2. Digtyar O.Yu. Formirovanie kreativnogo obraza sistemnogo myshleniya studentov neyazykovyh vuzov pri obuchenii anglijskomu yazyku. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2018; 2 (69): 492 - 494.
3. Digtyar O.Yu. Ispol'zovanie metoda «CASE-STUDY» v obuchenii anglijskomu yazyku studentov neyazykovyh vuzov. English Language Teaching Upgrade: Practices And Innovations: sbornik nauchnyh rabot. Moskva: Nauchnye tehnologii, 2017.
4. Kluster D. Chto takoe kriticheskoe myshlenie? Peremena: Mezhdunarodnyjzhurnal o razviiii myshleniya cherez chienie i pis'mo. 2001; 4: 36 - 40.
5. Erohina L.A. Ispol'zovanie iehnologijrazviiiya kriiicheskogo myshleniya. Available at: http://ludmilaerokhina.ucoz.ru/publ/ispolzovanie
Статья поступила в редакцию 04.03.19
УДК 378
Zankova A.A., language insfructor, online school of Russian language"Red Kalinka" (Wilmingfon, USA), E-mail: [email protected]
LEARNING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE IN ONLINE ENVIRONMENT: OPPORTUNITIES AND PECULIARITY. The article deals with opportunities of learning Russian as a foreign language in online environment for a different cohort of learners. The author presents a classification of online services and online resources for learning Russian language based on the organization of learning process with an instructor (in a synchronous or asynchronous modes of communication) or without his/her participation. Thus, the choice of online resources and language services depends on learners' goals and specifics of target audience. It has been recently noted that learning Russian language online is becoming popular among adult learners from different countries. The article provides the specifics of teaching this category of learners. The work also describes the specific features of an individual online session with an instructor in an oral synchronous form of communication. The author comes to a conclusion that it is necessary to consider the principles of teaching adults and implement the principles of flexible learning. A flexible learning model becomes a key factor in the work with adult learners in online environment. The present topic is chosen for studying due to the tendency of learning languages in online environment instead of a traditional "face-to-face" approach.
Key words: online learning, flexible learning, Russian as a foreign language, adult learning (andragogy), online session.
А.А. Занкова, преп., онлайн-школа русского языка «Red Kalinka», г. Уилмингтон, США, E-mail: [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО В ОНЛАЙН-СРЕДЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И СПЕЦИФИКА
В статье рассматриваются возможности изучения русского языка как иностранного (РКИ) в онлайн-среде для разного контингента обучающихся. Автором представлена классификация онлайн-сервисов и онлайн-ресурсов для изучения РКИ с позиции организации учебного процесса с помощью преподавателя (в синхронном или асинхронном режиме коммуникации) или без его участия. Так, выбор онлайн-ресурсов зависит от целей обучающихся и особенностей целевой аудитории. В последнее время набирает популярность изучение РКИ онлайн взрослыми из разных стран. В статье формулируются особенности обучения данной категории слушателей, характеризуется специфика индивидуального онлайн-за-нятия в режиме синхронной коммуникации с преподавателем, а также специфика организации учебного процесса в целом. Автор приходит к выводу, что необходимо учитывать андрагогические принципы обучения взрослых и внедрять принципы гибкости обучения. Построение гибкой модели обучения является ключевым фактором в работе со взрослыми обучающимися в онлайн-среде. Актуальность данной темы объясняется складывающейся тенденцией, когда желающие изучать иностранный язык предпочитают онлайн-формат обучения традиционному "face-to-face" (в аудитории с преподавателем).
Ключевые слова: онлайн-обучение, гибкое обучение, русский язык как иностранный (РКИ), обучение взрослых (андрагогика), онлайн-занятие.
Повсеместное внедрение цифровых технологий в образовательный процесс уже повлияло на представление об образовании и обучении. Стремительное развитие технологий создает условия и возможности для всех получать непрерывное образование в цифровом образовательном пространстве. Так, сфера онлайн-обучения набирает популярность и за рубежом и в России. К примеру, количество обучающихся, выбравших Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) в 2018 году увеличилось до 101 млн. человек [1]. Ещё одним немаловажным аспектом является то, что 85% пользователей платформы Coursera, крупнейшего провайдера массовых онлайн-курсов, - это взрослые люди старше 22 лет [2]. Подобная тенденция в образовательной среде свидетельствует о необходимости методического и системного исследования возможностей онлайн-обучения взрослых в разных сферах: от бизнес-образования до изучения иностранных языков.
