особенности вариабельности сердечного ритма у футболистов 14-16 лет
УДК/UDC 796.01:612
Поступила в редакцию 28.10.2019 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Доктор биологических наук, профессор А.А. Псеунок1 Кандидат биологических наук М.А. Муготлев1 Кандидат биологических наук, доцент М.Н. Силантьев1 Р.А. Гасанова2
1 Адыгейский государственный университет, Майкоп
2 Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар
peculiarities of heart rate variability in 14-16 year-old football
players
Dr.Biol., Professor A.A. Pseunok1 PhD M.A. Mugotlev1
PhD, Associate Professor M.N. Silantiev1 R.A. Gasanova2
1 Adyghe State University, Maikop
2 Kuban State Medical University, Krasnodar
Аннотация
Цель исследования - изучить особенности вариабельности сердечного ритма юных спортсменов к тренировочным нагрузкам. Методика и организация исследования. Обследование юных футболистов 14-16 лет проводилось в периоды учебного года, которые максимально удалены от каникул. Спортивный стаж футболистов к концу исследования составлял 6 лет. В контрольных группах с традиционным двигательным режимом физическое воспитание осуществлялось в объеме двух уроков физической культуры в неделю.
Результаты исследования и выводы Полученные результаты свидетельствуют о том, что под влиянием расширенного двигательного режима структура сердечного ритма в покое меняется, отражая процессы установления новых, более благоприятных взаимоотношений: снижение симпатических и усиление парасимпатических влияний на сердце. Также выявлена устойчивая реакция организма юных футболистов на повышение двигательной активности, что рассматривалось как реакция адаптивного ответа. При нарастании тренированности организма преобладает автономный контур регуляции, наблюдается децентрализация регуляторных механизмов сердечного ритма и ослабление тонуса симпатической нервной системы, а также усиление центральных механизмов управления кардиоритма при перетренированности.
Ключевые слова: адаптация, сердечный ритм, регуляторные механизмы, физические нагрузки, функциональные резервы, юные спортсмены, здо-ровьесбережение.
Annotation
Objective of the study was to analyze the peculiarities of heart rate variability-based adaptation of young athletes to training loads. Methods and structure of the study. The study involved the 14-16 year-old football players and was carried out in those periods of the academic year that were the farthest from the holidays. By the end of the experiment, the sports experience of the respondents was 6 years. The RG athletes were trained in the traditional motor mode (two physical education lessons a week). Results and discussion. The results obtained show that under the influence of the extended motor mode the resting heart rate structure changes, thus reflecting the processes of formation of new, more favorable relations: a decrease in the sympathetic and an increase in the parasympathetic influences on the heart. We also detected a stable reaction of the body of young football players to increased motor activity, which was interpreted as an adaptive response. With increasing physical fitness level, it is the autonomous regulation circuit that starts to prevail; the heart rate regulation mechanisms become decentralized and the tone of the sympathetic nervous system decreases, while the central mechanisms of heart rate regulation increases due to overtraining.
Conclusion. The data obtained can be effectively used in sports selection, training process management, prediction of overtraining and overstrain
Keywords: adaptation, heart rate, mechanisms of regulation, physical activity, functional reserves, young athletes, health protection.
Введение. Исследования регуляции сердечного ритма (СР) продолжают оставаться актуальными для современной физиологии. Как показывает практика современного спорта, в настоящее время очевидным является тот факт, что многие компоненты, из которых складываются функциональные резервы организма человека, почти достигли своего предела, практически исчерпаны возможности дальнейшего повышения объема и интенсивности физических нагрузок без риска нанести ущерб здоровью. В этом плане изучение особенностей вариабельности сердечного ритма у футболистов 14-16 лет представляет собой большой интерес.
Особое значение данные исследования имеют в отношении развивающегося организма или начинающих спортсменов, т. к. знания особенностей приспособления к систематической мышечной работе являются необходимым условием как рационального построения тренировочного процесса, так и сохранения на должном уровне функционального состояния организма. Физиологические показатели организма, отражающие состояние механизмов вегетативной регуляции сердечной деятельности, могут использоваться в качестве надежных маркеров оценки функционального состояния и физической подготовленности организма [2, 4, 7-10].
№ 1 • 2020 Январь | Yanuary
http://www.teoriya.ru http://www.teoriya.ru
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
В связи с несомненной актуальностью представленной проблемы было проведено изучение интегральных параметров сердечно-сосудистой системы у юных спортсменов 14-16 лет, систематически занимающихся футболом.
