Научная статья на тему 'Проблематика внедрения смешанного обучения в вузах'

Проблематика внедрения смешанного обучения в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / BLENDED LEARNING / МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ / MASSIVE OPEN ONLINE COURSE / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / EDUCATIONAL OBJECTIVES / ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / DIDACTIC SYSTEM / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдеева Юлия Анатольевна, Устиновская Алена Александровна

Процесс внедрения смешанного обучения в вузах, обусловленный требованием федерального государственного образовательного стандарта последнего поколения, значительно влияет как на педагогические задачи, встающие перед преподавателями, так и на образовательные стратегии обучающихся. В данной статье рассматриваются позитивные и негативные результаты применения технологий смешанного обучения в высших учебных заведениях. Описываемые процессы меняют педагогическую траекторию процесса обучения, вследствие чего возникает необходимость корректировки педагогических и образовательных целей и задач с учетом внедряемых технологических инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Авдеева Юлия Анатольевна, Устиновская Алена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BLENDED LEARNING: CHALLENGING TRAJECTORY

The process of implementing blending learning at higher educational institutions affects both the application of teaching methods and educational strategies practiced by students deeply. The article reveals advantages and disadvantages of blended learning implementation. The processes described change pedagogical trajectory of education resulting in necessity of correction of pedagogical and educational objectives considering pacing technologies.

Текст научной работы на тему «Проблематика внедрения смешанного обучения в вузах»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Авдеева Юлия Анатольевна,

Национальный исследовательский технологический университет МИСиС, доцент кафедры, кандидат филологических наук, доцент, yavdeeva@mail.ru

Устиновская Алена Александровна,

Московский информационно-технологический университет -Московский архитектурно-строительный институт, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры, alyonau1@yandex.ru

ПРОБЛЕМАТИКА ВНЕДРЕНИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ

Аннотация

Процесс внедрения смешанного обучения в вузах, обусловленный требованием федерального государственного образовательного стандарта последнего поколения, значительно влияет как на педагогические задачи, встающие перед преподавателями, так и на образовательные стратегии обучающихся. В данной статье рассматриваются позитивные и негативные результаты применения технологий смешанного обучения в высших учебных заведениях. Описываемые процессы меняют педагогическую траекторию процесса обучения, вследствие чего возникает необходимость корректировки педагогических и образовательных целей и задач с учетом внедряемых технологических инноваций. Ключевые слова:

смешанное обучение; массовые открытые онлайн-курсы; педагогические цели; дидактическая система; мотивация.

Активно развивающиеся электронные технологии позволяют проводить дистанционное обучение практически по любой дисциплине и тем самым коренным образом меняют традиционный образовательный контекст. Исследователи-практики отмечают тот факт, что: «В современном образовательном пространстве снижается значимость формализованных знаний, на первый план выходит способность к самообучению, социализация обучающихся, а также повышение их ответственности, принятие ими активного участия в получении знаний» [6]. В зависимости от формы подачи и материала дистанционные способы обучения имеют несколько названий в современной педагогической литературе.

Наиболее ранний вариант такого обучения в России именовался медиаобразованием. Так, А.В. Федоров рассматривал медиаобразование в современном мире как «... процесс развития личности с помощью и на

материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Обретенная в результате этого процесса медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета» [10]. Развитие понятия «медиаобразование» было вызвано отчетливо проявившейся дисциплинарной специализацией и появлением электронных образовательных платформ как средств доставки и оценивания знаний. На смену медиаграмотности пришли технологии обучения грамотности в любой известной сегодня области знаний. Данные технологии в значительной степени помогают развить навыки самостоятельной работы в интернет-пространстве, в частности навык поиска авторитетных источников и интерпретации найденной информации, а также ряд других важных навыков, определяемых Федеральным государственным стандартом высшего образования. Однако необходимо отметить, что процесс образования всегда включает создателя образовательного пространства - педагога и объект образования - обучающегося, поэтому этот процесс не может быть полностью сведен к самообучению. Наличие обучающего делает процесс смешанным, а если занятия проходят не только онлайн, а дополняются контактной работой, то такой процесс принято называть «смешанным обучением». «Смешанное обучение («blended learning») представляет собой одну из разновидностей электронного обучения, подразумевающего два дополняющих друг друга формата обучения: комбинацию занятий с преподавателем «face-to-face» и электронное обучение «e-learning» с использованием цифровых образовательных ресурсов» [11].

