Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ К МЕСТАМ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ОСУЖДЕННЫХ, НЕ ПОДДЕРЖИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНО ПОЛЕЗНЫЕ СВЯЗИ'

АДАПТАЦИЯ К МЕСТАМ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ОСУЖДЕННЫХ, НЕ ПОДДЕРЖИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНО ПОЛЕЗНЫЕ СВЯЗИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация / осужденные / исправительное учреждение / социально полезные связи / adaptation / convicts / correctional institution / socially useful connections

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калинкина Евгения Михайловна, Носова Наталья Валентиновна, Камракова Наталья Юрьевна

В статье описываются особенности адаптации к условиям исправительного учреждения осужденных в зависимости от наличия у них социально полезных связей. Показано, что у осужденных мужчин, не поддерживающих социально полезных связей, тяжелее проходит процесс адаптации к новым для них условиям. Автор предполагает, что им требуется больше времени на то, чтобы научиться реалистичней видеть себя и принимать окружающую действительность, правильно воспринимать свою роль в социуме, контролировать свое поведение, идти на контакт с другими людьми, избегать конфликтов и проявление негативных эмоций и чувств. В исследовании показано, что на быстроту, эффективность адаптации, следование общепринятым нормам поведения, снятие эмоционального напряжения оказывает позитивное влияние присутствие социально полезных связей у осужденных. Их наличие создает определенный стимул для осужденного на пути исправления и скорейшего освобождения. Анализируя полученные в исследовании данные, автор приходит к выводу, что социально полезные связи могут служить дополнительной мотивацией для контроля своего поведения, принятия общепринятых моральных норм, а, следовательно, и самого процесса адаптации, который складывается непосредственно из данных компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Калинкина Евгения Михайловна, Носова Наталья Валентиновна, Камракова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the features of adaptation to the conditions of a correctional institution of convicts, depending on the presence of socially useful ties. It is shown that convicted men who do not maintain socially useful connections have a harder time adapting to new conditions for them. The author suggests that they need more time to learn to see themselves more realistically and accept the surrounding reality, correctly perceive their role in society, control their behavior, make contact with other people, avoid conflicts and the manifestation of negative emotions and feelings.The study shows that the speed, effectiveness of adaptation, adherence to generally accepted norms of behavior, and the removal of emotional stress are positively affected by the presence of socially useful connections among convicts. Their presence creates a certain incentive for the convict on the path of correction and speedy release. Analyzing the data obtained in the study, the author comes to the conclusion that socially useful connections can serve as an additional motivation for controlling one's behavior, accepting generally accepted moral norms, and, consequently, the adaptation process itself, which consists directly of these components.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ К МЕСТАМ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ОСУЖДЕННЫХ, НЕ ПОДДЕРЖИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНО ПОЛЕЗНЫЕ СВЯЗИ»

труда прямо взаимосвязаны с педагогической рефлексией, которая активнее развивается, когда педагог удовлетворен самореализацией, результатом своей профессиональной деятельности, уважением со стороны руководства и коллектива.

Выводы. Таким образом, в данном исследовании проведен анализ научных подходов к определению профессионально-значимых качеств педагогов высшей школы и выделены такие качества, как педагогическая рефлексия, саморегуляция поведения, коммуникативные и организаторские способности. Организовано и реализовано эмпирическое исследование влияния и взаимосвязи психологического климата в педагогическом коллективе, и мотивации на развитие личностных качеств педагога. Были получены следующие результаты: важно поддерживать научно-исследовательское продвижение преподавателей, которое влияет на эффектность труда педагога; педагогам характерен средний и высокий уровни саморегуляции поведения; коммуникативные способности педагогов имеют более высокий уровень сформированности, чем организаторские способности; большинство педагогов отметило благоприятность психологического климата в коллективе, как среднюю; в целом психологический климат в педагогическом коллективе положительный, сотрудники готовы помогать и поддерживать друг друга; положительная атмосфера в коллективе оказывает эффективное влияние на удовлетворенность трудом, мотивацию и на профессионально-значимые качества личности педагогов.

