектируемым художественным музеем и открыть в 1896 г. «один общий музей» [5, с. 20]. Эта идея обсуждалась 7 декабря на Особом совещании по устройству Петровского исторического музея в Н. Новгороде под председательством губернатора [5, с. 24-25]. Он согласился соединить исторический музей с художественным из-за неудобства его посещения (здание удалено от главных улиц города) и передать на содержание города, дабы музей не зависел от случайных пожертвований и скудных средств НГУАК.

Пока шла реставрация Дмитровской башни, «Петровский» музей был открыт для публики с 03.01.1895 г. [2, с. 45]. Н.М. Баранов, возглавив комиссию по реставрации, обратился к академику Н.В. Султанову с просьбой сделать проект реставрации и утвердить его в Императорской Археологической комиссии (ИАК). Проект Султанова был принят нижегородцами неоднозначно [12]. Он предполагал не восстановление древней башни, а приспособление ее под музей: верхняя часть расширялась под машикули, чтобы устроить большие окна; внутренности башни придавался вид «обыкновенной музейной залы» с балконом по стенам для археологических коллекций; для освещения картин был предусмотрен верхний свет в виде стеклянного фонаря; устраивалась лестница в башню для посетителей с внутренней стороны кремля [13].

После утверждения проекта ИАК в мае 1895 г. началась реставрация. В ходе ее выяснилась ошибочность проекта: обозначились прямые зубцы башни, противоречащие расширению верха. Производитель работ архитектор П.П. Малиновский сообщил об этом НГУАК, а она - Баранову. Губернатор отстаивал проект Султанова, противоречивший данным натурного осмотра, и повел себя «как человек военный, привыкший к. неукоснительной дисциплине. не мог потерпеть неисполнения решения вышестоящей инстанции». Султанов, будучи в августе в Н. Новгороде, «задавил» несогласных своим авторитетом и при поддержке губернатора обосновал правильность проекта. Но осенью 1895 г. нижегородцы (в частности, члены НГУАК) отозвались рядом газетных фельетонов по поводу реставрации башни. Н.М. Баранов пресек все гласные обсуждения и добился исполнения проекта, утвержденного ИАК [12]. Работы продолжились. Средств города не хватало, и Баранов инициировал частную подписку нижегородцев, которая дала недостающие 16350 рублей [14, с. 18]. После реставрации, по ходатайству Баранова, Академия художеств

прислала в дар музею 7 картин и 12 гипсов с античных мраморов [14, с. 20]. Вскоре в Дмитровской башне разместились исторические коллекции из Домика Петра.

Музей был открыт, по предложению Баранова, 25.06.1896 г. - в столетие со дня рождения Николая I - в благодарность царю, направившему средства пошлинного судового сбора на ремонт стен и башен кремля. На открытии губернатор поздравил нижегородцев, а А.А. Карелин и городской голова барон Д.Н. Дельвиг принесли ему «глубочайшую благодарность за все его заботы и попечения по устройству городского художественного и исторического музея». Карелин вручил ему диплом почетного члена Общества художников исторической живописи [14, с. 23].

Губернатор Баранов участвовал и в организации кустарного музея при НОИРТО, почетным председателем которого он был. В 18701880-е гг. Министерство финансов вело изучение кустарных промыслов России. Целями его была выработка программы помощи кустарям, поднятие технического и художественного уровня изделий, организация сбыта продукции. В Нижегородской губернии этой работой занимался в 1870-е гг. секретарь статкомитета Гаци-ский, а затем - статистическое отделение губернского земства. В 1880-е гг. подключилось НОИРТО. Создание музеев образцов и орудий кустарных производств было одной из мер содействия кустарям. В декабре 1884 г. член НОИРТО А.Л. Рождественский в качестве такой меры предложил устройство кустарно-промышленной выставки [15].

