МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
УДК/UD 796.011
Поступила в редакцию 11.03.2015 г.
Доктор педагогических наук, профессор Н.А. Фомина1 Доктор педагогических наук, доцент С.Ю. Максимова1
1 Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград
MUSIC MOTOR SPECIALIZATION OF PHYSICAL EDUCATION OF PRESCHOOL AGE CHILDREN
Dr.Hab., Professor N.A. Fomina1
Dr.Hab., Associate Professor S.Yu. Maksimova1
1 Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Современная модернизация дошкольного образования, введение в 2013 г/ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОСДО) требуют новых, более интегрированных подходов к физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Ученые представляют музыкально-двигательное направление физического воспитания дошкольников, в том числе детей с задержкой психического развития (ЗПР) и логопедическими нарушениями. На основе анализа двигательной и музыкальной деятельности определяют их взаимосвязь и возможность интеграции, дают характеристику и определение понятия и сущности музыкально-двигательной деятельности в контексте физического воспитания дошкольников. В ходе продолжительной экспериментальной работы авторами сформирована системная модель физического воспитания на основе сюжетно-ролевой ритмической гимнастики, в том числе для детей с ЗПР и логопедическими нарушениями, а также система адаптивного физического воспитания дошкольников с ЗПР на основе музыкально-двигательной деятельности. Эффективность музыкально-двигательной деятельности объясняется возможностью полисенсорного воздействия ее составляющих (музыки и движения) на организм и личность ребенка дошкольного возраста. Выделяется как обязательная игровая составляющая музыкально-двигательной деятельности, которая обеспечивается литературно-сюжетной линией занятий, созданием телесных музыкально-художественных образов героев детских произведений (сказок). В ходе обсуждения результатов исследования представлены данные педагогических экспериментов по внедрению разработанных моделей в образовательный процесс дошкольных учреждений. Эффективность авторских разработок подтверждается значительным ростом двигательных качеств и психических, в том числе познавательных, процессов дошкольников экспериментальных групп в сравнении с контрольными, а также результатами коррекции имеющихся отставаний в психическом и речевом развитии дошкольников с ЗПР и логопедическими нарушениями.
Ключевые слова: дошкольники, физическое воспитание, адаптивное физическое воспитание, музыкально-двигательная деятельность, сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика, интеграция двигательной и познавательной деятельности.
Annotation
The current modernization of preschool education, the introduction in 2013 of the Federal State Educational Standard of preschool education (FGOSDO) require new, more integrated approaches to physical education of preschool children. Music motor direction of physical education of preschool children, including mentally retarded children and those with speech disorders, was presented by the researchers. On the basis of the analysis of motor and music activities their relationship and the possibility of integration are defined, and the concept and essence of music and motor activity are characterized and defined in the context of physical education of preschool children. During the long-term experiment the authors designed a systemic model of physical training on the basis of subject-role rhythmic gymnastics, including for children with mental retardation and speech disorders, and the system of adaptive physical education of mentally retarded preschool children based on the music and motor activity. The music-motor activity is effective due to the possibility of multitouch stimulation of its components (music and movement) on the body and personality of the child of preschool age. The game component of music-motor activity stands out as mandatory and is provided by the literary and storyline of classes, creation of bodily music artistic images of heroes of tales.
During the discussion of the findings of the study, the data of educational experiments related to the implementation of the developed models in the educational process of preschool institutions were presented. The efficiency of the authors' developments was confirmed by a significant increase in motor qualities and mental, including cognitive, processes of preschool children attributed to the experimental groups compared with the control one, as well as by the results of the correction of the existing gaps in mental and speech development of preschool children with mental retardation and speech disorders. One may talk of the formation of the music motor direction in physical education of preschool children, ensuring the integration of motor and cognitive activity and effective motor and mental, including intellectual, development of children aged 3-7 years.
Keywords: preschool children, physical education of preschool children, adaptive physical education, music motor activity, plot-role rhythmic gymnastics, integration of motor and cognitive activities.
Введение. Дети от 3 до 7 лет имеют ярко выраженные возрастные особенности, учитывать которые необходимо в педагогической практике. Основным видом деятельности ребенка от рождения до 7 лет остается игра. Потребности в движении, игре, ярких эмоциях являются природосообразными, то есть от-
вечающими природным законам развития человека на этапе дошкольного детства.Любые ограничения этихпотребностей могут привести к задержкам физического, познавательно-речевого, социально-личностного и художественно-эстетического развития ребенка. Именно эти четыре направления являются, по мне-
№ 7 • 2015 Июль | July
http://www.teoriya.ru
□
и
га у
г.
ч—
. О 0J
■ -О
с га
О (U ■С
I—
нию специалистов, основными и декларируются в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования как базовые (2013 г.).
Организация непосредственной образовательной деятельности по физическо му воспитанию дошкольников должна учитывать эти положения ФГОСДО и обеспечивать интеграцию образовательных областей, к которым относятся социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Цель исследования - обосновать содержание музыкально-двигательной деятельности и выявить эффективность реализации на ее основе процесса физического воспитания детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Методика и организация исследования. За время экспериментальных исследований (2002-2014 гг.) было обследовано 2000 детей в возрасте от 3 до 7 лет, воспитанников массовых и коррекционных дошкольных образовательных учреждений гг. Волгограда и Тольятти на предмет развития у них двигательных способностей и психических процессов, обеспечивающих интеллектуальную деятельность ребенка. Разработанные в ходе теоретического анализа системные модели физического воспитания дошкольников [3] и адаптивного физического воспитания дошкольников с ЗПР [1, 2] на основе музыкально-двигательной деятельности были внедрены и апробированы в целостном педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений.
