Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СТУДЕНТОК, ИМЕЮЩИХ ЗАБОЛЕВАНИЯ СУСТАВОВ ВОСПАЛИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА'

ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СТУДЕНТОК, ИМЕЮЩИХ ЗАБОЛЕВАНИЯ СУСТАВОВ ВОСПАЛИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
49
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SPECIAL HEALTH GROUP / INFLAMMATORY JOINT DISEASES / PHYSICAL DEVELOPMENT / REHABILITATION / ADAPTATION / PSYCHO-EMOTIONAL STATE / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / ЗАБОЛЕВАНИЯ СУСТАВОВ ВОСПАЛИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Милашечкина Е. А., Джандарова Т. И., Погорелова О. В.

Цель исследования - изучить адаптационные возможности организма студенток, отнесенных к специальной медицинской группе, имеющих заболевания суставов воспалительного характера и результаты их коррекции средствами оздоровительной физической культуры. Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ), в котором участвовали студентки 1-го курса в возрасте 18-19 лет. Основными показателями для оценки функционирования ведущих адаптационных систем были использованы индекс массы тела, адаптационный потенциал системы кровообращения, тесты физической подготовленности. Для оценки психоэмоционального состояния использовали опросник дифференцированной самооценки САН (самочувствие, активность, настроение). Результаты исследования и выводы. При введении дополнительных занятий физической культурой оздоровительной направленности снизилось количество студенток с ожирением 1-й степени; улучшились показатели физической подготовленности и экспонента адаптационного потенциала кровообращения. Достоверно повысились значения показателей активности и настроения (р<0,05-0,01) после занятия. Объективно установлено положительное влияние дополнительных занятий оздоровительной физической культурой на адаптационные возможности, а также на психоэмоциональное состояние студенток СМГ с заболеваниями суставов воспалительного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Милашечкина Е. А., Джандарова Т. И., Погорелова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effects of Additional Recreational Physical Education Lessons on Adaptive Capabilities of Female Students Diagnosed with Inflammatory Joint Diseases

Objective of the study was to analyze adaptive capabilities of the body of female students attributed to a special health group diagnosed with inflammatory joint diseases, as well as the results of their correction by means of recreational physical education practices. Methods and structure of the study. The study was carried out at the premises of North-Caucasus Federal University and involved the first-year female students aged 18-19 years. The functionality of the leading body adaptive systems was assessed based on the following indicators: body mass index, adaptive potential of the circulatory system, physical fitness rates. The female students’ psychoemotional state was evaluated using the WAM (wellbeing, activity, mood) questionnaire. Results of the study. With the introduction of additional (extracurricular) recreational physical education classes, the number of female students with the 1st degree of obesity decreased; the physical fitness rates and exponential of adaptation potential of blood circulation improved. The activity and mood rates increased significantly (p<0.05-0.01) after the training session. The additional recreational physical education classes were found to have a positive effect on the adaptive capabilities and psychoemotional state of the SHG female students diagnosed with inflammatory joint diseases. Conclusion. The study proved the necessity of introduction of additional recreational physical education lessons in the work-rest schedule of female students with musculoskeletal disorders.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СТУДЕНТОК, ИМЕЮЩИХ ЗАБОЛЕВАНИЯ СУСТАВОВ ВОСПАЛИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА»

влияние дополнительных занятии оздоровительном физической культурой на адаптационные возможности студенток, имеющих заболевания суставов воспалительного характера

УДК/UDC 612.216.2

Поступила в редакцию 10.07.2019 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

Кандидат биологических наук, доцент Е.А. Милашечкина1 Доктор биологических наук, профессор Т.И. Джандарова2 О.В. Погорелова1

1 Российский университет дружбы народов, Москва

2 Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь

EFFECTS OF ADDITIONAL RECREATIONAL PHYSICAL EDUCATION LESSIONS ON ADAPTIVE CAPABILITIES OF FEMALE STUDENTS DIAGNOSED WITH INFLAMMATORY JOINT DISEASES

PhD, Associate Professor E.A. Milashechkina1 Dr. Biol., Professor T.I. Jandarova2 O.V. Pogorelova1