Относительно недавно сложно было представить, что возможно выучить иностранный язык, не выходя из дома или в любом удобном месте. Теперь изучение иностранных языков онлайн стремительно набирает популярность. По данным газеты The Guardian в 2013 году 30 миллионов пользователей скачали приложение для изучения иностранных языков Duolingo [3]. Необходимо отметить, что онлайн-среда предоставляет широкие возможности для изучения иностранного языка, в том числе русского языка как иностранного (РКИ), в любое время и в любом месте: выбор зависит от целей, материальных возможностей, мотивации и психологического настроя обучающихся.
Теоретические и практические аспекты изучения РКИ дистанционно или в электронном формате отражены в работах Э.П Азимова, А.Н. Богомолова, А.Д. Парцова, А.В. Тряпельникова, C. Meskil, N. Anthony и других. Так, А.Н. Богомолов выделяет четыре модели обучения РКИ дистанционно [4]:
1. Модель «Сетевое обучение»:
- самостоятельная работа обучающегося без сетевого индивидуального преподавателя;
- самостоятельная работа студента с тьютором (в виде диалогового обмена информацией с преподавателем);
- самостоятельная работа в мини-группе с сетевым преподавателем-координатором.
2. Модель «Сетевое обучение и кейс».
3. Модель «Смешанное обучение».
4. Модель «Распределенный класс».
Для всех четырех моделей и типов дистанционного обучения автором была разработана виртуальная языковая среда обучения (ВЯСО). Однако, на наш взгляд, данная классификация не включает модель, подразумевающую совместную работу обучающегося и индивидуального преподавателя в режиме синхронной коммуникации.
Рассматривая онлайн-сервисы и онлайн-ресурсы для изучения РКИ, мы классифицировали их, исходя из позиции организации обучения с помощью преподавателя (в синхронном или асинхронном режиме коммуникации) или без его участия:
1) самостоятельное изучение - образовательные сайты, предлагающие видео-уроки, интерактивные уроки, лексико-грамматические материалы, упражнения, тесты, тексты разной сложности, аудио- и видеофайлы и т. д. (МООК, pushkininstitute.ru и др.);
2) изучение языка с преподавателем в режиме синхронной коммуникации (онлайн-сервисы «ргер1у», «ИИ», языковые школы, предлагающие занятия с использованием технологии 1Р-телефонии);
3) самостоятельное изучение с методической поддержкой преподавателя в асинхронном режиме коммуникации (http://dist-learn.ru, электронный курс «Русская газета к утреннему кофе», МООК и т. д.);
4) смешанные ресурсы, предлагающие как учебные материалы для самостоятельного изучения, так и возможность заказать онлайн-занятие с преподавателем или онлайн-консультацию с носителем языка (Busuu, Livemocha и др.).
Таким образом, у желающих изучать РКИ есть достаточный выбор он-лайн-ресурсов и сервисов, предлагающих образовательные услуги для разных целей и разного контингента обучающихся.
Необходимо отметить, что одной из особенностей изучения РКИ в он-лайн-среде является разнородность контингента обучающихся (возраст, социальный статус, исходный уровень владения русским языком и т.д.). Например, возраст заинтересованных в изучении русского языка колеблется от 16 - 17 лет до 75 лет и старше. С.И. Змеёв справедливо замечает, что «специфика организации любого обучения обусловливается особенностями контингента обучающихся, а также целями, содержанием и условиями обучения» [5, с. 8].