Литература:

1. Большанина, Л.В. Структура, компоненты и уровни коммуникативной компетентности преподавателя вуза / Л.В. Большанина//Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. -№11. - С. 1-6

2. Везетиу, Е.В. Применение рефлексивных технологий обучения в системе профессионального образования будущих педагогов / Е.В. Везетиу // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-1. - С. 54-57

3. Дмитриева, Л.Г. Мотивация как компонент профессионального развития личности / Л.Г. Дмитриева, Е.С. Левашова // Deutsche internationale Zeitschrift für zeitgenössische Wissenschaft. - 2021. - № 12. - C. 64-67

4. Драчева, Т.П. Взаимосвязь социально-психологического климата с личностными особенностями сотрудников коллектива / Т.П. Драчева, В.А. Смарышева // «IV Фрейдовские чтения»: сборник научных трудов материалов межд. науч,-практ. конф. / под ред.М.М. Решетникова. - М., 2019. - С. 262-275

5. Есенкова, Т.Ф. Средства формирования рефлексивной компетентности молодого педагога: сборник дидактических материалов / Т.Ф. Есенкова. - Ульяновск. - 2018. - 47 с.

6. Исаева, Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя / Т.Е. Исаева // Педагогика: научно-теоретический журнал. -2006. -№9. - С. 55-60

7. Кагермазова, Л.Ц. Профессиональная компетентность преподавателя в условиях модернизации высшего образования / Л.Ц. Кагермазова, З.В. Масаева // В сборнике: Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста в образовательном пространстве России: материалы II межд. науч.-практ. конф. - Ростов-на-Дону. - 2017. -С. 131-136

8. Кагермазова, Л.Ц. Диалог культур как смыслотехнология в практике учебного процесса в высшей школе / Л.Ц. Кагермазова, З.В. Масаева // В сборнике: Педагогическая деятельность как творческий процесс: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с межд. участ. - Махачкала. -2018. - С. 168-176

9. Кагермазова, Л.Ц. Смыслообразование в педагогическом взаимодействии "педагог-учащийся" в практике учебного процесса / Л.Ц. Кагермазова, З.В. Масаева // В сборнике: Педагогика и психология в современном мире: материалы Всерос. науч.-практ. конф,-2019,-С. 342-349

10. Калашникова, О.В. Развитие педагогической рефлексии: Практ. руководство для студентов и начинающих учителей / О.В. Калашникова. -Изд-во Урал.гос.проф.-пед.ун-та. - Екатеринбург. - 1998. -40 с.

11. Кононова, С.В. Влияние психологического климата коллектива на эффективность профессиональной деятельности / С.В. Кононова // В сборнике: Инновационные процессы в науке и образовании: под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. - Пенза. -2018.-С. 141-147

12. Соломенникова, О.Г. Профессиональная компетентность современного педагога / О.Г. Соломенникова // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - №11. - С. 86-93

13. Сорокопуд, Ю.В. Психолого-педагогический анализ профессионально значимых личностных качеств, определяющих успешность профессиональной педагогической деятельности / Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. -2019. -№1 (74). - С. 330-332

14. Шарипов, Ф.В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза / Ф.В. Шарипов // Высшее образование сегодня. - 2018. - № 1. - С. 72-77

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Калинкина Евгения Михайловна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда); кандидат психологических наук, доцент Носова Наталья Валентиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда); кандидат психологических наук, доцент Камракова Наталья Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда)

АДАПТАЦИЯ К МЕСТАМ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ОСУЖДЕННЫХ, НЕ ПОДДЕРЖИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНО

