АДАПТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ВЫРАЖЕННЫМИ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
ВОЛКОВА О.О., ГОЛОВИНА Г.А.
В статье рассматривается модель профессиональной подготовки, социальной адаптации и трудоустройства молодых людей с выраженными психическими расстройствами.
In article the model of vocational training, social adaptation and employment of young people with the expressed mental disorders is considered.
Последние годы российское общество предпринимает усилия для улучшения качества жизни лиц с инвалидностью. Федеральное законодательство создает правовую основу для оказания качественной помощи людям с инвалидностью. Весной 2012 года Государственной Думой Российской Федерации ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, что является подтверждением со стороны государственной власти курса на построение социального государства. В связи с этим намного выросла значимость деятельности по организации достойной жизни людей с инвалидностью. Одной из самых сложных групп людей с инвалидностью являются лица с выраженными психическими расстройствами, о которых долгое время замалчивали, и единственным местом, куда определяли их социальные службы, были психоневрологические интернаты. В наши дни все большее количество родителей, понимая человеческую ценность своих особых детей, растят их в семье, окружают родительской любовью и заботой, стремятся наполнить их жизнь смыслом, дать возможность быть полезными в обществе.
К сожалению, в системе профессионального образования все еще не существует концепции обучения профессиональным навыкам лиц с выраженными психическими расстройствами, нет нормативов для организации такого обучения на базе образовательного учреждения профессионального образования, т.е. отсутствует нормативно-правовая база и не разработаны организационные условия для этого. По данным ФИРО 70% выпускников коррекционных школ в России составляют подростки с ментальными нарушениями, в том числе с психическими расстройствами. По неофициальной оценке специалистов московских коррекционных школ и школ, работающих по системе инклюзивного образования, в Москве число подростков и молодых людей с выраженными психическими расстройствами, нуждающихся в посильном трудоустройстве, достигает как минимум 150 000 человек. Таким образом, решение задачи по организации обучения профессиональным навыкам для данной категории людей с инвалидностью является крайне актуальной.
В ГБОУ СПО Технологический колледж № 21 с 2006 года начат инновационный проект, направленный на социализацию молодых людей с инвалидностью и разработку модели учебно-трудовой деятельности в условиях профессионального образования с целью повышения качества жизни молодых людей с выраженными психическими расстройствами. В 2006 году на базе колледжа был создан экспериментальный Центр социальной адаптации и профессиональной подготовки для молодых людей с выраженными психическими расстройствами. Этот центр стал первым государственным профессиональным образовательным учреждением в Москве (и в России в целом), где могут обучаться молодые люди с такими диагнозами, как ранний детский аутизм, глубокая умственная отсталость, органическое поражение мозга, шизофрения, эпилепсия, ДЦП, генетические синдромы и др.
В 2007-2009 гг. в ГБОУ СПО Технологический колледж № 21 проводилась экспериментальная работа в рамках Городской экспериментальной площадки по теме «Отработка модели профессиональной подготовки молодежи и условий для социальной адаптации и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья». Были разработаны экспериментальные
учебные планы и образовательные программы по профессиям «Столяр», «Брошюровщик», «Швея» и «Гончар» для обучающихся с выраженными психическими нарушениями. Опыт специалистов ГБОУ СПО Технологический колледж № 21 и РБОО «Центр лечебной педагогики» (в сотрудничестве с ЦЛП колледж и начал эту экспериментальную деятельность) показал, что при реализации индивидуального подхода и нестандартных методов обучения, а также при соответствующем психолого-педагогическом сопровождении молодые люди с выраженными психическими расстройствами могут овладеть профессиональными навыками, необходимого уровня для дальнейшего трудоустройства.
