известия вгпу
в.в. СПИЦЫНА, Е.о. ГОРБАЧЕВА (Волгоград)
психологическое просвещение педагогов по развитию эмоционального отношения детей дошкольного возраста к воспитателю
Рассматривается направление работы с педагогическим коллективом - психологическое просвещение. Акцентируется внимание на цели психологического просвещения: сообщение знаний о развитии эмоционального отношения ребенка дошкольного возраста. Доказывается эффективность психологического просвещения в возникновении положительной динамики развития педагогов, в изменении точки зрения на взаимодействие с детьми в пользу демократического стиля общения.
Ключевые слова: педагог, психологическое просвещение, ребенок дошкольного возраста, эмоции, эмоциональное отношение.
Активные исследования в эмоциональной сфере приходятся на 1920-е гг. Такими исследованиями занимались Н.Н. Ланге, И.А. Си-корский, Л.С. Выготский. В 1914 г. Н.Н. Ланге говорил об эмоциях как о Золушке психологии, поскольку они были обойдены вниманием ученых в пользу «сестер» - мышления и воли [6]. В 1924 г. В.В. Зеньковский поставил эмоциональные явления на одно из первых мест в развитии психики ребенка. Эмоции естественны для ребенка, и когда у него появляется интерес к внешнему миру, то это означает, что заканчивается период раннего детства и эмоциональная сфера перестает играть прежнюю роль в развитии психики [Там же]. Л.С. Выготский способствовал разработке методологических основ человеческих чувств и созданию принципиально нового подхода к определению предмета психологии эмоций и объяснительного принципа их происхождения в своих исследованиях «Учение об эмоциях», «Психология искусства», ряде работ, посвященных детской и педагогической психологии. Л.С. Выготский считал возможным строить на философской основе свою психологическую концепцию эмоций, согласно которой сущность и источники эмоций заключаются во внешней, чувственно-предметной деятельности, во
взаимоотношениях с другими людьми, в создаваемых обществом произведениях культуры. Распространенным на западе натуралистическим концепциям «глубинной психологии», сторонники которой утверждают, что все эмоции человека есть прямое или косвенное проявление биологических влечений, Л.С. Выготский противопоставил свою теорию «вершинной» психологии, утверждающей, что доминирующее значение для духовного развития личности имеют высшие чувства и интеллектуальные функции, формирующиеся в процессе деятельности субъекта как социального существа, как члена общества. эмоции рассматривались ученым как внутренний психологический механизм связи мышления с чувственно-предметной деятельностью субъекта, который не только пассивно созерцает окружающую действительность, но и относится к ней пристрастно, активно ее изменяет соответственно со своими потребностями и интересами. Исследования Л.С. Выготского стали основой для дальнейшего изучения данной проблемы. В его трудах «учение об эмоциях» и «Психология искусства» были выдвинуты и обоснованы теоретические положения о природе человеческих чувств, о движущих причинах их развития, об особенностях их нейрофизиологических механизмов [2].
А.В. Запорожец в одной из своих работ вспоминает сравнение эмоций с Золушкой и отмечает, что результаты исследований в этой области весьма ограничены. Он подчеркивал, что в психологических исследованиях эмоций наблюдается потеря предмета изучения. В дальнейшем проблема эмоционального мироощущения ребенка стала предметом изучения
A.В. Запорожца, его коллег и учеников [4].
В работах Л.И. Божович, М.С. Неймарк,
B.К. Вилюнаса, Я. Рейковского и др. в 19601980-е гг. можно увидеть традиции, которые сложились в подходах к изучению проблемы эмоций к тому времени. они состоят в ссылках на незначительное число исследований в этой области, на теоретическую неразработанность проблемы, на оторванность многих исследований в области эмоций от запросов практики обучения, воспитания, жизни в целом.
эмоциональное поведение как предмет психологических исследований вызывает методические трудности при попытках моделировать аффектогенные ситуации в экспериментальных условиях. Еще одна причина, обусловливающая малую изученность эмоцио-
О Спицына В.В., Горбачева Е.О., 2017
нальной сферы, - это всеобщая идеологизация жизни людей. Эмоционально-чувственный слой сознания, эмоциональные переживания людей подвергались давлению и сознательному игнорированию. Главными переживаниями были страх и агрессия. Последующая перестройка общества не принесла продвижения в исследованиях в этой области. Изучение эмоциональной сферы по-прежнему оставалось затрудненным [6].
