УДК 378.172
йО!: 10.14529/Ивт18э21
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ АЭРОБИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У СТУДЕНТОК СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Т.А. Максимова, Р.В. Кучин, Н.Д. Нененко, Н.В. Черницына, М.В. Стогов
Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, Россия
Цель. Изучение эффективности занятий по физической культуре у студенток специальной медицинской группы (СМГ) с использованием средств аэробики. Материал и методы. В исследовании приняли участие 40 студенток, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ. Все испытуемые были разделены на две группы. В контрольной группе (КГ, п = 20) занятия по физической культуре проходили по стандартной рабочей программе, в экспериментальной группе (ЭГ, п = 20) на занятиях по физической культуре использовали комплекс средств оздоровительной аэробики. В ходе реализации программы оценивали физическую подготовленность: силовые показатели и силовую и скоростно-силовую выносливость. Психоэмоциональное состояние оценивали на основе методики «Самочувствие Активность Настроение» (САН). Результаты. У студенток ЭГ к концу эксперимента обнаруживали более значительное, чем в КГ, развитие силовых показателей и показателей силовой и скоростно-силовой выносливости. Средние показатели теста Купера у девушек ЭГ к концу эксперимента составили 1745 ± 335 м, в КГ - 1594 ± 361 м, уровень значимости межгрупповых отличий р = 0,04. У девушек ЭГ на момент окончания исследования были статистически значимо выше, чем у студенток КГ, показатели теста САН: 5,41 ± 0,69 и 5,11 ± 0,65 соответственно (различия достоверны при р = 0,04). Заключение. Применение аэробики на занятиях физической культурой у студенток специальной медицинской группы, проживающих на северных территориях, эффективно в части развития у них физических качеств, а также поддержания психологического баланса.
Ключевые слова: студентки, специальная медицинская группа, физическая культура, аэробика.
Введение. Проблема здоровья обучающейся молодежи особенно остро стоит в регионах с экстремальными условиями проживания [8, 13]. Показано, что наиболее значительные адаптационные нагрузки испытывает организм девушек - потомков мигрантов Севера [1, 4, 7]. Усугубляется эта ситуация у студенток специальной медицинской группы (СМГ) [11, 12]. Для решения этой проблемы разрабатываются отдельные дифференцированные оздоровительные программы [2, 3, 5, 9]. Однако применяемые методы оздоровления не системные и используют в вариативной части занятий по физической культуре лишь отдельные методики, направленные на развитие отдельных качеств [10, 14, 16]. Из существующих современных технологий для системного повышения эффективности занятий по физической культуре в условиях северных территорий перспективным выглядит применение занятий аэробикой [15]. В частности, доказано, что комплекс физиологических эффектов, отмечаемых при занятиях аэробикой, повышает психосоматическую на-
дежность, устойчивость организма к факторам внешней среды, способствует увеличению его адаптационного потенциала [6, 17]. На основании этого нами были включены занятия аэробикой в рамки дисциплины физической культуры у студенток вуза, проживающих на территории ХМАО-Югры. Изучение эффективности применения данной технологии и явилось целью настоящего исследования.
Материал и методы исследования. В исследовании приняли участие 40 студенток, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ. Все испытуемые были разделены на две группы: 1) контрольная группа (КГ, 20 девушек), в которой занятия по физической культуре проходили по стандартной рабочей программе; 2) экспериментальная группа (ЭГ, 20 девушек), в которой на занятиях по физической культуре использовали комплекс средств оздоровительной аэробики. Количество учебных часов во всех группах было одинаковым, занятия проводились 2 раза в неделю по 4 академических часа.
В обеих группах испытуемых обследовали три раза. Первое обследование - получение исходных данных; второе (текущее) - после окончания 1-го курса; третье (конечное) - после окончания второго курса.
Для оценки физической подготовленности использовали силовые тесты, тесты на силовую и скоростно-силовую выносливость. Психоэмоциональное состояние студенток оценивали на основе типовой методики «Самочувствие Активность Настроение» (САН).
