Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ И СПОРТОМ'

АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ И СПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранные слушатели / сотрудничество / адаптация / обучение / особенности обучения / служебно-прикладная физическая подготовка / боевые приемы борьбы / foreign students / cooperation / adaptation / training / training features / service-applied physical training / fighting techniques

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахомов Вячеслав Иванович, Алдошина Евгения Александровна, Мысишин Игорь Сергеевич, Бухтояров Иван Иванович

Рассмотрены вопросы адаптации иностранных слушателей к обучению в российских вузах на примере Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. Проведен анализ основных факторов, влияющих на эффективность процесса адаптации. Определены ключевые направления по улучшению организации процесса адаптации иностранных слушателей с помощью занятий физической культурой и спортом с элементами приемов борьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пахомов Вячеслав Иванович, Алдошина Евгения Александровна, Мысишин Игорь Сергеевич, Бухтояров Иван Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA THROUGH PHYSICAL TRAINING AND SPORTS

The issues of adaptation of foreign students to study in Russian universities are considered on the example of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov. The analysis of the main factors influencing the effectiveness of the adaptation process is carried out. The key directions for improving the organization of the adaptation process of foreign students with the help of physical culture and sports with elements of wrestling techniques have been determined.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ И СПОРТОМ»

1

Физическая культура [Physical culture]

УДК 796.011.1.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-8-33-44

АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКОЙ И СПОРТОМ

В.И. Пахомов, Е.А. Алдошина, И.С. Мысишин, И.И. Бухтояров

Рассмотрены вопросы адаптации иностранных слушателей к обучению в

российских вузах на примере Орловского юридического института МВД России имени

В.В. Лукьянова. Проведен анализ основных факторов, влияющих на эффективность

процесса адаптации. Определены ключевые направления по улучшению организации

процесса адаптации иностранных слушателей с помощью занятий физической куль-

турой и спортом с элементами приемов борьбы.

Ключевые слова: иностранные слушатели, сотрудничество, адаптация, обу-

чение, особенности обучения, служебно-прикладная физическая подготовка, боевые

приемы борьбы.

ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS Пахомов Вячеслав Иванович, преподава-

IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS тель, viacheslav.pahomoff@yandex.ru, Россия, Орел, Ор-

OF THE MINISTRY OF INTERNAL ловский юридический институт МВД России имени

AFFAIRS OF RUSSIA THROUGH В.В. Лукьянова,

PHYSICAL TRAINING AND SPORTS Алдошина Евгения Александровна, канд.

пед. наук, доц., aldoshin.dos@yandex.ru, Россия, Орел,

Pakhomov V.I., teacher, viacheslav.pahomoff@ Орловский государственный аграрный университет

yandex.ru, Russia, Orel, Lukyanov Orel Law имени Н.В. Парахина,

Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Мысишин Игорь Сергеевич, канд. пед.

Aldoshina E.A., candidate of pedagogical sci- наук, доц., директор института, dekanatisi@yandex.ru,

ences, associate professor, aldoshin.dos@ yan- Россия, Орел, Орловский государственный аграрный

dex.ru, Russia, Orel, Orel State Agrarian Uni- университет имени Н.В. Парахина,

versity named after N.In. Parahina, Бухтояров Иван Иванович, старший препо-

Myshin I.S., candidate of pedagogical sciences, даватель, ivanvgifk@yandex.ru, Россия, Воронеж, Воро-

associate professor, director of institute, deka- нежский институт МВД России

natisi@yandex.ru, Russia, Orel, Orel State Agra-

rian University named after N.In. Parahina,

Bukhtoyarov I.I., senior lecturer, ivanvgifk@ В настоящее время восстанавли-

yandex.ru, Russia, Voronezh, Voronezh Institute ваются утерянные после распада Совет-

of the Ministry of Internal Affairs of Russia

ского Союза межгосударственные связи

The issues of adaptation of foreign students to в образовательной сфере, крепнут пре-

study in Russian universities are considered on стиж и авторитет нашей страны на ме-

the example of the Oryol Law Institute of the

Ministry of Internal Affairs of Russia named ждународной арене и в связи с этим

after V.V. Lukyanov. The analysis of the main среди иностранной молодежи возрас-

factors influencing the effectiveness of the

adaptation process is carried out. The key direc- тает число желающих получить образо-

tions for improving the organization of the вание в Российской Федерации, в том

adaptation process of foreign students with the

help of physical culture and sports with elements числе и в сфере правоохранительной

of wrestling techniques have been determined. деятельности. Современные реалии ха-

