Научная статья на тему 'Индивидуальный стиль профессиональной деятельности педагога дошкольного образования: подходы к определению и классификации'

Индивидуальный стиль профессиональной деятельности педагога дошкольного образования: подходы к определению и классификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
760
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белкина В. Н., Ориничева Р. В.

В статье представлен анализ основных подходов к определению индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Приводится обзор классификаций стилей педагогов, обосновывается необходимость изучения и формирования эффективных стилевых особенностей деятельности педагога и как результат показывается трансформация индивидуальных проявлений деятельности взрослого в сознании ребенка.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белкина В. Н., Ориничева Р. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the analysis of the basic approaches to define the individual style of professional work of the teacher of preschool education is presented. The review of classifications of teachers' styles is presented, necessity of studying and formation of effective style features of teacher's activity is based on and as the result transformation of individual displays of activity of the adult in child consciousness is shown.

Текст научной работы на тему «Индивидуальный стиль профессиональной деятельности педагога дошкольного образования: подходы к определению и классификации»

ПЕДАГОГИКА

В.Н. Белкина, Р.В. Ориничева

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И КЛАССИФИКАЦИИ

В статье представлен анализ основных подходов к определению индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Приводится обзор классификаций стилей педагогов, обосновывается необходимость изучения и формирования эффективных стилевых особенностей деятельности педагога и как результат показывается трансформация индивидуальных проявлений деятельности взрослого в сознании ребенка.

V.N. Belkina, R.V. Orinicheva

INDIVIDUAL STYLE OF PROFESSIONAL WORK OF THE TEACHER IN PRESCHOOL EDUCATION: APPROACHES TO DEFINITION AND CLASSIFICATION

In the article the analysis of the basic approaches to define the individual style of professional work of the teacher of preschool education is presented. The review of classifications of teachers' styles is presented, necessity of studying and formation of effective style features of teacher's activity is based on and as the result transformation of individual displays of activity of the adult in child consciousness is shown.

Психологические исследования индивидуальности, связанные с именами известных психологов Б.Г. Ананьева, В.С. Мерлина, И.М. Палея, Г. Айзенка, Р. Кеттела и других, составляют теоретическую основу разработки проблем стилевых особенностей профессиональной деятельности воспитателя детского сада.

Впервые термин «стиль» появился в психоаналитических работах А. Адлера (1927), который говорил о существовании индивидуальных стратегий поведения, которые вырабатываются личностью для преодоления комплекса неполноценности. Для этого человек бессознательно прибегает к разным формам компенсации своих физических и психических дефицитов в виде формирования индивидуального жизненного стиля.

Г. Олпорт (1937) применял понятие стиля для описания экспрессивного аспекта поведения, характеризующего диспозиции личности (ее мотивы и цели). Стиль, с точки зрения ученого, это способы реализации мотивов и целей, к которым предрасположена личность в силу своих индивидуальных особенностей, поэтому «стилем» являются любые личностные черты, начиная с избирательности восприятия и заканчивая мерой общительности. Сформированность стиля, по Олпорту, - это свидетельство способности личности к самореализации, что, соответственно, предполагает высокий уровень психической организации «Я».

В работах ряда американских психологов на первый план выходит исследование индивидуальных особенностей восприятия, анализа, категоризации и воспроизведения информации, обозначенных термином «когнитивные стили».

Исследования более поздних лет по этой проблеме отличаются тенденцией к гиперобобщению понятия «стиль».

Систематическое и целенаправленное изучение индивидуального стиля в отечественной науке началось в 50-е г. прошлого столетия под руководством В.С. Мерлина. Он считал неопределенность деятельности важной предпосылкой становления индивидуального стиля. Она может заключаться, по его мнению, не только в операциях, но и в относительной неопределенности промежуточных и опосредованных целей, которые выбирают разные люди для достижения одной и той же конечной и общей цели [5].

Е.А. Климов определил индивидуальный стиль деятельности как устойчивую индивидуально-своеобразную систему психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности. Определяя индивидуальный стиль деятельности как средство ее осуществления, ученый сделал вывод о том, что при помощи индивидуального стиля люди с различными

типологическими свойствами нервной системы добиваются одинаково высоких результатов в деятельности, используя разные способы работы [3].

Стиль педагогической деятельности -это своеобразный «почерк», определяющий манеру педагогических действий, который присущ каждому учителю [3].

Различают общие и индивидуальные признаки педагогического стиля. К общим относят характерные черты педагогического мастерства группы учителей, к индивидуальным - те, которые характеризуют личное мастерство отдельных педагогов и связаны с их конкретными склонностями и способностями.

Стиль педагога, отражая специфику педагогической деятельности, включает и стиль управления, и стиль саморегуляции, и стиль общения, и когнитивный стиль ее субъекта -педагога [1].

Таким образом, индивидуальный стиль педагогической деятельности - это система устойчивых, индивидуально-своеобразных

способов и приемов решения разнообразных педагогических задач.

