Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ ИНВАЛИДОВ К УСЛОВИЯМ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ НА ОСНОВАНИИ ДИАГНОСТИКИ ВЛИЯЮЩИХ НА НЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ ИНВАЛИДОВ К УСЛОВИЯМ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ НА ОСНОВАНИИ ДИАГНОСТИКИ ВЛИЯЮЩИХ НА НЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
135
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ОСУЖДЕННЫЙ ИНВАЛИД / УСЛОВИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ТРЕВОЖНОСТЬ / СТРЕСС / АДАПТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ADAPTATION / CONVICTED DISABLED PERSON / PRISON CONDITIONS / ANXIETY / STRESS / ADAPTIVE ABILITIES / NEUROPSYCHIC STABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сатторова Дарья Владиславовна

В статье отражается эмпирическое исследование адаптации осужденных инвалидов к условиям лишения свободы посредством применения психодиагностических методик, направленных на выявление психологических факторов, оказывающих влияние на исследуемый процесс. Раскрывается понятие адаптации и приведены ученые, занимающиеся изучением данного феномена в пенитенциарной психологии. Автором предпринята попытка доказать, что адаптация к условиям лишения свободы у осужденных инвалидов протекает медленнее, чем у осужденных, не имеющих инвалидности. Цель статьи заключается в усилении внимания к проблеме адаптации осужденных инвалидов. Это обусловлено спецификой данной категории осужденных. Инвалиды в местах лишения свободы находятся в той же социальной среде, что и остальные осужденные, но являются наиболее уязвимой категорией. Автор обосновывает трудности, с которыми сталкиваются осужденные с ограниченными возможностями здоровья при попадании в исправительное учреждение. В статье раскрываются результаты психодиагностического исследования двух групп осужденных - инвалидов и осужденных, не являющихся инвалидами. За основу взяты психодиагностические методики, выявляющие таки факторы как тревожность или стресс, адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость. Результаты исследования отражены в таблицах, проведен сравнительный анализ. В целом, исследование позволило сделать вывод о положительной динамике в преодолении указанных факторов у обеих групп испытуемых, однако, у осужденных инвалидов эта динамика значительно ниже, чем у остальных. В качестве рекомендаций предложены мероприятия по повышению эффективности психологического и педагогического сопровождения процесса адаптации осужденных инвалидов к условиям лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сатторова Дарья Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF ADAPTATION OF CONVICTED PERSONS WITH DISABILITIES TO THE CONDITIONS OF IMPRISONMENT BASED ON THE DIAGNOSIS OF PSYCHOLOGICAL FACTORS AFFECTING IT

The article presents an empirical study of the adaptation of convicted persons with disabilities to the prison conditions through the use of psychodiagnostic techniques aimed at identifying psychological factors that affect the process under study. The concept of adaptation is revealed and scientists who study this phenomenon in penitentiary psychology are given. The author makes an attempt to prove that adaptation to the prison conditions of inmates with disabilities proceeds more slowly than in convicted persons without disabilities. The purpose of the article is to increase attention to the problem of adaptation of convicted persons with disabilities. This is due to the specifics of this category of convicts. Persons with disabilities in prisons are in the same social environment as other prisoners, but they are the most vulnerable category. The author substantiates the difficulties faced by prisoners with disabilities when entering a correctional institution. The article reveals the results of psychodiagnostic research of two groups of convicts-disabled and non-disabled convicts. It is based on psychodiagnostic methods that identify factors such as anxiety or stress, adaptive abilities, and neuropsychic stability. The results of the study are reflected in the tables, and a comparative analysis is carried out. The study allowed us to conclude that the positive dynamics in overcoming these factors in both groups of subjects, however, this dynamics is significantly lower in convicted persons with disabilities than in the rest. As recommendations, measures are proposed to improve the effectiveness of psychological and pedagogical support of the process of adaptation of convicted persons with disabilities to the conditions of imprisonment.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ ИНВАЛИДОВ К УСЛОВИЯМ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ НА ОСНОВАНИИ ДИАГНОСТИКИ ВЛИЯЮЩИХ НА НЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №3, Том 8 / 2020, No 3, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-3-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 18PSMN320.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Сатторова Д.В. Исследование адаптации осужденных инвалидов к условиям лишения свободы на основании диагностики влияющих на нее психологических факторов // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №3, https://mir-nauki.com/PDF/18PSMN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Sattorova D.V. (2020). The study of adaptation of convicted persons with disabilities to the conditions of imprisonment based on the diagnosis of psychological factors affecting it. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/18PSMN320.pdf (in Russian)

