УДК 316.6:343.8
Адаптация личности осужденных к условиям отбывания наказания в исправительном учреждении как психолого-педагогическая проблема
■ Н.А. ТЮГАЕВА - профессор кафедры юридической психологии и педагогики Академии ФСИН России, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации
В статье предпринята попытка определить понятие и раскрыть сущность процесса адаптации осужденных к условиям отбывания наказания в исправительных учреждениях в целях правильного использования термина «адаптация».
Ключевые слова: адаптация; адаптивная способность; адаптивная ситуация; признаки и стадии адаптации; адаптированность.
Adaptation of the convicts personality to the conditions of serving the sentence in prison as a psychological and pedagogical problem
■ N.A. TYUGAEVA - Professor of the Department of Legal Psychology and Pedagogics of the Academy of the Federal Penal Service of Russia, Dsc. in Pedagogics, Professor, Honored Worker of Higher School
The article attempts to define the concept and reveal the essence of the process of convicts adaptation to the conditions serving their sentences in prisons with a view to the proper use of the term «adaptation».
Key words: adaptation; adaptive capacity; adaptive situation; features and stages of adaptation; adaptability.
Слово «адаптация» в переводе с латинского означает «приспособление». Данный термин возник в биологической науке в середине XIX в. для обозначения приспособления живого организма (в том числе и человеческого) к условиям существования. Философы определяют адаптацию как процесс приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды1. С появлением кибернетики данное понятие стало применяться и при изучении социальных и технических систем. Так, в педагогической науке адаптация означает приспособление организма к условиям существования2, а в психологической - строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды3.
Следует, однако, отметить, что применительно к человеку и обществу это понятие имеет ограниченные возможности, так как оно отражает главным образом реактивное поведение, связанное с приспособлением к окружающей среде, а не активным и целенаправленным ее преобразованием. Это
во-первых. Во-вторых, термин «адаптация» стал употребляться в социологии, социальной психологии, юриспруденции, педагогике совсем недавно, а в биологии и медицине он имеет уже большую историю применения, поэтому несет определенную «методологическую нагрузку» по отношению к более узким, специальным терминам. Он наделен социальным содержанием с сохранением некоторых биологических характеристик.
Таким образом, анализ приведенных выше определений адаптации в разных науках позволяет выделить сущность этого феномена как процесс приспособления индивида к условиям среды и как результат этого процесса.
Изучение научной литературы свидетельствует о том, что рассматриваемый термин не получил однозначного употребления. Одни авторы слишком широко его трактуют, идентифицируя с понятием социализации (Б.Г. Рубин, Ю.С. Колесников, Г.П. Медведев и др.), другие сводят к актам приспособительных механизмов (Т. Шибутани), третьи
рассматривают адаптацию как привыкание, эмоциональный покой (Р.Х. Шакуров) и т.п. Иногда в зависимости от контекста вместо термина «адаптация» пользуются заменяющими его словами: «приспособление», «уравновешивание», «соответствие», «актуализация», «восприятие норм и идеалов», «вживание», «вхождение», «идентификация», «приобщение» и др.
Естественно, каждое из названных слов используется в разговорной речи и в быту, но термин «адаптация» является научным. Применять его необходимо правильно, в соответствии с адаптивной ситуацией, которая характеризуется изменением в социальной среде или переходом личности из одной социальной среды в другую, чем-либо для нее новую. Одна из таких ситуаций возникает, когда человек, совершивший уголовное преступление, поступает в исправительное учреждение для отбывания наказания, назначенного судом.
Воздействие общества на осужденного опосредовано теми условиями, в которых он живет, работает, учится. Человек, изолированный от общества, попадает в необычные, не свойственные ему условия, так как лишение свободы является неестественным состоянием для человека. Находясь в исправительном учреждении, осужденный утрачивает некоторые социально полезные связи, навыки, привычки в силу, во-первых, самого факта лишения свободы, во-вторых, определенного вида режима учреждения. Особенно показательно это в отношении лиц, осужденных к длительным срокам отбывания наказания, когда режим этого наказания изменяет весь образ жизни человека.
Физическая изоляция неизбежно влечет за собой в некоторых пределах духовную изоляцию от общества. Но степень духовной изоляции в исправительном учреждении ослабляется путем проведения с осужденными воспитательной работы (культурно-массовая, спортивная работа; встречи с представителями общественности, в том числе со священнослужителями, родственниками; демонстрация видеозаписей, кинофильмов с последующим их обсуждением; а также школьное и профессиональное образование). Таким образом, в условиях лишения свободы человек продолжает социализироваться. Но окружающая среда воздействует на осужденного не механически. Внешние воздействия преломляются через внутренние особенности личности. В условиях социализации происходит и адаптация осужденного к конкретной социальной среде.
