Научная статья на тему 'Оценка эффективности аэробики на занятиях по физической культуре у студенток специальной медицинской группы'

Оценка эффективности аэробики на занятиях по физической культуре у студенток специальной медицинской группы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
304
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТКИ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АЭРОБИКА / FEMALE STUDENTS / SPECIAL MEDICAL GROUP / PHYSICAL EDUCATION / AEROBICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Максимова Татьяна Алексеевна, Кучин Роман Викторович, Нененко Наталья Дмитриевна, Черницына Наталья Валерьевна, Стогов Максим Валерьевич

Цель. Изучение эффективности занятий по физической культуре у студенток специальной медицинской группы (СМГ) с использованием средств аэробики. Материал и методы. В исследовании приняли участие 40 студенток, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ. Все испытуемые были разделены на две группы. В контрольной группе (КГ, n = 20) занятия по физической культуре проходили по стандартной рабочей программе, в экспериментальной группе (ЭГ, n = 20) на занятиях по физической культуре использовали комплекс средств оздоровительной аэробики. В ходе реализации программы оценивали физическую подготовленность: силовые показатели и силовую и скоростно-силовую выносливость. Психоэмоциональное состояние оценивали на основе методики «Самочувствие Активность Настроение» (САН). Результаты. У студенток ЭГ к концу эксперимента обнаруживали более значительное, чем в КГ, развитие силовых показателей и показателей силовой и скоростно-силовой выносливости. Средние показатели теста Купера у девушек ЭГ к концу эксперимента составили 1745 ± 335 м, в КГ 1594 ± 361 м, уровень значимости межгрупповых отличий р = 0,04. У девушек ЭГ на момент окончания исследования были статистически значимо выше, чем у студенток КГ, показатели теста САН: 5,41 ± 0,69 и 5,11 ± 0,65 соответственно (различия достоверны при р = 0,04). Заключение. Применение аэробики на занятиях физической культурой у студенток специальной медицинской группы, проживающих на северных территориях, эффективно в части развития у них физических качеств, а также поддержания психологического баланса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Максимова Татьяна Алексеевна, Кучин Роман Викторович, Нененко Наталья Дмитриевна, Черницына Наталья Валерьевна, Стогов Максим Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE EFFICIENCY OF AEROBICS FOR PHYSICAL EDUCATION LESSONS IN A SPECIAL MEDICAL GROUP

Aim. The article deals with studying the efficiency of exercises from aerobics during physical education lessons in a special medical group (SMG). Materials and methods. 40 students, belonging to a special medical group, participated in the study. All participants were divided into two groups. The control group (CG, n = 20) had standard PE lessons. In the experimental group (EG, n = 20), during PE lessons, we used the elements of aerobics. During the experiment, we assessed the physical preparedness of students: strength indicators, strength and speed-strength endurance indicators. We assessed the psychological and emotional state of students using the so-called “Well-Being, Activity, Mood” method (WAM). Results. By the end of the experiment, we registered that strength indicators and strength and speed-strength endurance indicators were better developed in the experimental group than in the control group. The average results of the Cooper test in girls from the experimental group were 1745 ± 335 m, in girls from the control group 1594 ± 361 m. The significance of intergroup differences equaled p = 0.04. By the end of the experiment, girls from the experimental group demonstrated better results in WAM test than girls from the control group: 5.41 ± 0.69 and 5.11 ± 0.65 respectively (differences are significant р = 0.04). Conclusion. Exercises from aerobics, introduced into PE lessons for female students, belonging to a special medical group and living in the northern territories, proved their efficiency in developing physical qualities and maintaining psychological balance.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности аэробики на занятиях по физической культуре у студенток специальной медицинской группы»

УДК 378.172

йО!: 10.14529/Ивт18э21

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ АЭРОБИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У СТУДЕНТОК СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Т.А. Максимова, Р.В. Кучин, Н.Д. Нененко, Н.В. Черницына, М.В. Стогов

Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, Россия

Цель. Изучение эффективности занятий по физической культуре у студенток специальной медицинской группы (СМГ) с использованием средств аэробики. Материал и методы. В исследовании приняли участие 40 студенток, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ. Все испытуемые были разделены на две группы. В контрольной группе (КГ, п = 20) занятия по физической культуре проходили по стандартной рабочей программе, в экспериментальной группе (ЭГ, п = 20) на занятиях по физической культуре использовали комплекс средств оздоровительной аэробики. В ходе реализации программы оценивали физическую подготовленность: силовые показатели и силовую и скоростно-силовую выносливость. Психоэмоциональное состояние оценивали на основе методики «Самочувствие Активность Настроение» (САН). Результаты. У студенток ЭГ к концу эксперимента обнаруживали более значительное, чем в КГ, развитие силовых показателей и показателей силовой и скоростно-силовой выносливости. Средние показатели теста Купера у девушек ЭГ к концу эксперимента составили 1745 ± 335 м, в КГ - 1594 ± 361 м, уровень значимости межгрупповых отличий р = 0,04. У девушек ЭГ на момент окончания исследования были статистически значимо выше, чем у студенток КГ, показатели теста САН: 5,41 ± 0,69 и 5,11 ± 0,65 соответственно (различия достоверны при р = 0,04). Заключение. Применение аэробики на занятиях физической культурой у студенток специальной медицинской группы, проживающих на северных территориях, эффективно в части развития у них физических качеств, а также поддержания психологического баланса.

Ключевые слова: студентки, специальная медицинская группа, физическая культура, аэробика.

Введение. Проблема здоровья обучающейся молодежи особенно остро стоит в регионах с экстремальными условиями проживания [8, 13]. Показано, что наиболее значительные адаптационные нагрузки испытывает организм девушек - потомков мигрантов Севера [1, 4, 7]. Усугубляется эта ситуация у студенток специальной медицинской группы (СМГ) [11, 12]. Для решения этой проблемы разрабатываются отдельные дифференцированные оздоровительные программы [2, 3, 5, 9]. Однако применяемые методы оздоровления не системные и используют в вариативной части занятий по физической культуре лишь отдельные методики, направленные на развитие отдельных качеств [10, 14, 16]. Из существующих современных технологий для системного повышения эффективности занятий по физической культуре в условиях северных территорий перспективным выглядит применение занятий аэробикой [15]. В частности, доказано, что комплекс физиологических эффектов, отмечаемых при занятиях аэробикой, повышает психосоматическую на-

дежность, устойчивость организма к факторам внешней среды, способствует увеличению его адаптационного потенциала [6, 17]. На основании этого нами были включены занятия аэробикой в рамки дисциплины физической культуры у студенток вуза, проживающих на территории ХМАО-Югры. Изучение эффективности применения данной технологии и явилось целью настоящего исследования.

Материал и методы исследования. В исследовании приняли участие 40 студенток, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ. Все испытуемые были разделены на две группы: 1) контрольная группа (КГ, 20 девушек), в которой занятия по физической культуре проходили по стандартной рабочей программе; 2) экспериментальная группа (ЭГ, 20 девушек), в которой на занятиях по физической культуре использовали комплекс средств оздоровительной аэробики. Количество учебных часов во всех группах было одинаковым, занятия проводились 2 раза в неделю по 4 академических часа.

В обеих группах испытуемых обследовали три раза. Первое обследование - получение исходных данных; второе (текущее) - после окончания 1-го курса; третье (конечное) - после окончания второго курса.

Для оценки физической подготовленности использовали силовые тесты, тесты на силовую и скоростно-силовую выносливость. Психоэмоциональное состояние студенток оценивали на основе типовой методики «Самочувствие Активность Настроение» (САН).

Количественные параметры в таблицах представлены в виде средней арифметической и стандартного отклонения (М ± 8Б). Достоверность различий между группами на сроках обследования оценивали с помощью параметрического 1>критерия Стьюдента для независимых выборок. Для оценки достоверности различий между показателями, полученными у студенток на контрольных срезах, по сравнению с исходными значениями использовали тот же критерий, но только рассчитанный для связанных выборок. Минимальный уровень значимости принимали равным 0,05.

