Научная статья на тему 'Личностно-адаптационный потенциал как фактор,определяющий формирование эффективных стратегий поведения осужденных, получающих высшее профессиональное образование'

Личностно-адаптационный потенциал как фактор,определяющий формирование эффективных стратегий поведения осужденных, получающих высшее профессиональное образование Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
504
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PRISONER’ PERSONALITY / ЛИЧНОСТЬ ОСУЖДЕННОГО / ЛИЧНОСТНО-АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / PERSONAL-ADAPTATIONAL POTENTIAL / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / PERSISTENCE / RESOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Салахова Валентина Борисовна

Представлены результаты лонгитюдного исследования личностно-адаптационного потенциала осужденных в исправительном учреждении. Личностно-адаптационный потенциал рассмотрен как фактор, определяющий формирование эффективных стратегий поведения осужденных в условиях отбывания наказания. Исследование выполнено на пропорционально подобранной выборке осужденных за особо тяжкие преступления, обучающихся в вузе г. Новоульяновска (с использованием телекоммуникационных технологий) и необучающихся осужденных (n = 185; в возрасте 30 лет; средний срок наказания – 5 лет 3 месяца). Применение многофакторного личностного опросника (МЛО) «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина, методов наблюдения, контент-анализа документов осужденных, сравнительного и корреляционного анализов позволило выявить низкую представленность в исследуемых выборках таких показателей адаптивности, как: «поведенческая регуляция», «коммуникативный потенциал», «моральная нормативность». Выявлены межгрупповые различия по ряду показателей адаптивности (коммуникативный потенциал, моральная нормативность), имеющих наибольшую выраженность у осужденных, включенных в образовательный процесс. Автор приходит к выводу, что в процессе получения высшего профессионального образования у осужденных возрастает эффективность адаптационных процессов. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб в системе исполнения наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Салахова Валентина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal-adaptational Potential as the Factor Determining Effective Strategies’ Formation in the Behavior of Prisoners Receiving Higher Professional Education

The article presents the results of longitudinal study of person-adaptational potential of prisoners in a correctional institution. Personal-adaptational potential is viewed as the factor that determines formation of effective strategies in behavior of prisoners under conditions of serving a sentence. The research is made from proportionally selected sample of prisoners convicted for committing felonies who study at the Higher Professional University of the city of Novoulyanovsk (with the use of telecommunication technologies) and who do not study (n = 185; at the age of 30 years old; average term of punishment –5 years and 3 months). The use of multi-factor personal questionnaire ォAdaptivityサ of A.G. Maklakov and S.V. Chermyanin, methods of observation, content-analysis of prisoners’documents, comparative and correlation analyses makes it possible to identify the low representation of such parameters of adaptivity as ォbehavioral regulationサ, ォcommunicative potentialサ, ォmoral normalizationサ in the samples under investigation. The author defines inter-group differences by a range of features of adaptivity (communicative potential, moral normalization), that have the greatest expressiveness from prisoners put in the educational process. The author concludes that in the process of receiving Higher Professional Education effectiveness of adaptational processes becomes higher among prisoners. The applied aspect of the problem being investigated can be realized in consulting practice of psychological services in the system of execution of a punishment.

Текст научной работы на тему «Личностно-адаптационный потенциал как фактор,определяющий формирование эффективных стратегий поведения осужденных, получающих высшее профессиональное образование»

Список литературы

1. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб., 2006. 480 с.

2. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989. 204 с.

3. Folkman S., Lazarus R. S. Coping and emotion // Monat A. and Lazarus R. S. Stress and Coping. N.Y., 1991. C. 207-227.

4. Carver C. S., ScheierM. F., Weintraub J. K. Assessing coping strategies: a theoretically based approach // J. of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 56. P. 267-283.

5. ГригорьеваМ. В. Психологическая структура и динамика взаимодействия образовательной среды и ученика в процессе школьной адаптации // Психология обучения, 2010. № 6. С. 33-42.

6. РайгородскийД. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 1998. 668 c.

7. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Т. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2005. 490 с.

