Научная статья на тему 'Подходы к разработке типологии индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога дошкольного образования'

Подходы к разработке типологии индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
971
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ / СТИЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / STYLE / STYLE OF PROFESSIONAL ACTIVITY / INDIVIDUAL STYLE OF PEDAGOGICAL ACTIVITY / FEATURE OF THE PRESCHOOL TEACHER'S PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белкина Валентина Николаевна

Статья посвящена одной из недостаточно освещенных в психологии и педагогике проблем стилевым особенностям профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Поскольку понятие «стиля деятельности» определяется в научной литературе неоднозначно, в статье приводятся различные трактовки этого понятия. Одновременно раскрывается специфика педагогической деятельности как особого вида профессиональной деятельности воспитателя детского сада. С учетом этой специфики в статье даны характеристики нескольких подходов к разработке типологии индивидуального стиля деятельности педагога. На основе одной из классических типологий индивидуального стиля деятельности (К. Левин), в которой представлены авторитарный, демократический и либеральный стили, рассмотрены критерии и выделены стили деятельности педагога дошкольного образования. Обсуждается также некоторый эмпирический материал по изучению стилевых особенностей деятельности воспитателей дошкольных учреждений, полученный автором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of Individual Styles of the Preschool Teacher’s Professional Activity

The article is devoted to one of the problems which are poorly developed in psychology and pedagogical researches to style features of the preschool teacher’s professional activity. The concept «activity style» is ambiguously defined in scientific literature. Various interpretations of this concept are given in the article. At the same time specificity of pedagogical activity as a special type of professional activity is revealed, and also some characteristics of the kindergarten teacher’s work are allocated. Criteria of typology of the preschool profile teacher’s activity individual style are considered.

Текст научной работы на тему «Подходы к разработке типологии индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога дошкольного образования»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37

В. Н. Белкина

Подходы к разработке типологии индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога дошкольного образования

Статья посвящена одной из недостаточно освещенных в психологии и педагогике проблем - стилевым особенностям профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Поскольку понятие «стиля деятельности» определяется в научной литературе неоднозначно, в статье приводятся различные трактовки этого понятия. Одновременно раскрывается специфика педагогической деятельности как особого вида профессиональной деятельности воспитателя детского сада. С учетом этой специфики в статье даны характеристики нескольких подходов к разработке типологии индивидуального стиля деятельности педагога. На основе одной из классических типологий индивидуального стиля деятельности (К. Левин), в которой представлены авторитарный, демократический и либеральный стили, рассмотрены критерии и выделены стили деятельности педагога дошкольного образования. Обсуждается также некоторый эмпирический материал по изучению стилевых особенностей деятельности воспитателей дошкольных учреждений, полученный автором.

Ключевые слова: стиль, стиль профессиональной деятельности, индивидуальный стиль педагогической деятельности, особенности профессиональной деятельности педагога дошкольного образования.

THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION

V. N. Belkina

Specificity of Individual Styles of the Preschool Teacher's Professional Activity

The article is devoted to one of the problems which are poorly developed in psychology and pedagogical researches - to style features of the preschool teacher's professional activity. The concept «activity style» is ambiguously defined in scientific literature. Various interpretations of this concept are given in the article. At the same time specificity of pedagogical activity as a special type of professional activity is revealed, and also some characteristics of the kindergarten teacher's work are allocated. Criteria of typology of the preschool profile teacher's activity individual style are considered.

Keywords: style, style of professional activity, individual style of pedagogical activity, feature of the preschool teacher's professional activity.

Индивидуальное своеобразие произвольной активности человека при его взаимодействии с окружающим миром обозначается и изучается в психологии через понятие «индивидуального стиля» (А. Адлер, К. М. Гуревич, Е. А. Климов. B.C. Мерлин, Т. Олпорт, Б. Ф. Теплов и др.).

