УДК 373. 29
РО!: 10. 23951/2307-6127-2019-4-27-34
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ
Н. А. Нехороших, О. Ю. Люленкова, С. Е. Окунева
Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, Елец
Рассматриваются условия формирования психолого-педагогических условий адаптации детей к школе уже на этапе дошкольного образования. Отмечается большое влияние степени развития психологических факторов у дошкольников на успешность их адаптации к школьному обучению. Особое внимание уделяется проблеме адаптации детей к школе с учетом развития у них звукопроизношения, лексического и грамматического строя речи, фонематических способностей. Обобщены факторы, влияющие на успешную адаптацию первоклассников. Обосновывается добавление в эту группу факторов еще одного - грамотная и выразительная речь ребенка, правильное произношение букв и слогов, развитые фонематические способности. Был проведен анализ соотношения фонематических способностей и последующей адаптации детей к школе. На теоретическом уровне раскрываются особенности проявления фонематических способностей в процессе обучения в первом классе и их влияние на успешность адаптации к школе не только в учебной деятельности, но и во взаимодействии с педагогами и одноклассниками. Рассматриваются основные подходы к формированию фонематических способностей у дошкольников. Выделяются специфические условия организации занятий в детском саду по развитию фонематических способностей с учетом возрастных особенностей детей и особыми требованиями к организации работы с детьми на данном этапе развития согласно ФГОС ДО. Делается вывод о том, что своевременное развитие фонематических способностей будет способствовать правильному произношению, пониманию речи, ее восприятию, а затем и успешному обучению в школе, что приведет к более благоприятной и положительной адаптации первоклассников.
Ключевые слова: фонематические способности, речь, адаптация, дошкольники, дезадаптация, грамматический строй, звукопроизношение.
Достаточно сложно представить нашу жизнь без общения. Ведь именно общаясь человек развивается, набирается опыта, обменивается информацией, делится знаниями, умениями. Благодаря речи дети воспринимают окружающее пространство, оценивают окружающую действительность, анализируют ее и синтезируют, легче адаптируются в окружающей среде и в школьной жизни.
Известным фактом является то, что речь включает в себя звукопроизношение, лексический и грамматический строй, фонематические способности. Своевременное развитие этих элементов помогает детям легче адаптироваться к школьной жизни.
Причины успешной адаптации или дезадаптации первоклассников в школе зависят прежде всего от личностных и характерологических черт обучающихся. Основа их формирования закладывается значительно раньше поступления ребенка в школу. Поэтому и надо начинать осуществлять систематическую работу по подготовке детей к обучению уже на предыдущих этапах их развития, а не в первом классе, когда они уже учатся.
Проблема адаптации первоклассников в настоящее время продолжает оставаться актуальной и значимой, несмотря на большой опыт по ее решению различными специалистами: и педагогами, и психологами, и медиками. Она становится наиболее открытой в связи с
психическим нездоровьем детей, детской раздражительностью, увеличением нервных и психических заболеваний, недоразвитием речи у детей.
Среди отечественных психологов проблему адаптации рассматривали Ф. Б. Березин, В. А. Смирнов, Ф. Е. Василюк, И. Д. Левитов, Ф. В. Бассин, А. А. Налчаджян, Г. М. Андреева, Б. Д. Парыгин, Ю. М. Десятникова, А. Б. Мулдашева, Н. М. Лебедева, Л. Н. Гумилёв и др. На современном этапе данной проблематикой занимались Т. В. Костяк, А. А. Реан, А. Р. Ку-дашев, А. А. Баранов, М. М. Безруких, А. Я. Варламова, А. Л. Венгер, Л. А. Венгер, Т. В. Дорожевец, С. А. Игумнов, Я. Л. Коломинский, М. А. Кувырталова, Е. А. Панько, Л. И. Петрова, М. А. Фадина и др. В психолого-педагогической литературе под адаптацией понимаются процесс и результат согласования человека с окружающим миром, процесс приспособления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам (М. Р. Битянова, Н. Ю. Синягина, М. В. Максимова).