В 1970-1980-х гг. интерес к изучению эмоций и чувств значительно вырос, т.к. произошли большие перемены в жизни общества, в науках о человеке, открывшие закрытые прежде проблемы: внутреннего мира, сознания, свободы, духовности, творчества и т.д. Еще один фактор, заставляющий активно исследовать данную область психологии, - это эмоциональные нарушения в поведении детей, проявляющиеся в виде разных симптомов (неустойчивое настроение, особенности характера, социально неприемлемые влечения и зависимости). К этому периоду можно отнести исследования В.П. Зинченко, А.Б. Орлова, С.Д. Смирнова, В.И. Слободчикова и др. Изучая эмоциональную сферу ребенка, исследователи выяснили, что ее формирование оказывает влияние на личностное и психическое развитие. Одним из новообразований кризиса 7 лет является возникновение у ребенка внутренней жизни, благодаря чему он осознает свои эмоции, которые определяют его настроение и поведение [5]. В дошкольном возрасте у ребенка развивается самосознание, он начинает осознавать свое место в системе отношений, анализировать оценки и отношение к себе со стороны сверстников, близких и социальных взрослых [4]. На этой базе у него начинает складываться свое эмоциональное отношение, которое определяет его взаимодействие с окружающими, эффективность их совместной деятельности. В связи с этим важно обратить внимание на особенности развития эмоционального отношения ребенка дошкольного возраста к такому социальному взрослому, как воспитатель. Воспитатель является тем человеком, который проводит с ребенком большую часть его дошкольного возраста, если ребенок посещает детский сад. Отношение ребенка к воспитателю определяет такие факторы пребывания в детском саду и собственно всестороннего развития, как эмоциональное благополучие в детском саду, эффективность совместной деятельности детей и педагога, обусловливающей успешность протекания и развития всех психических процессов ребенка [6].
КИЕ НАУКИ -
Среди основных причин, от которых зависит развитие эмоционального отношения ребенка дошкольного возраста к воспитателю, можно выделить:
- влияние родителей;
- сверстников;
- педагогического коллектива ДОО;
- отношение педагога к ребенку, стиль общения с детьми педагога, выбранная им педагогическая позиция [6].
Из перечисленных причин самой весомой и оказывающей наибольшее влияние является отношение педагога к ребенку, включающее стиль общения с детьми и педагогическую позицию. А.Д. Кошелева в своих исследованиях говорит о том, что фактором, определяющим место и значение каждого компонента эмоционального отношения, выступает уровень самосознания ребенка и особенности понимания и восприятия им другого человека [Там же]. дети младшего дошкольного возраста особое внимание уделяют общему стилю общения воспитателя, узнаваемому через тон общения, конкретные действия, т.е. кричит или не кричит, наказывает или не наказывает. эти действия ребенок воспринимает как недифференцированное отношение к себе. В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок обращает внимание на наличие и характер дистанции во взаимодействии с ним, на то, как педагог его воспринимает.
действия педагога, его восприятие ребенка и отношение к нему способствуют развитию конкретного эмоционального отношения к воспитателю - положительного, нейтрального или отрицательного. Таким образом, мы сформулировали следующую гипотезу: стиль взаимодействия педагога с детьми является одним из критериев развития эмоционального отношения ребенка дошкольного возраста к воспитателю.
для проверки гипотезы были использованы следующие диагностические методики:
• изучение представлений дошкольников об отношении к ним педагога [9];
• опросник по определению стиля общения воспитателя с детьми в педагогическом процессе в ДОУ [8].
В экспериментальном исследовании, проводившемся в ноябре - декабре 2014 г., приняли участие 16 детей в возрасте от 5 до 6 лет и 2 воспитателя МОУ «Детский сад № 280» г. Волгограда. Результаты обследования по диагностической методике «Изучение представлений дошкольников об отношении к ним педагога» выявили, что 70 % детей выражают по-
ИЗВЕСТИЯ вгпу
ложительное отношение к педагогу, 20 % - неопределенное, 10 % - негативное.
на заключительном этапе был проведен опрос по определению стиля общения воспитателя с детьми в педагогическом процессе в ДОУ. Воспитатели набрали 25 и 26 баллов из 26 возможных, что соответствует демократическому стилю общения. Была выявлена тенденция к взаимосвязи выбранных педагогами стилей взаимодействия и эмоционального отношения к ним детей.
Таким образом, рассмотрев проблему развития эмоционального отношения ребенка дошкольного возраста к воспитателю и выявив стиль взаимодействия педагога с детьми как один из критериев развития данного отношения, мы подтвердили, что стиль взаимодействия педагога с детьми действительно определяет развитие эмоционального отношения ребенка дошкольного возраста к воспитателю.