рактеризуются как серьезным противо-

Key words: foreign students, cooperation,

adaptation, training, training features, service- борством стран в разнообразных сферах

applied physical training, fighting techniques. жизни и деятельности, так и сущест-

33

2

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 8

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 8]

венным сближением по различным направлениям, одним из которых явля-

ется международное взаимодействие в сфере подготовки высококвалифи-

цированных специалистов для зарубежных стран [1]. С этой целью в Рос-

сии создана и работает правовая база, состоящая из постановлений, распо-

ряжений, поручений Президента и Правительства Российской Федерации,

межправительственных и межведомственных соглашений, а также прото-

колов о сотрудничестве в области образовательной и научной деятельно-

сти [1–3].

Во исполнение вышеуказанных нормативно-правовых актов Орлов-

ский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова проводит

продуктивную, целенаправленную работу по обучению иностранных слу-

шателей на специальном курсе по подготовке кадров для зарубежных

стран по программам высшего профессионального образования на русском

языке. Укреплению репутации института на международной арене как

надежного и качественного экспортера знаний в сфере борьбы с преступ-

ностью способствует профессионализм иностранных слушателей, которые,

используя полученные знания и навыки, квалифицированно и грамотно

работают в своих станах по окончании обучения. Сегодня институт осуще-

ствляет международное взаимодействие в области образования с 17 госу-

дарствами мира. Среди них республики Абхазия и Южная Осетия, Монго-

лия, Афганистан и африканские страны: Центральная африканская респуб-

лика, Зимбабве, Малави, Бурунди, Чад, Сан Томе и Принсипи, Бенин,

Габон, Гвинея, Камерун, Сьерра-Леоне, Ботсвана, Мали.

Большая часть иностранных слушателей приезжает в Россию с

целью получения высшего образования и переподготовки по выбранной

специальности, не зная языка, особенностей обучения в специализирован-

ных образовательных организациях Российской Федерации, поэтому осо-

бую актуальность приобретают проблемы языковой, социальной, культур-

ной, психологической и физиологической адаптации иностранных слуша-

телей. В любой стране мира, куда бы ни отправлялся на обучение ино-

странный студент, будут возникать вопросы, связанные с его адаптацией.

Однако однозначно можно утверждать, что выбор России как страны для

обучения, в последнее время определяется ее высокими показателями на

международной арене, социально-культурным уровнем и уникальным гео-

политическим положением. В силу сложившихся исторических факторов в

России неповторимым образом произошло смешение европейской и азиат-

ской культур и, учитывая данное обстоятельство, иностранцу вначале

будет сложно ориентироваться в российском вузе. Однако впоследствии

именно эта особенность будет способствовать скорейшей адаптации к

условиям обучения и жизни в России. Возможность завести новых друзей

и хорошая языковая практика являются базовыми принципами обучения,

которые позволяют вырабатывать как у иностранных слушателей, так и у

34

3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Физическая культура [Physical culture]

курсантов института толерантность к другим народам и их культурным

особенностям, а также способствовать развитию социальной и языковой

мобильности.

В России учатся тысячи студентов и слушателей из разных госу-

дарств. Языковой барьер, климат, принадлежность к разным конфессиям и

религиям, различия в этнографических традициях, обычаях и культуре, в

уровне жизни и условиях питания и проживания приводят к существенным

проблемам с адаптацией [4]. На своей родине обучающийся иностранный

слушатель без особых усилий мог урегулировать практически любой воз-

никающий конфликт, взаимодействуя с оппонентом в привычной для себя

среде и используя свой жизненный опыт и навыки коммуникативного

общения. Находясь в другой стране, иностранец, не прошедший период

адаптации, не в состоянии решить не только назревающую конфликтную

ситуацию, но и каждодневное взаимодействие, а простое общение вызы-

вают у него значительные трудности. Поэтому вопросы адаптации ино-

странных слушателей в России следует рассматривать комплексно с пози-

ции лингвистики, педагогики, психологии, социологии и философии. Нами

предпринята попытка частичного решения этой проблемы с помощью

вовлечения максимального числа иностранных слушателей в занятия

физической культурой и спортом и доказать, что совместная физическая

деятельность значительно ускоряет адаптацию иностранца к условиям

обучения в другой стране.