ПОЛЕЗНЫЕ СВЯЗИ

Аннотация. В статье описываются особенности адаптации к условиям исправительного учреждения осужденных в зависимости от наличия у них социально полезных связей. Показано, что у осужденных мужчин, не поддерживающих социально полезных связей, тяжелее проходит процесс адаптации к новым для них условиям. Автор предполагает, что им требуется больше времени на то, чтобы научиться реалистичней видеть себя и принимать окружающую действительность, правильно воспринимать свою роль в социуме, контролировать свое поведение, идти на контакт с другими людьми, избегать конфликтов и проявление негативных эмоций и чувств. В исследовании показано, что на быстроту, эффективность адаптации, следование общепринятым нормам поведения, снятие эмоционального напряжения оказывает позитивное влияние присутствие социально полезных связей у осужденных. Их наличие создает определенный стимул для осужденного на пути исправления и скорейшего освобождения. Анализируя полученные в исследовании данные, автор приходит к

выводу, что социально полезные связи могут служить дополнительной мотивацией для контроля своего поведения, принятия общепринятых моральных норм, а, следовательно, и самого процесса адаптации, который складывается непосредственно из данных компонентов.

Ключевые слова: адаптация, осужденные, исправительное учреждение, социально полезные связи.

Annotation. The article describes the features of adaptation to the conditions of a correctional institution of convicts, depending on the presence of socially useful ties. It is shown that convicted men who do not maintain socially useful connections have a harder time adapting to new conditions for them. The author suggests that they need more time to learn to see themselves more realistically and accept the surrounding reality, correctly perceive their role in society, control their behavior, make contact with other people, avoid conflicts and the manifestation of negative emotions and feelings.The study shows that the speed, effectiveness of adaptation, adherence to generally accepted norms of behavior, and the removal of emotional stress are positively affected by the presence of socially useful connections among convicts. Their presence creates a certain incentive for the convict on the path of correction and speedy release. Analyzing the data obtained in the study, the author comes to the conclusion that socially useful connections can serve as an additional motivation for controlling one's behavior, accepting generally accepted moral norms, and, consequently, the adaptation process itself, which consists directly of these components.

Key words: adaptation, convicts, correctional institution, socially useful connections.

Введение. Отбывание наказания в виде лишения свободы, безусловно, влечет резкие изменения в жизни человека, его быте, круге общения, нормах и условиях жизнедеятельности. В связи с этим происходят определенные личностные изменения, вызванные также и социальной изоляцией человека. Период адаптации к новым условиям большинство осужденных переживает довольно трудно, при этом их психологическое состояние характеризуется обычно подавленностью, снижением самооценки, замкнутостью [2].

Одним из основных направлений психологической службы уголовно-исполнительной системы является психологическое обеспечение работы с осужденными. В число задач психологической службы входит оказание психологической помощи осужденным в процессе их адаптации к новым условиям жизни. Однако факторы, оказывающие влияние на протекание процесса адаптации к исправительному учреждению, на сегодняшний день изучены в недостаточной степени. В частности, не исследован вопрос влияния на процесс адаптации осужденных к местам лишения свободы такой характеристики, как наличие у человека социально полезных связей [6].

Объектом исследования является адаптация осуждённых к условиям отбывания наказания.

Предмет - особенности адаптации к условиям исправительного учреждения осужденных мужчин, не поддерживающих социально полезные связи.

Цель данной работы заключается в изучении особенностей адаптации к условиям исправительного учреждения осужденных мужчин, не поддерживающих социально полезные связи.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть понятие и сущность адаптации осужденных в исправительных учреждениях.

2. Рассмотреть особенности адаптации осужденных к условиям отбывания наказания.

3. Раскрыть стадии адаптации.

4. Охарактеризовать социально полезные связи осужденных.

5. Изучить особенности адаптации осужденных мужчин не поддерживающих социально полезные связи.

6. Сформулировать рекомендации по поддержанию социально полезных связей.

Гипотеза: адаптация у осужденных мужчин, которые не поддерживают социально полезные связи, происходит более тяжело, чем у осужденных, которые поддерживают социально полезные связи.