значимость стиля общения педагогов с детьми в процессе взаимодействия с ними в различных видах совместной деятельности и организации развивающей предметно-пространственной среды способствовала изучению психологического просвещения педагогов. Т.Д. Марцинковская трактует понятие «психологическое просвещение» как направление работы практического психолога, которое является совокупностью методов и средств по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях и имеющих отношение к воспитанию и образованию детей. И.В. Дубровина психологическое просвещение рассматривает как приобщение воспитателей, учителей, родителей к психологическим знаниям [3]. Основной смысл психологического просвещения она видит в:
- знакомстве воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития детей;
- популяризации и разъяснении результатов новейших психологических исследований;
- формировании потребностей в психологических знаниях, желания использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;
- достижении понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учебно-воспитательном учреждении [Там же].
Основной целью психологического просвещения является создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, включающей актуализацию и си-
стематизацию имеющихся знаний, повышение уровня психологических знаний, включение имеющихся знаний в структуру деятельности. Часто у педагогов не сформирована база знаний о возрастных и психологических особенностях детей, психологии управления детским коллективом. В детских учреждениях психологическое просвещение носит профилактический и образовательный характер. Главным условием просветительской работы в образовательном направлении является адаптация и содержательность знаний для лиц без специальной подготовки. Психологическое просвещение предполагает создание условий, в которых педагоги смогли бы получить профессионально и личностно значимые для них знания. Это психологические знания и навыки, позволяющие педагогам организовать эффективный процесс обучения и воспитания, с содержательной и с методической точек зрения построить взаимоотношения с детьми и коллегами, на взаимовыгодных началах осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками образовательной деятельности.
Рассмотрев основные формы проведения психологического просвещения, мы остановились на такой работе с педагогическим коллективом, как семинар. Семинар (лат. seminarium) («рассадник», от semen «семя», в переносном смысле слова - «школа») - групповое практическое занятие в какой-нибудь специально выбранной области. Семинарская форма обучения возникла в древнегреческих и римских школах, где сообщения учеников сочетались с диспутами, комментариями и заключениями преподавателей. Цель - улучшение профессиональной подготовки или повышение квалификации. результатом семинара является способность применять полученные данные в практической деятельности.
Семинар предполагает заранее утвержденную тему и аудиторию, ориентированную на восприятие материала выступления, а также интенсивную самостоятельную работу педагогов, что обеспечивает усвоение основных знаний, приемов, навыков, необходимых для применения на практике. На семинаре слушателям предлагаются конкретные технологии и приемы работы, участники могут активно взаимодействовать как с ведущим, так и друг с другом, высказывая свои точки зрения, приходить к общему, наиболее верному и эффективному решению, находить методы и средства работы с детьми.
выступление на семинаре предполагает теоретическую и практическую части, направ-
ленные на формирование навыков, обучение практическим приемам в рамках обсуждаемой темы. В процессе теоретической части семинара мы посчитали возможным предложить педагогам важную информацию об особенностях эмоционального развития ребенка, о влиянии эмоций на всю его деятельность и зависимости эмоционального отношения ребенка к воспитателю от стиля взаимоотношения педагога с детьми, о влиянии данного отношения на эффективность их совместной деятельности. Практическая часть включала выполнение различных заданий с последующей дискуссией и обсуждением, рефлексией.
Мы определили необходимым разработать содержание психологического просвещения педагогов по развитию эмоционального отношения ребенка дошкольного возраста к воспитателю, основу которого будет составлять работа с определенной группой педагогов в форме семинаров. В рамках изучения нового направления была сформулирована следующая гипотеза: положительная динамика у педагогов в изменении точки зрения на взаимодействие с детьми в пользу демократического стиля общения возможна, если с данными педагогами проводится психологическое просвещение по развитию эмоционального отношения детей дошкольного возраста к воспитателю. Была проведена экспериментальная работа, которая проходила в три этапа.
Первым этапом был констатирующий, целью которого стало определение тенденций в выборе педагогом стиля общения с детьми в ДОО. Мы применяли несколько диагностических методик.
