МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х
Традиционный этикет народов Северного Кавказа в новейшей истории этого региона в целом сохранился и в общественном сознании, и в общественной практике. С одной стороны, в современных условиях продолжают жить старинные обычаи почитания «старших женщин», по-прежнему, особенно в сельской местности, соблюдаются этикетные правила обхождения со «старшими женщинами». С другой стороны, некоторые элементы этикета утратили былое распространение и значение, например, в рамках малой семьи, особенно в городе, правила избегания между мужем и женой и между отцом и детьми почти полностью ушли в прошлое. Этикет гостеприимства и застолья в ХХ в. также претерпел некоторые изменения. Во-первых, церемония гостеприимства, сохранив основные традиционные элементы, в целом упростилась. Гостеприимство сейчас существует как бы в двух вариантах - семейном и «официально-должностном». Наиболее распространенным критерием «почетности» гостя выступает возраст человека.
В настоящее время культуры Северного Кавказа характеризуется стабильностью систем ценностей, устойчивостью перцептивных схем и поведенческих стереотипов, а также жесткое следование принятым правилам и избранным целям. В настоящее время также высока значимость иерархии, старшинства, и высоко значимыми ценностями в отношениях являются такие качества как послушание, конформизм, покорность.
Список использованной литературы:
1. Акбашева Д.Х. Проблема нравственного выбора в исламе (Социально-философский анализ): Дис. ... канд. филос. наук. - Уфа, 2000. - С. 63-64.
2. Биттуев Х.Х. Формирование нравственной личности на основе этнической культуры (на материале народов Северного Кавказа): Дис. ... канд. филос. наук. - Нальчик, 2011. - С. 121-122.
3. Волгина А.П. Обычное право народов Северного Кавказа в системе российского права в XIX - XX вв.: Дис. ... канд. юр. наук. - Краснодар, 2004. - С. 26, 59.
4. Гамзатов Г.Г. Факторы согласия и межэтнического напряжения // Жизнь национальностей. - 2005. - N° 2. - С. 18.
5. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. - М.: Политиздат, 1990. - С. 8.
6. Москаленко С.Г. Специфика этноконфессиональной конфигурации Северного Кавказа // Философия права. - 2011. - № 3. - С. 77-81.
7. Российский Кавказ. Книга для политиков / Д.А. Аманжолова и др.; Под ред. В.А. Тишкова. - М.: ФГНУ Росинформагротех, 2007. - С. 288-289, 335-337.
8. Солдатова Г.У. Этничность и конфликты на Северном Кавказе (Социально-психологический аспект) // Конфликтная этничность и этнические конфликты / Ред. кол. Л.М. Дробижева (отв. ред.), М.С. Кашуба, Е.М. Галкина. - М.: ИЭА РАН, 1994. - С. 137.
© Османова Н.М., 2016
УДК 159.9
Спицына Валерия Вячеславовна
Старший преподаватель ФГБОУ ВПО «ВГСПУ г. Волгоград, РФ, E-mail: [email protected] Горбачева Екатерина Олеговна Студентка, ФГБОУ ВПО «ВГСПУ» г. Волгоград, РФ, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ПЕДАГОГОВ КАК ЭТАП В ИЗУЧЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В работе рассматриваются особенности эмоционального развития ребенка. Определены основные факторы, оказывающие влияние на развитие эмоционального отношения ребенка дошкольного возраста к
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
воспитателю.
Описывается такое направление работы, как психологическое просвещение педагогов по проблеме развития у детей к ним эмоционального отношения.
Ключевые слова
Эмоции, эмоциональное отношение, педагог, дети дошкольного возраста, психологическое просвещение
Эмоциональная сфера является одной из самых сложных в изучении развития человека.
Сложность заключается, во-первых, в постановке и организации эмпирических исследований, а во вторых в интерпретации полученных результатов.
В связи с этим ее активное изучение в нашей стране началось лишь в начале 80-х годов XX века. И это связано не только с вышеперечисленными причинами, также свою лепту внесла и сложная социальная обстановка. В период тоталитарного общества, когда человек боялся выказывать свои истинные эмоции, когда личная жизнь человека теряла свою закрытость от общества, исследование данной сферы было проводить особенно трудно. Исследователи не могли быть уверенными в правдивости ответов исследуемых людей, в истинности выказываемых ими эмоций.
Исследование данной сферы связанно с такими учеными, как Н.Н. Ланге, И.А. Сикорский, В.В. Зеньковский, а также Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и др.