Количественные параметры в таблицах представлены в виде средней арифметической и стандартного отклонения (М ± 8Б). Достоверность различий между группами на сроках обследования оценивали с помощью параметрического 1>критерия Стьюдента для независимых выборок. Для оценки достоверности различий между показателями, полученными у студенток на контрольных срезах, по сравнению с исходными значениями использовали тот же критерий, но только рассчитанный для связанных выборок. Минимальный уровень значимости принимали равным 0,05.
Результаты. Результаты тестов для оценки силовых показателей обследуемых девушек представлены в табл. 1.
Повышение средних значений данных тестов относительно исходного уровня в ходе эксперимента происходило у студенток обеих групп. Однако у девушек ЭГ средние значения прыжка в длину с места и теста метание мяча к концу эксперимента были достоверно выше относительно значений КГ.
Результаты тестов на выносливость также обнаруживали более значительное развитие этих качеств у студенток ЭГ (табл. 2). Так, достоверные отличия значений ЭК относительно КГ отмечались для всех изученных показателей.
Существенное улучшение показателей психологического здоровья к концу эксперимента у девушек ЭГ относительно КГ отмечалось по показателю среднего балла теста САН (табл. 3). Здесь необходимо отметить одно наблюдение. Если оценка самочувствия и активности у студенток ЭГ в течение эксперимента равномерно возрастала, то в КГ основной прирост данных показателей происходил только к концу второго курса. Такое наблюдение, на наш взгляд, говорит о более ранней физической и социальной адаптации студенток СМГ ЭГ к обучению.
Таблица 1 Table 1
Силовые показатели физической подготовленности студенток обследованных групп
на сроках эксперимента (M ± SD) Strength indicators of physical preparedness in female students from CG and EG during the experiment (M ± SD)
Показатели / Indicators Группа / Group Исходные Reference values n = 20 После 1-го курса After the 1st year n = 20 После 2-го курса After the 2nd year n = 20
Прыжок в длину с места, см (прирост от исходного) / Standing long jump, cm (in comparison with reference values) КГ / CG 139 ± 17 148±17* (+6 %) 153 ± 16* (+10 %)
ЭГ / EG 141 ± 21 157±21*# (+11 %) 164±21*# (+16 %)
Прыжок в вверх с места, см (прирост от исходного) / Standing high jump, cm (in comparison with reference values) КГ / CG 26,2 ± 4,7 27,9 ± 4,9* (+6 %) 29,4 ± 4,8* (+12 %)
ЭГ / EG 27,2 ± 4,4 28,6 ± 4,6* (+5 %) 30,2 ± 5,1* (+11 %)
Метание мяча, см (прирост от исходного) / Ball throw, cm (in comparison with reference values) КГ / CG 511 ± 80 546 ± 77* (+7 %) 562 ± 76* (+10 %)
ЭГ / EG 532 ± 86 582 ± 86* (+9 %) 607 ± 84*# (+14 %)
Примечания. * - достоверные отличия по сравнению с исходным уровнем при р < 0,05; # - достоверные отличия между экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группами при р < 0,05.
Note. * - significant differences in comparison with reference values p < 0.05; # - significant differences between the experimental (EG) and control (CG) groups p < 0.05.
