Важным компонентом обучения и совершенствования тактического мастерства спортсменов в этом случае могут служить разработанные нами алгоритмы: выбор ответно атакующих, контратакующих или защитных действий при выполнении соперником исходных атак без подготовительных действий, находящегося на ближней или средней дистанции; выбор защитных или контратакующих действий при выполнении соперником исходных атак с подготавливающими действиями, находящегося на средней или дальней дистанции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакирова, И.С. Оценка моторной плотности поединков за призовые места у женщин и мужчин в спортивном каратэ-до / И.С. Бакирова, С.Н. Жуков, Б.А. Подливаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - C. 42-48.
2. Бакирова, И.С. Сравнительный анализ типовых боевых действий у мужчин и женщин в спортивном каратэ / И.С. Бакирова, Б.А. Подливаев // Боевые искусства и спортивные единоборства: наука, практика, воспитание : материалы IV всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Москва : Анта Пресс, 2019. - С. 71-76.
3. Орлов, Ю.Л. Технология проведения обследования соревновательной деятельности в спортивном каратэ (WKF) / Ю.Л. Орлов // Боевые искусства и спортивные единоборства: наука, практика, воспитание : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Москва : Анта Пресс, 2019. -С. 10-25
4. Подливаев Б.А., Бакирова И.С., Жуков С.Н. Технико-тактические показатели соревновательной деятельности у мужчин и женщин в спортивном каратэ // Очно-заочная научно-практическая конференция по спортивным единоборствам : электронный сборник научных и научно-методических статей. - Москва : [б. и.], 2017. - С. 184-193.
5. Рыжкова, Л.Г., Формирование и развитие тактических знаний и умений в системе многолетней подготовки спортсменов (на примере фехтования) : дис. ... д-ра пед. наук / Рыжкова Лариса Геннадьевна. - Москва, 2016. - 48 с.
REFERENCES
1. Bakirova, I.S., Zhukov, S.N. and Podlivaev, B.A. (2015), "Estimation of motor density of duels for prize-winning places for women and men in sports karate-do", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (129), pp. 42-48.
2. Bakirova, I.S. and Podlivaev, B.A. (2019), "Comparative analysis of typical combat actions in men and women in sports karate", Martial arts and sports martial arts: science, practice, education, materials of the IV all-Russian scientific and practical conference with international participation, Anta Press, Moscow, pp. 71-76.
3. Orlov, Yu.L. (2019), "Technology of conducting a survey of competitive activity in sports karate (WKF)", Martial arts and sports martial arts: science, practice, education, materials of the IV all-Russian scientific and practical conference with international participation, Anta Press, Moscow, pp. 10-25
4. Podlivaev, B.A., Bakirova, I.S. and Zhukov, S.N. (2017), "Technical and tactical indicators of competitive activity in men and women in sports karate", Full-time scientific and practical conference on martial arts: electronic collection of scientific and scientific-methodical articles, Moscow, pp.184-193.
5. Ryzhkova, L.G. (2016), Formation and development of tactical knowledge and skills in the system of long-term training of athletes (using the example of fencing), dissertation, Moscow
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.08.2020
УДК 796.011.3
РАСШИРЕНИЕ СРЕДСТВ ФИТНЕСА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
СТУДЕНТОВ
Евгений Сергеевич Барковский, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва; Владимир Витальевич Вуколов, препода-
ватель, Танцевально-спортивный клуб «Динамо», Москва
Аннотация
В статье проанализирована эффективность расширения средств фитнеса в учебном процессе студентов с 1 по 3 курс (200 часов от общего объема дисциплины ФК и ЭДФК). Нами определена динамика морфофункционального состояния студентов под воздействием преобразованной программы обучения, также выявлен уровень знаний о своем здоровье и средств его контроля в процессе занятий фитнесом. В завершении эксперимента проведено анкетирование 10542 студентов Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова по эффективности фитнес программ (атлетическая гимнастика, пилатес, аэробика, плавание с элементами аквафитнеса, муль-тифитнес).
Ключевые слова: студенты, фитнес, урочные занятия по физической культуре, морфо-функциональное состояние студентов.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p29-33
EXPANSION OF FITNESS TOOLS IN PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS
Evgeny Sergeevich Barkovsky, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow; Vladimir Viktorovich Vukolov, the teacher, Dance Sports Club Dynamo, Moscow
Abstract
The article analyzes the effectiveness of expanding fitness tools in the educational process of students from the 1st to the 3rd year (200 hours of the total volume of the discipline FC and EDFC). We have determined the dynamics of morphofunctional state of students under the influence of the transformed training program, and also revealed the level of knowledge about their health and means of its control in the course of fitness classes. At the end of the experiment, a survey was conducted of 10542 students of the Plekhanov Russian University of Economics on the effectiveness of fitness programs (athletic gymnastics, Pilates, aerobics, swimming with elements of aquafitness, multifitness).
Keywords: students, fitness, regular classes in physical culture, morphofunctional state of students.
