Социоаогияи еоциалная работа Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевсрг®. Серия Социальные науки, 2010, № 4 (20), с. 20-25
УДК 316.624
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ, ОСВОБОЖДАЮЩИХСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
© 2010 г. П. А. Бровский
Ивановский госуниверситет [email protected]
Поступила в редакцию 12.10.2010
Анализируется деятельностный подход в изучении социальной адаптации осужденных, освобождающихся из мест лишения свободы. Категория деятельности объединяет множество теорий, рассматривающих процесс социальной адаптации: структурный функционализм, интеракционизм, психоанализ и другие. Освещается понимание деятельности А.Н. Леонтьевым, рассматривается комплексная модель социальной адаптации М.В. Ромма, анализируются точки зрения отечественных ученых, изучающих процесс социальной адаптации. Рассматривается соотношение понятий «социальная адаптация» и «ресоциализация».
Ключевые слова: деятельность, деятельностный подход, социальная адаптация, ресоциализация.
Процесс социальной адаптации на протяжении длительного времени изучался исследователями. Однако до сих пор одной из наиболее трудных социальных проблем является социальная адаптация лиц, освобождающихся из мест лишения свободы. Существует множество теорий, рассматривающих процесс социальной адаптации: структурный функционализм, интеракционизм, психоанализ и другие. Объединяющим элементом для всех перечисленных позиций является категория деятельности, которая позволяет рассматривать адаптационный процесс как механизм вещественно-энергетического и информационного взаимодействия в социуме. В контексте деятельностного подхода можно говорить о материальной и духовной адаптивной деятельности личности, опосредованной всем многообразием информационных процессов и взаимодействий. Этот подход предполагает, что главным способом адаптивного взаимодействия человека с внешней средой выступает деятельность. Благодаря деятельности появляется возможность целенаправленного преобразования материального и духовного мира адаптирующегося субъекта. Именно материальная и духовная деятельность выступают в качестве адаптивно-адаптирую-щего социального контекста, в котором возникает и реализуется многообразие реальных и потенциальных адаптивных стратегий, используемых приспосабливающимся субъектом на практике.
Понимание деятельности как кольцевой структуры предложил ещё А.Н. Леонтьев: исходная афферентация ^ эффекторные процессы, реализующие контакты с предметной сре-
дой ^ коррекция и обогащение с помощью обратных связей исходного афферентирующего образа [1]. Схема, предложенная А.Н. Леонтьевым, применима для характеристики социального действия. Следуя его логике, можно выделить следующие элементы:
1. Осознание цели деятельности, анализ социальной информации и построение на его основе некоего идеального результата, а также выбор приемлемого пути его достижения.
2. Непосредственная деятельность для достижения поставленной цели.
3. Сопоставление полученного результата с идеалом.
В данной структуре представляют интерес целостный характер деятельности, связанный с социальной информацией, благодаря которой становится возможным целенаправленное рациональное преобразование окружающей действительности, и сама информация как условие и средство деятельностного приспособления к требованиям социальной среды и индивидуальным потребностям адаптирующейся личности. Информация является фундаментальной основой целесообразной адаптивной деятельности в социуме.
Социальная деятельность индивида протекает в различных сферах человеческой жизни. В качестве одной из основных можно выделить профессиональную сферу, достижения в которой являются залогом жизненного успеха, а следовательно, успешной адаптации. Профессиональная адаптация для индивида, тем более для осужденного, выступает важнейшим этапом процесса полной социальной адаптации.
Д.В. Ольшанский определяет социальную адаптацию как вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент социальной адаптации - согласование самооценок субъекта и притязаний субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды, включающие как реальный уровень, так и потенциальные тенденции развития среды и субъекта [2]. Именно согласование своих ресурсов и возможностей среды позволяет реализовывать всё многообразие адаптивных стратегий, используемых адаптирующимся субъектом на практике.
Выделение адаптивного деятельностного уровня позволяет оценить адаптацию как особый способ целенаправленной активности, присущей исключительно самоуправляемым социальным системам. М.В. Ромм указывает на то, что именно материальная и духовная деятельность выступает как тот адаптивно-адапти-рующий социальный контекст, в котором возникает и реализуется всё многообразие реальных и/или потенциальных адаптивных стратегий, используемых приспосабливающимся
субъектом на практике. При этом адаптивная деятельность - двусторонний процесс: воздействуя на социальную среду, адаптирующийся человек преобразует в этой новой адаптивной среде и самого себя благодаря параллельному приспособлению собственного мировоззрения и внутреннего мира к им же инициированным внешним изменениям.