1 Peoples' Friendship University of Russia, Moscow

2 North Caucasus Federal University, Stavropol

Аннотация

Цель исследования - изучить адаптационные возможности организма студенток, отнесенных к специальной медицинской группе, имеющих заболевания суставов воспалительного характера и результаты их коррекции средствами оздоровительной физической культуры. Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ), в котором участвовали студентки 1-го курса в возрасте 18-19 лет. Основными показателями для оценки функционирования ведущих адаптационных систем были использованы индекс массы тела, адаптационный потенциал системы кровообращения, тесты физической подготовленности. Для оценки психоэмоционального состояния использовали опросник дифференцированной самооценки САН (самочувствие, активность, настроение). Результаты исследования и выводы. При введении дополнительных занятий физической культурой оздоровительной направленности снизилось количество студенток с ожирением 1-й степени; улучшились показатели физической подготовленности и экспонента адаптационного потенциала кровообращения. Достоверно повысились значения показателей активности и настроения (р<0,05-0,01) после занятия. Объективно установлено положительное влияние дополнительных занятий оздоровительной физической культурой на адаптационные возможности, а также на психоэмоциональное состояние студенток СМГ с заболеваниями суставов воспалительного характера.

Ключевые слова: специальная медицинская группа, заболевания суставов воспалительного характера, физическое развитие, реабилитация, адаптация, психоэмоциональное состояние.

Annotation

Objective of the study was to analyze adaptive capabilities of the body of female students attributed to a special health group diagnosed with inflammatory joint diseases, as well as the results of their correction by means of recreational physical education practices.

Methods and structure of the study. The study was carried out at the premises of North-Caucasus Federal University and involved the first-year female students aged 18-19 years. The functionality of the leading body adaptive systems was assessed based on the following indicators: body mass index, adaptive potential of the circulatory system, physical fitness rates. The female students' psychoemotional state was evaluated using the WAM (wellbeing, activity, mood) questionnaire.

Results of the study. With the introduction of additional (extracurricular) recreational physical education classes, the number of female students with the 1st degree of obesity decreased; the physical fitness rates and exponential of adaptation potential of blood circulation improved. The activity and mood rates increased significantly (p<0.05-0.01) after the training session. The additional recreational physical education classes were found to have a positive effect on the adaptive capabilities and psychoemotional state of the SHG female students diagnosed with inflammatory joint diseases.

Conclusion. The study proved the necessity of introduction of additional recreational physical education lessons in the work-rest schedule of female students with musculoskeletal disorders.

Keywords: special health group, inflammatory joint diseases, physical development, rehabilitation, adaptation, psychoemotional state.

Введение. Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, вызванные поражением структур опорно-двигательного аппарата воспалительного и метаболического генеза, занимают значительное место в структуре современной патологии населения. При этом наиболее высокие показатели представлены больными остеоартрозом и ревматоидным артритом [2, 10]. Наиболее уязвимой категорией среди лиц с указанной выше патологией является обучающаяся молодежь.

Установлено, что среди студентов СКФУ, имеющих отклонения в состоянии здоровья, большее число приходится на девушек, чем на юношей [4]. Из них лица с заболеваниями опорно-двигательного аппарата составляют немалую долю. Особенно важно, на наш взгляд, обратить внимание на студентов с воспалительными заболеваниями суставов, среди которых наиболее распространённым диагнозом является ревматоидный артрит. Данный вид патологии вызывает достаточно болезненные ощущения, а при отсутствии профи-

№ 1 • 2020 Январь | Yanuary http://www.teoriya.ru 63

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

лактических и реабилитационных мероприятий может привести к достоверному ухудшению состояния здоровья.

Среди всех известных методов физической реабилитации при воспалительных заболеваниях суставов ведущее место отводится кинезотерапии (ЛФК) как способу, требующему активного участия самого больного, при этом лечебная физическая культура служит самым простым, естественным и необходимым методом реабилитации, эффективно стимулирующим саноге-нетические процессы [5], но наряду с традиционными методами используются вполне инновационные подходы [8]. В большинстве вузов на практике другой подход к применению средств и методов физической культуры для студентов с нарушениями в состоянии здоровья. Это связано с решением различных образовательных задач и наличием студентов с заболеваниями различной этиологии, поэтому на занятиях физической культурой затруднительно применять столь сложные и целенаправленные методы реабилитации. На наш взгляд, дополнительные занятия физической культурой с дифференцированным, личност-но ориентированным подходом, основанным на специальном комплексе упражнений поддерживающего и корригирующего характера, будут способствовать нивелированию воздействий патологических состояний.

Цель исследования - определение степени влияния дополнительных занятий оздоровительной физической культурой на адаптационные возможности студенток, имеющих заболевания суставов воспалительного характера.

