Научная статья на тему 'Адаптация младших школьников к обучению в музыкальной школе (класс специального инструмента)'

Адаптация младших школьников к обучению в музыкальной школе (класс специального инструмента) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1221
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА / МЕТОДИКА АДАПТАЦИОННОЙ РАБОТЫ / КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОДИАГНОСТИКА / PRIMARY SCHOOLCHILDREN’S ADAPTATION / CHILDREN MUSIC SCHOOL / METHODOLOGICAL GUIDELINE / CONCERT PERFORMANCE ABILITY / PSYCHODIAGNOSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Газизова Ирина Александровна

Статья посвящена проблеме адаптации младших школьников к обучению в музыкальной школе. В качестве решения проблемы предлагается авторская методика, включающая комплекс проективных тестов психодиагностики, различные виды упражнений доинструментального периода, рекомендации по формированию у учащихся концертно-исполнительского поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Primary Schoolchildren’s

The article is devoted to the problem of primary schoolchildren’s adaptation to studying in a class of special music instrument at a Music School. As a solution of the problem the author’s methodology is offered including a complex of project tests on psychodiagnostic methods, using different types of exercises before teaching how to play an instrument; guideline for the students’ concert performance ability forming.

Текст научной работы на тему «Адаптация младших школьников к обучению в музыкальной школе (класс специального инструмента)»

УДК 372+78.07 ББК 74.268.53

Газизова Ирина Александровна

аспирант

Уральская государственная консерватория (академия) им. М.П. Мусоргского г. Екатеринбург Gazizova Irina Alexandrovna РоБ^гаё^е

Ural State Conservatoire (Academy) named after M.P.Musorgsky

Yekaterinburg

Адаптация младших школьников к обучению в музыкальной школе

(класс специального инструмента)

Primary Schoolchildren’s Аdaptation to Studying at a Music School (Special Music Instrument Class)

Статья посвящена проблеме адаптации младших школьников к обучению в музыкальной школе. В качестве решения проблемы предлагается авторская методика, включающая комплекс проективных тестов психодиагностики, различные виды упражнений доинструментального периода, рекомендации по формированию у учащихся концертно-исполнительского поведения.

The article is devoted to the problem of primary schoolchildren’s adaptation to studying in a class of special music instrument at a Music School. As a solution of the problem the author’s methodology is offered including a complex of project tests on psychodiagnostic methods, using different types of exercises before teaching how to play an instrument; guideline for the students’ concert performance ability forming.

Ключевые слова: адаптация младших школьников, детская музыкальная школа, методика адаптационной работы, концертно-исполнительское поведение, психодиагностика.

Key words: primary schoolchildren’s adaptation, children music school, methodological guideline, concert performance ability, psychodiagnosis.

Обучение в детских музыкальных школах (ДМШ) в России традиционно

рассматривалось родителями, педагогами и широкой общественностью как расширение кругозора учащихся, приобщение к эстетическим и культурным ценностям, овладение навыками игры на музыкальных инструментах. Однако современный стремительный ритм жизни предъявляет к сегодняшним детям более высокие требования в плане интеллектуального, физического и эстетического развития, поэтому учащиеся совмещают большое количество развивающих занятий, включающих не только музыку, но и иностранные языки, хореографию, спорт, художественные виды искусства. Учитывая большую загруженность детей, для сохранения их физического и психологического здоровья в

ДМШ необходимо создавать новые комфортные условия обучения, опирающиеся на индивидуально-личностные характеристики и заключающиеся в определении педагогических методов, осуществляющих наиболее оптимальное приспособление ребенка к условиям обучения и развития в музыкальной школе, то есть решающих проблему адаптации.