Как известно, с точки зрения исходного значения слово «стиль» (stylos - греч.) означает палочку для писания на восковых досках с острым и тупым концами, тупым концом можно стереть неверно написанное. То есть уже в своем исходном метафорическом значении стиль - это возможность одновременного функционирования в условиях деятельности двух противоположных по смыслу действий или качеств, в равной мере необходимых для ее успеха.

Если мы обратимся к устоявшимся определениям термина «стиль», то увидим вновь два противостоящих друг другу аспекта значения этого слова: 1) стиль как индивидуально-специфический способ (манера, приемы) поведения, то есть характеристика процесса деятельности; 2) стиль как совокупность отличительных черт творчества определенного автора, то есть характеристика продукта деятельности.

Более того, понятие стиля начинает применяться ко всем сферам психической активности человека. Так, в последние два десятилетия в отечественной литературе появились исследования «оценочного стиля» (С. П. Безносов), «эмоционального стиля» (Л. Я. Дорфман), «стиля педагогического общения» (А. А. Коротаев, Т. С. Тамбовцева), «стиля психической деятельно-

© Белкина В. Н„ 2017

сти дошкольника» (С. А. Стеценко), «стиля жизни личности» (Е. Г. Злобина), «стиля саморегуляции деятельности» (В. И. Моросанова) и т. д.

Проблема индивидуального стиля деятельности имеет глубокие корни в отечественной психологии. Традиционным для отечественных исследователей стало понимание стиля как типологически обусловленной индивидуально-своеобразной устойчивой системы способов выполнения того или иного вида деятельности.

В. С. Мерлин, автор теории интегральной индивидуальности, развил представления о системообразующей и интегративной функциях индивидуального стиля по отношению к индивидуальности.

В контексте теории интегральной индивидуальности (А. А. Коротаев, В. С. Мерлин, Т. С. Тамбовцева, Т. М. Хрусталева и др.) стиль рассматривается как единство объективных требований деятельности и индивидуальных свойств различных уровней, как фактор, гармонизирующий личность профессионала, как важная предпосылка становления педагогического мастерства и удовлетворенности субъекта профессией [8].

В настоящее время существенно расширился круг психологических детерминант стилевых проявлений. Среди детерминант индивидуального стиля выделяют интеллектуальные факторы и особенности самооценки и мотивации, тогда как ранее детерминантами индивидуального стиля выступали отдельные свойства нервной системы, а затем психофизиологические комплексы и иерархически организованные свойства темперамента и характера.

Кроме того, в последние годы много исследований посвящено изучению регуляторных аспектов стилевых проявлений (О. Я. Андрос, Н. С. Копеина, М. Р. Щукин, В. И. Моросанова). Понимание саморегуляции и самоорганизации как стиля деятельности, обеспечивающего адаптацию к условиям этой деятельности, является основным в существующих работах по этой проблеме.

Действительно, индивидуальный стиль деятельности проявляется в манере организации деятельности, в скорости, темпе деятельности, степени сосредоточенности, последовательности, завершенности выполнения поставленных задач, объективности оценки результатов труда.

Классическими стали в отечественной психологии определения индивидуального стиля деятельности, сформулированные и обоснованные Е. А. Климовым: с одной стороны, это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности; с другой - индивиду-

ально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности [5].

Рассматривая педагога как субъекта педагогического процесса, под стилем понимают проявление в профессиональной деятельности личностных качеств, определяющих своеобразие профессионального поведения педагога, его мастерство, творческий почерк, предпочитаемые каналы самореализации и педагогического влияния на учащегося (В. Н. Загвязинский, В. А. Кан-Калик, И. А. Колесникова, Н. В. Кузьмина,

В. А. Сластенин и др.).

Исходя из этого, индивидуальный стиль педагогической деятельности- это система устойчивых, индивидуально-своеобразных способов и приемов решения разнообразных педагогических задач.

