Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВАТИКАНА'

СОВРЕМЕННАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВАТИКАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2195
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАТИКАН / VATICAN / СВЯТОЙ ПРЕСТОЛ / HOLY SEE / ПАПСТВО / PAPACY / ПОЛИТИКА ВАТИКАНА / ПОЛИТИКА СВЯТОГО ПРЕСТОЛА / КОНКОРДАТ / КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / CATHOLIC CHURCH / ПАПА БЕНЕДИКТ XVI / РOPE BENEDICT XVI / ПАПА ФРАНЦИСК / РOPE FRANCIS / ПАПСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ / PAPAL DIPLOMACY / МЯГКАЯ СИЛА / SOFT POWER / VATICAN POLICY / HOLY SEE POLICY / СONСORDAT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Семедов Семед Абакаевич, Динь Тхи Тху Зунг

Дано определение современной внешней политике Ватикана. Также рассмотрены ее основные направления и их оценка с кратким историческим экскурсом, начиная с середины XX в. Внешняя политика Святого престола при папе Франциске I переживает подъем после кризиса, который произошел в период понтификата Бенедикта XVI. В статье освещена взаимозависимость между успешностью внешней политики Ватикана и имиджем его понтификов в мировом сообществе. При папе Франциске двусторонние отношения между Святым престолом и Россией перешли на новый уровень и переросли в категорию дружественных. Российская сторона надеется, что эти отношения сменятся на союзнические. Возможно, дипломатическое искусство папы Франциска позволит ему решить проблему снижения накала страстей и перейти от конфронтации к диалогу в отношениях между Западом и Россией. Это сейчас, пожалуй, самая главная задача внешней политики Ватикана, которая будет способствовать сохранению мира на земле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT VATICAN FOREIGN POLICY

The article defines the current Vatican foreign policy. It also presents its main policy directions and their evaluation with a brief historical excursion, beginning from the mid-20th century. Under Pope Francis the Holy See foreign policy is experiencing a significant growth after the crisis that occurred during the pontificate of Benedict XVI. The article highlights the interdependence between the success of the Vatican's foreign policy and the image of its pontiffs in the world community. Under Pope Francis the relations between the Holy See and Russia have moved to a new level and have become friendly ones, with the Russian side hoping to have the allied ones. The diplomatic skill of Pope Francis may help him address the issue of reducing the tension between the West and Russia and turn their relations from confrontation to a dialogue. It seems to be the most important task of the Vatican foreign policy nowadays, which will contribute to preservation of global peace.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВАТИКАНА»

Серия «Политология. Религиоведение» 2018. Т. 24. С. 99-111 Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapolit.isu.ru/ru/index.html

И 3 В ЕСТИЯ

Иркутского государственного университета

УДК 327:272/273

DOI https://doi.org/10.26516/2073-3380.2018.24.99 Современная внешняя политика Ватикана

С. А. Семедов, Т. Т. 3. Динь

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва

Аннотация. Дано определение современной внешней политике Ватикана. Также рассмотрены ее основные направления и их оценка с кратким историческим экскурсом, начиная с середины XX в. Внешняя политика Святого престола при папе Франциске I переживает подъем после кризиса, который произошел в период понтификата Бенедикта XVI. В статье освещена взаимозависимость между успешностью внешней политики Ватикана и имиджем его понтификов в мировом сообществе. При папе Франциске двусторонние отношения между Святым престолом и Россией перешли на новый уровень и переросли в категорию дружественных. Российская сторона надеется, что эти отношения сменятся на союзнические. Возможно, дипломатическое искусство папы Франциска позволит ему решить проблему снижения накала страстей и перейти от конфронтации к диалогу в отношениях между Западом и Россией. Это сейчас, пожалуй, самая главная задача внешней политики Ватикана, которая будет способствовать сохранению мира на земле.

Ключевые слова: Ватикан, Святой престол, папство, политика Ватикана, политика Святого престола, конкордат, католическая церковь, папа Бенедикт XVI, папа Франциск, папская дипломатия, мягкая сила.

Для цитирования: Семедов С. А., Динь Т. Т. 3. Современная внешняя политика Ватикана // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2018. Т. 24. С. 99-111. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2018.24.99

Ретроспективно. Ватикан был образован в 1929 г. в результате Латеран-ского конкордата между Святым престолом и Королевством Италия. Называемое карликовым, данное государство (или город-государство) обладает довольно внушительным влиянием для своих 0,44 км2 территории. Под этим чаще всего подразумевается Римско-католическая церковь (далее Каталическая церковь, Церковь) с ее около 1,3 млрд приверженцев, или 17 % (согласно статистике ватиканского информационного агентства Fides на октябрь 2016 г. [11]). Римско-католическая церковь и Святой престол (как государственный аппарат) - разные понятия. Тем не менее их совокупность конструирует целостный Ватикан, в чьем ведении находится специфическая полнота светской и духовной власти. Ватикан не обладает силовыми ресурсами воздействия для продвижения внешних интересов, потому ему остается полагаться на то, что Дж. Най охарактеризовал как «мягкая сила», - на привлекательность морального авторитета, признаваемого не только верующими, но и мировым сообществом. В формировании данной притягательности большую роль играет понтифик, глава Ватикана (соответственно, Римско-католической церкви и Свято-

го престола). Это справедливо, поскольку в массовом восприятии именно с лидером государства ассоциируется власть и направление как внутренней, так внешней политики. Внешний облик, манера поведения и деятельность во время понтификата, также биография папы до избрания освещаются средствами массовой информации и формируют общий образ.

