Научная статья на тему 'Проблемы воспитания детей средствами дальних пешеходных экскурсий. Педагогический опыт К. Л. Студитского'

Проблемы воспитания детей средствами дальних пешеходных экскурсий. Педагогический опыт К. Л. Студитского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонов Е. Б.

В статье охарактеризована деятельность ярославского педагога-воспитателя первой трети XX века К.Л. Студитского, успешно использовавшего средства дальних пешеходных экскурсий в воспитании детей школьного возраста. В приложении дается перечень всех трудов К.Л. Студитского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The activity of Yaroslavl teacher of the first third of the 20-th century K.L. Studitsky is characterized, who used far hikes for upbringing school children. The list of Studitsky's works is given in the appendix.

Текст научной работы на тему «Проблемы воспитания детей средствами дальних пешеходных экскурсий. Педагогический опыт К. Л. Студитского»

ской ситуации, конкретных педагогических стоятельных исследований. В настоящее вре-

задач. В то же время очевидно, что наиболее мя в большей мере изучен стиль педагогиче-

эффективным является гармоничное, осмыс- ского общения как одной из ведущих сторон

ленное и отрефлексированное использование деятельности педагога.

стилей педагогического поведения воспитате- В своем исследовании мы определили

ля детского сада. ряд задач, которые позволяют в определенной

Как мы видим, в основе рассмотренных степени ответить на вопрос: что в стилистике

классификаций лежит интегративная их ха- педагогического поведения является опти-

рактеристика. мальным для создания эмоционального ком-

Индивидуальный стиль педагогической форта для маленького человека. На наш

деятельности содержит в себе в качестве со- взгляд, этот фактор наиболее значим в проставляющих еще ряд «внутренних» стилей, цессе развития интеллекта и личности ребен-

таких, как стиль управления, стиль общения, ка в условиях дошкольного образовательного

стиль отношения, когнитивный стиль и т.д. учреждения.

Каждый из них может стать предметом само-

Библиографический список

1. Алешина, Е.С. Соотнесение когнитивного стиля с индивидуальным стилем на основе анализа ориентировочных и исполнительных компонентов [Текст] / Е.С. Алешина, О.С. Дейнека // Когнитивные стили: тезисы научно-практического семинара / под ред. В. Колги. - Таллин, 1986. - 67 с.

2. Белкина, В.Н. Подготовка студентов к педагогическому регулированию взаимодействия детей со сверстниками [Текст] / В.Н. Белкина: монография. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. - 305 с.

3. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы [Текст] / Е.А. Климов. - Л.: ЛГУ, 1969. - 49 с.

4. Маралов, В.Г. Психология педагогического взаимодействия воспитателя с детьми [Текст] / В.Г. Маралов. - М.: Академия, 2002. - 250 с.

5. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности [Текст] / В.С. Мерлин. - М.: Педагогика, 1986. - 253 с.

6. Панько, Е.А. Воспитатель детского сада: Психология [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Е.А. Панько. - Минск: Народная асвета, 1998. - 176 с.

7. Психология развивающейся личности [Текст] / под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1987. -240 с.

8. Психологический словарь [Текст] / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; На-уч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. - М.: Педагогика, 1987. - 240 с.: ил.

Е.Б. Антонов ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ДАЛЬНИХ ПЕШЕХОДНЫХ ЭКСКУРСИЙ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ К.Л. СТУДИТСКОГО

В статье охарактеризована деятельность ярославского педагога-воспитателя первой трети XX века К.Л. Студитского, успешно использовавшего средства дальних пешеходных экскурсий в воспитании детей школьного возраста. В приложении дается перечень всех трудов К.Л. Студитского.

E.B. Antonov

PROBLEMS OF UP-BRINGING CHILDREN BY USING FAR HIKING. K.L. STUDITSKY'S PEDAGOGICAL EXPERIENCE

The activity of Yaroslavl teacher of the first third of the 20-th century K.L. Studitsky is characterized, who used far hikes for upbringing school children. The list of Studitsky’s works is given in the appendix.