Результаты. Результаты тестов для оценки силовых показателей обследуемых девушек представлены в табл. 1.

Повышение средних значений данных тестов относительно исходного уровня в ходе эксперимента происходило у студенток обеих групп. Однако у девушек ЭГ средние значения прыжка в длину с места и теста метание мяча к концу эксперимента были достоверно выше относительно значений КГ.

Результаты тестов на выносливость также обнаруживали более значительное развитие этих качеств у студенток ЭГ (табл. 2). Так, достоверные отличия значений ЭК относительно КГ отмечались для всех изученных показателей.

Существенное улучшение показателей психологического здоровья к концу эксперимента у девушек ЭГ относительно КГ отмечалось по показателю среднего балла теста САН (табл. 3). Здесь необходимо отметить одно наблюдение. Если оценка самочувствия и активности у студенток ЭГ в течение эксперимента равномерно возрастала, то в КГ основной прирост данных показателей происходил только к концу второго курса. Такое наблюдение, на наш взгляд, говорит о более ранней физической и социальной адаптации студенток СМГ ЭГ к обучению.

Таблица 1 Table 1

Силовые показатели физической подготовленности студенток обследованных групп

на сроках эксперимента (M ± SD) Strength indicators of physical preparedness in female students from CG and EG during the experiment (M ± SD)

Показатели / Indicators Группа / Group Исходные Reference values n = 20 После 1-го курса After the 1st year n = 20 После 2-го курса After the 2nd year n = 20

Прыжок в длину с места, см (прирост от исходного) / Standing long jump, cm (in comparison with reference values) КГ / CG 139 ± 17 148±17* (+6 %) 153 ± 16* (+10 %)

ЭГ / EG 141 ± 21 157±21*# (+11 %) 164±21*# (+16 %)

Прыжок в вверх с места, см (прирост от исходного) / Standing high jump, cm (in comparison with reference values) КГ / CG 26,2 ± 4,7 27,9 ± 4,9* (+6 %) 29,4 ± 4,8* (+12 %)

ЭГ / EG 27,2 ± 4,4 28,6 ± 4,6* (+5 %) 30,2 ± 5,1* (+11 %)

Метание мяча, см (прирост от исходного) / Ball throw, cm (in comparison with reference values) КГ / CG 511 ± 80 546 ± 77* (+7 %) 562 ± 76* (+10 %)

ЭГ / EG 532 ± 86 582 ± 86* (+9 %) 607 ± 84*# (+14 %)

Примечания. * - достоверные отличия по сравнению с исходным уровнем при р < 0,05; # - достоверные отличия между экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группами при р < 0,05.

Note. * - significant differences in comparison with reference values p < 0.05; # - significant differences between the experimental (EG) and control (CG) groups p < 0.05.

Human. Sport. Medicine 2018, vol. 18, no. S, pp. 147-153

Таблица 2 Table 2

Показатели выносливости обследованных студенток на сроках эксперимента (M ± SD) Endurance indicators in female students from CG and EG during the experiment (M ± SD)

Показатели / Indicators Группа Group Исходные Reference values n = 20 После 1-го курса After the 1st year n = 20 После 2-го курса After the 2nd year n = 20

Подъем туловища, кол-во (прирост от исходного) / Sit ups, number of times (in comparison with reference values) КГ / CG 17 ± 3 18 ± 4* (+6 %) 19 ± 3* (+12 %)

ЭГ / EG 17 ± 3 19 ± 5* (+12 %) 21 ± 4*# (+24 %)

Удержание ног, с (прирост от исходного) Leg balancing, s (in comparison with reference values) КГ / CG 25,9 ± 14,0 33,7 ± 8,2* (+30 %) 40,7 ± 10,8* (+57 %)

ЭГ / EG 26,9 ± 13,0 40,7 ± 11,3* (+51 %) 51,1 ± 12,8*# (+90 %)