Положительная характеристика его образа обеспечивает кредит доверия политике понтификата, или «Невеста Христа (Церковь, как и весь Ватикан) должна быть выше подозрений», если перефразировать изречение Цезаря. Это очень важно для Ватикана, чьим единственным рычагом принуждения осталась сила нравственного и морального авторитета. От наличия этого авторитета зависит успешность проводимой Ватиканом внешней политики [3, с. 44].

В связи с упомянутой специфичностью власти Ватикана возникает закономерный вопрос: что можно подразумевать под его внешней политикой? В основном к ней относятся дипломатические отношения Ватикана с другими государствами и взаимодействие с другими конфессиями и церквями. Помимо этого, нельзя пренебречь деятельностью в сфере миротворчества и посредничества, что будет рассмотрено далее. Нужно отметить, что Ватикан имеет дипломатические отношения более чем со 170 государствами мира. Дипломатические представительства микрогосударства во главе с нунциями (класс послов) и интернунциями (класс посланников) расположены в 116 государствах, соответственно, при Святом престоле аккредитовано 116 посольств. Традиционно во многих государствах папские нунции выполняют роль руководителей дипломатического корпуса (дуайенов). Дипломатические отношения Ватикана со многими странами дополнены конкордатами - соглашениями с правительствами этих государств [8, с. 56].

Ватиканские конкордаты - международные соглашения между Апостольской столицей и различными государствами, регулирующие правовой статус Католической церкви в той или иной стране: ее положение, возможные привилегии, назначение епископов, церковную собственность, освобождение духовенства от налогов, воинской повинности, особые полномочия Церкви в вопросах семьи и брака и т. д. Субъектом конкордата выступает Ватикан как Апостольская столица, а также Римская курия (как церковное правительство), но не государство-город Ватикан. Органы местной (партикулярной) Католической церкви не являются субъектами-партнерами при подготовке и подписании конкордата [8, с. 56-61].

Еще одним интересным аспектом исследуемой темы являются методы дипломатии Ватикана. Нам кажется актуальным анализ эффективности политики «мягкой силы» Ватикана. Уместно здесь поставить вопрос о том, а есть ли иные, не «мягкие», средства в арсенале этого непростого актора международных отношений. Конечно, в рамках статьи невозможно проанализировать все нюансы внешней политики Ватикана, однако определить основные ее направления и приоритеты вполне возможно.

Современная внешняя политика Ватикана инструментально и методологически сформировалась с началом правления папы Иоанна XXIII (19581963 гг.). Начиная с него, понтифики включают в диапазон своей активности

обычные сейчас «открытость» и «диалог». Необходимо напомнить, что в период понтификата папы Пия XII (1939-1958 гг.), придерживаясь острой критической позиции по отношению к коммунизму, Ватикан присоединился к проат-лантическому лагерю в период холодной войны и не отрицал привлекательности силового уничтожения идеологии, противодействующей Римско-католической церкви.

Таким образом, Ватикан, показав себя приверженцем разъединенного двухполюсного мира, не мог не вызвать разочарования у католиков, находящихся по всему земному шару, в том числе на территории коммунистического лагеря. Наряду с внутрикуриальными проблемами подобная внешняя закрытость и изоляция от реалий секуляризующегося мира послужила причиной кризиса в Ватикане в целом. Папе Иоанну XXIII, преемнику Пия XII, пришлось искать выход из этого положения. Им стало открытие Иоанном XXIII в 1962 г. Второго Ватиканского собора, ознаменовавшего эпоху «аджорнаменто» - обновления. «Для православного мира Второй Ватиканский собор стал значительной вехой в истории взаимоотношений между ним и католичеством». До этого отношения «или отсутствовали, или были враждебными». На протяжении почти тысячи лет Католическая церковь вела широкую прозелитическую работу, пытаясь подчинить своему влиянию православные церкви. Второй Ватиканский собор изменил ситуацию: цели Католической церкви остались те же, но методы и тактика были приспособлены к современным условиям - был создан Секретариат для единения, торжественное соборное признание в действительности православной иерархии, апостольского преемства и таинств у православных. На всех четырех сессиях Ватиканского собора подчеркивалась горячая любовь к православию, признание его исторических заслуг и даже частичной правоты в сохранении древнехристианских традиций и особое место, которое занимают православные в истории церкви. Политика Ватикана была направлена на союз с православием для ослабления влияния протестантизма. Было заявлено о взаимном снятии анафемы 1054 г., нейтрально воспринятом Русской православной церковью и молчаливо-одобрительно остальными православными поместными церквями. От имени православных церквей соглашение подписал патриарх Константинопольский Афинагор. В этом альянсе, как отмечает О. Ю. Васильева, «Ватикан может служить Константинополю своей мощью, поддержкой и защитой, а Константинополь готов использовать свое историческое первенство в православном мире для того, чтобы увлечь за собой и другие Православные церкви на его пути к Риму. На этой почве разворачивались все события описываемого времени, и это стало главным направлением римской политики в отношении православных в грядущих десятилетиях» [1, с. 359-360].