М.В. Ромм предлагает комплексную модель социальной адаптации. Речь идёт о том, что процесс социальной адаптации личности инициируется: 1) всей иерархией реальных или мнимых потребностей человека и социума;
2) проблемно-адаптивными ситуациями, в которых оказывается и вынужден действовать адаптирующийся субъект; 3) актуальными или потенциальными адаптивными барьерами, которые затрудняют либо исключают приспособление человека к разнообразным социальным ситуациям, и, наконец, 4) адаптивными установками, возникающими в процессе интерпретации человеком социального бытия, а также собственной роли и смысла жизни в конкретном социуме. Автор указывает на то, что для системного понимания социальной адаптации необходимо, чтобы понятие «деятельность» было дополнено понятиями «интерпретация» и «понимание».
М.В. Ромм предлагает идеальную модель социальной адаптации «реадаптивное кольцо»,
которая включает в себя пять логических этапов единичного адаптационного цикла: ситуация информационной неопределённости; адаптивная ситуация; типология адаптивных барьеров; адаптивная установка; стратегия социальной адаптации [3, с. 32].
М.В. Ромм достаточно подробно рассмотрел вопрос о соотношении социализации и социальной адаптации и пришел к выводу, что именно социализация имеет определяющее влияние на характер, специфические особенности протекания и результативность социальной адаптации [3, с.22]. Графически, в самом общем виде, соотношение данных социальных феноменов можно представить как пирамиду, основанием которой служит социализация, а вершиной - социальная адаптация. М.В. Ромм также отмечает, что специфика социальной адаптации требует учёта целого ряда немаловажных обстоятельств: в аналогичной адаптивной ситуации люди по-разному выстраивают индивидуальные приспособительные стратегии поведения в силу социально-психологического феномена, который может быть обозначен как влияние на процесс адаптации субъективных воздействий и факторов [3, с. 25].
Основываясь на понятии логической структуры деятельности как универсальной адаптивной стратегии, предложенной М.В. Роммом [4], можно определить следующие этапы адаптации.
1. Начальный этап, который можно охарактеризовать как информационное сканирование условий социальной среды и индивидуальной деятельности; оценка и ранжирование субъектом адаптации индивидуальных и социальных потребностей.
2. Этап стабилизации, когда происходит определение круга наиболее эффективных способов деятельности, которые способны ликвидировать возможные адаптивно-деятельностные барьеры и свести к минимуму разрыв между реальными результатами и идеальной моделью преобразующей деятельности, а также поиск таких способов, которые в полной мере отвечают индивидуальным потребностям личности и необходимым условиям ее жизнедеятельности.
3. Следующим этапом социальной адаптации является достижение искомого результата в процессе адаптивной деятельности. Он объединяет сравнение полученного результата с идеальной моделью и внесение в последующую деятельность таких изменений, которые субъективно значимы для адаптирующейся личности, затем информационное сканирование условий среды и индивидуальной деятельности, оценка
индивидуальных и социальных потребностей субъектом адаптации.
Отечественная социология исходит из признания активной роли личности во взаимоотношениях с миром. Социальная среда и личность находятся в постоянном взаимодействии: первая воздействует на личность, формируя ее; в свою очередь личность, действуя в социальной среде и вступая в отношения с другими личностями, посредством участия в деятельности различных общностей создает социальную среду, придает ей определенное социальное качество.
В отечественной специальной литературе встречается следующее (более широкое) понимание социальной адаптации: это итог процесса изменений социальных, социально-психологических, морально-психологических, экономических и демографических отношений между людьми, приспособление к социальной среде [5]. В качестве специфических особенностей социальной адаптации отмечаются: активное участие сознания; влияние трудовой деятельности человека на среду; активное изменение человеком результатов своей социальной адаптации в соответствии с социальными условиями бытия. В этой связи интересно отметить, что человеческое общество является не просто адаптивной (наподобие биологических), а адап-тивно-адаптирующей системой, поскольку человеческая деятельность имеет преобразовательную природу.