В процессе исследования при решении задач были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, анкетирование, тестирование (методика МЛО - многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»), статистическая обработка (критерии Манна-Уитни)

Изложение основного материала статьи. В данном исследовании мы изучаем социально-психологическую адаптацию, которая представляет собой процесс приобретения и овладения людьми различного рода статусов и функций, необходимых для достижения гармонии с собой. В ходе данного процесса у личности повышается адаптированность.

Считается, что осужденные адаптируется к изоляции адекватным и неадекватным способом. Адекватный способ - это когда осужденный умеет контролировать свои эмоции, характер, соблюдать все правила отбывания наказания. Неадекватный же наоборот, у осужденного проявляется психопатологические признаки, хотя до осуждения его он был здоровым.

Соответствующая адаптация объясняется тем, что осужденный объективно оценивает дальнейший ход своего отбывания наказания, вливается в коллектив, трудится, возможно даже участвует в самодеятельности, у данного лица отсутствует внутренне сопротивление воспитательным воздействиям [5].

Социально полезные связи осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, являются важным фактором, оказывающим позитивное влияние на их исправление. Именно наличие социально полезных связей формирует у заключенного такую субъективную интерпретацию актуальной жизненной ситуации, которая позволяет пересмотреть его жизненный опыт, связанный с противоправным поведением, пересмотреть жизненные ценности, найти новые способы взаимодействия с окружающим миром и самим собой [4]. Благодаря этому, собственный асоциальный опыт может быть интерпретирован как искажение, могут быть найдены новые модели восприятия окружающей реальности и поведения [3].

Исследователи указывают на тот факт, что важным стимулирующим фактором, способствующим исправлению осужденного, является сохранение его семейных отношений [7]. Отстранение от семьи оказывает большое влияние на страдания осужденного [5].

Мы предположили, что социально полезные связи играют большую роль в адаптации осуждённого, так как их отсутствие может осложнять и делать более длительным период адаптации. Также они могут выступать важным фактором, стимулирующим осужденных к исправлению, и способствовать их ресоциализации.

В большинстве случаев семья стимулирует положительное поведение преступников в исправительном учреждении, осуществляя социальный контроль. Осужденные, имеющие родственников, чаще характеризуются с положительной стороны, чем одинокие, причем, чем больше у осужденного социально полезных связей, тем лучше его характеристика. Также исследователями установлена прямая зависимость поведения осужденного во время отбывания наказания в исправительном учреждении и последующего рецидива - чем лучше характеристика осужденного в исправительном учреждении, тем меньше вероятности совершения им нового преступления после выхода на свободу [3].

Эмпирическое изучение особенностей адаптации осужденных проводилось на базе ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Бурятия. В настоящее время в исправительной колонии содержатся осуждённые мужчины, впервые отбывающие наказание. Выборку составили 40 осужденных мужчин в возрасте от 20 до 55 лет, которые были разделены на

две группы: контрольная n экспериментальная численностью по 20 осужденных в каждой. В экспериментальную группу вошли осужденные, не поддерживающие социально полезные связи, а в контрольную - поддерживающие социально полезные связи. Группы были сформированы на основании данных, полученных при анкетировании сотрудников различных отделов (отдел по воспитательной работе с осужденными, отдел безопасности, отдел группы социальной защиты осужденных), имеющих непосредственную работу с осужденными. Сотрудники заполняли анкету, отмечая по каждому осужденному наличие признаков социально полезных связей (критерии были нами выделены исходя из работ профессора Ю.М. Анотоняна и E.H. Колышницыной [1]).