Основные признаки индивидуального стиля деятельности педагога могут проявляться в темпераменте, в характере реагирования на те или иные педагогические ситуации, в выборе методов обучения, в подборе средств воспитания, в стиле педагогического общения, в реагировании на действия и поступки детей, в манере поведения, в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний, в применении средств психологопедагогического воздействия на детей.

Кроме того, индивидуальный стиль иногда определяют как характерное для данного педагога устойчивое сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности и общения, а также как более частные особенности, такие как ритм работы, определяемый психофизиологическими качествами и прошлым опытом личности [8].

В современной литературе утверждается возможность изменения индивидуального стиля деятельности, а также то, что оптимальный индивидуальный стиль обеспечивает наилучший результат при минимальных затратах времени и сил.

Говоря об индивидуальном стиле деятельности педагога, обычно имеют в виду то

обстоятельство, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы своего поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности и способности. Поэтому любой педагогический опыт невозможно буквально скопировать, так как в нем изначально заложена педагогическая индивидуальность.

Деятельность воспитателя детского сада, наряду с типичными для педагогической деятельности чертами, обладает спецификой. Во-первых, она связана с целями деятельности педагога: ни на какой другой образовательной ступени не отдается столь очевидного приоритета целям целостного развития ребенка, а не целям обучения. Во-вторых, деятельность воспитателя детского сада отличается особыми импровизационными характеристиками, яркой эмоциональной насыщенностью и необходимостью высокой степени принятия взрослого ребенком.

В связи с этим нам кажется любопытным исследование, проведенное под руководством А.В. Петровского [7]. В эксперименте использовался метод отраженной субъектно-сти, суть которого состоит в исследовании личности путем анализа изменений смысловых структур других индивидов, находящихся с ней в реальном или воображаемом взаимодействии. Этот метод был применен в модифицированном для дошкольного возраста варианте и назван приемом персонификации.

В соответствии с требованиями метода отраженной субъектности воспитатель давал задание ребенку его «замещать», то есть создавалась игровая ситуация, в которой дошкольник оказывался в положении взрослого.

В поведении ребенка, замещающего воспитателя, теоретически выделили три варианта: идентификация с какими-то сторонами личности воспитателя, конфронтация с ними и их модификация. В последнем случае прослеживалась своеобразная контаминация с личностными качествами, особенностями характера самого ребенка, позитивные и негативные проявления индивидуальности воспитателя определенным образом трансформировались в сознании ребенка.

В отраженной субъектности преобразуются как отрицательные, так и положительные свойства, происходит неосознанная поправка, вносимая детьми в переживаемый образ воспитателя. Ребенок не просто «отра-

жает» воспитателя, он перестраивает изображаемое. Это явление исследователи назвали эффектом «смещения». Он является выражением определенной личностной позиции дошкольников, их отношения к положительным и отрицательным воздействиям взрослого.

Исследователи, сопоставляя проявления позитивных и негативных санкций в поведении детей, замещавших воспитателей, выявили акцентирование воспитанниками негативного санкционирования и слабую выраженность положительных, поощряющих, воспитательных действий. Рассмотрение же относительной частоты и дисперсии показателей различных сторон воздействия воспитателей выявило наибольшую значимость для детей внешних особенностей поведения воспитателей и эмоциональной окрашенности их активности.

Все это приводит к мысли о необходимости изучения, формирования и анализа эффективности стилевых особенностей деятельности педагога дошкольного образования.

Первое экспериментальное психологическое исследование стилей руководства связано с именем немецкого психолога К. Левина. Им же была введена распространенная классификация стилей: авторитарный, демократический, либеральный.

В настоящее время в психологопедагогических исследованиях представлено множество подходов к классификации стилевых особенностей деятельности воспитателя детского сада. В частности, А.Г. Исмагилова выделяет два противоположных стиля, обусловленных нейро- и психодинамическими свойствами. Стиль А характерен для воспитателей с сильной и лабильной нервной системой, психически неуравновешенных; стиль Б - для педагогов с сильной и инертной нервной системой, психически уравновешенных. Различия в стилях заключаются, по данным ученого, в характере постановки целей, в выборе действий (для стиля А характерны организующие и корригирующие действия, для стиля Б - оценочные, контролирующие и стимулирующие), в выборе операций (в стиле А преобладают прямые обращения, в стиле Б -косвенные). Первый стиль оценен как негативный, второй - как позитивный.

Е. А. Панько, учитывая принцип направленности деятельности, выделила шесть стилей деятельности педагога дошкольного

образования:1) стиль игровой направленности; 2) стиль с художественной направленностью; 3) отличающийся дидактизмом; 4) гармонический; 5) формально-прагматический; 6) индифферентный [6].