Целью собора являлось разрешение критического состояния посредством реорганизации Церкви, чтобы включить закостеневший Ватикан в процесс развития современного мира. По окончании собора были приняты шестнадцать итоговых документов, из которых можно выделить четыре ключевых (одна конституция, два декрета и одна декларация) в оформлении линии поведения во внешней политике Ватикана.

Перемены возмутили консерваторов, для которых предстоящие реформы были слишком радикальны. Позже часть недовольных образовала группу клерикалов, не признающих результаты собора (например, «Священническое братство Пия X», основанное архиепископом М. Лефевром в 1970 г.). Смягчение отношения к коммунистическому лагерю в рамках мирного «диалога» даже дало повод для прозвища Красный папа. Но в основном пришедшие с «аджорнаменто» веяния были восприняты положительно. Принятая новая политика поддержки мира в мире и призывы к его объединению, провозглашенные открытость и «диалог» культур и конфессий, - всё относилось к общечеловеческим демократическим ценностям.

Собор закрыл уже преемник Иоанна XXIII папа Павел VI в 1965 г. Он не снискал славы реформатора, как его предшественник, хотя продолжил заложенный курс в умеренном темпе. В его рамках Павел VI начал практику апостольских визитов по всему миру, которая сейчас входит в обычную внешнеполитическую деятельность современных понтификов.

Ему наследовал папа Иоанн Павел I, бывший на посту всего месяц. Исходя из этого, о его понтификате сложно составить какое-либо суждение, разве что современники отмечали склонность нового папы к простоте. Замена им традиционной церемонии коронации на мессу, его импровизации без опоры на подготовленные курией речи тревожили церковных чиновников перспективой очередных нововведений, что дало пищу для слухов о насильственности его смерти.

После него в октябре 1978 г. понтификом избрали Иоанна Павла II, первого за почти 500 лет папы-неитальянца (в миру Карол Войтыла, польский священник из Кракова), да к тому же и представителя социалистической Польши. Впрочем, известен он стал не только своей биографией. В целом, несмотря на то что конец был омрачен тенью зарождающегося скандала с педофилией в церковных кругах (он нашел развитие и пик уже после Иоанна Павла II), его понтификат в плане политики налаживания взаимоотношений Ватикана с конфессиями и государствами можно оценить довольно позитивно.

В 2005 г. был интронизирован Бенедикт XVI, первый папа XXI в. Таким образом, мы будем определять «современной» всю внешнюю политику Ватикана, начиная от правления Бенедикта XVI.

Папа Бенедикт XVI

Понтификат Бенедикта XVI длился 8 лет - с избрания в апреле 2005 г. до отречения в феврале 2013 г. Кроме самого факта ухода (обычно понтификат оканчивался со смертью папы, а последнее отречение произошло почти 600 лет назад под принуждением), глобальное сообщество волновала его причина. Пресс-секретариат Святого престола во главе с Ф. Ломбарди объявил о неблагополучном состоянии здоровья папы, несовместимом с исполнением его обязанностей.

Вместе с тем начала набирать популярность более реалистическая причина произошедшего. Под этим подразумевалось, что папе пришлось уйти с поста из-за серии скандалов, которые вызвали мировой резонанс и сильно повредили реноме как Католической церкви, так и Ватикана. Это упомянутый скандал с сексуальными злоупотреблениями священников по отношению к несо-

вершеннолетним, что вышел из-под контроля еще в конце правления Иоанна Павла II и получил огласку в 2009-2010 гг.

На этом фоне особенного внимания СМИ, в том числе российских, удостоились другие три скандала: конфессиональный конфликт в сентябре 2006 г., возбуждение уголовного дела против президента Банка Ватикана в сентябре 2010 г. и арест личного камердинера папы в мае 2012 г. Несмотря на то что два последних скандала сыграли немалую роль в подрыве авторитета и влияния Церкви со Святым престолом, для нас будет верным остановиться на конфессиональном конфликте 2006 г., поскольку он непосредственно связан с внешней политикой Ватикана.

Под конфессиональным конфликтом подразумевается ухудшение отношений с мусульманским миром. Примечательно, что оно, в отличие от остальных скандалов, напрямую связано с личностью папы. В сентябре 2006 г. Бенедикт XVI выступил с речью о роли разума в религиях в университете г. Регенсбург, неудачно процитировав византийского императора Мануила II: «Покажи мне, что нового принёс Мохаммед, и ты найдёшь там нечто злое и бесчеловечное, такое, как его приказ распространять мечом веру, которую он проповедовал». Оговорка папы, что эта фраза звучит «удивительно грубо» [2], не спасла от возмущения мусульман.