Эмпирическое исследование включало в себя ряд этапов. На первом этапе (февраль 2023 г.) осуществлялась диагностика осужденных мужчин с помощью многоуровнего личностного опросника (МЛО) «Адаптивность». Этот период был начальным этапом пребывания осужденных в исправительное учреждение. На основании полученных результатов с помощью U-критерия Манна-Уитни были проанализированы различия по шкалам методики между контрольной и экспериментальной группами. Данные диагностики представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты диагностики по методике МЛО на первом этапе исследования

Шкалы ЭГ КГ иэмп. Крит. знач. р<0.05 р<0.01 Зона различий

114 138

Нервно-психическая устойчивость 45 35 50 р<0.05 Зона значимости

Коммуникативный потенциал 22 17 190 р<0.01 Зона незначимости

Моральная нормативность 15 7 8,5 р<0.05 Зона значимости

Адаптационный потенциал 82 59 11,5 р<0.05 Зона значимости

По результатам, полученным с помощью многоуровнего личностного опросника (МЛО) «Адаптивность», можно заключить, что обе группы осужденных имеют низкий уровень нервно-психической устойчивости. То есть осужденные на начальном этапе не обладают выраженной стрессоустойчивостью, не могут в полной мере контролировать свое поведение и держать ситуацию, в которой им пришлось находиться, под контролем. На низком уровне у обеих групп оказалась также шкала коммуникативного потенциала, характеризующая затруднения в межличностном общении, в налаживании контактов с другими осужденными и администрацией. По шкале моральная нормативность у осужденных экспериментальной группы показатели находятся на более низком уровне, поэтому у них могут случаться проблемы в адекватном оценивании своего места в коллективе. Многие осужденные, входящие в экспериментальную группу, не стремятся к соблюдению общепринятых норм поведения. В целом на начальном периоде адаптации к исправительному учреждению у обеих групп испытуемых наблюдаются низкие показатели адаптивности.

На втором этапе (март 2023 г.) производилось сравнение по всем измеряемым показателям адаптации группы осужденных мужчин, не поддерживающих социально полезные связи (экспериментальная группа) с группой осужденных мужчин, поддерживающих социально полезные связи (контрольная группа). Результаты представлены в таблице 2. Можно заметить, что наблюдаются статистически значимые различия в уровне адаптивности по всем измеряемым шкалам методики.

Таблица 2

Результаты диагностики по методике МЛО на втором этапе исследования

Шкалы ЭГ КГ иэмп. Крит. знач. р<0.05 р<0.01 Зона различий

114 138

Нервно-психическая устойчивость 25 16 72,5 р<0.05 Зона значимости

Коммуникативный потенциал 13 7 40 р<0.05 Зона значимости

Моральная нормативность 12 5 9 р<0.05 Зона значимости

Адаптационный потенциал 50 28 11,5 р<0.05 Зона значимости

Если сравнить результаты диагностики по каждой группе на первом и втором этапах, то можно заметить, что в экспериментальной группе повысились показатели по шкалам поведенческая регуляция и коммуникативный потенциал (см. табл. 3). Также увеличились показатели нормативной регуляции, однако по этой шкале испытуемые экспериментальной группы остались на низком уровне. Таким образом, за месяц, проведенный в исправительном учреждении экспериментальной группой, показатели по всем шкалам увеличились, а значит, повысилась устойчивость к внешним факторам, людям и обстоятельствам, самооценка стала более адекватной, процесс установления контактов с окружающими начал проходить без особых усилий. В контрольной группе эффективные изменения видны в шкалах «нормативная регуляция», «коммуникативный потенциал» и «адаптационный потенциал». Таким образом, можно утверждать, что через месяц показатели в обеих выборках по всем шкалам увеличили свои показатели.