УДК 159.92 ГРНТИ 15.21.41

Сатторова Дарья Владиславовна1

ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний», Рязань, Россия

Адъюнкт факультета «Подготовки научно-педагогических кадров»

E-mail: rayan_brain@mail.ru РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=920001

Исследование адаптации осужденных инвалидов к условиям лишения свободы на основании диагностики влияющих на нее психологических факторов

Аннотация. В статье отражается эмпирическое исследование адаптации осужденных инвалидов к условиям лишения свободы посредством применения психодиагностических методик, направленных на выявление психологических факторов, оказывающих влияние на исследуемый процесс. Раскрывается понятие адаптации и приведены ученые, занимающиеся изучением данного феномена в пенитенциарной психологии. Автором предпринята попытка доказать, что адаптация к условиям лишения свободы у осужденных инвалидов протекает медленнее, чем у осужденных, не имеющих инвалидности. Цель статьи заключается в усилении внимания к проблеме адаптации осужденных инвалидов. Это обусловлено спецификой данной категории осужденных. Инвалиды в местах лишения свободы находятся в той же социальной среде, что и остальные осужденные, но являются наиболее уязвимой категорией. Автор обосновывает трудности, с которыми сталкиваются осужденные с ограниченными возможностями здоровья при попадании в исправительное учреждение. В статье раскрываются результаты психодиагностического исследования двух групп осужденных - инвалидов и осужденных, не являющихся инвалидами. За основу взяты психодиагностические методики, выявляющие таки факторы как тревожность или стресс, адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость. Результаты исследования отражены в таблицах, проведен сравнительный анализ. В целом, исследование позволило сделать вывод о положительной динамике в преодолении указанных факторов у обеих групп испытуемых, однако, у осужденных инвалидов эта динамика значительно ниже, чем у остальных. В качестве рекомендаций предложены мероприятия по повышению эффективности психологического и педагогического сопровождения процесса адаптации осужденных инвалидов к условиям лишения свободы.

1 https://vk.com/id137729883

https:// mir-nauki. com

Ключевые слова: адаптация; осужденный инвалид; условия лишения свободы; исправительное учреждение; тревожность; стресс; адаптивные способности; нервно-психическая устойчивость

Обзор научной литературы показывает, что термин «адаптация» используется при возникновении ситуаций, которые характеризуются изменением в социальной среде или переходом личности из одной социальной среды в другую, чем-либо для нее новую. Одна из таких ситуаций возникает, когда человек, совершивший уголовное преступление, поступает в исправительное учреждение для отбывания наказания, назначенного судом [1]. К проблеме адаптации осужденных к лишению свободы в целях исполнения наказания и их исправления впервые обратились ученые-пенитенциаристы Н.А. Стручков и В.Ф. Пирожков [2]. Изучение проблемы адаптации осужденных в психологии во многом связано с именами А.А. Ушатикова [3], Казак Б.Б., [4] А.В. Наприса [5], Г.В. Щербакова [6], Пищелко А.А., Сочивко Д.В. [7].

Специфика адаптации осужденных инвалидов к условиям лишения свободы

Адаптация осужденных инвалидов к условиям лишения свободы - процесс длительный и не всегда успешный. У значительной части осужденных данной категории возникают проблемы с адаптацией, что в первую очередь связано со спецификой, обусловленной их инвалидностью. Анализ психологической и педагогической литературы позволяет заключить, что переход из свободной жизни в обществе к отбыванию наказания в исправительном учреждении характеризуется сложным адаптационным процессом, прохождение которого отражается на психологическом комфорте и нервно-психическом здоровье осужденных, на их поведении и эффективности процесса исправления [8].

В исправительные учреждения попадают далеко не самые благополучные, зрелые и психологически устойчивые люди. Тем не менее, вхождение их в новую социальную группу, приобретение ими нового социального статуса осужденного требует от них выработки новых способов поведения, предписанных им требованиями режима. Такой процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что вызывает у человека перенапряжение как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего у осужденного снижается активность, и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнить привычные для него виды деятельности.