Часто обсуждается вопрос о том, какое занятие полезнее для людей с нарушениями развития - однообразная работа типа конвейерного производства или свободное творчество. На самом деле, в полезном для человека труде изначально заложено как одно, так и другое. Вот почему при выборе направлений деятельности для молодых людей с тяжелыми психическими нарушениями мы обратились к традиционным ремеслам. Традиционные ремесла как раз и включают две обязательные составляющие - технологию и творчество. Технология связана с многократным повторением, монотонностью, систематичностью. Для нас было очень радостным открытием то, что подростки с тяжелыми нарушениями могут осваивать достаточно сложные технологические цепочки. Это та основа профессионального труда, которая задает пространство для реализации творческих возможностей. Человек, не владеющий технологией, может смастерить что-то очень интересное, выражающее его индивидуальность, однако его работа не будет представлять ценность для общества вне круга близких ему людей. В настоящее время в Центре работают пять учебных мастерских: полиграфическая, швейно-ткацкая, керамическая, столярная и цветоводческая. Все профессиональные навыки, которые осваиваются обучающимися, рассматриваются как последовательность определенных простых операций. Эту последовательность постепенно и осваивали обучающиеся. Кто-то может освоить всю последовательность операций и самостоятельно производит ту или иную работу, кто-то может выполнять только некоторые операции. Обучение в условиях творческих ремесленных мастерских позволяет не только обучить учащихся навыкам традиционных ремесел, но творчество, осознание собственной успешности на этом поприще является колоссальным стимулом для молодого человека в его личностном развитии. Основная идея данного эксперимента заключается в использовании нестандартного подхода к обучению профессиональным навыкам молодых людей с выраженными психическими нарушениями (ранее относящихся к категории «необучаемых») в специально созданных условиях творческих ремесленных мастерских при организации соответствующего психолого-педагогического сопровождения. В описываемом эксперименте творческая составляющая является и целью, и одним из ведущих методов обучения, позволяющего установить контакт между педагогом и обучающимся, страдающим нарушением аутичного спектра, и сформировать мотивацию к учебно-трудовой деятельности. Те результаты, которые мы увидели у своих воспитанников, просто поражают. Надеемся, что эта сторона эксперимента будет еще подробно описана и изучена специалистами.
В связи с тем, что разработанные в результате экспериментальной работы программы направлены в большой степени на развитие творческих возможностей обучающихся, мы стали обучать навыкам и в рамках таких профессий как «Исполнитель художественнооформительских работ», «Ткач», «Изготовитель художественных изделий из керамики», «Изготовитель художественных изделий из дерева».
В 2009 году был осуществлен первый выпуск обучающихся. Эксперимент показал, что для наших выпускников необходим длительный период адаптации при переходе от образовательной к рабочей среде. В связи с этим была открыта в 2009 году новая Государственная экспериментальная площадка по теме «Разработка модели учебно-производственных подразделений для осуществления социально-трудовой адаптации в условиях реального производства лиц со сложной структурой дефекта, прошедших специальную профессиональную подготовку в условиях колледжа». На базе созданных учебно-производственных ремесленных мастерских
были организованы адаптационные рабочие места для выпускников Центра социальной адаптации и профессиональной подготовки колледжа.
С учетом особенностей описываемой категории обучающихся экспериментальная работа заключалась в разработке и систематизации нестандартных подходов и методов обучения профессиональным навыкам и социальной адаптации и создании концепции психологопедагогического сопровождения формирования субъекта труда, включающей в свою составляющую социальную «роль работника» у данной категории обучающихся. В рамках описываемой экспериментальной работы в трех учебно-производственных мастерских (швено-ткацкой, полиграфической и керамической) были организованы адаптационные рабочие мести. Работа на них была организована следующим образом: молодые люди работали в мастерских от 2 до 5 часов в зависимости от индивидуальных возможностей каждого. Для каждого из них был определен наиболее перспективный и комфортный вид трудовой деятельности из множества предлагаемых в мастерских во время учебного процесса. Были определены функциональные обязанности каждого особого работника (график рабочего времени, режим труда, права, ответственность работника). Трудовая ситуация была смоделирована в комфортных для особого работника условиях, когда к нему предъявляются требования работника (организованность, ответственность, инициативность и т.п.), а внешние условия (мастерская, сопровождающий педагогический персонал) остаются для него привычными. Работа происходила в тех же мастерских, где проходили занятия по производственному обучению учащихся младших курсов, что давало возможность установления новых межличностных контактов.
В рамках эксперимента отслеживалась динамика формирования профессиональной компетенции и трудовой адаптации обучающихся с выраженными психическими расстройствами в условиях производственных мастерских колледжа. В процессе экспериментальной работы были установлены положительные корреляционные зависимости между уровнем сформиро-ванности социальной роли работника и успешностью в профессиональной деятельности, а также получена положительная динамика адаптации к трудовой деятельности, которая измерялась по пяти показателям: тревожность, наличие в структуре ценностей такой ценности как трудовая деятельность, отношение к ведущей трудовой деятельности, уровень притязаний и самооценка.
На гистограмме представлены результаты первичного замера по 5-ти признакам.