Кроме того, индивидуальный стиль иногда определяют как характерное для данного педагога устойчивое сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности и общения, а также как более частые особенности, такие как ритм работы, определяемый психофизиологическими особенностями и прошлым опытом.

В связи с этим И. А. Зимняя предлагает выделять в индивидуальном стиле профессиональной деятельности педагога ряд компонентов: стиль педагогического общения, стиль руководства (управления), педагогическую позицию, стиль саморегуляции и когнитивный стиль педагога. На практике выделенные компоненты проявляются в подборе средств воспитания, в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний, в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей, то есть стиль деятельности педагога, как говорилось выше, включает ее операциональный состав, умения и навыки [3].

Таким образом, можно выделить как общие (характерные черты мастерства педагогов), так и индивидуальные признаки педагогического стиля (те характеристики, которые связаны с конкретными способностями педагога). Наиболее существенными признаками индивидуального стиля профессиональной деятельности являются как раз последние, поэтому любой педагогический опыт невозможно буквально скопировать, так как там изначально заложена педагогическая индивидуальность.

Следовательно, стиль педагогической деятельности- это своеобразный «почерк», определяющий манеру профессиональных действий педагога.

Подходы к разработке типологии индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога дошкольного образования

В психолого-педагогической литературе выделяют несколько функций педагогической деятельности: системообразующую, смыслообразующую, стимулирующую, компенсаторную и регулятивную.

Однако в практике работы отдельного педагога может присутствовать различное сочетание стилевых особенностей педагогической деятельности. Многое зависит от мотивации, установок, профессиональных знаний и умений, специфики профессиональной ситуации, возраста воспитанников, поэтому проблема типологии индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога остается сложной и в психологии и в педагогике.

В науке, например, активно обсуждаются вопросы классификации педагогических отношений. Так, например, Н. А. Березовиным и Я. Л. Коломинским, в зависимости от эмоциональной окраски, интенсивности, устойчивости и активности педагога к коллективу воспитанников, выделяются такие типы отношений, как активно-положительный, пассивно-положительный, ситуативный, активно-отрицательный, пассивно-отрицательный. В качестве логического основания классификации отношений могут быть выделены позиции взаимодействующих субъектов «сверху», «рядом», «снизу» [6]. Исследования под руководством В. Г. Маралова опирались на концепцию Э. Шефера, который выделяет четыре типа отношения на осях «расположение - непринятие», «терпимость - сдерживание (контроль)», в результате добавилась еще одна характеристика - «ориентация на положительное или на отрицательное в детях». Таким образом, были выделены три интегрирующих показателя отношений. Их обозначили следующим образом: оценка положительного - отрицательного в детях (интеграция когнитивного компонента), расположенность - нерас-положенность (аффективный компонент), ориентация на предоставление самостоятельности либо контроль (поведенческий компонент). Сочетание этих трех компонентов позволяет выделить восемь типов отношений.

Кратко обозначим их [10]:

— Оптимальный тип. Характеризуется ориентацией педагогов на положительное в детях, стремлением предоставлять возможности для проявления самостоятельности.

— Доминирующий тип. Представителей этого типа отличает расположенность к детям, стремление видеть в них больше положительных черт личности, чем отрицательных, однако они ориентированы на контроль.

— Лояльный тип. Педагог предоставляет детям возможности для самостоятельности, ориентируясь на положительное в них, но личностно и эмоционально не расположен к ним.

— Условно-позитивный тип. Несмотря на то, что педагог в меньшей степени ориентирован на положительное в детях, он расположен к ним и предоставляет самостоятельность.

— Условно-негативный тип. Педагог лишь ориентирован на положительное в детях.

— Авторитарный тип. Демонстрируя расположенность, педагог, реализующий такой тип отношений, недооценивает положительное в детях и предпочитает контроль.

— Попустительский тип. Характеризуется лишь предоставлением самостоятельности детям.

