Научная статья на тему 'ADAPTATION OF YOUNG CHILDREN TO THE CONDITIONS PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION'

ADAPTATION OF YOUNG CHILDREN TO THE CONDITIONS PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
adaptation / adaptation / daily routine / peers / communication / preschool organization / stressful sit-uations / family environment / communication style / unbalanced behavior / etc

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Oteniyazova Sh., Oteniyazova P.

The article deals with the adaptation of young children to the conditions of a preschool educational organiza-tion, the peculiarities of the development of young children, the influence of various factors on the socialization of a child. In this regard, teachers and educators of preschool educational organizations have a great responsibility that must take into account all the factors that affect the development of the child. These are the environment, heredity, upbringing, age and individual characteristics of the child.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Oteniyazova Sh., Oteniyazova P.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ADAPTATION OF YOUNG CHILDREN TO THE CONDITIONS PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION»

ADAPTATION OF YOUNG CHILDREN TO THE CONDITIONS PRESCHOOL EDUCATIONAL

ORGANIZATION

Oteniyazova Sh.,

Assistant Teacher, Nukus State Pedagogical Institute named after Azhiniyaz,

Nukus, Uzbekistan Oteniyazova P.

Assistant Teacher, Nukus State Pedagogical Institute named after Azhiniyaz,

Nukus, Uzbekistan

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Отениязова Ш.Е.,

Ассистент-преподаватель, Нукусский государственный педагогический институт

имени Ажинияза, Нукус, Узбекистан Отениязова П.Е.

Ассистент-преподаватель, Нукусский государственный педагогический институт

имени Ажинияза, Нукус, Узбекистан

Abstract

The article deals with the adaptation of young children to the conditions of a preschool educational organization, the peculiarities of the development of young children, the influence of various factors on the socialization of a child. In this regard, teachers and educators of preschool educational organizations have a great responsibility that must take into account all the factors that affect the development of the child. These are the environment, heredity, upbringing, age and individual characteristics of the child.

Аннотация

В статье речь идет об адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации, об особенностях развития детей раннего возраста, влиянии различных факторов на социализацию ребенка. По этому поводу на педагогов и воспитателей дошкольной образовательной организации, должны учитывать все факторы влияющие на развитие ребенка, возлагается большая ответственность. Это окружающая среда, наследственность, воспитание, возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Keywords: adaptation, adaptation, daily routine, peers, communication, preschool organization, stressful situations, family environment, communication style, unbalanced behavior, etc.

Ключевые слова: адаптация, приспособление, режим дня, сверстники, общение, дошкольная организация, стрессовые ситуации, семейная среда, стиль общения, неуравновешенное поведение и др.

С поступлением ребенка трех-четырех летнего возраста в дошкольную организацию в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольной организации.

Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Термин «адаптация» означает приспособление. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют

необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольной организации или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды.

Существует три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:

а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;

б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;

в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.

Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным - избегающий.

Как же формируются у ребенка способности к адаптации? Само рождение ребенка - яркое прояв-

ление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного ко внеутробному существованию требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма -кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т.е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Здоровый новорожденный имеет такой уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внешних условиях.

Возрастные особенности, возможности детей, показатели, определяющие, необходимо знать. Но следует учитывать и индивидуальные особенности ребенка.

Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми. Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности - неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов - сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения.

Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими.

Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей.

В домашних условиях ребенок привыкает к характеру применяемых педагогических воздействий, выраженных не только спокойным ровным тоном, но и в тоне строгой требовательности. Тем не менее, строгий тон воспитателя или няни может вызвать испуг. И наоборот, ребенок, привыкший к громким раздраженным указаниям, не всегда выполнит тихие спокойные указания воспитателя.

Как уже говорилось, особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения. Есть дети, которые уверенно и с достоинством вступают в новое для них окружение детского сада: они обращаются к воспитателю, к помощнику воспитателя, чтобы узнать о чем-нибудь, другие сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза. А есть и такие дети, которых общение с воспитателем пугает. Такой ребенок старается уединиться, отворачивается лицом к стене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступить в контакт.

Опыт общения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад, определяет характер его адаптации к условиям детского сада. Поэтому именно знание содержания потребностей ребенка в общении является тем ключиком, с помощью которого можно определить характер педагогических воздействий на него в адаптационный период.

Непосредственно-эмоциональный контакт между ребенком и взрослым устанавливается, начиная с конца первого - начала второго месяца жизни.

