СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЭТНОФОРОВ
УДК/UDC 796.01
Поступила в редакцию 26.08.2015 г.
Доктор педагогических наук, доцент С.-А.М. Аслаханов1
1 Чеченский государственный педагогический институт. Грозный, Россия
STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL OF EDUCATIONAL TECHNOLOGY OF FORMATiON OF PERSONAL PHYSiCAL CULTURE iN ETHNOPHORS
Dr.Hab., associate professor S.-A.M. Aslakhanov1
1 Chechen State Pedagogical Institute. Grozny, Russia
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Работа посвящена рассмотрению базовых ценностей этнопедагогики физического воспитания, механизмов их влияния на вектор и содержание компонентных элементов педагогической технологии формирования личностной физической культуры на основе общих и частных дидактических-закономерностей.
Цель работы заключается в научном обосновании и разработке модели педагогической технологии физического воспитания этнофоров, базирующегося на ценностном потенциале этнопедагогики и современной системы физической культуры.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы методы, адекватные предмету исследования:
- теоретические и общенаучные: логико-аналитические, общая теория построения систем, моделирование;
- эмпирические: опрос, наблюдение, изучение и обобщение опыта психолого-педагогической деятельности в системе физического воспитания этнофоров, педагогический эксперимент, анкетирование и тестирование учащейся молодежи.
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют, что разработанная модель педагогической технологии физического воспитания эт-нофоров, базирующегося на ценностном потенциале этнопедагогики и современной системы физической культуры, более эффективно содействует формированию личностной физической культуры учащейся молодежи.
Ключевые слова: модель, педагогическая технология, система, физическое воспитание, этнологическая физическая культура, этнопедагогика, этно-фор.
Annotation
The work is devoted to the basic values of ethnopedagogics of physical education, mechanisms of their influence on the vector and content of component elements of the pedagogical technology of formation of personal physical training on the basis of general and private didactic rules.
The purpose of the present research was to provide scientific justification and develop a model of pedagogical technology of physical training of ethnophors, based an the value potential of ethnopedagogics and the modern system of physical culture.
The set tasks were solved and the hypothesis was tested using adequate research methods including:
theoretical and general scientific: logical and analytical, general theory of building systems, modeling;
empirical: survey, observation, study and synthesis of psychopedagogical experience in the system of physical training of ethnophors, educational experiment, questionnaire and testing of students.
According to the findings of the educational experiment, the developed model of the educational technology of physical training of ethnophors, based on the value potential of ethnopedagogics and the modern system of physical culture more effectively facilitates the formation of personal physical culture of students.
Keywords: model, educational technology, system, physical education, ethnological physical culture, ethnopedagogics, ethnophor.
Введение. Необходимость научного обоснования и разработки модели педагогической технологии физического воспитания этнофоров (представителей этнической общности) на основе базовых ценностей этнопедагогики вызвана тем, что в настоящее время прежняя система ценностных приоритетов физического воспитания у молодежи во многом разрушена, а новая значительной ее частью не принимается. Более того, в системе физического воспитания этнофоров утрачены базовые ценности этнопедагогики.
Отдавая должное вкладу многих исследователей в решение вопросов, связанных с использованием народно-национальных средств физического воспитания в образовательных целях, следует отметить, что проблема обоснования и разработки педагогической концепции как системообразующего элемента формирования физической культуры личности нуждается в дальнейшем изучении [1-11].
Цель исследования - научное обоснование и разработка модели педагогической технологии системы физического воспитания этнофоров, базирующейся на ценностном по-
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
а
■
с
га
^
О (и .с Н
тенциале этнопедагогики и современной системы физической культуры (на примере народов Северного Кавказа).
Методика и организация исследования. Теоретические и экспериментальные исследования по трассматривае-мой теме исследовании проводились в течение 1990-2013 гг. в рамках НИР Чеченского государственного педагогического института (шифр «Этнофоры»).