Рост их недовольства привел к отзывам из Ватикана нескольких послов исламских государств, нападениям на христианских подданных этих же государств, угрозам Святому престолу от радикальных террористических групп и осложнению намеченного к осени того года визита понтифика в Турцию. Впоследствии папа заявлял, что был превратно понят. Однако и позже это припоминалось исламскими лидерами как причина осложнения отношений между христианами и мусульманами.

В то же время можно наблюдать некоторые попытки к сближению между РПЦ и Католической церковью. В конце правления Иоанна Павла II между двумя конфессиями наблюдалось напряжение. Помимо расширения миссии УКГЦ по Восточной и Южной Украине, в 1980-90 гг. украинскими униатами, последователями УКГЦ, было уничтожено несколько епархий Московского патриархата в Западной Украине, затем состоялся перенос центра УКГЦ из Львова в Киев. Ввиду этих событий отношения обострилось, и о желаемом папой Иоанном Павлом II визите в Москву не могло быть и речи.

С весны 2006 г. в российских газетах стали появляться предположения о возможности если не визита папы в Россию, то его встречи с патриархом Алексием II. Впрочем, ими поддерживался скорее пессимистичный тон с акцентом на существующих противоречиях между церквями. Действительно, на протяжении этого понтификата больший интерес к продвижению отношений проявлял Святой престол.

Его расторопность заставила РПЦ снова подозревать Ватикан в прозели-тической деятельности и периодически заявлять о преждевременности надежд на приезд папы. Однако во всех заявлениях ни разу не опровергалась возможность встречи папы римского и патриарха Московского. Именно при Бенедикте XVI начались частые посещения Москвы на тот момент (2006 г.) главой Совета

по содействию христианского единства епископом В. Каспером. Поэтому, несмотря на видимую неровность отношений между двумя церквями, заметен положительный сдвиг, который способствовал встрече уже папы Франциска I с патриархом Кириллом на Кубе в феврале 2016 г.

Отношения Католической церкви и РПЦ значительно влияют на отношения между Святым престолом и Россией и сильно с ними связаны. Это обусловлено взаимозависимостью и сотрудничеством на протяжении всей истории российской государственности, светской и духовной властей. С 2006 по 2013 г. Бенедикт XVI встречался с российскими лидерами в Ватикане трижды: с В. Путиным в марте 2007 г., затем два раза с Д. Медведевым - в декабре 2009 г. для установления дипломатических отношений и в феврале 2011 г. для обсуждения ситуации на Ближнем Востоке.

Что касается дипломатических отношений Святого престола с Россией, то наличие Посольства РФ в Ватикане и Апостольской нунциатуры в Москве не оказало особенного качественного влияния на характер дипломатических отношений между сторонами, поскольку до установления посольств они уже существовали в подобном режиме, только на уровне представительств. Однако, скорее всего, произошла позитивная переоценка взаимодействия каждой из сторон.

В действительности понтификат Бенедикта XVI, потрясаемый серией компрометирующих событий, в основном был сосредоточен на оборонительных позициях извинений и на политике преодоления кризиса внутри Церкви и усиления догматического консерватизма, демонстрируя неприглядную картину вновь оторвавшегося от современного мира Ватикана. Сам Бенедикт XVI, несмотря на прекрасные личностные качества, по отзывам его окружения, оказался «папой академического склада», закрытым и потому далеким от своей всемирной паствы. Поэтому, в общих чертах, он оставил впечатление «несостоявшегося правителя» - администратора и лидера как в светском, так и духовном плане, с не слишком успешной внутренней и внешней политикой.

Папа Франциск

Новость об отречении папы Бенедикта XVI вызвала эффект разорвавшейся бомбы. В СМИ стали выдвигаться предположения по поводу того, кто будет следующим папой.

На 13 марта 2013 г., день интронизации Франциска, в мировом медиапро-странстве уже была заложена база для конструирования образа нового папы. Результаты понтификата Бенедикта XVI, которые благодаря СМИ ассоциировались с эпохой скандалов и кризиса внутри Ватикана и Римско-католической церкви, в некоторой мере задали критерии выбора для участников конклава. Кардиналам-выборщикам предстояло найти папу, который не был бы похож на Бенедикта XVI бессилием в управлении Ватиканом и Церковью.

Новый папа римский был действительно мало похож на предшественника. Франциск - в миру Хорхе Марио Бергольо - 266-й папа. Первый папа-иезуит. Первый папа-монах со времен Григория XVI, состоявшего в Ордене камальду-лов и родившегося в Сирии. Первый в истории папа из Нового Света: за более чем 1200 лет все папы римские были родом из Европы. По статусу он также

получил титул принца и великого магистра Суверенного военного Мальтийского ордена. Биография Франциска, включавшая латиноамериканское происхождение и положительные отзывы в клерикальных кругах о его успешной администраторской деятельности в Буэнос-Айресе, где он служил архиепископом, давали повод надеяться на приписываемый Франциску реформаторский характер, с которым папа сумеет не только вывести Церковь из кризиса, но и управлять ею. Хорхе Бергольо является поклонником Федора Достоевского, Хорхе Борхеса и Леопольдо Маречаля.

