Научная статья на тему 'Адаптационное педагогическое взаимодействие'

Адаптационное педагогическое взаимодействие Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / ИНКЛЮЗИВНЫЕ ПОДХОДЫ / INCLUSIVE APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скамьянова Татьяна Юрьевна

Рассматривается педагогический процесс системы адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к обучению в техническом вузе, в том числе схема адаптационного взаимодействия его субъектов. Показано, что применение педагогических технологий контекстного обучения, учения через обучение и разноуровневого обучения повышает учебную успешность таких студентов.The article represents the author’s analysis of pedagogical process of the students with special educational needs adaptation system in technical university including the adaptational interaction scheme of subjects of pedagogical process. Successfulness of these students can be raised by using pedagogical technologies of contextual learning, learning through learning and split-level education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптационное педагогическое взаимодействие»

УДК 378. 37.04

Т.Ю. Скамьянова,

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Адаптационное педагогическое взаимодействие

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» неоднократно упоминаются студенты с особыми образовательными потребностями. К ним относятся лица с ограниченными возможностями здоровья [9, ст. 5, п. 5, п.п. 1; ст. 11, п. 6; ст. 48, п. 1, п.п. 6; ст. 79, п. 10], особенностями развития [9, ст. 3, п. 1. п.п. 8; ст. 34, п. 1, п.п. 2] и нарушениями развития и социальной адаптации [9, ст. 5, п. 5, п.п. 1]. В высшем техническом учебном заведении учебной деятельностью чаще других занимаются студенты-сироты, не имеющие одного или обоих родителей; люди, переживающие состояние социального сиротства; студенты-инвалиды или лица с серьезными хроническими заболеваниями, беременные сту-

дентки, студенты с длительным перерывом в образовании; лица, склонные к переутомлению от интенсивной интеллектуальной нагрузки.

Конкретизируем категории этих студентов.

К категории студентов-сирот относят субъектов педагогической системы высшего учебного заведения, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими 23 лет [1, с. 33]. Выполнение обязанностей законного представителя этих студентов возлагается на администрацию высшего учебного заведения [1, с. 8].

К категории студентов, склонных к переутомлению при интенсивных интеллектуальных нагрузках, относят субъектов педагогической системы высшего учебного

заведения, обладающих ситуационно-обусловленными личностными реакциями, неврозами при выполнении нормативных учебных заданий. Поэтому они требуют специализированной медицинской помощи (Т.Б. Дмитриева, М.И. Буянов)или дополнительных временных интервалов для освоения материала (С.Д. Смирнов, А. Грегг, Р. К. Мертон).

К категории студентов с хроническими заболеваниями и инвалидов относят субъектов педагогической системы высшего учебного заведения, обладающих следующими признаками: студент, которому в медицинском учреждении поставлен диагноз, как правило не угрожающий жизни, но требующий специализированной медицинской помощи, регламентируемой стандартами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации; учащийся, имеющий порок развития, ограничивающий возможности образования [5].

К категории студентов зрелого возраста относят субъектов педагогической системы высшего учебного заведения по достижении ими 23 лет, т.е. по завершении юношеского периода социализации. Такого мнения придерживаются исследователи А.В. Мудрик, Р.К. Мертон, А.Ю. Маленова.

К категории беременных студенток относят субъектов педагогической системы высшего учебного заведения, совмещающих вынашивание плода с учебной деятельностью.

© Скамьянова Т.Ю., 2015

ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА СКАМЬЯНОВА

кандидат технических наук, доцент кафедры материалов, технологий и конструирования машин механико-технологического факультета Пермского национального исследовательского политехнического университета. Сфера научных интересов: повышение учебной успешности студентов с особыми образовательными потребностями. Автор более 25 публикаций

Рассматривается педагогический процесс системы адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к обучению в техническом вузе, в том числе схема адаптационного взаимодействия его субъектов. Показано, что применение педагогических технологий контекстного обучения, учения через обучение и разноуровневого обучения повышает учебную успешность таких студентов.

Ключевые слова: студенты, особые образовательные потребности, педагогические технологии, инклюзивные подходы.

The article represents the author's analysis of pedagogical process of the students with special educational needs adaptation system in technical university including the adaptational interaction scheme of subjects of pedagogical process. Successfulness of these students can be raised by using pedagogical technologies of contextual learning, learning through learning and split-level education.

Key words: students, special educational needs, pedagogical technologies, inclusive approaches.