Для изучения и выяснения отношения разных групп населения к национальным средствам физического воспитания, определения их реального места в образовательном процессе нами был проведен опрос:
- старожилов села, народных сказителей и знатоков народных игр и физических упражнений;
- студентов факультета физической культуры и спорта и специалистов по физическому воспитанию;
- отдельных категорий школьников и их родителей.
Опросные листы распространялись нами среди студентов
и учителей физической культуры после использования ими национальных средств физического воспитания в сочетании с базовым учебным материалом государственных программ на практических занятиях и уроках физической культуры в период педагогической практики в общеобразовательных школах республики (экспериментальные группы).
Контрольные группы занимались по общепринятой методике (учебный материал комплексной программы).
В основу содержания занятий экспериментальных групп учащихся 1-4-х классов было положено использование учебного материала экспериментальной программы по физическому воспитанию, разработанной с включением в нее подвижных игр, физических упражнений, элементов национальных танцев народов России, ближнего и дальнего зарубежья. В содержание уроков экспериментальных групп учащихся 5-х классов дополнительно были включены элементы национальной борьбы. Уроки физической культуры в контрольных и экспериментальных группах велись специалистами по физическому воспитанию. Ознакомление учителей физической культуры с экспериментальными методиками и оказание практической помощи в их реализации в учебном процессе осуществлялось нами посредством методических занятий, носивших инструктивный и консультативно-рекомендательный характер. Для определения уровня освоения двигательных навыков, умений и развития двигательных качеств использовались тесты, предусмотренные программой по физическому воспитанию учащихся 1-11-х классов общеобразовательной школы.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования нами определены факторы, обеспечивающие эффективность формирования системы ценностных ориен-таций личности в процессе физического воспитания, основанного на базовых ценностях этнопедагогики.
Выявлено, что знания об этнопедагогическом физическом воспитании, понимание смысла духовных, социальных ценностей и ценностей здоровья - важнейшие факторы, обеспечивающие эффективность формирования системы ценностных ориентаций личности.
Согласно логике исследования далее определялись базовые педагогические ценности народных систем физического воспитания, обосновывались механизмы их влияния на вектор и содержание этого процесса на основе общих и частных закономерностей, обуславливающих совершенствование данной системы.
К общим закономерностям относятся:
- зависимость процесса физического воспитания эт-нофоров от требований будущей трудовой деятельности и службы в армии к всестороннему развитию личности молодого человека;
- влияние целостности и системности педагогического процесса на физическое воспитание этнофоров;
- взаимозависимость эффективности процесса физического воспитания этнофоров и качества их подготовленности к службе в армии и трудовой деятельности;
- зависимость эффективности процесса физического воспитания этнофоров от его научно обоснованного планирования и высокого уровня психолого-педагогической подготовленности преподавательского состава образовательных учреждений.
К частным закономерностям относятся:
- зависимость эффективности процесса физического воспитания этнофоров, основанного на базовых ценностях этноса, от активности их учебной деятельности, что достигается использованием средств этнологической физической культуры;
- обусловленность состава средств, методов и организации образовательной деятельности этнофоров задачами и содержанием современной системы физического воспитания, а также реальными возможностями, знаниями обычаев и традиций своих предков;
- зависимость эффективности процесса физического воспитания этнофоров от образовательной среды и от местных условий, в которых он протекает;
- зависимость результата обучения от оптимальной организации процесса физического воспитания этнофоров.
В результате исследования этнопедагогических ценностей физического воспитания выявлены духовные и социальные ценности, а также ценности, связанные с поддержанием своего физического состояния и укреплением здоровья.
Духовные ценности обеспечивают развитие молодёжи, ориентируют её на справедливость, свободу, красоту, добро, честность и другие вечные ценности; формируют уважительное отношение к старшим, традициям, обычаям своих предков; обеспечивают правильную установку и нормы поведения в этносообществе; вызывают у этнофоров позитивные межличностные отношения, дружбу и коллективизм.