— Негативный тип. Является неоптимальным для построения отношений с детьми. Он не расположен к ним, в большей мере ориентирован на отрицательные качества и контроль.

Помимо классификаций стилей педагогической деятельности учителей, существуют классификации индивидуальных стилей воспитателей детского сада. Е. А. Панько, учитывая профессиональную направленность воспитателя, его приверженность (либо ее отсутствие) той или иной форме деятельности, что в конечном итоге отражается на характеристиках педагогического воздействия, выделила шесть стилей деятельности воспитателя: 1) воспитатель, направленный на игру; 2) педагог с художественной направленностью; 3) вос-питатель-дидакт; 4) гармонический стиль деятельности воспитателя; 5) формально-прагматический стиль; 6) индифферентный стиль

[9].

В зависимости от преобладающей формы терпимого, толерантного, нетерпимого отношения к детям Е. Ю. Клепцова выделила следующие типы педагогов:

— педагоги с преобладанием снисхождения как формы выражения терпимого отношения к детям («Черепаха Тортилла»);

— педагоги с преобладанием сотрудничества как формы выражения терпимого отношения к детям («Миролюбец»);

— педагоги с преобладанием уступчивости как формы выражения терпимого отношения к детям ((Альтруист»);

— педагоги с преобладанием высокомерия как формы выражения толерантного отношения к детям («Сноб»);

— педагоги с преобладанием терпеливости как формы выражения толерантного отношения к детям («Золушка»);

— педагоги с преобладанием пренебрежения как формы выражения нетерпимого отношения к детям («Диктатор»);

— педагоги с преобладанием отстраненности как формы выражения нетерпимого отношения к детям («Снежная королева»);

— педагоги с преобладанием импульсивности как формы выражения нетерпимого отношения к детям («Боец») [4].

Рассматривая педагогическое общение как особую форму педагогической деятельности, О. В. Зеленская выделила два типа воспитателей: воспитатели с организационным стилем педагогического общения и воспитатели с развивающим стилем педагогического общения. Первые характеризуются недостаточно выраженной способностью к эмпатии. Такие воспитатели более консервативны, замкнуты, тревожны, социально робки, не уверены в своих силах, другими словами - «закрываются» от окружающих и компенсируют низкий уровень доверия к себе недоверием к другим людям. Для них в меньшей степени свойственна творческая направленность и удовлетворенность своей профессиональной деятельностью. Вторые воспринимают себя как сильную личность, наряду со стремлением к профессиональному росту, эти педагоги имеют и более выраженное стремление проявлять творчество в своей работе. Для воспитателей данного типа характерна открытость, непринужденность в поведении, независимость и радикализм. Стилевые характеристики в поведении в первом случае связаны с мотивационными элементами, во втором - со смысловыми элементами [2].

Л. В. Колушова определила типы педагогов дошкольного образовательного учреждения в зависимости от уровня продуктивности их профессиональной деятельности. Продуктивность педагогической деятельности она определяет количеством воспитанников, хорошо подготовленных к вхождению в последующую педагогическую систему (школу). Были описаны следующие уровни продуктивности воспитателей детских садов: репродуктивный, адаптивный, локально моделирующий, системно моделирующий знания, системно моделирующий деятельность и поведение воспитанников [7].

Наш подход к выделению типов индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога дошкольного образования базируется на известной, классической классификации стилей руководства К. Левина, который выделяет авторитарный, демократический, либеральный стили. Мы предлагаем выделять стили педагогической деятельности в зависимости от особенностей педагогического регулирования педагогом взаимо-