V Опросник «Оценка эффективности стиля педагогического общения педагогов с детьми»Ю. Вьюнковой [1]. Цель диагностической методики - выявление уровня эффективности выбранного педагогами стиля педагогического общения с детьми. Опросник включает 20 утверждений, которые необходимо соотнести с собственным опытом и оценить, опираясь на градацию ответов: 1) абсолютно верно; 2) да, верно; 3) ни да ни нет; 4) в общем, нет; 5) нет, неверно. Количество баллов, полученных по результатам опросника, свидетельствует об уровне эффективности педагогического общения. Выделены следующие уровни:
- I уровень - свидетельствует о демократичности педагога (педагог знает условия организации обучения, направленные на общее развитие воспитанников, учитывает индивидуальные особенности ребенка, умеет стимулировать развитие коллектива, однако может
кие науки -
иметь мнение о себе, определенное завышенной самооценкой, которая проявилась в ответах на вопросы);
- II уровень - показывает, что педагог осознает условия организации обучения и общения с детьми (для перехода осознания в практику педагогу необходимо создавать ситуации, направленные на развитие детской самостоятельности, индивидуальное творчество, поощрять инициативу самостоятельного освоения детьми знаний и опыта);
- III уровень - означает, что педагогу надо переосмыслить свое общение с детьми (кому-то выбранный педагогом стиль общения подходит, у других он может вызвать неуверенность в общении с воспитателем);
- IV уровень - говорит о том, что данный педагог или авторитарен, или слишком опекает детей, при этом в обоих случаях детям трудно общаться с педагогом (чтобы создать атмосферу для максимального развития личности ребенка, педагогу необходимо пересмотреть свой стиль общения, сложившийся в группе).
V Тест «Стиль педагогического общения» В.Г. Маралова [7]. Диагностическая методика направлена на выявление у педагога тенденции к авторитарному, демократическому или либеральному стилю общения. Тест включает 10 вопросов с выбором ответов. В зависимости от количества баллов может быть выявлен один из следующих стилей педагогического общения с детьми:
- демократический (основные принципы данного стиля - взаимоприятие и сотрудничество; педагог привлекает детей к совместному обсуждению и решению общих дел, проблем, создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы; развивает у детей умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность; ребенок чувствует себя эмоционально защищенными, проявляет уверенность и активность);
- авторитарный (педагог находится «выше» детей, доминирует над ними, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу; ребенок - объект воспитательных воздействий; у педагога с таким стилем общения дети приобретают и демонстрируют знания, умения, навыки в практической деятельности из-за необходимости реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя; такое общение не развивает самостоятельность и творческую инициативу у детей, полноценные межличностные контакты).
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ
экспериментальное исследование было проведено с 27 педагогами МОУ «Детский сад № 280» Ворошиловского района г. Волгограда, включая специалистов (педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре), а также старшего воспитателя и заведующую.
Диагностика «Оценка эффективности стиля педагогического общения педагогов с детьми» Ю. Вьюнковой показала, что у 52 % педагогов преобладает второй уровень эффективности педагогического общения, а у 48 % педагогов - первый. Диагностическая методика «Стиль педагогического общения» В.Г. Мара-лова показала, что у 52 % педагогов выражена тенденция к демократическому стилю общения с детьми, у 26 % педагогов - тенденция как к демократическому, так и к авторитарному стилю, у 22 % педагогов выражена тенденция к авторитарному стилю общения.
Анализ данных результатов по таким параметрам, как возраст педагога и стаж педагогической деятельности, выявил следующее. Демократического стиля придерживаются преимущественно педагоги в возрасте от 40 до 55 лет (28 %), как авторитарного, так и демократического - в возрасте от 31 до 40 лет (15 %), авторитарного - в возрасте от 31 до 40 лет (14 %). В соответствии со стажем педагогической деятельности демократического стиля общения придерживаются преимущественно педагоги со стажем свыше 20 лет (24 %), как демократического, так и авторитарного - от 10 до 15 лет (11 %), авторитарного - от 5 до 10 лет (7 %) и от 10 до 15 лет (7 %).
Полученные результаты побудили нас приступить ко второму этапу нашей экспериментальной работы. Целью формирующего этапа была разработка и реализация содержания психологического просвещения педагогов по развитию эмоционального отношения детей дошкольного возраста к воспитателю. В процессе реализации содержания психологического просвещения решались такие задачи, как:
- просвещение педагогов по изучаемой нами теме;
- развитие у них умения осуществлять рефлексию;
- становление осознанного отношения к своему поведению, стилю общения с детьми как ключевому фактору, оказывающему влияние на то, как к ним будут относиться дети и как будет протекать развитие воспитанников.
Решение данных задач происходило путем проведения серии встреч в форме семина-
ров для реализации разработанного содержания психологического просвещения педагогов по развитию эмоционального отношения у детей дошкольного возраста к воспитателю. Содержание психологического просвещения состояло из четырех семинаров по следующим темам.
Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста
Цель: раскрыть особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.
План
1. Содержание понятия «эмоции»: структура и характеристика.
2. Функции и виды эмоций.
3. Возрастные особенности эмоций и чувств.
4. Роль эмоций в образовании детей.
Практическое задание
Разделившись на четыре команды по пять
человек (группы раннего, младшего дошкольного, среднего дошкольного, старшего дошкольного возраста), изобразите, опишите особенности эмоционального развития ребенка в соответствии со своей возрастной группой.
Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду
Цель: раскрыть структуру и содержание эмоционального благополучия ребенка в детском саду, психологической безопасности ребенка.
План
1. Характеристика понятий «психическое здоровье», «эмоциональное состояние», «настроение», эмоциональное самочувствие».
2. эмоциональное благополучие: характеристика, компоненты.
3. Содержание понятия «психологическая безопасность».
4. Источники угрозы психологической безопасности.
5. Признаки стрессового состояния ребенка как следствия нарушения психологической безопасности.
Практическое задание
Поделившись на три команды, изобразите компоненты, причины, все, от чего, по вашему мнению, зависит эмоциональное благополучие ребенка в детском саду.
Роль педагога в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста
Цель: рассмотреть роль и задачи педагога в эмоциональном развитии ребенка, познакомить с методами развития у детей умений распознавать, проявлять чувства и управлять своими эмоциями.
План
1. Роль и задачи педагога в эмоциональном развитии ребенка.
2. Пути решения задач эмоционального развития ребенка.
3. Игры и упражнения на знакомство ребенка с эмоциями.
4. Игры и упражнения для развития у ребенка умения распознавать и проявлять свои чувства.
5. Игры и упражнения для развития у ребенка умения управлять своими эмоциями.
Практическое задание
1. Изобразите графически одно из базовых чувств, с которым необходимо познакомить ребенка (интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина), и опишите его.
2. Проведите игры и упражнения на знакомство с эмоциями для развития умения распознавать и проявлять свои чувства, для развития умения управлять своими эмоциями.
Взаимодействие педагога с детьми. Стили общения
ц е л ь : рассмотреть структуру и содержание эмоционального отношения педагога к детям, типы педагогических позиций, познакомить с приемами преодоления речевой агрессии во взаимодействии с детьми.
План
1. Компоненты эмоционального отношения педагога к детям.
2. Классификации педагогических позиций: образная классификация (Т.В. Лаврентьева), классификация типов отношения педагогов к детям (Я.Л. Коломинский).
3. Личностная и профессиональная культура педагога.
4. Содержание понятия «речевая агрессия», его структура.
5. Пути преодоления речевой агрессии в процессе взаимодействия с детьми.
Практическое зад ание
Изобразите (индивидуально) графически близкую, приемлемую для вас педагогическую позицию.
Для проверки эффективности разработанного содержания формирующего этапа мы приступили к третьему этапу - контрольному. Он выявил, что у 64 % педагогов преобладает первый уровень эффективности педагогического общения, а у 36 % педагогов - второй уровень. у 79 % педагогов отслеживается тенденция к демократическому стилю общения с детьми, у 7 % педагогов - тенденция
кие науки -
как к демократическому, так и авторитарному, у 14 % педагогов выражена тенденция к авторитарному стилю общения.
Анализ результатов контрольного эксперимента по параметрам возраста педагога и стажа педагогической деятельности показал следующее. В соответствии с возрастом педагога демократического стиля общения преимущественно придерживались педагоги в возрасте от 40 до 55 лет (32 %), как авторитарного, так и демократического - до 31 года (3 %) и от 31 до 40 лет (3 %), авторитарного -от 31 до 40 лет (8 %). В соответствии со стажем педагогической деятельности демократическому стилю общения соответствуют педагоги со стажем педагогической деятельности свыше 20 лет (32 %). Как авторитарный стиль, так и демократический выявлен у педагогов со стажем до 5 лет (3 %) и от 5 до 10 лет (4 %), авторитарный - от 10 до 15 лет (8 %).
Полученные результаты доказывают эффективность разработанного содержания психологического просвещения педагогов по развитию эмоционального отношения детей дошкольного возраста к воспитателю. Наша гипотеза о том, что положительная динамика у педагогов в изменении точки зрения на взаимодействие с детьми в пользу демократического стиля общения возможна, если с данными педагогами проводится психологическое просвещение по развитию эмоционального отношения детей дошкольного возраста к воспитателю, доказана.