В зависимости от преобладающей формы отношения к детям (терпимого, толерантного, нетерпимого) Е.Ю. Клепцова выделила следующие типы педагогов: 1) педагоги с преобладанием снисхождения как формы выражения терпимого отношения к детям («Черепаха Тортилла»); 2) педагоги с преобладанием сотрудничества как формы выражения терпимого отношения к детям («Миролюбец»); 3) педагоги с преобладанием уступчивости как формы выражения терпимого отношения к детям («Альтруист»); 4) педагоги с преобладанием высокомерия как формы выражения толерантного отношения к детям («Сноб»); 5) педагоги с преобладанием терпеливости как формы выражения толерантного отношения к детям («Золушка»); 6) педагоги с преобладанием пренебрежения как формы выражения нетерпимого отношения к детям («Диктатор»); 7) педагоги с преобладанием отстраненности как формы выражения нетерпимого отношения к детям («Снежная королева»); 8) педагоги с преобладанием импульсивности как формы выражения нетерпимого отношения к детям («Боец»).

В наших работах на основе ведущих мотивов деятельности педагога с детской группой, преобладающих способов педагогического взаимодействия с детьми, степени лабильности функционально-ролевых позиций воспитателя в условиях общения и совместной детской деятельности мы выделяем шесть стилей педагогического регулирования взаимодействий детей со сверстниками: гармоничный стиль (как производная от демократического стиля), организаторский, контролирующий, деспотичный (как производные от авторитарного стиля), либерально-творческий, либерально-попустительский (как производные от либерального стиля) [2]. Основная идея наших исследований связана с тем, что только в двух крайних позициях профессионального поведения педагога - деспотической и либеральнопопустительской - можно говорить о негативном «почерке» профессиональной деятельности воспитателя. Остальные стили могут быть результативными в зависимости от возраста детей, особенностей той или иной педагогиче-

ской ситуации, конкретных педагогических стоятельных исследований. В настоящее вре-

задач. В то же время очевидно, что наиболее мя в большей мере изучен стиль педагогиче-

эффективным является гармоничное, осмыс- ского общения как одной из ведущих сторон

ленное и отрефлексированное использование деятельности педагога.

стилей педагогического поведения воспитате- В своем исследовании мы определили

ля детского сада. ряд задач, которые позволяют в определенной

Как мы видим, в основе рассмотренных степени ответить на вопрос: что в стилистике

классификаций лежит интегративная их ха- педагогического поведения является опти-

рактеристика. мальным для создания эмоционального ком-

Индивидуальный стиль педагогической форта для маленького человека. На наш

деятельности содержит в себе в качестве со- взгляд, этот фактор наиболее значим в проставляющих еще ряд «внутренних» стилей, цессе развития интеллекта и личности ребен-

таких, как стиль управления, стиль общения, ка в условиях дошкольного образовательного

стиль отношения, когнитивный стиль и т.д. учреждения.

Каждый из них может стать предметом само-

Библиографический список

1. Алешина, Е.С. Соотнесение когнитивного стиля с индивидуальным стилем на основе анализа ориентировочных и исполнительных компонентов [Текст] / Е.С. Алешина, О.С. Дейнека // Когнитивные стили: тезисы научно-практического семинара / под ред. В. Колги. - Таллин, 1986. - 67 с.

2. Белкина, В.Н. Подготовка студентов к педагогическому регулированию взаимодействия детей со сверстниками [Текст] / В.Н. Белкина: монография. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. - 305 с.

3. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы [Текст] / Е.А. Климов. - Л.: ЛГУ, 1969. - 49 с.

4. Маралов, В.Г. Психология педагогического взаимодействия воспитателя с детьми [Текст] / В.Г. Маралов. - М.: Академия, 2002. - 250 с.

5. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности [Текст] / В.С. Мерлин. - М.: Педагогика, 1986. - 253 с.

6. Панько, Е.А. Воспитатель детского сада: Психология [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Е.А. Панько. - Минск: Народная асвета, 1998. - 176 с.

7. Психология развивающейся личности [Текст] / под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1987. -240 с.

8. Психологический словарь [Текст] / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; На-уч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. - М.: Педагогика, 1987. - 240 с.: ил.

Е.Б. Антонов ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ДАЛЬНИХ ПЕШЕХОДНЫХ ЭКСКУРСИЙ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ К.Л. СТУДИТСКОГО

В статье охарактеризована деятельность ярославского педагога-воспитателя первой трети XX века К.Л. Студитского, успешно использовавшего средства дальних пешеходных экскурсий в воспитании детей школьного возраста. В приложении дается перечень всех трудов К.Л. Студитского.

E.B. Antonov

PROBLEMS OF UP-BRINGING CHILDREN BY USING FAR HIKING. K.L. STUDITSKY'S PEDAGOGICAL EXPERIENCE

The activity of Yaroslavl teacher of the first third of the 20-th century K.L. Studitsky is characterized, who used far hikes for upbringing school children. The list of Studitsky’s works is given in the appendix.

«Говорят, что XX век - век ребенка... Общество в заботе о детворе устраивает сэтльменты, клубы, колонии, детские сады, площадки и т.д., стараясь дать ребенку веселое, здоровое и разумное детство» [3. С. 54], -

так писал в 1914 г. воспитатель Александровского детского приюта в Ярославле Константин Лаврович Студитский. Имя этого ярославского педагога начала XX века сейчас практически неизвестно. Тем не менее,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.