действий детей со сверстниками: гармоничный стиль, организаторский, контролирующий, деспотичный, либерально-творческий, либерально-попустительский. Каждый стиль имеет еще емкое образное название, которое метко определяет суть взаимодействия педагога и детей. Так, гармоничный стиль, «стиль мудреца», предполагает гибкое использование педагогом разнообразных воздействий, предоставление самостоятельности детям, привлечение детей к обсуждению процесса и результатов взаимодействия, педагог выступает в роли партнера; организаторский стиль - «стиль лидера», когда педагог стремится руководить всеми контактами детей, отмечается вмешательство в детские объединения, излишнее стремление упорядочить детскую жизнь в соответствии с педагогическими задачами; контролирующий - «стиль опекуна», педагог предлагает детям самостоятельно что-либо сделать вместе, но наблюдает за каждым их шагом, боясь что они совершат ошибки; деспотичный - «стиль царедворца», педагог ориентируется только на себя, на собственные профессиональные интересы, проявляет эмоциональную неустойчивость в общении с детьми, требует безукоснительного выполнения собственных требований; либерально-творческий - «стиль фантазера», фактически не предоставляет детям самостоятельности, увлеченно принимает участие во всех детских делах, экспериментирует, ориентируется на занимательность и не заботится о целостности развития каждого ребенка; либерально-попустительский - «стиль чужака», педагог стремится предоставить детям максимальную свободу, не осознает ответственности за ребенка, иногда не умеет предложить что-либо интересное [1].

На основе представленной типологии нами была разработана карта экспертной оценки индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В качестве экспертов выступали педагоги детского сада, работающие воспитателями в группах, старшие воспитатели, выполняющие функции методистов учебно-воспитательного процесса, заведующие, родители. Каждый педагог и сам оценивал, к какой стилевой категории можно отнести особенности его педагогического «почерка».

Общая картина результатов диагностики 67 педагогов детских садов г. Ярославля и области такова:

— Большинство воспитателей обладают демократическим стилем педагогической деятельности (86 % педагогов).

— В группах раннего и младшего дошкольного возраста (дети от 2 до 4 лет) воспитатели демонстрируют организаторский и контролирующий

Подходы к разработке типологии индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога дошкольного образования

типы индивидуального стиля деятельности, что, кстати, имеет под собой вполне разумную основу, учитывая уровень самостоятельности и развития детей этой возрастной категории.

— Незначительное число педагогов демонстрируют либерально-попустительский стиль и, редко, «деспотичный» вариант авторитарного стиля.

Отметим одну особенность работы с детьми дошкольного возраста, которая делает стиль профессиональной работы воспитателя гибким. Дело в том, что в психолого-педагогической литературе чаще всего индивидуальный стиль профессиональной деятельности педагога рассматривается в аспекте способов воздействия педагога на ребенка, в результате которого происходят изменения в личности последнего в виде приобретенных знаний, умений, навыков, личностных качеств и т. д. В то же время дети дошкольного возраста оказывают активное влияние на взаимодействующего с ним взрослого, в частности, на его индивидуальный стиль педагогической деятельности: возрастные и индивидуальные особенности детей вносят коррективы в поведение и личность педагога. Конечно, изменения в стиле деятельности воспитателя возникают и в результате приобретения педагогического опыта, овладения мастерством, углубленного самопознания и самосовершенствования.

Библиографический список

1. Белкина, В. Н. Психолош-педагогические аспекты взаимодействия детей со сверстниками [Текст] / В. Н. Белкина. - Ярославль : ЯЕПУ, 2014. - 206 с.

2. Зеленская, О. В. Проявление индивидуальных особенностей воспитателей в стиле педагогического общения [Текст]/ О.В.Зеленская// Международная конференция «Психология общения: социокультурный анализ» : материалы конференции. - Ростов н/Д : Изд-во Ростовского госуниверситета, 2003. - С. 133-135.

3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для студентов, обучающихся по пед. и псих, направлениям и специальностям. - 2 изд., доп., испр., перераб. / И. А. Зимняя. - М. : Логос, 2003. -382 с.

4. Клепцова Е. Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция [Текст] / Е. Ю. Клепцова. - М. : Академический Проект, 2005. - 192 с.