Социальные ценности обеспечивают подготовку молодёжи к труду и к службе в армии; объединяют научные знания о жизнедеятельности человека в микро- и макросоциуме; ориентируют на построение правильной картины мира на уровне индивидуального мировоззрения; способствуют правильному соотнесению своих возможностей с ориентацией на конкретную профессиональную деятельность; обеспечивают познание и понимание смысла ценностей отдельных профессий; инициируют активность, направленность действий этнофоров в соответствии с жизненными планами и притязаниями.
Ценности, связанные с укреплением здоровья детей и молодежи, ориентируют на построение личностной концепции своего здоровья; обеспечивают совершенствование личности в физическом развитии; способствуют познанию человека как биосоциального существа; показывают, какое место занимает здоровье в профессиональной деятельности; способствуют созданию модели гармонично развитой личности и планированию действий по её реализации.
Установлено, что механизмы влияния базовых ценностей этнопедагогической физической культуры на вектор и содержание физического воспитания современного эт-носообщества основываются на взаимодействии целевых установок, средств и организационных компонентов, обеспечивающих комплексную реализацию базовых ценностей этнофизического воспитания и ценностей существующей системы физической культуры. Основными из них являются: взаимодействие семьи, школы и общественности; создание воспитывающей семейно-бытовой и школьно-родительской микросред; информационно-образовательный и стимулирующий механизм формирования представлений и мотивов; обеспечение их воздействия на социум благодаря форми-
60
http://www.teoriya.ru
№ 12 • 2015 Декабрь | December
рованию норм общественно приемлемого поведения; обеспечение социального контроля за целевыми установками, содержанием и процессом физического воспитания; использование эффективных средств, методов и форм физического воспитания различных этносов для реализации общегосударственных задач отрасли физической культуры.
В ходе дальнейшего исследования были установлены принципы функционирования системы физического воспитания этнофоров, основанные на комплексном применении базовых ценностей этнопедагогики и ценностей современной системы физической культуры.
В основе функционирования системы физического воспитания этнофоров, базирующейся на ценностях этнопедагогики, лежат принципы оптимальности, интеграции, целесообразности, приоритетности профессиональных целей, обновления содержания обучения, культуросообразности, природосообразностии сотрудничества.
На следующем этапе исследования установлено, что основными направлениями совершенствования системы физического воспитания этнофоров, основанного на базовых ценностях этнопедагогики и современной системы физической культуры, являются: ускорение адаптации системы физического воспитания этнофоров к изменяющимся социально-экономическим условиям в стране; создание в образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации организационных, методических и содержательных основ для качественного улучшения процесса физического воспитания; всестороннее обеспечение нового уровня психолого-педагогической подготовленности преподавательского состава образовательных учреждений; повышение качества и обеспечение высокого уровня физической подготовленности молодежи к службе в армии и трудовой деятельности.
Для дальнейшего исследования было важно обосновать психолого-педагогические условия, обеспечивающие приобретение учащимися базовых ценностей этнопедагогики в области физической культуры, и риски, появляющиеся при этом.
Условиями формирования базовых ценностей этнопедагогики являются: внедрение в практику физического воспитания учащихся средств, форм и методов этнопедагогики; использование в учебном процессе методических приемов, раскрывающих смысл традиций и обычаев этносообщества; внедрение в процесс физического воспитания народных упражнений, игр, танцев и видов борьбы; формирование мотивов, усиливающих познавательный интерес учащихся к обычаям и традициям своих предков; создание эффективной системы контроля и управления процессом формирования личности учащегося; решение образовательных задач, способствующих формированию у учащихся потребности в освоении ценностей этносообщества в процессе физического воспитания; использование комплексного подхода к формированию и развитию компетентности преподавателей для обеспечения высокого профессионализма при внедрении ими средств, форм и методов этнопедагогики физического воспитания; проведение мероприятий по инициированию активности учащихся в процессе физического воспитания, основанного на базовых этнопедагогических ценностях.
Также нами выявлены причины (риски), негативно влияющие на формирование у обучающихся республик Северного Кавказа базовых ценностей этнопедагогики, такие как недостаточное внедрение в систему обучения средств, методов и форм этнопедагогического физического воспитания, недостаточный уровень методической подготовленности преподавательского состава по внедрению этих средств и другие.