«Говорят, что XX век - век ребенка... Общество в заботе о детворе устраивает сэтльменты, клубы, колонии, детские сады, площадки и т.д., стараясь дать ребенку веселое, здоровое и разумное детство» [3. С. 54], -

так писал в 1914 г. воспитатель Александровского детского приюта в Ярославле Константин Лаврович Студитский. Имя этого ярославского педагога начала XX века сейчас практически неизвестно. Тем не менее,

К.Л. Студитский был одним из тех, кто своей практической деятельностью вносил существенный вклад в воспитание детей. Весь его профессиональный жизненный путь стал служением педагогике - теоретической, но в большей степени практической.

К сожалению, сведения о К.Л. Студит-ском весьма скудны. Как удалось выяснить по архивным документам, он родился, видимо, в 1876 или 1877 г. Образование получил в Духовной семинарии (4 класса), а затем путем домашней подготовки получил учительское звание. С 1907 г. работал воспитателем Николаевского детского приюта в Ярославле

[12]. Вероятно, с 1909 г. К.Л. Студитский стал служить сначала воспитателем, а затем заведующим Александровским детским приютом

[13]. После Февральской революции был выбран председателем городской группы учащих Учительского союза г. Ярославля.

Вскоре после Октябрьской революции Александровский приют был переименован в детский дом им. К. Маркса, в котором К.Л. Студитский в прежней должности продолжал работать до марта 1919 г. Затем он уехал в Петропавловскую волость Даниловского уезда, где работал учителем сельской школы до февраля 1921 г. Одновременно К.Л. Студитский исполнял обязанности «председателя ячейки союза Р.П. и С.К. по волости», работая там же волостным школьным инструктором. С февраля 1921 г. по приглашению Губнаробраза педагог переехал в Ярославль и занял должность «Губернского инструктора по организации правильной постановки детских домов» Ярославской губернии [1. Л. 1-1 об.] [14], одновременно вновь возглавив детский дом им. К. Маркса [11. C. 35]. Сведения о К. Л. Студитском обрываются 1927 годом [15].

Мы остановимся на тех вопросах педагогического наследия К.Л. Студитского, которые кроме него в ярославской педагогике практически больше никем не развивались: на проблемах воспитания детей средствами дальних пешеходных экскурсий.

К.Л. Студитский был одним из тех российских педагогов начала XX века, которых не удовлетворяли общепринятые педагогические приемы. Он убедился, что ни наказание за проступки, ни увещевания, ни внушения не имеют воспитательного эффекта. По этой причине он решил «поставить воспитанников

приюта в такие жизненные условия, при которых они делали бы как можно менее проступков» [3. С. 54].

Летом 1908 г. К.Л. Студитский впервые организовал прогулки с детьми Николаевского детского приюта за город, которые дали положительный воспитательный эффект. В мае 1909 г. уже с воспитанниками Александровского детского приюта состоялась пешеходная экскурсия в г. Романов. Общая протяженность пути (туда и обратно) составила 75 верст. В июне того же года была проведена трехнедельная пешеходная экскурсия в Кострому. Воспитанники с руководителем прошли 100 верст. Во время этого путешествия дети на 10 дней задержались в деревне, где помогали крестьянам на сенокосе. Мальчики работали увлеченно, тем более что каждому была дана верховая лошадь, чтобы свозить копны сена к стогу. «Прогулка в Кострому дала отличные результаты, - писал К.Л. Студитский,

- мальчики, участвовавшие в прогулке, ярко выделялись из среды тех детей, которые в это время были у своих родственников в городе» [3. С. 54].