Методика и организация исследования. В проведенном исследовании приняли участие студентки 1-го курса в возрасте 18-19 лет, которые были разделены на 2 группы: в контрольную (п=18) вошли студентки, занимающиеся в специальной медицинской группе и имеющие воспалительные заболевания суставов, которые получали стандартный объем двигательной активности - 2 занятия физической культурой в неделю (4 ч), в экспериментальную (п=17) - студентки, занимающиеся в специальной медицинской группе, имеющие такую же патологию, которые дополнительно получали занятия оздоровительной физической культурой 2 раза в неделю по 2 ч (всего 8 ч в неделю). Для оценки адаптационных возможностей были использованы индекс массы тела, адаптационный потенциал системы кровообращения, тесты физической подготовленности, а для оценки психоэмоционального состояния - опросник дифференцированной самооценки САН (самочувствие, активность, настроение).

Результаты исследования и их обсуждение. Одним из основных признаков здоровья и адаптоспособности организма является уровень физического развития, который в ходе данного исследования был определен по показателю индекса массы тела (ИМТ) и результатам физической подготовленности: бег, ходьба на 2000 м, отжимание от гимнастической скамейки (кол-во раз), поднимание туловища из положения лежа (кол-во раз). Все физические тесты выполнялись только при наличии медицинского допуска.

На начало учебного года среди девушек, имеющих отклонения в деятельности опорно-двигательного аппарата, 4,4 % имели дефицит массы тела, 17,6 % - недостаточную массу тела, 5,1% - ожирение 1-й степени, 21,5 % - избыточную массу тела и всего 52,4 % - нормальную массу тела. В конце учебного года в экспериментальной группе на 26 % снизилось количество студенток, имеющих ожирение 1 -й степени, а студенток с дефицитом массы тела не наблюдалось. При этом число девушек с нормальной массой тела увеличилось с 52,4 до 69 %.

В контрольной же группе результаты остались практически на том же уровне: количество студенток с дефицитом массы тела составило 3,7 %, с избыточной массой тела -22,5 %, с ожирением 1-й степени - 4,9 %, с недостаточной массой тела - 18 %, а с нормальной массой тела - 50,7 %.

Сравнивая данные физической подготовленности у девушек с воспалительными заболеваниями суставов, установили, что у студенток контрольной группы уровень развития общей выносливости в беге на 2000 м оказался значительно более низким в конце учебного года (14,09±0,42 мин/с), чем в экспериментальной группе (12,48±0,27 мин/с) (р<0,01). По мнению исследователей, общая выносливость является одним из маркеров состояния здоровья [6]. В испытаниях на определение развития силы (отжимание, поднимание туловища) у студенток экспериментальной группы результаты тестирования были выше на 42,44 и 27,71 % соответственно по сравнению с данными у девушек из контрольной группы.

Комплексным показателем, отражающим функциональные возможности системы кровообращения, является величина адаптационного потенциала [1, 3, 7, 8].

По результатам диагностики адаптационного потенциала системы кровообращения судили о функциональных возможностях (ФВ) организма студенток, имеющих воспалительные заболевания суставов. Согласно полученным данным, в начале учебного года у девушек обеих исследуемых групп уровень адаптационных возможностей находился примерно на одном уровне. Однако к концу учебного года распределение студенток согласно уровням ФВ изменилось. Так, среди девушек экспериментальной группы всего 1,5 % имеют снижение ФВ, это более чем в пять раз меньше, чем в начале года, 26 % располагаются в зоне риска снижения ФВ, 68,3 % имеют достаточный уровень ФВ, 4,2 % - оптимальный. В контрольной группе большинство обследуемых девушек (52,1 %) находится в зоне риска снижения ФВ организма или уже имеет значительные отклонения в состоянии здоровья (9,2 %) по окончании учебного года.

В целом, у большинства студенток специальной медицинской группы, страдающих воспалительными заболеваниями опорно-двигательного аппарата и занимающихся физической культурой по стандартной образовательной программе, к концу учебного года наблюдается достоверное снижение функциональных возможностей организма, что может привести к еще большему ухудшению состояния здоровья и требует систематического медицинского обследования. В то же время у девушек экспериментальной группы, занимающихся дополнительным комплексом оздоровительной физической культуры, к концу учебного года прослеживаются явные положительные изменения общего уровня функциональных возможностей организма.

В результате проведения опроса по шкалам дифференцированной самооценки САН (самочувствие, активность, настроение) в начале учебного года, а именно в сентябре, в обеих исследуемых группах определены низкие результаты, при этом не обнаружено статистически значимых различий (р>0,05) между группами (см. таблицу). По окончании занятия в результате опроса САН в обеих группах студенток были зарегистрированы незначительные положительные изменения.