Вся наша жизнь с момента рождения и до самой смерти является непрерывным и бесконечным процессом адаптации к чему-либо или к кому-либо. Авторы в своей работе тоже придерживаются традиционного подхода в определении данного явления и основываются на понимании адаптации как естественного состояния человека, проявляющегося в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Роль адаптации в жизни человека и ее влияние на его выбор представляются важными, они связаны чаще всего с судьбоносными моментами. Значение периода адаптации первоклассников проявляется в том, что от благополучия его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и удобство нахождения в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению, к общению со сверстниками. Школьная адаптация является первой ступенью на пути к благополучному обучению и не только, поэтому недооценивать ее значение невозможно.
М. А. Кувырталова и М. А. Фадина на основе проведенного ими исследования выделили несколько подходов к пониманию школьной адаптации детей в первом классе: психометрический, психологический, социальный, педагогический [1].
Согласно психометрическому подходу успешность адаптации у школьников напрямую связана с уровнем развития у ребенка психических процессов и умений, необходимых для обучения. В соответствии с этим главной целью адаптации и организации обучения первоклассников выступает достижение ими требований ФГОС НОО, а индивидуальное развитие отходит на второй план.
Психологический подход основывается на теории зоны ближайшего развития. Сторонники данной позиции говорят о равнозначности как интеллектуальных, так и личностных способностей школьника для успешного обучения. Сформированные личностные качества ребенка в мотивационной, волевой, умственной и нравственной сферах при актуализации их учителем в процессе обучения являются достаточной основой для выполнения требований программы в отношении достижения личностных, предметных и метапредметных результатов.
Социальный подход устанавливает зависимость успешного обучения школьников от качества взаимодействия со всеми субъектами образовательной среды. Умения наладить взаимоотношения с людьми, следование социальным нормам в общении, выбор способов поведения выступают основными показателями социализации ребенка и помогают избежать значительных трудностей адаптационного периода в первом классе.
Педагогический подход раскрывает зависимость успешной адаптации от особенностей организации образовательного процесса на этом этапе. В данной ситуации администрация школы поможет решить вопросы построения рационального режима дня, а учитель - вопросы создания благоприятной атмосферы на уроках и учета возрастных особенностей младших школьников.
Наблюдения за детьми показывают, что оценка первоклассником себя как ученика, изменение вида деятельности, бесконфликтное семейное воспитание, активная жизненная позиция, лидерский статус в группе ровесников способствуют успешной адаптации детей к школе, в то время как психологическая, физиологическая неготовность к школьному обучению, недовольство в общении со взрослыми, низкий уровень образования родителей, отрицательное отношение учителя и неблагоприятный микроклимат в семье затрудняют процесс адаптации к школе. Учет всех этих факторов в период школьной адаптации детей приводит к продуктивной положительной работе учителя [2].
В целом анализ научной, нормативной и учебно-методической литературы показывает, что проблема школьной адаптации рассматривается всегда в комплексе влияния на процесс ее протекания многочисленных факторов, таких как возраст начала обучения в школе, состояние здоровья ребенка, уровень готовности ребенка к школе, содержание обучения и методика преподавания, посещение детьми дошкольного учреждения, стиль общения учителя с учениками и др. [2-4].
Авторы в своей работе выделяют еще один фактор влияния на успешную адаптацию ребенка в первом классе, затрагивающий не только процесс обучения, но и его социализацию, способствующий в целом дальнейшему развитию и становлению личности человека, - это грамотная и выразительная речь ребенка, правильное произношение букв и слогов, развитые фонематические способности, включающие речевой слух, фонематический слух, фонематическое восприятие.
Речь вообще выделяет человека из мира животных, поэтому переоценить ее влияние на жизнь человека невозможно. Успешность процесса адаптации ребенка в школе зависит в том числе и от этого фактора. Согласно принятым в науке уровням адаптации (физиологический (приспособление к физическим составляющим среды), психологический (особенности памяти, речи, мышления человека), социальный (приспособление к людям)), речь является одним из компонентов психологической составляющей понятия «адаптация». Большое значение для грамотного развития речи у детей имеет своевременное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. В данной работе эти процессы мы относим к фонематическим способностям. Без сформированных фонематических способностей невозможно осуществление самого акта речи и общения.