Результаты исследования и их обсуждение. Многолетние экспериментальные исследования позволили нам, систематизировав полученные данные, разработать педагогические системы и технологии физического воспитания, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, объединенные общим направлением, которое сегодня мы имеем смелость определить как музыкально-двигательное физическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предлагается новый подход к организации и построению физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях коррекционной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (с ЗПР и логопедическими нарушениями).
В качестве ведущей рассматривается музыкально-двигательная деятельность, которую мы определяем как процесс активного взаимодействия ребенка-дошкольника с ценностями физической и музыкальной культуры, направленный на психофизическое, в том числе интеллектуальное, развитие и удовлетворение его природосообразных потребностей в движении, игре и эмоциональном обогащении [1, 3].
В этом процессе дополнительным фактором педагогического воздействия выступает музыка. Благодаря своему структурно-организующему и эмоционально-образному началу она усиливает влияние на психическое и физическое состояние ребенка.
Результаты многочисленных педагогических экспериментов (с 2002 по 2014 г.) убеждают в эффективности и целесообразности использования музыкально-двигательной деятельности как ведущей в процессе физического воспитания дошкольников.
За этот период разработана теоретически и экспериментально обоснованная система сюжетно-ролевой ритмической гимнастики, обеспечивающая ярко выраженную интеграцию познавательной и двигательной деятельности детей дошкольного возраста.
Эффективность ее функционирования выразилась в значительном росте уровней развития познавательных процессов и физической подготовленности детей 3-7 лет. При этом отмечался преимущественный рост координационных спо-
собностей, в том числе ритмичности, согласованности, реактивности, чувства равновесия, мелкомоторной координации воспитанников экспериментальных групп по сравнению с их сверстниками из контрольных.
Статистически значимые различия в проявлениях внимания, памяти и мышления с преимущественными значениями в экспериментальных группах позволяют говорить о лучшем развитии интеллектуальной сферы детей в процессе музыкально-двигательной деятельности. Более высокими в экспериментальных группах старших дошкольников оказались и показатели произвольности, новообразования дошкольного возраста, сформированность которого свидетельствует о готовности ребенка к обучению. В процессе музыкально-двигательного физического воспитания дети значительно лучше осваивали технику физических упражнений; уровень их исполнительского мастерства был выше, чем у их сверстников из контрольных групп.
Системное использование музыкально-двигательной деятельности как ведущей в процессе адаптивного физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития выявило ее коррекционно-развивающий потенциал, что выразилось не только в улучшении показателей физического и психического развития детей, но и в повышении их психофизического статуса до уровня нормально развивающихся сверстников.
Экспериментальные исследования в группах дошкольников, имеющих общее или фонетико-фонематическое нарушение речи, показали возможности ее коррекции в процессе музыкально-двигательной деятельности логоритмической направленности. В экспериментальных группах 5-6-летних детей произошли более значимые улучшения как отдельных составляющих (фонематического строя, звукопроизношения, словарного запаса, фразовой речи), так и общего уровня развития речи.
Вывод. Можно говорить о формировании музыкально-двигательного направления в физическом воспитании дошкольников, обеспечивающего интеграцию двигательной и познавательной деятельности и эффективное двигательное и психическое, в том числе интеллектуальное, развитие детей 3-l лет.
Литература
1. Максимова С.Ю. Система адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе музыкально-двигательной деятельности: дис. ... докт. пед. наук / С.Ю. Максимова. - Волгоград, 2014. - 455 с.
2. Максимова С.Ю. Значение музыкально-двигательной деятельности для психофизического развития дошкольников с задержкой психического развития / С.Ю. Максимова, H.A. Фомина // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № l(101). - С. B3-BB.
3. Фомина H.A. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика как компонент комплексной программы развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100» / H.A. Фомина, С. Ю. Максимова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка». - 2010. - № 4. - С. 15-20.
References
1. Maksimova, S.Yu. Sistema adaptivnogo fizicheskogo vospitaniya detey doshkol'nogo vozrasta s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya na osnove muzykal'no-dvigatel'noy deyatel'nosti: dis. ... dokt. ped. nauk (Adaptive physical education of mentally retarded preschool children based on music-motor activity: doctoral thesis (Hab.)/ S.Yu. Maksimova. - Volgograd, 2014. - 455 P.
2. Maksimova, S.Yu. Znachenie muzykal'no-dvigatel'noy deyatel'nosti dlya psikhofizicheskogo razvitiya doshkol'nikov s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya (The role of music-motor activity for mental and physical development of mentally retarded preschool children) / S.Yu. Maksimova, N.A. Fomina // Uch. zapiski un-ta im. P.F. Lesgafta. - 2013. - № l(101). - P. B3-BB.
3. Fomina, N.A. Syuzhetno-rolevaya ritmicheskaya gimnastika kak komponent kompleksnoy programmy razvitiya i vospitaniya doshkol'nikov v obrazovatel'noy sisteme «Shkola 2100» (Plot-role rhythmic gymnastics as a part of comprehensive program of development and training of preschool children in the educational system "School 2100") / N.A. Fomina, S.Yu. Maksimova // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2010. - № 4. - P. 15-20.
58
http://www.teoriya.ru
№ 7 • 2015 Июль I July