Анализируя данный график, видно, что на начало учебного года, у подавляющего большинства обследуемых слабо выражено позитивное отношение к ведущей деятельности. Большой разброс в показаниях уровня притязания и самооценки, уровень тревожности у большинства - высокий.
Результаты повторного тестирования.
Histogram ( 5v*29c) тревож 2 = 29*1*normal(x; 1,7586: 1,0575)
ЦО 2 = 29*1*normal(x; 1,4828; 0,871) отнош.кдеят2 = 29*1*normal(x; 1.7586; 0.7395) самооц. 2 = 29*1*normal(x; 1,8966; 1.0122)
Ур.притяз. 2 = 29*1*normal(x; 1,8621; 0,9901)
13 16
14 12 10
5
6 4 2 О
На графике результатов повторного тестирования заметна значительная разница в выраженности отношения к ведущей деятельности - большинство обследуемых показали средний уровень, и появилась группа обучающихся с высоким показателем выраженности позитивного отношения к ведущей учебно-трудовой деятельности. У многих обучающихся данные по оценки уровня притязания и самооценки приблизились к средней степени выраженности.
Анализируя необходимые и достаточные условия и факторы, влияющие на формирование у обучающихся осознание себя как субъекта труда, педагогический коллектив колледжа разработал следующую концепцию психолого-педагогического сопровождения формирования субъекта труда и концепцию поддерживаемого проживания.
В нашем понимании «концепция психолого-педагогического сопровождения» предполагает организованную помощь, поддержку молодого человека со сложной структурой дефекта, обучающегося в колледже, с целью повышения эффективности его социально-бытовой адаптации и является неотъемлемой частью формирования субъекта трудовой деятельности.
Структурно данную концепцию можно изобразить в виде условного тела человека, где голова человека - цель нашей экспериментальной деятельности - сформированный субъект трудовой деятельности.
субъент
трудовой
деятельности
/■
' труд на \
адаптационных рабочих местах в учебных мастерских
/ Профессиональные Социально-бытовые \
/ навыки навыки \
Профессиональные навыки и базовый уровень социально-бытовой адаптации, приобретенные в период 3-годичной профессиональной подготовки, являются необходимым фундаментом для возможности дальнейшего формирования субъекта труда, на схеме условно показаны как ноги человека.
Трудовая деятельность на адаптационных рабочих местах в учебных мастерских - основной процесс формирования субъекта труда, на схеме условно обозначена как тело человека, имеющего форму стрелки, направленной к главной цели.
Психолого-педагогическое сопровождение, обеспечивая возможность и эффективность трудовой деятельности, является ее неотъемлемой составляющей частью. На схеме показана как правая рука.
Профессиональная поддержка художественного мастерства - необходимая составляющая, которая позволяет поддерживать уровень трудовых навыков и обеспечивает расширение спектра труда. На схеме - левая рука человека.
Продолжая работу по организации адаптационных рабочих мест для молодых людей со сложной структурой дефекта, мы также уделяли много внимания обучению социальнобытовым навыкам наших учащихся. В октябре 2010 году на базе Технологического колледжа № 21 началась реализация совместного проекта РБОО «Центр лечебной педагогики» и ГБОУ СПО ТК №21 - «Тренировочная квартира», по отработке навыков поддерживаемого проживания для молодых людей со сложной структурой дефекта. Эта программа дала возможность практической отработки социально-бытовых навыков, приобретенных нашими учащимися в результате введения в учебный план экспериментальной программы по предметам «Социальная адаптация» и «Бытовые навыки». Однако в процессе реализации программы «Тренировочная квартира» мы столкнулись с множеством трудностей, имеющих психологический характер. Таких, например, как проблема симбиотической зависимости и сепарации родителя и ребенка с инвалидностью, индивидуальный темп адаптации к новым условиям, личностные особенности наших учащихся (страхи, тревожность, агрессия). Поэтому мы считаем, что концепция психолого-педагогического сопровождения поддерживаемого проживания является необходимым условием успешной адаптации молодых людей со сложной структурой дефекта к условиям поддерживаемого проживания и будет способствовать закреплению приобретенных социально-бытовых навыков.
Для того, чтобы цель была достижима, необходима организация как минимум 4 условий:
1) создание и организация функционирования самой «тренировочной квартиры»,
2) введение в учебный план экспериментальных программ «Социальная адаптация» и «Бытовые навыки»,
3) отбор кандидатов, желающих участвовать в программе «тренировочная квартира»,
4) разработка индивидуального подхода.