На следующем этапе исследования опрос САН проводился в группах девушек до и после занятий в начале каждого месяца (на первой неделе октября, ноября, декабря) и средние значения показателей опроса САН в конце учебного года представлены в таблице. Установлено, что показатели значений дифференцированной шкалы оценок, определенных в начале учебного года, превышают исходный уровень показателей по его окончании, что свидетельствует о достоверном повышении дифференцированной самооценки студенток. Сравнивая результаты теста «САН» в исследуемых группах, проведенного до и после занятий, можно констатировать, что до начала занятий в значениях всех показателей САН не было обнаружено статистически значимых различий (р>0,05). В конце второго семестра картина срав-

64 http //www.teoriya.ru № 1 • 2020 Январь | Yanuary

http://www.teoriya.ru

Результаты исследования дифференцированной самооценки студенток СМГ с заболеваниями суставов

В начале учебного года

Тест САН Время исследования Контрольная группа р Экспериментальная группа р

Самочувствие до занятия 4,20±0,14 >0,5 3,93±0,29 >0,5

после зянятия 4,12±0,21 4,11±0,19

Активность до занятия 4,17±0,34 >0,5 3,21±0,53 >0,5

после зянятия 4,15±0,26 3,81±0,31

Настроение до занятия 4,71±0,47 >0,5 4,44±0,21 >0,5

после зянятия 5,00±0,17 5,00±0,23

В конце учебного года

Самочувствие до занятия 4,46±0,23 >0,5 4,38±0,29 >0,5

после занятия 6,26±0,34** <0,05 7,54±0,25 >0,5

Активность до занятия 4,95± 0,19 >0,05 6,21±0,27 >0,5

после занятия 5,58 ± 0,38 <0,01 7,33±0,34* <0,01

Настроение до занятия 5,43± 0,20 >0,05 5,23±0,19 <0,01

после занятия 6,06 ± 0,27 >0,05 7,23±0,21* <0,05

Примечание. * - достоверность различий между показателями до и после занятия р<0,05.

нений средних значений показателей дифференцированной самооценки у девушек, занимающихся комплексом дополнительных занятий физкультурно-оздоровительной направленности, выглядит иначе, но при этом в экспериментальной группе студенток было обнаружено достоверное повышение средних значений показателей активности и настроения (р<0,05-0,01). По сравнению с данными на начало года показатель «самочувствие» после занятия физкультурно-оздоровительной направленности у девушек экспериментальной группы вырос на 3,4 балла, тогда как в контрольной группе после занятия обычной физкультурой - на 2,1 балла, а показатель «активность» - на 3,5 и 1,4 балла соответственно.

Выводы. Наиболее положительные сдвиги состояния здоровья у студенток имеющих заболевания суставов воспалительного характера, установлены в показателях адаптационного потенциала системы кровообращения и психо-эмо-циональной сферы.

Данные позитивные результаты тесно связаны с увеличением двигательной активности обучающихся за счет внедрения в образовательный процесс дополнительных занятий физкультурно-оздоровительной направленности.

Литература

1. Баевский Р.М. Оценка адаптационного потенциала системы кровообращения при массовых профилактических обследованиях / Р.М. Баевский, А.И. Берсенева, Н.Р. Палеев. - М.: Экспресс-информация ВНИИМИ, 1987. - 19 с.

2. Балабанова Р.М. Распространенность ревматических заболеваний в России в 2012-2013 гг. / Р.М. Балабанова, Ш.Ф. Эрдес // Научно-практическая ревматология. - 2015. - Т. 53, № 2. -С. 120-124.

3. Губарева Л.И. Экологический стресс / Л.И. Губарева. - СПб.: Изд-во «Лань», Ставропольсервисшкола, 2001. - 448 с.

4. Милашечкина Е.А. Оценка уровня физического развития и функции дыхания студенток специальной медицинской группы с разным объемом двигательной активности / Е.А. Милашечкина, Т.И. Джандарова // Теория и практика физ. культуры. - 2018. -№ 4. - С. 17-19.

5. Основы физической реабилитаци : учебно-метод. комплекс для студентов / А.Н. Ильницкий и др. / под общ. ред. А.Н. Ильницкого. - Новополоцк: ПГУ, 2009. - 296 с.

6. Романченко С.А. Коррекция состояния здоровья студентов в процессе занятий физической культурой: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.А. Романченко. - СПб., 2006. - 19 с.