Студенты с особыми образовательными потребностями с существенным запозданием от нормативных сроков осваивают учебную программу, поэтому в настоящее время стоит проблема сохранения контингента таких студентов [4, с. 125].

С целью разрешения проблемы путем повышения учеб-

ной успешности студентов с особыми образовательными потребностями Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» обязывает профессиональные образовательные организации и учреждения высшего образования создавать для них специальные условия [9, ст. 48, п. 1, п.п. 6; ст. 79, п. 10], ис-

пользуя различные педагогические подходы и методы [9, ст. 5, п. 5, п.п. 1]. Длительное обучение студентов с особыми образовательными потребностями и наблюдение за ними позволяют нам высказать убеждение, что педагогическая поддержка таких студентов должна быть долговременной, т.е. сопровождать студента на всем протяжении его учебы, например в политехническом университете. Мы предлагаем следующую структуру педагогического процесса, объединяющего таких студентов и педагогов, взаимодействующих с ними (рис. 1).

В структуре педагогического процесса центральное место занимают различные виды деятельности его субъектов. Более подробно остановимся на совместной деятельности педагогов и студентов с особыми образовательными потребностями. Мы предлагаем при организации педагогического процесса, участниками которого являются студенты с особыми образовательными потребностями, опираться на следующие ин-

Педагогический процесс системы адаптации студентов

Социальный заказ: конкурентоспособность на мировом рынке труда и способность выполнять высокотехнологичный инновационный менеджемент

Рис. 1. Педагогический процесс системы адаптации студентов

клюзивные подходы: здоровьес-берегающий, интерактивный и эвристический [7, с. 32; 6; 8, с. 9].

Определив инклюзивные подходы, наиболее полно повышающие эффективность педагогического взаимодействия студентов с особыми образовательными потребностями и преподавателей, мы подобрали такие педагогические технологии, которые позволяют реализовать эти подходы. Из многочисленных традиционных и современных педагогических технологий нами были отобраны и апробированы следующие:

- технология контекстного обучения А.А. Вербицкого;

- технология разноуровневого обучения М.Ю. Бухаркиной;

- технология учения через обучение, разработанная и впервые примененная на практике профессором Айхштеттского университета доктором Жан-Полем Марта-ном.

Педагогическая технология контекстного обучения, ориентирующая обучающихся на решение конкретных вопросов профессиональной деятельности по избранной ими специальности, повышает профессиональную мотивацию и располагает студентов к осознанному освоению материала.

Педагогическая технология разноуровневого обучения предполагает различную скорость и глубину освоения нормативного учебного материала обучающимися; позволяет им встречаться с преподавателем на аудиторных занятиях в удобное время, работать с педагогом как в группах, так и индивидуально. Студентам, имеющим инвалидность или хронические заболевания, такой режим учебных занятий помогает эффективно восстанавливать свое здоровье. А студентам, склонным к переутомлению от интенсивной интеллектуальной нагрузки (Е.М. Ревенко, В.А. Сальников), такой режим позволяет ограничиться нормативно необходимым минимумом учебной деятельности.

Педагогическая технология учения через обучение значительно повышает индивидуальную активность обучающихся в ходе освоения учебного материала. Студент, раскрывающий своим однокурсникам новую тему, стремится заинтересовать слушателей, выделить в предлагаемом материале главное, ответить на вопросы обучающихся. Он активно вступает в вербальные контакты, что способствует повышению его коммуникативных возможностей в студенческом возрасте и значительно ускоряет будущую адаптацию в трудовом коллективе, поскольку способность заинтересовать собеседника своими умениями помогает эффективному и бесконфликтному разрешению производственных проблем.

Эти технологии хотя и разработаны для обучения практически здоровых студентов, но в таком формате они могут быть полезны и для студентов с особыми образовательными потребностями. Но поскольку каждая из категорий таких студентов имеет свои характерные черты, мы сочли необходимым адаптировать эти педагогические технологии именно к студентам с особыми образовательными потребностями и приспособить их так, чтобы они оказали на них наиболее эффективное воздействие. Например, для студентов, страдающих серьезными хроническими заболеваниями или являющихся инвалидами, наиболее эффективна педагогическая технология разноуровневого обучения с решением профессиональных задач дифференцированной сложности. Педагог проводит подбор группы обучающихся, продумывает ситуации и реализует их в педагогическом процессе таким образом, чтобы студент с хроническим заболеванием познакомился с множеством примеров предметного и социального контекстов профессиональной деятельности по избранной специальности. Однако

все они должны быть составлены с учетом особенностей физического состояния молодого человека, чтобы он мог реально их выполнить.

