Научная статья на тему 'Проблемы социализации личности в период глобализации'

Проблемы социализации личности в период глобализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
931
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Царева Екатерина Сергеевна

В статье раскрываются особенности процесса социализации личности в период глобальных трансформационных изменений современного общества. Социализация личности рассматривается как сложный процесс включения личности в социальную практику, приобретения ею социальных качеств, черт, усвоения социального опыта, в ходе которого она преобразует его в собственные ценности и ориентиры, выборочно привлекая к своей системе поведения те нормы и шаблоны, которые приняты в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы социализации личности в период глобализации»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х

Это определило важность продолжения работы с данной группой педагогов, в целях просвещения по данной теме, развития умения осуществлять рефлексию, становления у них осознанного отношения к своему поведению, стилю общения с детьми, как ключевому фактору, оказывающему влияние на то, как к ним будут относиться дети и как, будет протекать их развитие.

На данном семинаре педагоги проявили готовность к изучению данной проблемы, согласились с ее важностью, рассмотрели и одобрили программу наших дальнейших совместных действий на грядущий учебный год.

На сегодняшний день, наше исследование находиться на фазе активного продолжения изучения проблемы эмоционального развития ребенка, в рамках такой темы, как психологическое просвещение педагогов по развитию у детей дошкольного возраста эмоционального отношения к воспитателю.

Таким образом, подводя итоги, наша дальнейшая работа предполагает серию встреч с организованной группой педагогов, включающих семинары, практические занятия, проведение диагностических методик и т.д.

По итогам встреч мы предполагаем, отметить понимание педагогами важности обозначенной темы, положительную динамику в их взаимодействии с воспитанниками, их самосовершенствование в рамках данной проблемы.

Психологическое просвещение педагогов по развитию у детей к ним эмоционального отношения, является заключительным этапом в нашей работе по изучению проблемы эмоционального развития ребенка.

Предполагаемая нами работа будет являться важным подтверждением, как необходимости изучения проблемы эмоционального развития ребенка, так и теоретической и практической опорой для организации просвещения педагогов по данной проблеме в различных образовательных учреждениях. Список использованной литературы:

1. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. - М.,2000.

2. Опросник по определению стиля воспитателя с детьми в педагогическом процессе в ДОУ [Электронный ресурс]. URL: http://www.psworks.ru/goods-861-2.html

3. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шагарева О.А., Эмоциональное развитие дошкольников. - М.,2003.

4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды Т.1 - М.,1986.-с.258-284

5. Горбачева Е. О. Спицына В.В. Развитие эмоционального отношения ребенка дошкольного возраста к воспитателю // Научно-практический журнал «Ребенок и Общество». - 2015. - №3 - С. 22-26. - URL: http://childandsociety.ru/ojs/index.php/cas/issue/view/6/showToc

© Спицына В.В., Горбачева Е.О., 2016.

УДК 316. 6 : 159. 922. 62

Царева Екатерина Сергеевна

канд. психол. наук, старший преподаватель кафедры специальных дисциплин, Крымский филиал Краснодарского университета МВД России,

г. Симферополь, РФ

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация

В статье раскрываются особенности процесса социализации личности в период глобальных трансформационных изменений современного общества. Социализация личности рассматривается как сложный процесс включения личности в социальную практику, приобретения ею социальных качеств,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

черт, усвоения социального опыта, в ходе которого она преобразует его в собственные ценности и ориентиры, выборочно привлекая к своей системе поведения те нормы и шаблоны, которые приняты в обществе.

Ключевые слова

Личность, социализация, социально-психологическая реальность, общество, глобализация.

Жизненный путь человека, отражение им социально-психологической реальности является сложным двусторонним взаимодействием его и социальной жизни. Процесс их взаимовлияния обусловливает развитие и становление индивида. С точки зрения социальной психологии, активность индивида обусловлена потребностью человека принадлежать к социуму, воспринимать, оценивать и осмысливать его, идентифицировать себя с конкретной социальной группой. Требования группы к поведению индивида побуждают его к выработке соответствующей линии поведения. Социально-психологическое понимание социализации личности определяет взгляд на нее как на специфическое образование, продукт социально-психологического отражения социальной жизни, социальных отношений [1; 7].

Теоретико-методологический анализ проблемы социализации личности в контексте ситуации глобализации показал, что социально-психологический подход к ее изучению предполагает выделение двух взаимосвязанных направлений: содержательного, представленного личностными достижениями и образованиями и функционального, что характеризует то, как и под действием каких социально-психологических механизмов происходит их формирование.

