Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ'

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PHYSICAL CULTURE / PHYSICAL EDUCATION / ADAPTIVE POTENTIAL / PRIMARY SCHOOL AGE ORPHANS / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ДЕТИ-СИРОТЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серых А.Б., Мычко Е.И.

Цель исследования - выявить особенности адаптационного потенциала детей-сирот младшего школьного возраста к занятиям физической культурой. Методика и организация исследования. Научная работа осуществлялась на базе общеобразовательной школы г. Зеленоградска. Диагностическое исследование проводилось с учащимися 4-х классов в количестве 25 человек, из них 9 человек - дети-сироты, 16 - дети из полных семей. Были использованы педагогическое наблюдение, тест Т. Дембо-С. Рубинштейна на определение уровня самооценки и опросник А. Басса-А. Дарки на выявление уровня агрессивности. Результаты исследования и выводы. У обследуемых детей были отмечены высокие показатели уровня агрессивности и низкий уровень самооценки по показателям: «ум», «способности», «уверенность в себе», «авторитет у сверстников». Удалось установить преобладающие мотивы посещения уроков физкультуры: потребность в признании, двигательная активность, ситуация успеха и командное взаимодействие с детьми-сиротами. Этот факт позволил указать на огромные педагогические и коррекционные возможности физической культуры в формировании социального опыта детей-сирот через раскрытие их адаптационного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Orphans' Adaptive Potential to Physical Education

Objective of the study was to identify the peculiarities of adaptation of primary school age orphans to physical education activities. Methods and structure of the study. The study was carried out on the basis of a comprehensive school in Zelenogradsk. Sampled for the diagnostic study were the fourth-graders (n=25, including 9 orphans and 16 children living in full families). The research methods applied in the study involved pedagogical observation, T. Dembo and S.Y. Rubinstein self-rating qualities test, A. Bass and A. Darki test to rate aggressiveness. Results of the study. The examined children were found to have high levels of aggressiveness and low levels of self-esteem in terms of intelligence, skills, self-confidence, and authority among their peers. We succeeded to identify the dominant motives for attending physical education lessons: the need for recognition, physical activity, success situation and team interaction with orphans. This fact indicated vast pedagogical and correctional opportunities provided by physical culture for shaping social experience of orphans through unleashing their adaptive potential. Conclusion. The results of the theoretical and empirical study allowed for the conclusion that physical education activities create constantly changing conditions for social interaction, which helps reveal personal adaptive potential of orphans.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ»

особенности адаптационного потенциала детей-сирот к занятиям физической культурой

УДК/UDC 796.011.1

Поступила в редакцию 26.09.2019 г.

Доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор А.Б. Серых1

Доктор педагогических наук, профессор Е.И. Мычко1

1 Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, Калининград

FEATURES OF ORpHANS' ADApTIVE pOTENTIAL TO pHYSICAL EDUCATION

Dr.Hab., Dr.Sc.Psych., Professor A.B. Serykh1 Dr. Hab., Professor E.I. Mychko1

1 Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad

Информация для связи с автором: levanova.46@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - выявить особенности адаптационного потенциала детей-сирот младшего школьного возраста к занятиям физической культурой.

Методика и организация исследования. Научная работа осуществлялась на базе общеобразовательной школы г. Зеленоградска. Диагностическое исследование проводилось с учащимися 4-х классов в количестве 25 человек, из них 9 человек - дети-сироты, 16 - дети из полных семей. Были использованы педагогическое наблюдение, тест Т. Дембо-С. Рубинштейна на определение уровня самооценки и опросник А. Басса-А. Дарки на выявление уровня агрессивности.

Результаты исследования и выводы. У обследуемых детей были отмечены высокие показатели уровня агрессивности и низкий уровень самооценки по показателям: «ум», «способности», «уверенность в себе», «авторитет у сверстников». Удалось установить преобладающие мотивы посещения уроков физкультуры: потребность в признании, двигательная активность, ситуация успеха и командное взаимодействие с детьми-сиротами. Этот факт позволил указать на огромные педагогические и коррекционные возможности физической культуры в формировании социального опыта детей-сирот через раскрытие их адаптационного потенциала.

Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, адаптационный потенциал, дети-сироты младшего школьного возраста.

Annotation

Objective of the study. Objective of the study was to identify the characteristics of the adaptive potential of orphans of primary school age to physical education. Methods and structure of research. Scientific work was carried out on the basis of a comprehensive school in Zelenogradsk.