При адаптации и апробировании выбранных педагогических технологий мы отрабатывали методики их внедрения. Для определения эффективности методик нами были проведены эксперименты, в которых сначала принимали участие отдельные обучающиеся с особыми образовательными потребностями и малые группы таких студентов. Затем сравнили учебную деятельность экспериментальной и контрольной групп. Продолжили работу с параллельными группами обучающихся и сборной группой лиц с особыми образовательными потребностями с разных специальностей одного факультета. Затем проверили полученные результаты на другом факультете, взаимодействуя с группой, имевшей самую низкую успеваемость по факультету. В рамках системы адаптации студентов-первокурсников с особыми образовательными потребностями к обучению в техническом вузе, испытывающих трудности при выполнении семестровых контрольных мероприятий, начиная с весеннего семестра 2013/2014 учебного года в Пермском национальном исследовательском политехническом университете проводятся специальные занятия по повышению учебной успешности студентов. Хотя на эти курсы приглашаются все желающие с нескольких факультетов, но проведенный в апреле 2014 года входной контроль показал, что участие в них принимают в основном лица с особыми образовательными потребностями. Практически здоровых студентов среди них оказалось менее 4%. Поэтому мы предлагаем следующую схему адаптационного взаимодействия субъектов педагогического процесса (рис. 2).

Осознание проблемы адаптации (учебная неуспешность, входной контроль)

-Ж-

Начало взаимодействия (беседа с педагогом системы адаптац ии)

Рис. 2. Схема адаптационного

Студент уже в самые первые недели своей учебы понимает, насколько успешен его интеллектуальный труд. Молодой человек оценивает свой личный уровень выполнения заданий педагогов, сравнивает себя с однокурсниками, участвует в мероприятиях входного контроля, как правило проводимых в начале семестра. Осознав свою недостаточную учебную успешность, студент пытается определить, почему он не дотягивается до требований, предъявляемых к нему как к субъекту педагогического процесса педагогической системой вуза, ищет возможности ликвидировать свое отставание от группы. Если в учебном заведении есть специ-

ализированное подразделение, одной из целей функционирования которого является выявление и разрешение проблем студенческой молодежи, то такому человеку предлагается адаптационная педагогическая поддержка, осуществляемая, например, в рамках системы адаптации студентов-первокурсников с особыми образовательными потребностями к обучению в техническом вузе. После анкетирования студента, позволяющего с большой вероятностью определить причины его недостаточной успешности (наличие хронического заболевания, склонность к переутомлению при интенсивных интеллектуальных нагрузках, зрелый возраст и др.),

ему предлагается комплексное сопровождение образовательного процесса: организационно-педагогическое, психолого-педагогическое, медицинско-оздорови-тельное, социальное [3, с. 17].

Хотя нам и не приходилось встречаться с прямым отказом студента от взаимодействия с педагогом системы адаптации, но случаи прекращения начатого общения имели место. Поэтому наша схема предполагает возможность отказа студента от предлагаемой ему педагогической поддержки. Если студент принимает адаптационную помощь, то возможны три варианта развития событий. В беседе с педагогом системы адаптации может выясниться, что молодой человек не может определить причины своих неудач, тогда воспитатель вместе с ним проанализирует его учебную успешность и предложит ему те виды адаптационного взаимодействия, которые наиболее эффективны именно для него. Если студент знает причины своей учебной неуспешности, то в беседе с педагогом определяются те виды адаптации, реализация которых может ему помочь догнать своих однокурсников. В том случае, когда студент знает и причины своего отставания, и виды деятельности для их устранения, но не имеет желания для реализации намеченных действий, то ему предлагается цикл занятий по усилению мотивации к учению.

Адаптационное взаимодействие субъектов педагогического процесса в рамках системы адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к обучению в техническом вузе предполагает следующие виды адаптации: комплексное сопровождение образовательного процесса, спектр специализированных адаптационных дисциплин (модулей), нормативных дисциплин (модулей) [3, с. 12]. Хотя часть видов комплексного сопровождения образова-

взаимодействия субъектов

тельного процесса (медицинско-оздоровительное, социальное) предполагает участие и других подразделений вуза в решении проблем студентов, но подробную информацию о деятельности этих отделов молодой человек получает от педагога системы адаптации. Воспользоваться ли ему предлагаемой помощью, студент решает сам. Специализированные адаптационные дисциплины (модули) образовательная организация определяет самостоятельно исходя из конкретной ситуации и индивидуальных нужд студентов с особыми образовательными потребностями, а дисциплины выбираются самими студентами [3, с. 12]. Следует отметить, что на дополнительных курсах, проводимых в Пермском нацио-

нальном исследовательском политехническом университете в рамках системы адаптации студентов-первокурсников с особыми образовательными потребностями к обучению в техническом вузе с апреля 2014 года, чаще других был востребован модуль повышения мотивации к учению. Спектр нормативных дисциплин (модулей) от семестра к семестру меняется, чаще других дисциплин осваиваются высшая математика и разделы физики.

