УДК 796.011.3
АДАПТАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ФИТНЕС-ПРОГРАММ ПРИ РЕАБИЛИТАЦИИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
ОТДЕЛЕНИЯ
Лада Владимировна Морозова, старший преподаватель, Людмила Александровна Кирьянова, кандидат педагогических наук, доцент, Павел, Константинович Кузнецов, кандидат социологических наук, доцент, Северо-Западный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург
Аннотация
В статье приведены результаты педагогического исследования адаптационного потенциала организма студентов с вегето сосудистой дистонией в начале и в конце учебного года, которые занимались по индивидуальной программе на основе фитнеса. Целью данной работы является определение наиболее эффективных фитнес-направлений для реабилитации студентов данной категории. Обнаружена положительная динамика роста функционального состояния испытуемых.
Ключевые слова: мотивация, профилактика, вегетососудистая дистония, адаптация, реабилитация, работоспособность, фитнес-направления, самоконтроль, дифференцированная нагрузка.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p259-263
ADAPTIVE IMPACT OF FITNESS PROGRAMS IN REHABILITATION OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL DEPARTMENT
Lada Vladimirovna Morozova, the senior teacher, Lyudmila Aleksandrovna Kiryanova, the
candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Pavel Konstantinovich Kuznetsov, the candidate of sociological sciences, senior lecturer, North-West Institute of Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian
Federation, St. Petersburg
Annotation
The article presents the results of the pedagogical study of the adaptive potential of the body of students with vegetovascular dystonia at the beginning and at the end of the school year, who were engaged in the individual program based on fitness. The aim of this work is to determine the most effective fitness areas for the rehabilitation of the students in this category. Positive dynamics of the growth of the functional state of the subjects was found.
Keywords: motivation, prophylaxis, vegetative-vascular dystonia, adaptation, rehabilitation, working capacity, fitness areas, self-control, differentiated load.
ВВЕДЕНИЕ
Большое количество изысканий, реализованных уже в новом переходном тысячелетии, констатируют, что около 50% отечественных студентов имеют проблемы в состоянии здоровья. Сидячий образ жизни студентов, который выражается в многочасовой работе за компьютером, в высокой аудиторной нагрузке, является самым распространенным проявлением недостатка двигательной активности [1, С. 191].
Одним из основных направлений формирования социальной стратегии современного общества являются вопросы сохранения и профилактики здоровья студенческой молодежи. Принцип данной стратегии заключается в комплексном использовании средств оздоровительной физической культуры наряду с профилактическими медицинскими мероприятиями, которые положительно влияют на адаптационные процессы в молодом организме к ежедневным нагрузкам. Средства массовой информации должны внести свою лепту в реализацию данной стратегии и мотивировать молодежь к регулярным занятиям физической культурой и ведению здорового образа жизни [3, С. 151].
Ежегодный медицинский осмотр в Северо-Западном институте управления (СЗИУ) констатирует рост числа студентов, имеющих ту или иную форму вегетососудистой дистонии (ВСД). Поэтому реабилитация таких студентов имеет особую социальную значимость. В связи с этим преподаватели кафедры физической культуры и спорта СЗИУ в постоянном поиске новых программ, систем физических упражнений, способствующих эффективному повышению общего уровня работоспособности студентов.
При реализации программ физического воспитания в СМО, с использованием инновационных методов решаются следующие задачи:
- приобретение знаний и практических основ физической культуры, гигиены и здорового образа жизни (ЗОЖ);
- обеспечение физической подготовленности будущего выпускника для приобретения профессиональных компетенций по избранной специальности;
- вырабатывание мотивационных механизмов к регулярным физическим упражнениям, стремления к самосовершенствованию, установки на ЗОЖ;
- адаптация студентов с низкими показателями здоровья к полноценной активной жизни в социуме.
При организации педагогического процесса и при решении задач образовательной деятельности важно установить фактическое состояние здоровья студентов. А главным фактором, при организации практических занятий, выборе средств и методов, должен быть учет особенностей протекания болезни.