Речевой слух - понятие широкое, включающее способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать тембр голоса, его выразительность, интонацию. Развитый речевой слух включает в себя и хороший фонематический слух, т. е. умение различать смысл слов, близких по звучанию. Например, рак - раб, коза - коса и т. д. Как известно, для речевого общения достаточно иметь развитый фонематический слух, однако этого мало для усвоения школьной программы. При освоении письма и чтения у детей появляется новая, высшая степень фонематического слуха - звуковой анализ, или фонематическое восприятие: способность устанавливать, какие звуки слышны в слове, определять порядок их следования и количество. Это умение предполагает способность вслушиваться в речь, держать в памяти услышанное слово или названный звук [3, с. 170].
В работах многих ученых (Н. И. Дьякова, Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия, М. Е. Хватцев) фонематический слух рассматривается как некая способность, но с разных позиций:
- способность воспринимать звуки родного языка как смысловые единицы [4, с. 30];
- способность к анализу и синтезу речевых звуков, различению фонем языка [5, с. 122];
- способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать звуки речи в их последовательности в словах и близкие по звучанию звуки [6, с. 3].
В работах Т. Г. Визеля термин «фонематический слух» понимается условно и рассматривается наряду с физическим, неречевым и речевым слухом как наиболее высокий уровень слухового восприятия, предназначенный для дифференциации фонем, в том числе и оппозиционных [7, с. 120].
Имеются различные определения термина «фонематическое восприятие». Так, одни авторы под ним понимают несложный уровень распознавания речевых высказываний, т. е. способность к дифференциации и идентификации всех фонем родного языка [6, с. 3]; другие рассматривают как способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы) [8, с. 5], третьи к фонематическому восприятию относят специальные действия по выделению звуков языка и установлению звуковой структуры слова как его единицы [7, с. 213]. О. Л. Беляева считает, что компонентом фонематического восприятия является фонематический слух, отмечая, что эти умения должны совершенствоваться до уровня навыка (безошибочного фонематического восприятия, фонетического (звукового) анализа слов) [9, с. 56].
Авторов статьи заинтересовал вопрос о том, как влияют фонематические способности на школьную адаптацию. Было проведено экспериментальное исследование в образовательных учреждениях г. Ельца Липецкой области - МБДОУ «Детский сад № 14», МБДОУ «Детский сад № 39», МБОУ «Гимназия № 11», МБОУ ОШ № 15. Всего в эксперименте участвовали 65 детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
В констатирующем эксперименте приняли участие подготовительные группы дошкольных образовательных учреждений. Экспериментальную и контрольную исследовательские группы составили дети, которые посещали детский сад в одной группе согласно их комплектованию.
Полученные в ходе проведенного констатирующего среза уровня сформированности фонематических способностей у дошкольников результаты позволили сделать следующие выводы.
1. Несколько детей затрудняются найти смысловые неточности в тексте, считая, что смысл не нарушен.
2. Определить на слух громкость звучания голоса смогли половина исследуемых детей.
3. Больше половины детей экспериментальной группы затруднялись определить скорость звучания речи.
4. Выделить на слух тембровую окраску разных голосов смогли около половины детей, при этом понадобились подсказки.
5. Многие дошкольники не могли установить ударение в слове и его ритмическую структуру. А некоторые дети вообще игнорировали ударение и произносили слоги без него.
6. Большая часть детей не может выделить акцентируемое слово в фразе. Главная ошибка детей заключалась в том, что они называли не само выделяемое голосом слово, а словосочетание, в котором это слово присутствовало, причем некоторые дети сознательно меняли порядок слов в этих словосочетаниях, ставя в них на первое место именно акцентируемое слово.
В целом можно констатировать, что фонематические способности у детей обеих исследовательских групп развиты недостаточно. Это позволило предположить, что впоследствии данное обстоятельство будет проявляться у них в учебной деятельности, что вызовет затруднения и приведет к менее успешному результату в процессе адаптации к школе.
Однако, несмотря на полученные данные, эти трудности можно преодолеть при осуществлении правильной методики развития фонематических способностей ребенка на доступном материале в ходе специальных занятий по развитию речи и в досуговой деятельности в образовательной среде дошкольного учреждения.
Формирующий эксперимент проходил в последний учебный год пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении. В нем приняли участие дошкольники одной из детсадовсих групп, которые составили экспериментальную исследовательскую группу.