Human. Sport. Medicine 2018, vol. 18, no. S, pp. 147-153
Таблица 2 Table 2
Показатели выносливости обследованных студенток на сроках эксперимента (M ± SD) Endurance indicators in female students from CG and EG during the experiment (M ± SD)
Показатели / Indicators Группа Group Исходные Reference values n = 20 После 1-го курса After the 1st year n = 20 После 2-го курса After the 2nd year n = 20
Подъем туловища, кол-во (прирост от исходного) / Sit ups, number of times (in comparison with reference values) КГ / CG 17 ± 3 18 ± 4* (+6 %) 19 ± 3* (+12 %)
ЭГ / EG 17 ± 3 19 ± 5* (+12 %) 21 ± 4*# (+24 %)
Удержание ног, с (прирост от исходного) Leg balancing, s (in comparison with reference values) КГ / CG 25,9 ± 14,0 33,7 ± 8,2* (+30 %) 40,7 ± 10,8* (+57 %)
ЭГ / EG 26,9 ± 13,0 40,7 ± 11,3* (+51 %) 51,1 ± 12,8*# (+90 %)
Удержание туловища, с (прирост от исходного) Trunk holding test, s (in comparison with reference values) КГ / CG 43,2 ± 26,1 72,1 ± 43,8* (+67 %) 85,9 ± 46,0* (+99 %)
ЭГ / EG 63,5 ± 25,5# 105,9 ± 29,5*# (+67 %) 134,0 ± 35,3*# (+111 %)
Тест Купера, м (прирост от исходного) Cooper test, m (in comparison with reference values) КГ / CG 1266±350 1406±380* (+11 %) 1594±361* (+26 %)
ЭГ / EG 1310±331 1540±334* (+18 %) 1745±335*# (+33 %)
Примечания. * - достоверные отличия по сравнению с исходным уровнем при р < 0,05; # - достоверные отличия между экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группами при р < 0,05.
Note. * - significant differences in comparison with reference values p < 0.05; # - significant differences between the experimental (EG) and control (CG) groups p < 0.05.
Таблица 3 Table 3
Результаты теста САН у студенток обследованных групп на сроках эксперимента (M ± SD) Results of WAM test in female students from CG and EG during the experiment (M ± SD)
Показатели / Indicators Группа Group Исходные Reference values n = 20 После 1-го курса After the 1st year n = 20 После 2-го курса After the 2nd year n = 20
Самочувствие, балл Well-being, scores КГ / CG 3,97 ± 0,68 4,07 ± 0,91 (+3 %) 4,83 ± 0,87* (+22 %)
ЭГ / EG 4,01 ± 0,82 4,61 ± 0,76*# (+15 %) 5,16 ± 0,79* (+29 %)
Активность, балл Activity, scores КГ / CG 4,21 ± 0,70 4,38 ± 0,97* (+4 %) 5,19 ± 0,70* (+23 %)
ЭГ / EG 4,23 ± 0,93 4,76 ± 0,81*# (+13 %) 5,31 ± 0,76* (+26 %)
Настроение, балл Mood, scores КГ / CG 4,35 ± 0,79 4,67 ± 0,87* (+7 %) 5,32 ± 0,65* (+22 %)
ЭГ / EG 4,38 ± 0,88 5,23 ± 0,91*# (+19 %) 5,77 ± 0,75*# (+32 %)
Средний балл Average score КГ / CG 4,17 ± 0,59 4,37 ± 0,96* (+5 %) 5,11 ± 0,65* (+23 %)
ЭГ / EG 4,21 ± 0,80 4,87 ± 0,73*# (+16 %) 5,41 ± 0,69*# (+29 %)
Примечания. * - достоверные отличия по сравнению с исходным уровнем при р < 0,05; # - достоверные отличия между экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группами при р < 0,05.
Note. * - significant differences in comparison with reference values p < 0.05; # - significant differences between the experimental (EG) and control (CG) groups p < 0.05.
Заключение. Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что у девушек СМГ экспериментальной группы относительно представительниц контрольной группы к концу эксперимента значительно увеличивались силовые показатели, аэробная и анаэробная выносливость, а также стабилизировалось психологическое состояние. Эти данные свидетельствуют о возможности применения аэробики на занятиях физической культурой у студенток специальной медицинской группы, проживающих на северных территориях РФ.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 18-013-00403.
Литература
1. Анатомо-антропологические особенности физического развития жителей Среднего Приобья /П.Г. Койносов, Т.В. Чирятьева, С.А. Орлов и др. //Медицинская наука и образование Урала. - 2016. - № 1. - С. 46-49.
2. Беженцева, Л.М. Оздоровительные технологии в физическом воспитании студенток специальных медицинских групп / Л.М. Беженцева // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 12. - С. 79-81.