Выбор онлайн-ресурса для изучения РКИ, прежде всего, зависит от целей обучающихся и особенностей целевой аудитории. Для иностранцев, желающих учиться в России или для иностранных студентов, уже обучающихся в российский вузах, МООК или ресурсы, предлагающие готовые уроки, будут оптимальным решением в совершенствовании знаний, умений и навыков и в формировании лингвистической компетенции. Взрослые обучающиеся, желающие изучить русский язык, для личных или профессиональных целей, скорее всего, выберут онлайн-занятие с преподавателем-носителем языка. Онлайн-занятия с преподавателем могут проходить в индивидуальном формате или в групповом. Практика работы показывает, что обучающиеся, проходившие групповое обучение и стремящиеся получить больше разговорной практики, выбирают впоследствии индивидуальные занятия. Приоритет индивидуального занятия обусловливается также психологическим фактором (нежеланием сравнивать себя с достижениями других обучающихся, желанием получить больше внимания со стороны преподавателя), социальным фактором (высокий социальный статус вне учебной деятельности), бытовой фактор (время группового занятия не совпадает с рабочим графиком обучающегося).
Можно выделить следующие характеристики индивидуального онлайн-за-нятия с преподавателем в режиме синхронной коммуникации:
1) построение индивидуальной траектории обучения в зависимости от целей обучающегося;
2) максимальная индивидуализация обучения (учет психофизиологических и когнитивных особенностей, профессионального и жизненного опыта, уровня языковой и компьютерной компетенции и т. д.);
3) ориентация на результат, а не на прохождение запланированной программы обучения;
4) преобладание речевой практики;
5) неформальная, дружеская атмосфера занятия, преподаватель воспринимается как друг и помощник, а не учитель-наставник;
6) своевременная и продуктивная обратная связь;
7) отсутствие конкурентной среды, т. е. сравнения своих результатов и навыков с другими обучающимися;
8) гибкость обучения (время и продолжительность занятий, длительность курса, выбор учебных материалов и способа их доставки, подбор оптимальной методики обучения);
9) отсутствие формального контроля, так как эффективность обучения определяется обучающимся и его ощущением собственного успеха и прогресса.
По нашему мнению, основой в работе с индивидуальными обучающимися в онлайн-среде являются принципы андрагогики и принципы гибкости обучения. Специфическим предметом андрагогики является теория и методика обучения взрослых в контексте непрерывного образования [6]. В научной литературе накоплено достаточно работ по методике и технологии обучения взрослых. Перечислим основные особенности [5; 7; 8]:
1) учёт жизненного и профессионального опыта;
2) совместная деятельность преподавателя и обучающегося;
3) ведущая роль принадлежит обучающемуся;
Библиографический список
4) немедленное применение полученных знаний;
5) практико-ориентированный характер обучения;
6) учебный процесс определяется временными, пространственными, бытовыми, социальными или профессиональными факторами;
7) создание комфортного психологического климата;
8) готовность к обучению обучающихся, их стремление к самореализации и самостоятельности.
Вслед за Б. Коллис и Дж. Мунен под гибкостью обучения мы понимаем не только вариативность подходов к процессу обучения, зависящего от местонахождения обучающегося, но и варьирование процесса обучения в зависимости от целей обучающихся, а также возможность выбора учебных материалов, способов их изучения и доставки, мультимедийных средств поддержки, внедрения мобильных приложений в учебный процесс, а также педагогических (методических) принципов на основе технологических решений [9]. Таким образом, гибкость обучения - это переход к системе, в которой важные решения по реализации процесса обучения принимаются обучающимся, а преподаватель готов адаптировать учебный процесс в зависимости от предпочтений обучающегося, его уровня коммуникативной, компьютерной и цифровой компетенций.
