Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ ВАТИКАНА ПРИ ФРАНЦИСКЕ ПЕРВОМ'

АДАПТАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ ВАТИКАНА ПРИ ФРАНЦИСКЕ ПЕРВОМ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
82
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ВАТИКАН / ФРАНЦИСК I / РЕЛИГИЯ / КАТОЛИЦИЗМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бородкин Е. Е.

Ватикан на протяжении веков использовал многообразие дипломатических механизмов для продвижения своих политических интересов. В современности Ватикан активно применял инструменты публичной дипломатии, использование которой при Франциске I выходит на качественно новый уровень. После интронизации Франциска I начался процесс реформации институтов Святого престола для решения многочисленных проблем, с которыми встретилась Римско-католическая церковь к концу понтификата Бенедикта XVI. Преобразования значительно коснулись области публичной дипломатии, что привело к расширению инструментария и усовершенствованию старых методов. Автор рассматривает адаптацию публичный дипломатии Ватикана к реалиям сегодняшнего дня в контексте современных теологических основ, выдвинутых Франциском I, и дает характеристику особенностей и институтов осуществления деятельности в сфере публичной дипломатии Ватикана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF THE PUBLIC DIPLOMACY OF THE VATICAN UNDER FRANCIS THE FIRST

Over the centuries the Vatican has used a variety of diplomatic mechanisms to promote its political interests. In modern times, the Vatican has made extensive use of the tools of public diplomacy, their employment under Francis I having reached a qualitatively new level. After the enthronement of Francis I, a process of reformation of the institutions of the Holy See started addressing numerous problems the Roman Catholic Church had faced by the end of Benedict XVI’s pontificate. The transformation had a significant impact on the field of public diplomacy, resulting in the expansion of the instruments, and the improvement in old methods. The author examines the adaptation of Vatican public diplomacy to the current realities in the context of the contemporary theological framework designed by Francis I, and outlines the characteristics and the institutions of the Vatican’s public diplomacy activities.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ ВАТИКАНА ПРИ ФРАНЦИСКЕ ПЕРВОМ»

Адаптация механизмов публичной дипломатии Ватикана при Франциске Первом

Бородкин Евгений Евгеньевич, Санкт-Петербургский государственный университет; факультет международных отношений (Санкт-Петербург, Российская Федерация) студент 3-го курса бакалавриата; email: borodkinmoto@mail.ru.

Научный руководитель:

Богуславская Юлия Константиновна, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург, Российская Федерация); кафедра американских исследований доцент кафедры, кандидат политических наук; e-mail: j.boguslavskaya@spbu.ru.

Аннотация

Ватикан на протяжении веков использовал многообразие дипломатических механизмов для продвижения своих политических интересов. В современности Ватикан активно применял инструменты публичной дипломатии, использование которой при Франциске I выходит на качественно новый уровень. После интронизации Франциска I начался процесс реформации институтов Святого престола для решения многочисленных проблем, с которыми встретилась Римско-католическая церковь к концу понтификата Бенедикта XVI. Преобразования значительно коснулись области публичной дипломатии, что привело к расширению инструментария и усовершенствованию старых методов. Автор рассматривает адаптацию публичный дипломатии Ватикана к реалиям сегодняшнего дня в контексте современных теологических основ, выдвинутых Франциском I, и дает характеристику особенностей и институтов осуществления деятельности в сфере публичной дипломатии Ватикана. Ключевые слова: публичная дипломатия; Ватикан; Франциск I; религия, католицизм.

Adaptation of the Public Diplomacy of the Vatican Under Francis the First

Evgenij E. Borodkin, Saint Petersburg University; the School of International Relations (Saint Petersburg, the Russian Federation) BA student; e-mail: borodkinmoto@mail.ru.