Для успешной адаптации к школе авторы разработали комплекс занятий, направленных на развитие фонематических способностей. Комплекс включает в себя задания на развитие фонематического слуха, умения вслушиваться в звучание слов; на четкое произнесение звуков; на развитие умения вслушиваться и самостоятельно находить слова, сходные и разные по звучанию, на определение места звука в слове. Все занятия проводились с учетом возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка; внедрялись и нетрадиционные методы - стимулирование детей к речевой деятельности, создание поисковых ситуаций, побуждающих к творческим действиям, и др., что впоследствии способствует успешному обучению грамоте и письму и облегчает адаптацию детей к школе.
Все занятия проводились в игровой форме в соответствии с ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Содержание всех видов игр обязательно связано с решением какой-либо из поставленных дидактических задач.
Каждое занятие начиналось с игры с элементами аутотренинга, направленной на создание благоприятной обстановки в группе, на формирование уравновешенного эмоционального состояния у ребят, на сосредоточение внимания детей на предстоящую деятельность.
В течение всего занятия использовались различные варианты проведения игр: и статические виды, когда ребята, сидя за столами, выполняли задания, и подвижные виды, когда дошкольники с помощью активных действий должны были справиться с упражнениями. Это позволяет решать одновременно несколько дидактических и методических задач - смена видов деятельности способствует удержанию внимания детей к выполнению необходимых действий и преодолению усталости, которая очень быстро наступает у дошкольников, что позволяет немного увеличить время проведения занятия в целом. Например, одна из форм проведения игры с помощью активных действий. Педагог называет твердый согласный звук и бросает ребенку мяч. Тот ребенок, который ловит мяч, должен назвать мягкий согласный - пару заданного звука и перебросить мяч экспериментатору. Можно поменять задание: учитель называет мягкие согласные звуки, а дети - их твердые пары.
Задания, которые предлагаются дошкольникам на занятиях, разработаны таким образом, чтобы происходило чередование индивидуальных, групповых и коллективных форм работы детей. Например, к доске приглашается один ребенок для выполнения задания по разбору фонематического состава слова, остальные дети в это время выкладывают это слово на своих столах.
Каждое занятие обязательно завершалось игрой в активной форме, в которой принимали участие все дети. Таким образом подводились итоги работы дошкольников на занятии, обобщался новый материал, закреплялось формирование полученных умений и развитие фонематических способностей.
Заключительную часть занятия можно провести, например, так. Педагог называет имена. Те дети, чье имя произносится, должны выбежать к воспитателю и встать в кружок. Педагог называет разные имена, в том числе и те, которых в группе нет, до тех пор, пока все дети не выбегут к нему. Затем проводится любая коллективная подвижная игра.
Для развития фонематических способностей у дошкольников на занятиях наряду с традиционными приемами использовались и нестандартные способы работы при выполнении различных упражнений. В качестве примера таких упражнений можно привести следующие.
1. Детям предлагается найти ошибки в прочитанном тексте.
Лает кошка из лукошка, На сосне растет картошка, Море по небу летит, Волки съели аппетит. Звонко квакают утята, Тонко квакают котята. Проползла змеею луковица -Получилась перепутаница.
(В. Бурыкина)
2. Определить на слух интонацию и тембр голоса.
Для этого предлагается игра «Узнай по голосу». Вызывается ребенок, и, немного изменяя свой голос, произносит имя одногруппника. Некоторые дети справились безошибочно, другим требовалось повторить несколько раз, а иные дети и вовсе не узнали, чей голос.
3. Определить ритмическую структуру слова и ударение в словах-омонимах.
Для выполнения этого задания детям предлагаются следующие слова: гвоздИки -гвОздики, зАмок - замОк и др. Не всем детям удалось определить структуру слова. Некоторые говорили, что слова ничем не отличаются, а часть детей и вовсе ответила, что не знает значения этих слов.
4. Повторить за педагогом скороговорки, пословицы (медленно, умеренно, быстро).
Книги не говорят, а правду сказывают.
Не красна книга письмом, а красна умом.
С книгою жить - век не тужить.