В Орловском юридическом институте МВД России имени

В.В. Лукьянова на специальном курсе по подготовке кадров для зарубеж-

ных стран проходят обучение 69 иностранных слушателей (от 18 до 49 лет,

средний возраст – 29 лет), которые испытывают определенные трудности в

процессе адаптации к условиям обучения и проживания. В связи с этим

возникает необходимость совершенствования программ адаптации ино-

странных слушателей к условиям обучения в России, повышения качества

и переформатирование методики преподавания учебных дисциплин и

непосредственно учебного модуля «Служебно-прикладная физическая

подготовка». Решению этого вопроса способствует применение в образо-

вательном процессе различных видов обучения, в том числе и дистанцион-

ного, современных компьютерных контрольно-обучающих программ,

электронных учебно-методических комплексов, учебников и пособий.

Однако при вхождении в образовательное пространство российских вузов

иностранные слушатели сталкиваются с рядом трудностей. Это проблемы,

связанные с преодолением языкового барьера, необходимостью интегра-

ции в новую социокультурную среду, налаживания социальных контактов,

вопросы самореализации, а также развития толерантного отношения к

окружающим [4–6]. Как показывает практика, большинство из них доста-

точно быстро адаптируются к условиям обучения и непосредственно к

занятиям по служебно-прикладной физической подготовке. Это подтвер-

35

4

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 8

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 8]

ждается анкетированием, проведенным среди слушателей специального

курса по подготовке кадров для зарубежных стран, результаты которого

позволяют сделать вывод, что к климатическим условиям адаптировалась

большая часть иностранцев – 84,61 %, на «отлично» и «хорошо» оцени-

вают жизнь вдали от дома – 57,14 %, на «удовлетворительно» – 42,86 % и

отсутствуют слушатели, которые неудовлетворительно чувствуют себя,

находясь в России. Изучение предметов, которые ранее не изучали, поло-

жительно оценивают 86,66 %, нормы поведения в учебной группе –

93,34 %. «Языковой барьер» преодолели 64,28 % респондентов и 35,72 %

оценивают свои знания русского языка на «удовлетворительно». Однако

21,43 % оценивают на «неудовлетворительно» общение с людьми, что

позволяет сделать вывод о недостатке коммуникативных знаний русского

языка, возможных психологических, социальных, межэтнических пробле-

мах.

Несмотря на то, что большинство слушателей хорошо оценивают

свои знания русского языка, 60 % иностранных граждан высказались за

дополнительное изучение языка страны пребывания, 20 % – за онлайн-

курсы русского языка, 40 % активным образом выступают за наличие лек-

ционных материалов по предметам на родном для себя языке, 26,67 % хо-

тели бы видеть более продуктивную работу куратора-наставника учебной

группы, 26,67 % высказались за возможность посещать тренажерный зал,

46,67 % выступают за проведение дополнительных занятий по физической

подготовке, а большинство (53,33 %) – за дополнительные соревнования

между группами и курсами. Вышеизложенное позволяет сделать вывод,

что большинство иностранных слушателей активным образом поддержи-

вают развитие физической культуры и спорта на специальном курсе по

подготовке кадров для зарубежных стран и в институте в целом.

Важным фактором адаптивного этапа обучения иностранных слу-

шателей является интерес к получению знаний, возможность лично все

попробовать и на собственном опыте убедиться в полезности приобретен-

ных умений и навыков, а также профессиональная компетенция препода-

вателя, предоставляющего эти знания. Результаты опроса показывают, что

60 % иностранцев уверены, что более всего им помогает в учебе интерес-

ное и подробное объяснение материала преподавателем, 33,33 % считают,

что получению качественных знаний способствует проверка выполненных

работ, заданий, с объяснением ошибок, 20 % считают, что в учебе им более

всего помогает дистанционный контроль и помощь родителей, 13,33 %

выступают за наличие на руках нужных учебников, пособий, методических

материалов и более 66 % активно поддерживают возможность самому

делать что-нибудь практически (на полигоне, в спортивном и тренажерном

залах). Большинство иностранцев, а именно 53,33 %, на вопрос: «Что

мешает Вам учиться лучше?» ответили, что часто им трудно понять новый

36

5

Физическая культура [Physical culture]