Летом 1911 г. К.Л. Студитский со своими воспитанниками совершил пешеходное путешествие по Ярославской губернии. За 30 дней дети прошли 335 верст, побывали в шести уездных городах и осмотрели пять фабрик и заводов. «Результаты экскурсии настолько меня удовлетворили, что я ежегодно стал ходить со своими питомцами пешком», — отмечал педагог [3. С. 54]. Найдя «этот прием воспитания в высшей степени полезным» [3. С. 54], к 1914 г. К.Л. Студитский уже мог авторитетно утверждать, что экскурсии «весьма благотворно влияют на детей, как в нравственном, так и в физическом отношениях» [3. С. 54].

Поскольку позаимствовать подобный опыт было не у кого, К.Л. Студитский нарабатывал его сам. Не зная, сколько верст за одно путешествие могут, не утомляясь, пройти дети от 9 до 16 лет, педагог наметил первый маршрут в 100 верст. Маршруты следующих лет составляли 330, 404, 650 верст. Последняя экскурсия показала, что весь путь не должен быть более 500 верст.

К.Л. Студитский был убежден, что дальние пешеходные экскурсии соответствуют самой сущности детской природы. Он отмечал, что развитие ребенка требует движе-

ния, свободы, простора, где ребенок «встанет лицом к лицу с природой . поживет ее жизнью . сольется с нею в одно целое, нераздельное» [5. С. 261]. «В продолжение целого месяца постоянный моцион среди здорового, чистого воздуха, множество разнообразнейших впечатлений, жизнь среди лугов, лесов, деревень, а отчасти и городов, жизнь своеобразная, с массой удовольствий и, в то же время, полная маленьких препятствий и лишений, такая жизнь захватывает всего человека, влияет на все силы души» [3. С. 55].

Отмечая, что в экскурсии нет мелочей, К.Л. Студитский тщательно продумывал снаряжение. Большое внимание он уделял брезентовым походным сумкам - прообразам современных рюкзаков, которые шили сами дети по индивидуальным меркам. Участники будущего пешеходного путешествия сами плели и тростниковые матрасики, прикрепленные к сумкам. К.Л. Студитский замечал: «Ни на каком деле я не видывал их [детей -Е.А.] такими внимательными и прилежными, как здесь» [3. С. 57]. В этих сумках школьники несли кухонные принадлежности, провизию и одежду. Нагрузка распределялась в соответствии с возрастом учащихся: младшие несли груз весом 12 фунтов (около 5 кг), старшие - 20-25 фунтов (8-10 кг). У каждого школьника был зонт.

Подготовка к экскурсии начиналась в конце мая и шла около двух недель. Дети с нетерпением ждали летних экскурсий. К.Л. Студитский приводит стихи 13-летнего мальчика, который мечтает о предстоящей экскурсии. В нем были такие слова: «Скоро ль грусть и скука от меня уйдут, воля ж и свобода скоро ли придут!» [5. С. 260].

Летом 1913 г. состоялось самое длинное путешествие продолжительностью 42 дня. 22 воспитанника прошли пешком 650 верст от Осташкова к истоку Волги и далее по волжскому берегу [16].

В летних экскурсиях сложился особый распорядок дня и организация группы. Утром, обычно в 8-9 часов, экскурсанты отправлялись в путь. После 2-3-х часов дороги они делали остановку на 4-5 часов. Дежурная смена из четырех человек шла за дровами в лес, другая смена, тоже четыре человека, готовила чай. Остальные в это время отдыхали. После чаепития дежурные готовили обед. «Все экскурсанты разделены посменно так,

что в каждой смене есть хотя бы один из участников прошлых экскурсий, а потому уже несколько знакомый с кулинарным искусством; он и руководит всем делом, а новички помогают ему и научаются от него этому искусству. Делается все тщательно и аккуратно...» [4. C. 45]. После обеда экскурсанты шли еще 3-4 часа и, пройдя 12-13 верст, делали остановку на чай, после которой шли еще один час, а затем располагались на ночлег. Ночлег устраивали, как правило, в деревне на сеновале. Матрасики, пришитые к сумкам, служили постелями.