В работе «Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии)» А.А. Налчаджян предложил свое определение социально-психологической адаптации личности, которую он определяет как процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого, оказываясь в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений, индивид приобретает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и их комплексы и другие особенности и подструктуры, которые в целом имеют адаптивное значение [6, с. 17]. Каждый процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать процессом социальнопсихологической адаптации личности, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития и социализации навыки и механизмы поведения или открывает новые способы поведения и решения задач, новые программы и планы внутрипсихи-ческих процессов. Адаптивные механизмы личности с успехом выполняют свои функции, если приводят к ее адаптированности в социальной ситуации или среде.
Социально-психологическую адаптирован-ность можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей [6, с. 19]. Адаптация - это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности.
А.А. Налчаджян также отмечал, что в сложных проблемных ситуациях адаптивные процессы личности протекают с участием не отдельных, изолированных механизмов, а их комплексов. Эти адаптивные комплексы, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных социальных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.
Социально-психологическая адаптация личности, осуществляющаяся на уровне личностных механизмов, не сводится к конформизму. Конформистское поведение как выражение соответствующей социальной установки является только одной из возможных адаптивных стратегий, осуществляется с помощью различных смешанных адаптивных комплексов и выражается в разнообразных поведенческих формах. Социально-психическая адаптация личности может иметь неконформистский и творческий характер, тогда как конформистское поведение в некоторых ситуациях может быть неадекватным, приводящим к формированию таких черт и установок личности, которые делают невозможной ее гибкую адаптацию. Длительная приверженность к конформистской стратегии адаптации может способствовать формированию склонности личности к систематическим ошибкам поведения (нарушению норм, ожиданий, шаблонов поведения) и к созданию все новых проблемных ситуаций, для адаптации к которым у нее нет ни адаптивных способностей, ни готовых механизмов и их комплексов. В частности, сознательно осуществляемая конформистская стратегия может стать предпосылкой возникновения перманентных внутренних конфликтов личности.
Таким образом, можно отметить, что при анализе процесса адаптации необходимо учитывать не только изменения личности, но и влияние, которое она оказывает на среду.
М.А. Славина трактует понятие социальной адаптации как «процесс приспособления индивидов (или групп) к новым условиям и видам деятельности, которое связано с изменением их социального положения» [7].
Социальная адаптация может рассматриваться с точки зрения различной степени приспособленности. Так, Я. Щепаньский выделяет разные степени приспособления: от псевдоадаптации (индивид знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне не признает этого, придерживаясь своей прежней среды) до полного приспособления, или ассимиляции (индивид, попадая в новую среду, полностью отказывается от прежних образов и ценностей и принимает новые) [8].
На основании анализа и обобщения научной литературы и результатов собственных исследований, А.А. Налчаджян предлагает следующую классификацию разновидностей социально-психологической адаптации личности: нормальная, девиантная, или неконформистская, и патологическая [6, с. 32].
Нормальная адаптация. Нормальным можно назвать такой адаптивный процесс личности, который приводит ее к установлению адаптивности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и, одновременно, без нарушений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности [6, с. 32].
Нормальная адаптация бывает защитной и незащитной. Защитная адаптация - это те действия личности, которые осуществляются при помощи защитных механизмов (агрессия, рационализация, проекция, сублимация и др.), если эти механизмы не стали патологическими. Незащитные адаптивные процессы отличаются тем, что начинаются в нефрустрирующих проблемных ситуациях, требующих от личности принятия рациональных решений.
Они осуществляются при помощи познавательных процессов личности, процессов целе-образования и целеполагания, различных форм социальной уступчивости, процессов общения и обмена информацией и других.
Девиантная адаптация. Девиантным можно назвать такой процесс социальной адаптации личности, который обеспечивает удовлетворение потребностей личности в данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением.
Девиантная адаптация условно может быть подразделена на два основных подвида:
а) неконформистская адаптация - это такой процесс адаптации личности, благодаря которому она преодолевает внутригрупповую проблемную ситуацию необычными для членов этой группы способами и путями и, вследствие этого, оказывается в конфликтных отношениях с нормами группы и их носителями;
б) новаторская адаптация - это деятельность человека или исполнение роли, в ходе и результате которой он создает новые ценности, осуществляет нововведения. Но иногда малая группа, членом которой является новатор, ограничивает его деятельность. В этом случае активность личности, с позиций всего общества, является адаптивной и плодотворной, но с точки зрения малой группы, наоборот, - девиантной и дезадаптивной [6, с. 35].
