Научная статья на тему 'Электронная образовательная среда Lams в профессиональном образовании'

Электронная образовательная среда Lams в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATION / LEARNING / PROFESSIONAL / LIFE-LONG / E-LEARNING / METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таппасханова Марина Алиевна, Шульга Илья Борисович

В настоящей статье рассматриваются возможности применения в профессиональном образовании электронной образовательной среды LAMS (англ. Learning Activity Management System) в контексте при дистанционной форме обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таппасханова Марина Алиевна, Шульга Илья Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE LEARNING ACTIVITY MANAGEMENT SYSTEM (LAMS) IN PROFESSIONAL E-LEARNING

In the article we review the structure of the Learning Activity Management System (LAMS) and opportunities of its using for professional e-learning.

Текст научной работы на тему «Электронная образовательная среда Lams в профессиональном образовании»

памятников, историко-культурного туризма, информационно-коммуникационных технологий в музейной деятельности. Руководство вуза и коллектив кафедры музейного дела стремятся учитывать реалии и тенденции современного российского общества, реагируя на изменение требований работодателей, предъявляемых к профессионалам в данной сфере.

1. Измерение и оценка сформированности общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся в условиях реализации ФГОС ВПО : науч.-метод. рекомендации / Г. М. Брагина, Н. Н. Григоренко, А. С. Двуречен-ская и др. - Кемерово: КемГУКИ, 2015. - С. 30-49.

2. Информационно-аналитический отчет о деятельности государственных и муниципальных музеев Кемеровской области за 2012 год. — Кемерово : Примула, 2013. — 120 с.

3. Информационно-аналитический отчет о деятельности государственных и муниципальных музеев Кемеровской области за 2013 год. — Кемерово : Примула, 2014. — 180 с.

4. Информационно-аналитический отчет о деятельности государственных и муниципальных музеев Кемеровской области за 2014 год. — Кемерово : Примула, 2015. — 188 с.

5. Родионова Д. Д., Кулемзин А. М. О формировании новой парадигмы подготовки музееведов // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2012. — № 2 (50). — С. 74-78.

6. Родионова Д. Д., Покровская А. Ф. Анализ потребности в квалифицированных кадрах музеев Кемеровской области // Мир науки, культуры, образования. — 2014. — № 1 (44). — С. 318-321.

УДК/uDC 378.147:004 М. А. Таппасханова, И. Б. Шульга

Marina Tappackhanova, Ilya Shulga

ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛьНАЯ СРЕДА LAMS

в профессиональном образовании

uSING THE LEARNING ACTIVITY MANAGEMENT SYSTEM (LAMS) IN PROFESSIONAL E-LEARNING

В настоящей статье рассматриваются возможности применения в профессиональном образовании электронной образовательной среды LAMS (англ. Learning Activity Management System) в контексте при дистанционной форме обучения.

In the article we review the structure of the Learning Activity Management System (LAMS) and opportunities of its using for professional e-learning.

Ключевые слова: профессиональное образование, дистанционное обучение, педагогические методы, электронно-образовательная среда.

Keywords: education, learning, professional, life-long, e-learning, method.

В современных условиях развитие и функционирование большинства отраслей экономики предполагает и соответствующее повышение квалификации профессиональных кадров, но при этом работодатели проявляют нежелательность, или сам производственный процесс исключает возможность отрыва от производства специалистов на период обучения. Одним из вариантов обучения в условиях отдаленности образовательных учреждений от местона-

хождения компаний, где трудоустроены обучающиеся сотрудники, является использование возможностей дистанционной формы. Несмотря на хорошую проработанность к настоящему времени вопросов, связанных с разработкой, проектированием, реализацией и оптимизацией педагогического процесса, система непрерывного профессионального образования как институциональная часть системы образования в целом не включает в себя соответствующие возможности, позволяющие решить некоторые проблемы, возникающие при организации педагогического процесса для повышения квалификации профессиональных кадров, среди которых можно выделить и обучение без отрыва от производства. Такие вопросы в системе образования, как получение образовательных услуг в отдаленных регионах, включение в образовательный процесс лиц, ограниченных в передвижении по состоянию здоровья или по другим причинам, решаются в настоящее время с помощью дистанционного обучения, последних достижений и в области электронно-вычислительных средств, и в сфере коммуникационных технологий.