Academic Supervisor:

Yuliya K. Boguslavskaya, Saint Petersburg University; the Department of American Studies (Saint Petersburg, the Russian Federation)

Associate Professor, PhD in Political Sciences; e-mail: j.boguslavskaya@spbu.ru. Abstract

Over the centuries the Vatican has used a variety of diplomatic mechanisms to promote its political interests. In modern times, the Vatican has made extensive use of the tools of public diplomacy, their employment under Francis I having reached a qualitatively new level. After the enthronement of Francis I, a process of reformation of the institutions of the Holy See started addressing numerous problems the Roman Catholic Church had faced by the end of Benedict XVI's pontificate. The transformation had a significant

impact on the field of public diplomacy, resulting in the expansion of the instruments, and the improvement in old methods. The author examines the adaptation of Vatican public diplomacy to the current realities in the context of the contemporary theological framework designed by Francis I, and outlines the characteristics and the institutions of the Vatican's public diplomacy activities.

Keywords: public diplomacy; the Vatican; Francis I; religion; Catholicism.

Согласно определению, которое дают нам Н. А. Цветкова и Г. О. Ярыгин, «публичная дипломатия» является рамочным термином для проектов в области культуры, образования, информации, используемых в качестве продвижения политических задач государств [2, с. 4]. Также публичная дипломатия служит одним из инструментов создания позитивного имиджа государства и использования его в решении политических вопросов. Данное определение относится к публичной дипломатии современных государств, в которых она является частью правительственной структуры. Это определение может в полной мере применяться к Ватикану, так как он продолжительное время использует различные механизмы публичной дипломатии для реализации своего внешнеполитического курса. Право определения параметров ее использования остается за понтификом, а Департамент коммуникации, как одна из составных частей Папской курии, отвечает за реализацию проектов в рамках публичной дипломатии. Стоит отметить, трактовка публичной дипломатии в контексте изучения Ватикана может значительно расширяться, не ограничиваясь проектами в области культуры, образования и информации, поскольку проповеди и публичные выступления понтифика можно считать актами публичной дипломатии, так как институт государственности Святого престола неотделим от личности римского епископа.

В отличие от Средних веков, когда Папский Престол обладал своей военной мощью для влияния на политические процессы в христианской Европе, в современных условиях Ватикан не располагает столь обширными военными и финансовыми возможностями. Тем не менее наличие нравственного и морального авторитета, основанного на религиозных учениях и практиках, позволяет создать мощную базу для использования «мягкой силы». Также этот авторитет должен быть неоспорим не только среди католиков, но и в мировом сообществе, что позволило бы распространять свое политическое влияние далеко за пределы католической паствы. Для описания данного процесса автор использует понятие «мягкая сила». Классическое определение Джозефа Ная говорит, что «мягкая сила» — это влияние, вытекающее из привлекательности политических, социальных и экономических идей, убеждений и практик определенных стран, на людей, живущих в других странах. Государство Святого престола не обладает ярко выраженными атрибутами современного государства в виде экономической мощи или высокого уровня, но Ватикан в нынешнем состоянии опирается на моральный авторитет, распространяемый посредством контактов общества с институтами церкви, составной частью которой является папство. «Мягкая сила» предполагает добровольное участие в реализации планов государства без применения силы или принуждения. В данном контексте Ватикан является довольно успешным экспортером своей «мягкой силы», так как миллионы людей вовлечены в его деятельность. Восстановление морального авторитета церкви и новые доктринальные установки позволили продвигать ценности Ватикана среди более широкой и молодой аудитории, о чем будет сказано ниже.