Далее - подготовительный период, который включает в себя индивидуальную или коллективную работу отдельной с учащимися, отдельно с родителями. Цель этого периода - формирование психологической готовности родителей и их детей к сепарации.
Психологическая поддержка адаптационного периода состоит из многих составляющих, подбираемых для каждого учащегося персонально. Например, наиболее используемыми методами являются: тренировочные поездки (гостевые поездки с куратором от колледжа), пробные ночевки (разовые ночевки), комплектация групп по совместимости.
По завершении второго этапа экспериментальной работы мы предложили двухуровневую систему профессиональной подготовки для молодых людей с выраженными психическими расстройствами. Первый уровень освоения программы профессиональной подготовки для всех одинаков: обучающиеся осваивают программу первых 3-х лет обучения. Затем проводится аттестация обучающихся и определяется продолжительность последующего адаптационного периода в условиях учебно-производственных мастерских колледжа - на один или три года обучения - согласно разработанным критериям. Такая дифференциация связана с индивидуальными особенностями и возможностями обучающихся. Определение продолжительности второго уровня обучения проводится только после завершения 3-х летнего первого уровня, так как при поступлении невозможно определить индивидуальный темп обучения и формирования профессиональной компетенции. В результате разработаны два типа учебного плана по каждой профессии: «3+1» (срок обучения 4 года) и «3+3» (на срок обучения 6 лет).
В 2011/12 учебном году в подразделении колледжа созданы и начали свою деятельность 2 экспериментальные учебно-производственные мастерские: столярная и швейная. В эти мастерские поступили на работу 7 выпускников Центра. Два человека оформлены с трудовыми книжками, остальные по договору о безвозмездном труде. В качестве модели была разработана следующая организация деятельности мастерской:
Учебно-производственная мастерская
Основной и важнейшей частью данной модели является ее интегративное содержание. В одной мастерской в одно и тоже время работают и особые работники (оформленные по договору о безвозмездном труде) - выпускники Центра, и обычные нормативные работники, трудоустроенные по трудовому договору. Мастер производственного обучения руководит деятельностью мастерской, ищет заказы, сбыт производимой продукции, распределяет работу внутри мастерской, следит за качеством производимых изделий. Особые работники выполняют отдельные операции, которые они освоили в период обучения в Центре. Основные работники выполняют общий объем работы. Режим работы для особых работников определен трудовым законодательством РФ, и ограничен четырехчасовым рабочим днем. Трудовую дея-
тельность особых работников на их рабочих местах постоянно сопровождает психолог, в обязанности которого входят:
- организация психологически комфортного рабочего пространства с учетом индивидуальных особенностей и потребностей особых работников;
- содействие в успешных коммуникациях особых и нормативных работников;
- содействие в успешных коммуникациях с мастером;
- профилактика эмоциональных срывов;
- профилактика конфликтов между работниками мастерской;
- психодиагностика эмоционального состояния особых работников.
Таким образом, результат экспериментальной работы, включающий в себя разработанную, апробированную и описанную модель учебно-производственного подразделения, пакет проектов нормативных документов для организации деятельности описываемого подразделения, экспериментальный двухэтапный учебный план, учебные программы и опубликованные методические пособия по организации деятельности творческих ремесленных мастерских, психолого-педагогическому сопровождению и организации коррекционно-развивающих занятий для молодых людей с выраженными психическими нарушениями, может быть полезен при организации подобных учебно-производственных подразделений на базе других колледжей города Москвы.
Библиографический список:
1. Совершенствовать законодательство в системе НПО-СПО // Профессиональное образование. Столица. 2009. №8.С.3-4.
2. Производственное обучение молодых людей с тяжелыми психическими и интеллектуальными нарушениями в специальном подразделении колледжа. Сборник статей.- М.: ИП ЗИМ. 2012.- С.60
3. Коррекционно-педагогическая работа с обучающимися со сложной структурой дефекта в учреждениях НСПО. Методическое пособие.- М.: ИП ЗИМ. 2012.- С.64.
4. Психолого-педагогическое сопровождение обучения профессиональным навыкам молодых людей со сложной структурой дефекта в условиях ремесленно-творческих мастерских. Методическое пособие.- М.: ИП ЗИМ. 2012.- С.56
Ключевые слова: адаптация, учебно-трудовая деятельность, лица с выраженными психическими расстройствами, производственное обучение.
Keywords: adaptation, educational and labor activity, persons with the expressed mental disorders, inservice training.