адаптационная модель организации двигательном активности обучающихся
УДК/UDC 796.011.3
Информация для связи с автором: nikulin i@bsu.edu.ru
Поступила в редакцию 25.10.2019 г.
Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Кадуцкая1
Доктор педагогических наук, профессор Л.Н. Волошина1
Доктор педагогических наук, профессор В.Л. Кондаков1
Доктор педагогических наук, профессор В.Н. Ирхин1
1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород
ADAPTATION MODEL OF ORGANIZATION OF STUDENTS' MOTOR ACTIVITY
PhD, Associate Professor L.A. Kadutskaya1 Dr.Hab., Professor L.N. Voloshina1 Dr.Hab., Professor V.L. Kondakov1 Dr.Hab., Professor V.N. Irkhin1
1 Belgorod State National Research University, Belgorod
Аннотация
Цель исследования - научное обоснование адаптационной модели организации двигательной активности обучающихся на основе анализа отечественных и зарубежных исследований.
Методика и организация исследования. Основываясь на адаптационном подходе, осуществлялось моделирование процесса оптимизации двигательной активности обучающихся.
Результаты исследования и выводы. Методологическую основу модели составили адаптационный, системный, деятельностный, личностно ориентированный, аксиологический и дифференцированный подходы. Структура представленной модели включала в себя следующие компоненты: целевой, содержательный, процессуальный и результативный. В качестве ведущих форм деятельности выступили такие, как мониторинг двигательной активности обучающихся, анализ и прогнозирование результатов, консультации участников образовательного процесса, коррекция деятельности и условий, которые определяют как процессуальное, так и содержательное обеспечение двигательной активности.
Ключевые слова: двигательная активность, обучающиеся, адаптация, адаптационный подход, моделирование.
Annotation
Objective of the study. The article presents the results of analysis of domestic and foreign literature devoted to the study of the problems of regulation of motor activity in children, as well as the results of analysis of normative program-methodical documentation, educational standards, exemplary training programs and other documentary materials that regulate students' motor activity. Methods and structure of research. The analysis of recent studies of motor activity in children of preschool and school age enables to identify common scientific interests of domestic and foreign scientists and testifies to the urgency of the issue of optimization of students' motor activity. The problem of regulation of children's motor activity in terms of the adaptive approach is still understudied. Results of the study. Based on the analysis results, we developed and proposed an adaptation model of organization of children's motor activity basing on comprehensive consideration of students' adaptation to the educational environment.
Keywords: motor activity, students, adaptation, adaptive approach, modeling.
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Введение. Современная окружающая действительность изменила предпочтения, интересы, ценностные ориентации и потребности обучающихся в двигательной активности. Эти изменения затрагивают как количественные, так и качественные характеристики. У современных детей можно наблюдать наличие таких явлений, как гиперактивность и гиподинамия. В дальнейшем гиперактивность, гиподинамия приводят к стрессовым состояниям, формированию вредных привычек, что вызывает нарушение обмена веществ, негативное влияние на опорно-двигательный аппарат и в целом на состояние здоровья обучающихся [4]. Несмотря на многочисленные исследования российских и зарубежных ученых по этой проблематике, отсутствие целостной системы формирования оптимального двигательного режима обучающихся с учетом их возможностей, потребностей, интересов и ценностных ориентаций, существенно затрудняет достижение цели воспитания здорового ребенка, что вызывает необходимость дальнейшего исследования проблемы регулирования двигательной активности обучающихся в условиях образовательного пространства.
Цель исследования - на основе анализа отечественных и зарубежных исследований разработать адаптационную модель организации двигательной активности обучающихся.
Методика и организация исследования. Анализ отечественных и зарубежных работ, посвященных исследованию проблем регулирования двигательной активности детей и анализ документальных материалов, регламентирующих двигательную активность обучающихся.
Результаты исследования и их обсуждение. На сегодняшний день в утвержденном СанПиНе 2.4.2.2821-10 (с изменениями на 22 мая 2019 г.) остается неизменной рекомендация о необходимости удовлетворения биологической потребности в движении и проведении не менее 3 учебных занятий физической культурой (в урочной и внеурочной форме) в неделю и остается нераскрытым и актуальным вопрос определения объективных показателей и норм ежедневной двигательной активности, а также эффективных методов измерения двигательной активности обучающихся. Таким образом, нерешенной и малоизученной остается проблема адаптации образовательной сре-
20 http://www.teoriya.ru —- http://www.teoriya.ru
№ 1 • 2020 Январь | Yanuary
ды к возможностям и потребностям обучающихся в двигательной активности.
Процессы адаптации обучающегося к образовательной среде сопровождаются перестройками в его эмоционально-волевой, мотивационной и познавательной сферах в соответствии с изменяющимися условиями и требованиями обучения в школе. И чем выше требования, предъявляемые образовательной средой к обучающемуся, что наблюдается на сегодняшний день, тем тяжелее протекают его адаптационные процессы. Все вышесказанное подтверждает актуальность и необходимость разработки адаптационной модели организации двигательной активности детей, основанной на комплексном учете адаптационных процессов обучающихся к образовательной среде (см. рисунок).