На современном этапе в мировом педагогическом сообществе идет активное обсуждение способов и эффектов внедрения «смешанного обучения» в образовательный процесс в условиях высшей школы [7; 8]. В данной работе был проведен анализ исследований, посвященных применению смешанного обучения при обучении дисциплине «Английский язык» в различных странах, включая Турцию, Чехию, Россию [11-14] и др.

Реализация смешанного обучения в образовательных учреждениях в России и за рубежом, как правило, проводится на базе электронных платформ для конструирования массовых открытых онлайн курсов (МООК) с последующим размещением их на учебном портале. Такой портал должен служить универсальным источником информации, возможность обратиться к которому была бы у обучающегося в любое удобное ему время. Подобные платформы представляют собой системы дистанционного образования с открытым кодом, предоставляющие возможность создания виртуальной обучающей среды.

Наиболее популярными образовательными платформами является LMS (Learning Managing System - система управления обучением) Moodle и LMS Canvas, включающие в себя средства подготовки и доставки образовательного контента, а также средства управления образовательным процессом.

В рамках учебного курса на базе Moodle появляется возможность реализовывать передачу цифровой информации (документы, видеоролики, кейсы и т.д.), осуществлять взаимодействие между обучающимися и наставником, проводить проверку усвоенного материала через применение различных заданий и тестов, совместно работать над проектами через механизмы wiki, форумы, семинары.

Ниже приведен список элементов учебного курса на основе Moodle и применение их в обучении в соответствии с таксономией Блума - иерархией образовательных целей, включающих в себя запоминание, понимание, применение, анализ, синтез и оценку [9].

Каждому элементу данной иерархии соответствует определенный набор задач, выраженный через глаголы: уровень запоминания - запомните, повторите, перечислите, определите; уровень понимания - объясните, опишите, обсудите; уровень применения - решите, объясните, изобразите; уровень анализа - исследуйте, сравните, сгруппируйте; уровень синтеза -составьте, сочините, сформулируйте, постройте; уровень оценки -заключите, оцените, рекомендуйте, сделайте выводы.

Курс, созданный при помощи Moodle, может состоять из следующих элементов:

• «Лекция» (уровень - запоминание) представляет собой текстовый документ, видеоролик, презентацию и т.д.;

• «Задание» (уровни - понимание, применение, анализ, синтез) используются преподавателем для постановки задачи перед обучающимися, оценивания качества усвоения ими материала. Задания требуют от студентов развернутого ответа и могут быть представлены в одной из следующих форм:

1. Текстовый ответ (обучающийся отправляет ответ на вопрос в виде печатного текста, при этом платформа предоставляет возможность прикрепления различных мультимедиа-файлов).

2. Отправка файла (в качестве ответа студент прикрепляет один либо несколько документов).

• «Вебинар» (уровень - запоминание) представляет собой видеоконференцию в режиме онлайн;

• «Семинар» (уровни - анализ, синтез, оценка) позволяет организовывать учебный процесс со взаимным оцениванием и самооцениванием по ряду критериев;

• «Тест» (уровень - применение) - включение тестовых заданий с различными типами вопросов. Такие задания могут включать HTML и изображения, кроме того, есть возможность создания обучающих тестов;

• «Опрос» дает возможность проведения голосования среди обучающихся;

• «Анкета» служит обратной связью для преподавателя и обучающихся;

• «Форум» выступает в качестве организации общения участников образовательного процесса;

• «Чат» дает возможность обмениваться мгновенными сообщениями;

• «База данных» - создание структурированных записей по заданной тематике;

• «Глоссарий» дает возможность создания онлайн-словарей [3].