В период понтификата Бенедикта XVI Римско-католическая церковь переживала кризис доверия, которому способствовали многочисленные скандалы, связанные с сексуальным насилием и финансовыми махинациями. Массированная критика в средствах массовой информации и в социальных сетях привела к тому, что церковь начала терять своих

последователей и политическое влияние, которого добилась при понтификате Иоанна Павла II. В дополнение к этому в современном обществе, особенно среди молодого населения, возник запрос на адаптацию религиозной парадигмы к реалиям нового времени. Обновленная церковь должна была отойти от выбранного Бенедиктом XVI консерватизма, так как для сохранения своего влияние папа римский больше не мог оставаться исключительно лидером одной из религиозных конфессий. Идеи имеют огромную силу, которую возможно распространять за пределы одной религии. Популяризацию трансформированных католических норм возможно осуществлять с помощью механизмов публичной дипломатии. В них входят самые разнообразные каналы распространения информации: новостные агентства, социальные сети, произведения искусства, кино и телевидение.

После интронизации Франциска I в Ватикане начался процесс реформирования и устранения причин критики. Первой областью, в которой произошли изменения, был имидж самого понтифика. Франциск предстал в образе скромного священника, противопоставляя себя роскоши и расточительству при Бенедикте XVI. Внимание акцентировалось на отказе от роскошных одежд, украшений, проживания в элитной недвижимости и других проявлений богатства папского быта. Взаимосвязанные события происходили в сфере финансов Святого престола. В первую очередь это выразилось в активной борьбе с коррупцией через привлечение ряда высокопоставленных католических священников к уголовной ответственности. К тому же были предприняты меры по предотвращению будущих махинаций. Франциском было заменено все руководство банка Ватикана и организована прозрачность финансовой деятельности1.

Сексуальные скандалы с участием детей носили абсолютно разрушительный характер для духовного авторитета Римско-католической церкви. Сам Бенедикт XVI публично призывал бороться с насилием над детьми, отстранял священнослужителей, которые были участниками данных преступлений, и урегулировал дела с пострадавшими в судах. Эти действия представлялись недостаточными, так как все равно превалировало желание избежать скандала и защитить репутацию отдельных людей. В дополнение к этому в адрес Бенедикта звучали обвинения о возможных фактах скрытия насилия над детьми2, что не позволило бывшему понтифику в полной мере восстановить свой авторитет в глазах общественности. Отличие Франциска от Бенедикта на этом поприще заключалось в том, что он действовал быстро и публично, проявляя бескомпромиссность и полную нетерпимость к подобным проявлениям. Важной составной частью критики Франциска стало принятие вины церкви. Он говорил, что подобное поведение католических священников является «нашим стыдом»3, имея в виду всю Римско-католическую церковь в целом. По мнению Рикардо Креспо, «при Франциске эпоха, когда священники могли рассчитывать на защиту и анонимность, закончилась. Возможно, в значительной степени благодаря его жесткой и публичной позиции папа Франциск приобрел небывалую популярность, что усиливает применение "мягкой силы"» [3, с. 128]. Дополнением к публичным заявления послужило создание Папской комиссии по защите несовершеннолетних в 2014 г.4 для предоставления инициативных проектов о защите детей и предупреждения будущих преступлений.

1 Зонова Т. В. Эпоха реформ папы Франциска [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам : [сайт]. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/epokha-reform-papy-frantsiska/ (дата обращения: 14.01.2022).

2 Жуков Е. Бенедикта XVI обвинили в покрывательстве священников-педофилов // Deutche Welle [Электронный ресурс]. URL: http://www.freecity.lv/v-mire/76600/ (дата обращения: 03.02.2022).

3 Дрямина Н. Папа Франциск: «Это наш стыд» // Euronews [Электронный ресурс]. URL: https://ru.euronews. com/2021/10/06/pope-regrets-pedophilia (дата обращения: 29.01.2022).

4 Our Common Mission: региональное совещание по защите несовершеннолетних // Vatican News [Электронный ресурс]. URL: https://www.vaticannews.va/ru/church/news/2021-09/our-common-mission-regionalnoe-soveshanie-po-zashite-nesovershen.html (дата обращения: 29.11.2021).

Были предприняты различные инициативы на местном уровне. Основное внимание было уделено тем регионам, где уже широко говорилось о злоупотреблениях, например в США и Чили. Кроме того, в феврале 2019 г. Франциск инициировал саммит по защите несовершеннолетних, чтобы начать институционализацию общецерковных реформ5.