Традиционно адаптацией называют процесс приспособления строения и функций организмов к условиям существования. Термин «адаптация», впервые примененный Н. Аубертом, Б.Ф. Вериго и разработанный позднее Э. Эдрианом, А.А. Ухтомским как параметр приспособления к среде, понимался и понимается в науке по-разному. Адаптация как процесс и адаптированность как свойство личности неразрывно связаны с информационными процессами, происходящими сегодня в природе, обществе, техносфере. Проблемы адаптации широко исследуются в педагогической науке на уровне общеобразовательных школ и системы дополнительного образования детей. Адаптация младших школьников характеризуется как оптимальное приспособление индивидуально-личностных качеств ребенка к условиям обучения и развития в ДМШ и является актуальной проблемой теории и практики начального музыкального образования, соответствует запросам современного общества, его требованиям к личности в качестве цели и перспективы развития ребенка.

В последних диссертационных исследованиях, посвященных проблемам адаптации, в подавляющем большинстве разрабатываются проблемы, возникающие в системе общего и профессионального образования (И.Н. Пихенько, З.Ю. Салимхановой, Т.В. Баландинцевой, В.Я. Кряквина, И.В. Голенковой,

О.Н. Новиковой, Н.Н. Шаповаловой). Гораздо реже рассматриваются вопросы, возникающие в системе дополнительного образования (Т.В. Ускова, С.А. Александров, С.М. Малакуцкая, О. А. Андриенко, Л.В. Семашко). Ракурс вопросов, связанных с ДМШ, варьируется в области развития конкретных музыкальных способностей (Т. А. Дмитриева, М.В. Пазовникова, О.В. Попова, Е.Б. Ежова) и психологического комфорта учащихся (И.Г. Ружникова, Е.А. Глазкова, Т.М. Земцова). Вопросы адаптации в условиях учебно-воспитательного процесса в ДМШ остаются за рамками диссертационных исследований.

Интерес родителей и детей к начальному музыкальному образованию (обучению на инструменте) стабильно высокий - об этом свидетельствует возобновившийся профессиональный отбор в первые классы ДМШ. Однако многие учащиеся на начальном этапе обучения с трудом адаптируются к предъявляемым требованиям учебной программы - непривычными являются оперирование новой для ребенка «нотной азбукой»; принципиально другие, двигательные ощущения при игре на музыкальном инструменте, в отличие от тех, которые совершаются в повседневной жизни (манера стоять, сидеть, двигать руками и пальцами); необходимость систематических ежедневных домашних занятий для формирования навыков игры на музыкальном инструменте; частые стрессовые ситуации при публичных выступлениях (на экзаменах, академических концертах).

Для решения данных проблем на основе анализа психологопедагогической литературы и обобщения практического опыта нами была разработана методика адаптационной работы с младшими школьниками при обучении в ДМШ (класс специального инструмента). В рамках апробации была проведена опытно-поисковая работа, направленная на определение эффективности методики. Основные положения методики:

1. Использование в процессе адаптации младших школьников проективных методов психодиагностики (экспрессивных - графических методов и им-прессивных - цветовых методов). Проективные тесты, в которых диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безразличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности объектом проекции [1], выступают как инструментарий определения индивидуально-личностных особенностей учащихся во время учебных занятий. Проективные тесты служат опорой в определении сильных и слабых сторон учащихся непосредственно каждым педагогом. Кроме того, проективные тесты осуществляют адаптирующую функцию, так как основаны на адаптирующем виде деятельности - рисовании, который знают и позитивно оценивают большинство учащихся. Названия проективных тестов служат сред-

ством к восприятию образной сферы произведений, которые ребята разучивали на музыкальных занятиях по специальности («Домики», «Дом - Дерево -Человек», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Звезды и море» и др.). Материал психодиагностических тестов для занятий подбирался в опоре на методические разработки следующих авторов: В.П. Анисимов, Т.Г. Макеев, О.М. Попова, Е.С. Романова, С.Г. Рыбакова, Е.Г. Суркова, и др.