5. Климов, Е. А Педагогический труд: психологические составляющие [Текст] / Е. А. Климов. - М. : Изд-во Москов. Ун-та: Академия, 2004. - С. 238.

6. Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива: Система личностных взаимоотношений [Текст] / Я. Л. Коломинский. - 2-е изд., доп. и перераб. -Минск : Нар. асвета, 1984. - С. 239.

7. Колушова, Л. В. Акмеологические подходы в совершенствовании подготовленности к профессиональной деятельности студентов дошкольного факультета

[Текст]/ Л. В. Колушова// Современные проблемы гуманистической педагогики: опыт и перспективы развития : тезисы докладов международной научно-методической конференции. - Рязань : Изд-во РЕПУ 1999.

8. Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности [Текст] / B.C. Мерлин. - М. : Педагогика, 1986. - 256 с.

9. Панько, Е. А. Психология труда воспитателя [Текст] /Е. А. Панько. - Минск, 1993."

10. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми [Текст] / В. Г. Маралов, И. А. Бучилова, Е. Ю. Клепцова и др. / под ред. В. Г. Маралова. - М. : Академический проект. Парадигма, 2005. - 288 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Belkina, V N. Psihologo-pedagogicheskie aspekty vzaimodejstvija detej so sverstnikami [Tekst] /

V N. Belkina." - Jaroslavl': JaGPU, 2014.-206 s.

2. Zelenskaja, О. V Projavlenie individual'nyh osobennostej vospitatelej v stile pedagogicheskogo obshhenija [Tekst]/ О. V Zelenskaja// Mezhdunarodnaja konferencija «Psihologija obshhenija: sociokul'turnyj analiz» : materialy konferencii. - Rostov n/D : Izd-vo Rostovskogo gosuniversiteta, 2003. - S. 133-135.

3. Zimnjaja, I. A. Pedagogicheskaja psihologija [Tekst] : ucheb. dlja studentov, obuchajushhihsja po ped. i psih. napravlenijam i special'nostjam. - 2 izd., dop., ispr., pererab. /1. A. Zimnjaja. - M. : Logos, 2003. - 382 s.

4. Klepcova E. Ju. Terpimoe otnoshenie k rebenku: psihologicheskoe soderchanie, diagnostika, korrekcija [Tekst] / E. Ju. Klepcova. - M. : Akademicheskij Proekt, 2005.-192 s.

5. Klimov, E. A Pedagogicheskij trud: psihologicheskie sostavljajushhie [Tekst]/ E. A. Klimov. - M. : Izd-vo Moskov. Un-ta: Akademija, 2004. - S. 238.

6. Kolominskij, Ja. L. Psihologija detskogo kollektiva: Sistema lichnostnyh vzaimootnoshenij [Tekst] / Ja. L. Kolominskij. - 2-е izd., dop. i pererab. - Minsk : Nar. asveta, 1984. - S. 239.

7. Kolushova, L. V Akmeologicheskie podhody v sovershenstvovanii podgotovlennosti k professional'noj dejatel'nosti studentov doshkol'nogo fakul'teta [Tekst] / L. V Kolushova // Sovremennye problemy gumanistich-eskoj pedagogiki: opyt i perspektivy razvitija: tezisy dokladov mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. -Rjazari : Izd-vo RGPU, 1999.

8. Merlin, V S. Ocherk integral'nogo issledovanij a in-dividual'nosti [Tekst] /VS. Merlin. - M. : Pedagogika, 1986.-256 s.

9. Pan'ko, E. A. Psihologija truda vospitatelja [Tekst] / E. A. Pan'ko. - Minsk, 1993. "

10. Psihologicheskie osobennosti orientacii pedagogov na lichnostnuju model' vzaimodejstvija s det'mi [Tekst] /

V G. Maralov, I. A. Buchilova, E. Ju. Klepcova i dr. / pod red. V. G. Maralova. - M. : Akademicheskij proekt. Paradigma, 2005.-288 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.