учебный материал, 46,47 % отметили, что успешному овладению знаниями

мешает отсутствие необходимых учебников, пособий на родном языке,

26,67 % плохо понимают учебный материал и с трудом его запоминают и

20 % респондентов считают, что качественному обучению мешает их

тяжелое материальное положение, столько же, что от учебы отвлекают

проблемы, связанные с личной жизнью, 13,13 % заявили, что мешает

обстановка, сложившаяся в учебной группе. Тем не менее, 6,67 % слуша-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

телей не видят смысла добиваться лучших результатов. Это говорит о том,

что среди них есть люди, которые так и не адаптировались к условиям

обучения и проживания в институте. К данной категории относятся, как

правило, иностранцы возрастной группы после 40 лет, направленные на

обучение из своих стран. Так, например, в группе африканских слушателей

на специальном курсе по подготовке кадров для зарубежных стран обуча-

ются иностранцы от 35 до 49 лет, которые значительно отличаются от

своих более молодых коллег по уровню мотивации к обучению в более

низкую сторону. Человеку после 40 лет со сложившимися принципами и

определенным жизненным опытом гораздо сложнее проходить процесс

адаптации, особенно на занятиях по физической подготовке, так как менее

выражены внешняя и внутренняя мотивации к процессу обучения, отсутст-

вует ориентированность на результат, возрастные возможности организма

значительно ниже, чем у более молодых коллег. Поэтому в дальнейшем

следует рассмотреть вопрос об ограничении возрастного порога для слу-

шателей иностранных государств до 35 лет.

Следует отметить, что более 53 % иностранных слушателей в сво-

бодное от учебы время увлекаются музыкой, 40 % много времени проводят

за компьютером и столько же занимаются художественным творчеством

(музыкальным, литературным, танцевальным, изобразительным), 20 %

увлекаются чтением и 26,67 % в свободное от учебы время предпочитают

ничего не делать, просто отдыхать. На вопрос: «Хотели бы Вы заниматься

другим видом деятельности кроме учебы?», более 66 % иностранных слу-

шателей ответили, что хотят заниматься спортом, 20 % изъявили желание

попробовать свои силы в научной деятельности, столько же заявили, что

уже занимаются спортивной, творческой, общественной, научной деятель-

ностью, 13,33 % хотят проявить себя в творческой деятельности (вокал,

музыка, театр, видео) и лишь 6,67 % не имеют желания вообще что-либо

делать.

Подавляющее большинство иностранных слушателей (73,33 %)

изъявили желание принять участие в спортивных соревнованиях (футбол,

баскетбол, волейбол, теннис, единоборства и т. д.), а также посетить

выставки, музеи, и театры г. Орла, 53,33 % захотели побороться за честь

курса на спортивном празднике, 33,33 % хотят принять активное участие в

концертах, 6,67 % – в торжественном построении.

37

6

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 8

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 8]

Отличительной особенностью является то, что 53,33 % иностранцев

наиболее уверенно чувствуют себя в общежитии, 46,67 % – в аудитории,

40 % – на улице и большинство (66,67 %) – в спортивном зале. Это говорит

о том, что учебные занятия в спортивном зале наиболее привлекательны

для иностранных слушателей и значительно содействуют процессу асси-

миляции в единую образовательную среду.

Вместе с тем большинство иностранцев на самом высоком уровне

оценивают систему обучения на курсе, а учебные занятия по служебно-

прикладной физической подготовке на «отлично» оценивают 46,67 % рес-

пондентов, на «хорошо» – 46,67 % и лишь 6,67 % на «удовлетворительно»,

причем отсутствуют слушатели, оценивающие данный вид занятий «не-

удовлетворительно». Среди иностранных слушателей 66,67% считают, что

занятия физической подготовкой, спортивные игры и соревнования помо-

гают сдружиться между собой и с курсантами в институте, 77,3 % ино-

странцев в свободное от учебы время предпочитают заниматься спортом.

Итоговые факторы, влияющие на адаптацию слушателей специаль-

ного курса по подготовке кадров для зарубежных стран, представлены в

таблице.

