Научная статья на тему 'Адаптация активных методов обучения к средствам дистанционного образования'

Адаптация активных методов обучения к средствам дистанционного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шульга Илья Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация активных методов обучения к средствам дистанционного образования»

АДАПТАЦИЯ

АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ К СРЕДСТВАМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И. Б. Шульга

Анализ научных работ в области дистанционного образования выявляет преобладание тенденций применения репродуктивных и информационнорецептивных методов, базирующихся на асинхронной педагогической коммуникации между преподавателем и обучающимися, что связано с первоначальным развитием различных средств дистанционного обучения именно в данном направлении [1, с. 107]. Тем не менее в настоящее время активно развиваются дистанционные технологии, предполагающие широкое применение синхронной педагогической коммуникации, на базе которой появляется возможность развития в рамках дистанционной педагогики моделей с применением активных методов обучения. Данные технологии предполагают активизацию деятельности обучающихся в педагогическом процессе, посредством которой достигается не только запоминание, но и глубокое понимание получаемых знаний, умений, навыков и компетенций. Исследования различных аспектов внедрения активных методов обучения в образовательный процесс, проводимыми различными педагогами на протяжении продолжительного периода при подготовке специалистов в различных областях производственной и экономической сферы, демонстрируют более высокую эффективность активных методов обучения в педагогическом процессе, на уровне 90 % по объёму усвоения изучаемого материала и его понимания, по сравнению с информационно-рецептивными методами, эффективность которых составляет около 20 % [2, с. 282].

В соответствии с характером проведения педагогической деятельности принято разделение активных методов обучения на две основные группы: (а) неимитационные, предполагающие в ходе педагогического процесса активное взаимодействие всех участников педагогического процесса, но без моделирования ситуаций, присущих той или иной профессиональной или общественной сфере; (б) имитационные, в задачу которых входит также активизация взаимных педагогических коммуникаций между всеми участниками педагогического процесса, но посредством погружения группы обучающихся в атмосферу отношений, складывающихся в определённом профессиональном коллективе или социальной среде [3, с. 6]. Неимитационные методы, в свою очередь, классифицируются на проблемные лекции и семинары, консультационные занятия и научно-практические конференции - педагогические мероприятия, базирующиеся на концепциях проблемного обучения, предполагающие усвоение обучающимися материала в ходе решения поставленных перед ними педагогом задач. Имитационные методы, такие как педагогические игры и работа с машинными моделями, базируются на концепциях преимущественно программированного обучения. Однако в силу моделирования реальных отношений и ситуаций в профессиональной или социальной среде отличаются относительной непредсказуемостью развития игровой ситуации, несмотря на существование, как правило, общего сценария. В целом невоз-

106

можно чётко провести границу между имитационными и неимитационными методами, так как имитационные методы включают в себя элементы неимитационных. Например, в разминочную стадию педагогической игры, как правило, включается мозговой штурм, который является укороченной по времени версией семинара, и, наоборот, в рамках проведения учебных научнопрактических конференций специально создаются элементы атмосферы научной среды, что уже можно считать педагогической игрой.

Повышение эффективности обучения при применении и неимитационных, и имитационных методов достигается посредством перераспределения двух составляющих педагогического процесса: процесса дидактического обучения (со стороны педагога) и процесса дидактического изучения (со стороны обучающегося). Современные технологии, применяемые в дистанционной педагогике, имеют в наличии достаточное количество педагогических средств для полноценной реализации педагогического процесса с применением тех или иных активных методов обучения, как с применением асинхронной, так и синхронной педагогической коммуникации. Для особых видов долгоиграемых педагогических игр возможно даже их совмещение. Подавляющее большинство применяемых в настоящее время средств дистанционного обучения (LMS Moodle, LMS Sakai, LMS Blackboard и др.) включает в себя такие технологии и инструменты дистанционной педагогики, как, например, лекционный блок. Он один из основных блоков в любом средстве дистанционного обучения и является электронным аналогом традиционных учебных и методических пособий, содержащих теоретические материалы, необходимые для изучения в рамках определённого педагогического курса [4, с. 231]. В традиционной педагогике под лекцией понимается педагогическое мероприятие, предполагающее синхронную педагогическую коммуникацию с преобладанием процесса дидактического обучения в педагогическом процессе. В дистанционной педагогике данный инструмент предусматривает асинхронную педагогическую коммуникацию, где в ходе процесса дидактического обучения преподавателем или педагогическим коллективом решается задача составления информационно-обуча-ющих материалов, из которых и состоит лекционный блок, на уровне, соответствующем объёму знаний, умений, навыков и компетенций, имеющихся у обучающихся, для которых он предназначается, а процесс дидактического изучения предполагает усвоение предоставленных в лекционном блоке теоретических и практических понятий слушателями. При активных методах обучения данный педагогический инструмент применяется для теоретической подготовки перед непосредственным проведением педагогических мероприятий, которые всегда в большей или меньшей степени требуют предварительной подготовки всех участников педагогического процесса. К разновидностям лекционного блока можно отнести глоссарий, предназначенный для хранения дополнительной справочной информации. Wiki (вики) - педагогический инструмент средств дистанционного обучения во многом подобный глоссарию, так как также предназначается для аккумулирования справочной информации, но, в отличие и от глоссария, и от лекционного блока, создаётся и расширяется совместно и педагогом, и обучающимися. Соответственно, при применении данного инструмента увеличивается роль процесса дидактического изучения в общем педагогическом процессе, что