Важнейшей особенностью дистанционного образования является возможность

полноценного осуществления педагогического процесса посредством как синхронной педагогической коммуникации, где педагогическое взаимодействие между педагогами и обучающимися синхронизировано во времени, так и асинхронной педагогической коммуникации, предполагающей, что педагогическое взаимодействие между педагогами и обучающимися распределено по временным интервалам. Причем в применяемых методах может преобладать какой-либо один из двух рассматриваемых видов педагогической коммуникации или их органическое сочетание. В целях лучшего понимания природы синхронной и асинхронной педагогической коммуникации, а также педагогических методов, применяемых в дистанционном образовании, рассмотрим педагогический процесс как сочетание двух неразрывно связанных друг с другом и находящихся в непрерывном взаимодействии его компонентов [7, с. 95]:

— педагогическая деятельность, субъектом которой является педагог, а в качестве объекта выступает обучающийся;

— образовательная деятельность, где субъектом уже становится обучающийся, в то время как объектом данного вида деятельности являются подлежащие изучению и усвоению теоретические и практические знания, умения, навыки, а также компетенции в целом.

Основной целью педагога, участвующего в педагогическом процессе, является обеспечение успешного изучения и усвоения обучающимся соответствующих теоретических знаний, умений и навыков, компетенций в целом, что может обеспечиваться либо непосредственной их передачей от педагога обучающемуся, либо педагогическим сопровождением самостоятельной познавательной деятельности обучающегося. Соответственно, важнейшей целью обучающегося, включенного в педагогический процесс, является успешное изучение и усвоение всего необходимого дидактического материала в ходе того или иного вида образовательной деятельности.

В соответствии с рассмотренной структурой педагогический процесс в дистанционном образовании предстает в двух его основных формах:

— педагогический процесс при синхронной педагогической коммуникации, где педагогическая и образовательная деятельность протекают синхронизированно по времени, соответственно, могут применяться и педаго-

гические методы, предполагающие передачу дидактического материала от педагога обучающемуся, и методы, предусматривающие самостоятельную деятельность обучающегося под руководством педагога;

— педагогический процесс при асинхронной педагогической коммуникации, где протекание педагогической и образовательной деятельности носит согласованный, но распределенный во времени характер, что обусловливает применение при данной форме педагогического процесса педагогических методов, предполагающих преимущественно самостоятельную деятельность обучающихся с педагогическим сопровождением в том или ином его виде.

В дистанционном образовании в силу опосредованности осуществляемой педагогической коммуникации через сложные коммуникационные технологии, в том числе электронно-вычислительные средства (в данном контексте мы рассматриваем не только персональные компьютеры, используемые участниками педагогического процесса, но и серверы, обеспечивающие педагогическую коммуникацию в требуемой форме посредством установленных на них электронных образовательных сред), применение в дистанционном образовании педагогических методов, как правило, созданных в целях использования в условиях традиционной педагогики, имеет некоторые особенности, обусловливающиеся как электронной образовательной средой (ЭОС), с одной стороны, так и педагогическими условиями, в которых протекает педагогический процесс, — с другой. Каждая ЭОС характеризуется собственным набором реализованных в ней педагогических методов, а также особенностями их реализации, прежде всего, в соответствии с педагогическими целями и задачами, которые преследовались при создании данной ЭОС, а также условиями как педагогическими, так и технологическими, в которых она создавалась. Можно выделить следующие педагогические методы, реализация которых предусмотрена в большинстве ЭОС:

— онлайн-лекция — педагогический метод, являющийся адаптированной дистанционной версией аналогичного традиционного метода (лекции) и предполагающий синхронную педагогическую коммуникацию, где ярко выражена доминирующая роль педагогической деятельности преподавателя над образовательной деятельностью обучающегося [8, с. 110];