При проведении таких занятий большое внимание уделяется фонематическому слуху как основе правильного произношения слогов и слов, что впоследствии способствует успешному обучению грамоте и письму и облегчает адаптацию детей к школе.
Контрольный этап эксперимента проходил с учащимися первых классов средних школ. Качественный состав экспериментальной и контрольной групп практически не изменился. В них вошли дети, которые участвовали в констатирующем исследовании и в большинстве своем в том же составе укомплектовали школьные классы.
После проведенного формирующего эксперимента высокий уровень развития фонематических способностей имеют 39 % детей экспериментальной группы, 49 % имеют средний уровень, 12 % - низкий (по сравнению с 25, 65 и 10 % соответственно по результатам констатирующего эксперимента). Итоги по тем же диагностическим методикам в контрольной группе следующие: 27 % - высокий уровень, 40 % - средний уровень, 33 % -низкий уровень (по сравнению с 24, 67 и 9 % соответственно по результатам констатирующего эксперимента). На фоне результатов контрольной группы после проведенного комплекса занятий можно говорить об успехах проведенного исследования по уровню достижений в развитии фонематических способностей у детей из экспериментальной группы.
На основе сопоставительного анализа полученных в школах результатов прохождения адаптационного периода у первоклассников и динамики развития фонематических способностей у дошкольников и младших школьников авторы пришли к выводу, что разработанные занятия оказались эффективными для развития фонематического слуха, речевого слуха и фонематического восприятия у детей и их влияния на успешную адаптацию к школе.
Таким образом, своевременное развитие фонематических способностей будет способствовать правильному произношению, пониманию, восприятию речи, а затем и успешному обучению в школе, что приведет к более благоприятной и положительной адаптации первоклассников.
Список литературы
1. Фадина М . А . , Кувырталова М . А . Особенности процесса адаптации первоклассников к условиям образовательной среды современной школы и их учет в практической деятельности учителя // Вестн . науки и образования . 2018 . № 13 (49) . С . 72-75.
2 . Коломинский Я . Л . , Панько Е . А. , Игумнов С . А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая
диагностика, профилактика и коррекция . СПб . : Питер, 2004. 480 с .
3 . Бородич А. М . Методика развития речи детей . М . : Просвещение, 1981. 256 с .
4 . Хватцев М . Е . Логопедия . Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений: в 2 кн .
М . : ВЛАДОС, 2009 . Кн . 1.272 с .
5 . Жинкин Н . И . Механизмы речи . М . : Наука, 1958. 312 с .
6 . Дьякова Н . И . Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников . М . : Сфера, 2010 . 64 с .
7 . Журова Е . Л . , Эльконин Д . Б . К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста .
М . : Просвещение, 2009 . 227 с .
8 . Генинг М . Г . , Герман Н . А. Обучение дошкольников правильной речи . Пособие для воспитателей детских садов .
Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980. 134 с .
9 Беляева О Л Совершенствование фонематического восприятия у младших школьников с кохлеарным имплантом // Коррекционная педагогика: теория и практика . 2012 . № 5 . С . 54-59.
Нехороших Наталья Александровна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
педагогики и образовательных технологий, Елецкий государственный университет
им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Россия, 399770). E-mail: [email protected]
Люленкова Оксана Юрьевна, старший преподаватель, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Россия, 399770). E-mail: [email protected]
Окунева Светлана Евгеньевна, старший преподаватель, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Россия, 399770). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 08.04.2019
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-4-27-34
PHONEMIC ABILITIES AS THE FACTOR OF ADAPTATION TO SCHOOL
N. A. Nekhoroshikh, O. Yu. Lyulenkova, S. E. Okuneva
Yelets State University named after Ivan Bunin, Yelets, Russian Federation
Conditions of formation of psychological and pedagogical conditions of adaptation of children to school already at a stage of preschool education are considered. There is a great influence of the degree of development of psychological factors in preschool children on the success of their adaptation to school. Particular attention is paid to the problem of adaptation of children to school, taking into account the development of their sound, lexical and grammatical structure of speech, phonemic abilities. Factors influencing successful adaptation of first-graders are generalized. The addition of one more factor to this group is substantiated:
competent and expressive speech of the child, correct pronunciation of letters and syllables, developed phonemic abilities. The analysis of the ratio of phonemic abilities and subsequent adaptation of children to school was carried out. At the theoretical level, the features of manifestation of phonemic abilities in the learning process in the first grade and their impact on the success of adaptation to school. The main approaches to the formation of phonemic abilities in preschool children are considered. There are specific conditions for the organization of classes in kindergarten for the development of phonemic abilities, taking into account the age characteristics of children and special requirements for the organization of work with children at this stage of development according to the Federal State Educational Standard for PreSchool Education. It is concluded that the timely development of phonemic abilities will contribute to the correct pronunciation, understanding of speech, its perception, and then successful learning in school, which will lead to a more favorable and positive adaptation of first-graders.