Таблица 3

Уровень выраженности шкал по методике МЛО «Адаптивность» на первом (февраль) и втором (март) этапах

исследования

Шкалы Экспериментальная группа Контрольная группа

Февраль Март Февраль Март

НПУ Низкий Средний Низкий Средний

КП Низкий Средний Низкий Средний

МН Низкий Низкий Средний Средний

АП Низкий Низкий Низкий Средний

Если сравнивать полученные в выборке значения с нормативными, то можно заметить, что несмотря на улучшения результатов адаптации как в экспериментальной, так и в контрольной группе в течение месяца, только контрольная группа на втором этапе эксперимента продемонстрировала показатели удовлетворительной адаптации. Экспериментальная группа и на первом, и на втором этапе показала низкие результаты адаптации к местам лишения свободы. Таким образом, осужденные, не поддерживающие социально полезные связи, труднее адаптируются к условиям исправительного учреждения. Их характеризует низкое совладение своими действиями и поведением в трудных и важных для них жизненных и рабочих ситуациях. Данная группа не стремится налаживать и улучшать межличностные отношения, контролировать свое внутреннее состояние, что в свою очередь приводит к агрессивности, конфликтности, низкой мотивированности и негативным поступкам. Группа, поддерживающая социально полезные связи, более адаптирована, это показывает результат по шкале «адаптационный потенциал». Следовательно, они, по сравнению с ранее описанной группой, могут компенсировать эмоциональную неустойчивость тем, что их внутренние состояния и реакции, спустя время, начинают приходить в привычную форму. Это находит свое отражение в контроле поведения самими осужденными при отбывании ими наказания.

Выводы. Исходя из результатов проведенного эмпирического исследования, можно сделать вывод, что экспериментальная группа имеет более низкие показатели адаптации к условиям исправительного учреждения. Вероятно, им требуется больше времени на то, чтобы научиться реалистичней видеть себя и принимать окружающую действительность, правильно воспринимать свою роль в социуме, контролировать свое поведение, идти на контакт с другими людьми, избегать конфликтов и проявление негативных эмоций и чувств.

На быстроту, эффективность адаптации, следование общепринятым нормам поведения, снятие эмоционального напряжения, возможно, большее влияние оказывает именно присутствие социально полезных связей у осужденных, наличие родных, близких и любимых людей. Ведь для того, чтобы получить посылку, выйти на свидание с теми, кто тебя ждет, необходимо вести себя так, как требует данное учреждение. Для этого нужно трудиться, исправляться и развиваться, получать новые знания, а также уметь конструктивно общаться. Социально полезные связи могут служить стимулом контроля своего поведения, принятия общепринятых моральных норм, а следовательно, и самого процесса адаптации, которое складывается непосредственно из данных компонентов.

Литература:

1. Антонян, Ю.М. Мотивация поведения осужденных: монография / Ю.М. Антонян, E.H. Колышницына. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. - 143 с.

2. Волкова, Т.Н. Ресоциализация осужденных как мера профилактики преступности и цель уголовного наказания / Т.Н. Волкова // Правовая культура. - 2007. - № 2 (3). - С. 103.

3. Городнянская, В.В. Постпенитенциарный рецидив: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / В.В. Городнянская. - Томск, 2011.-С.6.

4. Ковегенова, H.A. Социально полезные связи заключенных как ресурс реадаптации, ресоциализации / И.А. Ковегенова // Социально-гуманитарные инновации: стратегии фундаментальных и прикладных научных исследований: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Оренбург, 20-21 мая 2021 года. - С. 177-183

5. Метлин, Д.Г. Актуальные вопросы правового регулирования поддержания социально полезных связей осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Психология и педагогика служебной деятельности / Д.Г. Метлин. -Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2019. - С. 65-67

6. Перемолотова, Л.Ю. Социально полезные связи осужденных к лишению свободы как фактор, способствующий их исправлению / Л.Ю. Перемолотова, O.K. Хотькина // III Международный пенитенциарный форум "Преступление, наказание, исправление": Сборник тезисов выступлений и докладов участников. Том 2. - Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2017. - С. 207-209

7. Характеристика осужденных, отбывающих лишение свободы (по материалам специальной переписи осужденных 2009 г.) / Е.М. Данилин [и др.]; под науч. ред. В.И. Селиверстова. - Вып. 1. - М.: Юриспруденция, 2010. - С. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.