Для К.Л. Студитского как воспитателя в летних экскурсиях было ценно то, что «здесь работает каждый не для себя только, а для всех, и все работают для одного» [4. C. 58]. Он был убежден, что «неудобства пешеходной экскурсии. являются отличнейшей школой для воспитания энергичного и настойчивого характера» [4. C. 49], а ежедневный труд способствует развитию деловых качеств. Вопросы дисциплины в пешеходной экскурсии не возникали: «С точки зрения самих экскурсантов она [дисциплина - Е.А.] является чем-то обязательно-необходимым. Она совсем и незаметна для воспитанников, как будто бы ее и нет» [4. C. 53]. Для К.Л. Студитского были очевидны преимущества пешеходной экскурсии: «здесь экскурсант развивается в гораздо большем масштабе, чем в других экскурсиях», так как «знакомится с бытом своего народа. в то же время наблюдает, изучает и природу» [4. C. 50-51].

Чутко улавливая перемены, происходившие с детьми, К.Л. Студитский с радостью отмечал, что в ходе совместного путешествия исчезала грубость в общении детей, появлялись отзывчивость и стремление помочь слабому, а общее веселое настроение, с шутками и прибаутками, объединяло группу экскурсантов. Развившуюся среди воспитанников Александровского приюта любовь к музыке, пению и рисованию К.Л. Студитский всецело приписывал влиянию экскурсий и непосредственному влиянию природы.

Кроме воспитательного значения, экскурсии К.Л. Студитского имели и образовательный характер. Так, в путешествии к истокам Волги дети видели, как живет население Тверской губернии: как крестьяне плетут сети и вьют веревки, как работает кузница.

В 1915 г., когда уже целый год шла Первая мировая война, К.Л. Студитский провел пешеходную экскурсию по маршруту Ярославль - Иваново-Вознесенск - Шуя -с. Павлово - с. Ворсма - с. Богородское -Нижний Новгород. По традиции воспитанники участвовали в полевых работах, помогая бедным, нуждающимся в рабочих руках солдаткам. В с. Богородском экскурсанты посмотрели работу кустарных кожевенных заводов. Хозяин фабрики металлоизделий Те-ребин в с. Павлове сам провел для ярославцев экскурсию по производственным цехам. На фабрике Одинцова в с. Ворсма экскурсанты познакомились с изготовлением хирургических инструментов, столь необходимых в годы войны. Эти экскурсии были не просто знакомством с тем или иным производством. Это были встречи с людьми, увлеченными своей трудовой созидательной деятельностью, что оказывало неоценимый воспитательный эффект.

В 1916 г. вместе с 19-ю воспитанниками К. Л. Студитский организовал путешествие в Казань, занявшее 34 дня. До Нижнего Новгорода ярославцы плыли на пароходе, а затем до Казани прошли пешком около 500 верст.

За 1908-1916 гг. К.Л. Студитский накопил бесценный опыт по воспитанию детей-сирот средствами пешеходных путешествий. Неутомимая деятельность ярославского педагога была в начале XX в. редким явлением [17].

После Октябрьской революции К.Л. Студитский с энтузиазмом стал участвовать в создании новой школы: «Новая школа меня давно интересовала; я не любил старой школы; я не любил ее за книжность, учебу, за ее оторванность от жизни.» [6. C. 22]. Проверяя на практике основные принципы единой трудовой школы, К.Л. Студитский анализировал работу учителя в новой школе, поднимал вопросы работы школы с сельскохозяйственным уклоном, осмыслял новые программы ГУСа, рассматривал эффективность экскурсионного, трудового и книжного методов преподавания. Большое внимание педагог уделял вопросам воспитания детей в детских домах. В своих многочисленных статьях он подчеркивал, что «весь секрет воспитания детей ... заключается в том, чтобы создать кругом их такую жизненную обстановку, которая невольно бы отталкивала их от всего дурного и вела ко всему прекрасному, дель-

ному и умному, и вся трудность воспитания заключается в создании именно этой жизненной обстановки» [8. C. 27].