8. Малышев И. В., Галаев С. В. Характеристика социально-психологической адаптации и копинг-поведения старшеклассников в стрессовых ситуациях // Адаптация личности в современном мире : межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2011. Вып. 4. С. 61-70.

9. Бодров В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала : сб. науч. тр. М., 1991. С. 3-26.

References

1. Rean A. A., KudashevA. R., BaranovA. A. Psikhologiya adaptatsii lichnosti. Analiz. Teoriya. Praktika (Psychology of personality's adaptation. Analysis. Theory. Practics). St. Petersburg, 2006. 480 p.

2. Sardzhveladze N. I. Lichnost' i ee vzaimodejstvie s sotsial'noj sredoy (Personality and it's interaction with the social environment). Tbilisi, 1989. 204 p.

3. Folkman S., Lazarus R. S. Coping and emotion. Monat A., Lazarus R. S. Stress and Coping. N.Y., 1991, pp. 207-227.

4. Carver C. S., Scheier M. F., Weintraub J. K. Assessing coping strategies: a theoretically based approach. J. of Personality andSocial Psychology. 1989, vol. 56, pp. 267 -283.

5. Grigoryeva M. V. Psihologicheskaya struktura i dinamika vzaimodeistviya obrazovatelnoi sredi i uchenika v prozesse scolnoi adaptazii (The psychological structure and dynamics of interaction between educational environment and a pupil at school adaptation's process). Psihologiya obu-cheniya (Schooling psychology). 2010, no. 6, pp. 33-42.

6. Rajgorodskij D. Y. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy:Uchebnoe posobie (Practical psychodiagnostics. Methods and tests: The study guide). Samara, 1998. 668 p.

7. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuylov T. M. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp (The social-psychological diagnostics of personality's and small groups' development). Moscow, 2005. 490 p.

8. Malyshev I. V., Galaev S. V. Kharakteristika sotsial'no-psikhologicheskoj adaptatsii i koping-povedeniya starshe-klassnikov v stressovykh situatsiyakh (Characteristics of senior high school students' social-psychological adaptation and coring-behavior at stress situations). Adaptatsiya lichnosti v sovremennom mire: Mezhvuz. sb. nauch. tr. (Personality's adaptation in modern world: The interaca-demic collection of scientific articles). Saratov, 2011. Vyp. 4, pp. 61-70.

9. Bodrov V. A. Psikhologicheskie issledovaniya problemy professionalizatsii lichnosti. (Psychological investigation of personality's professionalization problem). Psikhologicheskie issledovaniya problem formirovaniya lichnosti professionala:Sb.nauch.tr.(The psychological investigations offormation a professional s personality: the collection of scientific articles). Moscow, 1991, pp. 3-26.

УДК 001.5-057.875(08)

ЛИЧНОСТНО-АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ФАКТОР, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, ПОЛУЧАЮЩИХ ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В. Б. Салахова1

Ульяновский государственный университет (Россия) E-mail: Vell8686@mail.ru

Аннотация. Представлены результаты лонгитюдного исследования личностно-адаптационного потенциала осужденных в

1 Салахова Валентина Борисовна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, Ульяновский государственный университет; ул. Л. Толстого, 42, г. Ульяновск, 432017, Россия.

исправительном учреждении. Личностно-адаптационный потенциал рассмотрен как фактор, определяющий формирование эффективных стратегий поведения осужденных в условиях отбывания наказания. Исследование выполнено на пропорционально подобранной выборке осужденных за особо тяжкие преступления, обучающихся в вузе г. Новоульяновска (с использованием

телекоммуникационных технологий) и необучающихся осужденных (n = 185; в возрасте 30 лет; средний срок наказания -5 лет 3 месяца). Применение многофакторного личностного опросника (МЛО) «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермя-нина, методов наблюдения, контент-анализа документов осужденных, сравнительного и корреляционного анализов позволило выявить низкую представленность в исследуемых выборках таких показателей адаптивности, как: «поведенческая регуляция», «коммуникативный потенциал», «моральная нормативность». Выявлены межгрупповые различия по ряду показателей адаптивности (коммуникативный потенциал, моральная нормативность), имеющих наибольшую выраженность у осужденных, включенных в образовательный процесс. Автор приходит к выводу, что в процессе получения высшего профессионального образования у осужденных возрастает эффективность адаптационных процессов. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб в системе исполнения наказания.