На заключительном этапе исследования разрабатывалась педагогическая технология функционирования системы фи-
зического воспитания этнофоров, основанной на комплексном применении базовых ценностей этнопедагогики и ценностей современной системы физической культуры.
Реализация задач физического воспитания возможна лишь при наличии осознанной ориентации на освоение и использование во благо личности и общества общечеловеческих и этнокультурных ценностей. Методической основой формирования ценностно-ориентированного сознания являются сотворчество, сопереживание, анализ и коррекция дея-тельностного поведения. При этом деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья, должна являться базовой платформой ценностных ориентаций молодёжи, так как именно здоровье непосредственно и опосредованно влияет на обеспечение результативности в любой сфере человеческого существования. Эти идеи легли в основу разработки модели педагогической технологии функционирования этно-педагогической физической культуры.
Определено, что система будет эффективно функционировать, если она включает содержательные, организационные, структурные и деятельностные компоненты, построена на учете общих и частных закономерностей функционирования системы физического воспитания и характеризуется следующими результирующими признаками: повышением уровня физической подготовленности; обеспечением более высоких темпов прироста показателей физического развития и положительной динамики физической работоспособности; улучшением качественных показателей успеваемости; формированием основ деятельностного принятия системы физического воспитания с применением национальных средств и ценностей физической культуры; приданием процессу обучения большей эмоциональности, обеспечением сокращения сроков овладения учебным материалом и достижением более стойких результатов педагогического воздействия.
Анализ учебных планов и программ обучения выявил формирующую информационную основу этнологической физической культуры, ее теоретическую, методическую и практическую составляющие. Это позволило разработать структуру модели организации процесса этнопедагогического физического воспитания, представляющую собой совокупность методологического, диагностического, управленческого, информационно-технологического, коммуникативного и результирующего структурных компонентов.
Методологический компонент включает основные исследовательские подходы к реализации задач формирования этнокультурных компетенций, а также педагогические условия и принципы личностно направленного физического воспитания, основанного на базовых ценностях этнопедаго-гики.
Диагностический компонент направлен на определение исходного уровня знаний в области этнопедагогики физического воспитания, физического развития и физической подготовленности, а также сформированности духовных, социальных и связанных с укреплением здоровья ценностей.
Управленческий компонент объединяет планирование разнообразных форм организации процесса физического воспитания, учет и контроль условий, законодательной, программно-нормативной, научно-методической, материальной и кадровой базы для реализации цели и задач этнологического физического воспитания.
Информационно-технологический компонент состоит из информационного - федерального (этнологического) и инвариантного (этнопедагогического) компонентов физического воспитания, а таже из технологического: методы и средства формирования этнокультурной компетенции, алгоритмы процессуальной части этнопедагогической компетенции и формы этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса. Методы контроля включают логико-аналитиче-
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
ский анализ изучаемой проблемы на основе общей теории построения систем, моделирование, наблюдение, опрос, педагогический эксперимент, изучение и обобщение опыта психолого-педагогической деятельности в системе физического воспитания этнофоров, анкетирование и тестирование.
Коммуникативный компонент регламентирует взаимодействие субъектов этнопедагогического процесса на принципах равноправия и сотрудничества, взаимоуважения, взаимной поддержки и помощи.
Результирующий (итогово-диагностический) компонент определяет уровень сформированности цельной личности, владеющей необходимым уровнем знаний в области физической культуры, спорта и этнопедагогики физического воспитания; освоенности жизненно важных двигательных умений и навыков; развития двигательных качеств; сформированности общечеловеческих и этнокультурных ценностей; готовности к самореализации в различных сферах человеческой деятельности.