Удержание туловища, с (прирост от исходного) Trunk holding test, s (in comparison with reference values) КГ / CG 43,2 ± 26,1 72,1 ± 43,8* (+67 %) 85,9 ± 46,0* (+99 %)

ЭГ / EG 63,5 ± 25,5# 105,9 ± 29,5*# (+67 %) 134,0 ± 35,3*# (+111 %)

Тест Купера, м (прирост от исходного) Cooper test, m (in comparison with reference values) КГ / CG 1266±350 1406±380* (+11 %) 1594±361* (+26 %)

ЭГ / EG 1310±331 1540±334* (+18 %) 1745±335*# (+33 %)

Примечания. * - достоверные отличия по сравнению с исходным уровнем при р < 0,05; # - достоверные отличия между экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группами при р < 0,05.

Note. * - significant differences in comparison with reference values p < 0.05; # - significant differences between the experimental (EG) and control (CG) groups p < 0.05.

Таблица 3 Table 3

Результаты теста САН у студенток обследованных групп на сроках эксперимента (M ± SD) Results of WAM test in female students from CG and EG during the experiment (M ± SD)

Показатели / Indicators Группа Group Исходные Reference values n = 20 После 1-го курса After the 1st year n = 20 После 2-го курса After the 2nd year n = 20

Самочувствие, балл Well-being, scores КГ / CG 3,97 ± 0,68 4,07 ± 0,91 (+3 %) 4,83 ± 0,87* (+22 %)

ЭГ / EG 4,01 ± 0,82 4,61 ± 0,76*# (+15 %) 5,16 ± 0,79* (+29 %)

Активность, балл Activity, scores КГ / CG 4,21 ± 0,70 4,38 ± 0,97* (+4 %) 5,19 ± 0,70* (+23 %)

ЭГ / EG 4,23 ± 0,93 4,76 ± 0,81*# (+13 %) 5,31 ± 0,76* (+26 %)

Настроение, балл Mood, scores КГ / CG 4,35 ± 0,79 4,67 ± 0,87* (+7 %) 5,32 ± 0,65* (+22 %)

ЭГ / EG 4,38 ± 0,88 5,23 ± 0,91*# (+19 %) 5,77 ± 0,75*# (+32 %)

Средний балл Average score КГ / CG 4,17 ± 0,59 4,37 ± 0,96* (+5 %) 5,11 ± 0,65* (+23 %)

ЭГ / EG 4,21 ± 0,80 4,87 ± 0,73*# (+16 %) 5,41 ± 0,69*# (+29 %)

Примечания. * - достоверные отличия по сравнению с исходным уровнем при р < 0,05; # - достоверные отличия между экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группами при р < 0,05.

Note. * - significant differences in comparison with reference values p < 0.05; # - significant differences between the experimental (EG) and control (CG) groups p < 0.05.

Заключение. Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что у девушек СМГ экспериментальной группы относительно представительниц контрольной группы к концу эксперимента значительно увеличивались силовые показатели, аэробная и анаэробная выносливость, а также стабилизировалось психологическое состояние. Эти данные свидетельствуют о возможности применения аэробики на занятиях физической культурой у студенток специальной медицинской группы, проживающих на северных территориях РФ.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 18-013-00403.

Литература

1. Анатомо-антропологические особенности физического развития жителей Среднего Приобья /П.Г. Койносов, Т.В. Чирятьева, С.А. Орлов и др. //Медицинская наука и образование Урала. - 2016. - № 1. - С. 46-49.

2. Беженцева, Л.М. Оздоровительные технологии в физическом воспитании студенток специальных медицинских групп / Л.М. Беженцева // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 12. - С. 79-81.

3. Бородулина, О.В. Методика физкультурно-оздоровительных занятий со студентками специальных медицинских групп / О.В. Бородулина //Адаптивная физ. культура. - 2015. -№ 1. - С. 53-56.

4. Возрастные и конституциональные особенности организма женщин Среднего Приобья /П.Г. Койносов, С.А. Орлов, Т.А. Иванова, А. П. Койносов // Мед. наука и образование Урала. - 2012. - № 1. - С. 56-59.