Ключевые слова: личность осужденного, личностно-адапта-ционный потенциал, высшее профессиональное образование, жизнестойкость, ресоциализация.

Personal-adaptational Potential as the Factor Determining Effective Strategies' Formation in the Behavior of Prisoners Receiving Higher Professional Education

V. B. Salahova2

Abstract. The article presents the results of longitudinal study of person-adaptational potential of prisoners in a correctional institution. Personal-adaptational potential is viewed as the factor that determines formation of effective strategies in behavior of prisoners under conditions of serving a sentence. The research is made from proportionally selected sample of prisoners convicted for committing felonies who study at the Higher Professional University of the city of Novoulyanovsk (with the use of telecommunication technologies) and who do not study (n = 185; at the age of 30 years old; average term of punishment - 5 years and 3 months). The use of multi-factor personal questionnaire «Adaptivity» of A.G. Maklakov and S.V. Chermyanin, methods of observation, content-analysis of prisoners' documents, comparative and correlation analyses makes it possible to identify the low representation of such parameters of adaptivity as «behavioral regulation», «communicative potential», «moral normalization» in the samples under investigation. The author defines inter-group differences by a range of features of adaptivity (communicative potential, moral normalization), that have the greatest expressiveness from prisoners put in the educational process. The author concludes that in the process of receiving Higher Professional Education effectiveness of adaptational processes becomes higher among prisoners. The applied aspect of the problem being investigated can be realized in consulting practice of psychological services in the system of execution of a punishment. Key words: prisoner's personality, personal-adaptational potential, higher professional education, persistence, resocialization.

Введение

Реализация уголовно-исполнительного законодательства, реформирование уголовно-ис-

2 Salakhova Valentina Borisovna - candidate of psychological sciences, associate professor, the Chair of Psychologies, Ulyanovsk State University; 42, L. Tolstogo street, Ulyanovsk, 432017, Russia.

полнительной системы в современных условиях выдвигают на передний план проблему ресоци-ализации личности осужденного, предупреждение его дезадаптации, коррекции негативных психологических характеристик. Пребывание в социальной изоляции оказывает сильнейшее воздействие на личность человека, его дальнейшую судьбу. Следствием отбывания наказания в виде лишения свободы является дезадаптация личности, предполагающая уменьшение возможностей осужденного приспособиться в постпенитенциарный период к существующим нормам права и морали, условиям жизни на свободе. В результате дезадаптации нарушаются формы взаимодействия осужденного после освобождения с социальной средой, что препятствует формированию у него адекватной реакции на жизненные ситуации, самореализации.

Отдельные вопросы, связанные с проблемами дезадаптации, адаптации и реадаптации личности в условиях лишения свободы, нашли отражение в работах педагогических психологов (социализация личности в осложненных условиях), юридических психологов (психологическая сущность преступления и наказания), пенитенциарных психологов (психология личности отбывающего наказание) Ю. М. Антоняна [1], В. Г. Деева [2], А. Н. Пасту-шени [3], В. Ф. Пирожкова [4], А. Р. Ратинова [5], А. И. Ушатикова [6], Г. Ф. Хохрякова [7] и др.

Основываясь на концепциях развития социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях, ликвидация проблемы дезадаптации и активизация процесса адаптации базируется на изучении и психологической коррекции личностных особенностей и особенностей поведения осужденных. Результатами данных процессов должны являться предупреждение деструктивных явлений в местах лишения свободы и благоприятная адаптация осужденных к жизни после освобождения, а так же предупреждение рецидивной преступности. В данном аспекте исследование личности осужденного в условиях исполнения наказания (трудной жизненной ситуации) приобретает особую значимость, так как обеспечить оптимально эффективное исправление преступника можно лишь изучая именно те компоненты в структуре его личности, которые определяют поведение и деятельность человека в данном процессе.