Результаты педагогических экспериментов свидетельствуют, что использование национальных средств физического воспитания позволило сделать процесс обучения более эмоциональным, сократить сроки овладения учебным материалом, достичь устойчивых результатов педагогического воздействия на личностные качества, уровень физического развития и физической подготовленности. Выводы
1. Рассматриваемая педагогическая концепция функционирования системы физического воспитания этнофоров, стержневой основой которой является модель этнопеда-гогической технологии личностно направленного физического воспитания, основанного на базовых ценностях этнопедагогики и ценностях современной системы физической культуры, эффективна, что обосновывает новый теоретический и методический знаниевый уровень о закономерностях ее функционирования.
2. Эффективность разработанной модели педагогической технологии системы физического воспитания этнофоров подтверждается тем, что из 100 подвергнутых анализу вну-тригрупповых вариаций школьников в ходе эксперимента лишь 9 не достигли уровня достоверности различий (р>0,05). К ним относятся 6 вариаций экспериментальных групп мальчиков (5 контрольных и 1 экспериментальная) и 3 вариации экспериментальных групп девочек (2 контрольные и 1 экспериментальная). Более высоких достоверно значимых результатов достигают участники экспериментальной группы по конкретным показателям выполнения тестовых заданий, характеризующих такие признаки физической подготовленности, как сила, скоростные и скоростно-силовые способности, выносливость.
Литература
1. Арсалиев Ш.М-Х. Методология современной этнопедагогики / Ш.М-Х. Арсалиев. - М.: Гелеос АРВ, 2013. - 319 с.
2. Аслаханов С.-А.М. Педагогическая концепция развития системы физического воспитания этнофоров на основе базовых ценностей этнопедагогики: автореф. ... докт. пед, наук / С.-А.М. Аслаханов. - Майкоп, 2013. - 50 с.
3. Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физ-культурно-спортивного воспитания детей, подростков, молодежи России / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 3. - С. 2-4.
4. Демкина Е.В. Проектирование образовательного процесса вуза на основе ментальных характеристик современных российских студентов: автореф. дис. ... докт. пед, наук / Е.В. Демкина. - Майкоп, 2013. - 50 с.
5. Курысь В.Н. Что есть от культуры в предмете и занятиях по физической культуре: проблема детской антропологии / В.Н. Курысь // Матер. всерос. науч. конф. - Ставрополь: Кавказский край, 2001. - С. 139-142.
6. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью /
Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - № 6. - С. 10-15.
7. Минбулатов В.М. Программа. Народная система физического воспитания дагестанцев / В.М. Минбулатов, С.М. Гаджиагаев. -Махачкала: Дагестан. гос. пед, ун-т, 2001. - 16 с.
8. Мусханова И.В. Этнопедагогизация формирования личности в образовательном пространстве Чеченской Республики: дис. ... докт. пед, наук / И.В. Мусханова. - Владикавказ, 2012. - 375 с.
9. Ученова В.В. Реклама и массовая культура: служанка или госпожа?: учеб, пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика» и «Реклама» / В.В. Ученова. - М.: Юни-ти-Дана, 2008. - 232 с.
10. Чермит К.Д. Направления социализации и формирования базовой личностной физической культуры обучающихся / К.Д. Чермит, Н.К. Куприна, А.Л. Чувакин // Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация: матер. Третьего междунар. науч. конгресса / под ред. В.К. Пельменева; БФУ им. И. Канта. - Калининград, 2013. - С. 98-100.
11. Эльмурзаев М.А. Физическое воспитание старшеклассниц сельских школ с использованием национальных танцев и игровых средств: автореф, дис. ... канд. пед, наук / М.А. Эльмурзаев. -СПб., 1993. - 20 с
References
1.
2.
3.
Arsaliev, Sh.M-Kh. Metodologiya sovremennoy etnopedagogiki (Methodology of modern ethnopedagogics) / sh.M-H. Arsaliev. -Moscow: Geleos ARV, 2013. - 319 P.
Aslakhanov, S.-A.M. Pedagogicheskaya kontseptsiya razvitiya sistemy fizicheskogo vospitaniya etnoforov na osnove bazovykh tsennostey etnopedagogiki. Avtoref. ... d-ra ped. nauk (Pedagogical concept of development of physical education of ethnophors based on basic values of ethnopedagogics: abstract of doct. thesis (Hab.) / S.-A.M. Aslakhanov. - Maikop, 2013. 50 P.