Следует добавить, что преступное поведение тоже является девиантным и дезадаптивным для всего общества, но оно адаптивно с точки зрения той корпоративной группы, которая требует от своих членов именно такого поведения.
Патологическая адаптация - это такой социально-психологический процесс, который полностью или частично осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию патологических комплексов характера, входящих в состав невротических и психотических синдромов. А.А. Налчаджян также выделяет:
1) временную ситуативную адаптивность, которая легко может перейти в состояние временной ситуативной дезадаптивности как следствие внутрипсихических изменений;
2) устойчивую ситуативную адаптивность, т.е. надежную долговременную адаптивность только в определенных типичных ситуациях, в которых личность стремится быть как можно чаще;
3) общую адаптивность - потенциальную возможность адаптироваться в широком спектре типичных социальных ситуаций, которые чаще всего создаются в данной общественной среде в данное историческое время [6, с. 39].
Для теории социальной адаптации особо важно выделение еще двух разновидностей адаптации:
1) адаптация путем преобразования и фактического устранения проблемной ситуации;
2) адаптация с сохранением ситуации.
В первом случае адаптивные ресурсы и механизмы личности мобилизуются для реконструкции реальной социальной ситуации, а сама личность претерпевает только сравнительно небольшие и, в основном, положительные изменения. Во втором случае личность претерпе-
вает более глубокие изменения, но такие, которые большей частью не способствуют ее самореализации и самосовершенствованию. Отметим, что именно для адаптации личности с сохранением проблемной ситуации правомерно использование термина «приспособление»:
личность меняется, а ситуация, в основном, остается без изменений.
Процесс социальной адаптации иногда называют ресоциализацией. Под ресоциализацией, применительно к бывшим осужденным, в широком смысле понимается процесс исправления осужденных лиц. Под ресоциализацией в узком смысле понимается социальный процесс в постпенитенциарный период, когда происходят качественные изменения личности, перестройка взглядов, представлений, мотивационной сферы поведения, находящие свое внешнее выражение в правопослушном поведении.
Для отечественной науки характерно отождествление исследователями (Ю.М. Антонян, И.И. Карпец, И.В. Шмаров, М.С. Рыбак, Т.Н. Волкова, Ю.В. Жулева и др.) понятий «социальная адаптация» и «ресоциализация». На наш взгляд, это позиция не совсем верная. Социальная адаптация включает в себя ресоциализацию, но результат адаптации может быть как положительным, так и отрицательным, т.е. возникает проблема успеха адаптации. Субъект либо ресоциализируется, либо проявляются различные девиации.
Почему это происходит? Это обусловлено объективными (социально-экономические факторы, общественная организация) и субъективными факторами (адаптационные возможности, личностные характеристики). Осужденный, освобождаясь из исправительного учреждения, попадает в совершенно новый мир, отличный от всего, к чему человек привыкает, находясь в местах лишения свободы. Теперь, на свободе, бывший осужденный должен сам принимать решения, заботиться о себе (искать работу, оплачивать коммунальные услуги, содержать себя и семью и др.). При этом многое поменялось -начиная от законодательства и заканчивая взаимоотношениями людей в обществе. Соответственно, исходя из того, насколько человек в изоляции следил за событиями, происходящими на свободе, имел ли он поддержку со стороны, получал ли разъяснения со стороны администрации о происходящих изменениях в законодательстве, желает ли он вернуться к нормальному образу жизни, и будет зависеть успех социальной адаптации. Напротив, если человек придерживается антиобщественных взглядов, является приверженцем криминаль-
ной субкультуры, имеет дефицит информации о жизни на свободе, велика вероятность, что процесс социальной адаптации пройдет неудачно и вновь приведет к совершению преступления.
Анализируя представленные точки зрения, можно заметить, что авторы под «ресоциализацией» понимают прежде всего исправление личности осужденного, то есть приведение внутренних установок осужденного к какому-либо общепринятому стандарту, «идеальной» модели. Процесс ресоциализации - это процесс «переделки» личности преступников, изменение их антиобщественных взглядов, навыков и привычек, привитие им в период отбывания наказания нравственных качеств российского гражданина. То есть результат ресоциализации - это соответствующая нормам общества модель поведения человека. Процесс ресоциализации включает в себя преимущественно внутренние факторы - в первую очередь психологические и эмоциональные. При этом исследователи в своих определениях не затрагивают внешние факторы, которые воздействуют на личность - социально-экономические условия, наличие жилья, работы и т.д. А в условиях современного государства - это весомый аспект в процессе социальной адаптации. Соответственно можно говорить о том, что процесс социальной адаптации - понятие более широкое и включает в себя понятие ресоциализации. Это комплекс мер, направленных на восстановление статуса человека в обществе, утраченных связей, навыков и умений, обретение им жилья, работы.