— вебинар — педагогический метод, представляющий собой дистанционную версию такого традиционного метода, как семинар, предусматривающий синхронную педагогическую коммуникацию, где наблюдается активная и педагогическая, и образовательная деятельность благодаря установлению ярко выраженной взаимнообратной связи [1, с. 110];

— веб-конференция — педагогический метод, сущность которого заключается в проведении конференции как педагогического мероприятия в режиме онлайн, и, соответственно, предполагающий синхронную коммуникацию между участниками педагогического процесса, преимущественно обучающимися, где ярко выражено доминирование образовательной деятельности обучающихся над педагогической деятельностью преподавателя [4, с. 106];

— онлайн-практикум — педагогический метод, предусматривающий синхронную педагогическую коммуникацию, являющийся аналогом таких педагогических мероприятий, как лабораторные работы; главной целью данного метода является развитие и закрепление у обучающихся теоретических и практических умений и навыков, что обусловливает ведущую роль образовательной деятельности обучающихся [5, с. 157];

—онлайн-игра — педагогический метод, как дистанционный аналог обычных быстро-играемых дидактических игр, является одним из самых сложных среди методов, реализуемых посредством синхронной педагогической коммуникации, в силу необходимости проведения всеми участниками педагогического процесса как предварительной подготовки к мероприятию, так и последующего анализа после его проведения, но тем не менее одним из самых эффективных, что обусловливается высоким уровнем активности всех участников педагогического процесса как в рамках педагогической деятельности преподавателя — с одной стороны, так и образовательной деятельности обучающихся — с другой [9, с. 101];

— кейс-технология — один из старейших методов, разработанных и применяемых в дистанционном образовании, созданный на базе концепций, лежащих в основе заочного образования. Данный педагогический метод базируется на асинхронной педагогической коммуникации, предполагающей активную и педагогическую, и образовательную деятельность, где педагогическая деятельность

заключается в подготовке преподавателем дидактических ресурсов, а также материалов для мероприятий по педагогической диагностике, в то время как образовательная деятельность состоит в получении обучающимися соответствующих теоретических и практических знаний и умений, развитии навыков и компетенций в целом и их последующем усвоении и закреплении в форме самостоятельного изучения предлагаемых дидактических материалов и прохождения соответствующих мероприятий по педагогической диагностике [6, с. 144];

—долгоиграемая дидактическая игра — педагогический метод, также предполагающий асинхронную педагогическую коммуникацию, которая является более активной, нежели применительно к предыдущему методу, и осуществляется всеми участниками педагогического процесса; аналогично дидактическим онлайн-играм требует и от педагога, и от обучающихся как предварительной подготовки перед многосеансовым педагогическим мероприятием, так и его последующего анализа, благодаря чему эффективность педагогического процесса становится намного выше [2, с. 149];

— метод проектов — педагогический метод в дистанционном образовании, использующий асинхронную педагогическую коммуникацию и подобный аналогичному методу в традиционной педагогике, разработанный на базе концепций программированного обучения, отводящий доминирующую роль в педагогическом процессе образовательной деятельности обучающегося и сводящий педагогическую деятельность преимущественно к обеспечению оптимальности и эффективности протекаемого педагогического процесса [3, с. 118].

Рассмотренные нами педагогические методы дистанционного образования реализованы в большей или меньшей степени почти во всех использующихся ЭОС, как правило, в виде соответствующих инструментов, имеющих те или иные особенности, что определяется педагогическими целями и задачами, стоящими перед данной электронной образовательной средой. В зависимости от направленности профессиональной подготовки и, соответственно, изучаемых дисциплин в педагогическом процессе могут преобладать педагогические методы, предусматривающие преимущественно самостоятельную работу обучающихся, например кейс-технологии, метод проектов, онлайн-практикумы. Тогда

наиболее оптимальным ведение подобного педагогического процесса будет возможно посредством ЭОС с наиболее выраженной реализацией именно данных методов, таких как LMS Moodle, LMS Blackboard и подобных им. И напротив, могут преобладать педагогические методы с совместным обучением, среди которых можно отметить онлайн-игры, вебинары, онлайн-конференции, соответственно, наиболее успешным построение педагогического процесса будет в рамках таких ЭОС, как CLE Sakai и VLE Virtual Academia, в которых делается акцент на реализацию именно подобных методов.