Данные исследователи особое внимание уделяли изучению эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста. Именно в этот период начинается ее становление, активно опирающееся на постепенно развивающуюся личность.
По вышеперечисленным причинам, мы решили, что данная проблема актуальна в наше время.
Изучив литературу известных исследователей, занимавшимися данной проблемой мы выяснили, что у ребенка, в его дошкольном возрасте начинает формироваться личность, характер, восприятие мира и окружающих, определяющим фактором развития которых является эмоциональная сфера. Эмоции дошкольника определяют его отношение к деятельности и окружающим, сопровождающим эту деятельность. В нашем случае, таким человеком выступает воспитатель. Именно он во многом организует деятельность и условия, определяющие всесторонне развитие ребенка. Таким образом, процесс развития ребенка зависит от того, как он относится к воспитателю, какое отношение у него будет развито к нему, и какие эмоции он будет испытывать в процессе их совместной деятельности.
Мы установили, что, то эмоциональное отношение, которое складывается у ребенка к воспитателю, является определяющим в эффективности их взаимодействия и развития самого ребенка.
Это определило цель нашего исследования, которая состояла в выявлении условий развития эмоционального отношения ребенка к воспитателю.
Ориентируясь на цель нашего исследования одним из факторов оказывающих влияние на развитие этого отношение, мы выделили собственно отношение самого педагога или стиль его взаимодействия с детьми. Таким образом, мы сформулировали гипотезу, которая состояла в том, что «Стиль взаимодействия» педагога с детьми является одним из критериев развития эмоционального отношения ребенка дошкольного возраста к воспитателю [5, с. 24].
Для проверки сформулированной гипотезы были использованы следующие диагностические методики:
• «Изучение представлений дошкольников об отношении к ним педагога» [1, с. 186];
• «Опросник по определению стиля общения воспитателя с детьми в педагогическом процессе в
ДОУ» [2].
Диагностическая методика «Изучение представлений дошкольников об отношении к ним педагога» проводимая с 10 детьми старшей группы детского сада показала, что 70 % из всех исследуемых нами детей выражают положительное отношение к педагогу. Также 20 % всех детей выражают неопределенное отношение и лишь 10 % негативное.
На заключительном этапе был проведен «Опросник по определению стиля общения воспитателя с детьми в педагогическом процессе в ДОУ» с двумя воспитателями исследуемой нами группы детей.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
Результаты показали что, оба воспитателя набрали 25 и 26 баллов из 26 возможных, что соответствует демократическому стилю общения.
Нами была выявлена четкая взаимосвязь между выбранным педагогами стилем взаимодействия и эмоциональным отношением к ним детей. В результате беседы мы предположили, что на эмоциональное отношение ребенка к педагогу могут также повлиять отношение его сверстников и родителей. Но данные критерии не рассматривались в нашей работе и лишь указывают на возможность их дальнейшего исследования. Это свидетельствует о теоретической значимости нашей работы, которая представляет собой основу для дальнейшего изучения данной темы.
Таким образом, рассмотрев проблему развития эмоционального отношения ребенка дошкольного возраста к воспитателю и определив «стиль взаимодействия педагога с детьми» как один из критериев развития данного отношения, мы подтвердили, что действительно стиль взаимодействия педагога с детьми определяет развитие эмоционального отношения ребенка дошкольного возраста к воспитателю.
Подтверждение гипотезы помогло нам продолжить нашу работу по данной теме и перейти к следующему этапу. Подтвердив значимость стиля общения педагогов с детьми, в процессе взаимодействия с ними в различных видах совместной деятельности, организации развивающей предметно-пространственной среды, мы определили необходимым изучить такое направление, как психологическое просвещение педагогов.
Наша работа подтверждает актуальность направления, как было сказано раннее, эмоциональное отношение ребенка к педагогу определяет эффективность как результатов их совместной деятельности, так и развитие самого ребенка. Часто педагоги забывают в повседневной рутине обращать внимание на то, как они себя ведут с окружающими, и, конечно же, с детьми. Как реагируют в разных ситуациях.
Мы наблюдали оскорбление детей, неуважение их личности, уход от демократического стиля общения. Порой причины в отставании развития детей педагоги ищут в используемых ими средствах или даже чаще в самих детях, забывая о себе. Для благоприятного развития ребенка важно первоначально развитие взрослого, как близкого так и социального. В образовательной и повседневной деятельности, как социальные взрослые (педагоги) будут взаимодействовать с детьми, так и дети будут реагировать на деятельность, взаимодействие с ними и самих педагогов.