Цель исследования - изучить особенности вариабельности сердечного ритма юных спортсменов к тренировочным нагрузкам.
Методика и организация исследования. Обследование юных футболистов 14-16 лет проводилось в октябре, феврале и апреле, то есть в те периоды учебного года, которые максимально удалены от каникул, с целью получения данных во время большего влияния учебных и физических нагрузок на организм школьников.
К концу обследования спортивный стаж составлял 6 лет, юные футболисты занимались по программе, утвержденной в детско-юношеской спортивной школе. Они составляли экспериментальную группу, а у контрольной группы уроки физической культуры проходили в объеме 2 ч в неделю.
Для оценки физического состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) использовали метод Баевского (1985) [1].
Проводился корреляционный анализ между изучаемыми параметрами.
Полученные результаты исследования обработали методом вариационной статистики с вычислением средней арифметической (М), ошибки средней арифметической (т), критерия достоверности (^ по Стьюденту и уровня вероятности (р).
Результаты исследования и их обсуждение. По результатам исследований можно отметить, что в контрольных и экспериментальных группах у юношей 14-16 лет в течение двух лет происходит существенное увеличение соматомет-рических показателей. В начале учебного года в обеих группах (экспериментальной и контрольной) не выявлено достоверных различий по частоте сердечных сокращений (ЧСС). У школьников 14-16 лет контрольной группы на протяжении двух лет средние значения ЧСС были почти стабильны, тогда как у юных спортсменов частота сердечных сокращений к концу второго учебного года снижалась. Обнаруженная динамика у юных спортсменов рассматривалась как хорошая физическая подготовка и более раннее становление парасимпатических отделов вегетативной нервной системы.
У мальчиков контрольной группы отмеченные изменения значений вариационного размаха (АХ), гуморального канала (Мо), центрального контура регуляции (ИН) указывают на то, что физическая нагрузка соответствовала адаптационным возможностям организма. Однако в то же время, в начале второго года исследования, доля симпатикотоников, согласно показателям индекса напряжения, составляет четвертую часть всех обследованных и к концу учебного года уменьшается до 11%.
По величине вариационного размаха у юных футболистов на протяжении второго года исследования отмечено напряжение адаптационных механизмов.
Среднестатистические значения амплитуды моды указывают на неудовлетворительную адаптацию юных футболистов, хотя в течение второго года исследований наблюдается тенденция увеличения процента обучающихся с нормальными значениями амплитуды моды и уменьшения процента обучающихся с напряжением адаптационных механизмов [3].
Новый уровень адаптационных возможностей формируется в результате длительных и целенаправленных тренировок.
При нарастании тренированности организмов преобладает автономный контур регуляции, наблюдается децентрализация регуляторных механизмов сердечного ритма и ослабление тонуса симпатической нервной системы, а также усиление центральных механизмов управления кардиоритма при перетренированности [5].
Исходя из учения Г Селье, «цена адаптации» не должна превышать функциональные ресурсы организма, в результате чего может произойти срыв адаптации с развитием патологи. Общеизвестно, что в спорте - это состояние перетре-нерованности [6].
Был проведен корреляционный анализ между соматомет-рическими показателями и параметрами вариабельности сердечного ритма.
У обучающихся, сочетающих учебные и спортивные нагрузки, в возрасте 14-16 лет выявлено небольшое количество внутренних связей, а межсистемные корреляционные взаимоотношения между антропометрическими показателями и параметрами сердечного ритма не выявлены. Обнаруженные корреляционные связи указывают на становление регуляторных механизмов (автономного и центрального контуров регуляции), а отсутствие межсистемных связей свидетельствует о «функциональном дисбалансе» организма и гетерохронности физического развития. Неустойчивость корреляционных взаимосвязей, как мы предполагаем, связана с незрелостью регуляторных механизмов. Вместе с тем разрушение старых и образование новых связей свидетельствует об активном протекании реакций адаптации.
Как отмечено в работе, в процессе занятий спортом происходят существенные сдвиги в отношении как морфологии, так и функций сердечно-сосудистой системы.
Хорошее функциональное состояние физиологического спортивного сердца расценивается как проявление долговременной адаптационной реакции, обеспечивающей осуществление ранее недоступной по своей интенсивности физической работы.