Электронная образовательная среда LAMS (Learning Activity Management System — система управления процессом обучения) представляет собой полноценную ЭОС, которая устанавливается на сервер образовательного учреждения, а в качестве клиентского приложения используется обычный браузер в отличие от некоторых других. Например, для работы в VLE Virtual Academia необходимо специально созданное клиентское приложение. Перед создателями ЭОС LAMS стояла задача разработки ЭОС, посредством которой можно развивать у обучающихся не только сугубо профессиональные компетенции, но и компетенции ведения совместной исследовательской деятельности, что и было реализовано в ЭОС LAMS через заложенный в нее инструментарий [Ю, с. 50].

Вне зависимости от содержания дидактического курса в ЭОС LAMS предусмотрен единый инструмент, позволяющий проектировать, наполнять содержанием, редактировать данный дидактический курс, а также отслеживать ход педагогического процесса применительно к каждому обучающемуся, для чего в ЭОС LAMS предусматриваются четыре базовых раздела работы с дидактическим материалом и курсом в целом [11, с. 7]:

— раздел для авторов дидактических материалов — проектирование педагогического курса;

— раздел мониторинга — мониторинг педагогического процесса;

— раздел для обучающихся — непосредственное проведение педагогического процесса;

— раздел для администраторов — администрирование данного дидактического курса и настройка инструментария.

Отметим, что с помощью ЭОС сложно организовать педагогический процесс, пред-

полагающий полноценную синхронную педагогическую коммуникацию, несмотря на то, что некоторые инструменты в ЭОС LAMS для этого заложены, например чат для организации консультационных мероприятий или организация педагогической беседы при помощи форума. Тем не менее, в ЭОС LAMS данные инструменты чаще используются применительно к таким педагогическим методам, как долгоиграемые дидактические игры или метод проектов.

Раздел для авторов дидактических материалов содержит в себе инструментарий, используемый для решения таких педагогических задач, в том числе и в рамках непрерывного профессионального образования, как создание, редактирование, обновление дидактического материала и его оптимизация применительно к определенному циклу педагогического процесса. Соответственно, в рассматриваемом инструментарии включены инструменты [11, с. 22]:

— создание новой единицы дидактического материала данного педагогического курса или редактирование уже существующей, где можно найти такие функции тонкой настройки создаваемого, как: «различные аспекты, касающиеся работы обучающихся с данной единицей курса», «место данной единицы курса в педагогическом курсе в целом», «отображающийся интерфейс при работе обучающегося с данной единицей курса»;

— работа автора непосредственно с содержанием данной единицы дидактического материала определенного курса, где предусмотрены функции ввода и редактирования текста и приложения необходимых файлов, в том числе и мультимедийных форматов, создания резервных копий и другие функции;

— панель глобальных настроек данной единицы, создаваемой в рамках того или иного педагогического курса, инструмент с небольшим количеством функций, среди которых следует отдельно отметить:

— наименование дидактической единицы — ее название, которое отображается в оглавлении и других местах;

— группировка с другими дидактическими единицами — установление ссылочных взаимосвязей с другими дидактическими единицами, которые имеют то или иное отношение к тематике данной единицы, причем группировка может быть множественной;

— настройка педагогической коммуникации — при помощи данной функции можно,

если это необходимо, сделать изучение данной дидактической единицы только в режиме синхронной педагогической коммуникации. Как уже отмечалось выше, во всех современных ЭОС предусмотрены инструменты, позволяющие организовывать педагогический процесс с применением синхронной педагогической коммуникации. Данная функция является именно таким инструментом, который, тем не менее, не реализован во всей своей полноте в силу тех педагогических целей и задач, которые стояли перед создателями ЭОС LAMS;

— работа обучающихся с данной единицей дидактического материала, где функции сгруппированы в три основные группы:

— базовые функции предназначены для создания руководства по работе обучающихся с данной дидактической единицей;

— дополнительные функции, такие как связь данной единицы дидактического материала с форумом и чатом, возможность совместной работы обучающихся над данной единицей в форме комментирования, лимитирование объема и количества прилагаемых файлов к комментариям;

— подробные настройки, регулирующие все прочие аспекты работы обучающихся с данной единицей дидактического материала.