Для конструирования собственного образа Франциск значительно упростил задачу мировым СМИ, поскольку он, в отличие от Бенедикта XVI, действительно открыт, общителен и является частым лицом медиасобытий. На фоне его предшественника этот контраст очень заметен. Свойственные еще кардиналу Бергольо скромность и смирение в повседневной жизни во время службы в Аргентине, когда он, будучи архиепископом, пользовался общественным транспортом для передвижения по городу и проживал в обычной квартире, он обратил в визитную карточку для себя и своего понтификата.

Скромность и смирение как черты его образа не определяют, тем не менее, другой черты - слабости. Перед Франциском встала задача разрешения проблем предыдущего понтификата, которые касались последствий скандалов. Летом 2013 г. в ватиканском законодательстве установили уголовную ответственность за насилие над детьми. В декабре того же года папа учредил комиссию для расследования подобных случаев. Стремясь повысить прозрачность банковской деятельности, в апреле 2013 г. он учредил комитет по реформированию Ватикана. В конце 2015 г. им был назначен внутренний аудит ватиканских финансов.

При Франциске, помимо классических дипломатических отношений Ватикана с другими государствами и взаимодействия с другими конфессиями и церквями, были громко декларированы направления, которые условно можно приравнять ко внешней политике, поскольку внутренней они явно не подчинены и ввиду специфического светско-духовного характера власти Ватикана касаются всего мира. Это проблемы социального неравенства и экологии (выраженные в отдельной энциклике Франциска Laudato si'). Они были подняты еще предшественниками нового папы, однако на волне собственного признания и авторитета он сумел сотворить сенсационность их провозглашению. Обе проблемы гармонично переплетены.

В социальном направлении Франциск выделил необходимость проявлять участие материально и социально исключенным людям, особенно из стран-периферий (что примечательно, если вспомнить «нецентральное» аргентинское происхождение папы), а «зеленое» направление увязывает естественную озабоченность загрязнением планеты из-за дисбаланса между технологическим, экономическим развитием и «естественной медленностью биологической эволюции» [9], истощением ресурсов и его неравномерным распределением между всеми частями мира, вновь упоминая об ущемлении его периферий.

Однако у этих направлений есть существенный практический недостаток -декларативность, которая не имеет под собой механизмов их реализации. По-

этому здесь Франциск способен лишь побуждать мировые государства к решению этих проблем, хотя нельзя не признать, что способность Ватикана и папы быть на одной волне современных глобальных тенденций играет на руку пози-тивизации их образа.

Если вернуться к традиционной внешней политике, очерченной ранее, то при Франциске она начала занимать в деятельности Ватикана значительное место и приобретать определенный вес на мировом уровне. Основными направлениями, вызвавшими пристальное внимание, стали курсы на сближение с РПЦ (и Россией) и налаживание связей с Китаем - государствами, которые принято считать «недемократическими», стремление к преодолению продолжающегося напряжения с мусульманскими государствами и посредническая деятельность.

12 февраля 2016 г. папа римский Франциск и патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретились в Гаване, по результатам встречи ими была подписана совместная декларация по «укреплению межхристианских связей между двумя церквями» [4]. До этого личных встреч глав Римско-католической церкви и РПЦ не было за всю тысячелетнюю историю двух церквей после раскола 1054 г., хотя предшественники Франциска неоднократно встречались с другими представителями православной церкви - патриархами Константинопольскими. Но в этой встрече была важна не столько ее беспрецедентность, сколько значение.

В тексте совместной декларации, помимо традиционных христианских ценностей, защищаемых обеими церквями, была приведена точка зрения обеих сторон по поводу конфликтов в Сирии, Ираке и Украине. И папа, и патриарх призвали мировое сообщество к разрешению конфликтов мирным путем, в то время как православная и католическая церкви решили сплотиться в защите христиан на Ближнем Востоке [7]. Для российских СМИ было важно видеть и передать именно политический контекст данной декларации. В ее свете Франциск с Ватиканом предстают союзниками РПЦ, следовательно, и России.

Несмотря на остающиеся разногласия в вероучении, Римско-католическая церковь и РПЦ совместно выступили на страже традиционных христианских ценностей и, самое главное, выразили единое мнение по поводу мировых политических событий. Подчеркиваемый политический аспект взаимодействия Ватикана и РПЦ, всегда выступающей в поддержку государства, вполне заметен: папа Франциск не намерен осуждать РПЦ и, соответственно, Россию в конфликте с Украиной. Отсюда можно предположить, что отношения Ватикана и РПЦ переживают самый лучший период. Обе стороны сплотились перед мировыми проблемами единым консервативным фронтом.