Теоретическое основание исследования проблемы адаптационного потенциала личности осужденного

В современной отечественной психологии исследования личностных характеристик, ответственных за успешную адаптацию и совладание с жизненными трудностями, привели к возникновению понятий и концепций личностного адаптационного потенциала, определяющего характер

устойчивости человека к экстремальным факторам (Ю. А. Александровский) [8]. В зарубежной психологии С. Мадди [9], разрабатывая проблему творческого потенциала личности и регулирования стресса, создал теорию об особом личностном качестве - «hardiness», которое он определяет как паттерн структуры установок и навыков, который позволяет превратить изменения, происходящие с человеком, в его возможности. В отечественной литературе это понятие принято переводить как «стойкость» или «жизнестойкость» (Д. А. Леонтьев) [10].

Интерес к проблеме формирования и поддержания высокого уровня жизнестойкости связан с необходимостью оценки адаптационных способностей человека в условиях лишения свободы. Психологическое обеспечение адаптации осужденных к условиям лишения свободы и условиям режимной деятельности, сопряженным с сильнейшими внутриличностными переживаниями (принятие кары как наказания, одиночества, социальной позиции «осужденного» и др.), невозможно без учета механизмов этого процесса и детерминант успешности его протекания. Критерием повышения нервно-психического напряжения можно считать уровень внутреннего психологического комфорта личности, определяемый сбалансированностью положительных и отрицательных эмоций. Говоря о проблеме адаптации осужденных к лишению свободы, необходимо иметь в виду, что данный процесс направлен на достижение адаптированности в экстремальных, измененных, непривычных условиях существования.

Анализ факторов дезадаптации позволяет сделать вывод, что основным психогенным воздействием условий лишения свободы является блокирование многих привычных и естественных потребностей личности в силу специфики закрытых исправительных учреждений разного вида режима. Спектр данных потребностей довольно широк: от чисто биологических до социальных, хотя фрустрирующее влияние исправительных учреждений обусловлено именно актом лишения свободы, сопряженным с резкими переменами в судьбе человека.

Специфика возникающих психических состояний связана с процессом ломки ранее сложившегося стереотипа жизни, криминального стереотипа, на искоренение которого направлено влияние режима в исправительных учреждениях. Осужденный вынужден изменять привычный стереотип жизни. Ломка старых динамических стереотипов приводит к возникновению разнообразных отрицательных эмоций, повышенной возбудимости, раздражительности, угнетенности и др. Это происходит до тех пор, пока у осужденного не вырабатываются качества, необходимые для новых условий жизнедеятельности.

Психология осужденного в условиях лишения свободы характеризуется отсутствием ясной жизненной перспективы, что приводит к снижению жизненной активности, к отсутствию необходимой сдержанности по отношению к возникающим ситуациям. В связи с этим особое и перспективное направление в работе по психологическому обеспечению и повышению адаптации осужденных в условиях лишения свободы занимает психологическое сопровождение личности и поведения осужденного, а также профилактика дезадаптивных состояний. Таким образом, основным звеном в системе работы по психологически устойчивому поддержанию высокого уровня жизнестойкости осужденных в условиях лишения свободы является диагностика, или оценка их адаптационных способностей работа с которыми является наиболее значимой сферой деятельности пенитенциарных психологов в системе исполнения наказания. Однако лишь диагностика адаптационного потенциала осужденного не дает возможности определить направления работы, связанной с повышением эффективности адаптационных процессов личности преступника - необходимо введение показателя, детерминирующего данный процесс. Для решения данной задачи нами было выполнено эмпирическое исследование адаптационных способностей осужденных, где в качестве детерминанты, определяющей развитие адаптационного потенциала личности, было выбрано получение высшего профессионального образования осужденными в условиях лишения свободы.