7. Сивакова Н.Н. Использование адаптационного потенциала системы кровообращения в оценке адаптации учащихся к условиям повседневной деятельности / Н.Н. Сивакова // Современные проблемы физической культуры и олимпийского движения: Материалы региональной науч.-практ. конф. - Р-н/Д.: РИЦ, 1994. -Ч. II. - С. 19-23.

8. Филеши П.А. Определение биологического возраста школьника по уровню здоровья / П.А. Филеши, Н.Н. Сивакова, Т.Е. Труфа-нова // Возрастные особенности физиологических систем детей

и подростков: Тез. IV Всесоюзной конф. «Физиология развития человека». - М., 1990. - С. 294.

9. Хаснутдинова С. Л. Совершенствование занятий физической культуры у студентов с отклонениями в состоянии здоровья / С.Л. Хаснутдинова, И.Н. Гернет, Ю.С. Водянников // Материалы XIV Межрегиональной учебно-метод. и науч.-практ. конф. «Инновационные методы и технологии обучения и воспитания в медицинском вузе». - Архангельск, 23 апреля 2009 г. - С. 94-96.

10. Черкашина И. В. Персонализированная реабилитация больных с заболеваниями суставов: дис. ... докт. мед. наук / И. В. Черкашина. - 2017. - 342 с.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

References

Bayevskiy R.M., Berseneva A.I., Paleev N.R. Otsenka adaptatsionnogo potentsiala sistemyi krovoobrascheniya pri massovyih profilakticheskih obsledovaniyah Assessment of adaptive potential of circulatory system during mass preventive examinations. M.: Ekspressinformatsiya VNIIMI publ., 1987. 19 p. Balabanova R.M., Erdes Sh.F. Rasprostranennost revmaticheskih zabolevaniy v Rossii v 2012-2013 gg. [Prevalence of rheumatic diseases in Russia in 2012-2013]. Nauchnoprakticheskaya revmatologiya. 2015.v. 53, no. 2. pp. 120-124. Gubareva L.I. Ekologicheskiy stress [Environmental stress]. St. Petersburg: Lan, Stavropolservisshkola publ., 2001. 448 p. Milashechkina E.A., Jandarova T.I. Otsenka urovnya fizicheskogo razvitiya i funktsii dyihaniya studentok spetsialnoy meditsinskoy gruppyi s raznyim ob'emom dvigatelnoy aktivnosti [Physical progress rates of special health group students diagnosed with cardiovascular system disorders vesrus their physical activity rates]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. no.4. pp. 17-19.

Ilnitskiy A.N. et. al., Ilnitsky A.N. [ed.] Osnovyi fizicheskoy reabilitatsi : uchebnometod. kompleks dlya studentov [Fundamentals of Physical Rehabilitation]. Teaching aid. Novopolotsk: PSU publ., 2009.296 p. Romanchenko S.A. Otsenka urovnya fizicheskogo razvitiya i funktsii dyihaniya studentok spetsialnoy meditsinskoy gruppyi s raznyim ob'emom dvigatelnoy aktivnosti [Correction of student health status in physical education process]. PhD diss. St. Petersburg, 2006. 19 p. Sivakova N.N. Ispolzovanie adaptatsionnogo potentsiala sistemyi krovoobrascheniya v otsenke adaptatsii uchaschihsya k usloviyam povsednevnoy deyatelnosti [Use of adaptive potential of circulatory system in assessing adaptation of students to conditions of everyday activity]. Contemporary Problems of Physical Culture and Olympic Movement: Proc. regional res. practical conf. Rn/D.: RITs publ., 1994. v. II. pp. 19-23.

Fileshi P.A., Sivakova N.N., Trufanova T.E. Opredelenie biologicheskogo vozrasta shkolnika po urovnyu zdorovya [Health level based estimation of biological age of schoolchild]. Agerelated features of physiological systems of children and adolescents: Proc. IV AllUnion Conf. «Physiology of human development». M., 1990. p. 294. Khasnutdinova S.L., Gernet I.N., Vodyannikov Yu.S. Sovershenstvovanie zanyatiy fizicheskoy kulturyi u studentov s otkloneniyami v sostoyanii zdorovya [Actions to improve physical education classes for students with health problems]. Proc. XIV Interregional educational method. scientific. conf. «Innovative methods and technologies of training and education in application to medical university». Arkhangelsk, 23 Apr 2009, pp. 94-96. 10. Cherkashina I.V. Personalizirovannaya reabilitatsiya bolnyih s zabolevaniyami sustavov [Personalized rehabilitation of patients with joint diseases]. doct. diss. (Med.). 2017.342 p.

№ 1 • 2020 Январь | Yanuary

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.