Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ АЭРОБИКОЙ СО СТУДЕНТКАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ АЭРОБИКОЙ СО СТУДЕНТКАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
62
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА АЭРОБИКИ / ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОК / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / AEROBICS EQUIPMENT / FEMALE STUDENTS' HEALTH / PHYSICAL EDUCATION / SPECIAL MEDICAL GROUP

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чечеткина Ирина Станиславовна, Петров Алексей Александрович, Солнышкина Юлия Олеговна, Митусова Юлия Владимировна

В статье приведены результаты эффективности применения средств аэробики в процессе занятий физической культурой со студентками специальной медицинской группы. В исследовании участвовали 52 студентки первого курса, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Методом свободного выбора их распределили на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы по 26 человек. Установлено, что средние значения показателей физической подготовленности в процессе исследования увеличились в обеих группах. Средние значения показателей у девушек ЭГ повысились более значимо. У студенток ЭГ наблюдаются достоверно лучше результаты по трем из четырех показателей. В процессе исследования у студенток обеих групп улучшилось психоэмоциональное состояние. Показатели психологического здоровья в КГ и ЭГ улучшились по самочувствию на 3% и 15%, по активности - на 4% и 12%, по настроению - на 6% и 17% соответственно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чечеткина Ирина Станиславовна, Петров Алексей Александрович, Солнышкина Юлия Олеговна, Митусова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF THE EFFECTIVENESS OF AEROBICS CLASSES WITH FEMALE STUDENTS OF A SPECIAL MEDICAL GROUP

The article presents the results of the effectiveness of the use of aerobics in the process of physical education with students of the special medical group. The study involved 52 first-year students assigned to the special medical group for health reasons. By the method of free choice, they were divided into control (KG) and experimental (EG) groups of 26 people. It was found that the average values of physical fitness indicators during the study increased in both groups. The average values of indicators in EG girls increased more significantly. EG students have significantly better results in three of the four indicators. During the study, the students of both groups improved their psycho-emotional state. Indicators of psychological health in KG and EG improved in health by 3% and 15%, in activity - by 4% and 12%, in mood -by 6% and 17%, respectively.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ АЭРОБИКОЙ СО СТУДЕНТКАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ»

10. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль : Академия развития, 1986. - 192 с.

11. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии : пособие для студентов высших пед. учебных заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - Москва : Академия, 1988. - 304 с.

12. Филимоненко Ю. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера / Ю. Филимоненко, В. Тимофеев. - Санкт-Петербург : ИМАТОА, 1993. - 57 с.

13. Чернышенко, Ю.К. Мотивация воспитанников дошкольных образовательных учреждений 6-7 лет к физкультурно-спортивной деятельности / Ю.К. Чернышенко, Е. В. Ползикова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 145-150.

REFERENCES

1. Balandin, V.A. (2001), Scientific and technological foundations of updating the process of physical education in primary school, dissertation, Krasnodar.

2. Vasilyeva, M.A., Gerbova, V. and Komarov, T.S. (2001), Education and training program in kindergarten, Mosaika-Sintez, Moscow.

3. Dvorkina, N.I. (2015), The system of formation of the basic personal physical culture of a child at the stages of preschool ontogenesis, dissertation, Maykop.

4. Demidova, E.V. (2004), Pedagogical system of directed personality formation of children 3— 10 years old by means of physical culture in conditions of gymnasium, dissertation, Krasnodar.

5. Demidova, E.V., Demidova, A.I., Rumyantseva, I.V. and Chernyshenko, K.Yu. (2011), The program of sports-oriented physical education of children ofpreschool and primary school age "Eternal movement, Ekoinvest, Krasnodar.

6. Kuznetsova, V.E. (2016), "Model of personal physical education formation for middle school age children on the basis of their object activities organization in the developing physical training and sports environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 136, No. 8, pp. 110-115.

7. Lysenko, V.V. and Mirzoeva, E.V. (2012), Fundamentals of mathematical processing of measurements in physical culture: textbook, Krasnodar.

8. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2013), "On approval of the Federal State Educational Standard for Preschool Education", Order dated October 17, 2013 No. 1155, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/.

9. Rybalko, B.M. (1966), "Portable installation for measuring the strength of various muscle groups", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 24-26.

10. Tikhomirova, L.F. (1986), The development of cognitive abilities in children: a popular guide for parents and teachers, Academy of Development, Yaroslavl.

11. Uruntaeva, G.A. and Afonkina Yu.A. (1988), Workshop on preschool psychology: a guide for students of higher education institutions, Academy, Moscow.

12. Filimonenko, Yu. and Timofeev, V. (1993), Guidance to the method of research of intelligence in children by D. Veksler, IMATOA, St. Petersburg.