107

обуславливает повышение его эффективности, лучшее понимание и осознание обучающимися теоретических и практических аспектов изучаемой дисциплины. Данный инструмент может активно применяться при долгоиграемых педагогических играх, в том числе в таких педагогических мероприятиях, как «метод проектов».

Технологии проведения аудио- и видео- онлайн-занятий реализуются в средствах дистанционного обучения либо в виде специально создаваемых для данного средства решений, либо подключения универсальных онлайн-сервисов, наиболее распространённым из которых можно назвать Skype, хотя существуют и другие сервисы, оптимальность выбора того или иного сервиса определяется конкретными педагогическими условиями. Педагогические мероприятия, проводимые с применением данных инструментов, базируются на концепциях организации очных занятий в традиционной педагогике. В соответствии с распределением соотношения процессов дидактического обучения и дидактического изучения, они могут быть классифицированы следующим образом: на онлайн-лекции с преобладанием процесса дидактического обучения, вебинары, где значительную роль играют оба вида процессов, и веб-конференции, в которых доминирующую роль играет процесс дидактического изучения, быстроиграемые педагогические игры также с преобладанием процесса дидактического изучения. Блок форумов - интернет-технологии, включаемые в большинство современных средств дистанционного обучения. Они предполагают асинхронное педагогическое взаимодействие между участниками педагогического процесса. Посредством форумов осуществляются педагогические консультационные мероприятия, а также возможна координация обучающихся при проведении долгоиграемых педагогических игр, либо их подготовка к быстроиграемым педагогическим играм, а также при совместном подведении итогов их проведения всеми участниками педагогического процесса.

Таким образом, разработанные в настоящие время педагогические игры могут быть в полной мере реализованы с применением существующих средств дистанционного обучения. В них содержатся все инструменты, позволяющие осуществлять необходимое взаимодействие между педагогом и обучающимися как на стадии подготовки педагогической игры (через лекционные блоки, глоссарий и форумы) и на стадии непосредственной реализации (через wiki или онлайн-занятия при долгоиграемых или быстроиграемых играх), так и на стадии итогового анализа посредством форумных технологий или wiki. Конкретный выбор педагогических методов и средств дистанционного обучения определяется содержанием изучаемой дисциплины, а также педагогическими методами и условиями, немаловажное значение имеет состав группы обучающихся. Потребителями услуг системы дистанционного образования могут быть и молодые специалисты, ощущающие необходимость в дополнительном образовании, и специалисты пожилого возраста, имеющие профессиональный опыт, но тем не менее испытывающие потребности в знаниях по работе с современными технологиями [5, с. 258].

108

Список литературы

1. Андреев А. А. Становление и развитие дистанционного обучения в России // Высшее образование в России. - 2012. - № 10.

2. Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М. Деловые игры. - Рига: АВОТС, 1989.

З.Зарукина Е. В., Логинова Н. А., Новик М. М. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению. СПб.: СПбГИЭУ, 2010.

4.Таппасханова М. А. Значение социального партнёрства в системе профессионального образования // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 10-й юбилейной международной конференции: в 2 ч. Вып. 10. Ч. II. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011.

б.Таппасханова М.А. Технологические компоненты систем дистанционного обучения // Развитие профессионального непрерывного образования в постиндустриальной России и на Украине - М.: НОУ ВПО МИСАО, 2012.

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.