Проведенная работа является как подтверждением необходимости изучения проблемы эмоционального развития ребенка, так и теоретической и практической опорой для организации психологического просвещения педагогов по данной проблеме в различных образовательных учреждениях, что свидетельствует о ее практической и теоретической значимости. Разработанное содержание психологического просвещения педагогов по развитию эмоционального отношения детей дошкольного возраста к воспитателю можно использовать для работы с педагогическими коллективами. это поможет привлечь к проблеме внимание воспитателей, сообщить и преподнести теоретические и практические знания и рекомендации к работе по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста, обеспечению эмоционального благополучия ребенка в детском саду, развитию эмоционального отношения к воспитателю. Продолжение исследования возможно в рамках взаимодействия с
ИЗВЕСТИЯ вгпу
родителями. Они являются самыми важными людьми в жизни ребенка, определяют его эмоциональное развитие и развитие эмоционального отношения к воспитателю, оказывают на них прямое влияние.
Список литературы
1. Вьюнкова Ю.Н. Воспитательная эффективность педагогического общения // Начальная школа. 1998. № 5. С. 92-94.
2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М, 1960.
3. Дубровина И.В. Психологическое просвещение // Ее же. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991.
4. Запорожец А.В. Неверович Я.З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., 1986.
5. Изард К. психология эмоций. СПб., 1999.
6. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. М., 2003.
7. Маралов В.Г. Психология педагогического взаимодействия с детьми: моногр. М.: Прометей, 1992.
8. Опросник по определению стиля воспитателя с детьми в педагогическом процессе в ДОУ [Электронный ресурс]. URL: http://www.psworks.ru/ goods-861-2.html (дата обращения: 01.12.2014).
9. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. М., 2000.
* * *
1. V'junkova Ju.N. Vospitatel'naja jeffektivnost' pedagogicheskogo obshhenija // Nachal'naja shkola. 1998. № 5. S. 92-94.
2. Vygotskij L.S. Razvitie vysshih psihicheskih funkcij. M, 1960.
3. Dubrovina I.V. Psihologicheskoe prosveshhe-nie // Ee zhe. Shkol'naja psihologicheskaja sluzhba: voprosy teorii i praktiki. M.: Pedagogika, 1991.
4. Zaporozhec A.V. Neverovich Ja.Z. Razvitie social'nyh jemocij u detej doshkol'nogo vozrasta. M., 1986.
5. Izard K. psihologija jemocij. SPb., 1999.
6. Kosheleva A.D., Pereguda V.I., Shagraeva O.A. Jemocional'noe razvitie doshkol'nikov. M., 2003.
7. Maralov V.G. Psihologija pedagogicheskogo vzaimodejstvija s det'mi: monogr. M.: Prometej, 1992.
8. Oprosnik po opredeleniju stilja vospitatelja s det'mi v pedagogicheskom processe v DOU [Jelek-tronnyj resurs]. URL: http://www.psworks.ru/goods-861-2.html (data obrashhenija: 01.12.2014).
9. Uruntaeva G.A., Afon'kina Ju.A. Praktikum po doshkol'noj psihologii. M., 2000.
Psychological education of teachers indevelopment of preschool child's emotional attitude to a teacher
The article deals withthe work with teaching staff -psychological education. The article focuses on the goal of psychological education: knowledge about the development of the emotional attitude of a preschool child. It proves the effectiveness of psychological education in positive trends of teachers, in changing the point of view in interaction with children in favor of the democratic style of communication.
Key words: teacher, psychological education, preschool child, emotions, emotional attitude.
(Статья поступила в редакцию 07.07.2017)
мьинт у (Курск)
принципы и методы отбора информационного содержания электронных образовательных ресурсов
Рассматривается одно из наиболее актуальных на данный момент средств обучения -электронный образовательный ресурс. Названы его основные преимущества по сравнению с традиционными обучающими средствами. Охарактеризованы этапы разработки электронного образовательного ресурса, а также ведущие методы и принципы отбора содержания для него. Описаны требования, которым должен соответствовать современный электронный образовательный ресурс, созданный на основе выделенных методов и принципов.
Ключевые слова: информатизация образования, средства обучения, электронный образовательный ресурс, принципы отбора материалов для курса.
Информационные технологии все более прочно входят в нашу жизнь, затрагивая самые разные сферы, в том числе и сферу образования. Современная система образования предполагает использование различных информационных средств, которые помогают сущест-
О Мьинт У, 2017