Keywords: phonemic abilities, speech, adaptation, preschoolers, maladaptation, grammatical structure, sound reproduction.
References
1. Fadina M . A. , Kuvyrtalova M . A . Osobennosti protsessa adaptatsii pervoklassnikov k usloviyam obrazovatel'noy sredy sovremennoy shkoly i ikh uchet v prakticheskoy deyatel'nosti uchitelya [Features of process of adaptation of first-graders to conditions of the educational environment of modern school and their account in practical activity of the teacher] . Vestnik nauki i obrazovaniya, 2018, no . 13 (49), pp . 72-75 (in Russian) .
2 . Kolominskiy Ya . L . , Pan'ko E . A. , Igumnov S . A. Psikhicheskoye razvitiye detey v norme i patologii: psikhologicheskaya
diagnostika, profilaktika i korrektsiya [Mental development of children in norm and pathology: psychological diagnostics, prevention and correction] Saint Peterburg, Piter Publ , 2004 480 p (in Russian)
3 . Borodich A. M . Metodika razvitiya rechi detey [Methods of speech development of children] . Moscow, Prosveshcheniye Publ . ,
1981.256 p . (in Russian) .
4 . Khvattsev M . E . Logopediya . Kniga dlya prepodavateley i studentov vysshikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy: v dvukh
knigakh. Kniga 1 [Speech therapy. The book is for teachers and students of higher educational institutions: in 2 parts . Book 1] . Moscow, Gumanitarnyy izdatel'skiy tsentr, VLADOS Publ . , 2009 . 272 p . (in Russian) .
5 . Zhinkin N . I . Mekhanizmy rechi [The mechanisms of speech] . Moscow, Nauka Publ . , 1958. 312 p . (in Russian) .
6 . D'yakova N . I . Diagnostika i korrektsiya fonematicheskogo vospriyatiya u doshko'nikov [Diagnosis and correction of phonemic
perception in preschool children] . Moscow, Sfera Publ . , 2010 . 64 p . (in Russian) .
7 . Zhurova E . L , El'konin D . B . K voprosu o formirovanii fonematicheskogo vospriyatiya u detey doshkol'nogo vozrasta [On the
formation of phonemic perception in preschool children] . Moscow, Prosveshcheniye Publ . , 2009. 227 p . (in Russian) .
8 . Gening M . G . , German N . A. Obucheniye doshko'nikov pravil'noy rechi. Posobiye dlya vospitateley detskikh sadov [Teaching
preschoolers correct speech . A Handbook for kindergarten teachers] . Cheboksary, Chuvashskoye knizhnoye izdatel'stvo Publ . , 1980. 134 p. (in Russian) .
9 Belyayeva O L Sovershenstvovaniye fonematicheskogo vospriyatiya u mladshikh shkol'nikov s kokhlearnym implantom [Improvement of phonemic perception in primary school children with cochlear implant] . Korrektsionnaya pedagogika: teoriya i praktika, 2012, no. 5, pp . 54-59 (in Russian) .
Nekhoroshikh N. A., Yelets State University named after Ivan Bunin (ul. Kommunarov, 28, Yelets, Russian Federation, 399770). E-mail: [email protected]
Lyulenkova O. Yu., Yelets State University named after Ivan Bunin (ul. Kommunarov, 28, Yelets, Russian Federation, 399770). E-mail: [email protected]
Okuneva S. E., Yelets State University named after Ivan Bunin (ul. Kommunarov, 28, Yelets, Russian Federation, 399770). E-mail: [email protected]