Осужденные инвалиды зачастую характеризуются не только ослабленным здоровьем, но и «клубком» психологических проблем, главные из которых - затруднение в общении, неуверенность в своих силах, отсутствие мотивации к труду и обучению, привычки к саморазвитию. Все это позволяет отнести проблему психологического и педагогического сопровождения осужденных инвалидов в период адаптации к условиям лишения свободы к категории актуальных психолого-педагогических проблем.

Рассмотрение процесса адаптации, невозможно без учета особенностей адаптационного периода, поскольку в этот период раскрываются личностные особенности и способности осужденного, проявляются таланты, цели, интересы, отношение к обучению и труду, поведения в конфликтах. С другой стороны, в этот период ярко проявляются негативные качества личности осужденных, часто происходят нарушения распорядка дня и конфликты. В период адаптации необходимо помнить, что осужденные инвалиды, нуждаются в особом внимании, что связано в первую очередь с их инвалидностью. Необходимо учитывать, что усугубляется ситуация отсутствие привычных комфортных условий быта и труда. Ограничение правилами

Введение

внутреннего распорядка лишает осужденного возможности тесно поддерживать социально-полезные связи. Осужденные инвалиды находятся в состоянии тревоги и стресса, нуждаются в психологической поддержке, испытывают проблемы с коммуникацией. Затруднение адаптации в этот период может привести к криминальному заражению. Знание индивидуальных особенностей осужденного, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности, дает возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным, и более коротким по времени.

Приспособление к новым условиям требует от осужденного инвалида значительных усилий. Для успешной адаптации необходимо, чтобы осужденный сам ставил перед собой цели, близкие исправительной. Тем более, осознание последствий своей неадаптированности может способствовать адаптации [9].

Методология

Мы предполагаем, что осужденные инвалиды, отбывающие наказание в виде лишения свободы, отличаются более длительной адаптацией, нежели осужденные, не имеющие инвалидности: тревожны, склонны к нервно-психическим срывам.

Нами предпринята попытка исследовать адаптацию, основываясь на диагностике факторов, оказывающих на нее влияние, а результаты оценить в динамике. К таким факторам относят: тревожность или стресс, адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость.

В исследовании принимали участие две группы - экспериментальная и контрольная. Численность каждой группы по 30 человек. Участники экспериментальной и контрольной групп являются вновь прибывшими в исправительные учреждения осужденными к лишению свободы. В экспериментальную группу вошли впервые осужденные к лишению свободы, имеющие различные группы инвалидности. В контрольную группу - осужденные, не являющиеся инвалидами, также впервые осужденные к лишению свободы. Возраст испытуемых варьируется от 18 до 68 лет, в группах присутствуют испытуемые только мужского пола.

Исследование проводилось в два этапа, с помощью методик «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина - «Многоуровневый личностный опросник», опросник нервно-психического напряжения под авторством Т.А. Немчин, а так же методики «Дифференцированное измерение тревожности» Ч.Д. Спилбергера в утреннее время, на протяжении трех дней [10].

На первом этапе - по истечении первых двух недель от прибытия осужденных в исправительное учреждение проводилось исследование экспериментальной и контрольной группы по методикам «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина -«Многоуровневый личностный опросник», «Дифференцированное измерение тревожности» Ч.Д. Спилбергера, а также Опроснику нервно-психического напряжения (НПН) под авторством Т.А. Немчина.

На втором этапе - по истечении 8 недель отбывания наказания в ИУ, по очереди проводилось исследование экспериментальной и контрольной группы по вышеуказанным методикам.

Основные результаты

Обработка результатов исследования позволила сформулировать следующие выводы:

1. На начальном этапе адаптации, по результатам методике «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина, большее число испытуемых экспериментальной группы оказывается в группе удовлетворительной адаптации. Для таких осужденных эффективность процесса адаптации зависит от внешних условий среды, то есть от условий исправительного учреждения. Показатели личной адаптивности по результатам методики «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина по группам в динамике отражены в таблице 1.