В связи с решением задач единой трудовой школы и развитием экскурсионного метода К.Л. Студитский рассматривал и вопросы организации пешеходных школьных экскурсий. В статьях 1922, 1923 и особенно 1927 гг. он обобщил свой десятилетний опыт подобной работы. К этому времени школьные экскурсии начали принимать массовый характер. Пионерские и комсомольские организации включали в планы своей работы новый вид деятельности - туризм. В 1925 г. 15 воспитанников I ступени детского дома им. К. Маркса под руководством 16-летнего сына К.Л. Студитского Михаила совершили пешеходную экскурсию длиной 140 верст по берегам Волги [10. C. 16; 18].

Летом 1927 г., впервые после революции, пионеры одного из детских домов Ярославля отправились летом пешком в Москву, а комсомольская молодежь другого учебного заведения пошла в пеший поход по Ярославской губернии. В связи с этим опыт К.Л. Сту-дитского оказался вновь востребованным, а его статьи стали ценным методическим пособием для новых педагогов-воспитателей советской школы.

В своих статьях 1920-х гг. К.Л. Студит-ский вновь подчеркнул воспитательное значение экскурсий: «.дальние пешеходные экскурсии пробуждают в детях те именно тайники души, которые, быть может, никогда бы и не проснулись. И, что особенно ценно . они захватывают всего человека, со всеми его разнообразнейшими индивидуальностями»

[9. C. 44]. Особенно выделял К.Л. Студитский воспитывающее воздействие природы на учащихся и образовательное значение туризма. Ярославский педагог настойчиво повторял: «Особенно ценно здесь . что интерес к своей стране ... вырастает у детей . без школьной искусственности и нудности, а вполне естественным и незаметным для детей путем.» [7. C. 18].

Большое внимание он уделял практическим вопросам подготовки и проведения дальних пешеходных путешествий [10. C. 8-19].

Ознакомившись с педагогическим наследием К.Л. Студитского, можно в полной мере отнести его к тем прогрессивным педагогам начала XX века, о которых писал

В.П. Вахтеров: «.педагог, ставящий в осно- альную, но возвышенную и, во всяком слу-

ву воспитания стремление ребенка к разви- чае, прогрессивную» [2. C. 147]. В Ярославле

тию, будет носить в своей душе идеалы дос- первой трети XX века К.Л. Студитский внес

тижимые ... он будет иметь своей путевод- важнейший вклад в воспитание детей средст-

ною звездою, своим маяком цель, хотя и ре- вами дальних пешеходных экскурсий.

Примечания

1. ГАЯО. - Ф.Р-178. - Он. 1. - Д. 4706. - Л. 1-1 об.

2. Вахтеров, В.П. Основы новой педагогики [Текст] I В.П. Вахтеров. - М., 1913.

3. Студитский, К. 1500 верст нешком но берегу Волги (Опыт организации пешеходных экскурсий с детьми) [Текст] I К. Студитский II Русский экскурсант. - 1914. - № 1. - С. 54-66.

4. Студитский, К. 1500 верст нешком но берегу Волги (Опыт организации пешеходных экскурсий с детьми) (Окончание) [Текст] I К. Студитский II Русский экскурсант. - 1914. - № 2. - С. 43-54.

5. Студитский, К. Чем должна быть экскурсия по впечатлениям самих детей [Текст] I К. Студитский II Русский экскурсант. - 1915. - № 5. - С. 290-297.

6. Студитский, К. Мои первые шаги в новой трудовой школе (Из Даниловского уезда) [Текст] I К. Сту-дитский II Вестник Ярославского института народного образования. - 1920. - № 1. - С. 22-27.

7. Студитский, К. 3000 верст нешком (К вопросу об экскурсиях) [Текст] I К. Студитский II Наш труд. -1922. - № 2. - С. 15-18.

8. Студитский, К. В неблагоприятных условиях (О работе в школе и в детском доме) [Текст] I К. Студитский II Наш труд. - 1923. - № 2. - С. 26-30.