Таким образом, при обучении иностранному языку на базе Moodle

появляется возможность прикрепления неограниченного количества аутентичных материалов в цифровой форме. Обучающиеся получают возможность работы с живым языком, что является важнейшим элементом при его изучении.

LMS Canvas, как и Moodle, представляет собой открытый сервис, где преподаватели получают возможность создания собственных уникальных обучающих курсов.

В сравнении с Moodle платформа предлагает более удобный, привлекательный, интуитивно понятный интерфейс. Кроме того, LMS Canvas расположена в «Облаке», что делает доступ к ней менее затратным с точки зрения трафика, а ошибки и обновления никак не прерывают процесс работы.

Еще одной особенностью Canvas является возможность создания «пробных» обучающих курсов, и в случае если они окажутся успешными, в дальнейшем эти МООК можно сделать доступными всему миру.

Основные элементы учебного курса, созданного на базе Canvas, сходны с предлагаемыми Moodle и включают в себя:

• текстовые и видеолекции (в соответствии с таксономией Блума на этом этапе реализуется уровень запоминания);

• задания (уровни - понимание, применение, анализ, синтез);

• тесты (уровень - применение);

• инструменты оценивания и взаимооценивания (уровень - оценка);

• проведение конференций и дискуссий (уровни - анализ, синтез, оценка);

• аналитику процесса обучения;

• возможность совместного редактирования документов;

• внутренние чаты;

• вики-страницы, содержащие:

1. Видеолекции.

2. Текстовые версии лекций.

3. Мультимедиаресурсы.

4. Ссылки на дополнительные источники [5].

Основные функции платформы представлены возможностью регистрации учащихся и преподавателей, доставкой контента, предоставлением онлайн-пространства для различных форм взаимодействия обучающихся между собой и с преподавателем, контролем усвоения материала, сбором статистики, генерацией отчетности.

В результате исследований выявлено, что смешанное обучение с использованием LMS Moodle и Canvas способствует эффективному развитию у студентов следующих речевых навыков:

• овладение различными стратегиями чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим, просмотровым) при работе с текстами, тестовыми заданиями;

• развитие навыков восприятия устной речи при просматривании аутентичных видеороликов;

• формирование навыков общения на научные тематики при участии в дискуссиях, презентации проектов;

• развитие навыков письменной речи при написании и реферативном изложении статей на иностранном языке, их аннотировании;

• формирование умений грамотного заполнения различных аппликационных форм на иностранном языке;

• развитие умений подготовки качественного перевода иностранных статей;

• расширение лексического и грамматического минимума [4].

Однако, несмотря на эффективные инструменты, предлагаемые

данными платформами, возникает ряд проблем, которые можно условно разделить на две большие группы:

1. Проблемы методико-дидактического характера, которые более или менее успешно приходится решать преподавателям-авторам курсов. Среди них выделяются:

1) необходимость обучения эффективной работе на платформе;

2) необходимость четкого планирования дат проведения лекционных, практических и контрольных мероприятий;

3) необходимость разграничения типов заданий для контактной работы и для работы на платформе так, чтобы они могли дополнять друг друга;

4) необходимость создания прозрачной шкалы оценивания для каждого вида упражнений, для того чтобы обучающийся понимал, какую цель он преследует или какой навык он развивает и на каком этапе находится.

2. Проблемы самоорганизации и мотивации обучающихся, среди которых наиболее часто выделяются следующие:

a. неумение обучающихся выполнить задание в установленные сроки;

b. низкая мотивация к самостоятельной работе.