Исследование проводилось на территории УФСИН РФ ФКУ ИК № 2 г. Новоульяновска, в нем принимали участие осужденные, получающие высшее профессиональное образование с использованием телекоммуникационных технологий, разработанных в Современной гуманитарной академии (М. П. Карпенко, 1994) [11]. Получение высшего профессионального образования осужденными в СГА осуществлялось дистанционно, поступить мог каждый осужденный, обучение осуществлялось на внебюджетной основе по следующим специальностям: менеджмент, юриспруденция, психология и экономика. Сессии, итоговые государственные экзамены и защита дипломного проекта проходили в Ульяновском филиале СГА, обучающихся привозили из мест лишения свободы сотрудники УФСИН РФ ФКУ ИК № 2 г. Новоульяновска. По окончании учебы (4 учебных года) присваивалась степень бакалавра. Для получения более достоверных результатов исследовались только испытуемые, осужденные за особо тяжкие преступления (ч. 2 разд. 7 гл. 16 ст. 105 УК РФ). Выборочную совокупность исследования составили 370 осужденных-мужчин (средний возраст -30 лет, средний срок наказания - 5 лет 3 месяца),

из них 185 получали высшее профессиональное образование (ООс) и 185 - не обучались (НООс).

Методики и методы исследования

Методический аппарат исследования включал в себя: 1) эмпирические методы: контент-анализ, наблюдение, опрос, тестирование с использованием многофакторного личностного опросника (МЛО) «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина [12]; 2) методы математической статистики с использованием пакетов программ EXCEL, SPSS 17.0, включающие в себя определение статистической достоверности различий средних арифметических и корреляционный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате проведенного исследования изучены особенности адаптационных процессов личности осужденных, получающих высшее профессиональное образование в условиях лишения свободы (трудной жизненной ситуации). На основании данных МЛО «Адаптивность» осуж-

По результатам сравнительного анализа адаптационных способностей осужденных в процессе получения высшего профессионального образования в зависимости от этапов обучения были обнаружены значимые различия по следующим показателям: «достоверность», «поведенческая регуляция», «коммуникативный потенциал», «моральная нормативность», «личностно-адап-тационный потенциал». Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что до обучения осужденные демонстрировали низкие по степени выраженности показатели адаптационных способностей: отсутствие адекватности самооценки и адекватного восприятия действительности; затруднения в построении контактов с окружающими, проявления агрессивности, повышенную конфликтность; неадекватную оценку своего места и роли в коллективе, отсутствие стремления соблюдать общепринятые нормы поведения.

В целом обучающиеся осужденные относились к группе «сниженной адаптации». Однако

денные были отнесены к группам: 1) с хорошими адаптационными способностями; 2) удовлетворительной адаптации; 3) заниженной адаптации. Осужденные, входящие в первую группу, рассматривались как адаптированные. Лица с удовлетворительной и заниженной адаптацией были отнесены к группам «неадаптированных». Адаптационные возможности представляют собой совокупность индивидуально-психологических особенностей, которые, в свою очередь, динамически изменяются в связи с изменением социальной активности. В связи с этим задачей нашего исследования являлось установление факта влияния учебно-профессиональной деятельности на адаптационные способности осужденных.

Проведем сравнительный анализ показателей адаптационных способностей осужденных в процессе получения высшего профессионального образования (табл. 1). Для обработки полученных данных в качестве математически-статистического критерия нами был выбран 1-критерий Стьюдента.

уже после первого года обучения обнаруживается увеличение показателей по шкале «моральная нормативность» (1 = 2,078; прир < 0,049). После завершения второго года обучения наблюдается рост показателей по следующим шкалам: «коммуникативный потенциал» (1 = 2,138; при р < 0,043); «поведенческая регуляция» (1 = 2,790; при р < 0,01); «личностно-адаптационный потенциал» (1 = 4,548; прир < 0,001). Кроме того, осужденные в системе высшего профессионального образования демонстрируют изменение по степени выраженности таких показателей, как «поведенческая регуляция» ^ = 2,910; при р < 0,008), «личностно-адаптационный потенциал» (1 = 4,201; прир < 0,001) и «коммуникативный потенциал» (1 = 2,831; прир < 0,009). Проведенный анализ показателей адаптационных возможностей осужденных до и после обучения свидетельствует о наличии статистической значимости различий по шкалам «поведенческая регуляция» (1 = 3,362; прир < 0,003) и «личностно-адаптационный по-

Таблица 1

Динамика адаптационных способностей обучающихся осужденных

Шкалы МЛО «Адаптивность» До обучения (2008) 1-й год обучения (2009) 2-й год обучения (2010) 3-й год обучения (2011)

Достоверность 5,88* 4,2* 5,48 5,28

Поведенческая регуляция 3,64** 3,96** 4,88** 5,12**

Коммуникативный потенциал 4,84** 4,32* 5,12* 5,36**

Моральная нормативность 4,96* 4,36* 5* 4,48*

Личностно-адаптационный потенциал 4,52*** 4,64*** 4,56*** 5,64***

Примечание. *** различия достоверны при p < 0,001; ** различия достоверны приp < 0,01; * различия достоверны приp < 0,05.