Итоговые факторы, влияющие на адаптацию слушателей

Детерминанта (по результатам опроса) Важность фактора

Коммуникативный (языковой барьер) 1

Акклиматизация 2

Спорт, занятия по физической подготовке 3

Социально-бытовые условия (питание, жизнь в общежитии) 4

Привыкание к системе обучения в институте, новым предметам,

5

которые ранее не изучались

Индивидуальный (личностно-психологический) 6

Таким образом, однозначно можно констатировать, что существен-

ным фактором адаптации слушателей иностранных государств являются

практические занятия по физической подготовке. В этой связи следует

выделить физические занятия на свежем воздухе в зимнее время. Напри-

мер, для слушателей из африканских стран занятия по лыжной подготовке

в рамках учебного модуля «Служебно-прикладная физическая подготовка»

стали настоящим испытанием и экзотическим приключением, вызвали

массу положительных эмоций, способствовали психологическому и ком-

муникативному сближению с курсантами и преподавателями института.

По данным демоскопии 100 % слушателей иностранных государств на

самом высоком уровне оценили занятия по лыжной подготовке на заго-

родной учебной базе института (см. таблицу). В рамках вышеуказанных

занятий слушатели иностранных государств научились стоять и передви-

38

7

Физическая культура [Physical culture]

гаться на лыжах, изучили одновременный бесшажный, одношажный, дву-

шажный ходы, пробежали дистанции от 1 до 3 км. Помимо этого они при-

няли участие в спартакиаде института по лыжным гонкам, где многие из

них впервые в жизни попробовали свои силы в соревнованиях подобного

рода, 93,33 % слушателей положительно оценили свое участие в первен-

стве института по лыжным гонкам. Следовательно, можно сделать вывод,

что занятия по лыжной подготовке среди слушателей иностранных госу-

дарств являются наиболее привлекательными для них и значительно спо-

собствуют физической, психологической и языковой адаптации слушате-

лей к обучению в специализированных вузах МВД России.

Социальная адаптация для иностранного слушателя является обяза-

тельным процессом принудительного характера. Для иностранцев слож-

ность специфики обучения в образовательной организации МВД России,

понимания новых предметов, межличностных взаимоотношений и другие

проблемы, с которыми сталкиваются все курсанты и слушатели, как рос-

сийские граждане – курсанты Института, так и слушатели специального

курса по подготовке кадров для зарубежных стран, усугубляются пробле-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мами языковой коммуникации, акклиматизации, самореализации и инте-

грации в новую образовательную среду.

Процесс социальной адаптации у всех иностранных слушателей

протекает по-разному, кто-то быстро адаптируется, а кто-то не может при-

выкнуть к новым социальным условиям, традициям, обычаям и ритму

жизни очень долгое время. Причины, влияющие на успешность адаптации

слушателей специального курса по подготовке кадров для зарубежных

стран, можно квалифицировать по трем оценочным признакам:

1) личностный или субъективный (застенчивость, лень, нежелание

учиться и другие личностные особенности);

2) объективно-субъективный (у слушателя слабо развиты самокон-

троль и саморефлексия);

3) объективный или внешний (новый коллектив, погодные, соци-

альные, культурные условия, новые формы и методы обучения).

Именно к объективному критерию, влияющему на успешность

адаптации, относится проблема проведение досуга, которая возникает у

каждого иностранного слушателя. Отсутствие знакомых или друзей первое

время, возможности покидать территорию института, слабые знания языка,

истории, культуры, обычаев и традиций страны проживания не позволяют

иностранцу отвлечься от процесса обучения. Поэтому очень важно как

можно быстрее вовлечь иностранного слушателя в социокультурную среду

через посещение музеев, выставок, организацию экскурсий и походов в

театр, на концерт. По данным нашего исследования более 73,33 % высту-

пают за вышеуказанные виды проведения досуга. Опыт работы показы-

вает, что иностранные слушатели в свободное от учебы время с большим

удовольствием принимают участие в различных подвижных играх, таких

39

8

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 8

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 8]

как футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис и бадминтон. Так,

слушатели из африканских стран достаточно профессионально и с удо-

вольствием играют в футбол, слушатели из Монголии – в баскетбол и

практически все из них с удовольствием посещают тренажерные залы,

участвуют в соревнованиях и состязаниях, проводящихся в институте. Эти

спортивные мероприятия активнейшим образом способствуют социально-

культурной адаптации иностранных слушателей, содействуют преодоле-

нию «языкового барьера», их взаимообучению, формируют положитель-

ный психологический климат в коллективах и благотворно влияют на

межличностные отношения.