Как показывают многочисленные исследования в этой области (М.Р. Арпентьева, Е.М. Базанова, Е.Е. Соколова, Л.В. Чистобаева и д.р.) в настоящий момент происходит сдвиг в рамках дидактической системы, а именно - у преподавателей изменяются компоненты презентации знаний и, одновременно происходит актуализация педагогических целей, а у обучающихся изменяются способы и стратегии обучения, способы поиска и усвоения знаний. Несомненно, педагогические цели преподавателей вуза, обусловленные учебным планом и ФГОС последнего поколения, будут сильно отличаться от таковых на платформе массовых открытых онлайн-курсов, поэтому необходима соответствующая коррекция педагогических и образовательных целей и задач с учетом внедряемых технологических инноваций. Отслеживая динамику проблемных изменений, возможно прогнозировать траекторию дальнейшего необходимого профессионального и личностного развития как обучающихся, так и обучающих.

Литература

1. Арпентьева М.Р. Медиатехнологии и дидактическая коммуникация // Сборник научных трудов X Юбилейной международной научно-практической конференции «Современные информационные технологии и ИТ-образование». М.: МГУ, 2015. С. 278-433.

2. Базанова Е.М., Соколова Е.Е. Массовые онлайн-курсы по академическому письму: управление мотивацией обучения студентов // Высшее образование в России. 2017. №2. С. 99-109.

3. Бондарев М.Г. Модель смешанного обучения иностранному языку для специальных целей в электронной образовательной среде технического вуза // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2012. №10(147). С. 41-48.

4. Воног В.В., Прохорова О.А. Использование LMS Moodle при обучении иностранному языку в аспирантуре в рамках смешанного и дистанционного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. №2(62). Т. 3. С. 27-30.

5. Гончарова Т.Н. Электронное обучение на платформе Canvas [Электронный ресурс] // ИнфоУрок: [сайт]. URL: https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-elektronnoe-obuchenie-na-platforme-canvas-1127053.html (дата обращения: 16.04.2018).

6. Игнатьева Е.Ю. Совершенствование образовательного процесса в современном вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. Великий Новгород, 2009. 42 с.

7. Климова И.И. Роль электронного обучения как неотъемлемой части смешанного обучения иностранному языку в вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. №8. Ч. 1. С. 183-185.

8. Попова Т.Н., Ненашева Т.А. Информационные технологии в обучении иностранным языкам в вузе (модель смешанного обучения) // Историческая социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. №6(1). 218 с.

9. Таксономия Блума [Электронный ресурс] // Академик: [портал]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1405177 (дата обращения: 16.04.2018).

10. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов н/Д.: ЦВВР, 2001. 708 с.

11. Чистобаева Л.В. Оптимизация обучения английскому для специальных целей (ESP) в рамках реализации смешанного обучения в техническом вузе // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017. №3. С. 78-83.

12. Boelens R., Voet M., Wever De B. The design of blended learning in response to student diversity in higher education: Instructors' views and use of differentiated instruction in blended learning // Computers and Education. 2018. Vol. 120. Pp. 197-212.

13. Hubackova S. Blended learning - new stage in the foreign language teaching // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Pp. 1957-1961.

14. Koйara G.A Study of EFL Instructors' Perceptions of Blended Learning // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2016. Vol. 232. Pp. 736-744.

Avdeeva Yuliya AnatoVevna,

The National University of Science and Technology MISIS,

the Associate professor of the Chair, Candidate of Philology, Assistant professor,

yavdeeva@mail.ru

Ustinovskaya Alena Aleksandrovna,

The Moscow Information Technology University -Moscow Institute of Architecture and Construction, the Senior teacher, Candidate of Philology, alyonau1@yandex.ru

BLENDED LEARNING: CHALLENGING TRAJECTORY

Annotation

The process of implementing blending learning at higher educational institutions affects both the application of teaching methods and educational strategies practiced by students deeply. The article reveals advantages and disadvantages of blended learning implementation. The processes described change pedagogical trajectory of education resulting in necessity of correction of pedagogical and educational objectives considering pacing technologies. Keywords:

blended learning; massive open online course; educational objectives; didactic system; motivation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.