Процесс адаптации включает в себя следующие взаимодействующие компоненты: среда - ситуация - личность. Исходя из данной схемы, можно отметить следующие варианты взаимосвязей.
1. Среда и ситуация активны, субъект пассивен, т.е. меняется только сам под влиянием среды и ситуации
2. Среда, ситуация, субъект - все активны, изменяются в результате взаимодействий, но последствия изменений могут быть разные:
• влияние среды и ситуации может быть положительным для субъекта;
• влияние среды и ситуации может быть отрицательным для субъекта;
• влияние субъекта может быть положительным для среды и ситуации;
• влияние субъекта может быть отрицательным для среды и ситуации.
Таким образом, можно выделить следующие особенности успешной социальной адаптации:
1) она представляет собой процесс взаимодействия личности и окружающей среды (природной и социальной);
2) это процесс, носящий постоянный характер;
3) длится на протяжении всей жизни человека в процессе социализации;
4) ее процесс носит пассивный и активный характер;
5) социальная адаптация - постоянно совершенствующийся процесс;
6) ее интенсивность зависит от изменений и преобразований, происходящих в среде обитания;
7) поскольку новые условия и цели общества, отдельных слоев и групп населения (в том числе и правонарушителей) могут быть прогнозируемыми, то и отдельные направления, оказывающие помощь в социальной адаптации на основе научного предвидения, могут носить планируемый и управляемый характер.
Применительно к лицам, освобожденным из мест лишения свободы, можно выделить две особенности процесса социальной адаптации:
1) этот процесс воздействует на особую категорию граждан, освобожденных из мест лишения свободы;
2) социальная адаптация этих лиц всегда в той или иной мере связана с элементами принуждения, являющимися последствиями отбывания наказания, вытекающими из института судимости.
Как нам представляется, процесс социальной адаптации распадается на две взаимосвязанные стадии: 1) нравственной, правовой, психологической и организационной подготовки осужденных в исправительных учреждениях к жизни на свободе (исправление) и 2) приспособления освобожденных к условиям жизни на свободе, определение ими своих социальных позиций и ролей, восприятия требований и системы ценностных ориентаций нового социального окружения, руководство этим процессом со стороны государства и общества.
Научный анализ различных теоретических подходов к изучению явления адаптации показал, что каждый из них предлагает свое понимание приспособительного процесса, но все подходы объединяет категория деятельности, которая позволяет рассматривать процесс адаптации как активное воздействие личности на окружающую среду. Исходя из этого, можно определить социальную адаптацию как вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Особо отметим, что процесс социальной адаптации будет эффективен лишь при активном участии личности. Именно категория «активность» будет основополагающим элементом успешности процесса адаптации.
Список литературы
1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. С. 304.
2. Ольшанский Д.В. Адаптация социальная // Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. С. 9.
3. Ромм М.В. Социальная адаптация личности как объект философского анализа. Авторефер. дис. ... д-ра филос. наук. Томск, 2003.
4. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма РАН, 2002. С. 80-81.
5. Казначеева В.П. Современные аспекты адаптации. М., 1980. С. 17.
6. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. Ереван, 1988. 263 с.
7. Славина М.А. О понятии «социальная адаптация» в марксистской социологии // Вопросы марксизма и идеологической борьбы. Петрозаводск, 1976. С. 128.
8. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. С. 198.
ACTIVITY APPROACH IN THE STUDY OF SOCIAL ADAPTATION OF CONVICTED PERSONS RELEASED FROM PLACES OF DETENTION
P.A. Brovskiy
This article is devoted to the analysis of activity approach in the study of social adaptation of convicted persons released from places of detention. The activity category includes a lot of theories that consider the process of social adaptation: structural functionalism, interactionism, psychoanalysis, etc. The article covers A.N.Leontyev’s concept of activity, considers M.V.Romm’s unifying model of social adaptation as well as analyses the points of view of those Russian scientists who study the process of social adaptation. It covers furthermore the correlation between the concepts of ‘social adaptation’ and ‘resocialisation’.
Keywords: action, activity approach, social adaptation, resocialisation.