Основываясь на адаптационном подходе, мы осуществили моделирование процесса оптимизации двигательной активности обучающихся. При определении концептуальных основ исследования мы ориентировались на работы В. К. Бальсевича; Т. Е. Виленской; Л. Н. Волошиной; А. Г. Ком-кова, Л. И. Лубышевой; И. А. Криволапчука; С. Д. Неверкови-ча; Ю. К. Чернышенко [1-3, 5-8].
Достижение цели представленной модели, на наш взгляд, будет наиболее эффективным при выполнении определенных условий: материально-техническое обеспечение, профессиональная компетентность педагогов, программно-методическое обеспечение, нормативное сопровождение и учет показателей адаптационного процесса. Методологическую основу модели составляют адаптационный, сис-темный, деятельностный, личностно ориентированный, аксиологический и дифференцированный подходы. Структура представленной модели включает в себя следующие компоненты: целевой, содержательный, процессуальный
и результативный, а в качестве ведущих форм деятельности выступают такие из них, как мониторинг двигательной активности обучающихся, анализ и прогнозирование результатов, консультации участников образовательного процесса, коррекция деятельности и условий, которые определяют как процессуальное, так и содержательное обеспечение двигательной активности.
Выводы. Представленная адаптационная модель организации двигательной активности обучающихся включает целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты; комплекс педагогических условий ее реализации; позволяет оптимизировать объем, время и интенсивность двигательной активности обучающихся, повысить физическую подготовленность и улучшить их психофизиологические показатели.
Литература
1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека [Текст] / В.К. Бальсе-вич. - М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2000.
- 275 с.
2. Виленская Т.Е. Объективные риски процесса физического воспитания и педагогические способы их минимизации: на примере процесса физического воспитания младших школьников [Текст]: дис. ... докт. пед. наук / Т.Е. Виленская. - Краснодар, 2012. - 574 с.
3. Волошина Л.Н. Развитие здоровьесберегающего образовательного пространства дошкольных учреждений: методология, теория, практика [Текст]: дис. ... докт. пед. наук / Л.Н. Волошина.
- Екатеринбург, 2006. - 434 с.
4. Данилейко М.С. Адаптация детей к школьным условиям средствами физической рекреации [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.С. Данилейко. - СПб., 2008. - 27 с.
5. Комков А.Г. Социологические основы здорового образа жизни и физической активности школьников [Текст] / А.Г. Комков, Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. - № 1. - С. - 40-46.
6. Криволапчук И.А. Оптимизация функционального состояния детей и подростков в процессе физического воспитания [Текст]: монография / И.А. Криволапчук. - Гродно, 2007. - 606 с.
7. Неверкович С.Д. Педагогика физической культуры и спорта [Текст] / С.Д. Неверкович. - М.: Академия, 2010. - 336 с.
8. Чернышенко Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис. ... докт. пед. наук / Ю.К. Чернышенко. - Краснодар, 1998. - 50 с.
3
4,
5
6,
7
8
References
Адаптационная модель организации двигательной активности обучающихся
1. Bal'sevich V.K. Ontokineziologiya cheloveka [Human ontokinesiology]. M.: Teoriya i praktika fiz. kultury i sporta publ., 2000. 275 p.
2. Vilenskaya T.E. Ob'ektivnyie riski protsessa fizicheskogo vospitaniya i pedagogicheskie sposobyi ih minimizatsii: na primere protsessa fizicheskogo vospitaniya mladshih shkolnikov [Objective risks of physical education process and pedagogical ways to minimize them: case study of physical education process at primary school]. Doct. diss.. (Hab.). Krasnodar, 2012.557 p.
Voloshina L.N. Razvitie zdorovesberegayuschego obrazovatelnogo prostranstva doshkolnyih uchrezhdeniy: metodologiya, teoriya, praktika [Development of health protection educational space in preschool institutions: methodology, theory, practice]. Doct. diss. (Hab.). Yekaterinburg, 2006.443 p.
Danileyko M.S. Adaptatsiya detey k shkolnyim usloviyam sredstvami fizicheskoy rekreatsii [Adaptation of children to school conditions by means of physical recreation]. PhD diss. abstr.. St. Petersburg, 2008.27 p.
Komkov A.G., Lubysheva L.I. Sotsiologicheskie osnovyi zdorovogo obraza zhizni i fizicheskoy aktivnosti shkolnikov [Sociological basis of healthy lifestyle and physical activity of schoolchildren]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2003. no. 1 .pp. 4046. Krivolapchuk I.A. Optimizatsiya funktsionalnogo sostoyaniya detey i podrostkov v protsesse fizicheskogo vospitaniya [Optimization of functional state of children and adolescents in physical education process]. Grodno, 2007.606 p.
Neverkovich S.D. Pedagogika fizicheskoy kulturyi i sporta [Pedagogy of physical education and sports]. M.: Akademiya publ., 2010.336 p. Chernyshenko Yu.K. Nauchnopedagogicheskie osnovaniya innovatsionnyih napravleniy v sisteme fizicheskogo vospitaniya detey doshkolnogo vozrasta [Scientific and educational foundations of innovative directions in preschool physical education syste]. Doct. diss. (Hab.). Krasnodar, 1998. 50 p.
№ 1 • 2020 Январь | Yanuary http://www.teoriya.ru 21
http://www.teoriya.ru --