13. Chernyshenko, Yu.K and Polzikova, Е.У (2014), "Motivation to sport activities of pupils from preschool educational institutions of 6-7 years", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 145-150.

Контактная информация: ukcher@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.10.2020

УДК 796.011.3

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ АЭРОБИКОЙ СО СТУДЕНТКАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Ирина Станиславовна Чечеткина, старший преподаватель, Алексей Александрович Петров, старший преподаватель, Юлия Олеговна Солнышкина, старший преподаватель, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва; Юлия Владимировна Митусова, старший преподаватель, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва

Аннотация

В статье приведены результаты эффективности применения средств аэробики в процессе занятий физической культурой со студентками специальной медицинской группы. В исследовании участвовали 52 студентки первого курса, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Методом свободного выбора их распределили на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы по 26 человек. Установлено, что средние значения показателей физической подготовленности в процессе исследования увеличились в обеих группах. Средние значения показателей у девушек ЭГ повысились более значимо. У студенток ЭГ наблюдаются достоверно лучше результаты по трем из четырех показателей. В процессе исследования у студенток обеих групп улучшилось психоэмоциональное состояние. Показатели психологического здоровья в КГ и ЭГ улучшились по самочувствию на 3% и 15%, по активности - на 4% и 12%, по настроению - на 6% и 17% соответственно.

Ключевые слова: средства аэробики; здоровье студенток; физическое воспитание; специальная медицинская группа.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p418-

ESTIMATION OF THE EFFECTIVENESS OF AEROBICS CLASSES WITH FEMALE

STUDENTS OF A SPECIAL MEDICAL GROUP Irina Stanislavovna Chechetkina, the senior teacher, Aleksey Alexandrovich Petrov, the senior teacher, Yuliya Olegovna Solnyshkina, the senior teacher, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Moscow; Yuliya Vladimirovna Mitusova, the senior teacher, Financial University under the Government

of the Russian Federation, Moscow

Abstract

The article presents the results of the effectiveness of the use of aerobics in the process of physical education with students of the special medical group. The study involved 52 first-year students assigned to the special medical group for health reasons. By the method of free choice, they were divided into control (KG) and experimental (EG) groups of 26 people. It was found that the average values of physical fitness indicators during the study increased in both groups. The average values of indicators in EG girls increased more significantly. EG students have significantly better results in three of the four indicators. During the study, the students of both groups improved their psycho-emotional state. Indicators of psychological health in KG and EG improved in health by 3% and 15%, in activity - by 4% and 12%, in mood -by 6% and 17%, respectively.

Keywords: aerobics equipment, female students' health, physical education, special medical

group.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время большой проблемой является сохранение здоровья обучающейся молодежи [4, 5]. Литературные источники сообщают о низком физическом развитии юношей и девушек, невысоких адаптационных возможностях, высокой и часто сочетан-ной заболеваемости [2, 4]. Известно, что студенческая молодежь подвержена влиянию ряда неблагоприятных факторов [3]. По данным Н.А. Агаджаняна одним из факторов возникновения и прогрессирования заболеваний у молодых людей является невысокая двигательная активность. Поэтому одним из важных условий в решении проблемы сохранения здоровья молодых людей является повышение двигательной активности.

По мнению исследователей, одним из популярных видом физической активности для девушек являются аэробика [1, 6]. Интерес к занятиям аэробикой со стороны студенток постепенно возрастает.

Цель исследования: оценить эффективность использования средств аэробики на занятиях физической культурой со студентками специальной медицинской группы.

МЕТОДИКА

В исследовании участвовали 52 студентки первого курса, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Методом свободного выбора их распределили на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы по 26 человек. В КГ занятия физической культурой проводились по стандартной программе. На занятиях ЭГ использовались средства аэробики. Занятия в обеих группах проводились 2 раза в неделю по 2 академических часа. В начале и в конце исследования определяли физическую подготовленность и психоэмоциональное состояние студенток. Для определения физической подготовленности использовали результаты выполнения тестов: прыжок в длину с места, подъем туловища (из положения, лежа на спине), метание мяча, тест Купера. Для оценки психоэмоционального состояния использовали типовую методику «Самочувствие. Активность. Настроение» (САН). Статистическая обработка проводилась с помощью 1-критерия Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Изменение показателей физической подготовленности представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Изменение показателей физической подготовленности в процессе исследования