Безусловно, одним из самых главных препятствий адаптивного пе-

риода обучения иностранного слушателя является лингвистическая про-

блема. Она характеризуется не только трудностями понимания русского

языка (особенно для представителей африканских стран), но и спецификой

терминологии изучаемых предметов, проблемой с доступностью информа-

ции на родном языке [6]. Так, при изучении курса «Боевые приемы

борьбы» в рамках занятий по служебно-прикладной физической подго-

товке наибольшую сложность для иностранных слушателей представляет

не отработка приемов, а запоминание названия самих приемов и описания

к ним. Более 73 % иностранцев на вопрос: «Что в изучении боевых прие-

мов борьбы вызывает трудность для Вас?» дали ответ, что это, прежде

всего, языковой барьер (плохо понимают описание проведения приемов,

название самих приемов), а 33,33 % отметили, что изучение приемов

важно, но иностранным слушателям тяжело их запомнить. В связи с этим

предлагается унифицировать систему обозначения боевых приемов борьбы

для данной категории обучающихся, сделать ее как можно проще и понят-

нее. Например, прием «бросок с захватом ног сзади» обозначать как «бро-

сок сзади» и соответственно «бросок с захватом ног спереди» – как

«бросок спереди». Основные пять приемов обозначать односложно, одним

словом: «нырок», «рывок», «толчок», «под ручку», «замок». Возможно,

проговаривать названия приемов на английском и французском языках.

В отличие от многократного повторения еще один эффективный

способ запоминания – ассоциации. Используя приемы мнемотехники,

рифмуя, проводя параллели и ассоциируя запоминаемые данные с уже

известными сведениями, преподаватель может добиться значительных

успехов в качественном усвоении боевых приемов борьбы иностранными

слушателями. Например, слушателями из Исламской Республики Афгани-

стан стали лучше запоминать боевые приемы борьбы, после того, как пре-

подаватель использовал метод мнемотехники при разучивании приемов.

Так, каждому из основных приемов он присвоил цифровые обозначения,

например: ограничение свободы передвижения загибом руки за спину

«нырком» он назвал «первый», ограничение свободы передвижения заги-

40

9

Физическая культура [Physical culture]

бом руки за спину «толчком» – «второй» и т. д. После этого слушатели

перестали путаться в приемах, что существенным образом повлияло на

качество и скорость выполнение того или иного приема.

Возможно, целесообразно было бы провести работу по повышению

профессиональной квалификации преподавателей, работающих с ино-

странцами, организовать для них ускоренные курсы по изучению нацио-

нальных, этнических, географических, религиозных, культурологических,

политических особенностей той страны, с представителями которой пред-

стоит работать. Для преподавателей физической подготовки и спорта

полезно было бы познакомиться с особенностями национальных видов

спорта (особенно национальной борьбы) тех стран, из которых прибывают

на обучение иностранные слушатели. Так, представители африканского

континента активно используют нубийскую борьбу, капоэйра, Peek-a-boo,

52 блока, Stato. Если познакомиться с основами национальных видов

борьбы, то можно впоследствии использовать полученный опыт в обуче-

нии боевым приемам борьбы на базе и в связке с национальными видами

единоборств. В дальнейшем все полученные знания преподаватель мог бы

успешно использовать в своей работе, тем самым способствуя скорейшей

адаптации представителей иностранных государств.

Изучение боевых приемов борьбы в рамках дисциплины «Слу-

жебно-прикладная физическая подготовка» невозможно без обеспечения

всех обучающихся специальным спортивным снаряжением. По данным

опроса у 20 % слушателей отсутствует спортивная экипировка. Фактиче-

ски ее нет у 100 % слушателей, и на период изучения боевых приемов

борьбы они обеспечиваются снаряжением, предназначенным для сборных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

команд института. Поэтому необходимо решить вопрос с обеспечением

слушателей курса по подготовке специалистов для зарубежных стран

необходимой спортивной экипировкой (кимоно, самбовки, перчатки бок-

серские и рукопашного боя, борцовки и т. д.), так как у большинства слу-

шателей отсутствует возможность приобрести вышеуказанное спортивное

снаряжение самостоятельно.