Methods and structure of research. A diagnostic study was conducted with students of 4 classes in the amount of 25 people, of which 9 people were orphans, 16 were children from complete families. We used pedagogical observation, test T. Dembo - S. Rubinstein on determining the level of self-esteem and A. Bass - A questionnaire. Darks to identify the level of aggressiveness. Results of the study. The examined children showed high levels of aggressiveness and a low level of self-esteem in terms of intelligence, ability, self-confidence, and authority among peers. It was possible to establish the prevailing motives for attending physical education lessons: the need for recognition, physical activity, a situation of success and team interaction with orphans. This fact made it possible to point out the enormous pedagogical and correctional possibilities of physical education in shaping the social experience of orphans through the disclosure of their adaptive potential.

Output. The results of theoretical and empirical studies have allowed us to argue that physical education creates constantly changing conditions for social interaction, which reveal the personal adaptive potential of orphans.

Keywords: physical education, physical education, adaptive potential, orphans of primary school age.

Введение. На сегодняшний день ключевым показателем социального благополучия каждого государства считается отношение к менее защищенным слоям населения - инвалидам, сиротам и пожилым людям, нуждающимся в помощи. Оказание помощи детям - важнейшее направление социальной политики, поскольку в Российской Федерации каждый год появляется более 100 тысяч сирот [1].

В настоящий момент под сиротством понимают отрицательное общественное явление, обозначающее образ жизни детей, лишенных родительского воспитания по тем или иным причинам. Наиболее распространенной формой жизненного устройства таких детей является детский дом,

который может иметь весь комплекс жилых, медицинских и образовательных учреждений, реже коррекционных. Иногда дети обучаются в обычной школе, в остальное время находясь в жилых помещениях учреждения (в нашем исследовании присутствовал именно такой вариант).

Очень часто у ребенка-сироты происходит снижение общего психического тонуса, нарушение процессов саморегуляции, отстранение от культурных норм и ценностей, в итоге - дефицит социального опыта. Все это актуализирует работу по формированию умения следовать определенной модели поведения, развитию коммуникативной культуры и социального взаимодействия. В целом, речь идет об адап-

№ 1 • 2020 Январь | Yanuary http://www.teoriya.ru 25

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

тационном потенциале личности, под которым понимают уровень приспособления латентных или явных возможностей личности к новым или меняющимся условиям социального взаимодействия [2].

Физическая культура как вид общей культуры обладает огромными педагогическими возможностями для формирования социального опыта детей-сирот. Относительно нашего исследования можно говорить и про оптимизацию процесса физического воспитания в школе, поскольку этот вид культуры определяется потребностями современного общества в здоровом образе жизни. Возникает необходимость привлечения школьников к различным видам физкультурной деятельности (образовательной, реабилитационной, спортивной). Такой подход к организации и проведению занятий физической культурой позволяет детям-сиротам проявить в различной степени сформированности свои возможности в изменяющихся условиях социального взаимодействия, т. е. адаптационный потенциал [3].

Цель исследования - выявить особенности адаптационного потенциала детей-сирот младшего школьного возраста к занятиям физической культурой.

Методика и организация исследования. Научная работа осуществлялась на базе общеобразовательной школы г. Зеленоградска. Диагностическое исследование проводилось с учащимися 4-х классов в количестве 25 человек, из них 9 человек - дети-сироты, 16 - дети из полных семей.

Были использованы педагогическое наблюдение, тест Т. Дембо-С. Рубинштейна на определение уровня самооценки и опросник А. Басса-А. Дарки на выявление уровня агрессивности.

Результаты исследования и их обсуждение. При

анализе результатов, полученных на первом этапе исследования, было выявлено, что у 8 детей из 9 - заниженная самооценка, у 1 - адекватная, а показателей завышенной самооценки не наблюдалось. У младших школьников из полных семей: у 11 человек - адекватная самооценка, у 1 - заниженная и у 4 детей - завышенная. Надо указать, что показателями оценивания явились «ум», «способности», «уверенность в себе», «авторитет у сверстников». Данная ситуация объясняется тем, что дети-сироты младшего школьного возраста более замкнуты в отличие от своих сверстников, не верят в свои силы, более изолированы, малообщительны. В условиях общеобразовательной школы, где они обучаются со сверстниками из полных семей, такие дети избегают нового и незнакомого, стремятся выбирать задания и ситуации, которые гарантируют им успех.