В общем процессе исправления (положительные изменения личности) осужденного адаптация выступает как отдельный момент и средство социализации. Кроме того, исследования и практика свидетельствуют о том, что эффективность исправления нарушивших закон во многом зависит от успешности адаптации их к условиям отбывания наказания в исправительном учреждении, поэтому данную проблему педагогически целесообразно решать в первую очередь в самих исправительных учреждениях.
Адаптацию осужденных к условиям отбывания наказания подразделяют на несколько видов: биологическую - приспособление организма к жизни в других климатических условиях, при новом режиме и рационе питания, а также условиям изоляции по половому признаку; социальную - приспособление к режимно-правовым требованиям, новым нормам жизни, труда, учебы, отдыха; социально-психологическую - приспособление к малым группам, коллективам, взаимоотношениям.
Социальную адаптацию осужденных, в свою очередь, делят на позитивную, когда осужденный всесторонне и глубоко адаптировался к положительным влияниям среды; негативную, или антисоциальную, когда осужденный свыкается с условиями лишения свободы и считает их обычными; псевдоадаптацию, когда осужденный знает, как вести себя, но внутренне, в своем сознании не признает этого и, где может, отвергает систему ценностей данной среды, придерживаясь своей прежней; дезадаптацию, когда осужденный не адаптируется ни к положительным, ни к отрицательным влияниям среды и не наблюдается псевдоадаптации. В этом случае человек не может найти своего места в коллективе осужденных колонии. Хотя и редко, но бывают случаи, когда такие лица пытаются совершить побег, самоубийство, членовредительство или становятся психически больными из-за неадаптиро-ванности к условиям изоляции от общества, семьи, родственников.
Процесс социально-психологической адаптации личности осужденного в новой среде всегда сопряжен в большей или меньшей степени с трудностями, которые обусловливаются тем, что у человека значительно сужаются рамки общения и возникают отрицательные психические состояния.
В зависимости от типа личности, особенностей характера, темперамента, подготовки и вообще способности приспосабливаться процесс адаптации будет различным
по направленности, времени и содержанию для каждого осужденного. Направленность адаптации предопределяют личностные свойства, то есть к чему стремится осужденный, включаясь в новые условия жизнедеятельности. По направленности адаптация может быть осознанной и неосознанной, стихийной, избирательной, иными словами, личность адаптируется к одним влияниям, требованиям, группам и т.п. и не адаптируется к другим, к одним быстрее, к другим медленнее. Более того, адаптация осужденных может проявляться пассивно.
В связи с этим некоторые практические работники, да и подчас ученые, возражают против самого термина «адаптация» на том основании, что он будто бы означает пассивное приспособление осужденного к условиям среды, а не активный процесс воздействия личности на различные факторы окружающей действительности. С этим возражением нельзя полностью согласиться. Хотя слово «адаптация» и означает «приспособление», однако сущность данного процесса не сводится к простому приспособлению. Если рассматривать только одну сторону процесса адаптации осужденных к условиям отбывания наказания - неизбежность приспособления под определенным нажимом, конечно, можно не выйти из рамок биологической адаптации. Но дело заключается в том, что наряду с объективными факторами на процесс адаптации существенное влияние оказывает субъективный фактор. Этот процесс будет тем успешнее, чем полнее и глубже он познан субъектом.
В конечном счете, адаптация личности осужденного к условиям отбывания наказания в исправительном учреждении - это свободно-сознательный, внутренне мотивированный и регулируемый процесс. Он не может быть отождествлен с простым приспособлением. Приспособление здесь связано с активностью со стороны самого осужденного. Это сложный, противоречивый процесс, сопровождающийся изменением личности и ее поведения. Обладая сознанием, человек контролирует процесс своей адаптации, выступает как активно действующая, творческая сила.