Если обратиться к отношениям между Святым престолом и Россией, то Франциск дважды принимал в Ватикане президента РФ В. Путина - 25 ноября 2013 г. и 10 июня 2015 г. Осенний визит состоялся вскоре после первого непосредственного обращения Франциска к В. Путину, возглавлявшему саммит G-20 в Санкт-Петербурге (5-6 сентября 2013 г.), с просьбой найти мирный выход из ситуации по Сирии, которая стояла на повестке встречи мировых лидеров. В ходе беседы папа и президент затронули также кризис на Украине, вы-

разили общую озабоченность положением христиан на Ближнем Востоке, осудили терроризм и отметили «общечеловеческие гуманитарные ценности, которые во многом объединяют и католический мир, и православный, и все религии». Встреча была «очень доброжелательной» [6].

Через два года Франциск и В. Путин встретились вновь. На этот раз среди привычных тем особенно важной стала та, что касалась положения дел на Украине, поскольку за промежуток между двумя встречами обоих глав государств произошло присоединение Крыма к России. Отношение российской стороны к внешней политике Ватикана на момент аудиенции очень хорошо передано фразой отца Алексея (Дикарёва): «У Ватикана приемлемая для РФ позиция по конфликту на Украине, которая заключается в призывах Святого престола к мирному урегулированию противостояния. Папа на встрече с украинскими католическими иерархами в начале 2015 г. заявил, что происходящее на Украине - внутренний конфликт. Патриарх Кирилл неоднократно с удовлетворением отмечал взвешенную позицию папы по Украине» [5]. Также было выражено мнение, что папа может выступить посредником в регулировании обострившихся отношений между Востоком (т. е. Россией) и Западом, таким образом признавая за Франциском большое влияние на мировую политику.

Итак, при папе Франциске ранее доброжелательные, но статичные двусторонние отношения между Святым престолом и Россией перешли на новый уровень и переросли в категорию дружественных. Российская сторона надеется, что эти отношения перейдут в союзнические.

Что касается Китая, то в октябре 2016 г. появились статьи о видимом движении к нормализации отношений между двумя государствами. Обе стороны давно накопили взаимные претензии в отсутствие дипотношений с 1951 г. Для претензий есть причины. Пекин считал назначение Святым престолом епископов вмешательством во внутренние дела, отчего на его территории фактически существуют две католические церкви - официальная, одобренная КПК и членством в Католической патриотической ассоциации (КПА), и подпольная, не одобряющая назначение китайских епископов без согласования с папой и поддерживающая местную демократическую оппозицию. В свою очередь Ватикан - единственное европейское государство, признающее независимость Тайваня.

С апреля 2016 г. обе стороны сделали шаги к компромиссу через создание переговорной рабочей группы, которая уже достигла первых результатов. Теперь Святой престол может назначать епископов, предложенных китайскими властями. Также ожидается взаимная «легитимация» епископов, назначенных двумя сторонами параллельно друг от друга: Ватиканом - 8 от КПА, а Китаем - 30 из «подполья».

Несмотря на недовольство некоторых оппозиционных католиков, что подобная политика отдает «подобострастностью», в случае успешного продвижения переговорный процесс даст желаемое всем: Китаю - улучшение имиджа для Европы и католиков мира, Ватикану, помимо дипломатического продвижения, выведение из подполья большинства растущих католических общин Китая и их консолидация. Как можно отметить из данных фактов, Пекин, гото-

вый идти на подобные уступки, достаточно высоко оценивает влияние Ватикана на мировое сообщество.

В качестве значимого шага в христианско-мусульманском диалоге можно отметить визит Франциска в Египет по приглашению президента А. Ф. Ас-Сиси в апреле 2017 г., католического епископата страны и верховного имама «Аль-Азхара» А. Ат-Таиба. До этого, 22 февраля, Египет посетил президент папского совета по межрелигиозному диалогу кардинал Ж.-Л. Торан, он принял участие во встрече с мусульманскими богословами из «Аль-Азхара». Впервые после приостановки диалога по инициативе мусульманской стороны в 2011 г. было организовано мероприятие такого уровня, темой встречи объявлено совместное сплочение перед экстремистской проблемой.

Что касается посреднической деятельности, то она заслуженно признается успешной, в первую очередь из-за непосредственного участия в политических процессах Франциска, который обладает непререкаемым «моральным авторитетом»: «Когда дело доходит до морального авторитета, то [в этом] он [папа Франциск] является самым главным во всем мире. Теперь, когда Мандела мертв, кому еще?» [10]. Например, дипломатическим «триумфом» считается посредническая деятельность, осуществленная папой, в размораживании отношений между США и Кубой в декабре 2014 г. В результате тройных переговоров в формате США - Ватикан - Куба Куба и США наладили дипотношения и обменялись посольствами.

На данный момент в совокупности внешнеполитическая активность Франциска, основанная на его харизматическом моральном авторитете, представляется вполне сильной.

Итак, Ватикан при Бенедикте XVI (2006-2013 гг.) ассоциируется с ослаблением Церкви и комплексом проблем внутри нее, которые благодаря СМИ стали достоянием мировой общественности. Этим Ватикан практически лишился единственного рычага влияния на мир, соответственно, существенно ослабив внешнюю политику.

Другой деталью образа Ватикана за это время также считается укрепление консервативного течения в Святом престоле и Церкви. Это выразилось в потеплении отношений с не менее консервативной РПЦ.