Показатели Группа В начале исследования В конце исследования

Прыжок в длину с места, см КГ 140±18 154±17

ЭГ 141±21 164±21

Подъем туловища, кол-во раз КГ 17±3 19±4

ЭГ 17±3 19±4

Метание мяча, см КГ 532±86 562±76

ЭГ 518±84 605±82

Тест Купера, м КГ 1232±350 1412±380

ЭГ 1258±332 1548±336

Из данных таблицы следует, что средние значения показателей физической подготовленности в процессе исследования увеличились в обеих группах. Однако средние значения показателей в прыжках в длину с места и в метании мяча у девушек ЭГ повысились более значимо. Результаты девушек ЭГ по указанным показателям достоверно выше (р<0,05). Результаты теста Купера показывают, что выносливость более существенно увеличилась у студенток ЭГ. Средние показатели выносливости в ЭГ достоверно выше (р<0,05). При сравнении средних значений в поднимании туловища (из положения лежа на спине) в конце исследования статистически значимых различий между КГ и ЭГ не выявлено (р > 0,05). Таким образом, у студенток ЭГ наблюдаются достоверно лучше результаты по трем из четырех показателей физической подготовленности. В процессе исследования у студенток обеих групп улучшилось психоэмоциональное состояние. Показатели психологического здоровья в КГ и ЭГ улучшились по самочувствию на 3% и 15%, по активности - на 4% и 12%, по настроению - на 6% и 17% соответственно. Из этих данных следует, что психоэмоциональное состояние у девушек ЭГ улучшилось в большей степени.

ВЫВОД

У девушек ЭГ в процессе исследования более существенно увеличились скорост-но-силовые показатели, показатели выносливости, а также в большей степени улучшилось психоэмоциональное состояние, что свидетельствует о значительной эффективности занятий аэробикой со студентками специальной медицинской группы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афонская А.О. Эффективность методики формирования основных приемов оздоровительной аэробики у студентов в процессе физического воспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Афонская Анна Олеговна. - Тула, 2004. - 19 с.

2. Коданева, Л.Н. Влияние занятий танцевальным симулятором "just dance" на физическую подготовленность студенток / Л.Н. Коданева., Е.С. Кетлерова // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 2. - С. 78.

3. Коданева, Л.Н. Образ жизни и отношение к здоровью студенческой молодежи / Л.Н. Коданева., Е.С. Кетлерова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). -С. 152-156.

4. Коданева, Л.Н. Влияние разных видов двигательной деятельности в процессе занятий физической культурой на прогрессирование миопии / Л.Н. Коданева Л.Н., Н.Н. Раткина // Человек. Спорт. Медицина. - 2019. - № 3 (19). - С. 96-102.

5. Распространенность артериальной гипо- и гипертензии у студентов младших курсов РУДН / Л.Н. Коданева, Е.С. Кетлерова, С.Е. Гонсалес, М.В. Шаройко // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. - 2018. - Т. 95, № 2-2. - С. 69-70.

6. Мякинченко, Е.М. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: учеб. пособие / под ред. Е.М. Мякинченко и М.П. Шестакова. - Москва : ТВТ Дивизион, 2006. - 123 с.

REFERENCES

1. Afonskaya, A.O. (2004), The effectiveness of the methodology for the formation of the basic techniques of health related aerobics among students in the process of physical education. dissertation, Tula.

2. Kodaneva, L.N. and Ketlerova E.S. (2020), "Effect of just dance simulator practices on female students' physical fitness", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 78.

3. Kodaneva, L.N. and Ketlerova E.S. (2019), "Life style and attitude to health of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 169, No. 3, pp. 152-156.

4. Kodaneva, L.N., Ratkina N.N. (2019), "The effect of different motor activities at pe lessons on myopia progression", Human. Sport. Medicine, Vol. 19, No. 3, pp. 96-102.

5. Kodaneva, L.N., Ketlerova, E.S., Gonsales, S.E. and Sharoiko M.V. (2018), "Prevalence of arterial hypo- and hypertension among undergraduate students of RUDN", Questions of balneology, physiotherapy and medical physical culture, Vol. 95, No. 2-2, pp. 69-70.

6. Myakinchenko Е.М. and Shestakova, M.P. (2006), Aerobics. Theory and methods of conducting classes: textbook, TVT Division, Moscow.

Контактная информация: budarnikov.a.a@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 26.10.2020

УДК 37.06

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ С ПОМОЩЬЮ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ДИСЦИПЛИН СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО БЛОКА

Сергей Георгиевич Чукин, доктор философских наук, профессор, Артем Александрович

Осначев, адъюнкт, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация

Полиэтнический характер современных обществ делает актуальной работу по предотвращению и разрешению возможных конфликтов, возникающих на почве этнических различий. В подразделениях войск национальной гвардии Российской Федерации её организуют и осуществляют командиры и их заместители по воспитательной работе. Необходимые для этого компетенции формируются во время их обучения в военных институтах. В статье рассматривается роль социальных и гуманитарных дисциплин в этом процессе.

Ключевые слова: этнические различия, культура межэтнических отношений, толерантность, социальные и гуманитарные дисциплины, мультикультурализм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.