Социализация личности является специфической формой присвоения ею тех общественных отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни. Основой социализации является освоение индивидом языка социальной общности, мышления, форм рациональности и чувственности, восприятие им норм, ценностей, традиций, обычаев, образцов деятельности. Индивид социализируется, включаясь в разнообразные формы социальной деятельности, осваивая характерные для него социальные роли. Поэтому социализацию личности можно рассматривать как восхождение от индивидуального к социальному. В то же время социализация предполагает индивидуализацию, поскольку человек усваивает существующие ценности выборочно, через свои интересы, мировоззрение, формируя собственные потребности, ценности [2; 6].

Через процесс социализации, который является главным социальным процессом, осуществляется взаимодействие между личностью и социальной средой: интеграция индивида в общество, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация) путем усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности [4; 6].

Ведущими формами реализации процесса социализации является социальная адаптация и интериоризация. Процесс социальной адаптации указывает на приспособление индивида к ролевым функциям, социальным нормам, к условиям функционирования различных сфер общества. Интериоризация - процесс формирования внутренней структуры человеческой психики посредством усвоения социальных норм, ценностей, идеалов; процесс перевода элементов внешней среды во внутреннее «Я». Такой двусторонний процесс социализации предполагает усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и активное их воспроизведение, т.е. человек не только адаптируется к условиям социума, элеменамв культуры, нормам, которые формируются на разных уровнях жизнедеятельности общества, но и благодаря своей активности превращает их в собственные ценности, ориентации, установки [4; 5].

Индивидуальность личности, ее потенциальные возможности усвоить культурный пласт общества, потребности и интересы, направленность социальной активности являются важнейшими факторами ее социализации. К влиянию социальной среды человек относится избирательно, на основе сложившейся в его сознании системы ценностей. Социализация осуществляется в течение всей жизни человека. Это происходит потому, что условия жизни человека, а значит и он сам, постоянно меняются, и требуют вхождения в новые социальные роли, изменений статуса, иногда существенных. Однако если во время

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

первичной социализации главной для ребенка является социальная адаптация, то для социализации молодого и даже социально зрелого человека основную роль играет интериоризация (формирование внутренней структуры человеческой психики, перевода элементов внешнего мира во внутреннее «Я» личности) [3].

Процесс социализации постоянно сопровождается необходимостью выбора человеком одной из альтернатив поведения, различными реакциями во взаимодействии с отдельными людьми и социумом. И хотя для большинства индивидов социальные требования являются стимулом для совершенствования, достижения гармонии с окружением, немало их негативно реагируют на требования общества, что вызывает отклонения в поведении, асоциализацию, т.е. усвоение личностью норм, ценностей, отрицательных ролей, стереотипов поведения, которые вызывают деформацию общественных отношений, вносят дисгармонию во взаимодействии человека и общества. Учитывая изложенное, необходимы разработка и внедрение эффективных мер обеспечения процесса социализации личности в период глобальных трансформационных изменений современного общества.

Список использованной литературы:

1. Абульханова К. А. Социальное мышление личности / К. А. Абульханова // Современная психология: состояние и перспективы исследований. - Ч. 3 : Социальные представления и мышление личности. - М. : Ин-т психологии РАН, 2002. - С. 88-103.

2. Баранов Ю.В. Ресоциализация осужденных к лишению свободы в свете новых социолого-антропологических воззрений и социальной философии / Ю.В. Баранов. - Чебоксары : РИО ЧКИ РУК, 2006. - 269 с.

3. Крючкова А.Б. Специфика соотношения агрессивности со свойствами темперамента у юношей и девушек: автореф. ...дис. к. психол. н. : 19.00.01 / Анна Борисовна Крючкова. - М., 2010. - 20 с.

4. Лушин П. В. Психология личностного изменения / П. В. Лушин. - Кировоград : Имэкс ЛТД, 2002. - 360 с.

5. Малешин Д. Я. Понятие стадии в исполнительном производстве / Д. Я. Малешин // Вестник МГУ. - 2002. - № 6. - С. 110-120.

6. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С. И. Розум. - М. : Речь, 2006. - 366 с.

7. Швалб Ю. М. Целеполагающее сознание. Психологические модели и исследования / Ю. М. Швалб. - К : Милленум, 2003. - 152 с.

© Царева Е.С., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.