Таблица 1

Динамика показателей личной адаптивности по методике «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина

№ п/п Уровень адаптивных способностей Экспериментальная группа Контрольная группа Абсолютное отклонение (ноябрь/сентябрь)

январь март январь март Экспериментальная группа Контрольная группа

1 Группа низкой адаптации 5 2 0 0 -3 0

2 Группа удовлетворительной адаптации 25 24 17 17 -1 -2

3 Группа высокой и нормальной адаптации 0 6 13 13 4 2

Итого 30 30 30 30 0 0

В контрольной группе присутствуют осужденные с высокой и нормальной адаптацией. Спустя два месяца отбывания наказания, очевидно, что осужденные, не имеющие инвалидности, достаточно легко адаптируются к новым условиям, быстро погружаются в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, довольно скоро вырабатывают стратегию своего поведения. Они не отличаются высокой конфликтностью и характеризуются нормальной эмоциональной устойчивостью (рис. 1).

Рисунок 1. Адаптивность по методике (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина

Также среди осужденных экспериментальной группы были выявлены лица с низким уровнем адаптации - 5 человек по прибытии в ИУ и 2 по данным повторного исследования, проведенного через 8 недель. Их психическое состояние можно охарактеризовать, как пограничное. Вероятны нервно-психические срывы. Такие осужденные обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, склонны к асоциальному поведению.

2. Обработка результатов исследования с применением методики «Дифференцированное измерение тревожности» Ч.Д. Спилбергера в динамике свидетельствует о том, что для осужденных контрольной группы, как правило, характерна умеренная ситуативная и личная тревожность как по прибытии в исправительное учреждение, так и в период адаптации. В свою очередь, испытуемые экспериментальной группы имеют высокую личностную и ситуативную тревожность (таблица 2).

Таблица 2

Динамика тревожности экспериментальной и контрольной групп по методике «Дифференцированное измерение тревожности» Ч.Д. Спилбергера»

Экспериментальная группа Контрольная группа

№ Тревожность Январь Март Январ ь Март

Ситуативная Личная Ситуативная Личная Ситуативная Личная Ситуативная Личная

1 Низкая 0 0 4 5 2 0 10 9

2 Умеренная 16 2 15 6 27 25 16 14

3 Высокая 14 28 11 19 1 5 4 7

Итого 30 30 30 30 30 30 30 30

Осужденные экспериментальной группы с достаточно высокими показателями имеют, соответственно, высокий уровень ситуативной или реактивной тревожности, что проявляется состоянием напряжения, беспокойства, озабоченности, нервозности. Данное состояние является ответной эмоциональной реакцией на раздражитель в виде стрессовой ситуации и оказывает негативное влияние на адаптацию к условиям лишения свободы. Осужденным с высокой тревожностью свойственно ощущать угрозу личной самооценке и жизнедеятельности и реагировать на нее выраженным состоянием тревожности. Высокие показатели личностной тревожности означают наличие состояния тревожности в различных ситуациях, особенно связанных с какого-либо рода ограничениями. Показатели ситуативной тревожности экспериментальной группы в динамике отражены наглядно на рисунке 2.

Рисунок 2. Динамика ситуативной тревожности экспериментальной группы

Высокий уровень личностной тревожности, безусловно, обостряет стрессовую ситуацию осужденных. Значение психокоррекционных мероприятий по ее преодолению высоко при подготовке осужденных к заведомо трудным ситуациям, таким как, например, перемещение из карантина в отряд, трудоустройство в исправительном учреждении, коммуникации в новом коллективе. В свою очередь, в процессе адаптации по истечении 8 недель отбывания наказания наблюдается ощутимое снижение личностной и ситуативной тревожности осужденных экспериментальной группы. Осужденных с очевидно высокими показателями тревожности выявлено спустя 8 недель меньше, чем по прибытии в исправительное учреждение на 3 осужденных по ситуативной тревожности и на 9 осужденных по личной тревожности.

3. Анализ результатов по методике «Нервно-психического напряжения (НИН)» Т.А. Немчина в динамике свидетельствует о том, что осужденные экспериментальной группы характеризуются множеством признаков нервно-психического напряжения, а испытуемые контрольной группы имеют легкое, невыраженное нервно-психическое напряжение (табл. 3).