тенциал» (1 = 4,201; прир < 0,001). Полученные данные указывают на то, что после завершения процесса обучения осужденные демонстрируют средний уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции (адекватное восприятие действительности), средний уровень коммуникативных способностей (отсутствие конфликтности), средний уровень социализации (ориентация на соблюдение общепринятых норм поведения).

Таким образом, результаты проведенного исследования дают основание утверждать, что в процессе получения высшего профессионального образования у осужденных возрастает эффективность процесса адаптации. Происходит динамика таких компонентов, как поведенческая регуляция, коммуникативный потенциал и моральная нормативность. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает изменение у осужденных системы регуляции, включающей в себя самооценку, уровень нервно-психической устойчивости, социальное одобрение (социальная поддержка) со стороны окружающих людей. Изменение системы регуляции осужденного в процессе получения высшего профессионального образования - это результат изменения сложного, иерархического образования, интеграция всех уровней которого в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения преступника в исправительном учреждении.

Проведем сравнительный анализ показателей адаптационных способностей необучающихся осужденных (табл. 2).

Таблица 2

Динамика адаптационных способностей необучающихся осужденных

Шкалы МЛО «Адаптивность» 2008 2009 2010 2011

Достоверность 4,88 5,2 5,4 4,44

Поведенческая регуляция 3,16 3,28 3,32 3,24

Коммуникативный потенциал 3,68 3,92 3,84 3,88

Моральная нормативность 3,8 3,92 3,96 3,76

Личностно-адаптационный потенциал 3,44 3,32 3,44 3,48

Примечание. ***различия достоверны при p < 0,001; "различия достоверны при p < 0,01; *различия достоверны приp < 0,05.

В ходе сравнительного анализа адаптационных способностей не обучающихся осужденных мы не обнаружили динамики показателей, характеризующих процессы адаптации. Эти осужденные на протяжении всего исследования демонстрируют низкие показатели адаптационных способностей и адаптационно-личностного потенциала в целом. Лица данной группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны и склонны к делинквентному поведению.

Таким образом, результаты исследования динамики адаптационных способностей обучающихся и необучающихся осужденных с помощью многоуровневого личностного опросника МЛО «Адаптивность» свидетельствуют о том, что в процессе получения высшего профессионального образования эффективность адаптационных возможностей индивида повышается в группе обучающихся и остается на прежнем уровне в группе необучающихся.

В результате проведенного лонгитюдного исследования, направленного на изучение адаптационных способностей осужденных, получающих высшее профессиональное образование, можно сделать следующий вывод: в процессе получения образования у осужденных возрастает эффективность адаптационных процессов, что обусловливает эффективность процесса ресоциализации на всех его этапах. Данные выводы подтверждаются также результатами, полученными нами в ходе наблюдения и анализа документов (контент-анализ) осужденных (изучение материалов личных дел осужденных и иных документов - ознакомление с автобиографией и характеристиками, данными различными учреждениями и следователем, с содержанием приговора и другими материалами личного дела, выявление ценностно-ориентаци-онных и поведенческих особенностей осужденного, его ролевого статуса в преступном сообществе, поведения в процессе предварительного следствия и судебного разбирательства, анализ публикаций, переписки, социальных связей). Анализ объективных результатов деятельности осужденных свидетельствует о том, что у обучающихся снижаются статистические показатели правонарушений в исправительном учреждении, и это зависит от этапов обучения, а также увеличиваются показатели социально-положительной деятельности.