Если осужденный активно адаптируется к условиям отбывания наказания, то фактически он сам участвует в процессе своего исправления, становится помощником воспитателя в этом деле. «Человек... - указывал К. Маркс, - делает самою свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания»4. Поэтому адаптация любого ин-
дивида происходит при активной роли индивидуального сознания, при осознанной необходимости действовать в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Успешность процесса адаптации зависит от комплекса объективных и субъективных факторов, прежде всего от того, какое влияние оказал на личность сам факт лишения свободы, какова степень осознания осужденным своей вины за совершенное преступление. Режим отбывания наказания, общественно полезный труд, воспитательная работа, школьное и профессиональное образование заключают в себе огромный воспитательный потенциал и преобразующую силу. Тем не менее сотрудник исправительного учреждения, воспитатель осужденных, не вправе ждать положительного эффекта в исправлении осужденных только от факта включения их в общественно полезную деятельность5, пассивно следовать за процессом адаптации.
Таким образом, как психолого-педагогический процесс, регулируемый со стороны личности, адаптация осужденных к условиям отбывания наказания выступает объектом управления. Поэтому в целях предупреждения негативной адаптации, псевдоадаптации нужно уметь управлять этим процессом, иными словами, обладать управленческой компетенцией. Суть ее заключается в наличии знаний: процесс адаптации развивается постепенно, поэтапно; в основе такого развития, а значит и исправления, лежит процесс постепенного перевода внешних общественных норм, традиций, ценностей во внутренние, личные установки и ценности, формирования правопослушно-го поведения.
Исследование, проведенное автором, позволило выделить следующие этапы адаптации осужденных к условиям отбывания наказания в исправительном учреждении: предварительный (подготовительный), начальная стадия адаптации (поисково-ориентировочная реакция), предадаптационный (неустойчивая адаптация), постадаптационный (реадаптация, ресоциализация).
Предварительный этап особое влияние оказывает на содержание и динамику адаптации, поскольку в этот период осужденного знакомят с новыми условиями жизнедеятельности в учреждении, формируют предпосылки для успешного вхождения в них.
Начальная стадия адаптации характеризуется ориентировочной реакцией на окружающую обстановку. На этом этапе, уже включаясь в общественно полезную дея-
тельность, осужденный расширяет объем информации. Происходят некоторая перестройка психической деятельности, сбалансирование, корректировка получаемых знаний с ранее приобретенным опытом личности. Важно не пропустить этот ответственный период адаптации и педагогически целесообразно использовать его, так как осужденный формирует готовность изменить свою нравственную структуру и поведение.
Особенность предадаптационного этапа в его повышенной напряженности, которая вызывается тем, что именно в этот период происходит непосредственная адаптация к условиям отбывания наказания, коллективам осужденных, воспитателей. На адаптационном этапе наблюдается уже относительная стабилизация положения и поведения осужденного. В сознании адаптирующегося формируется установка действовать лишь в соответствии с режимно-правовыми нормами и требованиями коллектива. На этом, завершающем, этапе позитивной адаптации происходит качественное изменение личности, формируются устойчивые привычки поведения. Дальнейшее совершенствование личности осужденного осуществляется уже
Щ ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Философский словарь. М., 1980. С. 7.
2 См.: Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 11.
3 См.: Психология: Словарь. М., 1990. С. 11.
4 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 565.
5 См.: Стурова М.П., Тюгаева Н.А. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань, 2010. С. 77.
на новом уровне - уровне адаптировавшегося члена коллектива.
Провести четкие границы между этапами адаптации невозможно, так как этот процесс развивается неравномерно, по-своему для каждой личности, в зависимости от индивидуальных способностей и желаний. Каждому этапу присущи специфические психолого-педагогические средства и приемы воздействия как на личность осужденного, так и на окружающую среду, в которой он адаптируется.
Управление процессом адаптации личности осужденных к условиям отбывания наказания - это в то же время и руководство процессом их духовно-нравственного роста. От компетенции сотрудника-воспитателя заметить и направить этот рост, понять его диалектику зависит успех исправления. Устойчивость позитивной адаптации осужденных к условиям отбывания наказания способствует закреплению результатов исправительного воздействия, развитию адаптивных способностей личности, которые проявляются в постпенитенциарный период реадаптации и ресоциализации после освобождения из исправительного учреждения.
1 Sm.: Filosofskij slovar'. М., 1980. S. 7.
2 Sm.: Pedagogicheskij jenciklopedicheskij slovar'. М., 2002. S. 11.
3 Sm.: Psihologija: Slovar'. М., 1990. S. 11.
4 Ма^ К., Jengel's Р ^ гапп^ proizvedenij. М., 1956. S. 565.
5 Sm.: Sturova М.Р., Tjugaeva N.A. Penitenciamaja pedagogika: Киге lekcij. Rjazan', 2010. S. 77.