9. Студитский, К. Три тысячи верст нешком [Текст] I К. Студитский II Наш труд. - 1923. - № 6. - С. 4244.

10. Студитский, К. Организация дальних пешеходных экскурсий [Текст] I К. Студитский II Наш труд. -1927. - № 6. - С. 8-19.

11. «Вглядись в минувшее бесстрастно.»: Культурная жизнь Ярославского края 20-30-х гг. : документы и материалы. - Ярославль, 1995.

12. Николаевский детский приют - ныне здание поликлиники на Московском проспекте, д. 43I10. См. о нем: История губернского города Ярославля [Текст]. - Ярославль, 2006. - С. 426.

13. Александровский детский приют - ныне терапевтическая больница № 1, пл. Челюскинцев, д. 8. См. о нем: История губернского города Ярославля [Текст]. - Ярославль, 2006. - С. 426.

14. Автор приносит сердечную благодарность научному сотруднику ГАЯО С.В. Севрюковой за номощь в изучении биографии К.Л. Студитского.

15. О вкладе К.Л. Студитского в педагогический опыт ярославской школы можно судить но статьям, опубликованным в журналах «Русский экскурсант», «Вестник Ярославского института народного образования», «Наш труд», которые издавались в Ярославле в разные годы первой трети XX в. Всего в этих изданиях было напечатано 29 статей К.Л. Студитского.

16. После этой экскурсии К.Л. Студитский составил сравнительную таблицу состояния здоровья воспитанников Александровского нриюта, участвовавших в дальних пешеходных экскурсиях и не принимавших участия в них. Т аблица наглядно показала, что продолжительность заболеваний незакаленных детей была вдвое больше. См.: Студитский, К. 1500 верст нешком но берегу Волги (Опыт организации пешеходных экскурсий с детьми) (Окончание) [Текст] I К. Студитский II Русский экскурсант. - 1914. - № 2. - С. 52.

17. Об этом свидетельствует беседа К.Л. Студитского с нонутчиком ярославцев - профессором Казанского университета, который был приятно удивлен встречей, считая, что подобные пешеходные экскурсии устраивают для школьников только в Швейцарии. См.: Студитский, К. По земле черемисов и чувашей (нешком от Нижнего до Казани) [Текст] I К. Студитский II Русский экскурсант. - 1917. -№ 2-3. - С. 62-63.

18. Михаил Константинович Студитский (родился в 1908 году), преподаватель педагогического техникума г. Ярославля. Арестован (в 1934) и осужден но статье 58(10) - контрреволюционная пропаганда и 58 (11) - контрреволюционная организованная деятельность УК СССР. Реабилитирован в 1956 г. См. о нем: Не предать забвению [Текст]. - Ярославль, 1995. - Т. 3. - С. 411.

Приложение: шисок печатных трудов К.Л. Студитского

Студитский, К. 1500 верст нешком но берегу Волги (Опыт организации пешеходных экскурсий с детьми) [Текст] I К. Студитский II Русский экскурсант. - 1914. - № 1. - С. 54-66.

Студитский, К. 1500 верст пешком по берегу Волги (Опыт организации пешеходных экскурсий с детьми). (Окончание) [Текст] I К. Студитский II Русский экскурсант. - 1914. - № 2. - С. 43-54.

Студитский, К. Что необходимо взять с собою в пешеходную экскурсию [Текст] I К. Студитский II Русский экскурсант. - 1914. - № 5-6. - С. 49-50.

Студитский, К. Наши сумки и постели (Из опыта пешеходной экскурсии) [Текст] I К. Студитский II Русский экскурсант. - 1915. - № 3. - С. 172-176.

Студитский, К. Пешком к Ипатию (Экскурсия в луга Ярославского Александровского детского приюта) [Текст] I К. Студитский II Русский экскурсант. - 1915. - № 4. - С. 217-223.

Студитский, К. Чем должна быть экскурсия по впечатлениям самих детей [Текст] I К. Студитский II Русский экскурсант. - 1915. - № 5. - С. 259-265.