Вывод. Результаты исследований, проведенных на юных спортсменах, указывают, что под влиянием расширенного двигательного режима структура сердечного ритма меняется, отражая процессы установления новых, более благоприятных взаимоотношений: снижение симпатических и усиление парасимпатических влияний на сердце. Выявлена устойчивая реакция организма юных футболистов на повышение двигательной активности, что нами рассматривалось как реакция адаптивного ответа, целесообразное и необходимое при реально существующей деятельности.
Полученные данные могут быть эффективно использованы при спортивном отборе, в управлении тренировочным процессом, прогнозировании перетренировки и переутомления.
Литература
1. Баевский Р.М. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе / Р.М. Баевский, О.И. Кириллов, С.З. Клецкин. - М.: Наука, 1984. - 220 с.
2. Гаврилова Е.А. Вегетативная регуляция ритма сердца как критерий назначения фармакологической коррекции в спорте / Е.А. Гаврилова // Ритм сердца и тип вегетативной регуляции в оценке уровня здоровья населения и функциональной подготовленности спортсменов: матер. VI Всерос. симп. - Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. - С. 96-102.
3. Муготлев М.А. Взаимосвязь физического развития и вариабельности сердечного ритма у школьников, занимающихся футболом в возрасте 10-17 лет: автореф. дис. ... канд. биол. наук / М.А. Муготлев. - Майкоп, 2007. - 21 с.
4. Псеунок А.А. Mechanisms of the heart function control of young sportsmen aged 10-14 (scopus) / А.А. Псеунок, М.А. Муготлев, М.Н. Силантьев // Indian journal of Sciensce and Technology,Vol 8(30), November 2015. DOI: 10.17485/ ijst/2015/v8i30/85345
5. Русанов В.Б. Типологические особенности вегетативной регуляции ритма сердца подростков в условиях различной двигательной активности / В.Б. Русанов // Вестник ЧГПУ, 2011. - № 6. -С. 313-324.
6. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. - М.: Медгиз, 1960. - 254 с.
7. Серегина С.С. Мониторинг адаптационных возможностей организма человека / С.С. Серегина // Эколого-физиологические проблемы адаптации: матер. 10-го междунар. симпозиума. - М.: Изд-во РУДН, 2001. - С. 280-281.
32 http //www.teoriya.ru № 1 • 2020 Январь | Yanuary
http://www.teoriya.ru
References
1. Bayevsky R.M., Kirillov O.I., Kletskin S.Z. Matematicheskiy analiz izmeneniy serdechnogo ritma pri stresse [Mathematical analysis of changes in heart rate under stress]. Moscow: Nauka publ., 1984, 221 p.
2. Gavrilova E.A. Vegetativnaya regulyatsiya ritma serdtsa kak kriteriy naznacheniya farmakologicheskoy korrektsii v sporte [Autonomic regulation of heart rate as criterion of pharmacological real correction athletes in sports]. Heart rate and type of autonomic regulation in people'sealth and athletes' physical fitness assessment. Proc. VI nat. symp.. Izhevsk: USU publ., 2016. pp. 96102.
3. Mugotlev M.A. Vzaimosvyaz fizicheskogo razvitiya i variabelnosti serdechnogo ritma u shkolnikov, zanimayuschihsya futbolom v vozraste 1017 let [Relationship of physical development and heart rate variability in 1017 year old school students practicing football. PhD diss. abstr.]. Maikop. 2007.21 p.
4. Pseunok A.A., Mugotlev M.A., Silantyev M.N. Mechanisms of the heart function control of young sportsmen aged 1014 (scopus). Indian journal of Science and Technology, Vol 8 (30), November 2015. DOI: 10.17485/ijst/2015/v8i30/85345
5. Rusanov V.B. Tipologicheskie osobennosti vegetativnoy regulyatsii ritma serdtsa podrostkov v usloviyah razlichnoy dvigatelnoy aktivnosti [Typological characteristics of autonomic regulation of heart rate of adolescents under various motor activity]. Vestnik ChGPU, 2011. no. 6. pp. 313324.
6. Selye G. Ocherki ob adaptatsionnom sindrome [Essays on the adaptation syndrome]. M .: Medgiz publ, 1960.254 p.
7. Seregina S.S. Monitoring adaptatsionnyih vozmozhnostey organizma cheloveka [Monitoring of human adaptive capabilities]. Ecological and physiological problems of adaptation: proc. X Intern. symposium. M .: PFUR purbl, 2001. pp. 480481.