5. Грязных, А.В. Восстановление секреции пищеварительных желез после мышечной нагрузки: моногр. / А.В. Грязных. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2010. - С. 8-28.

6. Давыдов, В.Ю. Морфофункциональ-ный статус и церебральная гемодинамика женщин, занимающихся оздоровительной аэробикой, различных конституциональных типов в клинико- и ортостазе / В.Ю. Давыдов, И.Б. Исупов, Е.П. Горбанева // Теория и практика физ. культуры. - 2005. - № 1. -С. 47-51.

7. Иванова, Н.Л. Анализ уровня развития отдельных показателей сердечно-сосудистой системы у девушек за период обучения в се-

верном вузе /Н.Л. Иванова, О.А. Цепко //Глобальный науч. потенциал. - 2016. - № 2. -С. 25-27.

8. Климатогеографические особенности Ханты-Мансийского автономного округа -Югры и их влияние на здоровье населения / Т.Я. Корчина, В.И. Корчин, И.В. Лапенко и др. // Вестник угроведения. - 2014. - № 3. -С. 166-174.

9. Лопатина, А.Б. Преподавание физической культуры студентам специальных медицинских групп с использованием элементов системы естественного движения «Белояр» / А.Б. Лопатина // Междунар. журнал эксперимент. образования. - 2016. - № 2-1. - С. 69-73.

10. Развитие координационных способностей у студенток специальных медицинских групп /Л.В. Ярчиковская, Т.Е. Коваль, С.М. Лукина, Л. С. Розанова // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 7. - С. 6-8.

11. Романовский, С. К. Сравнение функциональных возможностей и физической подготовленности студентов основной и специальной медицинских групп / С.К. Романовский // Наука-2020. - 2016. - № 4. -С. 303-309.

12. Синельникова, Т.В. Особенности адаптации студенток специальной медицинской группы к занятиям физической культурой / Т.В. Синельникова, Л.В. Харченко, В.Г. Турма-нидзе // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 9-7. - С. 139-142.

13. Сохошко, И.А. Обоснование приоритетных показателей социально-гигиенического мониторинга в Ханты-Мансийском автономном округе / И.А. Сохошко, И.Е. Ново-кщенова, Д.В. Турчанинов // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 1. -С. 73.

14. Физическое воспитание студентов специальных медицинских групп на основе оздоровительных видов гимнастики и бильярда / О. В. Мамонова, С. И. Филимонова, Л.М. Столяр, Р.Ю. Булычёв // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 9. - С. 25-27.

15. Хорошева, Т.А. Повышение функциональных возможностей студенток специальной медицинской группы ТГУ средствами оздоровительной аэробики / Т.А. Хорошева // Наука и образование: новое время. - 2016. -№ 5. - С. 238-243.

16. Цепко, О.А. Влияние комплексной оздоровительной методики на показатели морфофункционального состояния и физи-

Нитап. БроЛ. Мелете 2018, уо!. 18, по. Б, рр. 147-153

ческой подготовленности студенток в условиях Среднего Приобья / О. А. Цепко // Омский науч. вестник. - 2010. - № 5. - С. 183-185. 17. Caputo, F. Effects of aerobic endurance

training status and specificity on oxygen uptake kinetics during maximal exercise / F. Caputo, B.S. Denadai // Eur. J. Appl. Physiol. - 2004. -Vol. 93. - Р. 87-95.

Максимова Татьяна Алексеевна, старший преподаватель Гуманитарного института, Югорский государственный университет. 628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 16. E-mail: maksit71@mail.ru, ORCID: 0000-0001-9325-0436.

Кучин Роман Викторович, кандидат биологических наук, доцент, проректор по учебной работе, Югорский государственный университет. 628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 16. E-mail: kuchin_r@mail.ru, ORCID: 0000-0002-5478-4846.

Нененко Наталья Дмитриевна, кандидат биологических наук, доцент, доцент Гуманитарного института, Югорский государственный университет. 628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 16. E-mail: nenenkon@mail.ru, ORCID: 0000-0003-4535-3435.