Таким образом, в нашем исследовании психологическое просвещение педагогов по проблеме развития у детей к ним эмоционального отношения является важным этапом в исследовании данной проблемы.
Психологическое просвещение представляет собой развитие, в нашем случае у педагогов, потребности в психологическом знании, мотивов и желания использовать его для саморазвития и самосовершенствования. В рамках нашей темы мы определили то психологическое знание, которое необходимо предоставить на рассмотрение и принятие определенному количеству педагогов.
Нами была определена группа педагогов, с которыми будет проводиться работа в рамках психологического просвещения по проблеме развития у детей дошкольного возраста эмоционального отношения к воспитателю в течение 2016-2017 учебного года.
Для того чтобы пригласить их к участию в нашем исследовании, познакомить с основными направлениями предполагаемой совместной работы, в августе 2016 года был проведен семинар.
Он включал знакомство с нашим исследованием, тестирование педагогов на определение у них стиля общения с детьми, беседу на предмет понимания предполагаемой проблемы, которую мы будем рассматривать, и изучать в течение грядущего учебного года.
Педагогам предлагалось подумать о важности совместной работы, о том, как их воспринимают дети и правильно ли они осуществляют их совместное общение в различных видах деятельности.
Проводимое в процессе семинара тестирование показало, что всем присутствующим педагогам близок демократический стиль общения с детьми. Однако некоторые ответы на отдельные вопросы теста поставили под сомнение истинность полученных результатов. Так среди ответов встречались такие, которые указывали на возможность ухода педагога в различных ситуациях к либеральному стилю общения.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х
Это определило важность продолжения работы с данной группой педагогов, в целях просвещения по данной теме, развития умения осуществлять рефлексию, становления у них осознанного отношения к своему поведению, стилю общения с детьми, как ключевому фактору, оказывающему влияние на то, как к ним будут относиться дети и как, будет протекать их развитие.
На данном семинаре педагоги проявили готовность к изучению данной проблемы, согласились с ее важностью, рассмотрели и одобрили программу наших дальнейших совместных действий на грядущий учебный год.
На сегодняшний день, наше исследование находиться на фазе активного продолжения изучения проблемы эмоционального развития ребенка, в рамках такой темы, как психологическое просвещение педагогов по развитию у детей дошкольного возраста эмоционального отношения к воспитателю.
Таким образом, подводя итоги, наша дальнейшая работа предполагает серию встреч с организованной группой педагогов, включающих семинары, практические занятия, проведение диагностических методик и т.д.
По итогам встреч мы предполагаем, отметить понимание педагогами важности обозначенной темы, положительную динамику в их взаимодействии с воспитанниками, их самосовершенствование в рамках данной проблемы.
Психологическое просвещение педагогов по развитию у детей к ним эмоционального отношения, является заключительным этапом в нашей работе по изучению проблемы эмоционального развития ребенка.
Предполагаемая нами работа будет являться важным подтверждением, как необходимости изучения проблемы эмоционального развития ребенка, так и теоретической и практической опорой для организации просвещения педагогов по данной проблеме в различных образовательных учреждениях. Список использованной литературы:
1. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. - М.,2000.
2. Опросник по определению стиля воспитателя с детьми в педагогическом процессе в ДОУ [Электронный ресурс]. URL: http://www.psworks.ru/goods-861-2.html
3. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шагарева О.А., Эмоциональное развитие дошкольников. - М.,2003.
4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды Т.1 - М.,1986.-с.258-284
5. Горбачева Е. О. Спицына В.В. Развитие эмоционального отношения ребенка дошкольного возраста к воспитателю // Научно-практический журнал «Ребенок и Общество». - 2015. - №3 - С. 22-26. - URL: http://childandsociety.rU/ojs/index.php/cas/issue/view/6/showToc
© Спицына В.В., Горбачева Е.О., 2016.
УДК 316. 6 : 159. 922. 62
Царева Екатерина Сергеевна
канд. психол. наук, старший преподаватель кафедры специальных дисциплин, Крымский филиал Краснодарского университета МВД России,
г. Симферополь, РФ
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Аннотация
В статье раскрываются особенности процесса социализации личности в период глобальных трансформационных изменений современного общества. Социализация личности рассматривается как сложный процесс включения личности в социальную практику, приобретения ею социальных качеств,