В рамках работы педагогов с авторским разделом в LAMS косвенно также решаются и другие педагогические задачи непрерывного профессионального образования — получение информации о специфике профессиональной ориентации конкретной группы обучающихся, а также об их образовательном потенциале в объемах, необходимых для успешного создания данной единицы дидактического материала, так как в ЭОС LAMS, к сожалению, не предусмотрено отдельных разделов или просто инструментов в рамках имеющихся разделов, специализирующихся на решении именно данных педагогических задач.

Важнейшими педагогическими задачами как педагогики в целом, так и применительно к непрерывному профессиональному образованию в частности, для решения которых в ЭОС LAMS был разработан раздел мониторинга, является, с одной стороны, осуществление педагогического контроля за протеканием педагогического процесса в пределах одного и нескольких педагогических циклов, а также осуществление структурированного протоколирования всех данных, получаемых в ходе мероприятий по педагогической диагно-

стике, проводимых в рамках решения только что рассмотренной задачи, с другой стороны [11, с. 57]. В данном разделе предусмотрены инструменты, позволяющие отслеживать образовательный процесс обучающихся как каждого по отдельности, так и группы в целом, предоставляющие возможность, с одной стороны, фиксировать протекание образовательной деятельности (как одного обучающегося, так и их группы) в целом, а с другой — отмечать такие аспекты протекающей образовательной деятельности, как продолжительность работы обучающегося с каждой единицей дидактического материала, чатом, форумом и другим инструментарием, если он предусмотрен, а также продолжительность работы преподавателей и с дидактическими материалами, и с обучающимися, а также другие аспекты работы. Таким образом, в данном разделе предусмотрены широкие возможности фиксации всех состояний протекающего педагогического процесса как в целом, так и применительно к тем или иным его аспектам, а также всех педагогических условий, в которых данный педагогический процесс протекает.

Решение педагогических задач, связанных с непосредственной реализацией педагогического процесса, как педагогики в целом, так и в рамках непрерывного профессионального образования в частности, а также задач создания и поддержания необходимых педагогических условий для оптимального протекания данного педагогического процесса, в ЭОС LAMS возлагается на инструментарий, разработанный для обучающихся. В данном разделе находятся дидактические материалы, которые в зависимости от выбранных педагогических методов, лежащих в основе конкретного педагогического процесса, могут представлять собой либо обучающие информационные ресурсы и основы для проведения мероприятий по педагогической диагностике, например при обучении по кейс-технологиям, либо информационные материалы, служащие основой для выполнения обучающимися заданий по методу проектов, либо соответствующие дидактические ресурсы для последовательной подготовки обучающихся к долгоиграемой дидактической игре, а также могут содержаться дополнительные информационные материалы для самостоятельной работы обучающихся, как правило, в рамках последующей исследовательской деятельности, которая является одной из важнейших педагогических задач, стоявших перед созда-

телями ЭОС 1_АМБ. Безусловно, вся образовательная деятельность обучающихся (и индивидуальная, и коллективная) автоматически фиксируется и протоколируется инструментарием, заложенным в разделе мониторинга, в целях доработки и оптимизации педагогического курса в целом и каждой его дидактической единицы в частности.

Раздел для администраторов не связан непосредственно с решением тех или иных педагогических задач или проблем, так как содержит в себе инструментарий для обеспечения полноценного функционирования конкретной установленной версии ЭОС 1_АМБ на определенном сервере [12, с. 7]. Тем не менее на данный инструментарий косвенно возложено решение такой педагогической задачи, как обеспечение оптимального протекания педагогического процесса, так как проблемы доступа к определенным информационным материалам на сервере, вопросы обеспечения педагогической коммуникации на необходимом уровне, неизбежно возникающие при реализации педагогического процесса посредством любых ЭОС, решаются в 1_АМБ именно при помощи инструментария, находящегося в разделе для администраторов.