На вопрос «Хотели бы Вы поддерживать связь с представителями

Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова

после окончания обучения?» абсолютное большинство иностранных слу-

шателей, обучающихся на курсе по подготовке кадров для зарубежных

стран, а именно 86,67 %, ответили положительно. Это говорит о том, что

иностранные слушатели успешно прошли этап коммуникативного сближе-

ния с коллективом Института, приобрели много новых друзей и знакомых

и не хотят разрывать установившиеся связи по окончании обучения в вузе.

Практическая деятельность наглядно демонстрирует, что при про-

ведении занятий в рамках дисциплины «Служебно-прикладная физическая

подготовка» для скорейшей ассимиляции иностранных слушателей в обра-

зовательный процесс, повышения эмоционального фона практического

41

10

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 8

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 8]

занятия следует активнее задействовать двигательную динамику орга-

низма, используя циклические физические упражнения с умеренной

нагрузкой с обязательным включением эстафет общеразвивающего харак-

тера [7]. При проведении дополнительных занятий и в свободное от учебы

время обязательно использовать совместную групповую деятельность в

форме подвижных и спортивных игр, соревнований по отдельным видам

спорта. Применение игрового и соревновательного методов работы поло-

жительно повлияет на интерес иностранных слушателей к занятиям, укре-

пит межличностные отношения на курсе, будет способствовать созданию

положительного психологического климата в коллективе, активизирует

самостоятельную работу, самоконтроль и взаимоконтроль, расширит ком-

муникативные возможности иностранных слушателей [8].

Проведенное исследование показывает, что именно физическая

активность является одним из самых действенных средств восстановления

физических, психологических сил человека и наиболее способствует адап-

тации к социальной, культурной, психологической и даже лингвистиче-

ской среде пребывания иностранного слушателя. Однозначно можно

утверждать, что вопросы адаптации, связанные с физической активностью

иностранных слушателей, недооценены, и непосредственно здесь кроются

резервы повышения эффективности процесса адаптации к новым условиям

учебы и службы. Занятия в различных спортивных секциях, тренажерных

залах, выступления на общеинститутских соревнованиях и спортивных

праздниках способствуют значительному повышению положительного

эмоционального настроя иностранного слушателя, его коммуникативной

ассимиляции к условиям обучения в специализированном вузе МВД Рос-

сии.

Список литературы

1. Савицкая И.Г. Особенности обучения иностранных слушателей-

юристов в вузах МВД России // Вестник Воронежского государственного

университета. Проблемы высшего образования. 2019. № 4. С. 67–70.

2. О безвозмездной подготовке сотрудников органов внутренних

дел (полиции) африканских государств в образовательных учреждениях

высшего и дополнительного профессионального образования Министер-

ства внутренних дел Российской Федерации: постановление Правительства

Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 129 [Электронный ресурс].

URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 26.02.2021).

3. Об установлении ежегодных квот приема на обучение на безвоз-

мездной и льготной основе сотрудников органов внутренних дел (поли-

ции) и военнослужащих внутренних войск государств – участников Со-

дружества Независимых Государств в образовательные учреждения выс-

42

11

Физическая культура [Physical culture]

шего и дополнительного профессионального образования Министерства

внутренних дел Российской Федерации и военные образовательные учре-

ждения высшего профессионального образования внутренних войск Ми-

нистерства внутренних дел Российской Федерации: постановление Прави-

тельства Российской Федерации от 30 марта 2009 г. № 258 [Электронный

ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 26.02.2021).

4. Рахимов Т.Р. Особенности организации обучения иностранных

студентов в российском вузе и направление его развития // Язык и куль-

тура. 2010. № 4. С. 123–136.

5. Калуженина Т.А. Субъективные критерии адаптации студентов

первого курса к условиям обучения в вузе // Психология в экономике и

управлении. 2009. №2. С. 95–98.

6. Фазлеева Е.В., Васенков Н.В., Шалавина А.С. Занятия физиче-

ской культурой в вузе как средство адаптации иностранных студентов к

обучению // Наука и спорт: современные тенденции. 2016. № 2 (11). С. 31–

34.

7. Баркалов С.Н., Флусов Е.В., Струганов С.М. Актуальные аспекты

обучения боевым приемам борьбы в системе физической подготовки со-

трудников полиции // Известия Тульского государственного университета.

Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 2. С. 3–10.