По результатам наших экспериментов можно сделать следующие предварительные выводы. После двух семестров адаптационного взаимодействия с педагогом студенты с особыми образовательными потребностями могут выйти на оценку «хорошо» по большинству изучаемых ими дис-

циплин. После семи семестров взаимодействия такие студенты уже меняют познавательные потребности на профессиональные, корректируют выбор специальности и осознанно повышают учебную успешность до запланированного ими уровня («хорошо», «отлично») [2, с. 129]. После двенадцати семестров взаимодействия (длительность обучения в магистратуре) они потребность в учении меняют на потребность в труде, считают учебную деятельность неотъемлемой частью профессиональной деятельности и осознанно достигают высокой успешности в ней. А более 60% магистрантов с особыми образовательными потребностями систематически участвуют в реальной трудовой деятельности по избранной специальности.

ЛИТЕРАТУРА

1. В добрый путь, выпускник! Сборник нормативных правовых документов и методических материалов по вопросам защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Пермь, 2006.

2. ВербицкийА.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетент-ностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М., 2009.

3. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса. № АК-44/05 от 8 апреля 2014 года. Министерство образования и науки Российской федерации. М., 2014.

4. Пискун О.Е. Влияние особенностей интеллекта на адаптацию студентов к обучению в техническом вузе // Уче-

ные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 11. С. 123-125.

5. Право детей с ограниченными возможностями на образование: подход к инклюзивному образованию, основанный на соблюдении прав человека, в регионе ЦВЕ/СНГ. 2011. United Nations Children's Fund (UNICEF).

6. Скамьянова Т.Ю. Адаптированные педагогические технологии // European Social Science Journal. 2015. № 7.

7. Скамьянова Т.Ю. Педагогическая поддержка беременных студенток. Саарбрюкен (Германия), 2014.

8. Скамьянова Т.Ю. Педагогическая поддержка студентов с особыми образовательными потребностями // Международный научный институт «Education». 2015. № 4 (11). C. 9-11.

9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012 года.

LITERATURA

1. V dobryij put', vypusknik! Sbornik normativnyh pravovyh dokumentov i metodicheskih materialov po voprosam zashhity prav detei-sirot i detei, ostavshihsya bez popecheniya roditelei, lic iz ih chisla. Perm', 2006.

2. VerbickijA.A., Laríonova O.G. Lichnostnyi j kompetentnostnyj podhody v obrazovanii: problemy integracii. M., 2009.

3. Metodicheskie rekomendacii po organizacii obrazovatel'nogo processa dlya obucheniya invalidov i lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v obrazovatel'nyh organizaciyah vysshego obrazovaniya, v tom chisle osnashhennosti obrazovatel'nogo processa. № AK-44/05 ot 8 aprelya 2014 goda. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiiskoj Federacii. M., 2014.

4. Piskun O.E. Vliyanie osobennostei intellekta na adaptaciyu studentov k obucheniyu v tehnicheskom vuze // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2011. № 11. S.123-125.

5. Pravo detej s ogranichennymi vozmozhnostyami na obrazovanie: podhod k inklyuzivnomu obrazovaniyu, osnovannyj na soblyudenii prav cheloveka, v regione CVE/ SNG. 2011. United Nations Children's Fund (UNICEF).

6. Skam^nova T.Yu. Adaptirovannye pedagogicheskie tehnologii // European Social Science Journal. 2015. № 7.

7. Skam^nova T.Yu. Pedagogicheskaya podderzhka beremennyh studentok. Saarbryuken (Germanija), 2014.

8. Skam^nova T.Yu. Pedagogicheskaya podderzhka studentov s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami // Mezhdunarodnyj nauchnyj institut «Education». 2015. № 4 (11). S. 9-11.

9. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoj Federacii» № 273 ot 29 dekabrya 2012 goda.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.