Сравнительный анализ показателей адаптационных способностей осужденных показал, что как для группы необучающихся (среднее значение = 3,21), так и для группы обучающихся (среднее значение = 3,38) характерна сниженная адаптация (табл. 3). Вместе с тем необходимо отметить, что для двух групп осужденных характерны низкие показатели «поведенческой регуляции» «коммуникативного потенциала», «моральной нормативности» (рисунок).

Однако по показателям коммуникативного потенциала (1 = 3,762; прир < 0,001) и моральной нормативности (1 = 0,896; прир < 0,01) нами были обнаружены значимые различия. Данные математически-статистической обработки свидетельствуют о том, что хотя для двух групп осужденных характерны низкие проявления как поведенческой регуляции, так и моральной нормативности, однако в группе обучающихся они более близки к показателям нормы.

Таблица 3

Средние показатели адаптационных способностей осужденных

Шкалы МЛО «Адаптивность» Необучающиеся Обучающиеся Статистическая значимость

/ Р

Достоверность 5,06 4,912 0,495 0,621

Поведенческая регуляция 4,42 4,81 1,637 0,103

Коммуникативный потенциал 4,41 4,97 3,762 0,001

Моральная нормативность 4,09 4,56 3,189 0,002

Личностно-адаптационный потенциал 3,21 3,39 0,896 0,371

Личностно-адаптационный потенциал

Моральная нормативность

Коммуникативный потенциал

Поведенческая регуляция

Необучающиеся осужденные

I Обучающиеся осужденные

0 1 2 3 4 5 6

Показатели средних значений адаптационных способностей осужденных

Сравнительный анализ показателей обучающихся и необучающихся осужденных показал, что эти показатели отличаются друг от друга по ряду параметров. Принципиальные различия в индивидуально-психологических особенностях тех, кто не получает образование и получает его, были выявлены по шкалам «коммуникативный потенциал» (1 = 3,762 прир < 0,001), «моральная нормативность» (1 = 0,896 при р < 0,01); ипохондрии (Из, I = 6,718 прир < 0,001); коррекции (К, I = 6,005 при р < 0,001); импульсивности (Р^ / = 4,028 прир < 0,001); тревожности (П, ( = = 13,884 прир < 0,001); шизоидности (Бе, ( = 10,231 при р < 0,001).

Таким образом, анализ результатов исследования дает основание утверждать, что лич-ностно-адаптационный потенциал осужденных, получающих высшее профессиональное образование, отличается от личностно-адаптационного потенциала преступников, не включенных в образовательный процесс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что в процессе получения высшего профессионального образования у осужденных возрастает эффективность адаптационных процессов. Происходит динамика показателей

таких компонентов, как поведенческая регуляция, коммуникативный потенциал и моральная нормативность. Кроме того, у осужденных наблюдается изменение системы регуляции, включающей в себя самооценку, уровень нервно-психической устойчивости, социальное одобрение со стороны окружающих людей. Однако данные структурные элементы не являются первоосновой регуляции поведения. Они отражают соотношение потребностей осужденных, их мотивов, эмоционального фона настроения, самосознания, «Я-концепции» и др. Изменение системы регуляции осужденного в процессе учебно-профессиональной деятельности - это результат изменения сложного, иерархического образования, интеграция всех уровней которого в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения преступника в исправительном учреждении. В связи с этим высшее профессиональное образование выступает эффективным фактором повышения адаптационных способностей осужденных в исправительном учреждении. Осужденные, не получающие высшее образование, на протяжении всего исследования демонстрируют низкие показатели адаптационных способностей и адаптационно-личностного потенциала в целом. Лица данной группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны и склонны к делинквентному поведению.

Осужденные с высоким личностно-адапта-ционным потенциалом демонстрируют наиболее эффективные стратегии поведения в ситуации осуждения (трудной жизненной ситуации); они характеризуются положительной направленностью поведения и благоприятной тенденцией к ресоциализации. Осужденные с низкими показателями адаптационных способностей демонстрируют наименее эффективные стратегии поведения в ситуации осуждения. Осужденные с низким личностно-адаптационным потенциалом характеризуются отрицательной направленностью поведения и неблагоприятной тенденцией к ресоциализации.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что личностно-адаптацион-ный потенциал определяет уровень жизнестойкости осужденного в системе исполнения наказания (трудной жизненной ситуации) и способствует формированию эффективных стратегий поведения в совладании с жизненными трудностями.