8. Груцяк Н.Б. Физическая культура как мощный фактор, способст-

вующий адаптации иностранных студентов в вузе // Физическое воспита-

ние студентов. 2010. № 2. С. 68–73.

References

1. Savickaya I.G. Osobennosti obucheniya inostrannyh slushatelej-yuristov v vuzah

MVD Rossii [Features of training foreign students-lawyers in the universities of the Ministry

of Internal Affairs of Russia] // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta.

Problemy vysshego obrazovaniya [Bulletin of the Voronezh State University. Higher educa-

tion problems]. 2019. No. 4. P. 67–70.

2. O bezvozmezdnoj podgotovke sotrudnikov organov vnutrennih del (policii) afri-

kanskih gosudarstv v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah vysshego i dopolnitel'nogo profession-

al'nogo obrazovaniya Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii: postanovlenie Pravi-

tel'stva Rossijskoj Federacii ot 14 fevralya 2009 g. № 129 [On gratuitous training of em-

ployees of internal affairs bodies (police) of African states in educational institutions of

higher and additional professional education of the Ministry of Internal Affairs of the Russian

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Federation: Resolution of the Government of the Russian Federation of February 14, 2009

No. 129] [Electronic resource]. URL: http: // www.consultant.ru (date of access: 26.02.2021).

3. Ob ustanovlenii ezhegodnyh kvot priema na obuchenie na bezvozmezdnoj i l'got-

noj osnove sotrudnikov organov vnutrennih del (policii) i voennosluzhashchih vnutrennih

vojsk gosudarstv – uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv v obrazovatel'nye

uchrezhdeniya vysshego i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya Ministerstva vnu-

trennih del Rossijskoj Federacii i voennye obrazovatel'nye uchrezhdeniya vysshego profes-

sional'nogo obrazovaniya vnutrennih vojsk Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii:

postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 30 marta 2009 g. № 258 [On the estab-

43

12

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 8

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 8]

lishment of annual quotas for admission to training on a gratuitous and preferential basis of

employees of the internal affairs bodies (police) and military personnel of the internal troops

of the member states of the Commonwealth of Independent States in educational institutions

of higher and additional professional education of the Ministry of Internal Affairs of the Rus-

sian Federation and military educational institutions of higher professional formation of inter-

nal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: Resolution of the

Government of the Russian Federation dated March 30, 2009 No. 258 [Electronic resource].

URL: http: // www. consultant.ru (date of access: 26.02.2021).

4. Rahimov T.R. Osobennosti organizacii obucheniya inostrannyh studentov v ros-

sijskom vuze i napravlenie ego razvitiya [Features of the organization of training for foreign

students in a Russian university and the direction of its development] // Yazyk i kul'tura [Lan-

guage and culture]. 2010. No. 4. P. 123–136.

5. Kaluzhenina T.A. Sub"ektivnye kriterii adaptacii studentov pervogo kursa k uslo-

viyam obucheniya v vuze [Subjective criteria for adaptation of first-year students to the con-

ditions of education at a university] // Psihologiya v ekonomike i upravlenii [Psychology in

Economics and Management]. 2009. No. 2. P. 95–98.

6. Fazleeva E.V., Vasenkov N.V., Shalavina A.S. Zanyatiya fizicheskoj kul'turoj v

vuze kak sredstvo adaptacii inostrannyh studentov k obucheniyu [Physical education at the

university as a means of adaptation of foreign students to learning] // Nauka i sport: sovre-

mennye tendencii [Science and sport: modern trends]. 2016. No. 2 (11). P. 31–34.

7. Barkalov S.N., Flusov E.V., Struganov S.M. Aktual'nye aspekty obucheniya

boevym priemam bor'by v sisteme fizicheskoj podgotovki sotrudnikov policii [Actual aspects

of teaching combat techniques of struggle in the system of physical training of police officers]

// Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of

the Tula State University. Physical culture. Sport]. 2019. Issue 2. P. 3–10.

8. Grucyak N.B. Fizicheskaya kul'tura kak moshchnyj faktor, sposobstvuyushchij

adaptacii inostrannyh studentov v vuze [Physical culture as a powerful factor contributing to

the adaptation of foreign students in the university] // Fizicheskoe vospitanie studentov

[Physical education of students]. 2010. No. 2. P. 68–73.

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.