Опыт обучения взрослых показывает, что не все обучающиеся обладают достаточно высоким уровнем компьютерной и цифровой компетенции, чтобы в полной мере воспользоваться дидактическими возможностями цифровой среды. Также не все обучающиеся выполняют задания для самостоятельной работы в силу занятости и отсутствия свободного времени, а иногда и желания. По данным опроса, проведенного нами среди взрослых обучающихся, изучающих РКИ индивидуально в онлайн-среде, только 21% обучающихся выполняет 90-100% из объема заданий для самостоятельного изучения, 30% выполняют 50-80%, 37% делают 30-50% работы, а 12% не выполняют упражнения вовсе. Важность самостоятельной работы и способы её организации в изучении иностранного языка отражены в работах отечественных методистов (Ю.А. Комаровой, М.И. Ладыгиной, Л.В. Михалевой, А.Ю. Середкиной, ПВ. Роговой и др.). Однако необходимо учитывать и занятость взрослых обучающихся, которые чаще всего занимаются в вечернее время после работы. Таким образом, преподаватель постоянно должен адаптировать учебный процесс с учетом вышеназванных факторов, чтобы вместе с обучающимся добиваться положительных результатов. Пибкость модели обучения и гибкость в работе преподавателя РКИ обусловливают специфику обучения взрослых и становятся факторами эффективного онлайн-обучения РКИ и любого другого иностранного языка.
Цифровые и мобильные технологии предлагают широкие возможности в изучении иностранных языков. Таким образом, выбор онлайн-ресурсов и сервисов зависит от целей и мотивации обучающихся, сформированности компьютерной и цифровой компетенций, готовности работать в онлайн-среде. В свою очередь, цифровая среда меняет систему обучения и подход к образовательному процессу: происходит переход к более гибкой, изменчивой, вариативной системе обучения. В итоге гибким становится не только учебный процесс, но и деятельность преподавателя, эффективность работы которого зависит от его способности адаптировать методические подходы и учебные материалы под возможности, цели и компетенции обучающегося.
1. Dhawal Sh. By the Numbers: MOOCs in 2018. Available at: https://www.class-central.com/report/mooc-stats-2018/-dhawal-shah.html
2. Dhawal Sh. MOOCs Find Their Audience: Professional Learners and Universities; Available at: http://www.edsurge.com/news/2017-07-06-moocs-find-their-audience-professional-learners-and-universities
3. Rado A.C. Can I successfully learn a language online? The Guardian. 2014. February; Available at: http://theguardian.com/education/2014/feb/21/can-i-a-language-online.uk
4. Богомолов А.Н. Научно-методическая разработка виртуальной языковой среды дистанционного обучения иностранному (русскому) языку: Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2008.
5. Змеёв С.И. Применение андрагогических принципов обучения в подготовке и повышении квалификации специалистов. Человек и образование. 2014; 1: 8 - 14.
6. Колесникова И.А. Основы андрагогики. Москва: ACADEMA, 2007.
7. Jarvis P. Adult and continuing education. Theory and Practice. London, New York, 1995.
8. Knowles M.S. The Modern Practice of Adult Education: From Pedagogy to Andragogy. New York: The Adult Education company, 1980.
9. Collis B., Moonen J. Flexible Learning in a Digital World. London: Kogan Page Limited, 2001.
References
1. Dhawal Sh. By the Numbers: MOOCs in 2018. Available at: https://www.class-central.com/report/mooc-stats-2018/-dhawal-shah.html
2. Dhawal Sh. MOOCs Find Their Audience: Professional Learners and Universities; Available at: http://www.edsurge.com/news/2017-07-06-moocs-find-their-audience-professional-learners-and-universities
3. Rado A.C. Can I successfully learn a language online? The Guardian. 2014. February; Available at: http://theguardian.com/education/2014/feb/21/can-i-a-language-online.uk
4. Bogomolov A.N. Nauchno-metodicheskaya razrabotka virtual'nojyazykovojsredy distancionnogo obucheniya inostrannomu (russkomu) yazyku: Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.
5. Zmeev S.I. Primenenie andragogicheskih principov obucheniya v podgotovke i povyshenii kvalifikacii specialistov. Chelovekiobrazovanie. 2014; 1: 8 - 14.
6. Kolesnikova I.A. Osnovy andragogiki. Moskva: ACADEMA, 2007.
7. Jarvis P. Adult and continuing education. Theory and Practice. London, New York, 1995.
8. Knowles M.S. The Modern Practice of Adult Education: From Pedagogy to Andragogy. New York: The Adult Education company, 1980.
9. Collis B., Moonen J. Flexible Learning in a Digital World. London: Kogan Page Limited, 2001.
Статья поступила в редакцию 07.02.19