Список литературы

1. Антонян Ю. М. Преступное поведение и психические

аномалии. М., 1998. 214 с.

2. Деев В. Г. Экспериментальные методы изучения направленности личности осужденных. Рязань, 1979. 138 с.

3. Пастушеня А. Н. Комплекс факторов формирования готовности личности осужденного к нормоправному образу жизни // Совершенствование воспитательной деятельности органов, исполняющих наказание : сб. науч. тр. Рязань, 1992. С. 136-145.

4. Пирожков В. Ф. Психические состояния человека, лишенного свободы. М., 1968. 42 с.

5. Ратинов А. Р. Правовая психология и преступное поведение. Красноярск, 1988. 256 с.

6. Ушатиков А. И. Введение в пенитенциарную психологию. Рязань, 1998. 195 с.

7. Хохряков Г. Ф. Ценностные ориентации и их влияние на

противоправное поведение осужденных // Социально-психологические и правовые проблемы профилактики правонарушений в ИТУ : сб. науч. тр. Рязань, 1982. С. 102-111.

8. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976. 269 с.

9. Александрова Л. А. К Концепции жизнестойкости в психологии. URL: http://institut.smysl.ru/article/alekse-eva.php (дата обращения: 22.03.2012).

10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. 302 с.

11. Карпенко М. П. Телеобучение. М., 2008. 800 с.

12. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие. Самара, 2001. 558 с.

References

1. Antonyan Y. M. Prestupnoe povedenie I psikhicheskie anomalii (The criminal behavior and psychics anomalies). Moscow, 1998. 214 p.

2. Deev V. G. Eksperimental'nye metody izucheniya naprav-lennosti lichnosti osuzhdennykh (Experimental methods of research convicts' personal orientation). Ryazan', 1979. 138 p.

3. Pastushenya A. N. Kompleks faktorov formirovaniya gotovnosti lichnosti osuzhdennogo k normopravnomu obrazu zhizni (The factors' complex of convict's readiness to legal modus). Sovershenstvovanie vospitatel'noj deyatel'nosti organov, ispolnyayuchshikh nakazanie: Sb. nauch. tr. (Perfecting the educational work of detaining authorities: The collection of scientific articles). Ryazan', 1992, pp. 136-145.

4. Pirozhkov V. F. Psikhicheskoe sostoyanie cheloveka, lish-ennogo svobody (The psychic state of a confined person). Moscow, 1968. 42 p.

5. Ratinov A. R. Pravovaya psikhologia I prestupnoe po-vedenie (Juristic psychology and criminal behavior). Krasnoyarsk, 1988. 256 p.

6. Ushatikov A. I. Vvedenie vpenitentsiarnuyupsikhologiyu (Introduction into penitentiary psychology). Ryazan', 1998. 195 p.

7. Khokhryakov G. F. Tsennostnye orientatsii i ikh vliyanie na protivopravnoe povedenie osuzhdennykh (Value systems and their influence on convicts' criminal behavior). Sotsial'no-psikhologicheskie i pravovye problemy pro-

filaktiki pravonarushenij v ITU: Sb. nauch. tr. (Social-psychological and juristic problems of crime's prophylaxis in penal institutions: The collection of scientific articles). Ryazan', 1982, pp. 102-111.

8. Aleksandrovskiy Y. A. Sostoyaniya psikhicheskoy deza-daptatsii i ikh kompensatsiya (Psychical deadaptation conditions and their compensation). Moscow, 1976. 269 p.

9. Aleksandrova L. A. Kontseptsii zhiznestojkosti vpsikholo-gii (Conceptions of hardiness in psychology), available at: http://institut.smysl.ru/article/alekseeva.php

10. Leont'yev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'(Activ-ity. Consciousness. Personality). Moscow, 1977. 302 p.

11. Karpenko M. P. Teleobuchenie (Teleeducation). Moscow, 2008. 800 p.

12. Rajgorodskij D. Y. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy: Uchebnoe posobie (Practical psychodiagnostics. Methods and tests: The study guide). Samara, 2001. 558 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.