Правильно поступают те родители, которые уже на первом году жизни ребенка не ограничивают его общение в узком кругу семьи.

Соблюдая необходимые гигиенические требования, целесообразно уже в этом возрасте расширять круг общения ребенка. Например, можно на некоторое время разрешить новому для него человеку подержать его на руках или даже оставить их одних.

Воспитатель должен установить контакт с ребенком в первый же день. Но если у ребенка не сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, на все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему нужно более длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед воспитателем. Нервозность, слезы мешают ему правильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя.

В таком случае целесообразно разрешить маме побыть в группе. В ее присутствии ребенок успокаивается, страх перед незнакомым взрослым исчезает, ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам. Мать должна побуждать его обратиться к воспитателю, попросить игрушку, сказать, какая тетя хорошая, добрая, как она любит детей, играет с ними, кормит.

Воспитатель подтверждает это своими действиями: ласково обращается к малышу, дает игрушку, хвалит его костюм, показывает что-то интересное в группе и т.п.

Следовательно, на характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние здоровья, сформированность опыта общения, а также степень родительской опеки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексеева Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду: дошкольная педагогика // Дошкольная педагогика, 2007. №2. С. 5860.

2. Борисова Т. Я люблю ходить в детский сад?! Как успешно адаптировать ребенка к дошкольному учреждению // Детский сад от А до Я, 2009. №2. С. 108-117.

3. Бурмантова Е. Социально-педагогические механизмы успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному

учреждению // Детский сад от А до Я, 2009. №2. С.34-47.

4. Васильева Н. Как поддержать личностное развитие детей 2-3 лет // Дошкольное воспитание, 2009. №10. С.71-74.

5. Васильева Н. К вопросу о психологической адаптации детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2009. №2. С. 35-38.

6. Васильева Н. К вопросу социально-психологической адаптации // Дошкольное воспитание, 2010. №8. С.16-18.

7. Вершинина Л. Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению // Детский сад от А до Я, 2009. №2. С.4-16.

8. Гризик Т. Участники адаптационного периода: ребенок-родители-педагоги // Дошкольное воспитание, 2010. №9. С.57-61.

THE TEACHER'S ACTIVITY PECULIARITIES IN SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS THROUGH THE CONTENT OF CONTEMPORARY ART

Solovtsova I.,

DSc of Pedagogical sciences, Professor, Pedagogy Department, Volgograd State Social Pedagogical University, Volgograd, Russia

Nikitenko S.

Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Volgograd Humanitarian Institute, Volgograd, Russia

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ НА СОДЕРЖАНИИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Соловцова И.

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета, Волгоград, Россия

Никитенко С.

Кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский гуманитарный институт,

Волгоград, Россия

Abstract

The article substantiates the logic of the teacher's activity with the works of contemporary art as a meaningful basis for the spiritual and moral education of schoolchildren of different age groups. The peculiarities of structuring the content of spiritual and moral education during teachers and students teamwork with contemporary art are revealed.

Аннотация

В статье обоснована логика деятельности педагога с произведениями современного искусства как содержательной основой духовно-нравственного воспитания школьников разных возрастных групп. Раскрыты особенности структурирования содержания духовно-нравственного воспитания при совместной работе педагога и учащихся разных возрастных групп с произведениями современного искусства.

Keywords: spiritual and moral education, the content of spiritual and moral education, contemporary art, secondary school students, age group.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, содержание духовно-нравственного воспитания, современное искусство, учащиеся общеобразовательной школы, возрастная группа.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-01300809.

Funding: The reported study was funded by RFBR, project number 20-013-00809.

В российской педагогической науке и образовательной практике духовно-нравственное воспитание учащихся рассматривается как основа воспитательной деятельности, обеспечивающая результативность всех направлений воспитания -патриотического, эстетического, экологического и других. При этом духовно-нравственное воспитание понимается как ценностно-смысловой феномен (В.А. Беляева, И.А. Колесникова, Л.М. Лузина и др.) Именно ценности составляют внутреннюю

сторону содержания духовно-нравственного воспитания, которое транслируется педагогом воспитанникам, в то время как внешнюю его сторону составляют различные явления культуры, среди которых ведущая роль принадлежит произведениям искусства.

В современной педагогике в качестве одной из важнейших составляющих духовно-нравственного воспитания рассматривается становление учащихся носителями и выразителями современной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.