Она должна была знакомить покупателей с образцами, новыми техническими и художественными приемами обработки кустарных изделий. Н.М. Баранов возглавил Комитет по устройству выставки. Она открылась 15.07.1885 г. в здании-павильоне ярмарки в составе кустарно-промышленного (524 экспонента) и сельскохозяйственного (47 экспонентов) отделов. По итогам присуждались награды: медали золотые, серебряные, бронзовые и почетные отзывы [16]. Устроители выставки хотели, чтобы она «обратилась в постоянный музей кустарно-промышленных изделий с правильно организованным бюро для заказов» [17]. По инициативе НОИРТО в марте 1888 г. в здании губернского правления в кремле открылась выставка-продажа кустарных изделий [18]. Но деревенский кустарь робел «переступать. порог такого святилища, каковым ему представляются губернские присутственные места» [19, с. 79]. НОИРТО обратилось к Баранову, как бывшему председателю Комитета по устройству выставки

1885 г., с просьбой выделить на устройство музея 5000 рублей, накопившиеся вследствие сдачи в аренду помещения выставки на ярмарке.

На эти деньги претендовало и губернское земство, тоже желавшее создать кустарный музей. Председатель земства А.В. Баженов заявил, что НОИРТО ориентируется на улучшение технической стороны кустарных производств, тогда как надо «устранить зло, которое скупщики причиняют своим посредничеством между кус-тарями-производителями и потребителями» [20]. Эти противоречия вылились в статью председателя НОИРТО И.Н. Познанского [21]. Он доказывал, что выход кустарных производств из кризиса возможен лишь при использовании достижений науки и техники в обработке материала, в изменении «дедовских» приемов работы. Губернатор счел нужным направить 5000 рублей в распоряжение НОИРТО. В ноябре 1888 г. Познанский нанял для музея помещение и начал прием изделий, а 02.01.1889 г. открылась Постоянная выставка кустарных изделий и рукоделий» [19, с. 80, 81].

Н.М. Баранов покинул губернаторский пост в 1897 г., но его имя оставалось в уставах Нижегородского городского художественного и исторического музея как «пожизненного непременного попечителя». 19.05.1897 г. ему было присвоено звание почетного гражданина Нижнего Новгорода [22].

Современники осуждали взрывной характер Баранова: Горький называл его «взбалмошным губернатором» [23, с. 131]. Министр финансов С.Ю. Витте, наблюдавший за ним во время борьбы с холерой, наоборот, писал, что «он был. распорядительным губернатором. население относилось к нему с доверием и благодарностью» [24, с. 271]. Часто повторяется характеристика, данная ему В.Г. Короленко: «Фигура яркая, колоритная, выделявшаяся на тусклом фоне бюрократических бездарностей. Человек даровитый, но игрок по натуре, он основал свою карьеру на быстрых, озадачивающих проявлениях “энергии”» [25, с. 26]. В отношении же музейного строительства присущая Баранову решимость и энергия оказались кстати. Узнав о существовании Домика Петра, отданного под квартиры, он не ждал разрешения на приобретение здания, быстро провел расселение и составил купчую. В 1896 г. Н. Новгород принял Всероссийскую выставку, и губернатор сделал все, чтобы в городе было что посмотреть.

Надо отметить особую проницательность

Н.М. Баранова в деле дальнейшего культурного развития города и институтов сохранения исторической памяти. Губернатор принял участие в подготовке празднования главнейшего для ни-

жегородцев юбилея - 300-летия ополчения Минина и Пожарского. Он возглавил созданный еще в 1889 г. при НГУАК Особый отдел, занимавшийся выработкой программы юбилейных мероприятий. Появление художественно-исторического музея, театра и другие преобразования поставили Н. Новгород в один ряд с культурными центрами России. Дмитровская башня до сих пор остается музеефицированной, ее облик служит символом города. Баранов поддержал осознанную нижегородцами «музейную потребность», ввел среди элиты практику пожертвований на нужды музея. Дальновидный попечитель, он дал нижегородцам возможность знакомства с собственной культурой и историей, местными промыслами, шедеврами русского изобразительного искусства.