Добровольная отставка Бенедикта XVI привела к власти Франциска (с 2016 г.). Его яркий образ и немедленная деятельность по разрешению проблем прошлого понтификата дали повод считать Ватикан и Церковь стоящими на пороге реформ. Большую роль в возвращении доверия к Церкви сыграл именно образ Франциска, воплощавший в себе надежду на обновление, также милосердие и понимание, - чувства и качества, которые в массовом восприятии были перенесены на Церковь и Ватикан. Их, например, не наблюдалось в медийном образе замкнутого Бенедикта XVI, что способствовало негативизации образа как папы, так и его государства.

Однако образ реформированного и «понимающего» Ватикана не означал отступления Церкви от церковных догматов, поскольку Церковь по своей сути всегда традиционна и консервативна. Во внешней политике это отобразилось в сближении Ватикана с РПЦ на почве приверженности консервативным нор-

мам. Через РПЦ произошло и политическое сближение с Россией, к которой Ватикан стал склонен обращаться как к партнеру в поддержании мира на земном шаре. Также формированию мнения о Ватикане как вернувшемся активном игроке на международной арене помогла успешность папы в возобновлении политики религиозного диалога, в первую очередь с исламскими государствами, и в миротворческих процессах, основанной на восстановленной им силе авторитета. При этом сам Франциск действительно, вне зависимости от предконклавных ожиданий, выступает не только как религиозный, но очень опытный политический лидер и дипломат. Хочется надеяться на то, что дипломатическое искусство папы Франциска I позволит ему способствовать снижению накала страстей и переходу от конфронтации к диалогу в отношениях между Западом и Россией. Это сейчас необходимо не только противоборствующим сторонам, но и всему миру ради сохранения мира на земле.

Религиозным деятелям необходимо активно позиционировать свою антивоенную идеологию, особенно в вопросах, относящихся к конфликту в Сирии, где противостояние достигло апогея. Глобальное противостояние осуществляется глобальными механизмами, которые в результате неумелых действий нерадивых «политических топ-менеджеров» и их подручных могут привести к ядерной войне, возможной, по мнению многих политиков. Религиозная дипломатия была и остается существенным инструментом внешней политики многих государств. Внешняя политика и дипломатия Ватикана одновременно является и государственной, и религиозной. В этом ее сила и ее слабость.

Список литературы

1. Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь и Второй Ватиканский Собор. М. : Лепта-Пресс, 2004. 282 с.

2. Ватикан и мусульмане. Ч. 1: Регенсбургская речь [Электронный ресурс] // Бого-слов^и (Научный богословский портал) : сайт. URL: http://www.bogoslov.ru/text/ 405553.html (дата обращения: 09.04.2016).

3. Динь Т. Т. З. Внешняя политика Ватикана в период холодной войны (19461991 гг.) // Седьмые Байкал. междунар. соц.-гуманит. чтения. В 3 т. Т. 3 : материалы. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. С. 44.

4. Коробов П. В правильное время в правильном месте [Электронный ресурс] // Ком-мерсант.ги : сайт. URL: http://kommersant.ru/doc/2916672 (дата обращения: 09.04.2016).

5. Коробов П. Святейший прием [Электронный ресурс] // Коммерсант. URL: http://kommersant.ru/doc/2741003 (дата обращения: 09.04.2016).

6. Латухина Кира. Путин обсудил с папой Римским Украину и Ближний Восток [Электронный ресурс]. // Рос. газ. URL: http://rg.ru/2015/06/10/papa-site-anons.html (дата обращения: 09.04.2016).

7. Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла [Электронный ресурс]. // Рос. газ. URL: http://rg.ru/2016/02/13/sovmestnoe-zaiavlenie-papy-rimskogo-franciska-i-sviatejshego-patriarha-kirilla.html (дата обращения: 09.04.2016).

8. Овсиенко Ф. Г. Католицизм : учеб. пособие. М. : Изд-во РАГС, 2005. 312 с.

9. Франциск, Папа Римский. Laudato si' (русский перевод энциклики) [Электронный ресурс]. М. : Изд-во Францисканцев, 2015. 192 с. URL: http://sib-catholic.ru/wp-content/ uploads/2015/10/Laudato_si.pdf (дата обращения: 06.07.2015).

10. Freedland Jonathan. The Pope Francis stardust worked over Cuba. Could it work with Isis and the Taliban? [Electronic resource] // The Guardian. Friday. URL:

http://www.theguardian.com/commentisfree/2014/dec/19/the-pope-francis-stardust-worked-over-cuba-could-it-work-with-isis-and-the-taliban (date of access: 15.04.2016).

11. Vatican - world mission day - catholic church statistics 2016 [Electronic resource] // Agenzia Fides. URL: http://www.fides.org/en/stats/61026-vatican_world_mission_ day_catholic_church_statistics_2016#.wnfmfxhh2t_ (date of access: 15.04.2016).