Анализ литературы по данной проблеме показал, что при реабилитации людей данной категории используются в основном общеразвивающие упражнения, суставная гимнастика, и в лучшем случае плавание [1, 2, 3, 4 и т.д.]. На наш взгляд этого недостаточно. В настоящее время появляются достаточно интересные и эффективные практики, которые возможно использовать для повышения адаптационного потенциала организма, расширить двигательные навыки молодежи и укрепить психофизическое состояние.
Цель исследования: выявить наиболее эффективные фитнес-направления для реабилитации студентов с вегетососудистой дистонией, и внедрить разработанные фитнес-программы в практические занятия по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре».
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В педагогическом эксперименте принимали участие студенты факультета социальных технологий - 32 человека в возрасте 18-20 лет, который проводился на базе СЗИУ В анкетирование, с целью выявления наиболее доступных и эффективных фитнес-направлений, участвовали специалисты Санкт-Петербургских вузов, работающие со студентами СМО.
Исследования проводились в течение учебного 2018-2019 года. КГ (15 чел.) занималась по программе, основанной на общеразвивающих упражнениях, дозированном беге, суставной гимнастике. Применялись различные практики дыхательной гимнастики. Студенты ЭГ (17 чел.) занимались с применением фитнес-программ разной направленности. Все программы были адаптированы к особенностям протекания заболевания.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В ходе педагогического наблюдения, анализа и конструктивных бесед преподавателей со студентами был выявлен алгоритм составления индивидуальных программ на основе фитнеса.
На первом этапе исследования были определены фитнес-направления, наиболее эффективные для профилактики и реабилитации студентов, имеющих отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы (таблица 1).
Таблица 1 - Структура фитнес-направлений, эффективно воздействующих на физическое здоровье студентов, имеющих ВСД (п=62)_
Ранговое место Фитнес-направления Ранговый показатель (%)
1 Классическая аэробика и степ-аэробика 31,4
2 Фитбол-аэробика 21,9
3 Аква-аэробика 17,1
4 Пилатес 13,3
5 Йога 9,5
6 Zumba 6,8
При выборе фитнес-направлений и разработке программ тренировок с их использованием акцент был сфокусирован на степени тяжести заболевания. ВСД включает несколько степеней тяжести и у каждой из них есть свои особенности в плане проведения тренировок.
I и II степени. Достаточно легкие и безвредные варианты протекания заболевания. Главное условие при занятиях спортом не перегружаться и обязательно осуществлять самоконтроль своего самочувствия.
Со студентами этой категории в рамках учебно-практических занятий использовали классическую аэробику в 1 семестре, и степ-аэробику во 2 семестре, с постепенным увеличением нагрузок и с координационным усложнением аэробных связок. Занятия проводились с музыкальным сопровождением, создавая положительную эмоциональную атмосферу, которая дополнительно увеличивала тренировочный эффект. Темп музыкальных фонограмм от 120 до 140 уд/мин.
III степень. Занятия проводятся с дифференцированной нагрузкой, с обязательными паузами между упражнениями, обязательно, независимо от самочувствия, пить воду, не допуская перегрева организма. И не использовать дополнительные средства для похудания, которые поднимают температуру тела, увеличивая потоотделение.
В занятиях использовалась фитбол-аэробика, Zumba, пилатес. Все занятия также проводились под музыку, но темп музыкальных фонограмм не превышал 128 уд/мин.
IV степень. Одна из самых тяжелых стадий заболевания. Важно соблюдать все вышеперечисленные условия. И самое главное, студенты данной категории занимались исключительно под контролем специалиста и в малочисленных группах.
Использовали программы по йоге и пилатесу, но с ограничениями, подбирая нагрузку индивидуально. При занятиях по разным программам главное исключать перегрузки для организма. Занимаясь спортом, важно контролировать пульс и давление. Любые занятия спортом должны радовать и приносить удовольствие.