Черницына Наталья Валерьевна, кандидат биологических наук, доцент, доцент Гуманитарного института, Югорский государственный университет. 628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 16. E-mail: cherni62@mail.ru, ORCID: 0000-0003-3768-738X.

Стогов Максим Валерьевич, доктор биологических наук, доцент, профессор Гуманитарного института, Югорский государственный университет. 628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 16. E-mail: stogo_off@list.ru, ORCID: 0000-0001-8516-8571.

Поступила в редакцию 15 сентября 2018 г.

DOI: 10.14529/hsm18s21

ASSESSMENT OF THE EFFICIENCY OF AEROBICS FOR PHYSICAL EDUCATION LESSONS IN A SPECIAL MEDICAL GROUP

T.A. Maksimova, maksit71@mail.ru, ORCID: 0000-0001-9325-0436,

R.V. Kuchin, kuchin_r@mail.ru, ORCID: 0000-0002-5478-4846,

N.D. Nenenko, nenenkon@mail.ru, ORCID: 0000-0003-4535-3435,

N.V. Chernitsyna, cherni62@mail.ru, ORCID: 0000-0003-3768-738X,

M.V. Stogov, stogo_off@list.ru, ORCID: 0000-0001-8516-8571

Yugra State University, Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra, Russian Federation

Aim. The article deals with studying the efficiency of exercises from aerobics during physical education lessons in a special medical group (SMG). Materials and methods. 40 students, belonging to a special medical group, participated in the study. All participants were divided into two groups. The control group (CG, n = 20) had standard PE lessons. In the experimental group (EG, n = 20), during PE lessons, we used the elements of aerobics. During the experiment, we assessed the physical preparedness of students: strength indicators, strength and speed-strength endurance indicators. We assessed the psychological and emotional state of students using the so-called "Well-Being, Activity, Mood" method (WAM). Results. By the end of the experiment, we registered that strength indicators and strength and speed-strength endurance indicators were better developed in the experimental group than in the control group. The average results of the Cooper test in girls from the experimental group were 1745 ± 335 m, in girls from the control group - 1594 ± 361 m. The significance of intergroup differences equaled p = 0.04. By the end of the experiment, girls from the experimental group demonstrated better results in WAM test than girls from the control group: 5.41 ± 0.69 and 5.11 ± 0.65 respectively (differences are significant

р = 0.04). Conclusion. Exercises from aerobics, introduced into PE lessons for female students, belonging to a special medical group and living in the northern territories, proved their efficiency in developing physical qualities and maintaining psychological balance.

Keywords: female students, special medical group, physical education, aerobics.

References

1. Koynosov P.G., Chiryat'yeva T.V., Orlov S.A. et al. [Anatomical and Anthropological Features of the Physical Development of Residents of the Middle Ob]. Meditsinskaya nauka i obrazovaniye Urala [Medical Science and Education of the Urals], 2016, no. 1, pp. 46-49. (in Russ.)

2. Bezhentseva L.M. [Improving Technologies in the Physical Education of Students of Special Medical Groups]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2016, no. 12, pp. 79-81. (in Russ.)

3. Borodulina O.V. [Methods of Sports and Fitness Classes with Students of Special Medical Groups]. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura [Adaptive Physical Culture], 2015, no. 1, pp. 53-56. (in Russ.)

4. Koynosov P.G., Orlov S.A., Ivanova T.A., Koynosov A.P. [Age and Constitutional Features of the Body of Women of the Middle Ob]. Meditsinskaya nauka i obrazovaniye Urala [Medical Science and Education of the Urals], 2012, no. 1, pp. 56-59. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Gryaznykh A.V. Vosstanovleniye sekretsii pishchevaritel'nykh zhelez posle myshechnoy na-gruzki [Restoration of the Secretion of Digestive Glands After Muscle Load]. Kurgan, Kurgan State University Publ., 2010. pp. 8-28.