В настоящее время в процессе физического воспитания студентов недостаточно используется фитнес, способствующий перерастанию физического воспитания в процесс самопознания, самовоспитания и самореализации личности [4]. Однако широко используются консервативные методики физического воспитания, строго профилированные на групповые занятия, направленные на излишнюю строевую требовательность, не предоставляющие возможности для самостоятельного выбора средств физического совершенствования и фитнес-комплексов, режима выполнения физических упражнений и пауз отдыха и, безусловно, недооцениваются содержание упражнений системы фитнеса, комплексов упражнений, отвечающих гендерным особенностям [5].
Преимущества фитнеса в физическом воспитании студентов:
- высокая моторная плотность занятий, эстетическое воспитание, доступность гимнастических, танцевальных и силовых упражнений;
- высокая оздоровительная эффективность со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также оптимизация обменных процессов, повышение тонуса мышц и развитие общей выносливости организма;
- улучшение физической подготовленности: координационных способностей, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых качеств;
- эмоциональная привлекательность фитнес программ, применение фитнес оборудования и инвентаря (набивные мячи, гантели 0,5-1,5 кг, медболы, экстертьюбы, BOSU, бодибары, степ-платформы, TRX-петли);
- высокая привлекательность комплексов танцевальной аэробики для девушек и атлетической гимнастики для юношей и девушек [1, 2, 3, 4, 5].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Эксперимент проведен с 2017 по 2020 год, в котором расширены средства фитнеса (рисунок 1).
Рисунок 1. Структура физического воспитания в эксперименте
В завершении эксперимента нами проведен опрос студентов (10542 человек), которые отметили высокую практическую значимость фитнес занятий, во-первых, как доступной и привлекательной формы урочных занятий, с разнообразными упражнениями и фитнес оборудованием. Во-вторых, как формы занятий, учитывающей индивидуальные предпочтения и состояние здоровья, детализирующей укрепляемые мышцы, физические качества, режимы тренировок, культуру употребления воды и других.
Опрос выявил наиболее актуальные средства физической культуры и темы лекционных занятий на учебных занятиях по дисциплине ФК, ЭДФК и предпочитаемые виды оздоровительной физической культуры для самостоятельных занятий (рисунок 2).
Никакие Легкая атлетика
ЛФК
Ш,36'
и физическая реабилитация ^^^ 4,2%
Методические аспекты развития физических У///////// ^ ^ способностей ' 0
Правильное питание и здоровый образ жизни ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ 22,4% Игровые виды спорта 6,3%
Единоборства 8,8%
Стретчинг, йога, пилатес 17>9%
Фитнес, кроссфит, атлетическая гимнастика 22,3%
Рисунок 2 - Результаты опроса студентов о средствах ФКиС и тем лекций
Студенты ратуют за увеличение тем лекций по правильному питанию - 22,4%, и современных средств контроля питания в виде мобильных приложений, калькуляторов питания и онлайн калькуляторов индекса массы тела и других (рисунок 2). Далее 22,3% студентов выражают желание заниматься фитнесом и его компонентами: атлетической
гимнастикой, кроссфитом. Также следует отметить, что 17,9% опрашиваемых предпочитают стретчинг, йогу и пилатес. Единоборствами хотели бы заниматься 8,8% обучающихся, программ фитнеса с элементами единоборств также пользуются высокой популярностью у студентов. Более детально изучать методические аспекты развития физических качеств (на лекционных занятиях) предпочли 7,7% опрашиваемых. При этом 65% студентов используют мобильные приложения для контроля двигательной активности и физического состояния. Эффективность фитнес занятий доказали изменения морфофункцио-нального состояния студентов (таблица 1).
Таблица 1 - Морфофункциональное состояние студентов в эксперименте
Показатели 2017 г. (х±о) 2020 г. (х±о)
Дев. Юн. Дев. Юн.
Интегральная оценка (балл), max 100 баллов «Estek System Complex» 83,7± 10,0 82,4±7,4 90,5±7,8 93,1±6,9*
Мышечная масса (%) 38,4±3,3 44,7±3,1 42,7±4,1 49,5±7,8
Масса жира (%), норма 24-26% 23,9±4,1 22,3+3,1 21,5±2,8 20,2±4,2
ЖЕЛ (мл) 2070±341 3304±408 2415±240,4* 3910±506*
Индекс Руфье (усл. ед.), 7-9 усл. ед. -средний уровень 14,0±2,8 13,09±3,3 11,4±2,7* 9,6±3,2*
Примечание: х- среднее арифметическое значение, о - среднее квадратическое отклонение.
Аппаратная методика «Estek System Complex» показала (таблица 1), что интегральная оценка морфофункционального состояния у девушек изменилась от 83,7 до 90,5 баллов, у юношей от 82,4 до 93,1 балла, при этом в группе юношей выявлены достоверные различия результатов.
Мышечная масса в группе девушек изменилась от 38,4 до 42,7%, в группе юношей от 44,7 до 49,5%, при этом студенты отметили, что улучшился мышечный тонус, появилась рельефность мышц. Кроме того, снизился жировой компонент тела, так у девушек в пределах 23,9-21,5%, у юношей в начале исследования 22,3%, в конце эксперимента 20,2%. Следует отметить, что ЖЕЛ достоверно улучшилась, как в группе девушек, так и в группе ношей, при этом выявлены высокие показатели среднего квадратического отклонения. Динамика ЖЕЛ у девушек составила 2070-2415 мл, у юношей 3304-3910 мл, данный результат достигнут на урочных занятиях, благодаря расширению фитнес программ, в том числе аэробной направленности (аэробика, работа на кардио тренажерах, плавание и аквафитнес, интервальная тренировка с использованием степ-платформ, элементы единоборств).
Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку (проба Руфье) также изменилась, если в начале эксперимента индекс Руфье у девушек составил 14,0 у.е., то в завершении исследования - 11,4 у.е. У юношей динамика индекса Руфье составила от 13,09 у.е. до 9,6 у.е.
Значения реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку в группе юношей практически приблизились к среднему уровню (7-9 у.е.), что доказывает эффективность расширения средств фитнеса.
Выводы. В завершении эксперимента удалось повысить морфофункциональное состояние студентов, так достоверно улучшилась ЖЕЛ, индекс Руфье. Выявлена положительная динамика интегральной оценки функционального состояния у девушек и достоверные различия результатов у юношей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кокоулина, О.П. Социально-психологическая адаптация спортсменов после завершения профессиональной карьеры / О.П. Кокоулина, В.А. Иванов, Е.А. Лубышев, Т.В. Буянова, С.Б. Маврина // Теория и практика физической культуры. - 2019. -№ 7. - С. 49--51.
2. Маврина, С.Б. Мотивационные механизмы для занятий физической культурой и спортом для студентов высших учебных заведений / С.Б. Маврина, Ю.В. Круглова, С.Ю. Татарова // Культура физическая и здоровье. - 2019. - № 1 (69). - С. 126-129.
3. Мамонова, О.В. Совершенствование физического воспитания студентов в условиях снижения состояния здоровья / О.В. Мамонова, Т.Н. Шутова. -Гуманитарное образование в экономическом вузе. Материалы IV Международной научно-практической заочной интернет-конференции. - Москва, 2016. - С. 519-526.
4. Технология фитнеса в физическом воспитании студентов / Т.Н. Шутова, И.М. Бодров, О.В. Мамонова, П.А. Кондратьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2016. - № 1. - С. 30-31.
5. Физическая культура. Фитнес : учебное пособие / Т.Н. Шутова, Д.В. Выприков, О.В. Везеницын, И.М. Бодров, Г.С. Крылова, Д.А. Кокорев, А.Г. Буров, О.В. Мамонова, Д.М. Гаджиев. -Москва : ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2017. - 132 с.
REFERENCES
1. Kokoulina, O.P., Ivanov V.A., Lubyshev E.A., Buyanova T.V. and Mavrina S.B. (2019), "So-cio-psychological adaptation of athletes after completion of professional career", Theory and practice of physical culture, No. 7, рp. 49-51.
2. Mavrina, S.B., Kruglova Yu.V. and Tatarova S.Yu. (2019), "Motivational mechanisms for physical culture and sports for students of higher educational institutions", Physical culture and health, No. 1 (69), рp. 126-129.
3. Mamonova, O.V. and Shutova T.N. (2016), "Improving physical education of students in conditions of declining health", Humanities education at an economic University, materials of the IV International scientific and practical correspondence Internet conference, Moscow, рp. 519-526.
4. Shutova, T.N., Bodrov I.M., Mamonova O.V. and Kondratyev P.A. (2016), "Technology of fitness in physical education of students", Physical culture: education, training, No. 1, рp. 30-31.
5. Shutova, T.N., Vyprikov D.V., Vezenitsyn O.V., Bodrov I.M., Krylova G.S., Kokorev D.A., Burov A.G., Mamonova O.V. and Gadzhiev D.M. (2017), Physical culture. Fitness: textbook, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.08.2020
УДК 797.122.2
АНАЛИЗ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ГРЕБЦОВ БАЙДАРОЧНИКОВ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Мария Владимировна Баранова, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф.
Лесгафта, Санкт-Петербург
Аннотация
Полученный опыт организации самостоятельных тренировочных занятий с применением дистанционных технологий в период пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с новичками в гребле на байдарках можно назвать уникальным. Целью исследования было изучение факторов эффективности самостоятельных тренировочных занятий гребцов байдарочников на начальном этапе подготовки. Организация исследования. В исследовании проанализирована динамика в тестах по общей физической подготовке в группе начальной подготовки гребли на байдарках (25 человек), наиболее полноценно продолжившей тренировочные занятия в период самоизоляции (в течение апреля 2020 года). В конце изучаемого периода, используя методы опроса, анализа дневников и документации, методы сопоставления, выявили факторы, наибольшим образом способствующие эффективности самостоятельных занятий гребцов. Выводы. 1. Самостоятельные тренировочные занятия с применением дистанционных технологий у неквалифицированных гребцов должны быть регламентированы, осуществляться согласно скорректированным рабочим планам тренера, с установлением контроля и обратной связи. А также должны осуществляться при активной поддержке родителей. 2. Выявлено, что в результате самостоятельных тренировочных занятий у девочек удалось сохранить на прежнем уровне развитие физических качеств (различия результа-