3. Бородулина, О.В. Методика физкультурно-оздоровительных занятий со студентками специальных медицинских групп / О.В. Бородулина //Адаптивная физ. культура. - 2015. -№ 1. - С. 53-56.
4. Возрастные и конституциональные особенности организма женщин Среднего Приобья /П.Г. Койносов, С.А. Орлов, Т.А. Иванова, А. П. Койносов // Мед. наука и образование Урала. - 2012. - № 1. - С. 56-59.
5. Грязных, А.В. Восстановление секреции пищеварительных желез после мышечной нагрузки: моногр. / А.В. Грязных. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2010. - С. 8-28.
6. Давыдов, В.Ю. Морфофункциональ-ный статус и церебральная гемодинамика женщин, занимающихся оздоровительной аэробикой, различных конституциональных типов в клинико- и ортостазе / В.Ю. Давыдов, И.Б. Исупов, Е.П. Горбанева // Теория и практика физ. культуры. - 2005. - № 1. -С. 47-51.
7. Иванова, Н.Л. Анализ уровня развития отдельных показателей сердечно-сосудистой системы у девушек за период обучения в се-
верном вузе /Н.Л. Иванова, О.А. Цепко //Глобальный науч. потенциал. - 2016. - № 2. -С. 25-27.
8. Климатогеографические особенности Ханты-Мансийского автономного округа -Югры и их влияние на здоровье населения / Т.Я. Корчина, В.И. Корчин, И.В. Лапенко и др. // Вестник угроведения. - 2014. - № 3. -С. 166-174.
9. Лопатина, А.Б. Преподавание физической культуры студентам специальных медицинских групп с использованием элементов системы естественного движения «Белояр» / А.Б. Лопатина // Междунар. журнал эксперимент. образования. - 2016. - № 2-1. - С. 69-73.
10. Развитие координационных способностей у студенток специальных медицинских групп /Л.В. Ярчиковская, Т.Е. Коваль, С.М. Лукина, Л. С. Розанова // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 7. - С. 6-8.
11. Романовский, С. К. Сравнение функциональных возможностей и физической подготовленности студентов основной и специальной медицинских групп / С.К. Романовский // Наука-2020. - 2016. - № 4. -С. 303-309.
12. Синельникова, Т.В. Особенности адаптации студенток специальной медицинской группы к занятиям физической культурой / Т.В. Синельникова, Л.В. Харченко, В.Г. Турма-нидзе // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 9-7. - С. 139-142.
13. Сохошко, И.А. Обоснование приоритетных показателей социально-гигиенического мониторинга в Ханты-Мансийском автономном округе / И.А. Сохошко, И.Е. Ново-кщенова, Д.В. Турчанинов // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 1. -С. 73.
14. Физическое воспитание студентов специальных медицинских групп на основе оздоровительных видов гимнастики и бильярда / О. В. Мамонова, С. И. Филимонова, Л.М. Столяр, Р.Ю. Булычёв // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 9. - С. 25-27.
15. Хорошева, Т.А. Повышение функциональных возможностей студенток специальной медицинской группы ТГУ средствами оздоровительной аэробики / Т.А. Хорошева // Наука и образование: новое время. - 2016. -№ 5. - С. 238-243.
16. Цепко, О.А. Влияние комплексной оздоровительной методики на показатели морфофункционального состояния и физи-
Нитап. БроЛ. Мелете 2018, уо!. 18, по. Б, рр. 147-153
ческой подготовленности студенток в условиях Среднего Приобья / О. А. Цепко // Омский науч. вестник. - 2010. - № 5. - С. 183-185. 17. Caputo, F. Effects of aerobic endurance
training status and specificity on oxygen uptake kinetics during maximal exercise / F. Caputo, B.S. Denadai // Eur. J. Appl. Physiol. - 2004. -Vol. 93. - Р. 87-95.
Максимова Татьяна Алексеевна, старший преподаватель Гуманитарного института, Югорский государственный университет. 628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 16. E-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-9325-0436.