Список литературы

1. Историческая записка об учреждении в Нижнем Новгороде губернской ученой архивной комиссии (1884-1887).

2. Звездин А.И. К истории Петровского археологического музея в Н. Новгороде // Действия НГУАК. Т II. Вып. 15. 1895.

3. Нижегородский Сборник. Т VIII. Н. Новгород, 1889.

4. Нижегородский Сборник. Т. VII. Н. Новгород, 1887.

5. Действия НГУАК. Журналы и доклады XXV - XXXI заседаний с 27 апреля 1894 по 9 апреля 1895 года. Н. Новгород, 1895.

6. Действия НГУАК. Вып.12-14. Н. Новгород,

1894.

7. Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). Ф. 2. Оп. 6. Д. 2344. Л. 1-15.

8. Действия НГУАК. Вып. 1-11. Н. Новгород, 1893.

9. Куликов Ю.С. Командир «Весты» // История Петербурга. 2004. № 6 (22). С. 87-92.

10. Курносов С.Ю. «Содержать во всяком сбережении» // Аврора. 2010. № 5. С. 15-29.

11. Протокол XIV очередного собрания Нижегородской городской думы 14 июля 1894 г

12. Давыдов А.И. Реставрация Дмитровской башни Нижегородского кремля 1895-1896 годов в оценке современников (К вопросу становления методов научной реставрации в России) // Открытый текст [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://opentextnn.ru/ space/nn/kxemlin/?id=2637

13. Султанов Н. Приспособление Дмитровской башни Нижегородского Кремля под музей // Зодчий.

1895. № 9. С. 65-66.

14. Нижегородский Художественный и Исторический музей. Каталог и исторический очерк музея. Н. Новгород, 1896.

15. Доклад члена НОИРТО А.Л. Рождественского о нижегородской промышленной выставке в 1885 году и причинах ее вызывающих // Нижегородские губернские ведомости (НГВ). 1885. № 6. 6 февраля. С. 3-5.

16. НГВ. 1885. № 37, 38.

17. Нижегородская кустарно-промышленная и сельскохозяйственная выставка // НГВ. 1885. № 30. 24 июля. С. 1-2.

18. Записка совета НОИРТО относительно продажи кустарных изделий // НГВ. 1888. № 40. 5 октября. С. 2-3.

19. Постоянная выставка кустарных изделий и рукоделий Нижегородской губернии, устроенная НОИРТО // Нижегородский вестник пароходства и промышленности. 1889. № 9. С. 79-82.

20. ЦАНО. Ф. 42. Оп. 240. Д. 519. Л. 24.

21. По поводу постановления Нижегородского губернского земского собрания об устройстве земского кустарного музея // Нижегородский вестник пароходства и промышленности. 1889. № 1. С. 1-3.

22. ЦАНО. Ф. 2. Оп. 3. Д. 28. Л. 1, 3.

23. Горький М. Время Короленко // Собрание сочинений (в 8 томах). Т. 3. М.: Советская Россия, 1988.

24. Витте С.Ю. Воспоминания. Т. 1. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1960.

25. Нижегородский сборник памяти Вл. Гал. Короленко. Н. Новгород, 1923.

GOVERNOR N.M. BARANOV AND THE ORGANIZATION OF MUSEUMS IN NIZHNI NOVGOROD

AT THE END OF THE 19th CENTURY

P.A. Akopian, N.A. Utkina

The article describes the cultural and historical aspects of the political activities of N.M. Baranov, the Nizhni Novgorod governor (1881-1897). The authors come to the conclusion that N.M. Baranov together with A.S. Gatsisky and A.A. Karelin, prominent Nizhni Novgorod figures of culture, took an active part in organizing the History Museum, the Art Museum and other museums in Nizhni Novgorod at the end of the 19 century.

Keywords: N.M. Baranov, A.S. Gatsisky, A.A. Karelin, Nizhni Novgorod, museum, Nizhni Novgorod Governorate Archival Committee.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.