6. Davydov V.Yu., Isupov I.B., Gorbaneva E.P. [Morphofunctional Status and Cerebral Hemodynamics of Women Involved in Recreational Aerobics of Various Constitutional Types in Clinical and Orthostasis]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2005, no. 1, pp. 47-51. (in Russ.)

7. Ivanova N.L., Tsepko O.A. [Analysis of the Level of Development of Individual Indicators of the Cardiovascular System in Girls for the Period of Study in a Northern University]. Global'nyy nauch-nyypotentsial [Global Scientific Potential], 2016, no. 2, pp. 25-27. (in Russ.)

8. Korchina T.Ya., Korchin V.I., Lapenko I.V. et al. [Climate-Geographical Features of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra and Their Impact on Public Health]. Vestnik ugrovedeniya [Bulletin of Ugric Studies], 2014, no. 3, pp. 166-174. (in Russ.)

9. Lopatina A.B. [Teaching Physical Education to Students of Special Medical Groups Using Elements of the Beloyar Natural Movement System]. Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'-nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education], 2016, no. 2-1, pp. 69-73. (in Russ.)

10. Yarchikovskaya L.V., Koval' T.E., Lukina S.M., Rozanova L.S. [Development of Coordination Abilities in Students of Special Medical Groups]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2016, no. 7, pp. 6-8. (in Russ.)

11. Romanovskiy S.K. [Comparison of Functional Capabilities and Physical Fitness of Students of the Main and Special Medical Groups]. Nauka-2020 [Science 2020], 2016, no. 4, pp. 303-309. (in Russ.)

12. Sinel'nikova T.V., Kharchenko L.V., Turmanidze V.G. [Features of the Adaptation of Female Students of a Special Medical Group to Physical Education]. Sovremennyye tendentsii razvitiya nauki i tekhnologiy [Modern Trends in the Development of Science and Technology], 2016, no. 9-7, pp. 139-142. (in Russ.)

13. Sokhoshko I.A., Novokshchenova I.E., Turchaninov D.V. [Justification of the Priority Indicators of Social and Hygienic Monitoring in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2013, no. 1, p. 73. (in Russ.)

14. Mamonova O.V., Filimonova S.I., Stolyar L.M., Bulychev R.Yu. [Physical Education of Students of Special Medical Groups on the Basis of Recreational Types of Gymnastics and

Human. Sport. Medicine 2018, vol. 18, no. S, pp. 147-153

Billiards]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2017, no. 9, pp. 25-27. (in Russ.)

15. Khorosheva T.A. [Improving the Functional Capabilities of Female Students of a Special Medical Group of TSU by Means of Recreational Aerobics]. Nauka i obrazovaniye: novoye vremya [Science and Education. A New Time], 2016, no. 5, pp. 238-243. (in Russ.)

16. Tsepko O.A. [The Impact of a Comprehensive Health Improvement Technique on the Indicators of the Morphofunctional State and Physical Fitness of Female Students in the Conditions of Middle Priobya]. Omskiy nauchnyy vestnik [Omsk Scientific Herald], 2010, no. 5, pp. 183-185. (in Russ.)

17. Caputo F., Denadai B.S. Effects of Aerobic Endurance Training Status and Specificity on Oxygen Uptake Kinetics During Maximal Exercise. Eur. J. Appl. Physiol., 2004, vol. 93, pp. 87-95. DOI: 10.1007/s00421-004-1169-3

Received 15 September 2018

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Оценка эффективности аэробики на занятиях по физической культуре у студенток специальной медицинской группы / Т.А. Максимова, Р.В. Кучин, Н.Д. Нененко и др. // Человек. Спорт. Медицина. -2018. - Т. 18, № Б. - С. 147-153. Ш1: 10.14529/^18:321

FOR CITATION

Maksimova T.A., Kuchin R.V., Nenenko N.D., Chernitsyna N.V., Stogov M.V. Assessment of the Efficiency of Aerobics for Physical Education Lessons in a Special Medical Group. Human. Sport. Medicine, 2018, vol. 18, no. S, pp. 147-153. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm18s21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.