Кучин Роман Викторович, кандидат биологических наук, доцент, проректор по учебной работе, Югорский государственный университет. 628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 16. E-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-5478-4846.
Нененко Наталья Дмитриевна, кандидат биологических наук, доцент, доцент Гуманитарного института, Югорский государственный университет. 628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 16. E-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-4535-3435.
Черницына Наталья Валерьевна, кандидат биологических наук, доцент, доцент Гуманитарного института, Югорский государственный университет. 628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 16. E-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-3768-738X.
Стогов Максим Валерьевич, доктор биологических наук, доцент, профессор Гуманитарного института, Югорский государственный университет. 628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 16. E-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-8516-8571.
Поступила в редакцию 15 сентября 2018 г.
DOI: 10.14529/hsm18s21
ASSESSMENT OF THE EFFICIENCY OF AEROBICS FOR PHYSICAL EDUCATION LESSONS IN A SPECIAL MEDICAL GROUP
T.A. Maksimova, [email protected], ORCID: 0000-0001-9325-0436,
R.V. Kuchin, [email protected], ORCID: 0000-0002-5478-4846,
N.D. Nenenko, [email protected], ORCID: 0000-0003-4535-3435,
N.V. Chernitsyna, [email protected], ORCID: 0000-0003-3768-738X,
M.V. Stogov, [email protected], ORCID: 0000-0001-8516-8571
Yugra State University, Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra, Russian Federation
Aim. The article deals with studying the efficiency of exercises from aerobics during physical education lessons in a special medical group (SMG). Materials and methods. 40 students, belonging to a special medical group, participated in the study. All participants were divided into two groups. The control group (CG, n = 20) had standard PE lessons. In the experimental group (EG, n = 20), during PE lessons, we used the elements of aerobics. During the experiment, we assessed the physical preparedness of students: strength indicators, strength and speed-strength endurance indicators. We assessed the psychological and emotional state of students using the so-called "Well-Being, Activity, Mood" method (WAM). Results. By the end of the experiment, we registered that strength indicators and strength and speed-strength endurance indicators were better developed in the experimental group than in the control group. The average results of the Cooper test in girls from the experimental group were 1745 ± 335 m, in girls from the control group - 1594 ± 361 m. The significance of intergroup differences equaled p = 0.04. By the end of the experiment, girls from the experimental group demonstrated better results in WAM test than girls from the control group: 5.41 ± 0.69 and 5.11 ± 0.65 respectively (differences are significant
р = 0.04). Conclusion. Exercises from aerobics, introduced into PE lessons for female students, belonging to a special medical group and living in the northern territories, proved their efficiency in developing physical qualities and maintaining psychological balance.
Keywords: female students, special medical group, physical education, aerobics.
References
1. Koynosov P.G., Chiryat'yeva T.V., Orlov S.A. et al. [Anatomical and Anthropological Features of the Physical Development of Residents of the Middle Ob]. Meditsinskaya nauka i obrazovaniye Urala [Medical Science and Education of the Urals], 2016, no. 1, pp. 46-49. (in Russ.)
2. Bezhentseva L.M. [Improving Technologies in the Physical Education of Students of Special Medical Groups]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2016, no. 12, pp. 79-81. (in Russ.)
3. Borodulina O.V. [Methods of Sports and Fitness Classes with Students of Special Medical Groups]. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura [Adaptive Physical Culture], 2015, no. 1, pp. 53-56. (in Russ.)
4. Koynosov P.G., Orlov S.A., Ivanova T.A., Koynosov A.P. [Age and Constitutional Features of the Body of Women of the Middle Ob]. Meditsinskaya nauka i obrazovaniye Urala [Medical Science and Education of the Urals], 2012, no. 1, pp. 56-59. (in Russ.)
5. Gryaznykh A.V. Vosstanovleniye sekretsii pishchevaritel'nykh zhelez posle myshechnoy na-gruzki [Restoration of the Secretion of Digestive Glands After Muscle Load]. Kurgan, Kurgan State University Publ., 2010. pp. 8-28.