2. Использование в процессе адаптации младших школьников к обучению игре на музыкальном инструменте упражнений доинструментального периода, которые являлись средством для формирования двигательных навыков, а также предотвращения мышечных и психологических зажимов. Кроме того, они способствовали правильной постановке исполнительского аппарата учащихся. Начальный период обучения в ДМШ, по мнению известного педагога В.Х. Мазе-ля, - это период формирования у ребенка совершенно иных, принципиально новых двигательных ощущений. Поэтому необходимо подготовить ученика к ощущениям и движениям, возникающим при его контакте с инструментом, иначе ребенок обрекается на длительные и достаточно мучительные поиски [2]. В связи с тем, что физиологические особенности в данный возрастной период подготовки музыканта еще достаточно подвижны и неустойчивы, чрезвычайно важно заложить основу, которая затем будет трансформироваться в нужном направлении формирования исполнительского аппарата. Материал упражнений для занятий подбирался в опоре на методические разработки следующих авторов: Т.И. Вольская, М.И. Ковалевская, В.Х. Мазель, В.И. Петрушин, З.И. Ста-вицкий, Т.Б. Юдовина-Гальперина и др.

3. Специфический для музыкальной школы вид деятельности - концертные выступления - рассматриваются нами как одно из условий успешной адаптации младших школьников. Некоторые дети, в силу индивидуальнопсихологических особенностей (интроверты, высокореактивные, неуверенные в себе дети), не могут справиться с неловкостью, застенчивостью, тревожностью во время концертно-исполнительской деятельности. Для таких учащихся ситуация выступления на публике является стрессовой. При подготовке и во вре-

мя самого выступления возникают трудности разного уровня: с одной стороны - это освоение определенных навыков и умений, которые необходимо продемонстрировать во время экзамена или зачета; с другой стороны - низкий уровень психологической комфортности ребенка во время выступления. Поэтому один из важнейших разделов методики - воспитание концертно-исполнительского поведения, основан на заданиях, которые помогают осуществить подготовку к выступлению. Задания разработаны на основе методик различных авторов (Е.А. Глазкова, В. Зак, Г. Килвингтон, А.И. Мадорский, В.И. Петрушин, и др.), а также на основе собственного практического опыта.

4. Методика адаптационной работы включает в себя педагогические условия, при реализации которых процесс адаптации младших школьников к обучению в ДМШ будет проходить наиболее успешно. Этими условиями являются: целенаправленное взаимодействие с родителями учащегося и создание эмоционально-благоприятной обстановки в рамках учебно-воспитательного процесса. Целенаправленное взаимодействие с родителями учащегося основывается на формировании необходимых педагогических знаний у родителей по включению ребенка в процесс обучения в ДМШ, которые выражаются в конкретной деятельности: присутствии на уроке родителей или членов семьи, совместное музицирование (если это возможно), приобщение ребенка к концертной деятельности, формирование мотивационного компонента и др. Поскольку обучение музыкальной деятельности происходит в непосредственной зависимости от качественной и количественной домашней работы учащегося, то данную особенность необходимо разъяснять родителям во время уроков, родительских собраний и т.п. Другой важный аспект в понимании данного вопроса -обучение музыкально-исполнительской деятельности - достаточно сложный процесс с точки зрения восприятия и воспроизведения обучающей информации детьми и взрослыми. Понимание и закрепление определенных музыкальных навыков (двигательных, слуховых, эмоционально-выразительных) происходит только благодаря поэтапной, регулярной и качественной домашней работой. Поэтому некоторым детям такая помощь и поддержка требуется постоянно:

либо в виде волевого стимула (каждодневное выполнение домашнего задания), либо в виде пояснения задания и контроля качества выполнения, либо в виде формирования психологически позитивного настроя на процесс обучения в ДМШ. Данные беседы педагога-музыканта помогают родителям и их детям в процессе адаптации. Следующим педагогическим условием реализации методики является создание эмоционально-благоприятной обстановки на уроке, которая основана на реализации идей педагогики успеха и состоит из: полного принятия ребенка, его чувств, переживаний, желаний; установлении контакта с учащимися; понимания внутреннего состояния ребенка, требующее от педагога умения читать невербальную информацию и др.