Кроме устранения элементов, напрямую влияющих на репутацию церкви, папа Франциск включил новые составляющие в свою публичную риторику, используя религиозное учение для их обоснования. В своей энциклике Laudato si', mi' Signore (Прославлен будь, мой Господи) в 2015 г. Франциск говорит о необходимости охраны окружающей среды и создания условий для всеобщего устойчивого развития. В энциклике сказано: «Я хотел бы предложить христианам несколько строк экологической духовности, родившихся из убеждений нашей веры, потому что то, чему учит нас Евангелие, имеет последствия для нашего образа мысли, чувствования и жизни. Речь идет не столько об идеях, сколько, прежде всего, о мотивациях, которые вытекают из духовности, чтобы подпитывать страсть к заботе о мире»6. Этими словами папа Франциск не только поучает, но и включает Ватикан в общемировую повестку о решении экологических вопросов.

В дополнение к экологическим проблемам папа уделяет большое внимание социальному неравенству и отчужденным группам общества: мигрантам, бедным, заключенным и представителям сексуальных меньшинств. Как пишет Франциск в своем апостольском обращении Evangelii gaudium (2013 г.), «церковь призвана всегда быть открытым домом Отца. Все могут тем или иным образом участвовать в церковной жизни, все могут стать частицей общины, тем более не должны по какой-либо причине закрываться врата Таинств»7. Папа пишет об открытости церкви перед каждым человеком и способности принять их грехи, что создает условия для обращения в религию людей, которые ранее из-за своих определенных особенностей не имели возможности полноценного воцерковления.

В том же апостольском обращении папа активно критикует рыночную экономику как одну из коренных причин не только социального расслоения, но и духовной бедности, потребительского отношения к другим людям, обществу и природе. Франциск утверждает, что «сегодня все включено в игру конкуренции и закона сильнейшего, по которому сильный съедает слабого. Вследствие такого положения дел огромная доля населения оказывается в состоянии изоляции, маргинализации: без работы, без перспектив, без путей выхода. Человеческое существо само по себе считается объектом потребления, им можно попользоваться, а потом выбросить»8. Это указывает на то, что церковь во главе с новым папой римским стремится оказывать свое идеологическое влияние далеко за пределами католического прихода, так как вопросы жесткой внутриэкономической конкуренции касаются каждого человека.

Все вышеуказанные изменения Рикардо Креспо и Кристиан Грегори называют Доктриной милосердия, из которой возникло направление внешней деятельности Ватикана, основанной на дискурсе о реконструкции церковного учения, применяемого к меняющемуся миру [3, с. 128]. Также исследователи утверждают, что это помогло увеличить «мягкую силу», необходимую для достижения задач папства.

5 Rocca F. Pope Francis Calls Global Meeting of Bishops to Discuss Sex Abuse. The Wall Street Journal [Электронный ресурс]. URL: https://www.wsj.com/articles/pope-summons-bishops-for-meeting-on-sex-abuse-1536753622 (дата обращения: 29.12.2021).

6 Encyclical Letter Laudato Si' of the Holy Father Francis on Care for Our Common Home. Vatican Press [Электронный ресурс]. URL: https://www.vatican.va/content/dam/francesco/pdf/encyclicals/documents/papa-francesco_20150524_ enciclica-laudato-si_en.pdf (дата обращения: 29.12.2021).

7 Apostolic Letter Issued Motu Proprio. By the Supreme Pontiff Francis Instituting the Dicastery for the Laity, the Family and Life // Vatican [Электронный ресурс]. URL: https://www.vatican.va/roman_curia/index.htm (дата обращения: 28.11.2021).

8 Там же.