Студитский, К. Пешком к Ипатию (Экскурсия в луга Ярославского Александровского детского приюта) (Окончание) [Текст] I К. Студитский II Русский экскурсант. - 1915. - № 5. - С. 290-297.

Студитский, К. Полевые работы во время пешеходных экскурсий [Текст] I К. Студитский II Русский экскурсант. - 1915. - № 6. - С. 339-341.

Студитский, К.Л. В царстве дубильной коры (Село Богородское, Нижегородской губ.) [Текст] I К. Студитский II Русский экскурсант. - 1915. - № 7. - С. 408-415.

Студитский, К. Среди железа и стали (с. Павлово и Ворсма Нижегородск. г.) [Текст] I К. Студитский II Русский Экскурсант. - 1915. - № 9. - С. 505-513.

Студитский, К. Среди зеленых садов (Пешком от Нижнего до Казани) [Текст] I К. Студитский II Русский экскурсант. - 1917. - № 1. - С. 17-26.

Студитский, К. По земле черемисов и чувашей (пешком от Нижнего до Казани) [Текст] I К. Студитский II Русский экскурсант. - 1917. - № 2-3. - С. 56-67.

Студитский, К. Мои первые шаги в новой трудовой школе (Из Даниловского уезда) [Текст] I К. Студитский II Вестник Ярославского института народного образования. - 1920. - № 1. - С. 22-27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Студитский, К. 3000 верст пешком (К вопросу об экскурсиях) [Текст] I К. Студитский II Наш труд. - 1922. -№ 2. - С. 15-18.

Студитский, К. В неблагоприятных условиях (О работе в школе и в детском доме) [Текст] I К. Студитский II Наш труд . - 1923. - № 2. - С. 26-30.

Студитский, К. Вехи к новой школе [Т екст] I К. Студитский II Наш труд. - 1923. - № 4. - С. 21- 26.

Студитский, К. Школа с С.-Х. уклоном (О школе 1 ступени) I К. Студитский II Наш труд. - 1923. - № 5. -С. 18-24.

Студитский, К. Три тысячи верст пешком [Текст] I К. Студитский II Наш труд. - 1923. - № 6. - С. 42-44.

Студитский, К. О новых программах ГУСа [Текст] I К. Студитский II Наш труд. - 1923. - № 11.- С. 7-10.

Студитский, К. О новых программах ГУСа (Продолжение) [Текст] I К. Студитский II Наш труд. - 1923. -№ 12. - С. 21-23.

Студитский, К. О новых программах ГУСа [Текст] I К. Студитский II Наш труд. - 1924. - № 1. - С. 21-25.

Студитский, К. Пионерство и детский дом (Из опыта работы по пионерскому движению) [Текст] I К. Студит-ский II Наш труд. - 1924. - № 6. - С. 9-12.

Студитский, К. Как привить заинтересованность и любовь к ремеслам детям дет. дома [Текст] I К. Студит-ский II Наш труд. - 1924. - № 11-12. С. 51-57.

Студитский, К. К вопросу о повышении квалификации работников детских домов [Текст] I К. Студитский II Наш труд. - 1925. - № 11-12. - С. 32-36.

Студитский, К. О летних детских площадках [Текст] I К. Студитский II Наш труд. - 1927. - № 4. - С. 17-18.

Студитский, К. Как и что нужно делать на деревенской площадке [Текст] I К. Студитский II Наш труд. - 1927.

- № 5. - С. 30-34.

Студитский, К. Организация дальних пешеходных экскурсий [Текст] I К. Студитский II Наш труд. - 1927. -№ 6. - С. 8-19.

Студитский, К. О достижениях в области детских домов к X годовщине Октября [Текст] I К. Студитский II Наш труд. - 1927. - № 10. - С. 24-27.

Студитский, К. К вопросу о выпуске воспитанников из детских домов [Текст] I К. Студитский II Наш труд. -1927. - № 11. - С. 19-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.