В соответствии с особенностями методики выстраивается алгоритм адаптационной работы с младшими школьниками при обучении в ДМШ:

Первый этап - формирование позитивного психоэмоционального состояния ребенка при обучении в ДМШ. Начальный период обучения ребенка чрезвычайно важен, поскольку он определяет положительное отношение учащегося к музыкальной школе. Кроме того, этот период является основой в формировании мотивационной сферы - появится ли у ребенка желание в дальнейшем заниматься музыкальной деятельностью? что привлечет его в ней? Задания распределяются по трем блокам: развитие позитивного отношения к обучению в ДМШ через адаптационный вид деятельности - рисование (проективные тесты, которые являются кроме этого инструментарием психодиагностики в определении индивидуально-психологических качеств ребенка), а также начальные упражнения доинструментального периода; развитие положительного эмоционального самоощущения через движение с помощью снятия у детей психомышечных зажимов; развитие межличностных отношений через музыкальное и вербальное взаимодействие с педагогом и другими учащимися.

Второй этап - формирование активной включенности в учебную деятельность, поскольку такой вид деятельности является основополагающим для учащихся музыкальной школы. В реализации музыкальных заданий данного этапа действуют те же правила, что и на первом этапе: создание ситуации эмо-

циональной комфортности для ребенка, индивидуальный подход и т.д. В то же время учебные приемы организации музыкальной деятельности на данном этапе служат для реализации конкретных педагогических задач: формирование навыков игры на музыкальном инструменте, двигательные, слушательские навыки. Задания методики группируются по следующим блокам: творческие задания на развитие общего (музыкального) кругозора; задания на развитие мотивационной сферы или желания учиться в ДМШ; задания, способствующие формированию начальных двигательных умений, усвоению общих психофизиологических основ (ощущение ребенком состояния крупных мышц спины, бедра, плечевой части рук).

Третий этап - формирование концертно-исполнительского поведения. В связи с тем, что основными формами контроля в ДМШ являются концертные выступления, каждый ребенок сталкивается с необходимостью играть перед публикой. Практически все выдающиеся музыканты-исполнители и музыкальные психологи говорят о том, что данный вид деятельности наиболее труден в осуществлении, поскольку не только связан с временным видом искусства - музыкой, но и требует особой организации психических и двигательных процессов. Поэтому одна из задач данной методики - преодолеть эстрадное волнение и сформировать позитивное концертно-исполнительское поведение у ребят-первоклассников. Задания методики группируются по следующим блокам: повышение уровня стрессоустойчивости к концертным выступлениям; развитие эмоциональности, выразительности исполнения концертной программы; формирование высокой концентрации внимания во время концертного выступления.

Таким образом, разработанная методика адаптационной работы с младшими школьниками при обучении в ДМШ обеспечивает успешное прохождение процесса адаптации через взаимосвязанные этапы и подтверждает свою эффективность в ходе проведенной опытно-поисковой работы. Научная новизна методики адаптационной работы заключается в применении различных форм деятельности (художественной - в проведении проективных тестов психодиагностики, двигательной - в упражнениях доинструментального периода, концерт-

ной - реализация заданий по формированию концертно-исполнительского поведения). Кроме этого, включение в учебно-воспитательный процесс проективных тестов в качестве адаптационного вида деятельности, а также определение педагогом непосредственно на уроке индивидуально-личностных характеристик учащихся и последующая корректировка педагогической работы в зависимости от результатов тестирования, не использовались ранее в процессе работы в классе специального инструмента ДМШ. Результатом работы по систематическому введению комплекса заданий, направленных на успешное прохождение процесса адаптации, явился качественный рост таких показателей, как инициативность, эмоциональность, стрессоустойчивость, внимательность и др. Данные результаты свидетельствуют о верно организованной педагогической работе по формированию адаптированности младших школьников к обучению в ДМШ.

Библиографический список

1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика [Текст] / Л.Ф. Бурлачук. - СПб.: Питер, 2008. - 384 с.

2. Мазель, В.Х. Теория и практика движения. Советы музыканта и врача [Текст]. -СПб.: Композитор - Санкт-Петербург, 2010. - 200 с.

Bibliography

1. Burlachuk, L.F. Fsychodiagnostics [Text] / L.F. Burlachuk. - SPb.: Peter, 2008. - 384 р.

2. Mazel, V.Kh. Theory and Practice of Movement. Advice of Musician and Doctor. - SPb.: Composer - St.-Petersburg, 2010. - 200 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.