8. Malik M. Heart rate variability. Curr. Opin. Cardiol.1998. N 13(1). pp. 3644.
9. Nakanichi T., Yoshimura M. Elecent progress in Holter electrocardiography, focused on heart rate variability. Rinsho. Byori. 1993. Vol. 41 (11). pp. 613.
10. Sega S., Jager R., Kiauta T.A. A comparison of cardiovascular reflex tests and spectral analysis of heart rate variability in healthy subjects . C1in. Auton. Res. 1993. Vol. 3(3). pp. 7582.
из портфеля редакции
мониторинг ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
АКТУАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ фИзИЧЕСКого ВоСпИтАнИЯ
Б.Х. Ланда1
1Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова УДМ^С 796.011.3
Ключевые слова: мониторинг, методика, технология, информационное сопровождение, качество физического воспитания и образования, ГТО.
Введение. В настоящее время для выявления перспективных спортсменов и обработки результатов возрождаемого комплекса ГТО особую актуальность приобретает разработка технологий мониторинга показателей состояния здоровья, физического развития (ФР) и физической подготовленности (ФП) различных половозрастных групп населения.
Трудность внедрения мониторинга заключается в отсутствии единого для всей системы спорта и образования научно-методического подхода и инструментария организации тестирования показателей ФР и ФП, а также требований к обработке результатов, предусматривающих использование современного компьютерного оборудования.
Цель исследования - научно обосновать комплексный педагогический мониторинг показателей здоровья и знаний обучающихся.
Методика и организация исследования. Разработанная нами методика комплексного педагогического мониторинга изложена в учебных пособиях и содержит три технологических этапа: измерения, расчёты, оценочные операции, выполняемые с использованием информационно-диагностического обеспечения. Методика универсальна и позволяет отслеживать динамику физических качеств не только учащихся образовательных учреждений и взрослого населения, но и спортсменов, будущего резерва спорта высших достижений, выполняющих специальные для конкретного вида спорта тесты. Данная методика прошла апробацию в большинстве регионов России и ближнего зарубежья.
Результаты исследования и их обсуждение. Реализация методики начинается с первого технологического этапа «Заполнение карты фактических измерений», состоящей из пяти разделов: «Общий», содержащий информацию
MONITORING OF STUDENTS' PHYSICAL QUALITIES: CURRENT PHYSICAL EDUCATION ORGANIZATION MANAGEMENT TECHNOLOGY
B.Kh.Landa1
1Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov
Поступила в редакцию 02.10.2019 г.
об испытуемом (возраст, пол, социальный статус); раздел с измерением показателей ФР (масса тела, рост, ОГК, сила кисти, ЖЕЛ); раздел с измерением показателей ФП, определяющих уровень развития физических качеств; раздел с измерением показателей функциональной подготовленности; пятый раздел для учащихся образовательных учреждений -«Уровень знаний», заполняется средний балл успеваемости для студентов и школьников.
На втором технологическом этапе «Расчётный» по разделу ФР рассчитываются индексы весоростовой, жизненный, силы кисти, экскурсия грудной клетки, должная жизненная ёмкость лёгких. По разделу ФП проводится расчёт каждого из физических качеств на соответствие половозрастной норме и определяется общий уровень физической подготовленности испытуемого.
На третьем этапе «Оценка полученных результатов» проводится отслеживание расчетных количественных значений показателей, позволяющих оценить динамику ФР любого испытуемого, динамику развития его физических качеств и физических возможностей, функциональное состояние систем организма.
Вывод. Комплексный педагогический мониторинг, отслеживающий динамику показателей здоровья и уровень знаний обучающихся, является прорывной технологией в управлении организацией физического воспитания и значимым фактором в оценке качества образования (если знания растут, а важнейшие показатели здоровья падают, то такую образовательную систему нельзя назвать качественной).
Использованная литература
1. Ланда Б.Х. Мониторинг в управлении здоровьесбережением учащихся образовательных учреждений (обучающие методика и технология): учеб. пособие / Б.Х. Ланда. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2014. - 66 с.
2. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие, 5-е изд., доп. и испр. / Б.Х. Ланда. - М.: Советский спорт, 2011. - 348 с.
Информация для связи с автором: [email protected]
№ 1 • 2020 Январь | Yanuary http://www.teoriya.ru 33
http://www.teoriya.ru -г