Таким образом адаптация ценностных установок Римско-католической церкви выполняла две задачи. Во-первых, это возвращение отвернувшихся от церкви прихожан, разочарованных многочисленными скандалами и коррумпированностью сановников. Во-вторых, привлечение внимания людей, не являющихся прихожанами католического прихода, либо людей, относящихся к другим религиям. Задача заключалась в создании образа «папы-активиста», который смог бы использовать свой моральный авторитет не только в сугубо религиозных вопросах, но и вопросах экономики, социальной жизни и политики. Это особенно важно в условиях растущей секуляризации общества и падения религиозности среди молодого населения.

Применение Доктрины милосердия могло потенциально увеличить охват аудитории, так как ценности, провозглашенные новым папой, встречают отклик среди широких общественных масс. Общеизвестные христианские нормы сопрягались с ценностями социального равенства, защиты природы и милосердия к мигрантам.

Данные преобразования заложили основу для изменений в области публичной дипломатии. В 2015 г. Франциск основал Секретариат по коммуникациям, который позже был переименован в Департамент коммуникации9. До этого существовали разные информационные проекты Ватикана, но они не подчинялись одному органу, который бы разрабатывал стратегию публичной дипломатии. Сейчас данный орган курирует все информационные каналы Святого престола, включая социальные сети понтифика. Активное использование социальных сетей тоже становится нововведением в публичной дипломатии Ватикана. Папа и Ватикан имеют свои учетные записи на большинстве популярных мировых интернет-платформ для социального общения. Твиттер-аккаунт Франциска является одним из самых читаемых профилей в мире. Важно отметить, что публикации понтифика читают преимущественно люди в возрасте от 25 до 34 лет10, что может служить одним из доказательств того, что новые идеи Святого Отца находят отклик среди молодого населения. Большинство каналов распространения информации являются интернациональными. Новостные порталы предоставляют повестку на большом количестве языков, в том числе русском, арабском, японском, китайском, хинди и многих других. Радио и телевещание тоже не являются исключением. Официальные документы, папские энциклики и апостольские обращения предоставляются на 14 широко распространенных языках. Качество производимого контента и информационная активность увеличились.

В соответствии с энцикликой Laudato si' были созданы организации, занимающиеся экологическими проектами и вовлечением молодежи в экологический активизм. Приме-

и и т гъ и и

ром одной из таких организаций может послужить «Католический экологический завет», главной задачей которого является поддержка католических организаций в реализации плана защиты природы, изложенного Франциском. Последним проектом «Экологического завета» стала «Забота о творении», в рамках которого было выделено больше 100 тыс. долл. небольшим католическим организациям на образовательные проекты по знакомству школьников с идеями Laudato si', проекты по озеленению территорий и использованию альтернативных источников энергии в функционировании церковных школ и при-ходов11.

9 Папа переименовал Секретариат по коммуникации в Департамент // Vatican News [Электронный ресурс]. URL: https://www.vaticannews.va/ru/vatican-city/news/2018-06/papa-pereimenoval-sekretariat-po-kommunikacii-v-departament.html (дата обращения: 28.11.2021).

10 Шебалин Д., Шебалина Е. «Модная» дипломатия Святого престола [Электронный ресурс] // МГИМО университет : [сайт]. URL: https://mgimo.ru/about/news/experts/modnaya-diplomatiya-svyatogo-prestola/#1 (дата обращения: 02.02.2021).

11 Catholic Climate Covenant Announces Creation Care Small Grant Winners. Catholic Climate Covenant [Электронный ресурс]. URL: https://catholicclimatecovenant.org/news/catholic-climate-covenant-announces-creation-care-small-grant-winners (дата обращения: 02.02.2021).

Последнее время особенно чувствительным для мирового сообщества является вопрос COVID-19. Пандемия задела почти каждого человека, и опасность вируса вызвала необходимость вакцинации широких слоев населения. Понтифик участвовал в информационной компании по борьбе с коронавирусом, в ходе которой, наряду с лидерами других государств, призвал людей к вакцинации12. Вдобавок к этому Франциск предложил обеспечить вакцинами бедные страны13. Также проводилась разъяснительная работа с представителями духовенства14.