Таблица 3

Динамика показателей по методике «Нервно-психического напряжения (НПН)» Т.А. ^мчина

№ п/п Январь Март

Наименование показателя Экспериментальная Контрольная Экспериментальная Контрольная

группа группа группа группа

1 НПН 1 (слабая) 16 29 19 28

2 НПН 2 (умеренная) 9 1 11 2

3 НПН 3 (сильная) 5 0 0 0

Итого 30 30 30 30

У осужденных, входящих в контрольную группу не обнаружено выраженных признаков нервно-психического напряжения, эмоциональные процессы не ярко выражены, настроение приподнятое, чувствительность не изменена, сон спокойный, речь ясная, психические качества нормальные. Они, преимущественно, характеризуются слабой или умеренной степенью выраженности нервно-психического напряжения. Среди осужденных, входящих в экспериментальную группу на первом этапе исследования выявлено минимальное число лиц, относящихся к группе с высоким нервно-психическим напряжением. Для них характерно выраженное преобладание негативных эмоций, сопровождаемое значительными трудностями в адаптации. Настроение подавленное, присутствует чувство страха, отчаяния, свойственно ожидание неудач. Диагностировано резкое повышение чувствительности. Напряжение не снижается даже по завершении трудной ситуации.

В процессе адаптации к условиям лишения свободы наблюдается положительная динамика. По данным, полученным по истечении 8 недель, на втором этапе исследования, можно сказать о том, что в целом испытуемые экспериментальной группы обладают признаками слабого и умеренного нервно-психического напряжения, для них характерно -настроение обычное, чувствительность не изменена.

Выводы и рекомендации

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, осужденные инвалиды, отличаются более длительной адаптацией к условиям лишения свободы: тревожны, склонны к нервно-психическим срывам. На основании этого можно сделать вывод, о том, что осужденные в первые недели отбывания наказания в период адаптации нуждаются в психологическом и педагогическом сопровождении, особенно осужденные инвалиды. Для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции, которая должна быть не только у осужденного, но и у сотрудников исправительного учреждения, осуществляющих воспитательную работу, то есть это должна быть совместная деятельность.

Мы предлагаем программу психолого-педагогического сопровождения адаптации осужденных инвалидов к условиям лишения свободы, которая включает в себя следующие формы работы:

1. Создание доступной среды для инвалидов в исправительных учреждениях. Комфортное осуществление жизнедеятельности значительно отражается на психологическом состоянии осужденных инвалидов. Ведь адаптация к условиям лишения свободы невозможна, если эти условия некомфортные. Осужденные инвалиды, попадая в исправительное учреждение, и так сталкиваются с множеством трудностей, вызванных особенностями здоровья, и к этим трудностям относится и изменение бытовых условий. Психологическое и педагогическое сопровождение будет эффективным лишь в том случае, если удовлетворены первичные потребности - физиологические, то есть возможность нормально питаться, дышать,

спать. Доступная среда подразумевает возможность осуществлять личную гигиену и передвигаться по объектам учреждения.

2. Психодиагностика - анкетирование и тестирование осужденных, направленное на выявление психологических проблем, эмоционального состояния, склонностей к членовредительству, суициду, побегу и т. д.

3. Шефство - закрепление за вновь прибывшим осужденным инвалидом сотрудника для оказания помощи путем консультирования, разъяснения требований режима и правил внутреннего распорядка, содействия в обеспечении всем необходимым для жизнедеятельности осужденного с ограниченными возможностями здоровья (создание «доступной среды»).

4. Наставничество - закрепление за осужденным положительно-направленного осужденного, претендующего на условно-досрочное освобождение, для ознакомления с новыми условиями и коллективом, включения в благоприятную коммуникативную среду, демонстрации положительного примера и профилактики криминального заражения.

5. Групповые и индивидуальные беседы информационно-разъяснительного характера, проводимые сотрудниками медицинской, юридической, психологической службы, специалистом по социальной работе.

6. Беседа с родственниками осужденного инвалида с разъяснением необходимости оказания поддержки осужденному. Наличие социально-полезных связей благотворно влияет на адаптацию осужденных инвалидов к условиям лишения свободы. Семья и стремление вернуться к ней, забота о родных - все это является сдерживающим фактором, позитивно влияющим на поведение осужденного. Поэтому, необходимо оказывать содействие в налаживании социальных связей, побуждать осужденного и его родственников к поддержанию теплых семейных отношений, взаимной поддержке и взаимопомощи.

7. Трудоустройство осужденного на производство либо включение его в учебный процесс, если позволяет состояние здоровья. Следует предусмотреть в каждом исправительном учреждении рабочие места для осужденных инвалидов, и предусмотреть квотирование таких рабочих мест, то есть зарезервировать определенное их количество непосредственно для указанной категории осужденных.