Bal'sevich, V.K. Osnovnye polozheniya kontseptsii intensivnogo innovatsionnogo preobrazovaniya natsional'noy sistemy fizkul'turno-sportivnogo vospitaniya detey, podrostkov, molodezhi Rossii (Key provisions of the concept of intensive innovation modernization of national system of physical culture and sports education of Russian children, adolescents, young people) / V.K. Bal'sevich, L.I. Lubysheva // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - Moscow, 2002. - № 3. - P. 2-4. Demkina, E.V. Proektirovanie obrazovatel'nogo protsessa vuza na osnove mental'nykh kharakteristik sovremennykh rossiyskikh studentov: dis. Avtoref. ... d-ra ped. nauk (University educational process design based on mental characteristics of modern Russian students: abst. of doct. thesis (Hab.) / E.V. Demkina. - Maikop, 2013. 50 P. Kurys', V.N. Chto est' ot kul'tury v predmete i zanyatiyakh po fizicheskoy kul'ture: problema detskoy antropologii (Cultural aspect of subject and occupations of physical culture: problem of child anthropology) / V.N. Kurys' // Proceedings of Scientific Conference. - Stavropol: Kavkazskiy kray, 2001. - P. 139-142. Lubysheva, L.I. Sovremenny tsennostny potentsial fizicheskoy kul'tury i sporta i puti ego osvoeniya obshchestvom i lichnost'yu (Modern value potential of physical culture and sport and its development trends for society and individual) / L.I. Lubysheva // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 1999. - № 6. - P. 10-15.
Minbulatov, V.M. Programma. Narodnaya sistema fizicheskogo vospitaniya dagestantsev (Program. People's system of physical education for Dagestanis) / V.M. Minbulatov, P.M. Gadzhiagaev. -Makhachkala: Dagestan State Ped. University, 2001. - 16 P. Muskhanova, I.V. Etnopedagogizatsiya formirovaniya lichnosti v obrazovatel'nom prostranstve Chechenskoy Respubliki: dis. ... d-ra ped. nauk (Ehtnopedagogization of identity formation in educational space of the Chechen Republic: abst. of doct. thesis (Hab.) / I.V. Muskhanova. Vladikavkaz, 2012. 375 P.
Uchenova, V.V. Reklama i massovaya kul'tura: sluzhanka ili gospozha? ucheb. posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchihsya po spetsial'nosti «Zhurnalistika» i «Reklama» (Advertising and popular culture: the maid or the mistress? Study guide for students majoring in "Journalism" and "Public relations") / V.V. Uchenova. - Moscow: Unity-Dana, 2008. - 232 P.
10. Chermit, K.D. Napravleniya sotsializatsii i formirovaniya bazovoy lichnostnoy fizicheskoy kul'tury obuchayushchkihsya (Directions of socialization and formation of basic personal physical culture of students) / K.D. Chermit, N.K. Kuprina, A.L. Chuvakin // Problemy fizkul'turnogo obrazovaniya: soderzhanie, napravlennost, metodika, organizatsiya: materialy Tret'ego mezhdunar. nauch. kongressa (Problems of physical culture education: content, guidelines, methodology, organization: Proceedings of the 3rd Intern. scientific congress) / Ed. by V.K. Pel'menev; BFU n.a. I. Kant. - Kaliningrad, 2013. - P. 98-100.
11. El'murzaev, M.A. Fizicheskoe vospitanie starsheklassnits selskikh shkol s ispol'zovaniem natsional'nykh tantsev i igrovykh sredstv: avtoref. dis. kand. ped nauk (Physical education of senior pupils of rural schools using national dances and game resources: abstract of Ph.D. thesis). / M.A. El'murzaev. St. Petersburg, 1993. - 20 P.
4.
5.
6.
7.
9.
http://www.teoriya.ru
№ 12 • 2015 Декабрь | December