По результатам анализа сформированного уровня агрессивности можем отметить, что у большинства детей-сирот (70 %) преобладают вербальная и невербальная агрессии. У детей из полных семей доминировал адекватный уровень -53 %, повышенный наблюдался у 33 %. Это свидетельствует о том, что ученики 4-го класса начинают эпизодически проявлять образцы поведения младших подростков: способность вступить в драку, раздражительность, склонность нарушать установленные правила, грубость, крик или повышение голоса в ответ в споре. Межличностные отношения недолговечные и очень формальные. Такой характер межличностного взаимодействия отражает специфику адаптационного потенциала детей-сирот: скрытые возможности проявляются только при изменении условий общения.

В ходе педагогического наблюдения на втором этапе исследования мы подтвердили выводы теоретических исследований по вопросу формирования адаптационного потенциала, поскольку обращает на себя внимание то, что ученики учреждений интернатного типа лишены многообразия форм взаимодействия со взрослыми в различных видах деятельности, из-за чего у них плохо сформированы планирование и самодисциплина как компоненты произвольной регуляции поведения [4]. Такое поведение хорошо было заметно на уроках физкультуры, которые мы посещали: вербальная и невербальная агрессии проявлялись в том, что действия одноклассников воспринимались как повод для конфликта. Присутствие учителя удерживало школьников от физической агрессии.

В ходе дальнейшего наблюдения было установлено, что на уроках физкультуры любимыми заданиями и упражнениями у детей-сирот являются те, что создают ситуацию успеха, удовлетворят потребность в признании, обеспечивают двигательную активность и командное взаимодействие с ребятами из детского дома. При регулярном посещении занятий по физической культуре у школьников из детского дома увеличивается роль достижения спортивного результата, при этом мотив поддержания здоровья формируется очень медленно.

Вывод. Результаты теоретического и эмпирического исследования позволяют утверждать, что занятия физической культурой создают постоянно меняющиеся условия социального взаимодействия, которые раскрывают личностный адаптационный потенциал детей-сирот.

Литература

1. Лифинцев Д.В. Социальная поддержка как фактор психического благополучия детей и подростков /Д.В. Лифинцев, A^. Серых, A.A. Лифинцева // Национальный психологический журнал. -2016. - № 4 (24). - С. 71-78.

2. Маклаков A.r. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях [Текст] / A.r. Маклаков // Психологический журнал. - 2016. - № 1. -С. 16- 24.

3. Пелих Е.Ю. Формирование мотивации к физкультурно-спортив-ной деятельности у школьников с нарушением интеллекта на занятиях адаптивным физическим воспитанием: дис. ... канд. пед. наук / Е.Ю. Пелих. - Санкт-Петербург. - 2011. - 166 с.

4. Серых A^. Психологическое благополучие как фактор достижения каждым обучающимся образовательных результатов / A^. Серых, И.И. Капалыгина // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2018. - № 4 (46). - С. 166-173.

References

1. Lifintsev D.V., Serykh A.B., Lifintseva A.A. Sotsialnaya podderzhka kak faktor psihicheskogo blagopoluchiya detey i podrostkov [Social support as a factor in mental wellbeing of children and adolescents]. Natsionalny psikhologicheskiy zhurnal. 2016. no. 4 (24). pp. 7178.

2. Maklakov A.G. Lichnostnyiy adaptatsionnyiy potentsial: ego mobilizatsiya i prognozirovanie v ekstremalnyih usloviyah [Personal adaptive potential: its mobilization and forecasting in extreme conditions]. Psikhologicheskiy zhurnal. 2016. no. 1. pp. 1624.

3. Pelikh E.Yu. Formirovanie motivatsii k fizkulturnosportivnoy deyatelnosti u shkolnikov s narusheniem intellekta na zanyatiyah adaptivnyim fizicheskim vospitaniem [Motivating students with intellectual disabilities for physical education and sports at academic adaptive physical education classes]. PhD diss.. St. Petersburg. 2011.16 p.

4. Serykh A.B., Kapalygina I.I. Psihologicheskoe blagopoluchie kak faktor dostizheniya kazhdyim obuchayuschimsya obrazovatelnyih rezultatov [Psychological wellbeing as a factor in achievement of academic results by each student]. Izvestiya Baltiyskoy gosudarstvennoy akademii rybopromyslovogo flota: psikhologopedagogicheskie nauki. 2018. no. 4 (46). pp. 166173.

26 http //www.teoriya.ru № 1 • 2020 Январь | Yanuary

-I- http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.