8. Предоставление возможности осуществлять полноценный досуг - обеспечение спортивным инвентарем, предусмотренным для инвалидов, брайлевскими книгами, доступом к музыкальным инструментам и т. д.

9. Запрос обратной связи - по завершении периода адаптации осужденным инвалидам предлагается заполнить анкету с указанием трудностей, возникших в указанный период. Это позволит выявить трудности, возникшие в процессе адаптации к условиям лишения свободы и скорректировать в дальнейшем программу психолого-педагогического сопровождения этих осужденных и вновь прибывших.

Данные мероприятия носят адаптационно-развивающий характер, снижают тревожность, ориентированы на актуализацию у осужденных положительной мотивации и направленности, составляющих основу исправления, а также позволяют осуществлять анализ трудностей, возникающих в процессе адаптации осужденных инвалидов к условиям лишения свободы и дальнейшего совершенствования программы психолого-педагогического сопровождения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тюгаева Н.А. Адаптация личности осужденных к условиям отбывания наказания в исправительном учреждении как психолого-педагогическая проблема // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2016. №3. С. 92.

2. Стручков Н.А., Пирожков В.Ф. Социальная адаптация осужденных // К новой жизни». 1970. №3.

3. Ушатиков А.И. Психология волевой активности несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. дис. ... докт. пс. наук. - М.: 1990. - 22 с.

4. Казак Б.Б. Уголовно-исполнительная система в механизме обеспечения внутренней безопасности общества: теоретические и организационно-правовые аспекты: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - М.: 2000. - 55 с.

5. Наприс А.В. Психологическая характеристика личностных жизненных планов и их влияние на поведение осужденных молодежного возраста: на материалах исправительных колоний строгого режима: Автореф. ... дис. кан. пс. наук. -Рязань: 1997. - 22 с.

6. Щербаков Григорий Викторович. Щербаков, Г. В. Психологические особенности посттравматических стрессовых состояний у сотрудников уголовно-исполнительной системы: Монография / Щербаков Г.В., Сальникова О.Ю. Рязань: Академия ФСИН России, 2014. 147 с.

7. Пищелко А.А., Сочивко Д.В. Реадаптация и ресоциализация. М.: ПЕР СЭ, 2003. 207 с.

8. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации / И.А. Милославова. М.: Москва, 2009. 321 с.

9. Кононов А.Н. Феномен тревоги о будущем как отдельное понятие в психологической науке // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2011. №3(17). С. 24.

10. Гаврилин А.В. Пакет диагностических методик (к технологической карте экспертизы) / А.В. Гаврилин // Завуч, 2011. № 6. С. 87-89.

Sattorova Darya Vladislavovna

Academy of law and management of the federal penal service of the Russian Federation, Ryazan, Russia

E-mail: rayan_brain@mail.ru

The study of adaptation of convicted persons with disabilities to the conditions of imprisonment based on the diagnosis of psychological factors affecting it

Annotation. The article presents an empirical study of the adaptation of convicted persons with disabilities to the prison conditions through the use of psychodiagnostic techniques aimed at identifying psychological factors that affect the process under study. The concept of adaptation is revealed and scientists who study this phenomenon in penitentiary psychology are given. The author makes an attempt to prove that adaptation to the prison conditions of inmates with disabilities proceeds more slowly than in convicted persons without disabilities. The purpose of the article is to increase attention to the problem of adaptation of convicted persons with disabilities. This is due to the specifics of this category of convicts. Persons with disabilities in prisons are in the same social environment as other prisoners, but they are the most vulnerable category. The author substantiates the difficulties faced by prisoners with disabilities when entering a correctional institution. The article reveals the results of psychodiagnostic research of two groups of convicts-disabled and non-disabled convicts. It is based on psychodiagnostic methods that identify factors such as anxiety or stress, adaptive abilities, and neuropsychic stability. The results of the study are reflected in the tables, and a comparative analysis is carried out. The study allowed us to conclude that the positive dynamics in overcoming these factors in both groups of subjects, however, this dynamics is significantly lower in convicted persons with disabilities than in the rest. As recommendations, measures are proposed to improve the effectiveness of psychological and pedagogical support of the process of adaptation of convicted persons with disabilities to the conditions of imprisonment.

Keywords: adaptation; convicted disabled person; prison conditions; anxiety; stress; adaptive abilities; neuropsychic stability

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.