Таким образом, разрабатывая ЭОС 1_АМБ как средство дистанционного обучения в соответствии с такими педагогическими целями и задачами, как передача обучающимся теоретических и практических профессиональных знаний и умений, а также развитие универсальных и специализированных навыков и компетенций, профессиональных и исследовательских, в системе непрерывного профессионального образования, создатели ЭОС использовали нестандартный подход, сгруппировав весь необходимый инструментарий не по педагогическим методам, а в четыре больших раздела: раздел для авторов, где осуществляется проектирование педагогического процесса, анализ его реализации и в случае необходимости его последующая корректировка; раздел мониторинга, предназначенный для педагогической диагностики; раздел для обучающихся, предназначенный непосредственно для обучения; и раздел для администраторов, предназначенный для непосредственного осуществления контроля за протеканием педагогического процесса, в том числе и с технической стороны вопроса. Данный подход к проектированию обеспечил ЭОС 1_АМБ широкое распространение

в учебных заведениях, в основном высших, специализирующихся на организации дистанционного обучения в системе непрерывного профессионального образования. В настоящее время ЭОС LAMS используется в Университете Маккуори (Сидней) в Австралии, Наньянском технологическом университете и Медицинском институте имени Ли Конга Чана в Сингапуре, Университетом Генуи и многими другими учебными заведениями. В учебных заведениях, где используется ЭОС LAMS, в настоящее время идет ее дальнейшее развитие, а также разработка новых теоретических концепций проектирования педагогического процесса, что регулярно обсуждается на ежегодно проводящихся Сообществом «The LAMS Foundation» международных научных конференциях.

1. Андреев А. А. Становление и развитие дистанционного обучения в России // Высшее образование в России. - 2012. - № 10. - С. 106-111.

2. Бугайчук К. Л. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы // Высшее образование в России. - 2013. - № 3. - С. 148-155.

3. Буденкова Е. А., Цвелюх И. П. Обучение в сотрудничестве средствами Веб 2.0 // Высшее образование в России. - 2011. - № 11. - С. 117-124.

4. Галяев В. С., Гасанова З. А. О классификации моделей дистанционного обучения // Высшее образование в России. - 2012. - № 4. - С. 103-108.

5. Мельченко Г. Г., Иванова Л. А., Голубева Н. С. ИКТ в преподавании курса «Аналитическая химия» // Высшее образование в России. - 2013. - № 3. - С. 155-158.

6. Возможности дистанционных педагогических технологий в профобразовании иностранных студентов / Б. Ч. Месхи, Л. Е. Пустовая, Е. М. Баян, О. Б. Шарыгина // Высшее образование в России. - 2013. - № 3. -С. 143-147.

7. Новиков А. М. Основания педагогики : пособие для авторов учебников и преподавателей. - М.: Эгвес, 2010. - 208 с.

8. Стародубцев В. А. Социальные медиа в персонализированной образовательной среде // Высшее образование в России. - 2012. - № 4. - С. 108-112.

9. Хузиахметов А. Н., Насибуллов Р. Р. Учебная деятельность вуза в условиях дистанционного образования // Высшее образование в России. - 2012. - № 4. -С. 98-102.

10. Badilescu-Buga E. Adopting learning design with LAMS: multi-dimensional, synchronous large-scale adoption of innovation. Proceeding of the 6th International LAMS & Learning Design Conference 2011: Learning design for a changing world / Edited by Cameron L., Dalziel J. -Sydney (Australia): LAMS Foundation, 2011. - P. 49-60.

11. Dalziel J. Learning Activity Management System Teacher's Guide / Amended by Bronwen Dalziel // Digest of the 1st International LAMS Conference. - Sydney (Australia): Macquarie University, 2006. - 80 p.

12. Malikoff F., Takayama Y. Administrator's Guide for LAMS v. 1.0.1. - Sydney (Australia) : Macquarie University, 2005. - 26 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.