Current Vatican Foreign Policy

S. A. Semedov, T. T. D. Dinh

Russian Academy for National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Moscow

Abstract. The article defines the current Vatican foreign policy. It also presents its main policy directions and their evaluation with a brief historical excursion, beginning from the mid-20th century. Under Pope Francis the Holy See foreign policy is experiencing a significant growth after the crisis that occurred during the pontificate of Benedict XVI. The article highlights the interdependence between the success of the Vatican's foreign policy and the image of its pontiffs in the world community. Under Pope Francis the relations between the Holy See and Russia have moved to a new level and have become friendly ones, with the Russian side hoping to have the allied ones. The diplomatic skill of Pope Francis may help him address the issue of reducing the tension between the West and Russia and turn their relations from confrontation to a dialogue. It seems to be the most important task of the Vatican foreign policy nowadays, which will contribute to preservation of global peace.

Keywords: Vatican, the Holy See, papacy, Vatican policy, Holy See policy, concordat, catholic church, Pope Benedict XVI, Pope Francis, papal diplomacy, soft power.

For citation: Semedov S.A., Dinh T.T.D. Current Vatican Foreign Policy. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Political Science and Religion Studies, 2018, vol. 24, pp. 99-111. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2018.24.99 (in Russian)

References

1. Vasileva O.Yu. Russkay Pravoslavnay Cherkov I Vtoroy Vatikanskiy Sobor [The Russian Orthodox Church and the Second Vatican Council]. Moscow, Lepta-Press Publ., 2004, 282 p. (in Russian)

2. Vatican I Musulmane. Chast 1: Regensburgskay rech [The Vatican and the Muslims]. Part 1: Regensburg speech. Bogoslov.ru Theological Theological portal. Available at: http://www.bogoslov.ru/text/405553.html (date of access: 09.04.2016). (in Russian)

3. Dinh T. T. D. Vneshnyaya politika Vaticana v period kholodnoi voiny (1946-1991 gg.) [The Vatican foreign policy of during the Cold War (1946-1991)]. Seventh Baikal international social and humanitarian lectures. In 3 vol. Vol. 3. Materials. Irkutsk, Irkutsk State University Publishing House, 2013, pp. 44-46. (in Russian)

4. Korobov P. V pravilnoe vremy v pravilnom meste [At the right time in the right place]. Kommersant. Available at: http://kommersant.ru/doc/2916672 (date of access: 04.04.2016). (in Russian)

5. Korobov P. Sveteyschiy priem [Holy Audience]. Kommersant. Available at: http://kommersant.ru/doc/2741003 (date of access: 04.04.2016). (in Russian)

6. Latukhina K. Putin obsudil s Papoy Ukrainu I Blizhnij Bostok [Putin discussed with the Pope the Ukraine and the Middle East Issues]. Ros. gaz. Available at: http://rg.ru/2015/06/10/papa-site-anons.html (date of access: 09.04.2016). (in Russian)

7. Sovmestnoe zajavlenie Papy Rimskogo I Svytejshego Patriarxa Kirilla [Joint statement of Pope Francis and His Holiness Patriarch Kirill]. Ros. gaz. Available at:

http://rg.ru/2016/02/13/sovmestnoe-zaiavlenie-papy-rimskogo-franciska-i-sviatejshego-patriarha-kirilla.html (date of access: 09.04.2016). (in Russian)

8. Ovsienko F.G. Catholicism [Catholicism]. Moscow, Russian Academy of Public Administration Publishing House, 2005, 312 p. (in Russian)

9. Francis, the Pope. Laudato si'(Russian translation of the encyclical). Moscow, 2015, 192 p. Available at: http://catmos.ru/files/docs/papal_documents/Laudato_si.pdf (date of access: 06.07.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Freedland Jonathan. The Pope Francis stardust worked over Cuba. Could it work with Isis and the Taliban? Available at: URL: http://www.theguardian.com/commentisfree/2014/dec/ 19/the-pope-francis-stardust-worked-over-cuba-could-it-work-with-isis-and-the-taliban (date of access: 15.04.2016).

11. Vatican - world mission day - catholic church statistics 2016. Available at: http://www.fides.org/en/stats/61026-vatican_world_mission_day_catholic_church_statistics_ 2016#.WNFMfxhh2T_ (date of access: 15.04.2016).

Семедов Семед Абакаевич

доктор философских наук, профессор, заведующий, кафедра международного сотрудничества Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Российская Федерация, 117571, г. Москва, проспект Вернадского, 82 тел.: 8(495)4347500 e-mail: [email protected]

Динь Тхи Тху Зунг

магистрант

Институт менеджмента и маркетинга Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Российская Федерация, 117571, г. Москва, проспект Вернадского, 82 тел.: 8(495)4347500 e-mail: [email protected]

Semedov Semed Abakaevich

Doctor of Sciences (Philosophy), Professor Head, Department of International Cooperation Russian Academy for National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation 82, Vernadskiy av., Moscow, 117571, Russian Federation tel.: 8(495)4347500 e-mail: [email protected]

Dinh Thi Thu Dung

Master's Degree Student Institute of Management and Marketing Russian Academy for National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation 82, Vernadskiy av., Moscow, 117571, ussian Federation tel.: 8(495)4347500 e-mail: [email protected]

Дата поступления: 08.05.2018 Received: May, 8, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.