6. Davydov V.Yu., Isupov I.B., Gorbaneva E.P. [Morphofunctional Status and Cerebral Hemodynamics of Women Involved in Recreational Aerobics of Various Constitutional Types in Clinical and Orthostasis]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2005, no. 1, pp. 47-51. (in Russ.)
7. Ivanova N.L., Tsepko O.A. [Analysis of the Level of Development of Individual Indicators of the Cardiovascular System in Girls for the Period of Study in a Northern University]. Global'nyy nauch-nyypotentsial [Global Scientific Potential], 2016, no. 2, pp. 25-27. (in Russ.)
8. Korchina T.Ya., Korchin V.I., Lapenko I.V. et al. [Climate-Geographical Features of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra and Their Impact on Public Health]. Vestnik ugrovedeniya [Bulletin of Ugric Studies], 2014, no. 3, pp. 166-174. (in Russ.)
9. Lopatina A.B. [Teaching Physical Education to Students of Special Medical Groups Using Elements of the Beloyar Natural Movement System]. Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'-nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education], 2016, no. 2-1, pp. 69-73. (in Russ.)
10. Yarchikovskaya L.V., Koval' T.E., Lukina S.M., Rozanova L.S. [Development of Coordination Abilities in Students of Special Medical Groups]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2016, no. 7, pp. 6-8. (in Russ.)
11. Romanovskiy S.K. [Comparison of Functional Capabilities and Physical Fitness of Students of the Main and Special Medical Groups]. Nauka-2020 [Science 2020], 2016, no. 4, pp. 303-309. (in Russ.)
12. Sinel'nikova T.V., Kharchenko L.V., Turmanidze V.G. [Features of the Adaptation of Female Students of a Special Medical Group to Physical Education]. Sovremennyye tendentsii razvitiya nauki i tekhnologiy [Modern Trends in the Development of Science and Technology], 2016, no. 9-7, pp. 139-142. (in Russ.)
13. Sokhoshko I.A., Novokshchenova I.E., Turchaninov D.V. [Justification of the Priority Indicators of Social and Hygienic Monitoring in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2013, no. 1, p. 73. (in Russ.)
14. Mamonova O.V., Filimonova S.I., Stolyar L.M., Bulychev R.Yu. [Physical Education of Students of Special Medical Groups on the Basis of Recreational Types of Gymnastics and
Human. Sport. Medicine 2018, vol. 18, no. S, pp. 147-153
Billiards]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2017, no. 9, pp. 25-27. (in Russ.)
15. Khorosheva T.A. [Improving the Functional Capabilities of Female Students of a Special Medical Group of TSU by Means of Recreational Aerobics]. Nauka i obrazovaniye: novoye vremya [Science and Education. A New Time], 2016, no. 5, pp. 238-243. (in Russ.)
16. Tsepko O.A. [The Impact of a Comprehensive Health Improvement Technique on the Indicators of the Morphofunctional State and Physical Fitness of Female Students in the Conditions of Middle Priobya]. Omskiy nauchnyy vestnik [Omsk Scientific Herald], 2010, no. 5, pp. 183-185. (in Russ.)
17. Caputo F., Denadai B.S. Effects of Aerobic Endurance Training Status and Specificity on Oxygen Uptake Kinetics During Maximal Exercise. Eur. J. Appl. Physiol., 2004, vol. 93, pp. 87-95. DOI: 10.1007/s00421-004-1169-3
Received 15 September 2018
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Оценка эффективности аэробики на занятиях по физической культуре у студенток специальной медицинской группы / Т.А. Максимова, Р.В. Кучин, Н.Д. Нененко и др. // Человек. Спорт. Медицина. -2018. - Т. 18, № Б. - С. 147-153. Ш1: 10.14529/^18:321
FOR CITATION
Maksimova T.A., Kuchin R.V., Nenenko N.D., Chernitsyna N.V., Stogov M.V. Assessment of the Efficiency of Aerobics for Physical Education Lessons in a Special Medical Group. Human. Sport. Medicine, 2018, vol. 18, no. S, pp. 147-153. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm18s21