Папа Франциск успешно провел многие реформы, необходимые для восстановления репутации Ватикана, включился в сферу экологического активизма и внес свой вклад в борьбу с распространением COVID-19, что привело к заметному росту доверия населения к Святому престолу15. Конечно, нельзя сказать, что применение новой риторики и широкое ее распространение в СМИ имело только положительный результат. Ортодоксальные католики и некоторые священнослужители отрицательно относятся к теологическим и социально-политическим воззрениям Франциска16. В дополнение к этому вопрос сексуальных скандалов был не исчерпан. Последним ярким примером может послужить дело Джорджа Пелла, который был признан судом присяжных виновным в сексуальном насилии над двумя несовершеннолетними. Но вскоре Верховный суд Австралии полностью оправдал его17.

В заключение можно сказать, что для максимизации эффекта от новой риторики было необходимо применение передовых и усовершенствование старых способов коммуникации с обществом. Довольно сложно оценить эффект от усилий публичной дипломатии, так как она рассчитана, по мнению А. Н. Цветковой, на долгосрочную перспективу18. Но адаптация механизмов публичной дипломатии Ватикана привела к восстановлению авторитета церкви и усилению ее позиций на мировой арене.

Литература

1. Зонова Т. В. Дипломатическая служба Святого престола // Дипломатия иностранных государств: учеб. пособие / под ред. Т. В. Зоновой: МГИМО(У) МИД РФ. М.: РОССПЭН, 2004. С.276-309.

2. Цветкова Н. А., Ярыгин Г. О. Публичная дипломатия ведущих государств: традиционные и цифровые методы. Санкт-Петербург: Северная Нева, 2014. 4 с.

3. Crespo R., Gregory C. The Doctrine of Mercy: Moral Authority, Soft Power, and the Foreign Policy of Pope Francis. International Politics, 2020. No. 57. Pp. 115-130.

4. Nye J. Hard Power, Soft Power and the Future of Transatlantic Relations. Routledge, 2016. Р. 39.

12 Папа римский назвал вакцинацию от COVID-19 проявлением любви к себе и окружающим // TACC [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/12158639 (дата обращения: 24.12.2021).

13 Папа римский Франциск призвал преодолеть задержки в распределении вакцин против COVID-19 // Агентство Анадолу [Электронный ресурс]. URL: https://www.aa. com. tr/ru/мир/папа-римский-франциск-призвал-преодолеть-задержки-в-распределении-вакцин-против-covid-19/2197864 (дата обращения: 24.12.2021).

14 Коронавирус: папа римский озадачен недоверием служителей церкви к прививкам от COVID-19 // BBC [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/russian/news-58590850 (дата обращения: 24.12.2021).

15 Americans, Including Catholics, Continue to Have Favorable Views of Pope Francis. Pew Research Center [Электронный ресурс]. URL: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2021/06/25/americans-including-catholics-continue-to-have-favorable-views-of-pope-francis/ (дата обращения: 24.12.2021).

16 Why Do Some Catholics Oppose Pope Francis? America [Электронный ресурс]. URL: https://www.americamagazine. org/faith/2019/09/12/why-do-some-catholics-oppose-pope-francis (дата обращения: 24.12.2021).

17 Кардинал Джордж Пелл, оправданный по делу о педофилии, возвращается из Австралии в Ватикан // ТАСС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/9575179 (дата обращения: 24.12.2021).

18 Цветкова Н. Наследие президента Обамы в области публичной дипломатии США // Фонд Горчакова [Электронный ресурс]. URL: https://gorchakovfund.ru/news/view/natalya-tsvetkova-nasledie-prezidenta-obamy-v-oblasti-publichnoy-diplomatii-ssha/ (дата обращения: 24.12.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.