В ходе исследования была проведена оценка функционального состояния студентов с ВСД до и после эксперимента. Результаты эффективности занятий с использованием различных фитнес-направлений представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Показатели функционального состояния испытуемых до и после эксперимента, x±m_
до после
Тесты Группы эксперимента х ± ml Группы эксперимента х2 + m2
ЧСС (уд./мин) ЭГ 74,5±4,6 ЭГ 70,3±4,1*
КГ 74,7±3,7 КГ 73,2±3,5
Проба Генчи (с) ЭГ 27,6±3,4 ЭГ 32,7±2,3*
КГ 27,8±3,3 КГ 30,9±3,5
Проба Штанге (с) ЭГ 42,9±2,1 ЭГ 45,9±2,7
КГ 43,1±2,2 КГ 44,8±2,1
Индекс Руфье (усл. ед.) ЭГ 13,4±1,8 ЭГ 10,2± 1,4*
КГ 13,5± 1,6 КГ 12,4±1,9
Примечание: * - уровень достоверности различий при p<0,05.
По результатам, представленным в таблице 2, четко выражен прогресс у студентов ЭГ в адаптации сердечной мышцы к физическим нагрузкам.
ВЫВОДЫ
Фитнес - это целый комплекс мероприятий для поддержания хорошей физической формы. Разнообразные фитнес-программы способствуют укреплению всех мышечных групп, стабилизации иммунной и сердечно-сосудистой системы, восстанавливают деятельность дыхательного аппарата, повышают работоспособность и выносливость организма.
По итогу педагогического эксперимента авторы статьи сделали вывод, что регулярные занятия фитнесом повышают самооценку занимающихся и уменьшают проявление симптомов ВСД, таких как стресс, тревожность и раздражительность. Музыкальное сопровождение является эффективным методическим приемом при реабилитации студентов с вегетососудистой дистонией. Благодаря музыке можно создать разное настроение: расслабляющее, веселое, позитивное, напористое. Благодаря такой организации занятий, улучшилась посещаемость, и студенты стали более заинтересованы в своих результатах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кирьянова, Л. А. Скандинавская ходьба как форма организации занятий специального медицинского отделения в Северо-Западном институте управления по элективным курсам / Л.А. Кирьянова, Л.В. Морозова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 190-193.
2. Лобанов, Ю.Я. Показатели аэробных возможностей как характеристика физического здоровья студентов / Ю.Я. Лобанов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 10 (164). - С. 178-181.
3. Морозова, Л.В. Эффективность воздействий СМИ на формирование целевых установок здорового образа жизни среди молодежи / Л.В. Морозова, Л.А. Кирьянова // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. - 2019. - № 5 (42). - С. 151-154.
4. Лечебная физическая культура : учебник для студ. высш. учеб. заведений / С.Н. Попов, Н.В. Валеев, Т.С. Гарасева [и др.] ; под ред. С.Н. Попова. - 6-е изд. - Москва : Издательский центр «Академия», 2008. - 416 с.
5. Пружинина, М.В. Формирование социального здоровья студенческой молодежи средствами физической культуры и спорта / М.В. Пружинина, К.Н. Пружинин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 270-273.
6. Русаков, А.А. Организация физкультурно-оздоровительных занятий студентов с учетом их потребностей / А.А. Русаков О.В. Кулешова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 274-278.
REFERENCES
1. Kiryanova, L.A. and Morozovа, L.V. (2020), "Nordic walking as a form of organization of classes for a special medical department at the North-West Institute of Management at elective courses", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (182), рp. 190-193.
2. Lobanov, Yu.Ya. (2018), "Indicators of aerobic capabilities as a characteristic of students' physical health", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (164), рp. 178-181.
3. Morozova, L.V. and Kiryanova, L.A. (2019), "The effectiveness of the impact of the media on the formation of the goals of a healthy lifestyle among young people", Scientific works of the North-West Institute of Management, RANEPA, No. 5 (42), рp. 151-154.
4. Popov, S.N., Valeev, N.V., Garaseva, T.S. and others; (2008), Therapeutic physical education: textbook for stud. higher educational institutions, Publishing Center "Academy", Moscow.
5. Pruzhinina, M.V. and Pruzhinin, K.N (2019), "The formation of social health of students by means of physical culture and sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (170), рp. 270-273.
6. Rusakov, A.A. and Kuleshov, O.V. (2019), "Organization of fitness classes for students based on their needs", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (169), рp. 274-278.
Контактная информация: [email protected]